Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 08.06.2012, 09:21 #1   #1
ezup
ezup на форуме
Чебуралиссимус
По умолчанию Средний танк Т-54
ezup
ezup на форуме

Танк Т-54 разработали в 1946 году в Нижнем Тагиле в КБ под руководством А.А. Морозова. За основу был взят средний танк Т-44. В процессе разработки танку было присвоено обозначение "Объект 137". На вооружение Армии СССР он был принят в 1946 году. Серийное производство организовали в Омске, Нижнем Тагиле и Харькове. В ходе производства танка проводилась модернизация танка, однако марка не изменялась.



В танке была реализована классическая схема компоновки и традиционное размещение экипажа в башне: командир и наводчик находились слева от пушки, заряжающий – справа. Двигатель располагался в кормовой части поперечно, что позволило за счет сокращения размеров моторно-трансмиссионного отделения увеличить боевое отделение и установить на средний танк 100-миллиметровую пушку.



В отличие от всех предыдущих танков при установке пушки она заводилась в амбразуру башни дульным срезом вперед. Амбразура башни наклонена в сторону носовой части корпуса, поэтому она имела небольшую ширину, равную 400 миллиметрам. Таким образом, была улучшена защищенность лобовой части башни, но при этом усложнялась замена пушки в «полевых» условиях.

Благодаря общей схеме компоновки танка башня была смещена в сторону кормы и расположить люк механика-водителя на подбашенном листе корпуса. Это позволило в значительной степени усилить противоснарядную стойкость носовой части корпуса за счет отсутствия в верхнем лобовом листе люка, его толщина увеличилась до 120 миллиметров, а угол наклона составлял 60 градусов. При этом смещение влево от продольной оси корпуса люка механика-водителя потребовало от водителя определенных навыков вождения во время преодоления ограниченных проходов.



Полусферическая литая башня первоначально имела в нижней части "заман" (обратный скос) по всему периметру. Обратный скос являлся ослабленной зоной броневой защиты, поэтому его устранили на последующих выпусках танков во время модернизации. Повышение защищенности танка с условием ограниченности массы в 36 т. было достигнуто и плотной компоновкой систем и агрегатов.

Вооружение танка включало спаренные 100-миллиметровую нарезную пушку Д-10Т и пулемет СГ-43, пару 7,62-миллиметровых курсовых пулеметов СГ-43, размещенных на надгусеничных полках в броневых коробках, и 12,7-миллиметровый зенитный пулемет ДШК. В боекомплект пушки входило 34 выстрела с бронебойными и осколочными снарядами. Бронебойным снарядом на дальности 2 тыс. метром пробивалась вертикально расположенная броня толщиной 155 миллиметров. Конструкция пушки была настолько удачной, что ее более 40 лет без особых изменений устанавливали на серийных модификациях Т-54 и Т-55.



Двигатель В-54 установленный в танке являлся развитием конструкции дизельного двигателя типа В-2. Запас хода танка равнялся 330 километрам при запасе топлива 730 литров.

Танки первых выпусков оснащались механической трансмиссией состоящей из входного редуктора со стальным картером и принудительной смазкой, сухого многодискового главного фрикциона, пятиступенчатой коробки передач имеющей два инерционных синхронизатора, простых однорядных бортовых редукторов и механизма поворота. В качестве механизма поворота применялись двухступенчатые планетарные механизмы, которые обеспечивают получение двух расчетных радиусов поворота и возможность увеличения силы тяги (кратковременного) при прямолинейном движении за счет одновременного перевода в первое положение рычагов управления без переключения передач.



Торсионная индивидуальная подвеска танка с лопастными гидроамортизаторами на задних и передних узлах. Мелкозвенчатая 90 траковая гусеница с открытым металлическим шарниром имела развитые грунтозацепы и цевочное зацепление с ведущим колесом. Первоначально ширина гусеницы составляла 500 миллиметров.

