RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > Сухопутные войска > Танки » Основные боевые танки западных стран – Челленджер-2

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 13.05.2011, 11:44 #1   #1
ezup
ezup на форуме
Чебуралиссимус
По умолчанию Основные боевые танки западных стран – Челленджер-2
ezup
ezup на форуме

Принятие на вооружение британской армии танка «Челленджер» не сняло с повестки дня вопроса об основном боевом танке, который пришел бы на замену всех танков «Чифтен». Перевод ОБТ на «Челенджеры» не предполагался, а после поступления этого танка в войска стал вовсе невозможен. На танк обрушилась волна критики, военные отмечали ненадежность танка, неудобство работы экипажа в башне и несовершенную систему управления огнем. Масла в огонь подлил провал танков «Челленджер», которые приняли участие в соревнованиях на Кубок канадской армии в 1987 году.

В этих условиях английского правительство решило объявить тендер на замену в английской армии танков «Чифтен». К этому моменту в Англии у фирмы «Виккерс» не было конкурентов в танкостроении, поэтому к конкурсу были допущены иностранные компании. Немцы предлагали – «Леопард-2», американцы – «Абрамс» М1А1, бразильцы предложили танк – ЕЕ-Т1 «Озорио», рассматривался и перспективный французский танк «Леклерк».

Выбор любой неанглийской машины, грозил крахом всему британскому танкостроению, финансовому краху «Виккерс», а также множества фирм-субподрядчиков компании, так как в 1988 году производство «Челленджеров» для армии Великобритании подходило к концу, а экспортных заказов на танк не предвиделось. Принятие на вооружение армии иностранного танка могло самым тяжелым образом сказаться на всем британском танкостроении на ближайшие 20—30 лет. В результате этого, перед британцами стоял выбор не только и не столько тактический и технический, сколько политико-экономический. Результат этого выбора всем был ясен заранее.



Фаворитом конкурса являлся танк «Челленджер-2», производства компании «Викерс», при этом в 1987 году этот танк существовал лишь на бумаге. Презентация проекта прошла в 1987 году. Главный упор был сделан на изготовление новой башни, орудия и системы управления огнем (СУО). Собственно проект предусматривал исправление всего, что «недомодернизировали» на «Челленджере» в сравнении с «Чифтеном». В начале 1988 года компания «Виккерс» на собственные средства изготовила 8 опытных башен, первая из которых была готова уже осенью 1988 года. А уже в декабре Минобороны Великобритании заключило контракт на производство и проведение демонстрационных испытаний прототипов танка. Всего было изготовлено 9 опытных танков «Челленджер-2» и 2 башни, которые расстреляли на баллистических испытаниях. К испытаниям танка приступили в 1989 году. А окончательный выбор победителя «конкурса» в 1991 году – танка «Челленджер-2» – чудесным образом совпал с окончанием его демонстрационных испытаний. «Изюминкой» проекта была его башня новой конструкции, при проектировании которой специалисты фирмы «Виккрес» учли опыт разработки башни танка Виккерс Mk.7 и бразильского танка ЕЕ-Т1, башню к которому изготавливали англичане.

Башня получилась более простой формы по сравнению с башней танка «Челленджер», при этом она имеет меньшую заметность в радиолокационном диапазоне. С появлением в армиях мира самолетов радиолокационной разведки наземных целей создатели танков стали уделять больше внимания снижению их заметности. В башне установлено новое 120-мм нарезное орудие L30 с длиной ствола 55 калибров. С целью продления срока службы орудия, канал ствола выполнен хромированным. Диаметры цапф и гнезд под них были увеличены, что положительно сказалось на колебаниях ствола по углу места и азимуту и привело к повышению кучности стрельбы. Боекомплект орудия состоит из 50 выстрелов раздельного заряжения. Снаряды и заряды хранятся в разделенных боеукладках. В процессе проектирования башни планировалось установить в нее автомат заряжания, но по ряду причин (сложность конструкции, уязвимость в бою, снижение надежности) от идеи его установки все-таки отказались.

Приводы наведения орудия и поворота башни полностью электрические, углы наведения орудия в вертикальной плоскости составляют от -10 до +20 градусов. Орудие танка стабилизировано в двух плоскостях. Слева от пушки ставится спаренный с ней 7,62-мм пулемет, еще один такой же монтируется на турели у люка заряжающего, боекомплект пулеметов составляет 4000 выстрелов. В передней части башни установлено по 5 дымовых гранатометов. Внутри башни справа от орудия располагается наводчик и командир (рабочее место командира танка несколько приподнято над местом наводчика), заряжающий располагается слева от пушки. Приборное и электронное оснащение башни в сравнении с «Челленджером» было полностью заменено. Впервые английский танк получил шину данных Mil Std 1553 – стандартный НАТОвски интерфейс, применяемый и на боевых вертолетах. Военные считают, что переход к единому стандарту интерфейса и оснащение им различных боевых систем позволит существенно повысить скорость обмена информацией между всей техникой, участвующей в боевых действиях.

Комбинированный стабилизированный в двух плоскостях прицел наводчика создан фирмой Барр энд Струд в сотрудничестве с французской SAGEM. Дневной оптический канал прицела имеет 2 приближения 4 или 10-кратное, ночной обладает 4 или 11,4-кратных приближением. В прицел интегрируется лазерный дальномер. В роли чувствительного элемента для ночного канала используется тепловизор TOGS-2, созданный на основе тепловизора TOGS танка «Челленджер». Чувствительный элемент монтируется над стволом пушки и прикрывается специальной бронированной створкой, которая открывается лишь при активации ночного канала. В качестве вспомогательного на танке применяется телескопический прицел NANOQUEST L30.

Командир танка имеет в своем распоряжении стабилизированный панорамный перископический прицел SFIM, который представляет из себя упрощенный прицел «Леклерка» (в английском варианте отсутствует ночной канал). Оптический канал прицела имеет 2 приближения 3 или 8 кратное. В поле зрения данного прицела поступает информация о курсе танка и его местоположении. Для осуществления боевых действий в ночное время имеется видеоконтрольное устройство, на которое поступает изображение с ночного канала прицела наводчика танка. Также по всему периметру командирской башенки установлено 8 наблюдательных приборов, которые обеспечивают круговое поле зрения. Система управления вооружением танка создана канадской фирмой CDC и представляет из себя модернизированный вариант компьютера американского танка М1А1 «Абрамс».

Применяя СУО, командир танка может самостоятельно осуществлять наводку орудия и вести огонь, маркировать обнаруженные цели или полностью передать управление пушкой наводчику, осуществляя в это время самостоятельный поиск новых целей. Типовой цикл от прицеливания до поражения цели занимает всего 8 секунд. К примеру, при проведении испытаний прототипов хорошо обученные экипажи могли поразить 8 целей за 42 секунды. Корпус танка «Челленджер-2» практически не отличается от своего предшественника, но его начинка подверглась модернизации, хотя и не столь кардинальной, как танковая башня. Корпус боевой машины, так же как его башня и экраны, выполнен из усовершенствованной брони «чобхэм», которая имеет повышенную, в сравнении с броней «Челленджера», снарядостойкость. В передней части корпуса «Челленджера-2» находятся узлы, позволяющие навесить на него бульдозерное оборудование.

Изначально конструкторы хотели оснастить танк 1500-сильным дизелем, но военные сочли возможным оставить прежний 1200-сильный двигатель. К слову, из всех современных ОБТ западных стран английский танк имеет самый слабый двигатель, который разгоняет машину весом в 62,5 тонны до скорости в 52 км/ч по шоссе. В качестве основного двигателя англичане применили 12-цилиндровый V-образный четырехтактный дизель «Кондор» фирмы Перкинс. Данный дизель имеет турбонаддув. Слева от него монтируется вспомогательный дизель Н30 фирмы Ковентри Клаймекс имеющий мощность в 37 л. с. Вспомогательный дизель используется для запуска основного дизеля, привода электрогенератора, прогрева и подзарядки аккумуляторных батарей. Оба мотора обладают общей жидкостной системой охлаждения, которая способна обеспечить им надежную работу при температуре окружающего воздуха не превышающей +52°С.

