Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый Сегодня, 12:57 #1   #1
Осип
Осип вне форума
Старший сержант
По умолчанию Бронированная пограничная машина БПМ-97 «Выстрел» (Россия)
Осип
Осип вне форума



Идея создания боевых бронированных машин на базе колесной автомобильной техники витала в российской «оборонке» давно. Уж больно затратно все-таки производство тяжелых гусеничных машин и бронетранспортёров. Как показывает опыт, стоимость подобной бронетехники в четыре-пять раз выше той, которую можно создать на базе имеющихся грузовиков. К тому же существует множество задач, которые сподручнее решать именно с помощью колесной бронетехники. Глобальное ядерное противостояние уходит в прошлое. А вот огонь региональных конфликтов разгорается с неимоверной интенсивностью. Использовать в них танки, боевые машины пехоты и бронетранспортеры, конечно, приходится. Но львиную долю задач в таких конфликтах могли бы решать хорошо защищенные, более экономичные и дешевые колесные бронеавтомобили. Такие, например, как боевая пограничная машина БПМ-97 «Выстрел».

Пусть вас не смущает слово «пограничная»: БПМ-97 «Выстрел» способен решать целый комплекс чисто боевых задач и в интересах армии. Внутренних войск и других силовых структур. Просто создавался он в 1997 году научно-техническим центром завода «КамАЗ» совместно с Московским государственным техническим университетом имени Баумана по заказу тогда еще самостоятельной Федеральной пограничной службы.



«Изюминка» БПМ-97 «Выстрел» состоит в том, что создана она на базе серийного двухосного полноприводного грузовика КамАЗ-4326, который выпускался Камским автомобильным заводом с 1995 года. Точнее говоря, все основные агрегаты и механизмы грузовика плавно перекочевали на броневик и заняли свое место в сварном бронекузове производства Курганского машиностроительного завода — того самого, который вот уже многие десятилетия выпускает проверенные вооруженными конфликтами и годами эксплуатации знаменитые боевые машины пехоты. В производстве кузова используется катаная броня, имеющая в разных местах машины разную толщину. Например, верхние лобовые и бортовые листы защищают БПМ-97 «Выстрел» от пуль крупнокалиберных пулемётов, в то время как все остальные проекции бронемашины выдерживают попадание 7,62-мм пуль. Днище БПМ-97 «Выстрел» изготовлено с учетом возможности активного ее применения в условиях антипартизанской войны, когда требуется защитить экипаж не только от стрелкового оружия, но и от мин. Оно имеет форму клина, что значительно снижает воздействие ударной волны.

В корпусе бронеавтомобиля имеются боковые и задние кормовые двери, люки для десанта, механика и командира. Десант может вести огонь через бойницы в корпусе, наблюдая за обстановкой через пуленепробиваемые стекла. Обзор механику-водителю и командиру машины также обеспечивают наклонные бронестекла, которые на первых образцах «Выстрела» прикрывались специальными бронекрышками. Впоследствии от них отказались за ненадобностью.



Корпус бронеавтомобиля БПМ-97 «Выстрел» разделен на отделение для экипажа и десанта, а также моторный отсек. В качестве двигателя используется стандартный проверенный временем восьмицилиндровый У-образный турбодизель с промежуточным охлаждением надувочного воздуха КамАЗ-740.10-20 с рабочим объемом 10,85 литра и мощностью 240 лошадиных сил. Он уверенно разгоняет БПМ-97 до 90 км/ч. И хотя солярка не столь пожароопасна, как бензин, конструкторы от греха подальше вынесли основные 125-литровые протектированные топливные баки за пределы боевого и моторного отделений, закрепив их сзади на корпусе.

А чтобы машина не оказалась обездвиженной, в случае если противник поразит оба ее топливных бака, внутри имеется резервный 20-литровый бак, который позволит БПМ-97 «Выстрел» проехать еще добрую сотню километров. Кстати, воздухозаборник у «Выстрела» находится достаточно высоко, что позволяет ему преодолевать без предварительной подготовки броды глубиной до 1,75 метра.

