Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 18.06.2017, 18:28 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Первый переход подводной лодки Севморпутем
ezup
ezup вне форума

К 110-летию
подводных сил ВМФ


В череде героических событий 30-х годов ХХ века в нашей стране освоение просторов Севера занимает особое место. Мало кто из мальчишек и девчонок не хотел стать похожим на Отто Шмидта и Владимира Воронина, Валерия Чкалова и Ивана Папанина. Страна знала, любила и награждала своих героев.

Между тем, полярные исследования, имеющие оборонно-прикладное значение, долгое время были покрыты ореолом тайны, результаты их до недавнего времени охранялись грифом секретности. К числу таких малоизученных фактов отечественной истории относится и 10-я экспедиция особого назначения.

Результаты Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) 1910-1915 гг., знаменитые сквозные плавания ледокольного парохода «А. Сибиряков» в 1932 г. и ледореза «Ф. Литке» в 1934 г. подготовили базу для первого перехода боевых надводных кораблей, и в 1936 г. на Тихий океан перешли эсминцы «Сталин» и «Войков». Важную роль сыграло образование 17 декабря 1932 г. Главного управления Северного морского пути при Совете Народных Комиссаров СССР. Руководителем Управления был назначен О. Ю. Шмидт.

Таким образом, можно отметить, что в середине 30-х годов была проделана огромная подготовительная работа силами не только флота, но всей страны, для решения важнейшей государственной задачи.
20 мая 1940 г. вышло постановление Комитета обороны при Совнаркоме СССР о переводе одной подводной лодки из состава Северного флота на Тихий океан. 23 мая 1940 г. в соответствии с приказом наркома Военно-морского флота № 00120 начала формироваться экспедиция особого назначения (ЭОН-10) по переводу в навигацию 1940 г. подводной лодки «Щ-423» из Полярного во Владивосток Северным морским путем.

Командиром ЭОН-10 был назначен опытный полярный гидрограф военинженер 1 ранга И.М. Сендик, инженером – военинженер 2 ранга А.И. Дубровин. Иосиф Моисеевич Сендик был опытным полярным гидрографом, участником многих полярных экспедиций. В 1937 г. он возглавлял штаб Особого отряда гидрографических судов ВМФ, также перешедших по трансарктической трассе с запада на восток. А перед назначением в ЭОН-10 являлся начальником гидрографии Северного флота.

Для выполнения специального задания Главного морского штаба (составления военно-географического описания Северного морского пути) к экспедиции были прикомандированы преподаватель Военно-морской академии капитан 1 ранга Евгений Евгеньевич Шведе и слушатель Военно-морской академии капитан-лейтенант Михаил Алексеевич Бибеев.

Выбор типа подводной лодки был не случаен. «Щуки» обладали отличными мореходными качествами, имели мощное вооружение, это был один из наиболее многочисленных типов подводных лодок в составе ВМФ. Кроме того, именно «Щуки» имели больший опыт подледного плавания.

Особую важность приобретал вопрос выбора командира лодки, поскольку предыдущий переход не исключал и возможности зимовки экспедиции в Арктике. 14 июня 1940 г. приказом наркома Военно-морского флота № 00145 командиром ПЛ «Щ-423» (на фото) был назначен опытный подводник капитан 3 ранга Измаил Матигулович Зайдулин (на фото), а его дублером капитан-лейтенант Алексей Матвеевич Быстров.

Практически сразу же после назначения для арктического похода Щ-423 перешла из Полярного в Мурманск для установки на корпусе противоледовой защиты и подготовки к плаванию во льдах.

На весь период перехода по Севморпути было назначено обеспечивающее судно – транспорт «Анатолий Серов», на котором были специально установлены дистиллятор и станция УКВ. В его вместительных трюмах, кроме 250 тонн экспедиционного груза, топлива, аварийно-спасательного и подрывного имущества, а также дополнительного артиллерийского боезапаса для «423-й», был обустроен специальный кубрик на 36 мест (для отдыха подводников во время коротких стоянок или на случай вынужденной зимовки).