В танке применялась полуавтоматическая углекислотная система противопожарного оборудования. Снаружи кормовой части корпуса были установлены две дымовые шашки МДШ. Средствами связи являлись радиостанция 10-РТ-26, для внутренней связи использовалось танковое переговорное устройство ТПУ-47. Средний танк Т-54 разрабатывали без учета возможности передвижения под водой.



Модернизация Т-54

Во время модернизации среднего танка Т-54 на нем была установлена новая башня, которая не имела по нижнему периметру обратных скосов, и оснащалась одним курсовым пулеметом в отделении управления вместо пары пулеметов, которые размещались на надгусеничных полках. Телескопический прицел ТШ-20 заменили на прицел ТШ2-22 имеющий 3, 5 и 7-кратное увеличение. Кроме того, с 51-го года были введены танковый форсуночный подогреватель, воздухоочиститель, имеющий эжекционный отсос пыли, гусеницы шириной 580 миллиметров и измененную конструкцию гитары. Для сохранения заданной массы среднего танка толщину верхнего лобового листа корпуса уменьшили до 100 с 120 миллиметров. Максимальную толщину лобовой части башни (200 миллиметров) и бортовых листов корпуса (80 миллиметров) не изменяли.



На базе Т-54 создали огнеметный танк ТО-54 и командирский танк Т-54К. Командирский танк разработали в 54-м году и приняли на вооружение в 58-м году. От линейного танка он отличался наличием коротковолновой радиостанции Р-112 а также бензоэлектрического зарядного агрегата который служил для питания потребителей в случае длительной работы на стоянке. Был сохранен курсовой пулемет СГМТ.

С использованием агрегатов и узлов танка Т-54 разработали и серийно производились ЗСУ-57-2 и СУ-122, мостоукладчик МТУ, самоходный кран СПК-12Г и бронетягач БТС-2. Часть танков приспособили для навешивания каткового минного трала ПТ-54, снегоочистителя СТУ, танкового бульдозера БТУ и индивидуальных плавсредств ПСТ-54.



Было создано две модификации танк Т-54 – Т-54А и Т-54Б. Танк Т-54 а также его модификаций экспортировался в 39 стран.

Средний танк Т-54А

В Нижнем Тагиле КБ под руководством Л.Н. Карцева разработали средний танк Т-54А, который в 1955 году был принят на вооружение. Серийное производство велось с 55-го по 57-й годы в Нижнем Тагиле, Харькове и Омске.



Впервые в отечественном танкостроении на серийно выпускаемый танк установили пушку Д-10ТГ имеющую стабилизатор в вертикальной плоскости "Горизонт" СТП-1 и эжектор для продувки ствола после выстрела. Данные тех. решения стали началом большой работы конструкторских коллективов в данной области и в конце первого послевоенного периода танки, которые стояли на вооружении Советской Армии, оснащались двухплоскостным стабилизатором пушки для ведения прицельного огня во время движения и эжектор снижающий загазованность боевого отделения.



В силовую установку ввели ступенчатый воздухоочиститель, а также управляемые жалюзи радиаторов позволяющие поддерживать оптимальный режим работы двигателя.

Для механика-водителя ввели инфракрасный прибор ночного видения ТВН-1, который был принят в 1951 году на вооружение. Средствами связи являлись радиостанции ТПУ Р-120 и Р-113.



На базе танка Т-54А создали командирский танк Т-54АК, принятый в 1958 году на вооружение. Данный танк производился серийно и от линейной модели отличался наличием у командира машины доп. радиостанции Р-112 и в отделении управления зарядного агрегата. Установку курсового пулемета СГМТ сохранили.

Средний танк Т-54Б

В Нижнем Тагиле в конструкторском бюро возглавляемый Л.Н. Карцевым был разработан средний танк Т-54Б. Приказом Минобороны СССР от 11.09.1956 году данный танк приняли на вооружение. Серийное производство организовали в период с 1957 по 1959 года в Нижнем Тагиле, Харькове и Омске.



Основным вооружением являлась пушка Д-10Т2С имеющая двухплоскостной стабилизатор СТП-2 "Циклон". В боекомплект пушки, входили осколочно-фугасные, бронебойно-подкалиберные и бронебойно-кумулятивные снаряды.

