Новая тема Ответить |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
![]() |
#1 |
![]() |
![]() ![]() ![]() В середине тридцатых годов Польша заслуженно гордилась своей авиапромышленностью. ВВС практически полностью были оснащены отечественными самолетами и моторами. Для не очень большой и не такой уж богатой страны это считалось крупным достижением. В Польше работали несколько сложившихся творческих коллективов, возглавлявшихся талантливыми конструкторами. А истребители и бомбардировщики, созданные под их руководством, экспортировались в другие страны. Тем не менее Польша встретила Вторую мировую войну с тремя сотнями безнадежно устаревших истребителей. Неубирающееся шасси, открытые кабины, слабое вооружение из двух-четырех пулеметов винтовочного калибра и скорость не более 400 км/ч являлись их характерными чертами. Последние из них выпустили в 1936 году и к началу боевых действий их уже порядком потрепали. Подавляющее большинство из них составляли Р-11с — подкосные монопланы, выпускавшиеся фирмой PZL («Панствове заклады лотниче», государственные авиационные заводы). Оставшаяся часть приходилась на более раннюю модификацию Р-11а и совсем уж архаичные Р-7а со скоростью не больше 300 км/ч. Поляки пытались использовать даже еще более старые бипланы PWS-10, взятые из летной школы. В двадцатые годы признанным лидером самолетостроения являлась Франция, которой обязана Польша рождением своей собственной авиации. В 1920 году был заключен военный союз между двумя странами, и Польша получила возможность закупить французские летательные аппараты и освоить лицензионное производство двигателей и самолетов. В 1925 году был разработан план развития армии, в котором утверждался 12-летний период формирования ВВС. Планировалось к концу 1937 года создать 2306 боевых самолетов. В 1928 году инженер З. Пулавский создал истребитель PZL Р.1, ставший основой для целого семейства машин, прозванных в стране "пэзэтэльками" или "пулавщаками" (Р.6, Р.7, Р.8, Р.11, Р.24). Все машины имели крыло типа "чайка", получившее в мире также название "польского крыла" или "крыла Пулавского". В 1930 году самолет P.1 был представлен в международном конкурсе истребителей в Бухаресте. Он сумел опередить английские, чехословацкие, французские, голландские и немецкие машины. Все последующие машины Пулавского были развитием Р.1 и сохраняли его аэродинамическую схему. ![]() В 1930 году на международном авиасалоне в Париже принял участие Р.6. Шеф-пилот PZL Б. Орлиньский выполнил на нем в небе Ле Бурже сенсационный пилотаж. По мнению представителей мировой прессы Р.6 был лучшим истребителем 1930 года. Не меньший успех имел самолет и во время турне по США в 1931 году. Если Р.6 был открыт всему миру, то Р.7а окружили занавесом секретности. Это был высотный истребитель, который развивал максимальную скорость на высоте 4000 м, в то время как скорость Р.6 с увеличением высоты высоту падала. Р.7а был выбрана военными на роль основного истребителя ВВС Польши. Приняв на вооружение Р.7а, Польша первой в мире оснастила ВВС цельнометаллическими истребителями. ![]() В начале тридцатых годов в Польше производились также PWS-10 собственной разработки и лицензионный PWS-A (Avia ВН-33). Дальнейшим развитием Р.7 стал истребитель PZL Р.11с, выпущенный в 1931 году. Новая машина получила более мощный мотор и облагороженную аэродинамику. Р.11с стал основным массовым истребителем ВВС Польше. Именно на него выпала вся тяжесть боев в сентябре 1939 года. Как видим, до 1936 года поляки располагали парком вполне современных истребителей. Что же стало причиной дальнейшего отставания польской истребительной авиации от мирового уровня? В середине 1930-х годов польские генералы считали, что преемником Р-11 с должен стать многоцелевой двухмоторный самолет — одновременно истребитель, разведчик и легкий бомбардировщик. Это позволило бы унифицировать самолетный парк и получить достаточно мощные ВВС при меньших расходах — чем больше серия, тем дешевле обходится каждый выпущенный летательный аппарат. Подобную идею выдвигали, например, в Нидерландах и Германии. Но подход польских конструкторов к многоцелевому двухмоторному самолету значительно отличался от голландского, немецкого или французского. ![]() Спроектированный под руководством Ф. Мишталя PZL-38 «Вилк» не походил ни на "Мессершмитт" Bf-110, ни на "Потэ 63", ни на "Фоккер" С1. Ставку сделали на предельно компактную и легкую одноместную машину, оснащенную сравнительно маломощными двигателями «Фока». Самолет вышел на испытания в мае 1938 года, но реальный вес его значительно превышал расчетные оценки и добиться требуемых заданием летных данных так и не удалось. После длительной доводки от «Вилка» отказались, хотя проектировались его усовершенствованные варианты PZL-48 «Лампарт» и PZL-54 «Рыс» со значительно более мощными моторами. Неудача с «Вилком» вынудила перейти к более традиционным схемам. В 1938 году начались работы по новому поколению польских одномоторных истребителей. Три конструкторских коллектива, состязаясь, проектировали самолеты под французский звездообразный мотор Гном-Рон" 14М в 730 л.