![]() |
#1 |
![]() |
![]() ![]() ![]() Пепербокс под шпилечные патроны Дерпе Жана Матье – оружейника из Вандре (район Льежа), который плодотворно работал на ниве оружейного производства. Калибр 7,5-мм, шестизарядный и, как вы видите, богато украшен резьбой «В ту же ночь мы отвезли мальчишку домой. Мы его уговорили-наплели, будто бы отец купил ему винтовку с серебряной насечкой и мокасины и будто бы завтра мы с ним поедем охотиться на медведя.» «Вождь краснокожих», О’Генри Рассказы об оружии. Сегодня наш рассказ будет посвящён исключительно оружию, украшенному резьбой и гравировкой. В давние времена углубляться мы не будем, а опять-таки начнём его с капсюльных и шпилечных револьверов, то есть с начала XIX века. Женщинам, которые читают наши статьи на ВО и обожают пистолеты с перламутровыми рукоятками, здесь тоже будет на что посмотреть. Деревянные «щёчки» на рукоятке, на мой взгляд, конечно, лучше, так как рука на них не скользит. Но с перламутром красиво – тут и говорить нечего. Ну а начнём мы с того, что вспомним о том, что все виды резьбы, которые в начале XIX века использовались для отделки оружия, были опробованы ещё в XV веке и широко применялись мастерами-оружейниками для украшения рыцарских доспехов и оружия. Прежде всего, это была резьба по металлу и гравировка. Этими техниками мастерски владели итальянские оружейники из Милана, Флоренции и Венеции. А затем их даже опередили немецкие и французские мастера из Аугсбурга и Парижа. Например, орнамент или «картинка» на оружии гравировались, а сам фон покрывался позолотой, что придавало оружию исключительно нарядный вид. Вот только золотить изделия было не только дорого, но и опасно для здоровья. Ведь для этой цели долгое время использовался кузнечный метод или «золочение через огонь», когда изделия из железа покрывали пастой из золота, растворённого в ртути, после чего нагревали на огне. Ртуть испарялась (и этими парами мастеру, как ни старайся, приходилось дышать), а золото соединялось с железной основой. Применялось золочение при помощи фольги. Он был безопасен, но трудоёмок и дорог. Вот почему в дальнейшем стали использовать гальванический способ золочения и серебрения, который сегодня вытеснил все остальные. Но, конечно, самым простым способом отделки огнестрельного оружия, и пистолетов в частности, являлось воронение. Проводили его на раскалённых древесных углях либо обжигая изделия в горячей золе. Таким образом получали, например, чёрное воронение, прижившееся именно в отделке револьверов и пистолетов, и применявшееся вплоть до середины XIX века и позднее. Известно было голубоватое и коричневое воронение, причём с красным оттенком. Другим распространённым видом украшения оружия, который был также известен издавна, являлась гравировка, во многом схожая с резьбой по металлу. Существовало (и существует до сих пор) три её вида: плоскостная, обронная и предшествующая отделкой чернением. Первая – самая простая. Её наносили тонкими линиями, причём не только на металл, но и на кость и даже перламутр. Суть обронной (или объёмной) гравировки заключалась в том, что мастер убирал фон узора, который становился при этом рельефным. Понятно, что на больших поверхностях делать такую работу было долго и трудно, а вот мелкие детали отделывать было удобно – и именно так очень часто декорировались пистолетные и ружейные замки, и даже стволы. Так, уже с конца XV в. доспехи и оружие всё чаще украшают не резьбой по металлу, которая была делом трудоёмким и дорогостоящим, а более дешёвым травлением. Причём выполненный на металле в технике травления узор был внешне очень похож на ту же самую гравировку. Только вот техника тут была куда более производительная, поэтому-то оружейники и начали её применять. Суть технологии заключалась в нанесении на поверхность металла разогретой пасты, состоявшей из воска, битума и древесной смолы. Разумеется, хранили её точный состав и пропорции в секрете, но в принципе смеси данных ингредиентов было достаточно. А потом изделие погружали в кислоту (или смесь кислот), отчего на его поверхности образовывалась вытравленная канавка. Можно было дополнительно пройтись по ней штихелем или протравить её раз, а потом заполнять её чернью, смешанной с минеральным маслом. Затем изделие нагревали, масло испарялось, а чернь очень прочно соединялась с металлом. Кстати, технология чернения по серебру была очень популярной на Кавказе в XVI–XIX вв., да и сегодня является здесь самым настоящим национальным видом искусства. Одновременно была известна и такая отделка золотом и серебром, как таушировка, насечка, или инкрустация. В случае использования этой техники стальная поверхность деталей огнестрельного оружия украшается золотом, серебром, латунью, медью. Сама по себе она очень простая, поэтому так широко и использовалась. Мастер наносит контур будущего рисунка на изделие. Затем нужно выбрать металл из линий этого контура травлением или резьбой и получить углубления. Одного травления бывает недостаточно, и тогда рисунок углубляют резцом (штихелем). Контурный рисунок