RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > История мирового оружия > Бронетехника » Пять малоизвестных танков периода Второй мировой войны. Часть 2. Лёгкий разведывательный танк «Рысь»

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 30.05.2018, 21:18 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Пять малоизвестных танков периода Второй мировой войны. Часть 2. Лёгкий разведывательный танк «Рысь»
ezup
ezup вне форума

К малоизвестным танкам Второй мировой войны можно отнести немецкий легкий разведывательный танк «Рысь» (полное наименование Panzerkampfwagen II Ausf. L «Luchs»). Он серийно производился в Германии в 1942-1943 годах. Несмотря на первоначальный заказ на 800 танков, заводские цеха компаний MAN и Henschel покинули (по разным данным) 140 или 142 танка. Несмотря на свою малочисленность, данные боевые машины успели поступить на вооружение нескольких дивизий, которые воевали как на Восточном, так и на Западном фронте.

Данная боевая машина позиционировалась как дальнейшее развитие строившегося крупной серией легкого танка PzKpfw II. На деле же «Luchs» был абсолютно новым танком. Как и у своих более крупных и грозных родственников по семейству кошачьих «Тигров» и «Пантер», легкий разведывательный танк «Рысь» получил ходовую часть с шахматным расположением опорных катков. Установленный на танке 6-цилиндровый 180-сильный двигатель разгонял его по шоссе до скорости 60 км/ч, также на танке были установлены новые приборы наблюдения. А вот схема бронирования и основное вооружение – автоматическая 20-мм пушка KwK 38 достались «Рыси» от оригинального PzKpfw II, что автоматически стало главными недостатками новой боевой машины, которые не добавляли ей популярности в войсках.

Появлению у вермахта запроса на легкий разведывательный танк способствовал ряд обстоятельств. На начальном этапе Второй мировой войны с задачами ведения разведки в интересах моторизованных и танковых частей германской армии вполне справлялись многочисленные бронеавтомобили. Их использованию в данной роли в немалой степени способствовала и развития разветвленная дорожная сеть Западной Европы (здесь имелось большое количество дорог с твердым покрытием) и отсутствие у противника массированной противотанковой обороны. Нетрудно догадаться, что после нападения на СССР ситуация кардинальным образом изменилась, вместо дорог появились направления, особенно ситуация обострялась осенью и весной, когда немецкая техника буквально вязла в русской грязи. Вторым неприятным сюрпризом для вермахта стало то, что стрелковые дивизии РККА оказались вооружены достаточным количеством противотанковой артиллерии, к тому же советские солдаты во все всевозрастающих масштабах начинали применять противотанковые ружья. 14,5-мм бронебойная пуля, выпущенная из противотанкового ружья, легко пробивала броню всех немецких легких и тяжелых бронеавтомобилей.



Чтобы выправить положение, в разведывательные батальоны начали массово передавать полугусеничные бронетранспортеры Sd.Kfz.250 и Sd.Kfz.251, также для разведки начали использовать легкие танки Pz.38(t) и Pz.II, но потребность в специализированном разведывательном танке стала еще более очевидной. Впрочем, работники Управления вооружений вермахта предвидели подобное развитие событий, инициировав работы по созданию легкого разведывательного танка еще до начала Второй мировой войны. Однако эти работы, по сути, закончились ничем и первый по настоящему разведывательный танк был создан лишь в 1942 году, а пошел в серийное производство в конце августа того же года. Это был танк VK 1303 компании MAN, который в июне 1942 года проходил испытания на известном полигоне в Куммерсдорфе. В ходе испытаний машина прошла 2484 километра и была принята на вооружение под обозначением Pz. II Ausf. L «Luchs». Предварительный заказ предусматривал выпуск 800 танков данного типа.

