Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 15.12.2018, 00:15 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Истребитель танков "Фердинанд"
ezup
ezup вне форума

Истребитель танков "Фердинанд" ("Элефант")

Наименования:
8,8 cm PaK 43/2 Sfl L/71 Panzerjäger Tiger (P);
Sturmgeschütz mit 8,8 cm PaK 43/2
(Sd.Kfz.184).


Танк-истребитель "Элефант", известный также под названием "Фердинанд", сконструирован на базе опытного образца VK 4501(Р) танка T-VI Н "Тигр". Этот вариант танка "Тигр" разрабатывала фирма "Порше", однако предпочтение было отдано конструкции фирмы "Хеншель", а изготовленные 90 экземпляров шасси VК 4501(Р) было решено переделать в истребители танков. Над отделением управления и боевым отделением была смонтирована бронированная рубка, в которой устанавливалось мощное 88-мм полуавтоматическое орудие с длиной ствола 71 калибр. Орудие было направлено в сторону кормовой части шасси, ставшей теперь передней частью самоходной установки.

В ходовой части ее была применена электрическая трансмиссия, работавшая по следующей схеме: два карбюраторных двигателя приводили в действие два электрогенератора, электрический ток которых использовался для работы электродвигателей, приводивших во вращение ведущие колеса самоходной установки. Другими отличительными особенностями этой установки являются очень сильное бронирование (толщина лобовых листов корпуса и рубки составляла 200-мм) и большой вес - 65 тонн. Силовая установка мощностью всего 640 л.с. могла обеспечить максимальную скорость движения этой махины только 30 км/час. На пересеченной местности она двигалась не намного быстрее пешехода. Истребители танков "Фердинанд" были впервые использованы в июле 1943 года в сражении на Курской дуге. Они были очень опасны при ведении боя на больших дистанциях (подкалиберный снаряд на расстоянии 1000 метров гарантировано пробивал броню толщиной 200-мм) были случаи, когда танк Т-34 уничтожался с расстояния 3000 метров, однако в ближнем бою более подвижные танки Т-34 уничтожали их выстрелами в борт и корму. Использовались в тяжелых истребительно-противотанковых частях.


B 1942 году на вооружение вермахта был принят танк "Тигр", изготовленный по проекту фирмы "Хеншель". Задание на разработку такого же танка получил ранее и профессор Фердинанд Порше, который не дожидаясь испытаний обоих образцов запустил свой танк в производство. Машина Порше была оснащена электрической трансмиссией, в которой использовалось большое количество дефицитной меди, что явилось одним из веских доводов против принятия ее на вооружение. Кроме того ходовая часть танка Порше отличалась низкой надежностью и потребовала бы к себе повышенного внимания подразделений технического обслуживания танковых дивизий. Поэтому после того, как было отдано предпочтение танку фирмы "Хеншель", встал вопрос об использовании уже готовых шасси танков Порше, которых успели изготовить в количестве 90 штук.

Пять из них были модифицированы в ремонтно-эвакуационные машины, а на базе остальных решено было построить истребители танков с мощным 88-мм орудием РАК43/1 длиной ствола в 71 калибр, установив его в броневой рубке в кормовой части танка. Работы по конверсии танков Порше были начаты в сентябре 1942 года на заводе фирмы "Алькетт" в Санкт-Валентине и закончены к 8 мая 1943 года.
Новые штурмовые орудия получили название Panzerjager 8,8 cm Рак43/2 (Sd Kfz. 184)

Профессор Фердинанд Порше инспектирует один из прототипов танка VK4501 (Р) "Тигр", июнь 1942 г.

Из истории
В ходе боев лета-осени 1943 года во внешнем виде "Фердинандов" произошли некоторые изменения. Так, на лобовом листе рубки появились желобки для стока дождевой воды, на некоторых машинах ящик ЗИП и домкрат с деревянным брусом для него перенесли на корму машины, а на верхнем лобовом листе корпуса стали крепить запасные траки.
В период с января по апрель 1944 года оставшиеся в строю "Фердинанды" прошли модернизацию. В первую очередь, их оснастили курсовым пулеметом MG-34, смонтированным в лобовом листе корпуса. Несмотря на то, что "Фердинанды" предполагалось использовать для борьбы с танками противника на дальних дистанциях, боевой опыт показал необходимость в пулемете для обороны самоходки в ближнем бою, особенно если машина была подбита или подорвалась на фугасе. Например, во время боев на Курской дуге, некоторые экипажи практиковали стрельбу из ручного пулемета MG-34 даже через ствол орудия.
Кроме того, для улучшения обзорности на месте люка командира самоходки установили башенку с семью смотровыми перископическими приборами (башенка была полностью заимствована у штурмового орудия StuG42). Кроме этого, на самоходках усилили крепление крыльев, заварили бортовые смотровые приборы механика-водителя и стрелка-радиста (реальная эффективность этих приборов оказалась близкой к нулю), упразднили передние фары, перенесли установку ящика ЗИП, домкрата и запасных траков на корму корпуса, увеличили боекомплект на пять выстрелов, установили новые съемные решетки на моторно-трансмиссиониое отделение (новые решетки обеспечивали защиту от бутылок КС, активно использовавшихся пехотой Красной Армии для борьбы с танками и САУ противника). Кроме того, самоходки получили циммеритное покрытие, защищавшее броню машин от магнитных мин и гранат противника.
29 ноября 1943 года А. Гитлер предложил ОКН изменить названия образцов бронетанковой техники. Его предложения о наименовании были приняты, и узаконены приказом от 1 февраля 1944 года, и продублированы приказом от 27 февраля 1944 года. В соответствии с этими документами "Фердинанд" получил новое обозначение - "Элефант" 8,8-см штурмовое орудие Порше" (Elefant fur 8,8 cm Sturmgeschutz Porsche).
Из дат проведения модернизация видно, что изменение названия самоходки произошло случайно, но ко времени, так как отремонтированные "Фердинанды" вернулись в строй. Это облегчило различие между машинами:
первоначальный вариант машины назывался "Фердинанд", а модернизированный - "Элефант".
В Красной Армии "Фердинандами" часто называли любую немецкую самоходную артиллерийскую установку

Гитлер постоянно торопил производство, желая чтобы новые машины были готовы к началу операции "Цитадель", сроки которой неоднократно откладывались из-за недостаточного количества выпущенных новых танков "Тигр" и "Пантера". На штурмовые орудия "Фердинанд" устанавливали по два карбюраторных двигателя "Майбах" HL120TRM мощностью 221 кВт (300 л.с.) каждый. Двигатели располагались в центральной части корпуса, перед боевым отделением, за местом механика-водителя. Толщина лобовой брони составляла 200-мм, бортовая броня - 80-мм, днища - 60-мм, крыша боевого отделения - 40-мм и 42-мм.Механик-водитель и радист размещались в передней части корпуса, а командир, наводчик и двое заряжающих в кормовой части.

