RUFOR.ORG > Статьи > Гражданская авиация » Ил-62 – удачный первенец

Новая тема Ответить
 
Опции статьи Искать в этой статье Опции просмотра
Старый 26.08.2018, 22:16 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Ил-62 – удачный первенец
ezup
ezup вне форума



Реактивный межконтинентальный самолет Ил-62 разрабатывался в крайне сжатые сроки – «Аэрофлоту» срочно требовался лайнер, не уступающий, а то и превосходящий по характеристикам лучшие иностранные образцы. После начала коммерческой эксплуатации Ил-62 быстро вытеснил с международных линий прежнего фаворита – Ту-114.

Заложенный в конструкции запас прочности позволил самолету пережить несколько модернизаций и продержаться в эксплуатации до настоящего времени. О надежности самолета свидетельствует тот факт, что из 289 построенных машин за полвека эксплуатации потеряно в катастрофах всего 12 экземпляров.

История создания

В конце 50-х годов Аэрофлот приступил к эксплуатации межконтинентального лайнера Ту-114, оснащенного турбовинтовыми двигателями. В это же время наметились тенденции перехода гражданской авиации на реактивные силовые установки. Поскольку КБ Туполева было перегружено работой, то за создание нового самолета взялось бюро С.В.



Ильюшина. Заказчику требовался самолет, не уступающий лучшим иностранным образцам, которыми в то время были Боинг-707 и Дуглас DC-8. Разработка схем и чертежей машины началась в начале 60-х годов. Будущий Ил-62 стал последней конструкцией, которую разрабатывал непосредственно С.В. Ильюшин.

Из-за отсутствия времени первый опытный самолет Ил-62, построенный в начале 1963 года, оснастили двигателями АЛ-7ПБ. Самолет испытывался два года и совершил 126 полетов. В ходе 127-го полета проводилось испытание на взлет с максимальным весом. В ходе набора высоты один из двигателей потерял тягу, и Ил-62 зацепил ограждение аэродрома и упал на землю.
Катастрофа опытной машины, в которой погибло 10 человек, стала причиной ускорения работ по модернизации силовой установки.
К этому времени уже существовал второй образец Ил-62, оснащенный двигателями НК-8-2. Третий опытный самолет появился в середине 1965 года. По результатам тестовых полетов именно эта машина стала эталонным образцом для серийного производства Ил-62.



Производство машин началось в 1967 году, а уже в 1969 году стартовали работы по созданию усовершенствованного варианта самолета Ил-62М, который оснащался более экономичными и совершенными двигателями Д-30КУ. Самолеты серийно производились с 1973 по 1995 год.

Планер

Самолет Ил-62 является свободнонесущим низкопланом со стреловидным крылом. В кормовой части фюзеляжа установлено Т-образное хвостовое оперение со стреловидными горизонтальными плоскостями. По обе стороны хвостовой части фюзеляжа попарно установлены гондолы с турбореактивными двигателями.
Установка двигателей в хвостовой части позволило снизить аэродинамическое сопротивление крыла и разместить на нем эффективную механизацию, плоскости которой не подвергаются воздействию реактивной струи от двигателя.
Установка двигателей близко к оси самолета снижает разворачивающий момент при остановке одного из них.
В конструкции планера широко использованы алюминиевые, магниевые и титановые сплавы. Для защиты от агрессивного воздействия окружающей среды алюминиевые детали планера анодированы. Внутренняя часть панелей дополнительно защищена слоем грунта с добавлением алюминиевой пудры. Внешняя часть панелей покрыта лаком.

Фюзеляж

Фюзеляж Ил-62 построен по моноблочной схеме. В конструкции имеется большое количество стрингеров и шпангоутов. Для фюзеляжа используется обшивка с увеличенной толщиной. Фюзеляж собран из отдельных панелей, что облегчает ремонт самолета. В поперечном сечении фюзеляж имеет овальную форму.



Максимальная высота фюзеляжа 4100 мм при ширине 3750 мм. Длина фюзеляжа 49 000 мм. Внутри фюзеляжа располагается пассажирский салон, кабина экипажа, грузовой отсек и отделения для установки оборудования. На фюзеляже установлено крыло, хвостовое оперение и гондолы двигателей.

Фюзеляж состоит из герметичной секции, в которой расположены два пассажирских салона, буфет, гардеробные помещения, санузел и кабина экипажа. Сзади имеется негерметичная хвостовая секция, в которой расположен багажный отсек и вспомогательные помещения. В иллюминаторах установлено двойное остекление. Запас прочности каждого стекла позволяет выдержать полный перепад давления. Герметичная часть фюзеляжа имеет тепловую и звуковую изоляцию из стекловолокна и пенопласта.
Доступ в фюзеляж возможен через переднюю входную дверь на левом борту, напротив расположен запасной выход.
Перед крылом на левом борту имеется дополнительная дверь. Напротив расположена дверь, ведущая в буфет. На левом борту имеются дополнительные аварийные выходы, расположенные над плоскостью крыла. По нижней части фюзеляжа имеются люки для доступа в багажные отсеки.

