Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 22.02.2020, 22:33 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Американский колесный БТР M1126 Stryker
ezup
ezup вне форума

Под героическим именем. Основной бронетранспортёр американской армии





БТР «Страйкер» в Мосуле, Ирак. 2005 год

Боевые автобусы. На протяжении нескольких десятилетий основным бронетранспортёром американской армии оставался гусеничный БТР M113. Машина была выпущена в различных вариантах огромной серией, насчитывающей более 80 тысяч произведенных единиц. Полностью снять с вооружения M113 рассчитывают примерно к 2030 году. На смену ветерану, спроектированному на рубеже 1950-1960-х годов, постепенно приходит новая боевая техника.

В XXI веке основным БТР американской армии является колесный M1126 Stryker. Эта четырехосная боевая машина находится на вооружении механизированных бригад сухопутных войск и является основным средством перевозки мотострелков.

Из Швейцарии через Канаду


До США новый колесный бронетранспортёр добрался интересным путём, начинающимся на фоне умиротворяющих пейзажей альпийских лугов. Все семейство четырехосных колесных боевых машин Stryker представляет собой дальнейшее развитие бронетранспортёров канадской армии LAV III. В свою очередь, канадцы создали свой БТР на базе швейцарского бронетранспортёра Piranha III с колесной формулой 8х8. В ходе всех этих переделок машина модернизировалась каждой стороной по своему усмотрению, но швейцарская «наследственность» никуда не делась. Машины по-прежнему внешне похожи друг на друга.

Над созданием нового колесного бронетранспортёра американские военные задумались в 1999 году одновременно с принятием плана трансформации сухопутных войск с учетом новых реалий и отхода от стратегий периода «холодной войны». Новая боевая машина должна была обладать хорошей мобильностью, возможностью легкой транспортировки в любые уголки мира, заняв при этом нишу между тяжелыми БМП «Брэдли» и легкими бронированными внедорожниками «Хамви». После перебора нескольких возможных вариантов, уже имеющихся на рынке, американцы обратили внимание не технику своего географического соседа. Канадский филиал General Motors Defence Canada предложил компании General Dynamics взять за основу уже готовый БТР LAV III в качестве базы для новых боевых колесных машин американской армии.


Piranha III 8х8

В 2000 году, через несколько месяцев испытаний, вариант с модернизацией канадского бронетранспортёра LAV III стал основным. Тогда же был подписан контракт, предусматривающий постройку более двух тысяч новых колесных боевых машин. В 2002 году развернулось полномасштабное серийное производство, в том же году новый БТР получил официальное название. А уже в 2003 году 300 первых машин были переброшены в Ирак, где приняли участие в боевых действиях.

За производство «Страйкеров» отвечает компания General Dynamics Land Systems. Серийное производство указанных боевых машин завершилось в 2014 году. Всего было выпущено 4466 «Страйкеров», большая их часть представлена в варианте классических бронетранспортёров. Но всего было создано порядка десяти различных вариантов, в том числе разведывательные боевые машины, машины связи, командно-штабные версии, медицинские машины, инженерные машины, машины для проведения РХБЗ разведки, а также носители тяжелых вооружений – 105-мм пушки или 120-мм миномета. Большая часть «Страйкеров» находится на вооружении американской армии. Иностранным оператором бронетранспортёров M1126 является пока лишь Таиланд, который получил 60 подобных боевых машин из наличия Армии США после проведенного ремонта.


LAV III

Технические особенности бронетранспортёра Stryker


Четырехосный бронетранспортёр Stryker M1126 с колесной формулой 8х8 отличается классической для западных машин данного класса компоновкой. Схема со всеми ведущими колесами подходит для передвижения по бездорожью, на шоссе водитель «Страйкера» может использовать схему 8х4. В передней части бронетранспортёра с левой стороны традиционно находится отделение управления – здесь расположено место мехвода. С правой стороны в передней части корпуса размещается моторно-трансмиссионное отделение. За механиком-водителем находится место командира боевой машины. Над местами экипажа имеются два люка в крыше корпуса. Среднюю и кормовую часть боевой машины занимает десантное отделение, в котором свободно могут разместиться до 9 мотострелков с полной экипировкой и вооружением. Посадка и высадка десанта в БТР осуществляется через кормовую дверь-аппарель, также можно воспользоваться люками в крыше корпуса над десантным отделением.

