Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый Сегодня, 17:06 #1   #1
ezup
ezup на форуме
Чебуралиссимус
По умолчанию Истребительная авиация Польши
ezup
ezup на форуме



В настоящее время военно-воздушные силы Польши находятся в стадии реорганизации и модернизации. В ближайшее время боевые самолёты советского производства будут выведены из эксплуатации и заменены модернизированными истребителями F-16C/D Jastrząb, лёгкими сверхзвуковыми самолётами южнокорейского производства FA-50 Golden Eagle и истребителями 5-го поколения F-35A Lightning II.

Истребители МиГ-29


После окончания «холодной войны» польская истребительная авиация подверглась существенному сокращению. Последние МиГ-23МФ списали в 1999 году, а МиГ-21бис служили до 2003 года. После этого из самолётов, способных осуществлять перехват и вести ближний манёвренный воздушный бой, в строю остались только МиГ-29.


Один из первых истребителей МиГ-29А ВВС Польши

Первые истребители этого типа прибыли в Польшу в середине 1989 года. Это были четыре одноместных МиГ-29А в варианте 9.12А и три учебно-боевых МиГ-29УБ в варианте 9.51, ещё пять одноместных истребителей были поставлены в октябре 1990 года. Все одноместные и двухместные МиГ-29 вошли в состав одной эскадрильи 1-го истребительного авиационного полка в Минске-Мазовецком, две других эскадрильи продолжали летать на МиГ-21МФ.

Поставляемые союзникам по Варшавскому договору МиГ-29А существенно превосходили по своим боевым и эксплуатационным характеристикам все строевые истребители советского производства, переданные ранее. Благодаря высокой манёвренности и тяговооружённости в ближнем воздушном бою МиГ-29 в 1980-1990-е годы имел преимущество над всеми истребителями НАТО. Для своего времени Fulcrum был оснащён достаточно совершенным БРЭО и нёс шесть ракет воздушного боя Р-60МК и Р-73 с дальностью пуска 10-30 км. Встроенное вооружение – 30-мм пушка ГШ-301. Для борьбы с воздушным противником вне прямой видимости в состав боевой нагрузки могли входить две ракеты средней дальности Р-27Р с полуактивной радиолокационной ГСН, способные поражать воздушные цели на дальности до 60 км, что в свою очередь позволяло выполнять задачи по перехвату фронтовых и стратегических бомбардировщиков на дальних подступах от защищаемых объектов. БРЛС Н019, установленная на экспортном истребителе МиГ-29А, способна обнаруживать цель типа «истребитель» на дальности до 85 км. Оптико-локационная система в условиях хорошей видимости фиксирует цели в ИК-диапазоне на дальности до 35 км. Информация о целях выводится на лобовое стекло.

Планировалось, что этот фронтовой истребитель 4-го поколения к концу 1990-х годов заменит в ВВС стран Варшавского договора фронтовые перехватчики МиГ-21 и МиГ-23. Однако в связи с крахом коммунистической идеологии и распадом СССР эти планы не удалось воплотить в жизнь, и поставки МиГ-29 в страны Восточной Европы прекратились.

В начале 1990-х стало ясно, что в силу финансовых ограничений приобрести новые истребители в России не удастся. В то же время ВВС Польши для замены списываемых МиГ-21 и МиГ-23 и пресечения несанкционированного вторжения в своё воздушное пространство требовались работоспособные самолёты. В 1995 году была заключена бартерная сделка с Чехией, в ходе которой в обмен на 11 вертолётов W-3 «Sokół» Польша получила 9 одноместных истребителей и одну «спарку».

В 2003 году Польша получила от Германии 22 самолёта МиГ-29. В том числе 18 одноместных МиГ-29G и 4 двухместных МиГ-29GТ. Перед передачей их в состав ВВС истребители прошли восстановительный ремонт. В связи с нехваткой запасных частей семь бывших немецких МиГ-29 разобрали на запасные части.

В 2003 году польские МиГ-29 стали единственным типом истребителя, способным эффективно выполнять задачи ПВО, и они регулярно принимали участие в совместных мероприятиях с авиацией стран НАТО. В период с 1 января до 31 марта 2006 года МиГ-29 из состава 1-й тактической авиационной эскадрильи, базируясь в аэропорту в Зокняй под Шяуляем, контролировали воздушное пространство трёх прибалтийских государств: Литвы, Латвии и Эстонии. В состав польской группы входили 4 самолёта и 6 пилотов.

