Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 12.05.2020, 18:03 #1   #1
ezup
ezup на форуме
Чебуралиссимус
По умолчанию С-13 ТУЛУМБАС Неуправляемый реактивный снаряд
ezup
ezup на форуме

С-13 Тулумбас


Страна: СССР (Россия)
Тип:
Неуправляемый реактивный снаряд

В первой половине 70-х годов ирано-иракские вооруженные столкновения и арабо-израильская война продемонстрировали всему миру, что прежние подходы к вопросам базирования и маскировки самолетов на военных аэродромах устарели. Стоянка машин в длинном ряду, как на параде, чревата тем, что их всех можно разом лишиться благодаря одному случайно преодолевшему систему ПВО самолету противника. 0бваловка открытых стоянок также перестала выполнять свои защитные функции - сказывалась возросшая эффективность авиационного вооружения.

На основе чужого боевого опыта командование объединенных вооруженных сил NATO в Европе оперативно начало рассредоточивать свои самолеты на военных авиабазах по различного типа индивидуальным укрытиям. Достаточно хорошо замаскированные укрытия выполняли из легко-разборных конструкций. На открытой местности, где невозможно было спрятать эллинги, укрытия отливали из бетона сплошным методом, используя стальные арматуру и внутреннюю гофрированную противооткольную облицовку толщиной 5 мм. Затем все это засыпали толстым слоем грунта. Получалось довольно солидное фортсооружение, выдерживающее прямое попадание нескольких осколочных и осколочно-фугасных авиабомб.

Руководство Советского Союза в целях адекватного ответа на возможную агрессию со стороны NATO считало крайне необходимым иметь на вооружении отечественных ВВС НАР, способные пробивать аэродромные укрытия арочного типа и эффективно поражать технику, размещенную в них. В принципе эту задачу были способны успешно решать НАР крупного калибра - С-25-ОФ. Однако теоретически для уничтожения одной авиабазы противника с самолетами, рассредоточенными по ЖБУ, при условии необходимости преодоления противодействия ПВО, а также вероятности попадания в цель одной ракетой и наличия на аэродроме ложных целей требовался просто гигантский наряд сил и средств. Существующие же авиационные средства поражения для выполнения задач такого рода невозможно было оптимизировать.

В то же время на основании анализа, проведенного в 1969 г., в ╞Точмаше╕ предложили уделить внимание калибру 127 мм (аналог американской НАР Zuni), способному занять промежуточное положение между 57-мм и 240-мм НАР. Эти доводы в дальнейшем использовали в Новосибирском институте прикладной физики (ИПФ) в работах над 122-мм НАР семейства С-13.

Разработкой первых своих ракет сибиряки занялись в 1973 г. К 1979 г. ракета С-13 ╞Тулумбас╕ поступила на государственные испытания с универсальным шестиствольным блоком орудий УБ-13. Ведущим инженером по ракете был назначен майор В.Торопов, ведущим летчиком - майор В.Мызин.

Типовой целью на испытаниях, естественно, были несколько специально выстроенных ЖБУ арочного типа - цели достаточно габаритные, и вероятность попадания в них была большой. Засыпанные пятиметровым слоем грунта железобетонные стены одной из наиболее внушительных конструкций толщиной 1 м С-13 пробивали насквозь и взрывались в земляном полу. После снятия грунта с ЖБУ открылись входные отверстия в бетоне с диаметром воронок 1-2 м и глубиной 0,2-0,4 м. Внутри укрытия вокруг выходных отверстий отколы бетона представляли собой воронки диаметром 1,5 ми глубиной 0,4 м. В 1983 г. НАР приняли на вооружение.


Однако ╞Тулумбасу╕ был присущ один недостаток. При отстреле по типовому ЖБУ NATO бетонная крошка воронки выходного отверстия надежно удерживалась противооткольной стальной облицовкой и не выполняла функции вторичных осколков. НАР прошивала грунт и бетонные стены укрытия, а также бетонный пол, после чего взрывалась глубоко под землей, не нанося никакого ущерба самолету, если проходила рядом с планером. Изменять время срабатывания взрывателя не имело смысла, поскольку толщина грунтовой засыпки купола ЖБУ была не равномерной. В зависимости от того, в какую часть укрытия попадала НАР, постоянно требовалось варьировать время замедления на доли секунды.

Еще не закончились испытания С-13, как в 1982 г. ИПФ приступил к разработке улучшенного образца бетонобойной НАР С-13Т с двумя модулями БЧ, расположенными тандемно. На новой НАР для сведения к минимуму отрицательных качеств прототипа каждый из модулей БЧ имел индивидуальный взрыватель донного типа. После встречи с преградой первый и второй модули БЧ подрывались в точках, разнесенных в пространстве. Таким образом, оба модуля как бы резервировали друг друга - если первый сработает под полом ЖБУ, то второй - неизбежно внутри укрытия. И наоборот, если первый взорвется внутри ЖБУ, то второй - снаружи. Идеальный вариант - подрыв обоих модулей внутри укрытия.

В 1984 г. в НИИ ВВС прошли государственные испытания С-13Т на истребителе-бомбардировщике Су-17М4. Ведущим инженером на них назначили подполковника А.Шерстюка, ведущим летчиком - подполковника А.Бородая. При этом выполнили 31 полет и отстреляли 99 НАР. 31 ракета, попавшая в ЖБУ с метровой бетонной стенкой и двух- шестиметровой грунтовой засыпкой, сработала внутри укрытия.