Работая над новым бронетранспортёром для американской армии, инженеры General Dynamics использовали много наработок и технических решений своих коллег из канадского филиала GMC. Так конфигурация корпуса и общая компоновка боевой машины практически совсем не поменялись по сравнению с канадским БТР LAV III. При этом значительные различия в конструкции двух боевых машин соседних стран все же имеются. В первую очередь все специалисты обращают внимание на разницу в величине корпуса. M1126 Stryker выше своих предшественников. Американцы пошли на увеличение высоты боевой машины для обеспечения наибольшего удобства размещения экипажа, десанта и перевозимого боекомплекта.


Высадка десанта из «Страйкера»

Также на высоту влияет использование на ряде машин днища V-образной формы, которое защищает экипаж и десант от подрыва на самодельных взрывных устройствах и минах. По крыше над десантным отделением базовый американский БТР оказывается на 25-30 см выше своих канадских родственников. Увеличение высоты машины сказалось и на изменениях конструкции корпуса. На американском бронетранспортёре верхняя лобовая деталь оказалась длиннее, она стыкуется с крышей корпуса дальше, чем на канадской машине.

Американцы уделили серьезное внимание бронированию БТР. Корпус сваривается из бронеплит толщиной до 12 мм, расположенных под рациональными углами наклона. В базовом варианте без навесной брони он обеспечивает круговую защиту от 7,62-мм бронебойных пуль, а в лобовой проекции от огня из 14,5-мм стрелкового оружия. При использовании навесной керамической брони обеспечивается круговая защита от 14,5-мм бронебойных пуль и осколков 152-мм снарядов, а в лобовой проекции броня в состоянии выдержать обстрел из 30-мм автоматической пушки с дистанции 500 метров. Правда, при использовании комплектов навесной брони масса боевой машины существенно возрастает – со стандартных 16,5 тонны до практически 20 тонн.

Сердцем бронетранспортёра является дизельный двигатель Caterpillar C7 мощностью 350 л.с. Двигатель работает в связке с автоматической шестиступенчатой коробкой переключения передач Allison 3200SP. При движении по шоссе бронетранспортёр может развить скорость до 100 км/ч. Запаса топлива в размере 215 литров достаточно, чтобы преодолеть до 500 км при движении по шоссе. Бронетранспортёр не умеет плавать, но отличается неплохой проходимостью, в том числе благодаря клиренсу 500 мм. Машина может преодолевать стенки высотой 0,6 метра, рвы шириной до двух метров, а также броды глубиной до 1,2 метра.


Дистанционно управляемый модуль RWS с пулеметом М2

Вооружение большинства БТР M1126 Stryker является исключительно пулеметным. На машинах устанавливают дистанционно управляемые модули вооружения RWS либо с крупнокалиберным 12,7-мм пулеметом M2 (2000 патронов), либо единым 7,62-мм пулеметом M240B (4500 патронов), либо 40-мм автоматическим гранатометом Mk 19 (448 гранат). Также на установке RWS обычно стандартно размещается до 4 блоков четырехствольных дымовых гранатометов M6.

БТР Stryker назван в честь реальных военнослужащих


Американский колесный БТР M1126, как и всё семейство колесных боевых машин Stryker, назван в честь реально существовавших американских военнослужащих. Это очень редкая история применительно к бронетехнике. Все колесные бронированные машины «Страйкер» названы так в честь двух погибших американских солдат, которые посмертно были представлены к высшей американской военной награде – медали Почёта (Medal of Honor). О ценности награды свидетельствует общее количество награждений – примерно 3,5 тысячи за все годы, из которых 1,5 тысячи награждений приходятся на время Гражданской войны в США 1861-1865 годов.