с., намечавшийся к производству в Польше. Все машины были уже монопланами с прогрессивным нижним расположением свободнонесущего крыла и закрытой кабиной. Но на них сохранялось довольно слабое вооружение из четырех пулеметов, а сравнительно маломощный мотор даже при небольшом весе самолета не позволял достичь высоких скоростей. ![]() В то время как практически во всем мире считали основными качествами истребителя скорость и скороподъемность, необходимые для боя на вертикалях, в Польше по-прежнему ориентировались на ближний бой на виражах и опирались на маневренность, в первую очередь на малый радиус разворота. В КБ PZL под руководством К. Корсака спроектировали PZL-45 «Сокол». Шасси у него не убиралось, что выглядело явным анахронизмом, хотя далее планировался и вариант с уборкой колес. К началу войны успели изготовить только макет этого истребителя. В другом коллективе Е. Држевецкий предложил проект RWD-25. У него тоже колеса не убирались, а закрывались каплевидными обтекателями. По расчетам, скорость не превышала 460 км/ч. Более перспективный проект разработала «Подляска вытворня самолетов» (PWS). PWS-42 строился целиком из дерева, шасси в полете укладывалось в крыло и скорость оценивалась в 520 км/ч. И RWD-25, и PWS-42 остались только в чертежах, построить их не успели. Существенно дальше продвинулась разработка PZL-50 «Ястреб». Именно он считался новым преемником Р-11с. Над ним работала группа конструкторов во главе с В. Якимуком. Это был моноплан с убирающимся шасси, закрытой кабиной и мотором «Меркьюри» VIII. Опытный образец PZL-50 поднялся в воздух в феврале 1939 года. Но он страдал бафтингом — на малых скоростях его начинало трясти, устойчивость признали недостаточной, а скорость не превышала 442 км/ч (при проектной 500 км/ч) даже без вооружения. Расчетных показателей достигли лишь на втором опытном экземпляре в августе. В связи с острой необходимостью перевооружения истребительной авиации еще до завершения испытаний заложили пробную серию из 30 «Ястребов». Когда пришла война, пять машин уже почти закончили, но выкатить на аэродром не успели. ![]() Значительно более высокие характеристики ожидались от истребителя PZL-62, проект которого подготовил Е. Дабровский. Он представлял собой вполне отвечавший духу времени цельнометаллический низкоплан с французским V-образным мотором "Испано-Сюиза" 12Ybrs. По этому самолету не успели подготовить даже всю документацию. В Польше пытались создать и свой тяжелый многоместный истребитель. Основой для него должен был послужить самый современный польский бомбардировщик PZL-37 «Лось». По скорости PZL-37 значительно превосходил Р-11с. Инженер Ф. Сухос предложил переделать носовую часть «Лося», установив на месте штурманской кабины батарею из шести-восьми пулеметов. В какой-то степени это напоминало то, как у нас из пикировщика Пе-2 сделали тяжелый истребитель Пе-3. Но предложение Сухоса отклонили, по-видимому, из финансовых соображений — «Лось» был значительно дороже одноместных истребителей. В итоге к началу войны у поляков так и не оказалось готового к производству современного истребителя. Потребность же в нем становилась все острее. В конце 1938 года в Польше разработали программу развития истребительной авиации. К маю 1942года хотели видеть в строю 330 истребителей. Ставку тогда делали на PZL-50 «Ястреб». Но его доводка затянулась, а «сырая» машина не годилась для запуска в массовое производство. Тем временем тучи войны сгущались. В мае 1939 года Гитлер разорвал германско-польский договор о ненападении. Выход попытались найти в восстановлении производства истребителей старых типов, модернизировав их, в сочетании с закупками за границей. Планировали поставить польским ВВС либо модернизированный Р-11g с мотором «Меркьюри» VIII (как на «Ястребе»), либо вариант строившегося на экспорт истребителя Р-24 с французским двигателем "Гном-Pон"14N. Договорились также о поставке из Франции 160 истребителей "Моран-Солнье" MS.406. Кредит на их закупку давало французское правительство. В Великобритании заказали 11 «Харрикейнов» и один «Спитфайр». Начало поставок всей этой техники планировалось на август 1939 года. Реально первые самолеты начали отгружать уже перед самым нападением немцев на Польшу. К заказчику они так и не прибыли. ![]() В итоге польские ВВС вступили в войну с 400 боевыми самолетами в первой линии (в строевых частях), из них было 130 Р-11 и 30 Р-7. Всего с резервом и учебными подразделениями насчитывалось 279 истребителей (173 