Трансмиссия TN-54, которую получил «Челленджере-2», ранее уже была обкатана на «Челленджерах» и БРЭМ последних выпусков. Всего в конструкцию моторно-трансмиссионного блока «Челленджера-2» было внесено 44 различных изменения. К примеру, на танк были установлены воздушные фильтры новой конструкции. Улучшены система охлаждения, стартер и генератор, система смазки трансмиссии, произошло усиление болтовых креплений блока. Сделали создатели «Челленджера-2» и реверанс в сторону советской танкостроительной школы. Впервые западный танк получил 2 внешних сбрасываемых топливных бака (каждый емкость в 204,5 л), которые ранее сильно критиковались разного рода экспертами. Для того чтобы создать вокруг себя дымовую завесу танк, помимо традиционных дымовых гранат, может применять устройство впрыска дизельного топлива в выхлопную систему.



Первый серийный «Челленджер-2» был изготовлен в 1994 году, всего английская армия планировала приобрести 386 подобных танков. В декабре 1995 года первые танки начали поступать на вооружение. Первыми их получил Королевский гвардейский шотландский драгунский полк. Эксплуатация машин тут же выявила целый «букет» недостатков, который главным образом был связан с СУО и прицелами. Поскольку Минобороны заключило с «Виккерс» фиксированный контракт, заранее обговорив оптовую цену, устранением недостатков фирма занялась за свой счет. Длительное время эти недостатки были лишь «зафиксированы», так к 1997 году в армии находилось лишь 36 тех самых танков драгунского полка, которые использовались главным образом для подготовки танковых экипажей, в то время как еще 114 машин хранились на складах производителя, в ожидании модернизации.



Видео в тему

Военное дело - Танк "Челленджер-2"


 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 17.06.2011, 21:43 #2   #2
ezup
ezup на форуме
Чебуралиссимус
По умолчанию
ezup
ezup на форуме




Челленджер 2 (англ. Challenger 2) — основной боевой танк сухопутных войск Великобритании. Также состоит на вооружении в Омане.

Краткий обзор
FV4030/4, Челленджер (англ. FV4030/4, Challenger) - Основной боевой танк «Челленджер 2» выпускается британской компанией «Виккерс Дефенс Системс» (ныне являющейся частью компании BAE Land Systems). Он явлется третьим танком, носящим имя «Челленджер». Первым был «Челленджер А30» — вариант танка «Кромвель», оснащённый 76,2 милиметровой пушкой. Вторым был «Челленджер 1»- основной боевой танк Великобритании начала 1980-х — середины 1990-х годов, принимавший участие в войне в Персидском заливе. Хотя «Челленджер 2» был разработан на основе «Челленджер1», новый танк отличается от более ранней модели совершенно новым дизайном: всего 5 % деталей являются общими для обеих моделей. На данный момент «Челленджер 2» заменил предыдущую модель на вооружении британской армии.

Cromwell


Великобритания заказала 127 танков «Челленджер 2» в 1991 году и ещё 259 в 1994 году. Оман заказал 18 танков в 1993 году и ещё 20 в ноябре 1997 года. «Челленджер 2» поступил на вооружение британской армии в 1998 году, последняя машина поступила в войска в 2002 году. Ожидается эксплуатация танков этой модели вплоть до 2035 года.

Танки «Челленджер 2» применялись для ведения боевых действий в Боснии, Косово и Ираке(с 2003 года по сегодняшний день).


История
Заменить танки «Чифтен» был призван перспективный англо-западногерманский танк MBT-80/Kpz-80, работы по которому велись с 1972 года. Программа была аннулирована в 1977 году из-за разногласий между танкостроителями и военными обеих государств. Вопрос о британском основном боевом танке 80-х годов остался открытым. В 1978—1979 гг. велась разработка национального танка МВТ-80 с использованием задела, наработанного в рамках англо-германской программы. Окончательно же проблема разрешилась самым неожиданным образом в 1979 году. когда отказ нового правительства Ирана от заказа танков «Шир-2» добавил англичанам головной боли. В проект FV 4030/3 было вкачено большое количество денег, потрачено время, построено семь опытных танков.

MBT


После значительных колебаний англичане приняли компромиссное решение: продолжить эволюционное развитие проекта FV 4030, взяв за основу танк «Шир-2», но заменять новыми танками только «Чифтены». состоящие на вооружении Британской Рейнской армии. В 1980 году был подписан контракт на поставку 225 танков. Для отработки новых решений и их испытаний были переоборудованы семь прототипов «Шир-2», получивших новое обозначение FV 4030/4 и собственное имя «Челленджер» («Бросающий вызов»). Проектированием машины занимались конструкторы Технического управления военных машин и техники (MVEE) и специалисты Государственного танкового завода. Как и при проектировании «Чифтена». одной из наиболее критических стала проблема массы. Спецификация генерального штаба ограничивала массу перспективного танка значением в 54,8 т (масса танка «Чифтен» Mk.5), однако еще в ходе проработок проекта МВТ-80 английские специалисты пришли к выводу о невозможности усиления бронезащиты при условии сохранения массы нового танка на уровне массы «Чифтена» Mk.5.

Chieftain


Массу необходимо было увеличить до 60—62 т, в этом случае появлялась возможность усилить бронирование лобовой части корпуса и башни, а также бортов. Инженеры MVEE в качестве обоснования возможности увеличения массы выдвинули тезис о незначительной разнице между 50- и 60-тонными танками. Так, при равных удельной мощности и давлении на грунт подвижность, средняя скорость движения, приемистость и проходимость будут примерно одинаковыми. Одним из критериев, ограничивающих массу танка, является грузоподъемность дорожных мостов.

Challenger AXB 01


Англичане провели анализ распределения на Европейском ТВД инженерных сооружений, ограничивающих подвижность танков; оказалось, что большинство мостов рассчитано на нагрузку в 20 т, то есть они с одинаковым успехом провалятся и под 50-тонным танком, и под танком массой 60 т, а мосты грузоподъемностью 50 и 60 т «размазаны» по территории Европы примерно равномерно. В результате подобного рода исследований и анализов удалось убедить военных поднять планку верхнего ограничения по массе до требуемых 60— 62т. Испытания танков проходили в Бовингтоне; в ходе них семь машин наездили более 100.000 км. Проверялась их ремонтопригодность и надежность, электромагнитная совместимость радиоаппаратуры. На заключительном этапе в октябре 1982 г. имитировалось участие машин в четырехсуточных непрерывных боевых действиях. Военные были удовлетворены, и в декабре 1982 г. менеджер программы танка «Челленджер» со стороны британской армии полковник Мюррей-Браун подписал акт о завершении испытаний.

MBT Challenger


Серийное производство началось в 1983 году, первым новые танки получил Королевский гусарский полк. До 1988 года было построено 420 танков «Челленджер». поступавших на вооружение только британской армии. Танк спроектирован по классической схеме. Корпус танка полностью сварной, изготовлен из комбинированной брони «чобхэм». В нем отсутсутствуют литые детали, имевшиеся в конструкции корпуса танка «Чифтен». Днище корпуса имеет V-образную форму для ослабления воздействия детонации противотанковых мин. В передней части корпуса находится отделение управления. Сиденье механика-водителя расположено по оси танка: так же, как и на «Чифтене». в боевом положении механик-водитель занимает положение полулежа. Управление поворотом осуществляется с помощью штурвала. Для наблюдения за местностью используется широугольный перископический прибор, который легко заменяется инфракрасным бесподсветочным прибором ночного видения. Боевое отделение и башня занимают среднюю часть танка. В сварной башне установлена 120-мм нарезная пушка L11A5.