Ввели: инфракрасные ночной прибор командира ТКН-1 и ночной прицел наводчика ТПН-1-22-11, вращающийся полик боевого отделения, который улучшил условия работы в башне, новую конструкцию механизма поворота башни. Кроме того в оснащение танка были введены инфракрасные прожекторы: смонтированным на командирской башенке ОУ-З, на орудийной маске Л-2.



В топливную систему добавили третий наружный бак, поэтому запас возимого топлива увеличился до 1212 литров, а запас хода – до 430 километров. На данном серийном танке впервые в отечественном танкостроении было установлено оборудование для подводного вождения (ОПВТ), которое позволяло преодолевать по дну преграды, максимальная глубина которых составляет 5 метров, а ширина 700 метров. Время движения под водой было ограничено, так как существовала опасностью перегрева двигателя, поскольку при установке ОПВТ герметизировали крышу моторно-трансмиссионного отделения. Некоторые танки приспособили для работы с минными тралами КМТ-4М и -5М.



Танк Т-54Б послужил основой для создания командирского танка Т-54БК, который приняли на вооружение в 58-м году. От линейного танк отличался установкой доп. коротковолновой радиостанции Р-112, зарядного агрегата АБ-1-П/30 и навигационного оборудования. Сохранили установку курсового пулемета СГМТ.

Средний танк ОТ-54

На базе танков Т-54 и Т-55 был создан танк ОТ-54 имевший автоматические огнеметы АТО-54 и АТО-200 установленные в башне танка вместо спаренного пулемета. Выброс огнеметной смеси производился порционно струйно, при одном выстреле выбрасывалось около 6-8 литров смеси. Такая конструкция давала возможность расширить огневые возможности, при сохранении всех характеристик линейного танка по вооружению, подвижности и защите, без изменения его внешнего вида.



Танки, которые оснащались данными огнеметными системами, были способны метать огнесмесь на дальность 160 метров со скоростью до двадцати выстрелов в минуту.

Средний танк Т-54M

Модернизированным вариантом Т-54 являлся средний танк Т-54М. 18.03.1977 года данный танк приняли на вооружение приказом Минобороны СССР и выпускался заводами кап. ремонта.



Модернизированный танк отличался использованием агрегатов, приборов и систем, разработанных для Т-55 к которым относились 100-миллиметровая нарезная пушка Д-10-Т2С (боекомплект составлял 43 выстрела), лазерный дальномер КДТ-1, стабилизатор вооружения "Циклон" М, прицел наводчика имеющий стабилизированную линию прицеливания, ночные ИК-приборы наводчика и командира, два пулемета ПКТ (боекомплект 3, 5 тыс. патронов) и зенитный пулемет ДШКМ (боекомплект 300 патронов).



В танке были установлены двигатель В-55 (В-55В) мощностью 580 лошадиных сил (426 кВт), а также системы ТДА, ППО и ПАЗ. Все танки приспосабливались для навешивания минных тралов КМТ-4 или -6. Боевой вес модернизированных машин увеличился до 36,5 тонн.

Танк Т-54М являлся базой для командирского танка Т-54МК. Среди отличий: дополнительная коротковолновая радиостанция Р-112, ТНА-4 и зарядного агрегата.

Танк Т-54А прошел аналогичную модернизацию и получил называние Т-54АМ.

Тактико-технические характеристики:
Боевая масса 36,4 т;
Экипаж 4 человека;
Длина с пушкой вперед - 9000 мм;
Длина корпуса – 6040 мм;
Ширина – 3270 мм;
Высота по крышу башни – 2400 мм;
Клиренс – 425 мм;
Пушка – Д-10ТГ;
Калибр – 100 мм;
Боекомплект:
100-мм снаряд – 34;
12.7-мм патрон – 200;
7.62-мм патрон – 3500;
Марка двигателя – В-54;
Тип двигателя – дизельный;
Мощность двигателя – 520 л. с.;
Максимальная скорость – 50 км/ч;
Запас хода – 440 км;
Преодолеваемый подъём – 30 градусов;
Преодолеваемая стенка – 800 мм;
Преодолеваемый ров – 2700 мм;
Преодолеваемый брод – 1400 мм.