По своему устройству и компоновке штурмовое орудие "Фердинанд" отличалось от всех немецких танков и САУ времен Второй Мировой войны. В передней части корпуса находилось отделение управления, в котором размещались рычаги и педали управления, агрегаты пневмогидравлической системы торможения, механизмы натяжения гусениц, коммутационная коробка с переключателями и реостатами, щиток приборов, топливные фильтры, стартерные аккумуляторы, радиостанция, сиденья механика-водителя и радиста. Отделение силовой установки занимало среднюю часть самоходки. От отделения управления оно отделялось металлической перегородкой. Здесь располагались установленные параллельно двигатели "Майбах", спаренные с генераторами, вентиляционно-радиаторный блок, топливные баки, компрессор, два вентилятора, предназначенные для вентиляции отделения силовой установки, тяговые электромоторы.

Истребитель танков "Элефант" Sd.Kfz.184

В кормовой части находилось боевое отделение с установленным в нем 88-мм орудием StuK43 L/71 (вариант 88-мм противотанковой пушки Рак43, приспособленный для установки в штурмовое орудие) и боекомплектом, здесь же размещалось четыре члена экипажа - командир, наводчик и два заряжающих. Кроме того, в нижней задней части боевого отделения располагались тяговые электродвигатели. Боевое отделение отделялось от отделения силовой установки термостойкой перегородкой, а также полом с войлочными уплотнениями. Это делалось с целью предотвращения попадания в боевое отделение загрязненного воздуха из отделения силовой установки и локализации возможного пожара в том или другом отделении. Перегородки между отделениями и вообще расположение оборудования в корпусе самоходки делали невозможным личное общение механика-водителя и радиста с экипажем боевого отделения.

Связь между ними осуществлялась через танкофон - гибкий металлический шланг - и танковое переговорное устройство.


Для производства "Фердинандов" использовали корпуса не принятых на вооружение "Тигров" конструкции Ф. Порше, изготовленных из 80-мм-100-мм брони. При этом бортовые листы с лобовыми и кормовыми соединялись в шип, а в кромках бортовых листов имелись 20-мм пазы, в которые упирались лобовые и кормовые листы корпуса. Снаружи и изнутри все стыки сваривались аустенитными электродами.

При переделке корпусов танков в "Фердинанды" задние скошенные бортовые листы вырезались изнутри - таким образом их облегчали превращая в дополнительные ребра жесткости. На их место приваривались небольшие 80-мм бронелисты, являющиеся продолжением основного борта, к которым в шип крепился верхний кормовой лист. Все эти мероприятия делались для того, чтобы вывести верхнюю часть корпуса на один уровень, что в последующем было необходимо для установки рубки.В нижней кромке бортовых листов также имелись 20-мм пазы, в которые входили листы днища с последующей двухсторонней обваркой. Передняя часть днища (на длине 1350-мм) усиливалась дополнительным 30-мм листом, приклепанным к основному 25 заклепками, расположенными в 5 рядов. Кроме этого по краям проводилась сварка без разделки кромок.

Вид 3/4 сверху спереди корпуса и рубки
"Фердинанд" "Элефант"

Отличия между "Фердинандом" и "Элефантом". На "Элефанте" имелась курсовая пулеметная установка, прикрытая дополнительной накладной броней. Домкрат и деревянная подставка для него перенесены в корму. Передние подкрылки усилены стальными профилями. С передних подкрылков сняты крепления для запасных траков. Демонтированы передние фары. Над смотровыми приборами механика-водителя установлен солнцезащитный козырек. На крыше рубки смонтирована командирская башенка по типу командирской башенки штурмового орудия StuG III. На лобовой стенке рубки приварены желоба для стока дождевой воды.

Передний и лобовой листы корпуса толщиной 100-мм дополнительно усиливались 100-мм экранами, которые соединялись с основным листом 12 (передний) и 11 (лобовой) болтами диаметром 38-мм с пулестойкими головками. Кроме того, сверху и с боков производилась обварка. Для предотвращения ослабления гаек при обстреле они также приваривались к внутренней части основных листов. Отверстия для смотрового прибора и пулеметной установки в лобовом листе корпуса, доставшиеся в "наследство" от "Тигра" конструкции Ф. Порше, изнутри заваривались специальными броневыми вставками.

Листы крыши отделения управления и силовой установки укладывались в 20-мм пазы в верхней кромке бортовых и лобового листов с последующей двухсторонней обваркой.В крыше отделения управления размещалось два люка для посадки механика-водителя и радиста. В люке водителя имелись три отверстия для смотровых приборов, защищенных сверху броневым козырьком. Справа от люка радиста приваривался броневой цилиндр для защиты антенного ввода, а между люками крепился стопор для крепления ствола орудия в походном положении. В передних скошенных бортовых листах корпуса имелись смотровые щели для наблюдения механика-водителя и радиста.

Вид 3/4 сверху сзади корпуса и рубки
"Фердинанд" "Элефант"
Нажмите на картинку для увеличения (откроется в новом окне)
Отличия между "Фердинандом" и "Элефантом". На "Элефанте" в корме установлен инструментальный ящик. Задние подкрылки усилены стальными профилями. Кувалда перенесена на кормовой лист рубки. Вместо поручней в левой части кормового листа рубки сделаны крепления для запасных траков.

Истребитель танков "Фердинанд" - Фердинанд. Часть 2

В крыше над отделением силовой установки имелись броневые листы с тремя жалюзи - центральным и двумя боковыми. Воздух для охлаждения двигателей засасывался через центральные и выбрасывался наружу через боковые жалюзи. Кроме того, в бронелистах с боковыми жалюзи имелось по одному лючку для залива воды в радиаторы.Задняя часть крыши отделения силовой установки состояла из трех броневых плит, смонтированных на петлях, приваренных к лобовому листу рубки. В каждой плите имелось отверстие, сверху защищенное грибообразной броневой отливкой. Эти отверстия служили для выхода воздуха от двигателей.В кормовом листе корпуса было три прямоугольных вентиляционных отверстия для выброса нагретого воздуха из боевого отделения. Сверху эти отверстия закрывались массивным кожухом из 40-мм брони.По бокам в средней части надгусеничных ниш корпуса (в районе пятого опорного катка) имелось по одному отверстию для отвода выхлопных газов двигателей. В средней части днища корпуса располагалось пять люков, предназначенных для обслуживания силовой установки (слив воды из радиаторов, масла и топлива).

Истребитель танков "Фердинанд" Sd.Kfz.184

В задней части корпуса "Фердинанда" крепилась рубка боевого отделения в форме усеченной пирамиды. Она собиралась из броневых листов толщиной 200-мм (лоб), 80-мм (борта и корма) и 30-мм (крыша), соединенных в шип с последующей двойной обваркой. Кроме того, шиповое соединение бортовых и лобового листа было усилено восемью гужонами, по четыре с каждой стороны. В нижней кромке бортовых и кормового листов рубки имелись пазы, которые входили в пазы в верхней части бортов корпуса. Крепление рубки с корпусом осуществлялось изнутри при помощи восьми изогнутых косынок - по три на каждом борту и две на корме. Каждая косынка крепилась двумя болтами к корпусу и двумя к рубке. Кроме этого с наружной стороны бортов у лобового листа рубки имелось по одной планке, каждая их которых крепилась к лобовому листу рубки и бортовому листу корпуса.