9 июля ПЛ «Щ-423» под командованием Зайдулина вернулась в Полярный для замены аккумуляторных батарей и проверки торпедных аппаратов, а 22 июля вышла в Мотовский залив на ходовые испытания после обшивки корпуса противоледовой «шубой» и установки специальных «ледовых» кормовых горизонтальных рулей.

И вот наступило 5 августа 1940 г. Проводить корабль прибыли бывший командующий Северным флотом Валентин Петрович Дрозд и вновь назначенный на этот пост Арсений Григорьевич Головко. В 13 час. 15 мин. «Щ-423» отошла от пирса г. Полярного. Ледовый поход начался.
Баренцево море встретило подводников неприветливо – штормило, временами подлодка попадала в полосы густого тумана. Сложная обстановка сразу же потребовала от экипажа максимума внимания и собранности. Этот отрезок пути подводная лодка следовала одна, без сопровождения обеспечивающих кораблей.

Изначально «Щ-423» должна была встретиться с ледоколом «Ленин» и транспортом «Анатолий Серов» в бухте Варнека (остров Вайгач), однако эта встреча произошла лишь у становища Лагерное (пролив Маточкин Шар).

Первое ледовое крещение подводники получили в Карском море. Здесь корабли и суда экспедиции окутал вязкий и густой туман, затем появился первый мелкобитый лед. Эскадренный ход каравана пришлось снизить до «самого малого». Не приспособленные для плавания среди льдов рейдовые буксиры все чаще стали вязнуть в ледяных полях. Соответственно единственному ледоколу ЭОН пришлось столь же часто бросать «Щ-423» и транспорт обеспечения и возвращаться к потерявшим ход буксирам. А днем 12 августа транспорт «Анатолий Серов» обломал одну из лопастей гребного винта.

Но самое худшее началось, когда подул сильный северный ветер, а лед сплотился до 8-9 баллов. Открытый мостик «Щ-423» держал ее командира и верхнюю вахту под обжигающими ветровыми ударами. Но ни отвернуться, ни укрыться внизу не было возможности, ведь из-под кормы лидера-ледокола периодически вылетали крупные льдины, которые могли повредить гребные винты подводной лодки. К тому же еще и плотность электролита лодочных аккумуляторных батарей снизилась до минимума (во время маневрирования во льду приходилось часто использовать электромоторы). И руководитель экспедиции был вынужден принять решение об остановке движения кораблей ЭОН до улучшения ледовой обстановки. А на «Щ-423» появилась новая проблема.

С первых дней плавания в Карском море поход проходил при большой разности температур забортного и отсечного воздуха. Отпотевание внутри прочного корпуса ПЛ было таким обильным, что внешне оно больше походило на мелкий дождь, который шел круглые сутки.

Изоляция электромеханизмов с каждым днем все больше снижалась, что прямо вело к угрозе пожара на лодке. Но самой главной «головной болью» подводников во время перехода стало значительное газовыделение новой аккумуляторной батареи. Личный состав, проживавший во 2-м и 3-м отсеках, по утрам вставал с самой настоящей головной болью. И это продолжалось почти весь поход, невзирая на то, что лодку вентилировали 3-4 раза в сутки, то есть чаще, чем того требовали инструкции. Лишь к вечеру 13 августа ледоколу удалось вывести «Щ-423» и «Серова» на чистую воду и проводить к порту Диксон.

За время стоянки на Диксоне подводники приняли необходимый для дальнейшего перехода запас соляра, пополнили запас продовольствия, произвели осмотр дизелей, винтов, руля и подводной части корпуса подлодки.

17 августа у архипелага Норденшельда к каравану присоединились новейший паровой линейный ледокол «И. Сталин» и ледорез «Ф.Литке».
Чтобы ускорить движение каравана, да еще и сохранить моторесурс дизелей подводной лодки, транспорт «Анатолий Серов» был вынужден взять «Щ-423» на буксир, и 19 августа ЭОН-10 достигла острова Тыртова (архипелаг Норденшельда).

