RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > Технологии » Боевые лазеры мегаваттного класса на авиационных носителях: кто станет первым – США или Россия?

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 15.02.2025, 12:53 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Боевые лазеры мегаваттного класса на авиационных носителях: кто станет первым – США или Россия?
ezup
ezup вне форума



Сложности с разработкой

Длительность циклов разработки лазерного оружия и отсутствие серийных образцов вселяет пессимизм в сердца интересующихся тематикой развития новейших вооружений, однако в этом нет ничего удивительного.

Дело в том, что лазерное оружие — оружие направленной энергии — является принципиально новой вехой в развитии вооружений. Те, кто связаны с разработкой и производством вооружений, знают, насколько долго зачастую идёт разработка и постановка в серийное производство даже относительно отлаженных образцов вооружений, что уж тут говорить о чём-то принципиально новом.

В качестве примера можно привести наши неатомные подводные лодки проекта 677 «Лада», экспортные модификации которых в рамках семейства «Амур-1650» в журнале «Военный парад» предлагались на экспорт ещё в 1999 году, но ни «Лады», ни «Амура» мы в серии пока не увидели.

Или взять американский эсминец DDG-1000 Zumwalt («Замволт»), первый из которых был спущен на воду в 2013 году, но до сих пор не приступил к несению боевой службы. А ещё можно вспомнить проблемы с ремоторизацией американских стратегических бомбардировщиков B-52H и многое, многое другое.


У нас «Лада», у них «Замволт»...

Тем не менее подвижки в разработке лазерного оружия есть, например, по сообщению пресс-службы ВМС США от 5 февраля этого года, в ходе испытаний, проведённых в 2024 году, лазерная установка HELIOS мощностью 150 киловатт (кВт), размещенная на борту эсминца USS Preble класса Arleigh Burke, успешно поразила воздушную цель на расстоянии 8 километров.

А лазерные комплексы противовоздушной обороны (ПВО) DE M-SHORAD и вовсе уже эксплуатируются вооружёнными силами (ВС) США, ранее мы даже рассматривали возможность того, что США могут решиться на полевые испытания комплекса DE M-SHORAD в зоне СВО на Украине.


Эсминец USS Preble и комплекс DE M-SHORAD

Можно предположить, что требуемая мощность боевых лазеров в заданных массогабаритных характеристиках уже достигнута, и проблема лежит в переходе от опытных образцов к серийным – в обеспечении необходимой простоты и удобства эксплуатации таких комплексов не профессорами и докторами наук из компаний-разработчиков, а простыми бойцами, пусть и высокой квалификации.

Проблема в том, что серийные образцы лазерного оружия пока только начинают появляться, а на авиационных носителях их пока и вовсе нет. Так что сейчас мы говорим только об опытных образцах лазерного оружия, и для начала вспомним, какие вообще боевые лазеры могут быть размещены на авиационных носителях?

Авиационные носители


Авиационные носители лазерного оружия условно можно разделить на стратегические и тактические.

К стратегическим отнесём боевые лазеры, размещённые на транспортных самолётах, мощность таких лазеров может достигать несколько мегаватт. К тактическим, соответственно, относятся самолёты тактической авиации и вертолёты. Мощность боевых лазеров, рассматриваемых для применения на тактических носителях, составляет десятки-сотни киловатт.

Вообще, о перспективах применения лазерного оружия на боевых самолётах мы ранее уже говорили, ещё в 2019 году, в материале «Лазерное оружие: перспективы в военно-воздушных силах». С тех пор каких-либо существенных подвижек на этом направлении не замечено.

Что касается самолётов тактической авиации, то здесь можно ожидать появления интегрированных лазерных комплексов самообороны на машинах шестого поколения, а также подвесных контейнерных лазерных комплексов самообороны на самолётах предыдущих поколений. Разумеется, возможности контейнерных комплексов будут уступать интегрированным, в первую очередь из-за того, что существующие самолёты и вертолёты не оснащены оборудованием отбора мощности от турбореактивных двигателей (ТРД) – генераторами, способными обеспечить мощные лазеры необходимой электроэнергией.

[
Одним из ключевых отличий перспективных комплексов вооружения становится способность обеспечить электроэнергией многочисленные потребители, в том числе и лазерное оружие

Можно предположить, что в первую очередь лазерное оружие будет установлено на новейшем американском стратегическом бомбардировщике B-21 Raider. Как минимум на этой машине должна быть штатно заложена возможность установки лазерного оружия и обеспечена возможность отбора мощности от ТРД на электрогенераторы.

Можно предположить, что мощность лазерного оружия самообороны на бомбардировщике B-21 Raider будет находиться в районе 100-150 кВт, с перспективой увеличения до 300-500 кВт, что обеспечит этому самолёту высокую защищённость от ракет «воздух-воздух» и зенитных управляемых ракет (ЗУР) с дальностью применения в несколько десятков километров.