Истребитель танков "Фердинанд" Sd.Kfz.184

В крыше рубки имелось пять люков - для установки перископического прицела, два люка для посадки экипажа и два - для установки перископических приборов наблюдения. Люк для прицела находился в передней части слева и закрывался крышкой, состоящей из трех частей - две из них двигались по направляющим в плоскости потолка, а одна (задняя) открывалась наружу. У правого и левого бортов располагались двухстворчатые люки для посадки экипажа - прямоугольный (справа) над местом командира машины и круглый (слева) над местом наводчика. В заднем правом и левом углах крыши имелось два лючка, через которые могло вестись наблюдение за полем боя при помощи перископических приборов. Кроме того, в центре крыши размещался вентилятор, закрытый с боков квадратной броневой коробкой.

Истребитель танков "Фердинанд" Sd.Kfz.184

В лобовом листе рубки имелось отверстие для шаровой маски 88-мм пушки StuK42. Снаружи маска закрывалась восьмигранным 80-мм бронелистом, закрепленным к основной броне при помощи восьми болтов диаметром 38-мм с пулестойкими головками.В бортовых листах рубки располагалось по одному лючку с заглушками для стрельбы из личного оружия. В кормовом листе рубки было еше три таких же лючка а, кроме того, в центре имелся большой круглый люк для демонтажа орудия и электродвигателей, а также для аварийного покидания самоходки расчетом. В его середине имелся небольшой лючок, который предназначав для загрузки в машину боекомплекта. В верхнем правом углу имелась специальная прямоугольная приварка для установки дополнительного антенного ввода. Вооружение самоходки "Фердинанд" состояло из 88-мм орудия StuK42 с длиной ствола в 71 калибр, созданного специально для вооружения "Фердинандов" на основе новой 88-мм противотанковой пушки Рак43. Качающаяся часть пушки монтировалась в цапфах на секторном станке с винтом поворотного механизма. Снаружи стороны механизм крепления защищен броневым полушаром, не являющимся опорной деталью.

Ствол с маской раннего типа

Для его защиты от заклинивания осколками снарядов на стволе пушки крепился специальный броневой щит. Орудие имело два противооткатных устройства, расположенных по бокам у верхней части ствола, и вертикальный клиновой затвор с полуавтоматикой копирного типа. Механизмы наведения располагались слева, у сидения наводчика. Скорость наведения по горизонту составляла 1/4 градуса за один оборот маховичка, а по вертикали - 3/4 градуса за один оборот. Угол обстрела по горизонтали составлял 28 градусов, угол возвышения + 14 и снижения - 8 градусов. Перископический прицел имел дальности, градуированные для бронебойного снаряда до 2800 м и для осколочно-фугасного до 5000 м.

Ствол,оснащенный защитным бронещитком маски. Некоторые машины получили щитки накануне Курской битвы, остальные - после нее.

В рубке имелись постоянные укладки вдоль бортов на 38 выстрелов и, кроме того, дополнительные укладки на полу еще до 25 выстрелов. В боекомплекте орудия имелись унитарные бронебойные, подкалиберные или осколочно-фугасные выстрелы.В некоторых источниках упоминается о вооружении "Элефантов" ручными пулеметами MG-42 для самообороны, однако достоверных сведений об этом нет.

"Посткурский" вариант установки бронещитка маски пушки, швами наружу. Такая установка, упрощавшая монтаж щитка, была стандартизирована для самоходок "Элефант".

В отчете об испытании трофейного"Фердинанда" на НИБТ полигоне по поводу вооружения говорилось следующее:
"Упоминаемый в некоторых описаниях пулемет МG-42, видимо устанавливался только в опытных вариантах машины, т.к. в серийных экземплярах, применявшихся на фронте, установочное место для пулемета закрыто дополнительным броневым листом (экраном) и изнутри заварено вставкой. Судя по габаритам выстрелов и весах боевых зарядов, 88-мм пушка обр.43 года, является новой системой, обладающей большей мощностью в сравнении с ранее имеющимися в германской армии системами калибра 88-мм (88-мм зенитные пушки обр. 1918 и обр. 1936 гг)".

Боекомплект орудия тяжелого истребителя танков "Элефант"/"Фердинанд"

Оригинальностью "Фердинанда" являлась электрическая система передачи вращающегося момента от первичных двигателей к ведущим колесам двигателя. Благодаря этому в машине отсутствовали такие узлы, как коробка перемены передач и главный фрикцион, а следовательно, и приводы управления ими.Силовая установка "Фердинанда" состояла из двух 12-цилиндровых карбюраторных двигателей "Maybach" HL120 TRM мощностью 265 л.с. каждый, установленных параллельно. Они имели специальную форму картера с фланцем для крепления корпуса генератора постоянного тока "Siemens" Тур aGV напряжением 385В. Коленчатый вал двигателя так же заканчивается фланцем к которому крепится вал якоря генератора. Таким образом, корпус и якорь генератора имели жесткие фланцевые крепления к двигателю. Маховики у двигателей отсутствовали и их роль выполняли якоря генераторов. Для запуска каждый двигатель был снабжен электростартером "Bosch" мощностью 4 л.с. напряжением 24В. Стартер питался электроэнергией от четырех аккумуляторных батарей. На случай отказа электростартера и для запуска двигателя в холодное время, каждый двигатель снабжался инерционным стартером, маховик которого приводился во вращение заводной рукояткой из боевого отделения. На случай отказа всех этих средств запуска, двигатель можно было завести буксировкой машины со скоростью 3-5 км/ч. При этом сначала запускался один двигатель, а второй заводился путем включения второго генератора на параллельную работу.

Двигатель "Maybach" HL120 TRM

Генераторы снабжали электроэнергией два тяговых электродвигателя "Siemens" D149aAC мощностью 230кВт. Они размещались в кормовой части машины под полом боевого отделения. Электроэнергия, вырабатываемая генераторами подводилась к тяговым электромоторам по проводам через пульт управления - двойной контроллер, находившийся у механика-водителя. Тяговые электромоторы через фрикционные муфты постоянного подключения и понижающие редукторы передавали крутящий момент на ведущие колеса гусениц.

Каждый двигатель "Maybach" имел самостоятельную систему питания топливом, смазки и охлаждения, а так же приборы запуска и контроля.Вдоль бортов в передней части корпуса "Фердинанда" размещались два бензобака емкостью 540 л каждый. Они имели самостоятельные запорные краны, выведенные в отделение управления. Эти краны служили для подачи топлива в систему, в тот момент, когда в баках его осталось минимально допустимое количество. Горючее из бака по трубопроводу подавалось в поплавковые камеры карбюраторов двумя диафрагменными насосами "Solex". Топливные насосы устанавливались с левой стороны нижней половины картера двигателей и приводились в действие эксцентриками приводного валика масляных насосов. Каждый двигатель имел два карбюратора "Solex" 52FFJIID, расположенных на верхней половине картера между блоками цилиндров. Перед тем, как попасть из бензобаков в топливные насосы, горючее по трубопроводу через тройник и запорный кран системы поступало в топливные фильтры, пройдя которые оно поступало к топливным насосам и по трубопроводу в карбюраторы двигателя.



