Новая тема Ответить |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
![]() |
#1 |
![]() |
![]() ![]() ![]() Демонстрационный самолёт XB-1 компании Boom Supersonic преодолел звуковой барьер, что стало важной вехой в разработке более крупного 55-местного сверхзвукового авиалайнера, известного как Overture. ![]() «Увертюра», третьей будешь? ![]() «Конкорд» и Ту-144. Очень сложно судить, насколько вот это может быть прототипом для пассажирского авиалайнера, сходство с Ту-144 и «Конкордом» очень отдаленное. Зато если посмотреть на такие аппараты, как U-2 и SR-71, то с ними есть что-то такое общее. ![]() SR-71 ![]() ХВ-1 Впрочем, в США и не делают тайны из того, что на самолет смотрят и с другой стороны. По крайней мере, «в целом эта программа может иметь значительные последствия не только для коммерческой авиации, но и для военной» — так считают в самой компании-разработчике. И вот этот демонстрационный образец XB-1 компании впервые преодолел звуковой барьер, разогнавшись до сверхзвуковой скорости чуть более чем за 11 минут полёта. ![]() Самолёт разогнался до скорости 1,1 Маха под управлением бывшего лётчика ВМС США и испытателя Тристана «Джеппетто» Бранденбурга из аэропорта Мохаве в Калифорнии. На протяжении большей части полёта XB-1 сопровождали два других сверхзвуковых самолёта: Mirage F1 под управлением Эй Джея «Фэйса» Макфарланда (к слову – совершенно не гражданского пилота), выполнявший функции основного сопровождения, и T-38 Talon, выполнявший функции фотоконтроля. Во время полёта XB-1 трижды достигал сверхзвуковой скорости и благополучно приземлился в Мохаве после полёта продолжительностью чуть более 30 минут. ![]() Что примечательно: оно, конечно, Mirage F1 никогда не был на вооружении ни ВВС США, ни ВМС, ни КМП. Вероятно, это частный самолет, принадлежащий Макфарланду, позывной которого прямо орет о том, что Эй Джей – военный или бывший военный (если бывшие у них в порядке вещей, а то может и не быть) летчик. Ну а Т-38 – это вообще штатный учебно-тренировочный самолет и ВВС США, и NASA. И имя летчика почему-то из отчетов скромно исчезло. Так что да, ХВ-1 — это прототип, созданный по программе пассажирского авиалайнера, но за хвостовым оперением неназойливо так маячили военные. ![]() XB-1 становится новейшей сверхзвуковой платформой, которая поднимется в воздух над «Долиной испытательных полётов», продолжая исторические первые полёты, совершённые здесь такими самолётами, как X-1, North American X-15 и Lockheed SR-71 Blackbird. Ожидается, что в конечном итоге максимальная скорость XB-1 составит около 2,2 Маха или около 2 700 км/ч. XB-1, также известный как «Baby-Boom», представляет собой демонстратор технологий в масштабе 1/3 для Overture. Он совершил свой первый полёт в Мохаве 22 марта 2024 года, и во время этого полёта XB-1 развил скорость около 500 км/ч и достиг высоты 2500 м. В тот раз за штурвалом был главный лётчик-испытатель Билл «Док» Шумейкер, а за полётом следил «Джеппетто» Бранденбург, управлявший самолётом сопровождения T-38 Talon. Что, в целом, подтверждает общую картину происходящего: в Boom Supersonic на многих должностях находятся военные/бывшие военные, соответственно, военные ведомства прекрасно осведомлены о всем происходящем в фирме Boom Supersonic. Впервые компания заявила о разработке прототипа в ноябре 2016 года, примерно через восемь месяцев после объявления о своих планах по созданию Overture. 7 октября 2020 года Boom Supersonic выпустила XB-1, который имеет гражданский регистрационный номер N990XB в США. В конструкции XB-1 широко используются передовые технологии, в том числе композитные материалы из углеродного волокна, усовершенствованная авионика и цифровая оптимизация аэродинамики. ![]() У XB-1 необычная силовая установка, которая позволяет ему развивать сверхзвуковую скорость и, возможно, имеет перспективу на что-то большее. Она состоит из трёх турбореактивных двигателей General Electric J85-15, которые в совокупности обеспечивают тягу около 60 кН. Двигатель J85 хорошо освоен и также используется в Northrop F-5 и T-38. Но на его месте запросто может оказаться что-то примерно таких же размеров, но мощнее. Сама по себе схема с тремя двигателями экзотична, но с тех пор, как был представлен XB-1, ещё один трёхмоторный самолёт «вышел из тени» — китайский перспективный боевой самолёт, предварительно известный как J-36. По сравнению с XB-1, Overture будет изрядно крупнее: длина 61 метр против 21 у прототипа, а вот высотно-скоростные качества заявляются примерно такие же: максимальная скорость — 2,2 Маха, крейсерская – 1,7 М, а дальность на крейсерской скорости составит около 9 000 км. И эти цифры как раз говорят о том, что на Overture будут стоять несколько иные двигатели. Планируется, что Overture, призванный сделать сверхзвуковые перелёты более доступными для большего числа путешественников, станет перевозить в общей сложности 64–80 пассажиров. Предназначенный для значительного сокращения продолжительности трансокеанских перелётов, самолёт «разработан таким образом, чтобы быть прибыльным для авиакомпаний по ценам, аналогичным ценам первого и бизнес-класса», отмечается на сайте компании. В последний раз такие характеристики были доступны для пассажиров на борту англо-французского «Конкорда». ![]() Билет на этот культовый авиалайнер стоил в несколько раз дороже, чем эквивалентный билет бизнес-класса, и в конце 2003 года лайнер был выведен из эксплуатации. Ну и аварии тоже сыграли свою роль. ![]() До «Конкорда» был советский Ту-144, который стал первым в мире пассажирским сверхзвуковым самолётом, начавшим