RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > Авиация > Экспериментальные > Россия » Авиационный космический комплекс «Воздушный старт» (Россия)

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 02.01.2019, 18:57 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Авиационный космический комплекс «Воздушный старт» (Россия)
ezup
ezup вне форума



Научно-технический задел, созданный ОАО «ГРЦ им. академика В.П. Макеева» и АНТК им. О.К. Антонова в процессе работ по БРВЗ используется при создании авиационного ракетного комплекса космического назначения «Воздушный старт». Работы по комплексу «Воздушный старт» были начаты в 1998 г. в соответствии с распоряжением Правительства РФ. Комплекс создается с использованием самолета Ан-124-100 и ракеты-носителя новой разработки. Головным разработчиком ракетного комплекса является ОАО «ГРЦ им. академика В.П. Макеева». Для осуществления работ в 1999 г. было создано ЗАО «Аэрокосмическая корпорация «Воздушный старт». Проект является международным, в нем участвует Индонезия (компания Air Launch Aerospace Indonesia). Между Россией и Индонезией подписано соглашение о постройке вблизи северного побережья Новой Гвинеи на острове Биак аэродрома для системы «Воздушный старт».

Создание комплекса предусматривалось Федеральной космической программой России на 2006-2015 гг. При этом работы проводились на внебюджетной основе. Одним из этапов создания комплекса является «Демонстратор технологий». Его цель - отработка в условиях реального полета принципиально новой технологии десантирования ракеты массой до 100 т с самолета Ан-124 в режиме «микрогравитации» (при маневре «горка») с использованием минометного старта. Для летно-конструкторской отработки и последующей эксплуатации комплекса «Воздушный старт» входящая в корпорацию разработчиков авиакомпания «Полет» взяла в 2000 году в аренду у ВВС России четыре самолета Ан-124. Два самолета были отремонтированы и модернизированы в вариант Ан-124-100, который может использоваться для размещения и старта ракеты-носителя «Полет».

Трехступенчатая ракета-носитель «Полет» на жидких экологически безопасных компонентах топлива (жидкий кислород, керосин) имеет стартовый вес до 103 т. Ракета размещается в транспортно-пусковом контейнере внутри самолета. Десантирование ракеты осуществляется на высоте 10-11 км при полете самолета по траектории, обеспечивающей её «пониженную весомость», что позволяет выйти за пределы имевшихся ранее ограничений на массу сбрасываемого моногруза, составлявших 50 т. Выброс ракеты предусматривается за счет пневматической системы выталкивания, размещаемой на контейнере. По массе выводимой на орбиту полезной нагрузки система «Воздушный старт» значительно превзойдет американскую авиационную систему «Пегас-XL». Ракета обеспечит запуск космических аппаратов массой до 3,5 т на полярную орбиту высотой 200 км, до 1,6 т на геопереходную орбиту и 0,8 т на геостационарную орбиту. При создании ракеты используются модифицированные существующие двигатели: на 1-й ступени НК-43М, на 2-й ступени РД 0124 и в разгонном блоке РД 0158. Также в ракете используются блок «И» и модифицированная система управления ракеты-носителя «Союз-2». Технические характеристики ракетно-космического комплекса «Воздушный старт» приведены в таблице 5.

Создание этого комплекса на базе находящихся в эксплуатации транспортных самолетов Ан-124-100, существующих ракетных двигателей, блоков и системы управления ракеты, а также наработок ОАО «ГРЦ им. академика В.П. Макеева» и АНТК им. О.К. Антонова по ракетным системам воздушного старта обеспечивает значительное уменьшение стоимости, технического риска и сроков реализации проекта. С созданием комплекса «Воздушный старт» Россия может получить уникальную по своим свойствам систему выведения полезных нагрузок в космос, обладающую конкурентными преимуществами на мировом рынке космических услуг. Однако из-за отсутствия финансирования разработка комплекса находится в «замороженном» состоянии. Применение на ракете-носителе «Полет» низкокипящего окислителя исключает возможность её использования в качестве основы для создания БРВЗ.

В США, в отличие от нашей страны, накоплен большой практический опыт испытаний и эксплуатации баллистических ракет воздушного запуска, как военного, так и гражданского назначения (БРВЗ, ракет-носителей, противоспутниковых ракет, мишеней для отработки ПРО, ракет для зондирования атмосферы). В том числе проведены летные испытания авиационного противоспутникового ракетного комплекса «АСАТ», эксперимент по запуску модифицированной МБР «Минитмен-1» с военно-транспортного самолета С-5А, многочисленные пуски ракеты-носителя «Пегас» с самолетов B-52, L-1011 и баллистических ракет-мишеней с самолетов С-130 и С-17А.

Наша страна значительно уступает США в этом перспективном направлении развития ракетной техники, не имея до настоящего времени ни одного реализованного проекта в этой области, а также летно-экспериментального задела по воздушному старту баллистических ракет с самолетов. Отечественные разработки по ракетам-носителям воздушного старта в большинстве своем были прекращены или «заморожены» из-за отсутствия финансирования. Разработки по ракетным комплексам с БРВЗ так и не вышли из стадии проектирования и были прекращены, хотя имелись научно-технические предпосылки и находящиеся в серийном производстве базовые компоненты (самолет Ан-124, бомбардировщик Ту-160, ракета Р-29РМ), необходимые для реализации принципиально нового типа стратегического ракетного оружия. Основными причинами этого стали сначала невостребованность разработок по БРВЗ заказчиком (Минобороны СССР), а затем запреты на ракеты этого класса, предусмотренные Протоколом к Договору ОСВ-2 и Договором СНВ-1.

Технические характеристики авиационного ракетно-космического комплекса «Воздушный старт»

Тип самолета-носителя - Ан-124ВС
Тип ракеты-носителя - «Полет»
Стартовый вес ракеты - до 103 т
Длина ракеты - 36 м
Диаметр 1-й ступени - 2,66 м
Тип топлива - Жидкий кислород+керосин
Масса выводимой полезной нагрузки: 3,5 т (Н=200 км, i =90 град.)
Высота воздушного старта ракеты - 10 км
Максимальная скорость полета самолета-носителя при десантировании ракеты - 650 км/ч
Крейсерская скорость полета самолета-носителя 720-800 км/ч
Максимальная дальность полета самолета-носителя с заправленной ракетой - 4500 км
Масса ракетных систем установленных на самолете-носителе, включая ракету - 120 т
Потребная длина ВПП аэродрома - 3000 м

автор статьи: Кардашев М.А.
Стратегическое оружие будущего
 
Вверх
Ответить с цитированием