Двигатели "Maybach" имели водяное охлаждение. В передней части отделения силовой установки размещался блок из четырех водяных радиаторов с осевым вентилятором на каждом из них. Дополнительно к этому блоку на каждом двигателе имелось по одному вентилятору воздушного охлаждения такого же типа, как и на радиаторах, служащих для выбрасывания нагретого воздуха из отделения силовой установки наружу. Кроме этого на каждом генераторе "Siemens" Тур aGV размещался дополнительный вентилятор с обособленным вентиляционным каналом для охлаждения электромоторов, которые не имели своих вентиляторов. Воздух для вентиляции засасывался через центральные жалюзи, расположенные на крыше отделения силовой установки, а нагретый воздух от радиаторов выбрасывался через боковые жалюзи, расположенные рядом с центральными. Нагретый воздух, отбираемый вентиляторами от двигателей (загрязненный продуктами сгорания топлива), а так же воздух из каналов охлаждения электромоторов, выбрасывался через отверстия в кормовом листе корпуса, закрытые броневым кожухом. Кроме того, к двигателям поступал воздух и из боевого отделения, благодаря чему оно вентилировалось. Этот воздух выбрасывался наружу через отверстия в крыше перед лобовым листом рубки, закрытые броневыми грибообразными колпаками.

Установка двигателя HL120 "Майбах".

Истребитель танков "Фердинанд" - Фердинанд. Часть 3

В ходе испытаний "Фердинанда" отмечалось, что использование электрической трансмиссии обеспечивало машине ряд некоторых ценных, с точки зрения эксплуатации, характерных особенностей:
"1. Первичные двигатели ("Майбах") при различных условиях движения машины всегда работают в наиболее оптимальных режимах по мощности и, следовательно, экономичности;
2. Машина обладает свойством самоприспосабливаемости по скорости к изменению внешних нагрузок, то есть к рельефу и проходимости преодолеваемого участка пути. При этом нагрузка на первичные двигатели может оставаться практически постоянной;
3. Управление машиной в движении значительно упрощенное и облегченное в сравнении с машинами с механической трансмиссией".


Применительно к одному борту ходовая часть "Фердинанда" состояла из трех тележек по два катка в каждой. Оригинальным узлом ходовой части являлась размещение торсионов подвески тележек не внутри корпуса, как у многих других танков (KB, Т-50. Pz.lll, Pz.V "Panther", Pz.VI "Tiger"), а снаружи, да к тому же не поперечно, а продольно. Несмотря на довольно сложную конструкцию подвески, разработанной Ф. Порше, работала она очень эффективно. Например, рассчитанная на танк VK 4501 (Р) массой 59 т, она без труда работала на "Фердинанде", который был тяжелее на 6 т. Кроме того, подвеска конструкции Порше оказалась хорошо приспособленной для ремонта и обслуживания в полевых условиях, значительно превосходя по этому показателю и "Тигр", и "Пантеру".

Ходовая часть "Фердинанда" и "Элефанта"
Ведущее колесо
Направляющее колесо
Опорные катки с внутренней амортизацией

Удачной оказалась и конструкция опорных катков с внутренней амортизацией, которые имели довольно большой ресурс. Пожалуй недостатком подвески являлся выброс выхлопных газов двигателей "Maybach" в район пятого опорного катка, что приводило к перегреву последнего и более частому выходу из строя.Ведущие колеса заднего расположения имели съемные зубчатые венцы с 19 зубьями.

Направляющие колеса также имели зубчатые венцы, что не позволяло гусеницам проворачиваться вхолостую. Гусеничная цепь шириной 640-мм состояла из 108 - 110 литых стальных траков, соединенных пальцами. Последние с одной стороны удерживались в проушинах траков кольцеобразным стопором, входящим в кольцевую выточку, с другой стороны - головкой пальца.

Траки "Фердинанда" Траки "Элефанта"

Система низковольтного электрооборудования штурмового орудия "Фердинанд" являлась аналогичной с системой танка Pz.4 и являлась совершенно независимой от электрооборудования трансмиссии. Наоборот, электрооборудование трансмиссии находилось в зависимости от системы низковольтного электрооборудования машины, так как обмотки независимого возбуждения генераторов и электродвигателей силовой установки питались от аккумуляторных батарей. Низковольтная бортовая сеть имела два напряжения - 12B и 24В. Генераторы и аккумуляторная батарея 24-вольтовые, от такого же напряжения питались стартеры и обмотка независимого возбуждения генераторов и электродвигателей силовой установки.

Остальные потребители (освещение, радиостанция, двигатель вентилятора) работали от напряжения 12В. Вся электропроводка выполнена по однопроводной схеме экранированным проводом с целью устранения помех радиоприему, для этого же в зарядные цепи генераторов установлены электрические фильтры.


Для питания потребителей и зарядки аккумуляторов в системе низковольтного оборудования были установлены два генератора "Bosch" напряжением 24В. Они монтировались на специальных ложах на днище машины за двигателями "Maybach", от которых и осуществлялся привод к генераторам при помощи ременной передачи и эластичной муфты.

Четыре аккумуляторных батареи "Varta" размещались в отделении управления под сиденьем радиста. Они соединялись в две параллельные группы. Аккумуляторы подзаряжались от 24-вольтовых генераторов. Внешнее освещение включало в себя две передних фары "Bosch" и задний фонарь. В каждой фаре имелось две лампы - одна мощностью 20Вт двухнитевая (ближнего и дальнего света), а вторая в 3Вт (стояночного света). Задний фонарь - с одной лампой мощностью 5Вт, закрытый крышкой с четырьмя отверстиями.Внутреннее освещение состояло из шести ламп мощностью 10Вт - две в отделении управления и четыре в боевом отделении. Кроме того, две лампы по 3Вт применялись для освещения щитков контрольных приборов. Штурмовое орудие "Фердинанд" оснащалось радиостанцией FuG5, установленной в отделении управления. Она обеспечивала связь на расстоянии 6,5 км при работе телефоном и до 9,5 км в телеграфном режиме, антенный ввод находился на крыше отделения управления справа. Кроме того, на машинах командиров рот и батальонов предусматривалась установка более мощной рации FuG8, для которой имелся дополнительный антенный ввод в правом углу кормового листа рубки.

