Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 28.02.2025, 16:34 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Взлет с ума в британском стиле
ezup
ezup вне форума



Наблюдая в целом то, что происходит сегодня в Европе и Великобритании, вполне можно не выбирать выражений, потому что сравнивать это еврошоу можно с любым цирком самого низкого пошиба века так из 16-17.

Однако отдельные элементы их XXI века достойны уже не городской площади населенного пункта на три тысячи жителей, а такого заведения, как Бетлемская королевская больница. Или, попросту говоря, «Бедлама».

Фото в начале статьи выбрано очень не просто так. Это 2014-й год, то самое жаркое лето, в нашем случае – июнь. Тогда истребители «Тайфун» Королевских ВВС Великобритании были подняты по тревоге для перехвата нескольких российских самолётов в рамках продолжающейся миссии НАТО по патрулированию воздушного пространства стран Балтии. Самолёты «Тайфун» из 3-й эскадрильи (истребительной) были подняты в воздух после того, как четыре отдельные группы самолётов были обнаружены средствами противовоздушной обороны НАТО в международном воздушном пространстве вблизи стран Балтии.

Тогда пара «Тайфунов», поднятая на перехват российских самолетов А-50 и Ан-26, которые, судя по всему, выполняли разные задачи в ходе плановых учений, оказалась в теплых дружественных объятиях четверки Су-27. Все было весьма культурно и цивилизованно.

Прошло десять лет


Мир изменился, и, для кого-то далеко не в лучшую сторону.

И вот сегодня Великобритания планирует будущую миссию по патрулированию воздушного пространства над Украиной. Само по себе такое дело вызывает оторопь и ни с чем не сравнимые эмоции, но давайте пройдемся по частностям, которых в последнее время в общий доступ высыпали весьма прилично.

Сообщается, что Соединённое Королевство готово отправить истребители «Тайфун» для поддержки будущей миссии по патрулированию воздушного пространства над Украиной. Это предложение поступило всего через день после того, как лидеры нескольких европейских стран встретились, чтобы обсудить, стоит ли вообще отправлять войска для поддержки любой сделки по прекращению войны на Украине.

Лондонская «Times of London» сообщила, что «высокопоставленный правительственный источник» заявил, что миссия «воздушной полиции» для Украины имела бы смысл, хотя также предупредил, что потребуется значительное количество самолетов, а также системы противовоздушной обороны наземного базирования для защиты самолетов на земле.

Очень хотелось бы заметить, что во всем перечисленном не хватает одной малюсенькой детали. Разрешения. И не от ООН, конечно. От России.


Российский истребитель Су-30СМ и британский истребитель «Тайфун» над Балтийским морем во время миссии по патрулированию воздушного пространства над Балтийским морем в мае 2019 года.

В том же отчёте говорится, что британские министры уже обсуждали способы предоставления Украине гарантий безопасности без необходимости размещения большого количества войск на территории страны.

Это, кстати, совершенно понятно, даже в Европе (ладно, причислим Британию к этой милой компании) большинство понимает, что на Украине идет война, совершенно не сравнимая с последними операциями в том же Афганистане. Противник совершенно не тот, что раньше, и мечтать о том, что «одной левой» русские будут разогнаны может только совершенно законченный коллега Зеленского по употреблению разных веществ.

С учётом этого, одно из предложений предполагает использование «десятков» истребителей «Тайфун» Королевских ВВС Великобритании (RAF), которые будут следить за воздушной активностью России и помогать защищать «небольшие миротворческие силы» из Соединённого Королевства и других европейских стран на территории страны.

Здесь хочется заржать конем и начать молотить копытами воздух. Но Пегас из автора не очень, а потому просто стоит обратиться к цифрам, которые говорят, что в распоряжении Королевских ВВС не так много самолётов, чтобы провернуть такое непростое дело.