MBT Challenger


По сравнению с аналогичным орудием танка «Чифтен». пушка «Челленджера» имеет более короткий ствол. Более короткий ствол облегчает стабилизацию орудия при движении. Применение в конструкции модернизированной пушки новой стали, полученной методом электрошлакового переплава, максимальное давление в канале ствола с 610 до 630 МПа (6200 — 6400 кгс/ см2) и, несмотря на уменьшенную длину ствола, начальная скорость снаряда осталась прежней. Изменениям подвергся затвор орудия с целью улучшения обтюрации. Боекомплект из 64 выстрелов раздельного заряжания размещается в отделении управления и в боевом отделении. Типовым считается вариант из 34 бронебойных подкалиберных снарядов, 15 бронебойно-фугасных и пяти дымовых. Боекомплект хранится в бронированных укладках-контейнерах, окруженных рубашкой со специальной жидкостью, что снижает вероятность возгорания и детонации боеприпасов. Все пороховые заряды находятся ниже погона башни. Углы наведения орудия в вертикальной плоскости—от-10°до +20°.



Приводы наведения пушки в вертикальной плоскости и разворота башни электрические, аварийные приводы — механические. Скорость разворота башни изменяется в пределах от 0.01 до 24 град./с, скорость наведения пушки в вертикальной плоскости — в пределах от 0, 01 до 6 град./с. Орудие стабилизировано в двух плоскостях. Слева от орудия установлен 7,62MM пулемет L8A2, спаренный с пушкой; боекомплект к пулемету — 4000 патронов. Справа от орудия находятся рабочие места командира и наводчика, слева — заряжающего. Система управления огнем претерпела незначительные изменения по сравнению с СУО танка «Шир-1». В нее входят прицел наводчика с интегрированным в него лазерным дальномером, электронный баллистический вычислитель и стабилизатор орудия. Баллистический вычислитель вырабатывает данные для стрельбы с учетом дальности до цели, угловой скорости движения цели, угле крена цапф орудия танка, скорости ветра, атмосферного давления и температуры воздуха. В качестве основного прицела наводчик использует перископический прицел с десятикратным увеличением Барр энд Струд TLS № 10 Mk. 1, в который встроен лазерный дальномер. В лазерном излучателе дальномера используется итриевоалюминиевый гранат вместо рубина, применявшегося в дальномере танка «Чифтен». Вспомогательный прицел — телескопический, фирмы Виккерс Инструменте, AFV № 80 Mk.l с семикратным увеличением.



Юстировка прицела осуществляется с помощью коллиматора и отражающего зеркала, установленного на стволе пушки вблизи дульного среза. Для ведения боевых действий ночью используется тепловизионный прицел Барр энд Струд TOGS (Termal Observation and Gunnery Sistem — тепловая система наблюдения и стрельбы). У командира установлен перископический прицел Авимо AFV № 37 Mk.5, имеющий 1- и 10-кратное увеличение. Линия визирования прицела стабилизирована. По периметру командирского люка расположены восемь перископических наблюдательных приборов Хелио Миррор AFV № 40 Mk.2, дающих суммарное круговое поле обзора. Прицел командира оптическим каналом связан с прицелом наводчика и видеоконтрольным устройством системы TOGS, что позволяет командиру вести огонь, используя лазерный дальномер и тепловизор. У заряжающего имеется один вращающийся перископический наблюдательный прибор. Все оптические приборы танка имеют противообледенительные устройства и системы очистки от грязи. На командирской башенке смонтирован дистанционно-управляемый 7,62-мм пулемет L-37A2 с углами наведения в вертикальной плоскости от -10° до +75°. Огонь из зенитного пулемета ведет командир танка. Стрельбу из пушки и спаренного с ней пулемета могут вести и наводчик, и командир. В передней части башни по бортам установлено по пять дымовых гранатометов. Кормовую часть корпуса занимает моторно-трансмиссионное отделение. Моторно-трансмиссионная установка выполнена в виде единого блока и расположена продольно оси танка.



Масса блока 5,49 т, для его замены в полевых условиях требуется 45 минут. В качестве основного двигателя используется 12-цилиндровый V-образный четырехтактный дизель 12 V-1200 «Кондор» мощностью 1200 л. с. фирмы Перкинс. Дизель имеет турбонаддув. Слева от основного двигателя установлен вспомогательный дизель Н30 фирмы Ковентри Клаймекс мощностью 37 л. с., служащий для привода электрогенератора. запуска основного дизеля, подзарядки и прогрева аккумуляторных батарей. Оба двигателя имеют общую жидкостную систему охлаждения, обеспечивающую надежную работу моторов при температуре окружающего воздуха +52°С. В танке «Челленджер» впервые в английском танкостроении применена автоматическая гидромеханическая трансмиссия TN-37 с гидрообъемной передачей в приводе механизма поворота. Трансмиссия разработана фирмой Дэвид Браун. Планетарная коробка передач обеспечивает четыре передачи переднего хода и три — заднего. Гидрообъемная передача позволяет плавно регулировать радиус поворота во всем диапазоне, что улучшило управляемость по сравнение с «Чифтеном». на котором механику-водителю приходилось периодически воздействовать на фрикционные элементы, что приводило к резкому изменению угла поворота танка и его угловой скорости. Предполагалось на серийные танки «Челленджер» устанавливать более мощные дизели 12V-1500 (мощностью 1500 л.с.), но эти планы не были осуществлены. По сторонам от моторно-трансмиссионного блока установлены про-тектированные топливные баки из синтетической резины с толщиной стенок 11.5 мм. Суммарная емкость баков 1592 л.



Для питания электро- и радиооборудования используются два электрогенератора (с приводом от основного и вспомогательного дизеля) и четыре аккумуляторных батареи емкостью 100 А.ч. Ходовая часть танка «Челленджер» резко отличается от подвески танка «Чифтен». Вместо пружинно-балансирной подвески используется нерегулируемая поршневая гидропневматическая подвеска, разработанная специалистами MVEE и частных фирм Данлоп и Лазер Инженериен. Подвеска обеспечивает динамический ход катка 340 мм (у танка «Чифтен» — 159 мм, у танка «Шир-I» — 250 мм). С каждого борта установлено по шесть опорных и четыре поддерживающих катка. Опорные катки обрезиненные, с алюминиевыми дисками и стальными ступицами. Гусеница с открытыми металлическими шарнирами, траки имеют съемные резиновые подушки. Ходовая часть прикрыта четырехсекционными экранами, установленными с каждого борта. На танке установлена симплексная телефонная радиостанция VK/ VRC -353 УКВ диапазона. Имеется система защиты от оружия массового поражения, расположенная в изолированном отсеке кормовой части башни. Установлена автоматическая система пожаротушения.



«ЧЕЛЛЕНДЖЕР-2»
Принятие на вооружение танка «Челленджер» не сняло с повестки дня вопрос о боевой машине, предназначенной для замены всех «Чифтенов» в армии Великобритании. Перевод парка основных боевых танков на «Челленджеры» не предполагался (справедливости ради стоит отметить, что причины продления срока службы «Чифтенов» были в первую очередь финансовые), а после поступления в войска этих машин стал просто невозможен. На новый танк обрушился шквал критики, особенно отмечалась его низкая надежность, неудобство работы экипажа внутри башни и несовершенная система управления оружием. Масла в огонь подлил провал английских танкистов, выступавших на танках «Челленджер», в соревнованиях за Кубок канадской армии 1987 года.

MBT Challenger II


Результаты чемпионата НАТОвских танкистов привели в крайнее замешательство командование британской армии, более того, — премьер-министр Маргарет Тэтчер потребовала, чтобы ей лично доложили о причинах неудачи. Одной из причин было признано отсутствие конкуренции среди английских танкостроителей, причем этот вывод был обращен не столько в прошлое, сколько в будущее. «Железная леди» проводила политику повальной приватизации английской промышленности, благодаря которой фирме Виккерс удалось купить в 1986 году. Государственный танковый завод в Лидсе и превратиться в монополиста в производстве основных боевых танков на Острове. Выбор танка, предназначенного для замены «Чифтенов», решено было проводить на конкурсной основе. Однако в Британии у фирмы Виккерс конкурентов не было, и к конкурсу допустили иностранцев: американцы предложили М1А1 «Абрамс», немцы — «Леопард-2»; рассматривался и перспективный французский «Леклерк», танк ЕЕ-Т1 «Озорио» предложили бразильцы.