Тактико-технические характеристики
тяжелых танков и САУ конструкции Ф. Порше
Pz.Kpfw. VI

Название машины
Pz.Kpfw. VI "Tiger"
VK 4501 (Р)
Боевая масса, т
59
Экипаж, чел.
5
Размеры, мм:
Длина

9340/6700
Ширина
3140
Высота
2800
Клиренс
480
Ширина трака
640
Бронирование, мм:
Лоб корпуса

100
Борт корпуса
80
Корма корпуса
80
Лоб башни (рубки)
100
Борт башни (рубки)
80
Корма башни (рубки)
80
Крыша
30
Днище
20
Вооружение:
Пушка, тип х калибр

KwK36х88
Длина ствола в кал.
56
Пулеметы тип х количество
2хMG-34
Боекомплект, шт.:
Снарядов

70
Патронов
1300
Тип двигателя
"Porsche" 101/1
Мощность двигателя, л.с.
2x320
Объем, смЗ
15060
Степень сжатия
5,9:1
Обороты норм/макс
2000/2500
Охлаждение
воздушное
Трансмиссия
бензоэлектрическая
Удельное давление, кг/см2
1,06
Бензобаки, количество х емкость, л
1 х520
Максимальная скорость, км/ч
35
Запас хода, км
80

Ferdinand (Sd.Kfz. 184)


Название машины
Tiger (Р) "Ferdinand"
(Sd.Kfz. 184)*
Боевая масса, т
65
Экипаж, чел.
6
Размеры, мм:
Длина

8140
Ширина
3380
Высота
2970
Клиренс
485
Ширина трака
640
Бронирование, мм:
Лоб корпуса

100+100
Борт корпуса
80
Корма корпуса
80
Лоб башни (рубки)
20
Борт башни (рубки)
80
Корма башни (рубки)
80
Крыша
30
Днище
20+30
Вооружение:
Пушка, тип х калибр

StuK43
(Рак 43/1) x 88
Длина ствола в кал.
71
Пулеметы тип х количество
- (1xMG 34)
Боекомплект, шт.:
Снарядов

65
Патронов
600
Тип двигателя
"Maybach" HL120 TRM
Мощность двигателя, л.с.
2x265
Объем, смЗ
11867
Степень сжатия
6,2:1
Обороты норм/макс
2600
Охлаждение
водяное
Трансмиссия
бензоэлектрическая
Удельное давление, кг/см2
1,2
Бензобаки, количество х емкость, л
2х540
Максимальная скорость, км/ч
22
Запас хода, км
150
* в скобках указаны отличающиеся данные "Элефанта"

Bergepanzer Tiger (P)

Название машины
Bergepanzer "Tiger" (P)
(Sd.Kfz. 184/2)
Боевая масса, т
51
Экипаж, чел.
4
Размеры, мм:
Длина

6700
Ширина
3380
Высота
9
Клиренс
485
Ширина трака
640
Бронирование, мм:
Лоб корпуса

100
Борт корпуса
80
Корма корпуса
80
Лоб башни (рубки)
50
Борт башни (рубки)
30
Корма башни (рубки)
?
Крыша
30
Днище
20
Вооружение:
Пушка, тип х калибр

Длина ствола в кал.
-
Пулеметы тип х количество
1xMG 34
Боекомплект, шт.:
Снарядов

Патронов
9
Тип двигателя
"Maybach" HL120 TRM
Мощность двигателя, л.с.
2x265
Объем, смЗ
11867
Степень сжатия
6,2:1
Обороты норм/макс
2600
Охлаждение
водяное
Трансмиссия
бензоэлектрическая
Удельное давление, кг/см2
0,9
Бензобаки, количество х емкость, л
2x540
Максимальная скорость, км/ч
27
Запас хода, км
170

Истребитель танков "Фердинанд" - Боевое применение

Дебют под Курском

19 марта 1943 года в Рюгенвальде Гитлеру были продемонстрированы новые образцы вооружения, среди которых и один из первых образцов ""Фердинанда". Присутствовавший при этом генерал-инспектор танковых войск Г. Гудериан писал своей книге "Воспоминания солдата": "Самоходное орудие" было сконструировано на базе танка "Тигр" конструкции профессора Порше с электрической трансмиссией и 8,8-сантиметровой пушкой L/71 в неподвижной рубке. Кроме длинноствольной пушки у машины не было другого вооружения, т.е. для ближнего боя она была непригодна. В этом, несмотря на сильную броню, была ее слабость. А так как уже был сделан заказ на выпуск серии этих машин из 90 штук, я должен был найти им применение, хотя я и не мог разделять с тактической точки зрения воодушевления Гитлера по поводу этой машины его любимого Порше. Из 90 самоходных орудий "Фердинанд" был сформирован танковый полк из двух батальонов по 45 машин в каждом".


Формирование подразделений на "Фердинандах" началось 1 апреля 1943 года, когда 197-й дивизион штурмовых орудий StuG III, находившийся в учебном лагере Брук-он-Лейте в Австрии получил приказ о реорганизации в 653-й тяжелый батальон истребителей танков (scwere Panzeijager Abteilung 653), который по штату должен был иметь на вооружении 45 САУ "Фердинанд". 197-й-й дивизион имел кадровый состав, действовавший на советско-германском фронте с лета 1941-го по январь 1943 года и имевший богатый боевой опыт.

В ходе формирования будущие экипажи самоходок были направлены на завод "Нибелунгенверке", где проходили обучение и участвовали в сборке "Фердинандов". В конце апреля 653-й батальон имел на вооружении 45 машин, однако в первых числах мая по приказу командования их передали на укомплектование 654-го батальона, формировавшегося в Руане. К середине мая 653-й батальон насчитывал уже 40 "Фердинандов" и усиленно занимался боевой подготовкой. 24 и 25 мая батальон посетил генерал-инспектор танковых войск Г. Гудериан, который провел учения на полигоне в Нойзейдель (Neusiedel). В ходе их проведения "Фердинанды" прошли 42 км, кроме того, отрабатывалось взаимодействие с ротой радиоуправляемых транспортеров взрывчатки BIV "Borgward", которые предназначались для проделывания проходов в минных полях.


9-12 июня 1943 года 653-й батальон тяжелых истребителей танков 11 железнодорожными эшелонами убыл с австрийской станции Пандорф на советско-германский фронт. Они проследовали через Модлин, Брест, Минск, Брянск. Карачев и Орел, разгрузившись на станции Змиевка (в 35 км южнее Орла). 654-й тяжелый батальон истребителей танков начал свое формирование в конце апреля 1943 года на базе 654-го противотанкового дивизиона, сформированного еще в конце августа 1939 года. Сначала дивизион имел на вооружении 37-мм пушки Рак35/36, затем получил САУ "Мардер II". Он участвовал во французской кампании и боях на советско-германском фронте.

Сначала батальон должен был получить 88-мм противотанковыми САУ "Хорниссе" (Hornisse), но в последний момент решение переменили, и батальон стали готовить на "Фердинанды". До 28 апреля он находился в Австрии, а к 30 апреля 1943 года его перебросили во Францию, в Руан.

"Фердинанд", 1943 г.

В середине мая из 653-го батальона прибыли первые "Фердинанды". Разгрузившись, они проследовали через город, вызвав панику: "характерный шум работающих двигателей приняли за воздушный налет авиации союзников". А прохождение машин по старому мосту через Сену вызвало его проседание на 2 см. Батальон расположился на аэродроме недалеко от Руана, где проходило обучение экипажей. В конце мая прибыл последний, 45-й "Фердинанд", а 6 июня в присутствии Г. Гудериана прошло учение "Фердинандов" совместно с частями 24-й танковой дивизии. При этом Гудериан сказал, что основная задача батальона состоит в том, чтобы "обеспечить прорыв хорошо укрепленных позиций противника и открыть путь танковым частям во вражеский тыл".

"Фердинанд", 1943 г.