Р-1 1 и 106 Р-7). Кроме этого, в Школе пилотажа имелось 10 PWS-10, которые учитывались уже как учебные машины. Перед войной основной структурной единицей польской авиации являлась эскадра. Несмотря на грозное название, по своей численности она равнялась примерно нашей эскадрилье из 10-12 истребителей. Две-три эскадры объединялись в дивизион. По одному дивизиону истребителей входило в каждый из имевшихся в польских ВВС смешанных авиаполков, примерно соответствовавших советскому полку довоенного штата. По приказу, выданному в день мобилизации, 23 августа, полки расформировали. Вместо них возникла истребительная бригада, подчинявшаяся непосредственно верховному командованию. Но в нее вошла не вся истребительная авиация, а только четыре эскадры на Р-11 и одна на Р-7. Остальные дивизионы и отдельные эскадры придали общевойсковым армиям и войсковым группам. Против этих сил немцы выставили 1950 самолетов, в том числе 609 истребителей: 514 "Мессершмитт" Bf.109 и 95 Bf.110. Эти машины значительно превосходили польские самолеты по скорости, боевой живучести (за счет брони и протектирования баков) и вертикальному маневру. Все «мессершмитты» несли полный комплект радиооборудования, что позволяло координировать действия пилотов в воздушном бою. Большая часть Bf.109 была новейшей по тому времени модификацией Е, хотя имелось около 150 машин более ранних типов В, С и D. Bf.110 также обладал значительно более мощным вооружением (две 20-мм пушки и пять пулеметов). Таким образом, «Люфтваффе» превосходили польские ВВС по общему количеству задействованных в операции самолетов почти в пять раз, по истребителям — более чем вдвое, да вдобавок еще и располагали качественным превосходством. В придачу к уже перечисленным выше силам немцы в качестве легких штурмовиков использовали устаревшие истребители-бипланы "Хейнкель" Не 51 (выпуска 1935 года), которые, тем не менее, вполне могли помериться силами со столь же отсталыми истребителями Польши. Союзники Германии, словаки, выставили эскадрилью истребителей "Авиа" В.534, бипланов с неубирающимся шасси, но также пригодных для борьбы с Р-7 и Р-11. Против Польши собрали силы двух воздушных флотов (1-го «Ост» и 4-го «Зюйд-Ост») отдельную дивизию. Подготовленные к боевым действиям авиачасти дислоцировались в основном в Силезии, Восточной Пруссии и северо-восточных районах Германии. Вся эта махина только ждала приказа. Удар нанесли рано утром 1 сентября 1939 года. Немецкие пикировщики начали бомбить мосты еще до официального начала боевых действий. Вскоре навстречу противнику поднялись польские истребители. Уже первые попытки вести воздушный бой с «мессершмиттами» показали, что Р-7 и Р-11 не способны драться с ними на равных. Поэтому основными целями польской истребительной авиации стали бомбардировщики и разведчики противника. ![]() В тяжелых боях силы быстро таяли, и через десять дней все боеспособные Р-11 стянули в истребительную бригаду. К 16-му числу от нее остались два сводных дивизиона по 19 самолетов. Один оборонял район Варшавы, второй действовал под Краковом. Из оставшихся Р-7а сформировали разведывательную эскадру (восемь машин). 17 сентября от границ Украины и Белоруссии навстречу немцам ринулась Красная армия. Поляки оказались между молотом и наковальней. В тот же день польское командование отдало приказ об эвакуации уцелевшей авиационной техники в Румынию. Но отдельные пилоты продолжали воевать на свой страх и риск. Майор Вырвицкий летал на разведку из Варшавы до 22 сентября. Польские ВВС временно прекратили свое существование, чтобы в конце войны «воскреснуть» на машинах союзников. ![]() Источники: Беккер К. Люфтваффе: рабочая высота 4000 метров. Смоленск: Русич, 2004. С. 22. Самарский И. Самолеты с бело-красными "шаховницами" (ВВС Польши до 1939 года) // Авиация и время. 1993. №1. С. 27-34. Котельников В. «Пулавчак» — герой сентября 39-го // Авиация и космонавтика. 1999. №9. С. 11-17. Котельников В. Авиация в советско-польском конфликте // Авиация и космонавтика. 1999. №9. С. 5-10. Котельников В. Накануне Второй мировой // Крылья Родины. 2001. №4. С. 19-21. Кукуруза Л. Война в небе Западной Украины // Авиация и время. 2004. №6. С. 29-34. Автор Инженер-технарь
|
|
Новая тема Ответить |
Метки |
ввс Польши |
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Истребительная авиация Турции в годы «холодной войны» | ezup | Авиация | 0 | 17.12.2019 23:52 |
ПВО Чехословакии. Послевоенная истребительная авиация | ezup | ПВО | 0 | 16.05.2019 19:47 |
Вооружённые силы Израиля. Краткий обзор накануне новой войны | ezup | Армии мира | 0 | 05.12.2018 11:17 |
Истребительная авиация Украины 2016 , часть 1 : Су-27 | ezup | Армии мира | 0 | 16.07.2016 08:01 |
Истребительная авиация Франции накануне войны | ezup | История мировой авиации | 0 | 27.02.2015 10:35 |