EE-T1 Ozorio


Выбор любого неанглийского танка означал, по существу, конец британского танкостроения, финансовый крах фирмы Виккерс и множества фирм-субподрядчиков, так как в 1988 году заканчивалось производство «Челленджеров» для вооруженных сил Великобритании. а экспортных заказов не ожидалось. Принятие на вооружение импортной машины могло тяжелейшим образом отразиться на британском танкостроении в ближайшие 20—30 лет. Таким образом, перед англичанами стоял выбор не только и не столько технический и тактический. сколько политико-экономический. Результат этого выбора, конечно же. был предопределен. И «Абрамс», и «Леопард» в 1987 году проходили сравнительные испытания в Бовингтоне (с английской стороны в них принимал участие «Челленджер»), но в результате анализа западной военно-технической прессы 1987—1991 гг. складывается впечатление, будто американцы и немцы не придавали особого значения английскому конкурсу.

MBT Challenger


Фаворитом был «Челленджер-2» фирмы Виккерс Дифенс Системз, несмотря на то. что в 1987 году он существовал только на бумаге. Презентация проекта состоялась в марте 1987 г. Основной упор был сделан на разработку новой башни, пушки и системы управления оружием, то есть всего того. что «недомодернизировали» на «Челленджере» по сравнению с «Чифтеном». В начале 1988 года руководство фирмы Виккерс приняло решение изготовить на собственные средства восемь опытных башен, первая из них была готова осенью того же года, а уже в декабре министество обороны заключило контракт на изготовление и проведение демонстрационных испытаний прототипов. Всего было построено девять опытных танков «Челленджер-2» и две башни, «расстрелянные» на баллистических испытаниях. Испытания первого прототипа начались в 1989 году. Окончательный выбор победителя «конкурса» — танка «Челленджер-2» — удивительным образом совпал по времени с окончанием в 1991 году его демонстрационных испытаний. «Изюминкой» танка «Челленджер-2» стала башня новой конструкции. при ее проектировании специалисты фирмы Виккерс использовали опыт. полученный при разработке башен танков Виккерс Mk.7 и бразильского ЕЕ-Т1 (башню этой машины делали англичане).

Vikkers mk.7


Башня — более простой по сравнению с башней танка «Челленджер» формы, имеет меньшую заметность в радиолокационном диапазоне. С появлением самолетов радиолокационной разведки наземных целей класса американского «ДЖИСТАРС» танкостроители стали уделять снижению заметности большое внимание. Новое 120-мм нарезное орудие L30 с длиной ствола 55 калибров спроектировано специально для перспективного танка, с пушкой L11 его роднят только общие боеприпасы. Канал ствола с целью увеличения срока службы орудия выполнен хромированным; диаметр цапф и гнезд под них увеличены для уменьшения колебаний ствола по азимуту и углу места и, как следствие, увеличения кучности стрельбы. Боекомплект к пушке включает 50 выстрелов раздельного заряжения; снаряды и заряды хранятся в боеукладках новой конструкции отдельно друг от друга. В процессе разработки башни предполагалась установка автомата заряжения, но по ряду причин (сложность конструкции, уменьшение надежности, уязвимость в бою) от этой идеи пришлось отказаться.

MBT Challenger


Углы наведения орудия в вертикальной плоскости от -10° до +20°. Приводы поворота башни и наведения орудия — полностью электрические. Пушка стабилизирована в двух плоскостях. Слева от орудия установлен спаренный с ним 7,62-мм пулемет «Чэйн Ган», такой же пулемет монтируется на турели рядом с люком заряжающего. Боекомплект к пулеметам 4000 патронов. В передней части башни имеется по пять дымовых гранатометов с каждой стороны. Рабочие места членов экипажа в новой башне расположены так же, как и в башне танка «Челленджер»: справа от орудия наводчик, командир за ним (место командира несколько приподнято над местом наводчика), заряжающий — слева от пушки. Электронное и приборное оснащение новой башни полностью заменено. Впервые на английской бронированной машине установлена шина данных Mil Std 1553 — стандартный интерфейс НАТОвской военной техники, в частности, боевых вертолетов.


MBT Challenger II

Считается, что переход на единый стандарт интерфейса и оснащение им различных боевых средств позволит осуществить так называемую «диджитализацию» поля боя и резко повысить скорость обмена информацией между разнородными силами, ведущими боевые действия. Комбинированный стабилизированный прицел наводчика разработан фирмой Барр энд Струд в кооперации с французской SAGEM. Дневной оптический канал имеет 4- или 10-кратное увеличение, ночной — 4- или 11,4-кратное; в прицел интегрирован лазерный дальномер. Головка прицела может поворачиваться на +/ -7° относительно продольной оси башни. В качестве чувствительного элемента ночного канала применяется тепловизор TOGS-2, разработанный на базе тепловизора TOGS танка «Челленджер». Чувствительный элемент установлен над стволом орудия и прикрыт бронированной створкой, которая открывается только при работе ночного канала. В качестве вспомогательного используется телескопический прицел NANOQUEST L30. У командира установлен стабилизированный панорамный перископический прицел SFIM, представляющий собой упрощенный прицел французского танка «Леклерк» (отсутствует ночной канал). Оптический канал имеет 3- или 8-кратное увеличение. В поле зрения прицела выводится информация о местоположении танка и его курсе. Для ведения боевых действий ночью имеется видеоконтрольное устройство, на которое выводится изображение ночного канала прицела наводчика. По периметру командирской башенки расположено восемь наблюдательных приборов, дающих суммарное круговое поле зрения. Система управления оружием построена вокруг БЦВМ канадской фирмы CDC. представляющей собой модернизированный компьютер танка М1А1 «Абрамс».


MBT Challenger II

Используя СУО, командир может самостоятельно наводить орудие и вести из него огонь, маркировать цели или полностью передать управление орудием наводчику, в то же время продолжая самостоятельный поиск новых целей. Типовой цикл прицеливание-поражение занимает восемь секунд. Так, в ходе испытаний прототипов отдельные экипажи поражали восемь целей за 42с. Корпус танка «Челленджер-2» внешне практически не изменился, однако его начинка подверглась модернизации, хотя и не такой кардинальной, как башня. Сам корпус, так же как башня и экраны, изготовлен из усовершенствованной брони «чобхэм», имеющей повышенную по сравнению с броней «Челленджера» снарядостойкость. В передней части корпуса имеются узлы для навески бульдозерного оборудования. Конструкторы предлагали оснастить танк 1500-сильным вариантом дизеля 12V, но военные посчитали возможным оставить прежний — 1200-сильный. Трансмиссия TN-54, установленная на «Челленджере-2», уже была опробована на БРЭМ и «Челленджерах» последних выпусков. Всего в конструкцию моторно-трансмиссионного блока внесено 44 изменения. Так, установлены воздушные фильтры новой конструкции, улучшены генератор и стартер, система охлаждения, система смазки трансмиссии, усилены болтовые крепления блока. Конструкторы «Челленджера-2» сделали реверанс в сторону советских танкостроителей. Впервые на западном танке установлены два внешних сбрасываемых топливных бака (емкость каждого 204,5 л), так критиковавшиеся разного рода экспертами на танках советских. Для создания дымовой завесы, кроме традиционных дымовых гранат, используется устройство впрыска дизельного топлива в выхлопную систему.