Во время стоянки у острова Тыртова караван увеличился еще на два судна. Кроме буксиров, теперь в его состав вошли транспорты «Крестьянин» и «Сталинград», ранее идущие самостоятельно на Дальний Восток, а через неделю присоединился еще и транспорт «Кара». Караван сразу же растянулся на несколько миль. При этом замена «Анатолия Серова» на «Федора Литке» была совсем не равнозначна. Ведь отсутствие в кормовой части ледореза специального выреза для упора форштевня буксируемой подлодки и отсутствие у «Щ-423» удобного буксирного устройства, при резких изменениях курса, вызывали смертельно опасные обрывы стального буксировочного троса.

Далее караван двигался сквозь лед со скоростью не более 3 узлов. При этом во время сжатия льда, многометровые глыбы наползали на корпус «Щ-423» и заваливали ее до 10 градусов то на левый, то на правый борт. Все свободные от вахты подводники постоянно очищали узкую обледеневшую палубу корабля. Из-за низкой наружной температуры условия обитаемости на ПЛ ухудшились настолько, что для отопления и просушки лодочных отсеков с «Федора Литке» пришлось подать шланг от паровой магистрали.

23 августа движение каравана остановилось, и вновь для проведения бункеровки буксиров. В этот день на борту «И.Сталина» состоялось новое внеплановое совещание, инициированное очередной поломкой уже двух лопастей гребного винта на «Анатолии Серове». Только здесь руководству экспедицией и командующему арктической навигацией удалось договориться об изменении первоначального плана в использовании транспорта обеспечения, а разномастный караван судов был разделен.

Транспорты «Сталинград» и «Крестьянин» в обеспечении ледореза «Ф. Литке» ушли в Хатангский залив. А «Щ-423» вместе с транспортами «Анатолий Серов», «Кара» и буксирами направились к порту Тикси. Здесь аварийно-ремонтная партия ЭОН-10 сразу же приступила к замене винта на транспорте «Анатолий Серов», однако эта работа не увенчалось успехом. Новым транспортом обеспечения для перехода ПЛ «Щ-423» стал теплоход «Волга» из Тихоокеанского пароходства, который был задержан в порту Тикси до особого распоряжения. Однако срочная перегрузка экспедиционного имущества вызвала не только дополнительный труд подводников, но еще и потерю части запасов подлодки.

31 августа после передачи грузов на теплоход «Волга» поход был продолжен. Оставшийся путь через Восточно-Сибирское море благодаря присутствию сразу двух мощных ледоколов, «Красин» и «Л. Каганович», и наличию в караване только кораблей экспедиции, несмотря на сильно сплоченный лед, прошел заметно быстрее. Именно в эти дни командование экспедицией заметило, что подводники серьезно утомились (сказались и отсутствие достаточного количества свежего воздуха, и малая подвижность их походной жизни). Утомились так, что во время приема пищи уже не могли смотреть на деликатесные колбасные изделия и паюсную икру.

Вскоре караван ЭОН-10 достиг Берингова пролива. 9 сентября ЭОН-10 прибыла в бухту Провидения, закончив переход Северным морским путем. «Щ-423» благополучно пришвартовалась к борту теплохода «Волга».

Здесь подводники установили на прежнее место кормовые горизонтальные рули. Затем сменили винты с ледовых на нормальные скоростные, сняли щиты с верхних носовых и кормовых торпедных аппаратов, осмотрели и перебрали дизеля. Успели они пополнить и запас топлива. В связи с тем, что ПЛ вышла на чистую воду, корабль был вновь приведен в готовность к ведению артиллерийского боя.

Командир корабля лично проверил артиллерийский расчет, были простреляны и выставлены на мостик пулеметы, рассчитана дифферентовка корабля и проверена система погружения. У бухты Провидения ПЛ «Щ-423» встретил отряд тихоокеанских подводных лодок типа «Л» в составе минных заградителей «Л-7», «Л-8» и «Л-17», прибывших для обеспечения ее дальнейшего перехода во Владивосток.