По материалам сайта http://3v-soft.clan.su/
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 20.07.2013, 12:26 #2   #2
ezup
ezup на форуме
Чебуралиссимус
По умолчанию Т-54: трудный путь в серию
ezup
ezup на форуме

В октябре 1944 года в КБ завода № 183 приступили к проектированию нового танка, который внешне отличался от Т-44 в основном башней несколько больших размеров и вооружением, состоявшим из 100-мм пушки. Через месяц главный конструктор А. А. Морозов доложил наркому танковой промышленности В. А. Малышеву о замысле создания машины. Начальство инициативу одобрило и даже спустило на предприятие график работ, как всегда, слишком оптимистичный: к 1 декабря 1944 года изготовить опытный образец, к 15 января 1945-го – закончить испытания, к 20 мая – размножить и доставить всем заводам-изготовителям рабочие чертежи.

Реально же разработка танка завершилась в декабре 1944 года, а опытный образец был сделан в январе-феврале 1945-го. После показа членам правительства машина в марте-апреле того же года прошла испытания на НИБТПолигоне в Кубинке, по результатам которых комиссия сочла целесообразным рекомендовать ее для принятия на вооружение Красной армии с обязательным устранением выявленных недостатков. Танк получил индекс Т-54.

Свое и чужое



От серийной «сорокчетверки» Т-54 отличался башней и орудием, как уже говорилось выше, а также двигателем и некоторыми деталями корпуса и ходовой части.

Литая башня с диаметром погона в свету 1800 миллиметров имела толщину брони в лобовой части 180 миллиметров (у Т-44 – 120 мм) и бортов – от 90 до 150 миллиметров (у Т-44 – 90 мм) с переменным углом наклона от вертикали до 20°. Вварная крыша башни изготавливалась из двух катаных броневых листов толщиной 30 миллиметров (у Т-44 – 15 мм), сваренных между собой.

Конструкция корпуса в целом была аналогична корпусу Т-44. Однако толщина верхнего и нижнего лобовых листов, установленных соответственно под углами 60о и 45о от вертикали, составляла 120 миллиметров против 90 миллиметров у Т-44. В отличие от последнего в лобовом листе корпуса Т-54 отсутствовала смотровая щель.

Вооружение машины состояло из 100-мм танковой пушки Д-10ТК и двух 7,62-мм пулеметов ГВТ с ленточным питанием: один был спарен с орудием, второй, курсовой, устанавливался в отделении управления справа от механика-водителя.

В моторно-трансмиссионном отделении (МТО) танка перпендикулярно продольной оси корпуса монтировался V-образный 12-цилиндровый четырехтактный бескомпрессорный дизель В-54 мощностью 520 лошадиных сил. В топливную систему входили четыре топливных бака общей емкостью 530 литров. Кроме внутренних (основных) топливных баков снаружи танка на надгусеничных полках устанавливались три дополнительных (два на правой полке и один на левой) емкостью по 55 литров каждый. На Т-54 в отличие от Т-44 дополнительные баки были включены в топливную систему. Расход горючего из основных емкостей производился после его выработки из дополнительных.



Запас хода по шоссе с использованием дополнительных топливных баков достигал 300–360 километров (у Т-44 – 235 км).

Ходовая часть была практически полностью заимствована у Т-44, за исключением опорных катков, ширина резинового массива которых увеличилась со 150 до 185 миллиметров.

Масса танка возросла до 35,5 тонны, а максимальная скорость снизилась до 43,5 км/ч.

649 изменений

В июле 1945-го в КБ завода № 183 с учетом результатов испытаний первого опытного образца танка Т-54 был разработан его второй опытный образец, получивший заводское обозначение «объект 137» и отличавшийся новой конструкцией башни, вооружением и ходовой частью.

