Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 28.04.2011, 13:55 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Су-30МКИ Многоцелевой истребитель
ezup
ezup вне форума







Передняя кабина Су-30МКИ


Задняя кабина Су-30МКИ


20 апреля 1994 года в Дели состоялось заседание российско-индийской рабочей группы по сотрудничеству в области авиации. На нем была рассмотрена возможность производства в Индии истребителя Су-30МК После этого переговоры с Индией о закупке самолетов этого типа велись еще два года 30 ноября 1996 года в Иркутске был подписан контракт о поставке в Индию 40 самолетов Су-30К/МК. Контрактом определялись четыре стадии поставок в течение пяти лет, на каждой из которых предполагалось постепенно и поэтапно наращивать боевые возможности самолета.

К середине марта 1997 года в цехах Иркутского авиационного производственного объединения были полностью собраны первые четыре истребителя Су-30К, предназначенные для индийских ВВС Машины отправили в Индию транспортным самолетом Ан-124 "Руслан" в разобранном виде (по два экземпляра) Сборку и облет на месте осуществляли специалисты и пилоты ИАПО Обучение инженерно-технического и летного состава ВВС Индии проводилось в январе-апреле 1997 года на летно-испытательной и доводочной базе ОКБ им Сухого в Жуковском Руководил подготовкой пилотов летчик-испытатель Виктор Пугачев.

В конце марта 1997 года в России побывал с рабочим визитом начальник Главного штаба ВВС Индии Сатиш Кумар Сарина. На ИАПО он ознакомился с организацией производства истребителей Су-30К. 31 марта в Москве состоялась рабочая встреча Главнокомандующего ВВС России генерала армии Петра Дейнекина и Сатиша Кумара Сарины, на которой обсуждались вопросы военно-технического сотрудничества двух стран по линии ВВС. 11 июня на авиабазе индийских военно-воздушных сил Лохегаон вблизи города Пуна (штат Махараштра) состоялась официальная презентация первых восьми индийских Су-30К, которые до этого успешно совершили ряд испытательных полетов. С этой даты самолёты официально приняты на вооружение ВВС Индии. В церемонии презентации приняли участие премьер-министр Индии Шри Гуджал, главнокомандующий ВВС Индии маршал Сатиш Кумар Сарина, посол России в Индии Альберт Чернышев, заместитель Генерального директора ГК "Росвооружение" Олег Сидоренко и бывший Генеральный директор ИАПО Алексей Фёдоров, а также многочисленные приглашенные лица. Выступая на презентации главнокомандующий ВВС Индии отметил, что "...11 июня 1997 года - знаменательный день в истории индийских ВВС". По его мнению "... Су-30К - это совершенный истребитель, полностью отвечающий настоящим и будущим потребностям ВВС".

Расположенная на авиабазе Лохегаон 24-я эскадрилья стала первым подразделением, располагающим этими самолетами.

26 января 1998 года в Индии торжественно отметили национальный праздник -День Республики. По установившейся традиции в самом центре Дели состоялся военный парад, в котором впервые приняли участие самолеты Су-30К индийских ВВС. Они привлекли всеобщее внимание исполнением над городом фигур высшего пилотажа.

Заключенный контракт предусматривал, что самолеты Су-30К первых партий будут представлять собой серийные Су-30 с незначительными изменениями в навигационной системе и оборудовании. К 2000-му году планировалось перейти на уровень машины фактически нового поколения - Су-30МКИ (И - индийский). Возможности этого истребителя должны были уже существенно отличаться от базового Су-30К. Его предполагалось оснастить передним горизонтальным оперением и двигателями АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги, которые позволили бы существенно улучшить маневрирование на малых скоростях полета, а также совершенно новым бортовым оборудованием, благодаря которому он мог бы уничтожать воздушные, наземные и морские цели. Более поздние этапы контракта предусматривали доработку самолетов Су-30К первых партий до уровня последней (Су-30МКИ).

