RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > Военно-морской флот > Корабли » Скоростные экспедиционные транспортные суда EPF (США)

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 03.07.2019, 12:29 #1   #1
ezup
ezup на форуме
Чебуралиссимус
По умолчанию Скоростные экспедиционные транспортные суда EPF (США)
ezup
ezup на форуме

В составе ВМС США имеется множество транспортных судов, способных перевозить личный состав и технику. С начала текущего десятилетия несут службу суда проекта Spearhead, предназначенные для скоростной переброски отдельных подразделений на значительные расстояния. Текущие планы предусматривают строительство 14 таких судов, и большая их часть уже выполнена – осталось достроить и передать заказчику лишь 4.


Четвертое судно серии USNS Fall River (T-EPF-4) во время испытаний, июль 2014 г.



Цель – скорость


В прошлом армия, флот и Корпус морской пехоты США активно прорабатывали вопрос повышения скорости переброски войск на удаленные театры военных действий. Армия делала это в рамках программы Theater Support Vessel, тогда как ВМС и КМП имели собственный проект High Speed Connector. В 2004 г. было принято решение об объединении двух программ с целью получения общего результата.

С этого времени работы осуществлялись в рамках проекта Joint High Speed Vessel («Единое высокоскоростное судно»). В 2015 г. классификацию изменили – новые суда переименовали в Expeditionary Fast Transport («Экспедиционный скоростной транспорт»). Соответствующим образом изменились и бортовые номера судов.

Задачей программы JHSV / EPF являлось создание перспективного транспортного судна, способного в минимальное время перебрасывать до батальона солдат с техникой или сопоставимый груз на расстояние порядка 1000-1200 морских миль. Транспорты предлагалось оставить безоружными, но оснастить развитыми радиоэлектронными средствами, аналогичными примененным на боевых кораблях.


USNS Fall River (T-EPF-4) разгоняется


Научно-исследовательские работы по JHSV продолжались до 2007-2008 гг., после чего стартовала разработка технического проекта. К опытно-конструкторским работам привлекли ряд оборонных предприятий США и других стран. По завершении этой стадии программы был выбран подрядчик для строительства кораблей. Заказ получила компания Austal USA, корабли должны были строиться на ее заводе в г. Мобил (шт. Алабама).

Согласно планам того времени, к началу двадцатых годов следовало построить 23 скоростных транспорта. В дальнейшем Пентагон столкнулся с сокращением бюджетов, из-за чего был вынужден уменьшить серию до 14 единиц. Станут ли заказывать дополнительные суда после завершения строительства запланированных – неясно.

Алюминиевый катамаран


Главной задачей проекта JHSV / EPF было обеспечение выгодного сочетания полезной нагрузки, скорости и дальности хода. Для этого в проекте пришлось применить ряд характерных идей и решений. Прежде всего, это катамаранная схема и максимально широкое использование легких алюминиевых сплавов. Также применены оригинальные компоновочные решения, упрощающие перевозку требуемых грузов или большого числа людей.


Судно EPF в разрезе - видно расположение грузовой и обитаемой палуб


Судно общей длиной 103 м и шириной 28,5 м построено по схеме катамарана с нормальной осадкой 3,8 м. Водоизмещение составляет 1515 т. Силовая установка и прочие агрегаты размещаются внутри боковых корпусов. Соединяющий их мост представляет собой надстройку с объемами для размещения экипажа и полезной нагрузки. Надстройка имеет характерную коробчатую форму, обеспечивающую максимальные внутренние объемы. На ее крыше расположена ходовая рубка.

Катамаран оснащен четырьмя дизельными двигателями MTU 20V8000 M71L мощностью по 12200 л.с. Также энергоустановка включает четыре редуктора ZF 60000NR2H и водометные движители. Такие агрегаты позволяют судну EPF развить скорость до 43 узлов. Максимальная дальность плавания определена в 1200 морских миль.


Бортовой набор радиоэлектронной аппаратуры разработан компанией General Dynamics Mission Systems и основан на комплексе OPEN CI, ранее примененном на кораблях семейства LCS. Судно получает все средства, необходимые для вождения и взаимодействия с другими кораблями флота. При этом приборное оснащение не включает системы, необходимые для работы с вооружением.


Техника на грузовой палубе судна USNS Millinocket (T-EPF-3)


Собственное вооружение JHSV / EPF включает только четыре тумбовые установки с пулеметами M2 по периметру судна. Также возможно привлечение к боевой работе перевозимых солдат. Однако согласно планам командования, транспортные суда не должны участвовать в боях, им следует полагаться на помощь боевых кораблей.

Кормовая палуба отдана под вертолетную площадку. Рядом с ней имеются место для перевозки вертолета и пост управления взлетом и посадкой. Судно может работать с любыми вертолетами ВМС США. Эксплуатация конвертопланов MV-22 на судне исключается во избежание их взаимных повреждений.

Собственный экипаж судна включает от 26 до 46 человек в зависимости от задачи. Грамотное распределение доступных объемов позволило организовать кубрики большего удобства, чем на большинстве кораблей ВМС США.


Транспорт USNS Millinocket (T-EPF-3) выгружает технику


Полезная нагрузка


Почти все внутренние объемы надстройки отдаются под размещение людей или грузов. Одновременно EPF может перевозить до батальона пехоты и его технику. Для техники предназначается грузовая палуба, для людей – кубрики над нею. Общая масса нагрузки – ок. 600 т.