Пусковой блок Б-13Л для НАР С-13

Оружие обкатали и в стрельбе по ВПП. НАР не рикошетировали, разрушая железобетон толщиной 0,25 м на площади 15-17,5 м2. В залпе разброс ракет у цели не превышал 10 м. По результатам испытаний НИИ ВВС гарантировал на каждую ракету двадцать взлетов и посадок в пределах срока хранения без ущерба для надежности ее работы.

Учитывая калибр новой ракетной системы, разработчики предложили создать на ее основе для борьбы с легкобронированной и легкоуязвимой техникой вне укрытий более эффективную, чем С-8, осколочно-фугасную НАР с максимально стандартизированными узлами и деталями.

На государственных испытаниях ведущим инженером был назначен старший лейтенант А.Архипов, ведущим летчиком на истребителе-бомбардировщике Су-17М4 - полковник А.Павленко.

Имитация стрельбы по БМП-1 с комбинированной лобовой броней толщиной 20-25 мм продемонстрировала, что на дистанции 5 м осколки БЧ С-13-ОФ легко пробивают, образуя пробку. Каждый такой подрыв дает 10-15 пробоин, а осколки обладают зажигательным действием. На расстоянии 10 м осколки рикошетируют от некоторых броневых плоскостей, оставляя вмятины глубиной 5-10 мм. Таким образом, легкобронированная техника на расстоянии 25 м и легкоуязвимая - на 60 м гарантированно выходит из строя. Степень нанесенного ущерба такова, что восстановить ее боеспособность возможно не менее чем через два часа.


При попадании С-13-ОФ между осями БРДМ у борта в машине обнаружили 60 пробоин. Взрывом оторвало верхнюю половину кузова по шву, машину опрокинуло, а также оторвало колесо со ступицей. Средняя площадь пробоин в броне достигала 5-8 см2, в дюрале - 8-10 см2. В результате прямого попадания у тяжелого танка ИС-3 вырвало направляющий каток и два опорных, а также 1,5м гусеницы.

Бронеплита толщиной 50 мм, закрывающая моторный отсек, прогнулась на 25- 30 мм. Пушка с толщиной стенки ствола 20-30 мм из высококачественной орудийной стали пробита тремя осколками. Кроме того, на ней насчитали двенадцать вмятин и каверн глубиной 8-15 мм.

Летные испытания подтвердили, что осколочность С-13-ОФ при воздушном подрыве в полтора раза выше по легкоуязвимым целям и в два-три раза - по укрытым. В начале 1986 г. НАР приняли на вооружение ВВС.

Опыт ведения боевых действий в локальных войнах наглядно продемонстрировал высокую эффективность так называемых объемно-детонирующих боеприпасов. В 1987 г. на ИПФ возложили задачу разработки НАР с термобарической БЧ - С-13ДФ.

Предназначенная для поражения компактных групповых наземных и надводных целей НАР поступила на полигон НИИ ВВС на госиспытания в 1993 г. Ведущим инженером на них назначили майора О.Преснякова.


Пусковой блок Б-13Л крылом Су-25ТК

Испытания проходили на самолете Су-27 и Су-27УБ. Объектом внимания, естественно, была легкобронированная техника. В ходе воздушной стрельбы пара ракет одного залпа ╞накрыла╕ ту часть мишени, которая имитировала колонну из трех БМП-1 на марше. Одной из машин С-13ДФ угодила в корму, полностью разрушив отделение десанта. Взрывом сорвало башню и отбросило на шесть метров, вырвало три катка. Все люки и щитки также были сорваны. У другой БМП-1 попадание пришлось в переднюю часть машины, на броневой лист моторно-трансмиссионного отделения. В результате ударной волной лист толщиной 15 мм полностью вырвало, в нем образовалась пробоина диаметром 20 мм, а нижнюю опорную плиту для двигателя сильно деформировало.

Зарубежных аналогов НАР С-13ДФ до сих пор нет. В начале 1995 г. НАР С-13ДФ приняли на вооружение ВВС.



Модификация С-13 С-13Т
Калибр, мм
Длина, мм
Масса
ракеты, кг
Масса БЧ, кг
Масса ВВ, кг
Дальность
пуска, м
Скорость
ракеты, м/с
122
2540

57
21
1.82
1100-
3000

650
122
3100

75
21
1.80
1100-
4000

500

МодификацияС-13ОФС-13Д
Калибр, мм
Длина, мм
Масса
ракеты, кг
Масса БЧ, кг
Масса ВВ, кг
Дальность
пуска, м
Скорость
ракеты, м/с
122
2898

69
33
7
1600-
3000

530
122
3120

68
32
-
1600-
3000

530
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
авиация


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
M8 Неуправляемый реактивный снаряд (США) ezup Другие страны 0 11.05.2020 00:04
Неуправляемый реактивный снаряд CRV-7 ezup Снаряды 0 11.08.2012 20:28
Неуправляемый реактивный снаряд С-8 ezup Снаряды 0 11.08.2012 01:13
Неуправляемый реактивный снаряд С-5 ezup Снаряды 0 11.08.2012 00:56
Неуправляемый реактивный снаряд С-25 ezup Снаряды 0 11.08.2012 00:42