MBT Challenger II

Первый серийный танк «Челленджер-2» изготовлен на заводе в Лидсе в июле 1994 г. Британская армия планирует закупить 386 машин. В декабре 1995 г. первые танки поступили на вооружение Королевского гвардейского шотландского драгунского полка. Эксплуатация этих машин выявила целый «букет» недостатков, большая часть из которых была связана с прицелами и системой управления оружием. Поскольку министерство обороны заключило с фирмой Виккерс «фиксированный» контракт, заранее оговорив цену оптом. недостатки предлагалось устранять фирме Виккерс за свой счет. Длительное время эти самые недостатки были только «зафиксированы», благодаря чему в ноябре 1997 г. из 150 построенных к этому времени танков в армии находилось лишь 36 (все в у шотландских драгун), использовавшихся для обучения экипажей. Остальные хранились на двух заводах фирмы Виккерс в ожидании модернизации. В 1995 году 18 танков «Челленджер-2» закупили вооруженные силы Омана (контракт на поставку подписан в 1993 году). В 1997 году подписан контракт на поставку еще 20 танков с поставкой в первой половине 2000 года. У танков «Челленджер-2», предназначенных Оману, модифицирована система охлаждения и ситема кондиционирования, на башне вместо пулемета калибром 7,62-мм установлен 12,7-мм пулемет М2.


«ДЕСЕРТ ЧЕЛЛЕНДЖЕР»

«Пустынная» модификация танка создавалась специально для участия в конкурсе на основной боевой танк для вооруженных сил Саудовской Аравии. Конкурентом «Челленджера-2» выступал американский М1А2. Сравнительные испытания проходили летом 1996 г.; саудовцы выбрали «Абрамс». Модернизация коснулась в первую очередь моторно-трансмиссионной установки. Двигатель Перкинс 12V заменили немецким дизелем МТ-883 Ка-500 мощностью 1500 л.с., а трансмссию TN-54 — немецкой же трансмиссией Ренк HWSL-295TM. Были доработаны система охлаждения и воздушные фильтры, установлена цифровая система управления двигательной установки. Прицел командира с ночным каналом полностью аналогичен прицелу SFIM танка «Леклерк». Вместо 7,62-мм пулемета на башне смонтирован пулемет М2 калибра 12,7 мм.



БРЭМ НА БАЗЕ ТАНКА «ЧЕЛЛЕНДЖЕР-1» В 1985 году министерство обороны Великобритании подписало контракт с фирмой Виккерс Дифенс Системз на поставку 30 БРЭМ на базе танка «Челленджер»; всего же британской армии было поставлено 74 бронированных ремонтно-эвакуационных машины. Четыре БРЭМ закупили вооруженные силы Омана. Первая из шести предсерийных машин была изготовлена на заводе фирмы в Ньюкасле летом 1987 года. БРЭМ имеет ходовую часть, нижнюю часть корпуса, двигатель и ряд других систем и агрегатов, аналогичные танку «Челленджер».
Экипаж БРЭМ — три человека: командир, водитель, радиооператор, возможна перевозка еще двоих человек.
Рабочее место механика-водителя расположено в передней части корпуса слева от оси машины, справа от него установлена гидравлическая лебедка. В люке водителя имеется перископический наблюдательный прибор. Место командира находится сзади сиденья механика-водителя.
На крыше корпуса установлена вращающаяся командирская башенка. На башенке смонтирован дистанционно-управляемый пулемет калибра 7,62 мм, дневной (с 1 — и 10 -кратным увеличением) и ночной (с 1- и 6-кратным увеличением) прицелы, а также девять неподвижных наблюдательных прибора.
Моторно-трансмиссионное отделение находится в кормовой части БРЭМ и отделено от боевого отделения противопожарной перегородкой. Основной и вспомогательный двигатели те же, что и на танке «Челленджер».
Трансмиссия — Дэвид Браун TN-54, представляющая собой усовершенствованный вариант трансмиссии TN-37. Трансмиссия TN-54 имеет шесть передач для движения вперед и две — назад.
В передней части корпуса установлено 12, в задней — 8 дымовых гранатометов. На БРЭМ имеются две гидравлические лебедки — основная (длина 9-мм стального троса 150 м) и вспомогательная (длина 9-мм стального троса 300 м) с тяговым усилием 510 и 15 кН соответственно. На крыше корпуса с левой стороны смонтирован гидравлический кран с телескопической стрелой. Кран рассчитан на подъем моторно-трансмиссионного блока танка «Челленджер» и имеет круговое вращение.
Гидравлический бульдозерный отвал навешен в передней части БРЭМ. Кроме замены и транспортировки силовых агрегатов основных боевых танков оборудование БРЭМ позволяет выполнять сварочные работы, на машине имеется мощный воздушный компрессор и комплект инструментов и запасных частей для ремонта танков в полевых условиях.
БРЭМ способна буксировать транспортные средства массой до 68 т со скоростью 30 км/ч. На машине имеется система защиты от оружия массового поражения.



УЧЕБНЫЙ ТАНК «ЧЕЛЛЕНДЖЕР-1»
Первый из 17 учебных танков «Челленджер» поступил в испытательный центр в Бовингтоне в ноябре 1989 г. Танк представляет собой обычной «Челленджер», у которого вместо башни установлена невращающаяся двухместная (предназначенная для инструктора и курсанта) кабина. В 1990 году британской армии переданы оставшиеся 16 учебных танков. Две машины закупил Оман в рамках контракта на поставку 18 танков «Челленджер-2». УЧЕБНЫЙ ТАНК «ЧЕЛЛЕНДЖЕР-2» Заказано 22 учебных танка для обучения экипажей «Челленджеров-2». Вместо башни на них будут устанавливаться двухместные невращающиеся кабины для инструктора и курсанта.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ Танки «Челленджер» из состава 1-й бронетанковой дивизии под командованием генерал-майора Руперта Смита (в нее входили 4-я тяжелая пехотная и 7-я тяжелая бронетанковые бригады) принимали участие в операции «Буря в пустыне» в 1991 году. 7-я бригада включала два полка четырехэскадронного состава, вооруженных танками «Челленджер» и батальон БМП. В 4-й бригаде имелось два батальона БМП и танковый полк трехэскадронного состава на «Челленджерах». В Саудовскую Аравию бригады были переброшены из Германии. Танкисты наносили удар на правом фланге американского 7-го корпуса вдоль кувейтско-иракской границы.
Сведения, опубликованные в западной прессе об участии английских танков в данной операции достаточно противоречивые. По одним данным, машины и экипажи заслужили высочайшей оценки, боеготовность материальной части достигала 95%, а танкисты взяли реванш за провальное выступление на «Канадиен Трофи - 97» и продемонстрировали снайперскую точность стрельбы. В то же время по данным журнала «Интернешнл Дифенс Ревю» (№ 9 за 1992 год), большая часть «Челленджеров» за пять дней блицкрига была выведена из строя. Танки оказались полностью непригодными к боевым действиям в условиях пустыни. По данным англичан экипажи 157 танков «Челленджер» уничтожили около 300 иракских танков, потеряв только одну свою машину.

ТТХ Challenger 2

Классификация основной боевой танк
Боевая масса, т 62,5
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 4

История
Год(ы) производства с 1994
Год(ы) эксплуатации с 1995
Количество выпущенных, шт более 400

Размеры
Длина корпуса, мм 8300
Длина с пушкой вперёд, мм 11570
Ширина корпуса, мм 3520
Высота, мм 2490
Клиренс, мм 500

Бронирование
Тип брони комбинированная «Чобхэм», противоснарядная

Вооружение
Калибр и марка пушки 120-мм L30E4
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 55
Боекомплект пушки 52
Углы ВН, град. —10…+20
Прицелы комбинированный стабилизированный SAGEM со встроенным лазерным дальномером Barr & Stroud Nd-YAG, ночной тепловизорный TOGS-2, телескопический монокулярный NANOQUEST L30, перископический панорамный стабилизированный SFIM VS-580
Пулемёт(ы) 1 - 7,62-мм McDonnel Douglas Chain-Gun, 1 - 7,62-мм L37A2

Подвижность
Тип двигателя V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л.с. 1200 то же, кВт. 880
Скорость по шоссе, км/ч 56
Запас хода по шоссе, км 400
Удельная мощность, л.с./т 19,2
Тип подвески гидропневматическая
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,9
Ширина преодолеваемого рва, м 2,8
Преодолеваемый брод, м 1,1
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 06.06.2016, 23:33 #3   #3
ezup
ezup на форуме
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Основные боевые танки западных стран – Челленджер-2
ezup
ezup на форуме

Британцы решили продлить службу «Челленджера» до 2035 г

Британские военные проводят конкурс на модернизацию ОБТ Challenger 2, с целью «вдохнуть в них новую жизнь», сообщает Военный Паритет со ссылкой на западные СМИ.