За два десятилетия службы польские МиГ-29 изрядно обветшали, а ряд ключевых электронных систем перестал соответствовать современным требованиям. Контракт на ремонт и модернизацию истребителей национальных ВВС стоимостью $44,5 млн был подписан с Авиаремонтным заводом № 2 в городе Быдгощ в сентябре 2011 года. Модернизации подлежали 13 одноместных истребителей МиГ-29А и три двухместных МиГ-29УБ.


В рамках контракта предусматривалось обеспечить продление срока эксплуатации истребителей МиГ-29 до 2028 года, повышение их боевых возможностей и функциональной совместимости с истребителями F-16С/D.

В ходе модернизации МиГ-29 получили новое БРЭО, в том числе бортовые компьютеры MDP, шины передачи данных MIL-Std-1553В, интерфейсы INSB-29, AVB-29 и HDB-29, цветные многофункциональные дисплеи и системы навигации с модулями SAASM защиты сигнала GPS от помех.

Замена устаревшего аналогового оборудования современными системами повысила надёжность и уменьшила массу самолётов, обеспечивая тем самым возможность увеличения бомбовой нагрузки и запаса топлива.

В связи с высокой стоимостью и эксплуатационными ограничениями, намеченное перевооружение польских МиГов на ракеты воздушного боя стандартов НАТО не состоялось. Для борьбы с воздушным противником модернизированный польский МиГ-29, как и раньше, может нести две ракеты средней дальности Р-27Р с полуактивной радиолокационной ГСН и шесть ракет Р-73 с ИК ГСН.


Несмотря на ограниченный ресурс и приличный возраст, МиГ-29 регулярно участвовали в учебно-тренировочных ближних боях с польскими истребителями F-16. Для этого МиГи перебазировались на аэродромы Кржесины и Ласк, где на постоянной основе размещены истребительные эскадрильи, летающие на самолётах F-16 Jastrząb. Однако информации о результатах этих учебных схваток в открытых источниках нет.

Согласно справочным данным, по состоянию на конец 2021 года в составе польских ВВС числилось 27 одноместных и двухместных истребителей МиГ-29. Все МиГи были сконцентрированы на 22-й тактической авиабазе в Мальборке и на 23-й тактической авиабазе в Минске-Мазовецком. К тому моменту по причине плохого технического состояния в воздух могли подняться не более 70 % самолётов.

В 2024 году стало известно, что Киев просил Варшаву передать имеющиеся МиГ-29, и стороны обсуждали такую возможность. Однако ясности в этом вопросе нет, и имеется вероятность, что какая-то часть старых польских истребителей уже покинула территорию страны. Достоверно известно, что Украине передавались запасные части и авиационные средства поражения. Также имеется информация, что уже после 24 февраля 2022 года украинские МиГ-29 проходили ремонт в Польше.

Истребители F-16C/D


После того как Польшу приняли в НАТО, начался поэтапный переход на западные стандарты вооружения. В 2001 году польское военное ведомство объявило конкурс на перспективный истребитель, который должен был заменить МиГ-29. В тендере приняли участие: американские F-16 Fighting Falcon от Lockheed Martin, F/A-18 Hornet корпорации Boeing, французский Dassault Mirage 2000-5 и шведский JAS 39 Gripen от SAAB.

Новые многоцелевые истребители, согласно требованиям ВВС Польши, должны были принимать участие в борьбе за господство в воздухе, вести авиационную поддержку сухопутных войск, сил ВМФ и воздушную разведку. Предусматривалось, что перспективные сверхзвуковые боевые самолёты в составе единой системы ПВО, взаимодействуя с наземными радиолокационными постами, обеспечат прикрытие территории страны и корабельных групп, они смогут сопровождать транспортные и ударные самолёты при выполнении задач над территорией, где существует риск нападения вражеских истребителей. Оговаривалось участие в изоляции района боевых действий и возможность оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам.

На основании этих требований предполагалось закупить 60 новых истребителей западного производства. Но после того, как Германия безвозмездно передала 22 МиГ-29, количество приобретаемых самолётов снизили до 48 единиц.

На финальном этапе рассматривались истребители Lockheed Martin F-16 Block 52+, Dassault Mirage 2000-5 и SAAB JAS 39С/D Gripen. Все три самолёта в основном соответствовали тактико-техническим запросам штаба ВВС Польши, но тендерная комиссия выбрала истребители американского производства, так как они, по мнению польских экспертов, обладали лучшими на тот момент возможностями по обнаружению воздушных и наземных целей и широким спектром авиационных средств поражения, а также были наиболее оптимальными по критерию «стоимость/эффективность». Но также следует признать, что на итоги конкурса во многом повлияла политическая подоплёка.