Сцепление у машины фрикционное, сухое, двухдисковое, привод — гидравлический с пневмоусилителем. БПМ-97 «Выстрел» имеет гидроусилитель руля, что позволяет уверенно управлять автомобилем в любых дорожных условиях. Пятиступенчатая коробка передач оснащена электрическим переключателем скоростей, что тоже очень удобно.

БПМ-97 «Выстрел» в обычной комплектации предназначена для патрулирования, осуществления разведки, перевозки раненых и т.д. Однако конструкторы предусмотрели возможность превращения ее в грозную боевую единицу путем установки вращающейся башни с различным вооружением. Это может быть 30-мм автоматическая пушка или же аналогичного калибра гранатомет «Пламя», противотанковые ракетные комплексы типа «Фагот», «Корнет», «Конкурс» и другие, зенитный комплекс или же крупнокалиберные 14,5- и 12,7-мм пулемёты. На машине можно установить также дымовые гранатометы «Туча».

В варианте штабной машины БПМ-97 «Выстрел» оснащается различной аппаратурой связи и управления общей массой до двух тонн. Надо отметить, что БПМ-97 «Выстрел», как и все «серьезные» боевые машины, оснащена фильтровентиляционной установкой, позволяющей экипажу выполнять задачи в условиях радиационного, химического или бактериологического заражения местности. Кроме того, в ней установлен автономный отопитель, способный поддерживать необходимый тепловой режим вне зависимости от того, работает двигатель или нет. Возможна установка кондиционера. Это особенно важно, поскольку к «Выстрелу» проявили интерес заказчики из жарких стран, в которых эксплуатируются наши КамАЗы. Кстати, по предварительным прикидкам специалистов спрос на БПМ-97 «Выстрел» может оказаться высоким и достичь порядка двух с половиной тысяч машин.

Несомненным достоинством БПМ-97 «Выстрел» является то, что он создан на базе камазовского грузовика. Это не только упрощает его производство, существенно снижает себестоимость каждого автомобиля, но и позволяет наладить качественное техническое обслуживание. Да и ресурс БПМ-97 стал значительно выше, по оценкам экспертов, он превышает ресурс обычных бронетранспортеров, не говоря уже о гусеничных машинах, более чем в пять раз.

Поскольку БПМ-97 «Выстрел» изготовлен на ходовой базе колесного грузовика, обладает отменной маневренностью и имеет все привычные средства дорожной сигнализации, он может с успехом использоваться в городских условиях, в том числе и в качестве инкассаторной машины для перевозки денег и ценностей.

Как подчеркивают специалисты, если БПМ-97 «Выстрел» успешно зарекомендует себя в «горячих точках», то не исключено создание новых модификаций «Выстрела», но уже на базе трехосных автомобилей КамАЗ, что позволило бы существенно повысить их боевые возможности и значительно увеличить десантовместимость.

С марта 2000 года на КамАЗе проходили испытания опытного образца, где к концу 2000 года началась подготовка к производству опытно-промышленной партии БПМ-97 «Выстрел». Известно, что к середине 2001 года было изготовлено еще не менее двух машин. Крупносерийное производство и поступление броневика в пограничные войска пока сдерживаются ограниченными финансовыми возможностями.

Тактико-технические характеристики БПМ-97 «Выстрел»
Колесная формула 4x4
Боевая масса, кг 10500
Масса буксируемого прицепа, кг 5000
Боевой расчет, чел 2+8
Клиренс, мм 365
Броневая защита противопулевая
Двигатель (тип) КамАЗ-740.10-20 (Д, V8)
Мощность двигателя, л.с. 240
Максимальная скорость, км/ч 90
Запас хода по шоссе, км 1100
Преодолеваемый подъем, град 30
Преодолеваемый брод, м 1,75
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
бронетехника


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Бронированная машина разминирования Keiler NG ezup Бронетехника специального назначения 0 20.09.2024 10:57
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина M88 (США) ezup Бронетехника специального назначения 0 03.05.2018 00:13
Многоцелевая бронированная машина M39 (США) ezup Бронетехника специального назначения 0 17.02.2017 00:49
Бронированная машина «Булат» ezup Автомобили военного назначения 0 21.06.2012 10:00
Бронированная пограничная машина БПМ-97 «Выстрел» ezup БМП и БТР 0 03.05.2011 12:20