Удивительно, но танк устарел уже к началу производства: бронирование явно было недостаточным, хотя и превосходило бронирование бронеавтомобилей, а 20-мм автоматическая пушка являлась слишком слабым вооружением. Бронирование корпуса танка в диапазоне от 10 мм (крыша и днище) до 30 мм (лоб корпуса) было явно недостаточным, особенно для выхода на поля сражений 1943-1944 годов. Сварной коробчатый корпус легкого разведывательного танка был разделен на три отделения: управления (оно же трансмиссионное отделение), боевое и моторное. В передней части корпуса находились рабочие места механика-водителя (слева) и радиста (справа). В распоряжении обоих имелись приборы наблюдения, расположенные в лобовом листе корпуса, они могли закрываться бронезаслонками. В двухместной танковой башне располагались места командира танка, который также выполнял функции наводчика, и заряжающего.

Башня танка была сварной, но по какой-то причине на ней отсутствовала командирская башенка. В то же время в крыше башни были установлены два перископических прибора наблюдения – в крышках люка командира и заряжающего. В распоряжении последнего имелся также смотровой прибор и в правом борту башни. В отличие от всех модификаций линейных танков Pz.II, на «Рыси» башня была установлена симметрично относительно продольной оси боевой машины, вращение башни осуществлялось вручную. Все танки оснащались двумя радиостанциями: коротковолновой радиостанцией Fspr «f» и УКВ-радиостанцией FuG 12.



Основным вооружением танка была 20-мм автоматическая пушка Rheinmetall-Borsig KwK 38, вместе с ней был спарен 7,92-мм пулемет MG 34 (MG 42). Скорострельность пушки доходила до 220 выстрелов в минуту, начальная скорость бронебойного снаряда составляла 830 м/с. Он мог пробить 25-мм лист брони, размещенный под углом 30 градусов на дистанции 350 метров. Для начала войны такой пушки хватало, чтобы уверенно бороться с советскими легкими танками БТ и Т-26, но против средних и тяжелых танков пушка была практически полностью бесполезна, хотя шанс отбиться от легких танков Т-60 и Т-70 был даже с таким орудием. Низкой была и эффективность осколочных боеприпасов. Боекомплект танка состоял из 330 выстрелов к пушке и 2250 патронов к пулемету.

Немецкие конструкторы еще в ходе проектирования понимали, что для 1942 года 20-мм пушка окажется очень слабой, что значительно ограничит тактические возможности нового танка. По этой причине с апреля 1943 года предлагалось перейти на выпуск танка, вооруженного длинноствольной 50-мм пушкой KwK 39 с длиной ствола 60 калибров. Такое же орудие устанавливалось на немецкие танки Pz.IIl модификаций J, L и М, его было достаточно для борьбы с Т-34. При этом разместить орудие планировалось в новой башне, так как старая для него была слишком мала. Еще одной особенностью было то, что новая расширенная башня была открытой сверху, что также обеспечивало экипажу лучший обзор и возможности по наблюдению за полем боя (все-таки танк изначально создавался как разведывательная машина). Прототип танка с такой башней был известен как VK 1303b, но его производство в итоге ограничилось считанными единицами.

Сердцем танка был 6-цилиндровый карбюраторный рядный двигатель Maybach HL 66р жидкостного охлаждения, он развивал максимальную мощность 180 л.с. при 3200 оборотах в минуту. С этим двигателем танк разгонялся до 60 км/ч при движении по шоссе, что было более чем достаточно. В качестве топлива использовался этилированный бензин с октановым числом 76, емкость двух имеющихся бензобаков составляла 235 литров. Запас хода по шоссе составлял примерно 290 км, при движении по пересеченной местности – не более 150 км.



Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из пяти обрезиненных катков расположенных в два ряда (в шахматном порядке), направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы и ведущего колеса переднего расположения. На первом и пятом опорных катках были расположены телескопические гидравлические амортизаторы. В целом за счет использования шахматного расположения катков танк отличался хорошей плавностью хода.