Понятно, что F-35 никто трогать не станет. 55 000 долларов за час полета F-35 ради спокойствия в украинском небе – это перебор, потому что часов надо будет ой как много, а кто заплатит? Да и различные инциденты никто не отменял, потому, уверен, что из США прилетит грозный рык «Стоять!!!» в плане того, что F-35 окажется в руках русских. Но и без того сомнительно участие этих самолетов в таких операциях, 35-е для своих ВВС стоят, а тут будут ради Украины свой ресурс палить…

Да, остаются «Тайфуны». Общая цифра в RAF вроде как приличная, но, если выбросить из нее учебные, откровенно старые и нерабочие, то получится не так и много. Не более 80-90 штук. А на такую операцию, как патрулирование воздушной границы между Россией и Украиной пары самолетов никак не хватит. Это, извините, не Прибалтика, где четырех F-16 более чем достаточно для того, чтобы охранить и оборонить любой из вымиратов.


Нет, если патрулировать так, как это делалось, скажем, в Ливии, то там было задействовано около 200 самолетов. Так что для обозначения каких-то действий над Украиной придется использовать ну никак не меньше полка, то есть, 24-30 единиц.

Миротворчество – это вообще накладное дело


Ранее Зеленский заявил, что для будущих миротворческих сил может потребоваться до 110 000 иностранных военнослужащих на территории страны, а в общей сложности их число может быть в три раза больше, чтобы обеспечить ротацию.

Однако, согласно сообщению в The Washington Post, Европейский союз рассматривает гораздо более низкую цифру — от 25 000 до 30 000 военнослужащих, которые будут задействованы в миротворческой миссии после возможного соглашения о прекращении огня.

Теперь кажется, что более мощный контингент для охраны воздушного пространства может рассматриваться как способ компенсировать меньшее количество войск, которых в противном случае было бы недостаточно для мониторинга и патрулирования будущей сухопутной границы Украины с подконтрольной России территорией. Независимо от того, где будет проведена новая граница и в какой степени Украина вернёт себе часть своей территории, эта новая граница станет линией контроля.

Источник в Королевских ВВС сообщил «The Times of London», что миссия по патрулированию воздушного пространства более вероятна, чем введение бесполетной зоны, которая обычно служит для очистки воздушного пространства над территорией, не нуждающейся в линии контроля.

Ну как такая территория не будет нуждаться в «линии контроля», мы все прекрасно знаем по соблюдению Минских извращений. Для «галочки» и отмазки такое действо России не нужно абсолютно, потому, конечно, планы в Лондоне могут разрабатывать пачками, но с реализацией могут начаться непредвиденные проблемы.


Но миссия по обеспечению правопорядка в воздухе — это в первую очередь работа в мирное время, которая включает в себя наблюдение, а также истребители, которые могут быстро реагировать на возможные нарушения воздушного пространства и другие непредвиденные обстоятельства.

Конечно, характер реагирования будет зависеть от множества оперативных соображений, но он может включать в себя и применение силы против этого самолёта, если будет установлено, что он совершает враждебные действия. Всё это будет зависеть от характера потенциального соглашения о прекращении огня — на данный момент в Лондоне всё ещё находятся на очень ранней стадии формирования такого соглашения.


Весь вопрос в том, кто за скобками документов и инструкций будет «нарушителем». Это самый главный вопрос и на этот счет господа европейцы пока молчат.

Однако уже сейчас есть сообщения о том, что рассматривается возможность размещения самолётов воздушной полиции в Польше, а тот же источник в Королевских ВВС добавил: «Мы готовы делать всё, что нам скажут».

Прокомментировал все вышесказанное Грег Бэгвелл, президент Ассоциации военно-воздушных и космических сил, один из самых опытных бывших командующих Королевскими военно-воздушными силами, который руководил боевыми операциями в Ираке, Афганистане, Ливии и Сирии, а также различными миротворческими миссиями по всему миру.


Вице-маршал авиации Грег Бэгвелл на базе ВВС Италии Джоя-дель-Колле недалеко от Бари на юге Италии, откуда Королевские ВВС патрулируют бесполетную зону над Ливией.

Бэгвелл отмечает, что вероятность того, что британские военные разрабатывают план действий на случай непредвиденных обстоятельств для потенциальной миротворческой миссии, весьма высока.