обычно делали, используя только резьбу или же гравировку без травления. В случае более сложного плоскостного инкрустирования листовыми кусочками металла сначала использовали травление с последующей доработкой острым резцом. Кстати, именно поэтому данную технику и называют насечкой. Другой термин, «таушировка», имеет немецкое происхождение: от слова «тауширен» – «инкрустировать». В России его завезли в XVIII веке немецкие оружейники, и он прижился, однако термин «насечка» так полностью и не вытеснил. Кстати, насечка бывает двух видов — плоская и рельефная. При плоской в вырезанную канавку кладётся проволока и вбивается в неё лёгкими ударами молотка. При этом золотая или серебряная проволока целиком заполняет канавку. Затем узор заполировывается так, чтобы проволока не выступала над поверхностью. При рельефной насечке выпуклый рельеф сохраняют. В XX столетии насечку золотом наносят лишь на очень дорогое штучное оружие, изготовленное по заказу. Инкрустация золотом и серебром используется и для отделки деревянных деталей оружия, только туда ещё добавляется рог и кость. Но так как речь у нас идёт о пистолетах эпохи, когда деревянные в них остались разве что накладки рукоятки, то про неё в данном случае можно и не говорить, поскольку она не используется. А вот резьба и гравировка накладок на рукоятку из кости применяется довольно широко. Ну а теперь давайте смотреть нашу «галерею украшенных револьверов и пистолетов». ![]() Заводская гравировка револьвера «Кольт-Нейви». Великолепная гравировка в виде свитков с волнами вплоть до спускового крючка. Роскошные деревянные накладки на рукоятку. Всего было выпущено 2000 экземпляров с гравировкой. На гравированных экземплярах на рамке нет даты выдачи патента, только надпись «Colt Patent» ![]() Револьвер системы Лефоше, под шпилечные патроны калибра 7-мм, шестизарядный, двойного действия, круглый ствол длиной 95 мм. Накладки на рукоятку из слоновой кости. Производитель не идентифицирован. Тем не менее, на этот револьвер стоит обратить внимание. На нём чёрное воронение, а украшен он насечкой из медной проволоки и кусочков меди! ![]() Рамка и барабан этого револьвера, украшенные крупной насечкой ![]() Его барабан и патроны к нему ![]() Ещё один револьвер системы Лефоше и рядом с ним патроны к нему от неизвестного производителя. Калибр 7-мм, шестизарядный, двойного действия. Накладки на рукоятку из чёрного дерева (или под чёрное дерево). Рамка и барабан покрыты глубокой резьбой и отделаны под бронзу ![]() Цветочный орнамент на рамке и барабане ![]() Присутствует цветочный орнамент и на монструозном 15-мм калибра револьвере с откидным ножом под стволом, о котором мы как-то недавно уже писали… ![]() А так был украшен барабан этого револьвера… ![]() «Кольт 1855» «Navy» (или револьвер Рута с боковым курком), калибр .28 (7-мм). Револьвер, несомненно, гравирован на заводе. Есть мнение, что это особый заказ, поскольку информации о нём крайне мало. Название «Кольт 1855» выбрано неудачно. Кольт только получил патент на такой револьвер в 1855 году, а его производство началось в 1856 году. Но для нас самое главное его гравировка… ![]() Обратите внимание – гравирована каждая деталь револьвера! ![]() Гравировка ствола ![]() Очень красивый «серебряный» патронный револьвер неизвестного производителя. Похож на револьвер Фагнуса, но имеет предохранитель системы «Маузер». Вес: 995 г. Калибр: .44 Российский (10,6-мм). Длина ствола: 120,7 мм. Общая длина: 255 мм. Револьвер имеет механизм простого и двойного действия, отличного качества, все детали хорошо подогнаны. И рамка, и барабан покрыты серебром, хотя эта отделка и сильно пострадала от времени. Что касается количества таких револьверов, то оно не могло быть большим и, скорее всего, должно было ограничиваться максимум дюжиной экземпляров ![]() Резьба на барабане ![]() Бескурковый велодог Рене Галана 1895 года под патроны калибра 6-мм и с рукояткой, отделанной перламутром! ![]() Ещё один бескурковый велодог «Паппи» («Щенок») с деталями из бронзы, 6-мм, 1904 г. ![]() А это к нему такая «дамская» кобура! ![]() Гравированный «паппи» с курком, типа «бульдог». Калибр .320 ![]() А это к нему барабан и патроны! ![]() Бескурковый «паппи» неизвестного производителя с медной насечкой и рукояткой с накладками из перламутра. Прямо-таки варварское великолепие! Продолжение следует… P.S. Автор и администрация сайта выражают благодарность Алену Добрессу (littlegun.be) за разрешение воспользоваться его фотоматериалами.
|
|
Новая тема Ответить |
Метки |
история оружия |
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Револьверы и пистолеты от E до G | ezup | Огнестрельное оружие | 0 | 29.10.2023 21:46 |
Револьверы, которые на «Д» | ezup | Огнестрельное оружие | 0 | 22.10.2023 23:10 |
Револьверы на букву «А» | ezup | Огнестрельное оружие | 0 | 14.10.2023 17:38 |
Револьверы неизвестных | ezup | Огнестрельное оружие | 0 | 10.04.2022 18:11 |
Револьверы с двумя спусковыми крючками и револьверы «раскладушки» | ezup | Огнестрельное оружие | 0 | 27.03.2022 20:55 |