Семейство колесных боевых машин «Страйкер» названо в честь рядового первого класса Стюарта С. Страйкера и рядового Роберта Ф. Страйкера. Стюарт погиб в возрасте 20 лет в Германии возле города Везель 24 марта 1945 года. Рядовой 17-й воздушно-десантной дивизии Стюарт Страйкер поднял в атаку залегший под пулеметным огнем противника взвод, личным примером воодушевив сослуживцев, последовавших за ним. В результате его личной храбрости и действий поднявшегося в атаку взвода другие подразделения роты смогли обойти занимаемый немцами хорошо укрепленный дом и заставили противника сдаться. В плен было взято примерно 200 солдат противника, также удалось освободить трех американских летчиков, которых немцы держали в плену в доме.


Экран управления вооружением в «Страйкере»

Рядовой 1-й пехотной дивизии Роберт Страйкер погиб во Вьетнаме в возрасте 22 лет 7 ноября 1967 года возле населенного пункта Лок Нин. Разведывательная группа, в которой служил Страйкер, попала в засаду в джунглях. Подразделение приняло бой, в ходе которого рядовой Роберт Страйкер спас шесть своих товарищей от поражающих элементов установленной противником мины направленного действия Клеймор, накрыв её своим телом.

Оценка бронетранспортёра M1126


Как мы видим, к выбору названия для своего нового колесного бронетранспортёра американцы подошли с изрядной долей патриотизма. Как говорил капитан Врунгель в известном мультике: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». С этой задачей в США точно справились. Но к самой машине есть определенные вопросы.

В отличие от первых моделей гусеничного M113 и всех советских/российских бронетранспортёров семейства БТР-80, новый американский БТР потерял возможность плавать.

Также к недостаткам бронетранспортёра специалисты относят слабое вооружение. Понятно, что такие машины не зря называют боевыми автобусами, их основное предназначение довести солдат до нужной точки под защитой брони. Но в случае необходимости поддержать мотострелков «Страйкеры» могут зачастую только пулеметным огнем. На большинство машин ставятся либо 7,62-мм, либо 12,7-мм пулеметы. Также есть версии, оснащенные 40-мм автоматическими гранатометами. Бороться подобным набором вооружения даже с легкобронированной техникой противника практически невозможно. При этом планы по усилению огневой мощи БТР есть. Рассматриваются варианты с установкой башни с 30-мм пушкой и дистанционно управляемого модуля с возможностью запуска ПТУР Javelin.


БТР «Страйкер» в учебном центре Форт Ирвин

В то же время есть у машины и очевидные плюсы. Один из них – это проработанная компоновка и хорошая база. Машина представляет собой модернизированный вариант проверенного временем и хорошо себя зарекомендовавшего БТР MOWAG Piranha, находящегося на вооружении многих стран мира (больше 20 государств). Как и на подавляющем большинстве современных БТР, высадка десанта происходит через расположенную в корме корпуса аппарель, что обеспечивает самый безопасный из всех возможных вариантов, когда пехотинцы с фронта защищены всем корпусом боевой машины. Отдельно можно выделить хороший уровень бронезащиты, в том числе за счет использования дополнительной навесной керамической брони; мощный двигатель; большой клиренс; а также хорошую противоминную защиту: часть машин модернизирована и получила днище V-образной формы с усиленным бронированием.


Автор:
Юферев Сергей
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
бронетехника


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Армия Таиланда вооружится американскими БТР M1126 Stryker ezup Новости Сухопутных войск 0 18.05.2019 00:15
SKOT — колесный бронетранспортер ezup БМП и БТР 0 21.08.2018 00:24
ББМ «Stryker» - Stryker MCVV ezup БМП и БТР 2 09.10.2017 22:18
Американский Stryker M1126 не выдержал сравнения с нашим БТР-82А ezup Артиллерия и бронетехника 0 07.12.2016 17:43
Колесный танк ST-1 ezup Танки 0 13.11.2014 23:45