Кубрики оснащены 104 койками для длительного пребывания десанта. При коротких плаваниях используется набор из 312 кресел. В помещениях имеются объемы для размещения багажа и оружия. На борту присутствует запас пресной воды и провизии. Длительность плавания с десантом из 312 человек ограничена 4 сутками. Возможно плавание длительностью 14 суток – в этом случае перевозится только 104 человека.

Для техники и вооружений предназначается грузовая палуба длиной более 70 м, шириной 26 м и высотой 4,7 м. Общая площадь палубы – ок. 1900 кв.м. Предусмотрены средства закрепления грузов на местах. Доступ на грузовую палубу обеспечен крупным кормовым люком. Загрузка техники осуществляется своим ходом при помощи складной кормовой аппарели, установленной у правого борта. Прочность рампы обеспечивает загрузку любой техники, в том числе танков. На левом борту кормы – подъемный кран для несамоходных грузов. Кран и аппарель могут использоваться при работе с другими судами.


Головное судно USNS Spearhead (JHSV-1) перед спуском на воду, 8 сентября 2011 г.


Основной задачей EPF является перевозка солдат и техники. При этом возможно использование судов в особых миссиях. На грузовой палубе может развертываться госпиталь типа EMU или иное специальное оснащение.

14 судов


22 июля 2010 г. в Мобиле заложили головное судно нового проекта – USNS Spearhead (JHSV-1). Впоследствии оно получило новый бортовой номер T-EPF-1. В сентябре 2011-го его спустили на воду, а в конце 2012 г. оно было передано Командованию морских перевозок. В настоящее время это судно продолжает службу и участвует в различных учебно-боевых мероприятиях.

С 2011 г. состоялась закладка еще 11 судов типа JHSV / EPF. К настоящему времени заказчик получил 10 судов, включая головное. Суда №11 и 12 находятся на разных стадиях строительства. В конце марта появился контракт на два последних транспорта. Их строительство начнется в 2019-2020 гг.


USNS Spearhead (T-EPF-1) в движении


Строительство головного судна обошлось в 214 млн долларов. Запуск серии позволил сократить этот параметр до 180 миллионов. В 2015 г. головное судно получило заметные повреждения в ходе эксплуатации, и ремонт потребовал дополнительных трат. Кроме того, по результатам этих событий появился заказ на обновление проекта с целью усиления конструкции. Вместе со Spearhead модернизацию проходят четыре серийных судна. Все это дополнительно увеличило стоимость программы.

Уже на стадии ходовых испытаний головное судно USNS Spearhead (T-EPF-1) подтвердило принципиальную возможность решения поставленных задач. Судно успешно развивало заявленную скорость хода более 40 узлов и обеспечивало транспортировку заданного груза. В то же время, были выявлены некоторые недостатки. Так, разгон до максимальной скорости возможен только при волнении не более 3 баллов; при 5 баллах скорость ограничивается 3 узлами. На сильных волнах катамаран склонен к большей качке, чем суда однокорпусной конструкции. Также поступали жалобы на комфорт в отсеках для десанта. Позже проявились и проблемы с прочностью конструкции.

Результаты программы


К настоящему времени ВМС США успели получить 10 скоростных транспортных судов нового типа, ожидается поставка еще 4. За прошедшие годы флот, армия и КМП успели опробовать такие суда в ходе различных учений и дать им оценку. Результаты эксплуатации пока остаются неоднозначными. При наличии ряда серьезных преимуществ, EPF сохраняют существенные недостатки. Тем не менее, несмотря на исправленные или сохраняющиеся проблемы, такие транспорты способны решать поставленные задачи и обеспечивать быструю переброску подразделений.


Суда USNS Spearhead (T-EPF-1), USNS Choctaw County (T-EPF-2) и USNS Fall River (T-EPF-4) на базе Литл-Крик, май 2015 г.


Суда типа Spearhead регулярно участвуют в учениях. К примеру, корабль USNS Yuma (T-EPF-8) недавно зашел в порт Одессы – ему предстояло участвовать в учениях Sea Breeze 2019. Другие представители проекта тоже не простаивают без дела и обеспечивают подготовку моряков, солдат и морпехов, а также участвуют в патрулировании и других мероприятиях.

Американская концепция уже заинтересовала зарубежных военных. В 2014 г. компания Austal получила заказ от КВМС Омана на строительство двух судов типа HSSV. Проект HSSV основывается на американском JHSV / EPF, но предусматривает строительство менее крупного судна с грузоподъемностью 320 т. Оба судна строились в Австралии и были переданы заказчику в 2016 г.

В рамках программы Expeditionary Fast Transport армия, КМА и ВМС США разработали и реализовали принципиально новую концепцию транспортного судна для быстрой переброски подразделений. Не все результаты программы совпали с ожиданиями, но и в существующем виде суда нашли применение в структуре транспортного флота ВМС. Кроме того, новая концепция заинтересовала третьи страны. Строительство первой серии EPF продолжается, и нельзя исключать, что после его завершения появится новый контракт на подобные суда или на их аналоги другого проекта.

Автор:
Рябов Кирилл
Использованы фотографии:
US Navy
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
вмф


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Транспортные суда ВМС США назвали «ржавыми консервными банками» ezup Новости Военно-морского флота 0 13.02.2020 09:21
Универсальные экспедиционные корабли. Оригинальное предложение с неясным будущим ezup Военно-морской флот 0 13.12.2018 14:22
Россия приводит в порядок скоростные танки Т-80 ezup Новости Сухопутных войск 0 08.12.2017 18:58
Китай и Германия бьются за право строить скоростные ж/д в России ezup Санкции 0 21.07.2016 16:37
Экспериментальные скоростные самолеты СК-1, СК-2 ezup Россия 0 16.11.2012 16:44