Официальное оглашение итогов тендера состоялось 27 декабря 2002 года. 18 апреля 2003 года правительства Польши и США подписали контракт на поставку 36 одноместных боевых самолётов F-16C и 12 двухместных учебно-боевых самолётов F-16D в 2006-2008 гг. Их стоимость составила $3,6 млрд. При этом общая сумма сделки, включая обучение пилотов и инвестиции в развитие необходимой инфраструктуры – около $6 млрд. Одним из условий по приобретению американских истребителей было обещание США инвестировать в экономику Польши сумму, равную стоимости самолётов.

В отличие от ряда других стран, закупивших бывшие в употреблении американские истребители, эти самолёты были новыми. Их строили на заводе корпорации Lockheed Martin в Форт-Уэрте, штат Техас. Первый польский F-16C поднялся в воздух 14 марта 2006 года. В ВВС Польши американские F-16C/D Block 52+ получили обозначение F-16 Jastrząb (польск. jastrząb – ястреб-тетеревятник). Первые четыре F-16 были переданы Польше 11 ноября 2006 года, а последние три доставлены 12 декабря 2008 года.


Истребители ВВС Польши F-16C и F-16D

Основной задачей польских F-16 Jastrząb является противовоздушная оборона территории страны. Для этого истребители могут нести всё доступное вооружение и оснащены передовым радиоэлектронным оборудованием. Корпорация Raytheon поставила два новейших типа управляемых ракет класса «воздух-воздух»: 178 УР средней дальности AIM-120C-5 AMRAAM и 178 малой дальности AIM-9X Sidewinder.

Основой прицельно-поисковой системы является новейшая БРЛС Northrop Grumman (Westinghouse) AN/APG-68(V)9 с максимальной дальностью обнаружения крупной воздушной цели более 290 км. Дальность обнаружения цели типа «истребитель» составляет 120-160 км. Станция может одновременно сопровождать 10 воздушных целей и наводить ракеты на четыре. С бортовым радаром истребителя F-16 Jastrząb совмещена система обмена тактической информацией IDM (Iproved Data Modem), которая работает в стандарте Link 16 и позволяет создавать совместную визуализацию обстановки, осуществлять обмен данными с наземными и воздушными пользователями тактической информации.

Для противодействия вражеским радарам используется аппаратура радиоэлектронной борьбы AN/ALQ-211(V)4 AIDEWS. Она включает в себя приёмник радиолокационного облучения, совмещённый с базой данных угроз, процессор управления и генератор активных широкополосных помех. Кроме того, самолёт оснащён устройствами отстрела противорадиационных и тепловых ловушек AN/ALE-47.

Польша закупила 360 ракет AGM-65G Maverick, предназначенных для поражения наземных и морских целей, 340 – 227-кг свободнопадающих бомб Mk 82, 230 – 909-кг бомб Mk 84 и 270 комплектов JDAM для переделки их в управляемые бомбы, а также более 40 планирующих управляемых авиационных боеприпасов AGM-154 JSOW.

В дополнение к вышеупомянутому оружию польские ВВС получили 22 оптоэлектронных комплекта наблюдения и целеуказания Lockheed Martin Sniper-XR и 7 разведывательных блоков Goodrich DB-110 с наборами сбора и анализа наземных данных в режиме реального времени, а также прицелы J-HMCS, очки ночного видения NVG и большое количество запасных частей.

Начиная с середины 2016 года на авиаремонтном заводе в Быдгоще осуществляется ремонт, техническое обслуживание и модернизация истребителей F-16 Jastrząb. В ходе работ некоторые истребители получили специфический камуфляж, созданный польскими специалистами.


Плановые работы по модернизации проводятся из расчёта два истребителя в месяц. Ориентировочная стоимость закупки дополнительного вооружения и модернизации имеющегося парка F-16 составляет $250 млн.

По состоянию на 2022 год все истребители F-16 Jastrząb входили в состав 2-го тактического авиакрыла со штабом в Познани. 3-я и 6-я истребительные эскадрильи размещены на 31-й авиабазе Кржесины в Познани, а 10-я истребительная эскадрилья – на 32-й авиабазе Ласк под Лодзью. К 31-й базе тактической авиации приписано 23 F-16C и 9 F-16D, а к 32-й базе тактической авиации – 13 F-16C и 3 F-16D.