По контракту не исключалась возможность и международной кооперации в части поставки бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) и его интеграции в состав комплекса. Индия должна была не просто получить готовые самолёты, но и принять практическое участие в опытно-конструкторской разработке бортовых систем и комплекса БРЭО Су-30МКИ. Естественно, что вся ответственность за создание "интернационального" бортового оборудования и соответствие его характеристик требованиям контракта осталась лежать на специалистах ОКБ Сухого. При создании Су-30МКИ использовалась отработанная и хорошо зарекомендовавшая себя система взаимодействия с традиционными российскими разработчиками и поставщиками комплектующих изделий при участии специалистов ВВС

Таким образом, на Су-30МКИ для повышения маневренности и боевой эффективности предусматривалась установка:
новой силовой установки на основе двух двухконтурных форсированных турбореактивных двигателей АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги (УВТ):
автоматически отклоняемого дестабилизатора (ПГО);
универсальной РЛС, способной обнаруживать и сопровождать до 15 воздушных целей и четыре из них одновременно атаковать, а также обнаруживать цели на поверхности земли или моря;
системы индикации на многофункциональных жидкокристаллических цветных дисплеях с большой разрешающей способностью;
нового оптико-электронного многофункционального прицельно-навигационного комплекса на базе современных ЭВМ, с инерциальной навигационной системой на лазерных гироскопах и с системой спутниковой навигации (GPS);
принципиально новой системы объективного контроля с фиксированием не только рабочих параметров систем самолёта, но и внешней тактической обстановки.

Для поражения воздушных целей на Су-30МКИ предполагалось применять ракеты со всеракурсными радиолокационными и инфракрасными головками самонаведения, для ударов по наземным и морским целям использовать противорадиолокационные ракеты, ракеты и корректируемые авиационные бомбы с телевизионными головками самонаведения, а также обширный арсенал неуправляемых средств поражения. Модернизация Су-30К должна была вестись по мере выполнения контракта, но работа по новой модификации началась в ОКБ Сухого ещё за год до его подписания. Средства, полученные в виде предварительной оплаты, направлялись (и направляются в настоящее время) на финансирование опытно-конструкторских работ в ОКБ Сухого, в НПО "Люлька-Сатурн", а также на подготовку производства индийской модификации в Иркутске.

Весной 1997 года на опытном заводе ОКБ Сухого завершили переделку одного из серийных самолетов Су-30 (с синим бортовым номером "56") в первый опытный истребитель Су-30МКИ (машина имела заводской шифр Т-10ПМК-1). На килях самолета нанесли небольшую надпись - "Су-30МК" (на первом этапе испытаний первоначальный бортовой номер сохранялся, но впоследствии его заменили на синий "01") Внешне самолет отличался от серийных Су-30 наличием переднего горизонтального оперения и двигателей с отклоняемым вектором тяги Изменилась система управления соплами, которая работала не от гидравлической, а от топливной системы. 23 апреля истребитель доставили на лётно-испытательную базу ОКБ в Жуковском, где в мае начались его наземные испытания 1 июля 1997 года летчик-испытатель ОКБ Вячеслав Аверьянов совершил на нем первый, пятидесятиминутный полет.

На первом прототипе Су-30МКИ установили предсерийные двигатели АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги, которые в процессе подготовки к первому полету прошли длительные специальные испытания. Как и на Су-37, сопла двигателей Су-30МКИ отклонялись в пределах 15╟ вверх и вниз, но отличались тем, что плоскость поворота каждого сопла была отклонена на 32' во внешнюю сторону от плоскости симметрии самолета Таким образом, при дифференциальном отклонении сопел улучшалась и боковая управляемость истребителя на околонулевых скоростях полета.

В 1998 году второй прототип Су-30 (опытный Т-10ПУ-6 с синим бортовым номером "06") был переделан во второй летный Су-30МКИ (заводской шифр Т-10ПМК-6), который совершил первый вылет 23 марта того же года.