Пока заканчивались подготовительные работы для дальнейшего перехода корабля, «Волга» внезапно получила приказание начальника проводки восточного сектора А.Мелехова о погрузке на борт запаса угля и доставки его в отдаленные пункты Чукотского побережья. Командир ЭОН-10 И.М. Сендик не согласился с этим решением.

Двое суток продолжалось «противостояние» командования экспедиции с одной стороны, и управления восточного сектора ГУ СМП и начальника порта Провидения – с другой. Только вмешательство Наркома ВМФ адмирала Н.Г. Кузнецова, а скорее всего, лично И.В. Сталина, положило конец любым спорам.

Вечером 17 сентября капитану «Волги» было приказано выгрузить уже принятый запас угля и продолжить обеспечение «Щ-423» на переходе во Владивосток. Однако закончить «угольный аврал» и продолжить движение удалось лишь через четверо суток. И это затягивание в разрешении спора бросило корабли ЭОН-10 в объятия жесточайшего шторма (крен корабля доходил до 50 градусов), от которого подводникам пришлось укрываться в Авачинской бухте. После захода в Петропавловск-Камчатский и короткого отдыха «Щ-423» в составе отряда подводных лодок через Первый Курильский пролив вошла в Охотское море. Из-за последовавших затем густых туманов «Щ-423» пришла в залив Де-Кастри (Татарский пролив) только к 10 октября, имея в топливных цистернах лишь 2,5 тонны соляра.

Затем был заход отряда в Советскую Гавань. И лишь 17 октября 1940 г. в 7 час. 59 мин. «Щ-423» подошла к пирсу подводных лодок Тихоокеанского флота в бухте Золотой Рог Владивостока, пройдя за 73 суток (из них 56 ходовых) 7227 миль (из них 682 – во льдах) через два океана и восемь морей. Задание Родины было выполнено с честью.
Командование Тихоокеанского флота поздравило экипаж с завершением этого исторического плавания. Народный комиссар ВМФ объявил всему экипажу «Щ-423» благодарность и наградил участников похода знаком «Отличник РК ВМФ». Командир ЭОН-10 военинженер 1 ранга И.М. Сендик и инженер экспедиции военинженер 2 ранга А.И. Дубровин были награждены золотыми именными часами. Но государственных наград подводники не получили.

«Считаю, что проводка подводных лодок типа «С» и «К» вполне возможна Северным морским путем. Если же вести сразу соединение (3-4 объекта), то необходимо иметь ледоколов не менее двух, кои должны заниматься исключительно проводкой военных объектов. Иначе по времени не уложиться и будет опасность зазимовать». Это один из выводов, который в своем итоговом донесении по переходу Северным морским путем подводной лодки «Щ-423» сделал ее командир капитан 2 ранга И.М. Зайдулин. Через несколько лет его замысел был успешно реализован.

По пути, проложенному «Щ-423», прошли целые караваны подводных лодок послевоенной постройки. С появлением атомных подводных лодок в 60-е гг. советские подводники покорили Северный полюс и стали осуществлять трансарктические переходы в подводном положении. Их подвиги стали возможны благодаря мужеству и героизму тех, кто были первыми. К числу таких первопроходцев по праву можно отнести и экипаж подводной лодки «Щ-423» с командиром И.М. Зайдулиным, первым из подводников покорившим Арктику и открывшим Северный морской путь для подводного флота России.


И.М. Зайдулин


Подводная лодка «Щ-423»

 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
вмф


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
В Минобороны рассказали о рекорде подводной лодки К-162 «Анчар» ezup История Военно-морского флота 0 05.07.2018 16:58
Строительство подводной лодки «Кронштадт» ezup Новости Военно-морского флота 0 08.11.2017 15:13
Марокко заинтересовано в приобретении подводной лодки у России ezup Новости Военно-морского флота 0 10.08.2016 10:48
Проект подводной лодки пр.612 (СССР) ezup Подводные лодки 0 31.07.2016 20:31
Проект подводной лодки с ракетным вооружением П-2 ezup Подводные лодки 0 05.05.2016 13:13