После обострения ситуации на Украине польское правительство рассматривало возможность приобретения 60 бывших в употреблении истребителей F-16C/D Block 52+ из состава ВВС США. Альтернативным вариантом являлись F-16V Viper, которые по критерию «стоимость/эффективность» в роли перехватчиков смотрятся даже предпочтительней, чем истребители 5-го поколения F-35A Lightning II.

Лёгкие многоцелевые боевые самолёты KAI FA-50 Golden Eagle


Ввод в строй истребителей F-16C/D серьёзно усилил боевую мощь ВВС Польши, но не устранил полностью потребность в пополнении воздушного парка, образующуюся в результате списания устаревших и выработавших ресурс самолётов советского производства МиГ-29 и Су-22М4. В связи с этим командование польских воздушных сил ещё примерно 10 лет назад стало рассматривать варианты приобретения относительно недорогих боевых самолётов, способных наносить удары по наземным и морским объектам, осуществлять перехват дозвуковых целей и вести оборонительный ближний воздушный бой. Для этого в июле 2022 года Польша заключила с Республикой Корея сделку на поставку 12 FA-50GF Block 10 и 36 FA-50PL Block 20. Общая сумма контракта превысила $3 млрд.


Лёгкий сверхзвуковой боевой самолёт FА-50 Golden Eagle

Лёгкий двухместный сверхзвуковой боевой самолёт FА-50 Golden Eagle создан совместными усилиями южнокорейской компании КАI и американской Lockheed Martin на базе учебно-тренировочного Т-50 Golden Eagle, который изначально проектировался как сверхзвуковой УТС для подготовки лётчиков южнокорейских F-15K и KF-16С/D, а также рассматривался как лёгкий штурмовик. Первый полёт опытный T-50 Golden Eagle выполнил 20 августа 2002 года. Заказ на 25 Т-50 был размещён в конце 2003 года. В декабре ВВС Республики Корея заказали переоборудование четырёх T-50 в боевые FА-50. В итоге южнокорейская авиастроительная фирма КАI получила контракт стоимостью $1,02 млрд на поставку 60 FА-50.

Согласно информации, опубликованной на международных авиакосмических салонах, максимальная взлётная масса двухместного истребителя FА-50 составляет 12 300 кг. На самолёте используется выпускаемый по лицензии в Южной Корее турбовентиляторный двигатель General Electric F404 с форсажной камерой. Максимальная тяга двигателя достигает 8045 кгс. Максимальная скорость полёта на большой высоте – 1650 км. Крейсерская скорость – 980 км/ч. Практическая дальность полёта – 1850 км. На 7 узлах подвески может быть размещено вооружение массой до 3000 кг. Для поражения воздушных целей в ближнем бою имеется встроенная трёхствольная 20-мм пушка с боезапасом 200 выстрелов, а также УР AIM-9 Sidewinder и AIM-120 AMRAAM. Обнаружения воздушных и надводных целей, а также картографирование местности и применение авиационных средств поражения обеспечивает прицельно-навигационная система с импульсно-доплеровской БРЛС EL/M-2032. Бортовой радиолокатор, разработанный израильской компанией ELTA Systems, способен обнаружить воздушную цель с ЭПР 5 кв. м на дальности до 100 км. В состав БРЭО F/A-50 входит система обмена данными Link-16, аппаратура предупреждения о радиолокационном облучении и приборы ночного видения. В кабине экипажа установлены цветные многофункциональные индикаторы и аппаратура отображения информации на лобовом стекле.

В настоящее время компания КАI заканчивает создание одноместного истребителя F-50, на котором за счёт установки дополнительного топливного бака дальность полёта планируется увеличить примерно на 30 %. Утверждается, что одноместный F-50 по своим возможностям существенно превзойдёт истребитель F-5E Tiger II и будет иметь примерно 80 % боевого потенциала F-16C Block 52.

Первые 12 самолётов FA-50GF появились на 23-й тактической авиабазе в Минске-Мазовецком во второй половине 2023 года.


Во второй половине 2025 года должна начаться эксплуатация самолётов улучшенной модификации FA-50PL, которые отличаются от FA-50GF усовершенствованной БРЛС AESA Phantom Strike и более широким спектром доступного вооружения. В настоящее время осуществляется интеграция самолётов FA-50PL с дальнобойными ракетами AIM-120 AMRAAM. Также модификация FA-50PL оснащена штангой для дозаправки в воздухе. В перспективе до стандарта FA-50PL должны быть доработаны все ранние FA-50GF.

Если в состав вооружения польских FA-50PL войдут УР AIM-120 AMRAAM, это позволит им эффективно бороться не только с БПЛА, крылатыми ракетами и вертолётами, но и вести ракетные дуэли с современными истребителями вне зоны прямой видимости.