В период с 13 по 15 июня 1943 года 654-й батальон убыл из Руана в СССР 14 железнодорожными эшелонами. Во время остановок на территории Германии безопасность составов обеспечивало гестапо. С 24 по 30 июня батальон разгрузился на станции Змиевка, под Орлом. Согласно списку штатов военного времени батальон тяжелых истребителей танков включал в себя командование, штабную роту (взвод управления, саперный, санитарный, зенитный взвода), три роты "Фердинандов" (две машины штаба роты, и три взвода по четыре машины), ремонтную роту (взводы эвакуации и ремонта), автотранспортную роту, всего 45 "Фердинандов", 1 бронетранспортер Sd.Kfz.251/8 (санитарный), 6 Sd.Kfz.7/1 (счетверенная 20-мм зенитка на шасси полугусеничного тягача Sd.Kfz.7), 15 полугусеничных тягачей Sd.Kfz.9 (18-тонные), грузовики (обычные и полугусеничные "Маультиры"), легковые "Кюбельвагены". В 653-м батальоне имелись 1, 2 и 3-я роты "Фердинандов", в 654-м батальоне - 5,6 и 7-я роты (4-я рота отсутствовала по непонятным причинам). Тактические номера самоходок соответствовали общепринятым в вермахте правилам. Так, например, обе машины штаба 5-й роты имели номера 501 и 502, а на "Фердинандах" 1, 2 и 3-го взводов этой же роты использовались номера 511 - 514, 521 -524 и 531 - 534 соответственно.

"Фердинанд", 1943 год, Курск

Прибыв на фронт, 653 и 654-й батальоны вошли в состав 656-го танкового полка (Panzer Regiment 656), штаб которого сформировали еще 8 июня 1943 года. Помимо 653 и 654-го тяжелых батальонов истребителей танков в его состав включили 216-й батальон штурмовых танков, (Sturmpanzer Abteilung 216) вооруженный "Бруммбарами"(Sturmpanzer IV "Brummbar"), а также две роты (213 и 214-ю) радиоуправляемых транспортеров B4. Полк входил в состав 9-й полевой армии и должен был обеспечить прорыв советской обороны в направлении станции Поныри - Малоархангельск.

С 25 июня "Фердинанды" начали выдвигаться к линии фронта. Все перемещения осуществлялись только ночью по специально разработанному маршруту. Находившиеся на нем мосты были усилены и помечены литерой F. Для маскировки выдвижения "Фердинандов" над зоной сосредоточения летали самолеты люфтваффе. К 4 июля 656-й танковый полк развернулся следующим образом: к западу от железной дороги Орел - Курск 654-й батальон (район Архангельское), к востоку 653-й батальон (район Глазунова), а за ними - три роты 216-го батальона. Каждому батальону "Фердинандов" придавалась рота радиоуправляемых транспортеров взрывчатки "Боргвард". Таким образом, 656-й полк действовал на фронте до 8 км.

"Фердинанд", июль 1943 года, Орел

5 июля 1943 года в 3:40, после артиллерийской и авиационной подготовки, 653 и 654-й батальоны, поддерживая части 86 и 292-й пехотных дивизий, двинулись вперед двумя эшелонами - две роты в первом, одна во втором. 653-й батальон в первый день вел тяжелые бои у советских позиций в районе высоты 257,7, которую немцы прозвали "Танковая высота". Действия затруднялись огромным количеством минных полей, в которых "боргварды" не успевали проделывать проходы. В результате, в самом начале боя более 10 "Фердинандов" подорвались на минах, получив повреждения катков и траков. Тяжелые потери были и в личном составе экипажей. Так, при осмотре своей поврежденной машины подорвался на противопехотной мине и был тяжело ранен командир 1-й роты гауптман Шпильман. Вскоре к минам добавился огонь советской артиллерии, который оказался довольно эффективным. В результате, к 17:00 5 июля на ходу осталось всего 12 "Фердинандов" из 45. В течение следующих двух дней - 6 и 7 июля - остатки 653-го батальона участвовали в боях по овладению станцией Поныри.


Начало атаки 654-го батальона оказалось еще более неудачным. Приданные саперы подготовили по два прохода через свои минные поля для 6 и 7-й рот (5-я шла во втором эшелоне за 7-й). Однако, когда "Фердинанды" начали движение, 6-я рота и приданный ей взвод "боргвардов" попали на необозначенное на картах немецкое минное поле. В результате часть B4 сдетонировали, при этом уничтожив несколько своих машин управления. В течение нескольких минут большая часть "Фердинандов" 6-й роты подорвалась на минах и вышла из строя. Советская артиллерия открыла по самоходкам ураганный огонь, который заставил залечь поднявшуюся в атаку немецкую пехоту.

Несколько саперов под прикрытием орудий "Фердинандов" сумели расчистить путь, и четыре оставшихся на ходу машины 6-й роты сумели выйти к первой линии советских траншей. По воспоминаниям экипажей "Фердинандов" здесь их "атаковали несколько храбрых русских солдат, оставшихся в окопах и вооруженных огнеметами, а с правого фланга, с линии железной дороги открыла огонь артиллерия, но, увидев, что это неэффективно, русские солдаты отошли". 5 и 7-я рота также достигли первой линии окопов, потеряв на минах часть машин и попав под сильный артиллерийский обстрел. При этом осколком снаряда был тяжело ранен командир батальона майор Ноак (Noak), который позже умер.

Заняв первую линию траншей и дождавшись своей пехоты, остатки 654-го батальона двинулись дальше, в сторону Понырей. При этом часть машин подорвалась на минах, а "Фердинанд" №531 был подбит артиллерийским огнем и сгорел. В сумерках, достигнув холмов севернее Понырей - и выполнил задачу дня - батальон остановился на отдых и перегруппировку.


Из-за проблем с подвозом горючего и, главным образом, боеприпасов, 6 июля "Фердинанды" вступили в бой лишь в 14:00. Однако из-за сильного артогня немецкая пехота понесла большие потери и отстала, атака захлебнулась. В этот день 654-й батальон доносил "о большом количестве русских танков, прибывших для усиления обороны".

Согласно вечерней сводке, экипажи "Фердинандов" докладывали об уничтожении 15 советских танков Т-34, причем 8 из них записал на свой счет экипаж самоходки под командованием гауптмана Людерса, а 5 - лейтенанта Петерса. На следующий день остатки 653 и 654-го батальонов оттянули к Бузулуку в качестве корпусного резерва, 8 июля 1943 года 6 "Фердинандов" и несколько "Бруммбаров" участвовали в атаке на Поныри, но безрезультатно. В 6.00 9 июля боевая группа майора Кагль (505-й тяжелый танковый батальон "Тигров", 654 (и часть машин 653-го), 216-й батальоны и дивизион штурмовых орудий) начала очередной штурм Понырей. По свидетельству экипажа одного из "Фердинандов", "сопротивление противника было просто ужасающим", и, несмотря на то, что группа вышла на окраину населенного пункта, развить успех не удалось. После этого 653 и 654-й батальоны отвели в резерв в район Бузулук - Малоархангельск.