Легкий разведывательный танк «Рысь» серийно производился на двух немецких предприятиях: MAN и Henschel. Серийное производство началось во второй половине августа 1942 года. При этом из цехов компании MAN вышли 118 PzKpfw II aufs. L Luchs, компания Henschel собрала всего 18 боевых машин. Все они были вооружены 20-мм автоматической пушкой KwK 38. Точное количество собранных танков, оснащенных 50-мм орудием, неизвестно, по различным данным, заводские цеха покинуло всего от 4 до 6 таких боевых машин (и это по самым оптимистичным оценкам).

Первые серийные танки начали поступать в боевые части уже осенью 1942 года. По планам ими планировалось вооружить по одной роте в разведывательных батальонах танковых дивизий. Но на деле выпущенного количества танков не хватало, новые разведывательные машины получили лишь немногие части. К примеру, на Восточном фронте это были 3-я и 4-я танковые дивизии. На Западном фронте – 2-я, 116-я и Учебная танковые дивизии. Помимо этого несколько «Рысей» находилось на вооружении танковой дивизии СС «Мертвая голова». Несмотря на свою малочисленность PzKpfw II aufs. L Luchs достаточно активно использовались вплоть до конца 1944 года, а в 4-й танковой дивизии, в которой данными танками была полностью укомплектована 2-я рота 4-го разведывательного батальона (27 танков на октябрь 1943 года) последние сохранившиеся машины использовались и в 1945 году.



Боевое применение данных танков подтвердило слабость их броневой защиты и вооружения и если с первым немцы пытались что-то сделать даже в полевых условиях, то с перевооружением танков сделать ничего было нельзя. Достоверно известно, что в 4-й танковой дивизии часть «Рысей» получила дополнительные 20-мм бронелисты в лобовой проекции, что доводило толщину бронирования лба корпуса легкого танка до 50 мм.

Подавляющее большинство данных танков было потеряно в ходе боевых действий на Восточном и Западном фронтах. До нашего времени сохранилось всего два экземпляра PzKpfw II aufs. L Luchs. Один легкий разведывательный танк находится во Франции, в танковом музее в Самюре, второй – в Великобритании, в танковом музее в Бовингтоне.

Тактико-технические характеристики PzKpfw II aufs. L Luchs («Рысь»):
Габаритные размеры: длина корпуса – 4630 мм, ширина – 2480 мм, высота – 2210 мм.
Боевая масса – 11,8 т.
Силовая установка – 6-цилиндровый карбюраторный двигатель Maybach HL 66р мощностью 180 л.с.
Максимальная скорость – до 60 км/ч (по шоссе), до 30 км/ч по пересеченной местности.
Запас хода – 290 км (по шоссе), 150 км (по пересеченной местности).
Вооружение – 20-мм автоматическая пушка KwK 38 и 7,92-мм пулемет MG-34.
Боекомплект – 330 снарядов, 2250 патронов к пулемету.
Экипаж – 4 человека.

Источники информации:
http://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/PzII/luchs
http://tanki-v-boju.ru/tank-pz-kpfw-...uchs-sdkfz-123
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/germany/pz2l.htm
Материалы из открытых источников

Автор: Юферев Сергей
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
история оружия


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Пять малоизвестных танков периода Второй мировой войны. Часть 5. Итальянская «тридцатьчетвёрка» P26/40 ezup Бронетехника 0 18.06.2018 19:21
Пять малоизвестных танков периода Второй мировой войны. Часть 4. Двустволка на гусеницах MTLS-1G14 ezup Бронетехника 0 10.06.2018 18:03
Пять малоизвестных танков периода Второй мировой войны. Часть 3. Somua S35 ezup Бронетехника 0 05.06.2018 18:00
Пять малоизвестных танков периода Второй мировой войны. Часть 1. Тяжелый танк КВ-85 ezup Бронетехника 0 19.05.2018 15:28
Американские САУ периода Второй Мировой войны. Часть II ezup САУ 0 30.08.2012 10:10