Истребители F-35A


Лёгкие двухместные многоцелевые самолёты FА-50 Golden Eagle отчасти способны компенсировать вывод из эксплуатации истребителей и ударных самолётов советского производства, но они всё же не могут конкурировать на равных с новыми российскими истребителями.

С целью поддержания на должном уровне потенциала истребительной авиации в январе 2020 года польское правительство подписало соглашение на закупку самолётов F-35A Lightning II. За $4,6 млрд планируется приобрести 32 истребителя 5-го поколения, а также авиационное вооружение, расходные материалы, запчасти, обучить лётный и технический состав. В дальнейшем после освоения F-35A в строевых эскадрильях предусмотрен опцион на закупку дополнительной партии.


Командование ВВС Польши считает, что универсальный F-35A способен полноценно заменить устаревшие истребители, адаптированные в основном для ведения воздушного боя, а также ударные машины советского производства. После принятия на вооружение «Лайтнинг-2», на них будут возложены задачи по перехвату воздушных целей, завоеванию превосходства, нанесению ударов по наземным и морским целям.

Строительство F-35A по польскому заказу ведётся на заводе Lockheed Martin Aeronautics Company в Форт-Уэрте. В августе 2024 года состоялась торжественная выкатка первого из 32 боевых самолётов F-35A. В 2024 году заказчик получил два самолёта. Ещё шесть должны быть сданы в 2025 году. Первые восемь польских истребителей 5-го поколения первоначально будут использоваться для обучения пилотов в США. В 2026 году планируется построить ещё 14 самолётов «Лайтнинг-2». Начальный уровень боеготовности первой эскадрильи должен быть достигнут в 2027 году, а полная боеготовность двух эскадрилий — в 2030 году.

Известно, что планируется разместить одну эскадрилью истребителей (16 самолётов F-35A) на авиабазе 32-й группы воздушных операций Ласк в центре Польши, где они будут эксплуатироваться совместно с F-16С/D Jastrząb. Вторая эскадрилья заменит списываемые ударные Су-22М4 на 21-й тактической авиабазе Свидвин, неподалёку от побережья Балтийского моря. Для базирования новой авиатехники в Ласке и Свидвине в настоящее время ведётся реконструкция аэродромной инфраструктуры.

Планируемая численность и структура польской истребительной авиации после 2030 года, а также помощь союзников по НАТО


Судя по всему, командование ВВС Польши рассчитывает иметь к 2030 году два боеготовых авиационных крыла. В составе 1-го авиакрыла будут три эскадрильи, вооружённые самолётами FA-50PL, и одна F-35A, в составе 2-го авиакрыла – три эскадрильи F-16С/D и одна F-35A. Самолёты каждого авиакрыла разместятся на двух авиабазах, с которых истребительные эскадрильи будут действовать независимо друг от друга, а благодаря наличию системы датчиков и передовой аппаратуре обмена данными F-35A смогут координировать действия истребителей 4-го поколения. Истребители 5-го поколения должны не только компенсировать убыль МиГ-29 и Су-22М4, но и во взаимодействии с аэростатами и самолётами дальнего радиолокационного дозора усилить возможности всей польской боевой авиации. Таким образом, для страны площадью 312 696 км² Польша будет иметь очень неплохой и весьма сбалансированный парк боевых самолётов, способных выполнять широкий круг задач.

Однако, пока этого не произошло, союзники по Североатлантическому альянсу, дабы компенсировать нынешнюю относительную слабость ВВС Польши, регулярно перебрасывают на польские авиабазы свои истребители. Начиная с февраля 2022 года в Польше несли дежурство истребители-бомбардировщики F-15Е с авиабазы Сеймур Джонсон, истребители F-22А с авиабазы Элмендорф-Ричардсон, Аляска, F-15Е с британской авиабазы Лейкенхит, F-16С/D с германской авиабазы Шпангдалем и британские и итальянские Eurofighter Typhoon, а также американские и итальянские F-35А.
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Истребительная авиация Пакистана ezup Авиация 0 21.05.2024 12:40
Истребительная авиация НОАК ezup Авиация 0 11.08.2022 18:18
Современная истребительная авиация Польши ezup Авиация 0 22.06.2022 22:10
Истребительная авиация Польши в 1970–1990-е годы ezup История мировой авиации 0 19.05.2022 12:13
Истребительная авиация Польши накануне войны ezup Военный архив 0 25.03.2015 20:11