С началом советского контрнаступления все имеющиеся в строю "Фердинанды" активно использовались в боях.Так, 12-14 июля 24 самоходки 653-го батальона поддерживали части 53-й пехотной дивизии в районе Березовец. При этом, отражая атаку советских танков у Красной Нивы экипаж "Фердинанда" лейтенанта Тирета доложил об уничтожении 22 из них.15 июля 654-й батальон отбил атаку танков со стороны Мало-Архангельск - Бузулук, при этом 6-я рота в своем боевом донесении сообщала об уничтожении 13 боевых машин противника. В последующем остатки батальонов оттянули в Орел, хотя 6-я рота 654-го батальона поддерживала отход 383-й пехотной дивизии. К 30 июля все "Фердинанды" были выведены с фронта, и по приказу штаба 9-й армии отправлены в Карачев - самоходки по железной дороге, а остальная матчасть своим ходом.
В ходе операции "Цитадель" 653 и 654-й полки вечером каждого дня по радио сообщали о своем боевом составе:
  • на 7 июля - в строю было 37 "Фердинандов",
  • 8 июля - 26,
  • 9 июля - 13,
  • 10 июля - 24,
  • 11 июля - 12,
  • 12 июля - 24,
  • 13 июля - 24,
  • 14 июля - 13.
Всего с 5 по 14 июля 1943 года было безвозвратно потеряно 19 "Фердинандов", при этом часть машин получила повреждения от мин и была взорвана экипажами, а часть уничтожена огнем советской тяжелой артиллерии. Кроме того, 4 машины вышли из строя из-за короткого замыкания электрооборудования и последующего за этим пожара.


В ходе советского наступления, начавшегося 12 июля 1943 года, было потеряно еще 20 "Фердинандов" (по состоянию на 1 августа). Большинство из них были взорваны собственными экипажами из-за невозможности эвакуировать после выхода из строя по боевым и техническим причинам.Итого общие безвозвратные потери 653 и 654-го батальонов в ходе операции "Цитадель" составили 39 "Фердинандов".При этом штаб 656-го танкового полка донес, что за этот период он вывел из строя 502 вражеских танка и САУ, 20 противотанковых и около 100 других орудий. 653-й батальон сообщил, что за период с 5 по 27 июля 1943 года его "Фердинанды" уничтожили 320 советских танков, а также много пушек и грузовиков.

Если более подробно сопоставить доклады о потерях танковых войск и артиллерии Красной Армии в оборонительных боях Центрального фронта на Курской дуге, то станет видно, что, приведенные в немецких отчетах цифры о результативности "Фердинандов" сильно завышены, но, несмотря на это, "Фердинанды" были серьезным противником, особенно на больших дистанциях.

Интересны немецкие документы, посвященные боевому использованию "Фердинандов" в боях на Курской дуге.
Приложение №2 к докладу генерала-инспектора танковых войск Г. Гудериана, направленное начальнику штаба сухопутных войск генералу Цейцлеру 17 июля 1943 года:
"Опыт 656-го танкового полка, полученный при боевом использовании машин "Тигр-Порше" и штурмовых танков.
Боевое применение.

656-й танковый полк использовался в боях в полосе наступления 9-й армии и главным образом поддерживал части 86-й пехотной дивизии. Для создания проходов в предполагаемых минных полях полку были приданы 2 роты радиоуправляемых транспортеров взрывчатки Pz.Kp.(FKL). Сильный вражеский артиллерийский огонь (в первый день наступления использовалось до 100 тяжелых и 172 легких ствола, 386 реактивных установок и большое количество минометов) сильно затруднил наступление пехоты. "Фердинанды" и штурмовые танки не смогли достаточно быстро прорвать оборону противника из-за того, что своя пехота была не в состоянии быстро двигаться под огнем артиллерии. Вражеская артиллерия всегда успевала отходить на тыловые позиции и закрепляться там. Пришлось поплатиться за отсутствие пулеметов на боевых машинах. Потери были соответственно высокими.


Потери:
19 "Фердинандов" (в основном из-за прямых попаданий артиллерийских снарядов, 4 из-за короткого замыкания и последующего затем пожара).

10 штурмовых танков (в основном подорваны экипажем после подрыва на минах или повреждения артиллерийским огнем).

Главным образом были повреждены звенья гусеничных цепей и, частично, опорные катки. Эти высокие потери связаны с большим количеством мин, несмотря на то, что были использованы две роты радиоуправляемых транспортеров (FKL). Правда, последние не могли успешно действовать при сильном артиллерийском огне. При этом часть машин из-за неполадок в управлении вышла из строя еще на исходной позиции. Нормальное обозначение проходов в минных полях было невозможно из-за сильного огня артиллерии. Поэтому экипажи "Фердинандов" часто не смогли отыскать проходы. Требуется дальнейшее усовершенствование радиоуправляемых машин, а также разработка противоминных тралов.

Но, несмотря на высокие потери, "Фердинанды" и штурмовые танки смогли достичь намеченной цели. Они сумели продвинуться вперед на 5 км, при этом действуя практически без поддержки пехоты. Это подчеркивает тот факт, что для достижения успеха против глубоко эшелонированных позиций противника с сильным артиллерийским обеспечением необходимо тесное взаимодействие с пехотой.

Некоторые выводы по использованию машин, бывших на вооружении в 656-м танковой полку:
  1. Вооружение. Орудие действовало очень хорошо, но отсутствие пулемета отрицательно сказывалось в ходе сражения. Для устранения этого недостатка "Фердинандам" придали 12 танков Pz.Kpfw.III, которые использовались для их защиты в ближнем бою.
  2. Броневая защита. Лобовая броня пробита не была. Боковая броня в некоторых случаях пробивалась снарядами калибра 76,2-мм, основного советского орудия. Крышка моторного отделения также поражалась огнем артиллерии.
    Необходимо: закрыть решетки радиатора броневой плитой (15-20-мм), а также установить сверху над крышей моторного отделения металлическую сетку. Бронированная крыша одновременно защитит моторное отделение от проникновения дождя, чем предохранит поломку электрических устройств из-за коротких замыканий.
  3. Радиосвязь. Связь по радио была затруднена из-за помех от работы электроустановок. Это состояние непрерывно ухудшается из-за сильного износа электрической части".

Письмо унтер-офицера Боэма из 653-го батальона, направленное генералу Хартманну 19 июля 1943 года с докладом о боевом использовании "Фердинандов":
"Уважаемый генерал Хартманн!
Я позволю себе коротко доложить Вам о вводе в бой наших "Фердинандов". В первый день применения их в бою они уничтожали укрепления, пехоту и позиции артиллерии. 3 часа наши самоходки были под ураганным огнем и доказали свою надежность! Еще вечером первого дня наступления "Фердинанды" подбили несколько танков, другие отступили. Помимо многочисленных артиллерийских батарей, отдельных противотанковых пушек и полевых укреплений, уничтоженных в первые дни боев, мы, совместно с другими нашими подразделениями, подбили 120 танков. В первые дни наши потери составили 60 процентов, в большинстве случаев из-за подрыва на минах. Поле боя было сильно заминировано, а минных тралов у нас не было. Господин генеральный инспектор генерал Гудериан также был с нами.