«Я был бы удивлён, если бы люди в Министерстве обороны, Постоянном объединённом штабе и тому подобных организациях не продумали хотя бы некоторые проблемы и то, что нужно будет сделать в рамках этой миссии. Часть этого разговора может просочиться в НАТО или в европейские страны, придерживающиеся схожих взглядов, — в коалицию желающих, если хотите, — чтобы они могли продумать, какие ресурсы потребуются и кто может их предоставить».

Однако на этом раннем этапе ничего не будет формальным, и, как отмечает Бэгвелл, «никто не задавал конкретных вопросов, кроме как о предложениях или принципиальных разговорах».

Очевидно, что любая миссия по поддержанию порядка в воздухе на Украине или любые другие миротворческие силы в первую очередь требуют сохранения мира.

«Если это миротворческая миссия, то, если хотите, чтобы этот мир существовал, нужны согласованные правила, которые включали бы границы и соответствующие правила ведения боевых действий», — объясняет Бэгвелл.


Военнослужащие Королевских ВВС Великобритании и ВВС Чехии на авиабазе Эмари в Эстонии в рамках миссии НАТО по охране воздушного пространства стран Балтии

«Миротворческая деятельность часто заключается в том, чтобы разделять две стороны. В данном конкретном случае, давайте будем честны, мы в значительной степени говорим о том, чтобы не подпускать одну из сторон ко второй. Я ожидаю, что охрана будет осуществляться почти исключительно на украинской стороне этой линии, и это будет сделано как для того, чтобы следить за любой воздушной активностью и потенциальным вторжением, так и для того, чтобы следить за происходящим на земле, как на границе, так и за её пределами.

В таком случае задействованные самолёты — будь то Королевские военно-воздушные силы Великобритании, другие страны НАТО или дружественные государства — будут использоваться для патрулирования линии контроля. В конечном счёте их задача будет заключаться в том, чтобы не подпускать российские самолёты — а возможно, и украинские — на определённое расстояние, каким бы оно ни было.

Проблема в том, что в наши дни, когда дальность действия оружия, запускаемого с воздуха, очень велика, самолёты нужно держать на большом расстоянии, чтобы убедиться, что они не запускают оружие и не могут атаковать. Так что этот буфер может стать довольно большим».

Тем не менее Бэгвелл считает, что в данном конкретном случае будет достаточно создать буферную зону исключительно на территории Украины.


Помимо наблюдения за воздушным пространством на предмет проникновения самолётов за линию контроля, миссия почти наверняка будет включать в себя наблюдение за наземными силами. В связи с этим возникает вопрос о том, насколько близко к этой линии могут приближаться украинские и российские сухопутные войска. Независимо от правил, это, вероятно, проще всего будет отслеживать с воздуха или из космоса.

«Для лётчиков эта проблема не будет такой уж сложной, — утверждает Бэгвелл. — Но с точки зрения того, как разделить воздушное пространство, как разместить нужные датчики в нужных местах, чтобы определять, что происходит, а затем установить правила ведения боевых действий и разместить все необходимое для полноценного перехвата, расследования или предупреждения. Если ситуация становится совсем критической, есть хорошо отработанные процедуры, которые нужно просто применить и адаптировать к конкретным обстоятельствам».

Особенно к дальности полета современных ракет. То, что украинцы станут заниматься провокациями в стиле «Минск-4» - это ясно и понятно, но вот вам ситуация: если их самолет приблизится к границе этого сектора, это может не понравиться нашим? Запросто. И с другой стороны, легко и непринужденно, из-за зоны разграничения, может стартовать нечто типа Р-37М, которая пролетит эту зону не напрягаясь.