Литую башню выполнили по типу башни тяжелого танка ИС-3. Толщина ее сферической лобовой части достигала 200 миллиметров, бортов – от 125 до 160 миллиметров с переменным углом наклона до 45°. Толщина крыши башни – 30 миллиметров.

В башне монтировалась 100-мм танковая пушка ЛБ-1, с которой был спарен 7,62-мм пулемет СГ. Два других пулемета СГ (курсовые) устанавливались в бронированных ящиках на левой и правой надгусеничных полках, стрельбу из курсовых пулеметов вел механик-водитель. На крыше башни между люками командира и заряжающего находился 12,7-мм зенитный пулемет ДШК.

Силовая установка танка осталась той же самой, что и на первом опытном образце. Емкость внутренних топливных баков удалось увеличить с 530 до 545 литров, дополнительных наружных – со 165 до 180. Запас хода машины по шоссе, несмотря на возросшую до 39,15 тонны боевую массу, не уменьшился и по-прежнему достигал 300–360 километров. В трансмиссии использовалась трехходовая пятиступенчатая коробка передач с установкой на 2, 3, 4 и 5-й передачах инерционных синхронизаторов и двухступенчатые планетарные механизмы поворота вместо бортовых фрикционов. В ходовой части применен гусеничный движитель цевочного зацепления.

В июле – ноябре 1945 года второй прототип Т-54 проходил испытания на НИБТ полигоне, по их результатам танк опять-таки рекомендован к серийному производству, но лишь после устранения ряда недостатков и доработки документации, потребовавшейся после этого. По результатам очередных предварительных испытаний постановлением Совмина СССР от 29 апреля 1946 года Т-54 был принят на вооружение Советской армии.

Началась подготовка к его серийному производству. В течение 1946 года планировалось изготовить 165 серийных машин, реально же построили только три опытных образца. Государственных испытаний они не выдержали. Межведомственная правительственная комиссия потребовала снизить массу машины, усовершенствовать установку вооружения, ходовую часть и приводы управления. В течение года в конструкцию пришлось внести 649 изменений. План на 1947 год был утвержден в количестве 250 единиц, но изготовили только 22. Два головных серийных танка подверглись в апреле-мае того же года ходовым испытаниям и испытаниям обстрелом. По их результатам издано 1490 приказов на доработку деталей и узлов, в связи с чем первую серию из 20 танков Т-54 выпустили лишь в конце года. Эти машины получили обозначение Т-54-1 (видимо, Т-54 1-й серии) или Т-54 обр.1946 г.

Далек от совершенства

Т-54-1 имел классическую компоновку с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Корпус был сварен из броневых катаных листов и имел острую носовую часть и вертикальные борта. Днище для увеличения прочности выполнялось корыто-образной формы (редан). Монолитный верхний лобовой лист корпуса толщиной 120 миллиметров располагался под углом 60о к вертикали. Толщина брони бортов корпуса составляла 80 миллиметров, крыши и днища корпуса – 30 и 20 миллиметров соответственно.

Башня – литая, крупногабаритная, с вварной крышей и обратным скосом («заманом») снизу по всему периметру. Толщина ее лобовой части – 200 миллиметров. Поворотный механизм башни с электроприводом управлялся с помощью контроллера наводчиком, а при поддержке системы командирского управления – командиром.

В башне устанавливалась 100-мм пушка Д-10Т, спаренная с 7,62-мм пулеметом СГ-43. Углы ее вертикального наведения – от -5о до +18о. Два пулемета СГ-43 размещались в броневых ящиках на надгусеничных полках, неприцельный огонь из них вел механик-водитель. Над люком заряжающего, на турели, аналогичной применявшейся на танках ИС-2 и ИС-3, монтировался 12,7-мм зенитный пулемет ДШК. Боекомплект танка включал 34 унитарных 100-мм выстрела (20 – в отделении управления справа от механика-водителя, 14 – в боевом отделении), 200 патронов калибра 12,7 мм и 4500 патронов калибра 7,62 мм.

