Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 28.07.2017, 16:14 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Винтокрылые легенды
ezup
ezup вне форума

В Торжке спрятано настоящее сокровище — музей под открытым небом, где собрана впечатляющая коллекция вертолетов. Здесь можно увидеть всю историю советских винтокрылых машин. «Защищать Россию» предлагает читателям подробнейшую экскурсию по музею боевого применения армейской авиации в Торжке.

В музее при 344-м авиацентре боевого применения армейской авиации в Торжке представлены вертолеты двух ведущих фирм-изготовителей: «Камова» и «Миля». Вся техника в экспозиции находится в нерабочем состоянии, и многие машины, к сожалению, уже «сыпятся». По словам заслуженного военного летчика России генерал-майора Евгения Игнатова, проводившего нам экскурсию по выставке под открытым небом, музей жив благодаря неравнодушным летчикам и ветеранам авиации. Сам Евгений Иванович очень переживает за состояние вертолетов, ведь на всех представленных машинах он летал лично.



Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Первый серийный. Ми-1

С Ми-1 началось отечественное серийное вертолетостроение. Изначально машина использовалась, как вертолет связи.

«Обрастать» подвесками и оружием Ми-1 начал гораздо позже. А так он активно использовался в гражданской авиации и долгое время был самой распространенной учебной машиной.



Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Ми-1, как и другие вертолеты тех времен оснащался поршневым двигателем. На него ставили специально разработанный для этой машины АИ-26 — по сути «половинку», один ряд от «двойной звезды» АШ-82, которыми оснащались известные истребители Ла-5 и Ла-7. Главным достоинством поршневых движков по сравнению с более поздними турбовинтовыми была лучшая приемистость.

Приемистость — выход от нижнего до верхнего режима — три секунды. Для сравнения, у современных вертолетов этот показатель — 15 секунд. По словам летчиков, машина хорошая, а основной ее минус — отсутствие герметичности: в случае дождя пилоты в кабине сидели мокрые.

Этот вертолет был разработан в 1948 году. В 50-х на Ми-1 было установлено 17 мировых рекордов для вертолетов с полетным весом от 1750 до 3000 килограмм.

Максимальная скорость машины — 190 км/ч., вес пустого вертолета — 1880 кг, перегоночная дальность — 600 км, длина — 12, 1 м.
По состоянию на лето 2014 года в России в летном состоянии находился один Ми-1 М



Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

«Порхай, как бабочка, жаль, как пчела». Ми-2

Можно сказать, что это первая учебная машина. По классу он уже ближе к Ми-8, поэтому на нем тренировались те, кому предстояло пересесть на тяжелый вертолет с газотурбинным двигателем.

Серийное производство Ми-2 началось в 1965 году. В ВВС его применяли для связи, разведки, установки дымовых завес на поле боя и корректировки действий артиллерии.



Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Также Ми-2 использовали как штурмовую машину. Для этого вертолет оснащался пушками, пулеметами, неуправляемыми авиационными ракетами, ПТУРами и ракетами «воздух-воздух», в качестве которых использовались ЗУР 9М32М комплекса «Стрела-2».

Мощность двигателей вертолета — 2*405 л.с, максимальная скорость — 210 км/ч, дальность полета — 797 км, максимальный взлетный вес — 3550 кг.

Тип двигателя у Ми-2 — 2 ГТД 350. Сам по себе он достаточно мощный, но вот взлетать с заложенным количеством людей — восемь солдат в полной экипировке — «себе дороже», говорят опытные вертолетчики.

Прозван «бабочкой», «головастиком» и «малышкой».



Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Основная особенность Ми-2 в том, что это первый вертолет, на котором разрешили «крутить» высший пилотаж. Даже те, кто летал на Ми-8, переучивались на этот небольшой и легкий вертолет, чтобы попробовать себя в пилотаже.

Еще один интересный факт: именно на вертолете этого типа летал кинематографический грузинский пилот Мимино, перевозя за рейс до восьми баранов вместе с чабаном.

Сегодня сотни Ми-2 в гражданском и военном исполнении служат в авиации многих стран мира.

Первый тяжелый. Ми-4

Существует легенда, что вертолет Ми-4 появился из-за Хрущева. Во время его визита в США Никсон привез Никиту Сергеевича на площадку Белого дома на вертолете. Вернувшись, глава СССР дал указание создать вертолет, на котором Хрущев мог бы в ответном визите Никсона доставить американского коллегу в Кремль.



Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

На самом деле, вертолет в серию пошел в начале 50-х, а Хрущев посетил Америку в 1959-м. Но ради справедливости отметим, что вертолет был создан с оглядкой на американские машины среднего класса, применявшиеся в войне на Корейском полуострове.

Двигатель поршневой, модификации этого мотора ранее устанавливались на многие самолеты времен Великой Отечественной войны — от Су-2 и Ил-2 до МиГ-3 и Ла-5Ф. На борт Ми-4 помещалось 12 десантников или даже 16 в перегрузе. Существенный минус — залезать в машину очень сложно.



Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Длина Ми-4 — 16,8 метра, высота — 4, 4 м, максимальный взлетный вес — 7800 килограмм, максимальная скорость — 185 км/ч.
В 1955 году на двух вертолетах Ми-4 был совершен перелет протяженностью более 5000 км — из Москвы до полярной станции «Северный полюс-5».

В 1960 году на всемирной выставке в Брюсселе Ми-4 был удостоен золотой медали.

Тяжелый многоцелевой Ми-6

Первый в СССР вертолет с газотурбинными двигателями, запущенный в серийное производство. Вертолет имел традиционную конфигурацию и был оснащен двумя легкосъемными крыльями небольшого размаха, на 20% разгружающими несущий винт в крейсерском полете. Максимальная скорость этой машины — 300 км/ч, дальность действия ¬- 620–1000 км. Максимальный взлетный вес машины — 44000 кг.



Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Практический потолок у этого вертолета — 4500 метров, но по воспоминаниям генерал-майора Игнатова, в Афганистане на таких машинах поднимались на все 7000 метров.

«Летающий кран». Ми-10

Функционально это тот же Ми-6, но здесь на платформе между колес можно было перевозить крупногабаритные грузы. Поэтому вертолет часто использовался для перевозки габаритной техники — радаров, систем связи и РЭБ.



Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Еще одним нововведением в машинах этой серии была дополнительная кабина, в которую опускалось управление для того, чтобы следить за работой той самой внешней подвески. Суть в том, что летчик сидел в этой стеклянной кабине «спиной по полету». Да, логично, что управлять грузом так было проще, но на практике оказалось, что летать «спиной» из ста летчиков мог только один.
Первый полет этого вертолета состоялся в июне 1960 года. Возможность перевозки грузов весом до 11 тонн сделала Ми-10 универсальным транспортом для переброски техники.



Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Максимальная скорость вертолета — 235 км/ч, максимальный взлетный вес — 44000 кг, дальность полета с полной нагрузкой — 250 км.

Несмотря на конструкцию и габариты, Ми-10 — довольно легкий и маневренный вертолет.

Первая «восьмерка». Ми-8Т

Изначально вертолет был с одним турбореактивным двигателем. Эта машина, по словам летчиков, настолько удачна, что несмотря на все последующие модификации Ми-8, первая версия была укомплектована идеально. Между собой авиаторы иногда называют новые версии «испорченными Ми-8».



Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

«Именно эта машина вытащила на себе все войны, все конфликты», — говорит Евгений Игнатов.

Серийное производство вертолета началось в 1965 году. Установленное на данной машине оборудование позволяет выполнять полеты днем и ночью в любых погодных условиях. Ми-8Т и его последующие модификации стали самыми распространенными вертолетами в отечественной военной и гражданской авиации.



Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Максимальная скорость машины — 260 км/ч., практическая дальность — 1200 км. Предусмотрено размещение и использование бомбового и ракетного вооружения.

Двухдверный Ми-18

Этих вертолетов было сделано всего два. Он похож на Ми-8, только попузатей, плюс у него уже две точки подвески и не одна, а две двери.



Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Когда в Афганистане стало понятно, что нужна огневая поддержка и больше десантников, которые смогли бы оперативно высаживаться из вертолета, выпустили эту модель.



Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Сейчас сохранился только один вертолет — тот самый, что стоит в музее в Торжке. В отличие от Ми-8, у него убирается шасси. Хотя это, по словам пилотов, не так важно.

Первый штурмовой. Ми-24А

Именно так изначально выглядел всем известный вертолет. Тогда еще не было технологий, чтобы сделать каплевидную кабину, поэтому она была квадратная и довольно неудобная — бликовала.



Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

На вооружении были одноствольный пулемет калибра 12,7 мм, бомбы, управляемые и неуправляемые ракеты.

В 1973 году вертолет уже был в частях, и можно смело говорить, что на нем впервые в истории отечественной авиации была установлена система электро-дистанционного управления, которая сейчас ставится на самолеты 4-го и 5-го поколений.



Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

К тому же это был первый вертолет, получивший элементы бронирования. Внутри машины мог расположиться десант, а сравнительно небольшой вес вертолета — 10660 кг — давал возможность маневра и, более того, высшего пилотажа.

Выпущены вертолеты этой модификации сравнительно небольшой серией для Советского Союза — 350 единиц. На смену им быстро пришел Ми-24Д.

«Крокодил». Ми-24Д

В созданном на базе Ми-24А вертолете было установлено усовершенствованное приборное и радионавигационное оборудование, а кабины пилотов были расположены тандемом и изолированы.



Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

В Афганистане наши вертолетчики столкнулись с тем, что на всех наших машинах был открытый выхлоп с рабочей температурой 800 градусов. На него-то и шли ракеты врага. Поэтому нужен был вертолет, у которого выхлоп был бы прикрыт, а воздух рассеивался — температура была бы гораздо меньше. Тогда и появилась эта модификация «двадцать четвертого», а на нем — так называемые «уши», прикрывающие выхлоп. Помимо прочего, здесь установлена система оптико-электронных помех, которая создает два ложных фокуса, в народе именуемые «липа».



Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Максимальная скорость машины — 335 км/ч., мощность двигателей — 2*2220 л.с., длина машины с винтами — 21,35 м., размах крыльев — 6,53 м, максимальный взлетный вес Ми-24Д — 12000 кг.

Установленная на борту подвижная установка с четырехствольным пулеметом ЯкБ 12,7 мм позволяла выпускать по бронетехнике противника «струю металла», а точнее — совершать 4000–4500 выстрелов в минуту (одной непрерывной очередью пулемет «выплевывал» до 400 пуль). Совершенствовались и ракеты.

Путешествие туда и обратно. Ми-24

У этого музейного экспоната интересная история. В 1992 году, на пятисотлетие открытия Америки, появилась идея слетать в Майами и, совершив этот перелет, продать вертолет там, а деньги вложить в пансион для женщин-вертолетчиц.



Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Все вооружение с машины было снято. Вертолет долетел, а там американцы сказали, что не могут купить в частный музей технику, которая стоит на вооружении другой страны. Пришлось лететь обратно.



Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Но самое интересное в этой истории — что управляли вертолетом женщины: Расторгуева, Полянская, Кошкина. Дальность перелета была 28000 км.

Самый большой. Ми-26

Тяжелый военно-транспортный вертолет, появившийся в конце 70-х. Самый большой серийный вертолет в мире!



Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Особенностью этой машины был новый двигатель Д-136, который по весовым характеристикам соответствовал лучшим мировым образцам, а по удельному расходу топлива — не имел мировых аналогов.



Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Максимальный взлетный вес вертолета — 56000 кг, мощность — 2*11400 л.с., практический потолок — 6500 метров, максимальная скорость — 295 км/ч.

За размеры прозван в войсках «коровой». Вертолет перевозит до 85 солдат или до 20 тонн груза.

Гроза подводных лодок Ка-25

Машина с соосным расположением несущих винтов, ставшим «визитной карточкой» вертолетов Камова. Первый полет вертолета Ка-25 был выполнен в мае 1967 года.



Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Вертолет предназначался для ведения воздушной разведки над сушей и морем, перевозки грузов в кабине и на внешней подвеске, радиоретрансляции между кораблями и самолетами траления морских мин. Специальное оборудование на борту позволяло применять Ка-25 для обнаружения подводных лодок (а в противолодочной версии и для уничтожения вражеских субмарин — Ка-25ПЛ).



Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Именно эти вертолеты участвовали в операциях ВМФ по поиску и спасению экипажей морских и воздушных судов, а также в разминировании Суэцкого канала. Кстати, этот вертолет мог применять ядерное оружие — глубинные бомбы должны были уничтожать атомные ракетоносцы противника.

Максимальный взлетный вес — 7500 кг, практический потолок — 4000 метров.

Противолодочная «спираль». Ка-27

Противолодочный вертолет. После завершения испытаний 14 апреля 1981 года Ка-27 был принят на вооружение. Противолодочное оборудование вертолета состоит из автономных поисковых средств, работа которых не зависит от других устройств. Основным же, и наиболее важным, компонентом поискового оборудования этого вертолета является автоматизированная поисково-прицельная система «Осьминог». Она обеспечивает обнаружение подлодок, находящихся в любом положении, определение их координат и элементов движения и др.



Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Максимальная скорость вертолета — 250 км/ч, мощность — 2*2225 л.с. Длина Ка-27 — 11,3 м, высота — 5,4 м, диаметр винта — почти 16 м.



Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Сейчас вертолеты этого типа несут службу на ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» и ряде других кораблей ВМФ России.

Воздушный хулиган Ка-26

Многоцелевой вертолет Ка-26 по кодификации НАТО получил имя Hoodlum — «Хулиган».



Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

У этого вертолета — съемная кабина. Машина гражданского назначения, хорошо зарекомендовавшая себя при выполнении всех видов авиахимических работ в сельском и лесном хозяйстве, на транспортных перевозках, санитарных и геологических работах.



Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Также использовался в ВВС Румынии и Венгрии, в полиции ГДР и ФРГ.

Радиус действия Ка-26 — 465 км, крейсерская скорость — 130 км в час. Емкость бункера для химикатов — 800 литров, заправка — 600 литров. Экипаж — один человек плюс семь пассажиров, или 900 кг груза.
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
история авиации


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Полёт «Газели». Лёгкие винтокрылые машины из Франции ezup Вертолеты 0 11.08.2019 01:13
МиГ-35. Рождение легенды ezup Военная приемка 0 18.12.2018 16:45
Легенды тихого боя ezup Стрелковое оружие 0 14.08.2015 17:32
Легенды... ezup Напитки 0 16.02.2014 03:17
Армстронг: не стало человека-легенды marishka Чтобы помнили........ 0 26.08.2012 11:43