Тот факт, что участники — скорее всего, члены НАТО — потенциально могут столкнуться лицом к лицу с российскими войсками, «очевидно, сопряжён с дополнительным риском, — отмечает Бэгвелл, — но мы совсем недавно делали это в Сирии. Наши силы западной коалиции летали очень близко к российским силам, и нам почти удавалось не мешать друг другу. Но иногда это приводило к конфликтам»

Ну вот Сирия, как пример – это не очень. Да, в Сирии все было очень даже по-джентльменски, спорить не станем. Но простите, там что наши, что коалиционные господа занимались относительным наведением порядка в чужом доме. То есть, долбили не сильно напрягаясь тех, кто был против «наших». «Наши» у американцев и русских были совершенно разные, если что.

Что касается границы между Россией и Украиной, как бы ее там не провели – это, извините, свое, и пусть они и Новые Территории, но оплаченные кровью по полной программе. И вот тут у еврогоспод должно быть понимание того, что за свое русские будут бить совсем не так, как за чужое.


И этот вопрос не менее (а может и более) важен, чем все остальные. Хотя и этих «остальных» более чем достаточно, чтобы отправить все планы британцев в мусорную корзину.

Честно говоря, сейчас кажется немыслимым, что такая миссия по охране воздушного пространства Украины может быть выполнена Королевскими военно-воздушными силами Великобритании в одиночку — по крайней мере, если она должна быть полностью дееспособной и продолжаться в течение длительного периода.

Охрана такого большого пространства потребует проведения операции, масштабы которой намного превосходят всё, что Королевские военно-воздушные силы Великобритании пытались сделать в недавней истории, и, несомненно, она будет проводиться только в составе более широкой коалиции.

Вообще было бы интересно посмотреть на состав этой коалиции. Американцы точно не пойдут, им это явно не интересно будет, они свое с Украины возьмут и без самолетов.

А Европа…


Хорошо, кто у нас там с «Тайфунами» кроме Великобритании? Ах, Германия… Ну да, вот эти евротерпилы, возможно и пойдут туда, куда их новый канцлер отправит. А он может отправить, его не зря «Шольц-2» называют. Италия и Испания… Ну по паре самолетов, может, и отправят. Не исключаю такой вероятности, хотя в Испанцах очень сомневаюсь. Не любители они этого дела, в коалициях участвовать всерьез.

Остальные страны, у которых по эскадрилье на ВВС типа Австрии и Кувейта не бойцы, а последний обладатель «Тайфунов» Саудовская Аравия и так себя неплохо чувствует, без всех этих кружений.

Так что вот и выходит, что очередь из желающих разводить по углам русских и украинских пилотов точно не выстроится, а то, что соберут – это будет смех. Там сама граница огромна по европейским меркам. Они говорят о том, чтобы охватить очень большой участок воздушного пространства. Ну хорошо. Вопрос реализации.

Теоретически такая ситуация может включать в себя сценарий наземной тревоги, когда, если известно, что самолёт в России поднялся в воздух и направляется на запад, истребитель коалиции или как там ее обзовут, может подняться в воздух и направиться на восток, чтобы убедиться, что этот самолет не войдет в контролируемую миротворцами зону. Таким образом, можно предположить, что операция может дойти до стадии, когда она потребует относительно небольшого количества участников, но обеспечит очень быстрое реагирование.

Хотя, конечно, есть и другой вариант: самолет с «вилкой» на киле взлетает и летит на восток. Британский «Тайфун» взлетает, чтобы убедиться, что украинский F-16 не войдет в нейтральную зону и… ловит ракету с нашей стороны, потому что это не Сирия, не Донбасс-2014 и церемониться никто не станет.


А так себе расклад для британцев и всех, кто за ними попробует пойти.

Однако даже для проведения операции по наземному отслеживанию и оповещению в относительно стабильной обстановке потребуется много ресурсов и средств. Более того, эти ресурсы, которые в целом очень даже самолеты, скорее всего, должны будут находиться на Украине, откуда они смогут совершать три или четыре боевых воздушных патрулирования в сутки на расстоянии от 100 до 300 километров друг от друга вдоль границы.

То, что Королевские военно-воздушные силы Великобритании не смогут организовать это самостоятельно, для этого потребуются многонациональные ротационные силы. Они же там нежные, эти евролетчики.