Танк оснащался двигателем В-54 мощностью 520 лощадиных сил. Топливные баки емкостью 520 литров располагались в боевом отделении и отделении управления. На надгусеничных полках устанавливались дополнительные баки цилиндрической формы, не подсоединенные к системе питания двигателя. Запас хода танка по топливу – 330 километров.

Коробка передач – пятиступенчатая, с двумя инерционными синхронизаторами. В качестве механизма поворота служили двухступенчатые планетарные механизмы, обеспечивавшие получение двух расчетных радиусов поворота. Бортовые передачи – однорядные. Ведущие колеса – литые, со съемными зубчатыми венцами. Зацепление – цевочное.

В ходовой части с каждого борта имелось пять сдвоенных обрезиненных опорных катков. Механизм натяжения – червячного типа. Гусеница – мелкозвенчатая, стальная, с открытым шарниром. Ширина гусеницы – 500 миллиметров. Подвеска опорных катков – индивидуальная торсионная, в узлах подвески первого и пятого катков каждого борта установлены лопастные гидравлические амортизаторы.

Средства связи состояли из радиостанции 10-РТ-26 и переговорного устройства ТПУ-47 на четыре абонента. На танке имелась противопожарная углекислотная установка автоматического типа. Для постановки дымовой завесы на корме машины крепились две дымовые шашки МДШ, оборудованные системой дистанционного запала и сброса.

Из-за стремления получить в танке Т-54 минимальный забронированный объем в сочетании с пушкой большого калибра пришлось существенно сократить боекомплект. Несмотря на увеличение диаметра башенного погона в свету до 1825 миллиметров, из-за больших размеров казенной части орудия боевое отделение получилось тесным. Отсутствие подвесного полика сильно затрудняло работу заряжающего при повороте башни, снижая скорострельность, а иногда и калеча его. При интенсивной стрельбе была велика загазованность боевого отделения, несмотря на наличие двух вентиляторов – нагнетающего (на крыше башни) и вытяжного (на перегородке силового отделения).

Второй вариант

Всего в 1949 году выпустили 54 танка Т-54, в том числе 13 опытных образцов, 25 учебных и только 16 серийных. Объем конструкторских доработок характеризуют такие цифры: башенная группа подготовила свыше 400 новых рабочих чертежей, корпусная – более 350, моторная – 300, группа оборудования – свыше 250. Испытания продолжались до ноября, после чего вышло постановление правительства о принятии на вооружение новой модификации – Т-54 обр.1949 г., или Т-54-2.

На танке Т-54-2 была установлена новая башня с узкой 400-мм амбразурой для пушки, без обратного скоса спереди и с боков, с командирской башенкой. Турель зенитного пулемета заменили новой, улучшенной конструкции. С учетом статистики, согласно которой 90 процентов попаданий в танк приходилось на высоте более метра от земли, а также с целью сохранения заданной предельной массы для среднего танка толщину верхнего лобового листа корпуса уменьшили до 100 миллиметров.

Вместо двух пулеметов СГ-43 на надгусеничных полках установили один курсовой пулемет в отделении управления справа от механика-водителя. Боекомплект 7,62-мм патронов уменьшили до 3500 штук.

Силовая установка отличалась от предыдущей наличием одного мультициклонного воздухоочистителя с масляной ванной, кассетами и эжекционным отсосом пыли из пылесборника. Вместо трех наружных цилиндрических топливных баков установили два плоских прямоугольных, которые разместили справа в кормовой части на надгусеничной полке. Эти баки включили в систему питания двигателя.

Трансмиссия претерпела незначительные изменения. Гусеницу расширили до 580 миллиметров, что позволило уменьшить удельное давление с 0,93 до 0,81 кг/см2. Система электрооборудования и средства связи остались без изменений.

Отработка конструкции завершена

В 1950 году серийное производство Т-54 возобновилось. За этот год только завод № 183 сумел изготовить 423 машины вместо 400 по плану. Выпуск 1951-го составил уже более 800 танков.