«Компании BAE Systems и General Dynamics UK присоединились к группе Leonardo-Finmeccanica, Moog Inc., QinetiQ и Safran Electronics, и образовали промышленную команду Team Challenger 2 для участия в конкурсе минобороны Великобритании. Ранее на призыв участвовать в тендере откликнулись компании CMI Defence, Krauss Maffei Wegmann, Lockheed Martin и Ruag», – говорится в статье.

Отмечается, что «армейское командование решило продлить срок эксплуатации танков с 2025 года ещё на 10 лет, то есть до 2035 года».

Поданным СМИ, «наиболее уверенно чувствует себя компания "Локхид Мартин", которая имеет опыт реализации программ Ajax (поставщик башен для дистанционно управляемого боевого модуля) и БМП Warrior (совершенствование системы материально-технического обеспечения)».

Также высоко оценивает свои шансы объединение компаний General Dynamics и BAE.

Ожидается, что победитель будет выбран в 2019 г, тогда же планируется и начало производственного процесса.

По информации экспертов, «основной частью модернизации танка станет оснащение его дистанционно управляемым боевым модулем, а также замена тепловизионного прицела наводчика, прицела командира, системы управления огнём и совершенствование бортовой электроники».



Использованы фотографии:youtube.com
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 23.06.2016, 12:07 #4   #4
ezup
ezup на форуме
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Основные боевые танки западных стран – Челленджер-2
ezup
ezup на форуме

Стоит ли свеч «игра» с глубокой модернизацией «Challenger 2»: британский «бронекулак» в XXI веке




«Пустынная» модификация «Челленджера-2» является ярчайшим примером возможной модернизации всего танкового парка СВ Великобритании. Решётчатые противокумулятивные экраны, элементы ДЗ ROMOR и дополнительное бронирование нижней лобовой детали корпуса — визитная карточка «Desert Challenger». Усиление НЛД — дополнительная мера безопасности в случае, если обстрел лобовой проекции произойдёт с малого расстояния, и экран местности не сможет прикрыть этот уязвимый участок корпуса с толщиной бронеплиты 100 мм


Программы модернизации современной бронетанковой техники занимают сегодня едва ли не первое место в списках обновления технологического потенциала вооружённых сил большинства государств мира. И танки по-прежнему являются основными единицами, нуждающимися в регулярном усовершенствовании средств бронезащиты, активной защиты, танковых информационно-управляющих систем, увеличении могущества, точности и ресурса орудий, а также разработке и введении в серию новых бронебойных и кумулятивных боеприпасов. Ведь противотанковые ракетные комплексы совершенствуются на глазах, а БПС стандартных противотанковых орудий продолжают представлять серьёзную угрозу и в условиях сетецентрической войны. А на БМП и иных классах ББМ против вольфрамовых и урановых сердечников не попрёшь. По этой причине, сколько бы прогрессивные круги военных специалистов не трубили о снижении роли ОБТ на сухопутном театре военных действий XXI века, основные боевые танки продолжат оставаться основой любой наступательной или оборонительной операции. В качестве примеров: появление перспективного российского ОБТ с необитаемой башней Т-14 «Армата», создание перспективного турецкого танка «Altay», постоянная модернизация немецких танков «Leopard-2A6/7» и ещё целый ряд аналогичных программ.

Сегодня мы остановимся на обзоре амбициозной британской программы «Life Extension Challenger 2», по итогам которой должен быть модернизирован весь танковый парк ОБТ «Челленджер-2» СВ Великобритании. Начнём с того, что базовая версия «Челленджера-2» не отличается максимальной живучестью на современном поле боя ввиду отсутствия дополнительных средств, увеличивающих уровень бронезащиты корпуса и башни. В то же время стандартная многослойная броня башни типа «Чобхэм» вместе с несколькими стальными бронелистами формирует физический габарит толщиной около 725 мм, эквивалентная стойкость от бронебойных оперённых подкалиберных снарядов (БОПС) доходит до 800 мм. Обеспечивается защита от БОПС типа ЗБМ-42М «Лекало» (на дальностях более 1000 м) и от ЗБМ-48 «Свинец-2» на расстоянии более 2500 м. Уничтожение британского танка в бою с нашими Т-72Б3, Т-80У и Т-90С может произойти либо начиная с 5-километровой дистанции танковыми управляемыми ракетами 9К119М «Рефлекс-М», либо с дистанции 2000 м стандартными БОПС, но на 2 км к «Челленджеру-2» нужно ещё суметь подобраться, ведь 120-мм танковое орудие L30E4 имеет высокую точность стрельбы и бронепробиваемость, которая для Т-72Б3 представляет огромную угрозу. Только Т-80У и Т-90С могут без усилий вести бой с «Challenger 2» на ближних дистанциях. Вопрос слабой бронезащиты Т-72Б3 лежит в сохранении прежней конструкции бронезащиты башни серийного Т-72Б, эквивалентная стойкость от БОПС которой составляет всего 540 мм, а ДЗ «Контакт-5» имеет множество неприкрытых брешей передней проекции. О более совершенном проекте Т-72Б «Рогатка» по каким-то причинам просто забыли, и он остался лишь в виде единственного опытного образца.


Попадания более совершенных БОПС, разработанных для «Арматы», «Челленджер-2» вряд ли выдержит, не защищена его лобовая проекция и от ПТРК «Корнет-Э», «Хризантема-С», а также ПТРК «Javelin», атакующих танк в верхние, наиболее тонкие, бронелисты корпуса и башни. Отсутствие комплекса активной защиты (КАЗ) превращает танк в отличную мишень для авиационных тактических ракет и прочих управляемых боеприпасов. Первое, что хочет обновить британская армия в 227 находящихся на вооружении танках, — «устаревающую башню». Собственно говоря, называть её «устаревающей» не совсем логично: габарит бортовых бронелистов башни составляет 360 мм, что в углах безопасного маневрирования +/-30 градусов даёт прирост толщины до тех же 725 мм, что и лобовые бронеплиты. На правой «скуле» башни (перед местом командира танка) этот габарит доходит до 900 мм. К примеру, у французского AMX-56 «Leclerc» габарит бортов в аналогичных углах безопасного маневрирования не превышает 400 — 450 мм и может быть пробит даже устаревшими советскими ЗБМ-29, ЗБМ-32, либо американскими 105-мм БОПС M833. «Челленджер-2» становится уязвимым лишь при обстреле с углов +/–35—45 градусов от нормали лобовой проекции, на чертежах разреза башни это отлично видно. Достаточно уязвимым участком башни является и участок массивной маски пушки, попадание в который может вызвать неминуемое заклинивание маски в узком пространстве между лобовыми бронеплитами: орудие не сможет наводиться в угломестной плоскости.



Чертёж башни ОБТ «Challenger 2» с маркировкой броневых габаритов


Увеличение защищённости всей лобовой проекции (включая маску пушки) и бортовых бронелистов может быть достигнуто установкой компактных модулей современной динамической защиты, обеспечивающей защиту от тандемных кумулятивных боеприпасов, а также увеличивающих стойкость против БОПС на 20-50% и против КС на 70-90%. Достаточно верным решением могло бы стать оснащение «Челленджеров-2» польской встроенной динамической защитой «ERAWA-1» и «ERAWA-2».Учитывая достаточно высокую стойкость брони «Чобхэм», а также большой угол наклона лобовых бронеплит британского ОБТ, даже «ERAWA-1» могла бы защитить танк от некоторых современных тандемных ПТУРС, «ERAWA-2» же сможет обеспечить защиту британской машины даже от перспективных ПТРК с многолетним запасом (до 1200 мм от БОПС и до 1550 мм от КС). Два важнейших достоинства польской динамической защиты семейства «ERAWA» — компактность ЭДЗ и параллельное расположение плоскости элемента динамической защиты к поверхности защищаемой бронеплиты.