Ну и, наконец, поговорим про специализированные комплексы лазерного оружия, размещённые на самолётах транспортной авиации, которые уже условно можно отнести к стратегическим, способным работать на дальности, исчисляемой сотнями километров.

Мегаваттного класса


В США это проект Boeing YAL-1, включающий в себя самолёт Boeing 747, оборудованный химическим лазером с рабочим телом на основе кислорода и металлического йода. Предполагаемая мощность такого лазера составляла порядка одного мегаватта с перспективой увеличения до пяти мегаватт. Проект был свёрнут в первую очередь из-за сложности и опасности работы с химическим кислородно-йодным лазером, а также высокой стоимости необходимых для производства «выстрела» химических компонентов.

В России существовала экспериментальная летающая лаборатория А-60 (комплекс 1ЛК222) на базе самолёта Ил-76МД и газодинамического лазера РД-0600 массой 760 килограмм, который предполагалось применять и на боевой орбитальной станции «Скиф», и который к 2011 году прошел полный цикл испытаний. Для накачки газодинамического лазера РД-0600 используются два турбореактивных двигателя АИ-24 массой по 600 килограмм каждый. Мощность газодинамического лазера РД-0600 на начальном этапе составляла 100 кВт.


Экспериментальная летающая лаборатория А-60 (слева) и Boeing YAL-1 (справа)

Что химический, что газодинамический лазеры – это достаточно «древняя» технология, считается, что перспективнее современные лазеры, работающие от электрической энергии, например, твердотельные, в том числе и их частный случай – волоконные, в США именно они и получили развитие в настоящее время. Что касается России, то здесь всё сложнее – информация по созданию у нас в стране собственных твердотельных или волоконных лазеров мультикиловаттного класса практически отсутствует, ранее продемонстрированные комплексы типа «Задира» пока нигде себя не показали, информация о них более не распространялась – нет даже достоверных изображений этого комплекса.

В материале «Оружие направленной энергии пришло на поля сражений» в числе прочего мы рассматривали мобильный лазерный комплекс (МЛК), созданный специалистами Троицкого института инновационных и термоядерных исследований (АО «ГНЦ РФ ТРИНИТИ») и предназначенный для расчистки местности от древесно-кустарниковой растительности в зоне размещения линий электропередачи (ЛЭП), резки металлоконструкций и другого аналогичного применения.

Судя по изображениям, в МЛК используется волоконный иттербиевый лазер YLS-20000-CT мощностью 20 кВт производства американской компании с русскими корнями IPG Photonics, так что его применение в военных целях невозможно.


МЛК производства АО «ГНЦ РФ ТРИНИТИ». Изображение triniti.ru

Не меньше вопросов и по боевому лазерному комплексу (БЛК) «Пересвет» – ранее мы рассматривали возможные варианты его реализации в материале «Секреты комплекса «Пересвет»: как устроен российский лазерный меч?». Рассмотренных вариантов всего три – современные лазеры (твердотельные / волоконные / жидкостные) с питанием от источников электрической электроэнергии, газодинамические и химические лазеры или лазеры с ядерной накачкой.

Исходя из текущих реалий, наибольшую вероятность имеет версия, что на БЛК «Пересвет» установлен газодинамический лазер – эта технология была наиболее отработана в России, а затем и в СССР. До сих пор достоверная информация о мощности БЛП «Пересвет» отсутствует, в большинстве случаев разброс предположений варьируется в диапазоне от 1 мегаватта (МВт) до 5 МВт.

Ещё в 70-х годах XX века в США испытывали лазерный комплекс на базе летающей лаборатории NKC-135A, оснащённой газодинамическим лазером, мощность которого на начальном этапе составляла 30-60 кВт, а к 1978 году была доведена до 400 кВт. Примерно тогда же, в 1975 году, в Конструкторском бюро химавтоматики (АО «КБХА») на базе лазера РД-0600 был создан газодинамический лазер с суммарным расходом газовой смеси до 100 килограмм в секунду и мощностью излучения до 600 кВт.


Газодинамический лазер РД-0600. Изображение kbkha.ru

Учитывая, когда была сделана эта разработка, не будет слишком оптимистичным предположить, что мощность газодинамического лазера из состава БЛК «Пересвет» составляет порядка одного мегаватта и более.

Авиационный вариант БЛК «Пересвет-А»


После того как был анонсирован БЛК «Пересвет», в открытых источниках периодически стала появляться информация о том, что программа А-60 будет реанимирована, и на базе БЛК «Пересвет» будет создан авиационный боевой лазерный комплекс (АБЛК), причём информация эта исходила от первых лиц в Минобороны России.