В 1951 году проведена вторая модернизация танка Т-54. Машина получила литую башню полусферической формы без обратных скосов и кормовой ниши с улучшенным уплотнением погона. Телескопический прицел ТШ-20 заменили новым – ТШ-2-22 с переменным 3,5- и 7-кратным увеличением. Улучшили защиту от попадания пыли цапф пушки, погонов башни, турелей, командирской башенки, маски пушки, прицела и пулеметов, выключателей и тумблеров. На нижнем лобовом листе корпуса появились узлы крепления каткового минного трала. Заменили оборудование для постановки дымовых завес – вместо двух шашек МДШ установили две более мощные БДШ-5.

Серийное производство Т-54-3 (или Т-54 обр.1951 г.) началось в 1952-м и продолжалось до конца 1954 года. На базе этой машины сконструировали командирский танк Т-54К, оснащенный дополнительной радиостанцией, навигационной аппаратурой и зарядным устройством, из-за чего пришлось несколько уменьшить боекомплект пушки.

Запуском в серийное производство Т-54-3 завершился процесс создания и отработки конструкции «пятьдесятчетверки», продолжавшийся шесть лет. Машина наконец-то приобрела свой законченный классический вид. В этот период произошли и серьезные кадровые изменения в руководстве отдела № 520 – КБ завода № 183. В октябре 1951 года А. А. Морозов был назначен главным конструктором КБ-60М завода № 75 в Харькове (ныне ХКБМ им. А. А. Морозова). Временно исполняющим его обязанности назначили А. В. Колесникова, одновременно возглавлявшего сопровождение серийного производства и модернизацию танка Т-54. Такая ситуация продолжалась до начала марта 1953-го, когда главным конструктором завода № 183 в Нижнем Тагиле стал Л. Н. Карцев. Первой крупной модернизацией Т-54, проведенной под его руководством, явилась установка стабилизатора вооружения.

Стабилизатор наведения пушки Д-10Т в вертикальной плоскости СТП-1 «Горизонт» был создан в 1951 году. Пушка с этим стабилизатором получила индекс Д-10ТГ. В СТП-1 был заложен принцип, обеспечивавший постоянное слежение за целью орудия и жестко связанного с ним прицела. Эта схема имела и недостаток – во время заряжания пушка блокировалась на заданных углах возвышения и наводчик лишался возможности наблюдения за объектом обстрела.

Совершенствование продолжается

Танк с пушкой Д-10ТГ получил обозначение Т-54А (объект 137Г). Кроме стабилизатора орудие снабдили эжекционным устройством для продувки канала ствола после выстрела и подъемным механизмом со сдающим звеном (предохраняло механизм от поломок при задевании посторонних предметов). В затвор пушки были введены предохранительное устройство от самопроизвольного спуска при ударах на ходу машины и механизм повторного взвода. Внесли также изменения в компенсирующий механизм с целью обеспечения уравновешивания пушки на углах возвышения и склонения. Установили автоматизированный электропривод поворота башни с дублированным управлением, новый стопор башни и усовершенствованный прицел ТШ-2А-22 со смещенной влево окулярной частью и со шкалой дальности до цели. Для механика-водителя был введен активный прибор ночного видения ТВН-1.



Двигатель танка также подвергся некоторым переделкам: в систему питания ввели третий наружный бак емкостью 95 литров, поставили двухступенчатый воздухоочиститель с тремя кассетами и эжекционным отсосом пыли, вместо нерегулируемых входных жалюзи над радиаторами смонтировали регулируемые, управляемые рукояткой, расположенной в боевом отделении. Остальные системы остались прежними.

В связи с установкой агрегатов стабилизатора изменились монтажная и принципиальная схемы электрооборудования. Танк оснастили радиостанцией Р-113 и ТПУ Р-120.

Т-54А был принят на вооружение в 1954 году. В IV квартале планировалось выпустить установочную партию из 50 машин. Однако из-за несоответствия стабилизаторов техническим требованиям удалось изготовить только 25 единиц.