1. Квадратный ЭДЗ TX01 «ERAWA-1» имеет размеры 150х150х26 мм и может устанавливаться на расстоянии от 30 до 50 мм от поверхности брони. Таким образом, элементы выдаются над броневой конструкцией танка всего на 56—76 мм, что очень выгодно при установке на ОБТ с крупногабаритными массивными башнями, которыми и являются «Челленджеры-2». Более крупные элементы будут серьёзно нарушать габаритные стандарты машины и могут уменьшить зону обзора оптико-электронных тепловизионных прицельных визиров. Масса одного элемента ДЗ «ERAWA-1» составляет 2,9 кг, а поэтому 200 элементов TX01 увеличивают массу танка всего на 580 кг (до 630 с узлами крепления). Таким количеством ЭДЗ можно смело перекрыть большую часть лобовой проекции танка «Challenger 2». ЭДЗ ТХ02 «ERAWA-2» имеет размеры 150х150х42 мм и массу в 4,7 кг. Расстояние установки от поверхности брони идентичное модулям «ERAWA-1», но данные модули способны противостоять тандемным КС, а также в 1,4—1,5 раза снижать действие БОПС. Взрывчатым веществом в ЭДЗ ТХ01/02 является тротил или тротил-гексоген; в процессе детонации происходит резкое смещение стальных пластин корпуса ЭДЗ, которые оказывают разрушающее действие как на рабочее тело кумулятивной струи, так и на бронебойные сердечники БПС, приличную долю останавливающего эффекта создаёт и фугасное действие взрывчатого вещества. В ЭДЗ ТХ02, в отличие от ТХ01, под 6-миллиметровой стальной крышкой находится ещё и керамический габарит, предохраняющий от внештатной детонации ВВ от одиночного попадания пулемётных снарядов и пуль стрелкового вооружения. Модуль TX02 представлен двумя слоями тротил-гексогена, разделёнными тонким стальным листом.

2. Крепление ЭДЗ «ERAWA-1/2» параллельно поверхности брони также способствует уменьшению габаритных размеров конструкции башни в пределах нормы. Стоит отметить, что после участия британских танков в военных компаниях в Ираке, СМИ стали свидетелями изменения конфигурации внешней бронезащиты танка: появились дополнительные тяжёлые модули разнесённой брони на ПКЭ, а также на нижней лобовой детали (НЛД) корпуса. Предполагается, что это могут быть и элементы новой ДЗ ROMOR. Подобные модули также установлены на скуловых частях бортов башни, где габарит бортовых бронелистов варьируется от 360 до 420 мм. Задняя часть бортов башни получила противокумулятивные решётчатые экраны, чтобы уберечь боеукладку танка от пробития кумулятивной струёй РПГ и ПТРК 2-го поколения.

В XXI веке «Челленджеры-2» остро нуждаются в установке комплексов активной защиты (КАЗ), без которых они превратятся в лёгкую «добычу» современной штурмовой и тактической ударной авиации, ударных вертолётов и операторов ПТРК 3-го поколения, где ПТУРСы с ИКГСН способны атаковать цель из укрытий, да ещё и в режиме пикирования после выполненной горки, прошивая крышу башни и бронелисты МТО, словно «спица масло».

Вторая часть программы «Life Extension Challenger 2» включает в себя увеличение огневой мощи британских танков. Главным орудием «Challenger 2» сегодня продолжает оставаться очень противоречивая 120-мм нарезная пушка L30E4. Несмотря на увеличенный диаметр цапф и гнёзд под пушку, в сравнении с L11A5, точность L30 возросла незначительно, что подтвердилось на греческом тендере в 2002-м году. Во время ведения огня с места «Челленджер-2» показал наиболее высокую точность стрельбы, поразив 10 из 10 целей, а вот при выполнении этапа стрельб на ходу с одновременным обнаружением новых целей (для экипажа равноценно интенсивному танковому бою) было поражено всего 40% мишеней (8 из 20 целей), танком управлял греческий экипаж, ведущий огонь учебными снарядами. Совокупная точность британской машины за период выполнения всех заданий тендера составила 69,19%, что немного ниже, чем у ОБТ «Леопард-2А5», «Леклерк» и M1A2 «Абрамс», показатель немного выше среднего. Пушка L30E4 имеет длину в 55 калибров (L55), но начальная скорость БОПС в нарезном канале ствола немного меньше, нежели у гладкоствольных орудий (порядка 1550 м/с), что сказывается на бронепробиваемости снарядов L27 CHARM 3, которые по нормали могут пробить не более 700 мм стального габарита. СВ Великобритании не очень устраивает подобная ситуация, а поэтому весь интерес уже давно прикован к более пробивной и выносливой немецкой гладкоствольной танковой пушке Rh-120/L-55.

Ещё в 2005 году Минобороны Великобритании подписало с «BAE Systems» контракт по программе «TDP», в соответствии с которой на один из «Челленджеров-2» будет установлена немецкая танковая пушка. Орудия Rh-120/L55, производимые немецкой «Rheinmetall», должны постепенно полностью заменить все нарезные L30E4. Параметры немецкой пушки куда более выразительны, нежели у британского изделия. Во-первых, эти пушки унифицированы с танковыми управляемыми реактивными снарядами LAHAT, способными вести огонь по противнику на дистанциях до 6-8 км, что уже подвигает их ближе к нашим 125-мм орудиям 2А46М-4/5 и 2А82. Во-вторых, начальная скорость БОПС DM-53/63 составляет 1750 м/с, что обеспечивает бронепробитие от 720 до 780 мм, а с учётом более совершенных снарядов — и все 900—950 мм. Ресурс немецкой пушки составляет не менее 700 выстрелов. С этой пушкой британский ОБТ «Challenger 2» станет гораздо более грозной боевой машиной, чем сейчас.

Силовая установка «Челленджера-2» представлена 12-цилиндровым V-образным дизелем CV-12 «Кондор» мощностью 1200 л.с., который придаёт ему скорость в 56 км/ч по шоссе и 40 км/ч по пересечённой местности. Несмотря на малую удельную мощность танка в 19,2 л.с./тонну, на испытательных полигонах выглядит он весьма достойно: на первой передаче взбирается на весьма крутые подъёмы, скорость набирает очень даже активно. Проходимость танка очень даже высокая: легко штурмуются 30-градусные подъёмы, метровые стенки, 2,8-метровые рвы и метровые броды, и всё это со старой гидропневматической подвеской и трансмиссией TN-54. Позднее все машины могут быть модернизированы по примеру пустынной модификации «Desert Challenger», которая оснащена немецкой трансмиссией Renk HWSL-295TM и более мощным 1500-сильным дизелем MT-883 Ka-500, способным придать слегка потяжелевшему (до 63,5 тонн) «Челленджеру-2» удельную мощность в 23,6 л.с./тонну и скорость около 67 км/ч: живучесть танка на поле боя возрастёт на 7—10%.

Рассматривается возможность разработки для модернизированных «Challendger 2+» автомата зарядки, подобного установленному на французские «Леклерки», но пойдут ли на это консервативные круги «BAE Systems», пока не известно. Ведь ещё с момента разработки танка у специалистов компании бытует мнение, что АЗ может выйти из строя в боевых условиях, и даже небольшое столкновение может закончиться трагедией для экипажа. Система управления огнём танка построена вокруг абрамсовского баллистического вычислителя от версии M1A1, а система обмена тактической информацией — вокруг шины данных Mil Std 1553, позволяющей обмениваться информацией с любыми другими юнитами, оснащёнными подобным интерфейсом, а поэтому в серьёзном обновлении ТИУС «Челленджеры-2» не нуждаются. Программа продления эксплуатации до 2035 года абсолютно не подлежит критике.