О возможности создания такого комплекса и задачах, которые он потенциально может решать, мы ранее говорили в материале «Авиационное исполнение боевого лазерного комплекса «Пересвет»: носители, цели, тактика применения».

Например, рассматривалась возможность формирования перспективной боевой авиационной группы, предназначенной для создания высокоустойчивой зоны A2AD (anti-access and area denial) ограничения и воспрещения доступа и манёвра авиации противника. Указанная группа должна была включать АБЛК «Пересвет-А», самолёт дальнего радиолокационного вооружения (ДРЛО) А-100 «Премьер», два-четыре многофункциональных истребителя Су-57 и, возможно, БПЛА С-70 «Охотник».


Предполагалось, что АБЛК «Пересвет-А» сможет поражать самолёты противника на расстоянии 250-300 километров, находясь вне зоны ответного огня ракетами «воздух-воздух», представляя собой ядро группы.

Кстати, сейчас такая группа очень пригодилась бы в зоне проведения специальной военной операции на Украине – тогда авиация противника даже близко не сунулась бы к линии боевого соприкосновения (ЛБС), а крылатые ракеты Storm Shadow самолёты противника применяли бы на максимальном расстоянии от ЛБС, ограничивая дальность их применения по целям на нашей территории.

В марте 2020 года ПАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева» запатентовало облик самолёта – носителя лазерного оружия, в развитие концепции лаборатории А-60.




На доступных изображениях видно, что купол излучателя лазера в крайней версии патента располагается в передней части самолёта, прямо за кабиной. В качестве базы по-прежнему выступает транспортный самолёт Ил-76МД-90А, собственно, других вариантов у нас пока нет и не предвидится.

Место расположения окна выхода лазерного излучения явно говорит о том, что данный комплекс предназначен для работы по целям, расположенным в верхней полусфере, то есть по спутникам противника. За сам лазер отвечает НПО «Алмаз», которое ведет разработку нового типа лазерного оружия уже на протяжении 40 лет.


Также можно предположить, что работы по АБЛК «Пересвет-А» (другого названия у нас пока нет), скорее всего, приостановлены с учётом боевых действий, ведущихся в относительной близости от ТАНТК им. Г.М. Бериева.

Выводы


Статья не даёт ответа на вопрос: кто станет первым в создании боевого лазера мегаваттного класса, серийно размещаемого на авиационных носителях — США или Россия?

Фактически у США уже был экспериментальный лазер мегаваттного класса на авиационном носителе, созданный в рамках проекта Boeing YAL-1, тогда как российская экспериментальная летающая лаборатория А-60, судя по всему, была ближе к американской летающей лаборатории NKC-135A. В то же время проект Boeing YAL-1 свёрнут – США, впрочем, как и другие ведущие страны мира, отказались от химических и газодинамических лазеров в пользу современных лазеров, работающих от электрической энергии.

В перспективе это, бесспорно, принесёт им преимущество в этой области, однако в настоящее время создать наступательный лазер мегаваттного класса на базе твердотельных или волоконных лазеров, судя по всему, невозможно. Впрочем, США уже движутся к этой величине, взяв планку в 500 кВт на наземном опытном комплексе. Можно предположить, что лазер мощностью в один мегаватт и более может быть создан американскими компаниями и размещён на транспортном самолёте как опытный образец в срок до пяти лет и как серийный образец в срок до десяти лет.

Также можно предположить, что в России условный АБЛК «Пересвет» с газодинамическим лазером мощностью порядка одного мегаватта, при интенсификации работ в этом направлении, может быть создан примерно в сопоставимые сроки – экспериментальный образец через 5 лет и серийное изделие через 10 лет, с той лишь разницей, что технология газодинамических лазеров является устаревшей.

Впрочем, с практической точки зрения газодинамические лазеры вполне работоспособны и даже обладают определёнными преимуществами перед своими высокотехнологичными собратьями.

Посмотрим, куда нас приведёт гонка лазерного оружия, впоследствии мы ещё неоднократно будем возвращаться к этой тематике, так как, судя по всему, «звёздные войны» уже не за горами.

 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
технологии


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Китайские боевые лазеры ПВО ezup Технологии 0 15.10.2021 13:44
Названа подлодка, которая станет первым серийным носителем гиперзвуковых ракет «Циркон» ezup Новости Военно-морского флота 0 30.03.2021 20:54
Новые боевые лазеры от General Atomics ezup Технологии 0 11.12.2020 23:59
Боевые лазеры авиационного базирования: в перспективы верят не все ezup Военная аналитика 0 21.05.2020 19:35
Боевые лазеры для войсковой ПВО США ezup ПВО 0 25.10.2019 14:55