Плоскости

Крыло самолета Ил-62 имеет стреловидную форму и состоит из центроплана и двух съемных боковых частей. Крыло построено по кессонной схеме. Внутренние отсеки кессона крыла представляют собой герметичные баки. На задней кромке крыла расположены выдвижные закрылки и элероны, оснащенные триммерами. На верхней поверхности крыла расположены тормозные щитки.



Киль и стабилизатор хвостового оперения имеют кессонную схему. Руль направления оснащен триммером, рули высоты укомплектованы четырьмя триммерами для ручной и автоматической балансировки самолета Ил-62.

Шасси

Шасси самолета Ил-62 имеет носовую управляемую опору, две основные стойки и дополнительную опору, расположенную в хвостовой части фюзеляжа. На передней стойке установлены два колеса, не оснащенных тормозными механизмами. На стойке установлены автоматические демпферы, устраняющие эффект колебания колес при движении.
Основные опоры оборудованы четырьмя колесами, сблокированными попарно.
Тележки оснащены демпферами и тормозными механизмами, обеспечивающими безопасность движения самолета Ил-62. На стойках установлены амортизаторы, заполненные азотом и маслом.
Управление выпуском и поднятием шасси, а также открытие и закрытие створок ниш выполняется гидравлическими цилиндрами. При отказе гидравлики стойки выходят из ниш под воздействием собственного веса. В конечной точке основные опоры дожимаются цилиндрами. Давление создается отдельной помпой.



После остановки щитки закрывают ниши, открытыми остаются только вырезы для опор.

Двигатели

В состав силовой установки Ил-62 входят четыре двухконтурных турбореактивных двигателя НК-8-4, созданных в КБ Н.Д. Кузнецова. Мощность двигателей позволяет проводить взлет при одном отказавшем двигателе, возможен горизонтальный полет без потери высоты на двух двигателях. Внешние двигатели оснащены устройствами реверса тяги, которые сокращают пробег самолета Ил-62 при посадке.

Гондолы соседних двигателей изолированы между собой титановыми переборками. Аналогичная перегородка отгораживает двигатель и от фюзеляжа. В корпусах гондол установлены продольные титановые перегородки. Подобная конструкция позволила снизить пожарную опасность силовой установки.
На внешней поверхности гондол имеются откидные люки, позволяющие производить техническое обслуживание двигателей.
Пуск двигателей выполняется при помощи сжатого воздуха, подаваемого бортовым турбоагрегатом или наземной установкой. После пуска одного двигателя он используется для старта остальных. Для смазки и охлаждения двигателя имеется индивидуальная масляная система, оснащенная собственным баком. Управление режимами работы механическое, тросовыми приводами.



Имеется еще и маломощный турбоагрегат Та-6, расположен он в хвостовой части фюзеляжа. Во время стоянки этот двигатель используется для привода системы кондиционирования и питания бортовой электрической сети. Допускается использование его для питания электрической сети в полете при отказе генераторов, установленных на основных двигателях.

Салон

Салон для пассажиров состоит из двух частей. При стандартном варианте компоновки на 168 мест в передней части установлено 66 мест, остальные 102 места расположены в заднем отсеке. Между отсеками расположен буфет.
Сидения пассажиров расположены в два ряда, в каждом ряду по три места.
В начале переднего отсека и в конце заднего расположены санузлы. В хвостовой части расположен гардероб для пассажиров, напротив расположен отсек бортового электрического оборудования. Грузовые и багажные отсеки размещены в нижней части фюзеляжа под полом пассажирского отсека. В нижнюю часть фюзеляжа вынесена часть буфета.

В салоне установлена система кондиционирования, которая обеспечивает наддув кабины, а также охлаждение или нагрев воздуха. Система наддува работает от компрессоров двигателей. Наддув позволяет поддерживать температуру на уровне 20⁰С, давление на высоте 7 200 м соответствует уровню земли, а на предельной высоте полета 14 400 м давление соответствует высоте 2 400 м.



Дополнительно установлена кислородная система. Стационарное и переносное оборудование установлено только для членов экипажа и проводников.

Оборудование

Самолет Ил-62 оснащен несколькими бортовыми электрическими сетями. Основной является трехфазная сеть переменного тока (400 Гц, 200/115В). Источниками напряжения являются генераторы мощностью по 40 кВт, установленные на двигателях. Генераторы обеспечивают двойной запас по потребляемой мощности.
Дополнительно имеется сеть постоянного тока с напряжением 27В, которая питается от выпрямителей и аккумуляторов.
Пожарное оборудование включает в себя сигнализаторы, расположенные в гондолах двигателей и отсеке вспомогательной установки. Сигнализаторы имеются в нишах опор и грузовых кабинах. Подфюзеляжный бак оснащен системой подачи углекислого газа.



На борту Ил-62 установлено радиооборудование, обеспечивающее связь с наземными станциями при любых погодных условиях. Для приема и передачи сигналов используются ультракоротковолновые передатчики с радиусом действия до 360 км. Внутри самолета имеется связь между членами экипажа и система оповещения пассажиров.