То есть, как обычно, британцы выступают провокаторами, сиречь, застрельщиками. А поддерживать и тащить все это дело на своих крыльях должны будут другие.

Бэгвелл приводит в пример создание всего одного боевого воздушного патруля из двух самолётов, что, по его словам, является минимальным необходимым количеством.

«Чтобы просто удерживать эти два гипотетических самолёта в воздухе в течение 24 часов, потребуется почти целая эскадрилья самолётов и экипажей, чтобы поддерживать их в рабочем состоянии в долгосрочной перспективе, потому что каждые пару часов вы запускаете по два самолёта… в худшем случае вы могли бы легко поглотить все ресурсы Королевских ВВС, если бы они занимались этим самостоятельно, просто чтобы дать вам представление о масштабах».

Перевод, уверен, не требуется. У Королевских ВВС просто нет столько свободных самолетов, чтобы обеспечить такую операцию, как круглосуточное патрулирование воздушного пространства Украины.


Бэгвелл считает, что если все пойдет так, как хотелось бы, то операция «может обойтись одной или двумя эскадрильями, одним или двумя самолётами ДРЛО и несколькими самолётами-заправщиками, но этого будет недостаточно, и если Россия проверит это, то довольно быстро обнаружит недостатки».

О, весьма прекрасно, когда настолько уважают тебя те, кто некоторое время назад был готов насмерть зацеловать твоих врагов. Хорошо, но все равно, не так, как хотелось бы всем.

Вот у Бэгвелла прозвучало насчет самолетов ДРЛОиУ. Система раннего предупреждения авиационного базирования была бы критически важным элементом для такого рода миссий, позволяя видеть гораздо дальше в российском воздушном пространстве, особенно с относительно большой высоты, находясь довольно близко к границе. Это позволило бы обнаруживать приближающиеся самолёты (российские, естественно) на дальних дистанциях.

Правда, как показала практика СВО, самолет ДРЛО – очень уязвимая цель. Если в такие самолеты прилетают ракеты любого класса, как показывает практика, они живут не долго. А прилететь может, извините, с любой стороны.


Самолёт системы дальнего радиолокационного обнаружения и управления (АВАКС) НАТО E-3A взлетает с авиабазы НАТО в Гайленкирхене, Германия.

И здесь вопрос «Кто оплачивает банкет» может встать очень остро.

Умница Бэгвелл может представить, что операция по поддержанию порядка в воздухе на Украине может быть относительно недорогой по сравнению с более масштабным развёртыванием миротворческих наземных войск, он считает, что, учитывая неясность того, как она может развиваться, командиры «могут захотеть перестраховаться и задействовать больше сил, чем им нужно». И это нормально, это прямо по-американски.

«Для более масштабной операции существует возможность задействовать силы за пределами Украины, например, с баз в Польше или Румынии, а затем патрулировать территорию Украины с помощью дозаправки в воздухе. С другой стороны, присутствие других стран на территории Украины — в том числе в виде самолётов — также может иметь сдерживающий эффект, заставляя Россию дважды подумать о будущих вторжениях из-за возможных осложнений».


Ну в целом да, но, если учесть, сколько уже было спалено немецких, британских, американских, датских, голландских и прочих танков и БМП – вот где-где, а в России точно переживут. Осложнения – это что, санкции? А, ну да, конечно… Заверните с собой, на вынос…


Что касается прямого конфликта – вот тут, пожалуй, стоит и хорошо подумать.

Конфликт со странами НАТО, собственно, то, чего у нас не очень хотели, он был опасен когда? Когда за всеми этими лимитрофами стояли США. За спиной, поигрывая своими авианосцами. Сегодня США за столом переговоров, идет дележка очень жирного украинского пирога лет на 50, так что американцам точно не до того, во что там могут с разбега вляпаться союзнички.

И вот тут европейская часть НАТО начинает выглядеть не очень весомо.


В конечном счёте, Украина сможет взять на себя хотя бы часть обязанностей по охране воздушного пространства, что теперь будет проще, поскольку она получает западные истребители — сначала F-16, а потом и Mirage 2000. Эти типы самолётов уже более приспособлены для интеграции в систему противовоздушной обороны западного образца, что также даст Украине возможность сделать её более способной выполнять функции военно-воздушных сил мирного времени.