эксплуатацию в 1975 году. Однако он совершил всего около 100 коммерческих рейсов, примерно половина из которых была пассажирскими, после чего его быстро перевели на грузовые перевозки. Он завершил свою карьеру в качестве сверхзвукового исследовательского самолёта, в том числе по заказу НАСА. ![]() В прошлом компания Boom заявляла, что производство каждого самолёта Overture обойдётся в 200 миллионов долларов. На своём сайте она также сообщает, что «портфель заказов Overture состоит из 130 заказов и предварительных заказов» от American Airlines, United Airlines и Japan Airlines. Boom говорит, что планируется выпустить первую версию Overture в 2026 году, испытательные полёты начнутся в 2027 году, а сертификация типа ожидается к 2029 году. Всё это остаётся очень амбициозным проектом, в котором предстоит преодолеть множество препятствий, и мы не удивимся, если эти сроки не будут соблюдены. В наше время сроки, «сдвинутые вправо» с последующим подорожанием, – это нормально. Но помимо коммерческого рынка, не стоит упускать из виду потенциальное военное применение «Увертюры». Мы все-таки просто обязаны рассмотреть и такой вариант развития событий. Ведь для этого есть определенные предпосылки: с 2020 года компания Boom сотрудничает с Военно-воздушными силами США, разрабатывая потенциальную версию Overture для высокоскоростных полётов правительственных чиновников. Хотя перемещение правительственных чиновников на сверхзвуковой скорости было бы уникальной и очень престижной возможностью, конструкция Overture также позволяет быстро перевозить грузы и персонал, что также интересует Военно-воздушные силы. В июле 2022 года Northrop Grumman и Boom объявили о сотрудничестве в разработке варианта Overture специально для вооружённых сил США и их союзников. В то время Boom отметил, что военный вариант был бы идеальным для «операций быстрого реагирования». Главный инженер-испытатель Ник Шерика высказался о возможностях ХВ-1 в следующем стиле: «Оснащённый специализированными возможностями, самолёт может использоваться для доставки медикаментов, экстренной медицинской эвакуации или наблюдения за обширными территориями быстрее, чем обычные самолёты. Вариант Overture для специальных миссий также может использоваться для координации других самолётов и наземных средств в различных сценариях». Собственно, вот и всё. Наблюдение за большими территориями и координация других самолетов. Каких? Да понятно, что не пассажирских. Ресурс Сколько вообще было принято усилий для разработки «оборонных вариантов» Overture, сказать сложно. В сентябре 2023 года компания Boom объявила о создании своей консультативной группы по обороне, опираясь на сотрудничество с Northrop Grumman. Группа призвана помочь в определении «задач национальной безопасности», для которых может быть использован этот самолёт. Но, как и в случае с коммерческим применением Overture, перспектива создания военной версии также сопряжена с трудностями. История предыдущих программ показывает, насколько сложно сделать коммерческий сверхзвуковой полёт реальностью, особенно доступной по цене. Однако остаётся ли главной целью Boom, сказать невозможно. На военных бюджетах прибыли получается больше, чем на коммерческих перевозках, это факт. ![]() Однако сейчас стоит задуматься о достижении Boom Supersonic, которое заключается в преодолении звукового барьера с помощью XB-1. Что бы ни ждало эту амбициозную программу в будущем, экзотический испытательный самолёт, несомненно, привлечёт внимание военных. А уж они вряд ли упустят свой шанс. На самом деле, в США давно уже с огромным удовольствием смотрят в сторону частного сектора. NASA давным-давно сравнялась по беспомощности с «Роскосмосом» и ничего не может предложить в плане космических кораблей. Всё делают частные конторы типа SpaceX, Blue Origin, Sierra Space, Boeing. Кто сказал, что такое же совершенно невозможно в области авиастроения? А если есть приличная частная разработка, то почему военное ведомство не в состоянии воспользоваться им по полной программе? И на выходе получить уже продукт, готовый к применению, не важно, в качестве разведчика или скоростного транспортника. Это действительно не важно, важен итоговый результат. ![]() Пассажирский лайнер «Увертюра» — это, конечно, да, он вполне себе сможет и состояться. Но выпуск лайнеров, продажа, обслуживание, окупаемость — всё это ляжет на производителя. А военный бюджет — это военный бюджет. Это соблазн, так что высотный скоростной разведчик или самолет оперативной доставки могут появиться намного раньше, чем коммерческий лайнер. Тем более что у США явная проблема с этими классами самолетов. А скоростные самолеты, способные оперативно перебрасывать грузы на огромные расстояния Тихого океана, — это будет необходимо, если США не снимут со счетов Китай как врага №1. Да и разведчики, способные безнаказанно заглянуть чуть дальше, чем спутники, — тоже дело небесполезное. Так что появление преемника U-2 и SR-71 — не такая уж и глупая затея, как может показаться. А сверх- или гиперзвуковой транспорт, не особенно нуждающийся в сопровождении, — тем более. |
|
Новая тема Ответить |
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Что не так с нашими тральщиками? | ezup | Военно-морской флот | 0 | 25.04.2019 17:39 |
Кто будет летать в украинском небе | ezup | Авиация | 0 | 01.03.2019 16:27 |
Летать охота | ezup | GIF анимация | 0 | 05.06.2015 15:12 |
Летать... | marishka | Плейкасты от marishka | 2 | 18.03.2012 11:12 |
В России новая пилотажная группа будет летать на Як-130 | ezup | Авиационные новости | 0 | 10.08.2011 16:47 |