Особенности

Характерной особенностью самолета стало расположение центра тяжести позади основных стоек шасси (из-за размещенной на хвостовой части силовой установки). Смещенная центровка делает взлет и посадку специфической и требующей от пилотов и командира экипажа специальной подготовки. Именно из-за смещенного центра тяжести была введена дополнительная опора шасси, предотвращающая хвостовую часть от повреждений при неудачной посадке или взлете.
Длительное время управлять самолетом Ил-62 может только физически сильный человек, поскольку система управления лишена усилителей.
К числу несомненных достоинств самолета Ил-62 относится тот факт, что машина являлась первым советским реактивным лайнером, способным совершать межконтинентальные перелеты. В процессе разработки и совершенствования конструкции были созданы и отработаны приемы, впоследствии применявшиеся при проектировании новых пассажирских лайнеров. На Ил-62 были внедрены турбореактивные двигатели с возможностью реверса тяги, которые значительно расширили возможности эксплуатации.

Модификации

Первые 12 серийных машин Ил-62 оснащались двигателями НК-8-2. Начиная с 13-го самолета стали использоваться моторы НК-8-4, обладавшие увеличенной на 1000 кг тягой. На самолете появилась электрическая система переменного тока, и изменились законцовки крыльев. Размеры дверей привели в соответствие с международными стандартами. Индексы самолетов никак не изменялись, различит машины можно только по заводским номерам.



Для выполнения полетов на дальних маршрутах (например, на Кубу) предполагалось создание Ил-62Д. Он должен был сохранить передний пассажирский отсек, рассчитанный на 70 пассажиров. Задняя часть пассажирской кабины должна была переоборудоваться под установку дополнительных топливных баков вместимостью 30 000 л. Проект реализован не был.
В конце 60-х годов увидело свет постановление Правительства о создании модернизированного Ил-62, оснащенного двигателями Д-30КУ.
Дополнительно устанавливался килевой кессонный бак, рассчитанный на 5000 л топлива. Модернизации подвергли систему механизация крыла, оснащение кабины пилотов.

Эксплуатация

Серийный выпуск самолетов Ил-62 и Ил-62М велся на заводе в Казани. Машины использовались в СССР, часть поставлялась на экспорт в страны социалистического лагеря. До 1995 года Ил-62М являлся официальным самолетом для первых лиц страны. Для этих целей выпускалась специальная версия под обозначением «Салон».

Помимо перекомпоновки салона, самолет оснащался специальной связью. Программное обеспечение на самолете Ил-62 «Салон» доработано с целью соответствия требованиям безопасности.
Использование самолета для пассажирских перевозок стало сокращаться со второй половины 90-х годов. Причиной стал высокий расход топлива и моральное устаревание конструкции.



На базе списанных пассажирских лайнеров Ил-62/62М в начале 90-х годов предлагалось производить грузовой вариант Ил-62Гр. Пассажирские салоны очищались от кресел, на левом борту предполагалось вырезать грузовой люк с размерами 3500*2000 мм. На полу предполагалось установить роликовые направляющие. Теоретическая грузоподъемность составляла 22 300 кг. Проект реализован не был.

Технические характеристики

Представим таблицу с техническими характеристиками не только Ил-62 и Ил-62-М, но и его конкурентов на момент эксплуатации самолета.

Ил-62Ил-62МDouglas DC8-10707-320
Размах крыла, мм43 20043 41044 420
Длина, мм53 12045 87046 610
Высота, мм12 35012 90012 750
Масса пустого, кг70 40071 600-65 400
Взлетный вес, кг160 000165 000120 202151 300
Суммарная тяга, кН380380245344
Крейсерская скорость, км/час850850876975
Дальность полета, км9 7808 8006 2009 260
Потолок, м14 00012 00012 20012 000
Экипаж, чел5543
Вместимость, челДо 186До 198До 176До 189

Как видно из таблицы Ил-62 ничуть не уступает конкурентам, а по некоторым параметрам даже превосходит их, по потолку и дальности полета, например.
Самолеты Ил-62 и Ил-62М встречаются в нескольких десятках фильмов.
В кинофильме «Невероятные приключения итальянцев в России», снятом в 1974 году, показаны два экземпляра Ил-62М (борта СССР-86673 и 86692). Борт СССР-86522 показан в художественном фильме «Конец операции «Резидент»», снятом в 1982 году. В фильме «Джентльмены удачи» показан самолет Ил-62 с бортовым номером СССР-86649,

Видео

 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
авиация


Похожие статьи
Статья Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Первенец стратегической авиации. «Русский витязь» Сикорского ezup История русской авиации 0 09.02.2020 11:52
«Система «А» — первенец отечественной ПРО ezup Противоракетные системы 0 08.03.2017 02:00
Ракета Р-5М: первенец ракетно-ядерной эры ezup МБР наземного базирования 0 03.02.2017 18:54
Удачный кадр ezup Фотоподборки 0 09.01.2016 20:45
Всепогодный и ракетоносный первенец ezup Авиация 0 06.03.2013 12:18