Автор Евгений Даманцев
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 28.09.2016, 17:39 #5   #5
ezup
ezup на форуме
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Основные боевые танки западных стран – Челленджер-2
ezup
ezup на форуме

Танк Challenger 2: заявки поданы




В связи с отсутствием в Великобритании мощностей по производству бронированных машин местные претенденты на проект LEP (Life Extension Project) по увеличению срока службы британского основного боевого танка Challenger 2 вынуждены при подаче заявки на эту программу опираться на зарубежный опыт.

Проект LEP в настоящее время набирает обороты, в рамках этапа оценки эффективности проекта британское министерство обороны получило заявки от пяти команд.


Лондон уменьшил число претендентов до двух и, хотя принятие решения ожидалось 1 сентября 2016 года, в настоящее время оно было отложено на конец этого же года.

Компании BAE Systems и GDLS первыми подали заявки, компании же CMI Defence и Ricardo UK объявили о своей заинтересованности на выставке Eurosatory. Компании Lockheed Martin UK и Elbit Systems публично объявили об этом 10 августа, в то время как Rheinmetall, наряду с компанией RUAG Defence, объявила о своем сотрудничестве с Supacat, Thales UK и BMT непосредственно до истечения срока подачи заявок 11 августа.

Два претендента, отобранные на этап оценки, получат контракты стоимостью 19 миллионов фунтов каждый. Этот этап продлится два года, до конца 2018 года, когда победившая команда получит контракт на предварительные испытания, производство и сервисное обслуживание.


Британское министерство обороны планирует модернизировать 227 танков Challenger 2

Единственной компанией, имеющая хоть какой-то опыт работы с танком Challenger 2, является Babcock DSG, которая получила от министерства обороны контракт на обслуживание и снабжение танков, находящихся на военной базе в Бовингтоне; при этом компания останется в игре при любом исходе конкурса.

Приглашение на переговоры по контракту на этап оценки предусматривает, что компании-претенденты должны представить варианты поставки нового оборудования, которое они хотят поставлять «совместно» с основным поставщиком услуг и эти заявители «должны будут продемонстрировать желание и способность работать с Babcock DSG».

Компания BAE System в свое время изготавливала танки Challenger 2, но утратила компетенции по этой платформе и вообще по модернизации основных боевых танков. Не факт, что компания является автоматическим победителем в этом конкурсе; ей необходима совместная работа с американской GDLS, имеющей опыт изготовления и модернизации ОБТ M1 Abrams.

Компания BAE имеет эталонную коллекцию машин, которые она когда-то изготавливала на своем заводе в Телфорде; теперь они используются для проработки модернизации новых вариантов и обучения. При этом там заявляют, что работы по модернизации Challenger 2, получившей обозначение стандарт «Mark 2», будут проводиться на заводе компании GDUK в Уэльсе.

Ситуация, связанная с заявкой компаний Lockheed Martin UK и Elbit Systems, аналогична. LMUK не имела опыта модернизации ОБТ и сотрудничества с Elbit. Но значительная часть работ по проекту LEP связаны с башней и у компании LMUK здесь имеется преимущество, поскольку она владеет заводом в Ампхилле по изготовлению башен, где ведутся работы по модернизации БМП Warrior и реализации новой программы Ajax. Компания могла бы выполнять работы по проекту Challenger 2 LEP здесь или в Бовингтоне.


Башни на сборочной линии на заводе в Ампхилле

По словам Ричарда Мьюира, директора по развитию бизнеса в компании LMUK, этап оценки проекта LEP «очень хорошо синхронизирован с проектами WCSP (программа продления возможностей БМП Warrior) и Ajax». Поскольку все эти программы уже достаточно проработаны, то «риск» переброски от них ресурсов на исследования и разработки по программе по танку Challenger 2 минимален».

Программы Ajax и Warrior завершатся в 2022-2023 году, поэтому на заводе в Ампхилле есть в перспективе определенные возможности и там рассчитывают на следующую большую программу.

Некоторую озабоченность вызывает Оман, который со своими 38 танками Challenger 2 имеет статус наблюдателя в проекте LEP. Будет ли довольна эта страна командой участников, в состав которой входит израильская Elbit, а также модернизацией своих танков, учитывая передачу технологий от Израиля?

Впрочем, Мьюир настаивает на том, что Lockheed Martin UK и Elbit Systems UK остаются британскими фирмами, несмотря на то, что материнские компании у них соответственно американская и израильская.






Заявка LMUK также опирается на опыт компании Elbit по модернизации танков M60, T-72 и Merkava (сверху вниз)

Превратится ли продление срока эксплуатации в модернизацию?

Исследования по повышению огневого могущества будут проведены в рамках этапа оценки и команды заявителей смогут предложить новые технологии. Но при этом Мьюир предупредил, что «всё это должно быть экономически оправданным и соответствовать требованиям заказчика».

Компания LMUK рассматривает включение противотанкового управляемого вооружения и целеуказателя с целью получения объединенной сети управления огнем. Также в 2017 году ожидается решение британского министерства обороны по комплексу оптико-электронного противодействия, который может также войти в программу модернизации.

Впрочем, планам министерства обороны по закупке промежуточного тепловизионного блока для танка Challenger 2 не суждено было осуществиться. По данным отраслевых источников, решение о его закупке будет вынесено в рамках проекта LEP.


Замена пушки могла бы значительно повысить огневое могущество, но все упирается в финансирование

Хотя требование по замене 120-мм нарезной пушки L30 не выдвигалось, промышленность при этом вполне серьезно бросилась решать вопрос: сможет ли она предложить новую пушку в рамках бюджета в 642 миллиона фунтов стерлингов?

Компания Rheinmetall поставила 120-мм гладкоствольную пушку L/55 по программе демонстрации технологий в рамках предложения по модернизации танка Challenger 2, проводимую в 2003-2006 годы, но средств на это тогда не нашлось. Понятно, что установка новой пушки влечет за собой новую оптику, систему управления огнем и перекомпоновку мест хранения боекомплекта и, как следствие, увеличение стоимости.

Тем не менее, для компании Rheinmetall есть смысл сделать еще одно предложение. Если британская армия сократит количество своих полков с Challenger 2 с трех до двух, то это означает, что в проект LEP войдет меньшее количество танков, а это могло бы освободить определенные средства (хотя все равно недостаточные для замены пушки).

Компания имеет громадный опыт модернизации танков Leopard 2 и поэтому понимает все сложности подобной программы лучше остальных конкурентов.

Компании Rheinmetall определенно нужна эта работа, поскольку ее немецкий партнер и конкурент-фирма KMW занялась модернизацией немецких танков Leopard 2 и Rheinmetall не остается ничего другого как бороться за экспортные заказы.


Варианты повышения огневого могущества представлены. Сможет ли промышленность сделать британскому министерству оборону предложение, от которого оно не сможет отказаться?

Помимо огневого могущества есть вопросы по подвижности и защите. В проспекте рабочей группы по танку Challenger нет упоминания о замене силового блока или брони, а только фраза о «возможности будущего повышения возможностей», подразумевающая большие расходы, хотя министерство обороны рассматривает возможность установки системы активной защиты на все бронированные машины в отдельном проекте.

Использованы материалы:
www.shephardmedia.com
www.baesystems.com
www.wikipedia.org
ru.wikipedia.org
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
Челленджер


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Основные боевые танки западных стран – Леопард-2 ezup Танки 26 30.06.2018 13:59
Основные боевые танки западных стран – М1 Абрамс ezup Танки 1 09.09.2011 09:59
Основные боевые танки - М84 (Югославия) ezup Танки 0 08.08.2011 09:46
Основные боевые танки западных стран – Тип 90 Япония ezup Танки 0 22.06.2011 09:56
Основные боевые танки западных стран – Леклерк ezup Танки 1 17.06.2011 23:03