Новая тема Ответить |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
![]() |
#1 |
![]() |
![]() ![]() ![]() Приклад турецкого ружья из коллекции Пензенского областного краеведческого музея. Фотография автора Волосатый Ханефи, с засученными рукавами, и тут исполнял должность слуги. Он заряжал ружья, которые передавали ему Хаджи-Мурат и Курбан, старательно загоняя железным шомполом обернутые в намасленные хлюсты пульки и подсыпая из натруски сухого пороха на полки. Хан-Магома же не сидел, как другие, в канаве, а перебегал из канавы к лошадям, загоняя их в более безопасное место, и не переставая визжал и стрелял с руки без подсошек.Л. Толстой «Хаджи-Мурат» Люди и оружие. Много раз писал о том, что вся наша жизнь родом… из детства, и к старости мы, опять же, к нему возвращаемся, хотя и на другом уровне. А кто-то и не возвращается. Это уж кому как повезет. Мне, например, повезло оказаться в Пензенском областном краеведческом музее ещё до школы, в которую я пошел в 1962 году. Музей произвел на меня тогда потрясающее впечатление и надолго определил характер внешкольных занятий: макет крепости Пенза заставил делать из скатанных из пластилина бревнышек древнерусские крепости с башнями и теремами, диорама с первобытными людьми, побивающими камнями пещерного медведя, вызвала к жизни её многочисленные подражания на траве из моха и кусках гранита, подобранных на железнодорожной насыпи. Но вот что особенно тогда впечаталось в сознание и отдельной темой тогда вошло в мою жизнь, так это старинное оружие. Времена тогда были простые, и многие образцы сабель висели прямо на стенах, а ружья, хотя и прятались под стеклами витрин, никакой сигнализацией не охранялись, как и солдат в гренадерской митре и с мушкетом у ноги, стоявший в уголке зала, посвященному связям А. В. Суворова с Пензой. Потом уже прочитал в книге «Книжная лавка близ площади Этуаль» (автор Н. Кальма), что, видимо, такой же солдат стоял и в полтавском краеведческом музее, и подумал, что, видимо, их где-то массово выпускали и рассылали по региональным музеям. Много там было всего интересного, но почему-то самое сильное впечатление на меня произвели два явно восточного дела ружья. Одно с каким-то очень уж узким прикладом, который заканчивался массивным затыльником, сделанным из кости, и другое – с изогнутым граненым прикладом, обильно инкрустированное по дереву мелкими узорами из желтого металла. Потом из экспозиции все это от греха подальше убрали, но… вот пришло мгновение, «пришел счастливый миг», и моя встреча с ними состоялась уже вновь, только теперь я знал, и на что в первую очередь надо смотреть, и что на самом деле может означать увиденное. Оказалось, что оба эти ружья действительно являются очень интересными во всех отношениях образцами огнестрельного оружия, которые много чего могут о себе порассказать. Но прежде всего следует вспомнить, что, хотя принцип высекания искр с помощью кремня, которым нужно было ударить о железную плоскость (огниво или кресало), был известен разным народам ещё с начала железного века, идея применять огниво для того, чтобы поджигать порох на полке огнестрельного оружия, пришла в голову людям далеко не сразу. И, кстати, где именно и кому первому – неизвестно. Но есть сведения, что в 20–30-е годы XVI века ранние ударные замки уже появились в Швеции, Германии и Италии. В странах Северной Европы такой замок назвали «шнапхан», т. е. «ударяющий курок»: название, хорошо передающее суть его устройства. Однако тут же появились и разновидности такого замка, главных из которых было две: североевропейская и средиземноморская. В свою очередь североевропейская его разновидность со временем стала подразделяться на подтипы: шведский, голландский, русский и даже карельский! ![]() Голландский кремневый замок «шнапхан». Рисунок А. Шепса Хотя все они были очень похожи и различались разве что в деталях. То же самое произошло и на юге, где средиземноморский тип стал подразделяться на испанский, португальский, арабский, турецкий, кавказский, в котором в свою очередь специалисты стали выделять кубачинский, черкесский и закавказский подтипы. Хотя все они, в принципе, очень похожи друг на друга и различаются лишь размерами и формой отдельных деталей. При этом средиземноморский тип получил ещё и название микелет, под которым он и стал в основном известен. От классического французского батарейного замка он имеет целый ряд заметных различий. Во-первых, пороховую полку микелета обычно прикрывает г-образная крышка, играющая