Русские улучшили свое оружие и увеличили его количество. Их артиллерия здесь очень хороша - ведет огонь даже по отдельным солдатам! Также имеется большое количество противотанковых пушек и огромное число противотанковых ружей. Однако русские снаряды не могут пробить нашей брони (я измерил глубину вмятины от одного попадания - она составила 55-мм). В первом бою мы потеряли шесть машин, одна из которых получила случайное попадание русского снаряда на стоянке в открытый люк, при этом один человек погиб, трое были ранены. Три машины пришлось взорвать, так как они были подбиты во время вражеской контратаки. Одна получила попадание снарядом, когда преодолевала железнодорожную насыпь, при этом были повреждены рубка, ствол орудия и решетка радиатора. Во втором батальоне несколько машин получили повреждения крыши от попадания тяжелых снарядов. При втором вводе в бой мы понесли меньше потерь, потеряв только две машины (одна из них взорвана). Одна наша самоходка уничтожила сразу 22 танка, а командир нашего орудия из девяти атаковавших нас американских танков подбил семь. Общее количество уничтоженных вражеских машин довольно высоко.


При использовании осколочно-фугасных выстрелов часто случаются задержки при заряжении (заедание затвора), а гильза застревает, что приносит много неприятностей. Один ствол был пробит, у одного появилась трещина, у одного раздутие. Сейчас над решеткой радиатора делается предохранительный щит, что я уже предлагал ранее, так как русские используют фосфорные фанаты.

"Фердинанд" в этих боях полностью себя оправдал, он играл здесь решающую роль. Сегодня тяжело действовать без такого рода оружия при прорыве вражеской обороны, насыщенной танками и орудиями. Электрический мотор работал безупречно, и водители и экипажи были приятно удивлены. Бензиновые двигатели имели незначительные повреждения, но они признаны слабыми из-за большого тоннажа машины, а гусеницы немного узковаты. Если бы "Фердинанд" модернизировать по результатам боев, то это была бы великолепная машина! Одному "Фердинанду" по ошибке пробил борт рубки танк Pz.IV, командир разорван пополам. Другому русская противотанковая пушка разбила направляющее колесо, а рубка была пробита огнем танков Т-34 с 400 м ( 7 из них окружили его). "Фердинанд", который стоял в боевом охранении, был выведен из строя оружием ближнего боя и при попытке отойти упал в ров. Для предотвращения таких случаев самоходке не хватает пулемета впереди. Люки для стрельбы из личного оружия слишком маленькие - из них часто не видно мушку.

Мы допускаем большую ошибку, что оставляем на поле боя вражеские орудия и танки, вместо того, чтобы вывозить их в тыл специальными частями или полностью уничтожать. Например, вечером 45 подбитых танков стоят на нейтральной полосе, а утром не хватает 20 - ночью русские вытянули их на буксире. Танки, которые прошлым летом были подбиты и остались стоять, этим летом снова попали в их руки! В первом бою на поле остались русские подбитые танки, а также орудия и противотанковые пушки (некоторые из них целые и с боеприпасами). А когда фронт отошел назад, и им опять все попало в руки...
Остаюсь в добром здравии и надеюсь, что господин генерал тоже поправился.
Унтер-офицер Боэм".

Листы из инструкции "Уязвимые места немецкого
самоходного орудия типа "Фердинанд"
и способы борьбы с ним", изданной в 1943 году
по опыту боев на Курской дуге.

Доклад о боевых действиях 656-го танкового полка, направленный его командиром в штаб 2-й танковой армии 24 июля 1943 года:
"Начиная с 5 июля полк постоянно участвует в боях, находясь на передовой линии. Только одному батальону было разрешено отдохнуть 24 часа, используя их для технического обслуживания. Как в самоходных орудиях "Фердинанд", так и в штурмовых танках обнаружилось чрезвычайно много технических недостатков, которые требовали устранения и отвода машин в тыл и проведения необходимого ремонта в течение 3-5 дней.

Несмотря на то, что это не соблюдалось, ремонтные подразделения полка работали день и ночь, чтобы как можно быстрее устранить повреждения и направить большее количество машин в бой. Но из-за большой боевой нагрузки и несоблюдения правил технического обслуживания, положение таково, что для полного восстановления боеспособности требуется проведение ремонта в 14-20 дней. Техническое состояние матчасти стало таким, что ежедневно учащаются случаи, когда отремонтированные машины уже по дороге из ремонтной роты к линии фронта ломаются из-за новых неполадок. Срок ввода в бой, который был установлен заранее, оказался из-за этого невозможным.

Я сообщаю штабу 2-й танковой армии, что если всем боевым машинам не пройти ремонта, на что потребуется одна неделя, то в ближайшее время мой полк по техническим причинам будет небоеспособен. В настоящий момент он имеет в своем составе 54 "Фердинанда" и 18 штурмовых танков, но даже эти "боеготовые машины" изношены до крайности. Я предлагаю расформировать все части с "Фердинандами", сведя последние в три боевые группы, которые использовать как подвижный резерв, на расстоянии 5-8 км за линией фронта. Все остальные "Фердинанды" отправить на ремонт, а отремонтированные машины будут заменять потом те. которые находятся на фронте.Расположение частей: 1-я боевая группа - Крутая Гора, район действия Шумилово, Дом ни но, Малое Вязево. 2-я боевая группа - Становой-Колодезь, район действия в районе разделительной линии 2-й танковой армии до Шумилово. Командный пункт полка находится в непосредственной близости от штаба 2-й танковой армии, с которой имеет телефонную связь. Радиосвязь с боевыми группами ведется с 4.00 часов утра до 24.00 часов вечера".

Источники:
  • Максим Коломиец "Элефант". Тяжелое штурмовое орудие Фердинанда Порше;
  • М.Свирин Тяжелое штурмовое орудие ''Фердинанд'';
  • М. Барятинский. Бронетанковая техника Третьего рейха. (Бронеколлекция);
  • Шмелев И. П. Бронетехника Германии 1934-1945 гг.Иллюстрированный справочник;
  • Ferdinand. [Военные машины 81-82];
  • Фердинанд, германский истребитель танков. Торнадо (38-1998);
  • Ferdinand Elefant [Wydawnictwo Militaria 052];
  • Tadeusz Mellemann. Ferdinand, Elefant [AJ-Press GUNPower №22-23];
  • Elefant & Tiger [Armour in Profile 020];
  • Чемберлен П., Дойл Х. Энциклопедия немецких танков Второй мировой войны: Полный иллюстрированный справочник немецких боевых танков, бронеавтомобилей, самоходок и полугусеничных машин 1933-1945;
  • Walter J. Spielberger: Schwere Jagdpanzer: Entwicklung - Fertigung - Einsatz;
  • Thomas L. Jentz oraz Hilary L. Doyle "Panzer Tracts - Panzerkampfwagen VI P (Sd.Kfz.181) The history of the Porsche Typ 100 and 101 also known as the Leopard and Tiger (P)".
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
история оружия


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Ракетный танк ИТ-1 ("Истребитель Танков", "Объект 150") ezup Бронетехника СССР 0 10.01.2019 01:01
Истребитель танков "Штурер Эмиль" ezup Бронетехника Германии 0 15.12.2018 00:18
Истребитель танков "Jagdpanzer" IV ezup Бронетехника Германии 0 11.12.2018 01:12
Истребитель танков "Ягдтигр" ezup Бронетехника Германии 0 11.12.2018 00:58
Истребитель танков "Ягдпантера" ezup Бронетехника Германии 0 10.12.2018 01:45