С другой стороны, ещё предстоит выяснить, насколько быстро Украина сможет приспособиться к охране собственного воздушного пространства, в том числе с учётом количества западных истребителей, которые она получает, и скорости, с которой она может интегрировать эти новые системы. В любом случае, если украинские ВВС будут проводить подобные операции после прекращения огня, это уже не будет миротворческой операцией, а станет продолжением противостояния двух сторон.

И снова мы возвращаемся к аргументу, с которым сейчас борются политики в Европе: предполагается, что патрулирование воздушного пространства должно осуществляться независимо третьей стороной.


В этом и заключается проблема, поскольку явно прослеживается нежелание России привлекать третью сторону, которая к тому же будет являться членом НАТО или действует под какой-либо юрисдикцией НАТО.

Есть хорошая поговорка насчет того, что сами умеем все



Без сомнения, ситуация сложная. Причем, она очень сложная, особенно учитывая потенциальные последствия, если что-то пойдёт не так. В то же время стоит отметить, что пятая статья устава НАТО не распространяется на активы НАТО, действующие на Украине, поскольку Украина не входит в альянс.

Именно здесь участие США в любых усилиях по обеспечению безопасности в воздухе, пожалуй, наиболее важно. Если европейские союзники по НАТО решат действовать в одиночку и запустят какую-то инициативу по обеспечению безопасности в воздухе, это всё равно будет относительно небольшая палка по сравнению с дубиной военной мощи России. Таким образом, европейская коалиция, несомненно, выиграет от поддержки гораздо более крупной палки в виде США.

Весь вопрос в том, нужно ли это США? Вся практика переговоров между Россией и США, которая идет с сентября прошлого года, говорит о том, что в силовых операциях по давлению на Россию США присутствовать не имеют ни малейшего желания. Это весьма логично и понятно. Впрочем, о том, что происходит за столом переговоров России и США, стоит говорить отдельно и не здесь.

Пока же США демонстрируют нежелание участвовать в силовых решениях украинской проблемы, что весьма на руку России и ставить в совершенно неудобную позу Европу. Однако, стоит отметить, что европейские лидеры, мягко говоря, не совсем адекватны в своих устремлениях, поэтому вполне возможно появление самых разных вариантов решения украинской проблемы.

Что касается инициативы Великобритании, то здесь виден уже хорошо знакомый за столетия почерк англосаксов: выступить инициаторами (или провокаторами), а дальше пусть работают другие. Увы, других нет и даже не предвидится, так что Великобритания может очень неплохо сама себя ударить по имиджу на мировой арене, «пролетев» с такой инициативой.

То, что у британцев не будет возможности провести такую операцию, как контроль воздушного пространства над линией разграничения хотя бы на протяжении шести месяцев – это уже понятно. То, что очередь желающих разводить по сторонам русских и украинцев не выстроится от Лондона до Парижа – тоже. Кому выгодны такие откровенно пустые заявления – вопрос.

Всем известно, что с ума при определенных усилиях можно сойти. Оказывается, можно попробовать взлететь, как это пытаются сделать британские военные. Что ж, пусть кто-нибудь включит постоянный зеленый сигнал…
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
армии мира


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Саботаж на британском фрегате «Глазго» ezup Новости Военно-морского флота 0 15.05.2023 13:06
На британском авианосце Queen Elizabeth снова столкнулись с проблемами в системе пожаротушения ezup Новости Военно-морского флота 0 15.04.2021 23:22
На британском HMS Mersey отчитались о наблюдении и сопровождении кораблей ВМФ РФ ezup Новости Военно-морского флота 0 08.10.2019 10:57
Клад стоимостью до $15 млн обнаружен на британском острове Джерси den_fan Мировые новости 1 27.06.2012 10:23
В британском пабе нахальное привидение пристает к женщинам SlyVixen Мистика 4 23.04.2012 23:01