роль огнива с полосками-насечками на поверхности, видимо, служившими направляющими для искр. Снизу она подпиралась полоской или пружиной. Пружина курка очень широкая и заметно выступает над поверхностью замочной доски. Она давит на хвостовик курка и так приводит его в действие. Но есть в этом замке и ещё одна малозаметная деталь: предохранительное устройство, состоящее из выступа курка и стержня предохранительного взвода, который выходит из замочной доски. ![]() Устройство микелета. Хорошо видна квадратная головка стержня предохранителя прямо под выступом курка. Рисунок А. Шепса При взведении курка этот выступающий из замочной доски стержень этому не препятстсвовал. А при нажатии на спусковой крючок, то есть в данном случае шарик, он убирался внутрь доски и не мешал курку ударять по крышке-огниву! Самое интересное, что этот замок применялся на тех же турецких и кавказских ружьях вплоть до начала XIX века, когда везде уже использовались если и не капсюльные, то уж, во всяком случае, батарейные замки французского типа. Ну и, конечно, восточные ружья, были ли они сделаны на Балканах или в самой Турции (на замке имеется надпись на арабском), они всегда богато украшались. Самые дорогие – серебром, бирюзой и кораллами, а более дешевые – инкрустацией дерева металлом и «насечкой» металлических деталей и прежде всего замка и ствола. ![]() Ружье с замком микелет средиземноморского типа. Курок взведен. Материал: сталь, дерево, латунь, слоновая кость. Техника изготовления: ковка, сверление, инкрустация дерева металлом, «насечка». Общая длина 138 см. Длина ствола 108,9 см. Ствол нарезной, граненый – 8 граней, 8 нарезов. Калибр по дну нарезов – 13,7 мм. По полю нарезов – 12,5 мм. И шомпол, и приклад, и ложа обильно инкрустированы латунной проволокой. Затыльник приклада сделан из слоновой кости. На стволе надписи на арабском в технологии «насечки». Пензенский областной краеведческий музей. Фото автора ![]() Этот же замок. Курок на предохранительном взводе и без нажатия на спусковой крючок ударить по огниву не может. Можно нажать на спусковой крючок, и тогда удар произойдет, но сильным не будет. Не будет и выстрела! Поэтому прежде его надо будет отвести назад до упора. И без нажима на спусковой крючок (в данном случае это «шарик»), он по огниву ударить не сможет ![]() А вот на этом фото курок спущен полностью. Виден выступ курка, который отжимает внутрь полки стержень предохранителя! ![]() Интересно, что перед нами не просто кремневое ружье, а винтовка, то есть ружье с нарезным стволом, имеющим восемь нарезов. Фотография дульного среза ![]() Даже металлический шомпол и тот у этого ружья покрыт насечкой, то есть инкрустацией металлолом по металлу. Фото автора ![]() А вот это совершенно точно турецкое ружье, о чем говорят и надписи на его стволе, и форма затыльника ложи и его приклада. Похожие на него ружья хранятся и в Оружейной палате Кремля и в Артиллерийском музее в Санкт-Петербурге. Время изготовления: конец XVIII – начало XIX века. Материал: сталь, дерево, латунь. Техника изготовления: ковка, сверление, инкрустация дерева металлом, «насечка». Общая длина 126,4 см. Длина ствола 90,6 см. Ствол нарезной, граненый – 8 граней, 7 нарезов. Калибр по дну нарезов 15,5 мм. По полю нарезов 14,5 мм. Шомпол потерян. Ложа и приклад обильно украшены инкрустацией латунной проволокой. На стволе накладные латунные пластины. Пензенский областной краеведческий музей. Фото автора ![]() На стволе клеймо есть – выпуклая инкрустация металлом, но что оно означает, сказать затруднительно. Фото автора ![]() Кстати, это тоже винтовка! Фотография дульного среза ![]() Типичный турецкий замок микелет! Фото автора Итак, вот мы и совершили небольшую экскурсию на Восток, туда, где делали вот такие красивые ружья, причем, если судить по описанию, данному в книге Льва Толстого «Хаджи-Мурат» – и он сам, и его нукеры вполне могли пользоваться примерно такими вот ружьями – винтовками с замками микелет! |
|
Новая тема Ответить |
Метки |
история оружия |
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
КРУГ ЧТЕНИЯ от Льва Толстого | Артурыч | Метроном | 9 | 04.07.2017 04:27 |
20 лучших цитат Льва Толстого | ezup | Краткость - сестра таланта | 0 | 01.05.2015 11:06 |
Цитаты Льва Толстого | ezup | Краткость - сестра таланта | 0 | 19.08.2014 14:52 |
20 ЦИТАТ ЛЬВА ТОЛСТОГО О СЕМЬЕ И БРАКЕ | КнязьВладимир | Семья и дети | 1 | 13.06.2013 17:08 |
Принципы жизни Льва Толстого | ezup | Краткость - сестра таланта | 0 | 02.07.2012 10:10 |