Отлаженное серийное производство началось только через полгода и осуществлялось с 1955 по 1956 год. В ограниченных количествах на базе Т-54А изготавливался командирский танк Т-54АК.

Установка системы вертикальной стабилизации вооружения позволила в 10 раз повысить вероятность поражения цели – с 3 до 30 процентов.

Примерно 17 500 танков

К 1956 году в Нижнем Тагиле была разработана следующая модификация «пятьдесятчетверки» – Т-54Б («объект 137Г2»), три опытных образца которой завод № 183 сдал еще в июне 1955-го. Заводские испытания прошли осенью, а полигонные – зимой 1955–1956 годов. Официально танк приняли на вооружение постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 15 августа 1956 года, соответствующий приказ министра обороны СССР последовал уже 11 сентября.

На Т-54Б устанавливалась пушка Д-10Т2С с электрогидравлическим двухплоскостным стабилизатором СТП-2 «Циклон», последний позволил довести вероятность попадания в цель при стрельбе с ходу до 60 процентов. Управление орудием и башней при включенном стабилизаторе осуществлялось с помощью пульта. В связи с этим была изменена конструкция механизма поворота башни.

Для улучшения условий работы членов экипажа (прежде всего заряжающего) пол в боевом отделении оборудовали вращающейся платформой, установленной на шариковой опоре и имевшей сдающее звено. Это потребовало частично изменить расположение боекомплекта, число снарядов в котором, правда, не изменилось.

Танк имел активные приборы ночного видения: инфракрасный ночной прицел наводчика ТПН-1-22-11, ночной прибор командира ТКН-1 и механика-водителя ТВН-2. Для обеспечения их функционирования машина оснащалась ИК-прожекторами: Л-2, крепившимся на орудийной маске, и ОУ-3, смонтированным на командирской башенке. Приборы механика-водителя и командира были сменными (устанавливались вместо дневных). Т-54Б получил оборудование для подводного вождения (ОПВТ). В положении по-походному воздухопитающая труба укладывалась на левой надгусеничной полке.

На базе линейного танка выпускалась и командирская модификация – Т-54БК, по составу дополнительной аппаратуры аналогичная Т-54АК.

Серийное производство «пятьдесятчетверок» разных модификаций осуществлялось с 1947 по апрель 1959 года на трех заводах Министерства транспортного машиностроения: № 183 в Нижнем Тагиле, № 75 в Харькове и № 174 в Омске. При этом последний главным образом занимался изготовлением различных боевых и специальных машин на основе Т-54: САУ, ЗСУ и инженерной техники. Кстати, на заводе № 75 параллельно шел серийный выпуск тяжелых артиллерийских тягачей АТ-Т, разработанных на базе «пятьдесятчетверки», причем превышавший в отдельные периоды объем выпуска танков.

Назвать точное количество построенных Т-54 трудно. Однако его удастся определить (хотя бы приблизительно) по косвенным данным: например, по числу изготовленных 100-мм пушек. Полных сведений, правда, и тут нет, но есть цифры объемов производства с 1947 по 1957 год. За 10 лет выпущено 16 197 орудий: 10196 – Д-10Т, 4796 – Д-10ТГ и 1205 – Д-10Т2С, что примерно соответствует количеству произведенных за эти годы «пятьдесятчетверок». Примерно потому, что танков построено меньше, чем орудий к ним. Какое-то число последних было установлено на различные опытные образцы, а также использовано для замены вышедшего из строя вооружения. С учетом боевых машин, изготовленных в 1958-м и в начале 1959 года, можно говорить примерно о 17–17,5 тысячи произведенных Т-54.


Автор Михаил Барятинский
Первоисточник http://vpk-news.ru
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
Средний танк Т-54


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Средний танк Т-55 ezup Бронетехника СССР 0 10.01.2019 00:56
Средний танк Т-62 ezup Танки 1 03.05.2017 12:05
Средний танк Т-44 ezup Танки 0 07.06.2012 09:51
Т-62 - средний танк ezup Танки 0 03.05.2011 11:20
Т-64 - средний танк ezup Танки 0 03.05.2011 11:17