В ноябре 1998 года Су-30МКИ (борт "01") экспонировался на авиационной выставке "Аэро-Индия 98" в Бангалоре В июне 1999 года машина прибыла в Париж на аэродром в Ле Бурже для участия в очередном самом престижном международном авиасалоне Специалисты и зрители с нетерпением ожидали выступления Вячеслава Аверьянова, который после прилета выполнил три тренировочных полета, в результате которых самолет был допущен к участию в летной программе салона Летчик-испытатель 1-го класса Аверьянов - опытный пилот. Он принимал участие в испытании самолетов Су-27К и Су-35 Как упомянуто ранее, он поднимал в первый полет Су-30МКИ и в полном объеме проводил его испытания До перелета в Париж на двух опытных самолетах Су-30МКИ в общей сложности было выполнено более 140 полетов (в основном по программе исследования аэродинамики, прочности, системы дистанционного управления с отклонением вектора тяги и других самолетных систем) Параллельно выполнялась программа по комплексу высшего пилотажа с режимами сверхманевренности 12 июня при выполнении демонстрационного полета накануне открытия салона опытный самолет управляемый экипажем в составе летчика-испытателя В Ю Аверьянова и штурмана-испытателя В Г Шендрика, потерпел аварию, но пилоты благополучно катапультировались Окончательное заключение комиссии по расследованию причин аварии опубликовано не было, но многим специалистам уже в период проведения авиасалона стало ясно, что причиной аварии явилась ошибка пилота Тем не менее как показали дальнейшие события авария первого прототипа Су-30МКИ в Ле Бурже не сказалась негативно ни на взаимоотношениях с индийскими партнерами ни на дальнейшей судьбе самолета Более того, в августе того же года в процессе проведения демонстрационных полетов Су-30МКИ на авиасалоне МАКС-99 Вячеслав Аверьянов практически ежедневно ошеломлял присутствовавших зрителей и специалистов каскадом невероятных фигур, тем самым реабилитировав не только самолет, но и себя.

Согласно контракту с индийской стороной поставленные Су-30К должны будут в два этапа дорабатываться под стандарт Су-30МКИ. На первом этапе модернизации предполагается установка ПГО и нового оборудования, на втором этапе - двигателей АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги, которые в настоящее время уже доведены до стадии позволяющей без каких либо проблем при необходимости устанавливать их на обычные серийные Су-27. Предполагалось также что на истребитель будет устанавливаться российская система управления вооружением основу которой составит новая много функциональная радиолокационная станция Н011М "Барс" с фазированной антенной решеткой. БРЛС Н-011М "Барс" с ПФАР Х-диапазона в режиме "воздух-воздух" обеспечивает сопровождение до 15 целей на проходе, точное сопровождение до 4-х целей для обеспечения применения оружия без прекращения поиска. В режиме "воздух-поверхность" БРЛС обеспечивает картографирование реальным лучом, картографирование с доплеровским сужением луча, картографирование с синтезированной апертурой, селекцию наземных движущихся целей, сопровождение до двух наземных целей. Дальность захвата цели типа "истребитель": в ППС - 120-140 км, в ЗПС - 60 км. Дальность обнаружения в режиме "воздух-поверхность" не менее: железнодорожный мост - 80-120 км, группа танков - 40-50 км, эсминец - 120-150 км.

На Уральском оптико-механическом заводе (УОМЗ) в Екатеринбурге специально для Су-30МКИ создана новая оптико-локационная станция ОЛС-30 которая предназначена для поиска и сопровождения воздушных целей в ИК диапазоне, определения координат и измерения дальности как до воздушных, так и до наземных целей Она имеет два канала (с теплопеленгатором и лазерным дальномером), снабжена виброустойчивым приемником микрокриогенной системой охлаждения с увеличенным ресурсом, для нее разработано новое математическое обеспечение Диапазон углов обзора станции по азимуту - 60е, по углу места - 60╟ вверх и 15╟ вниз, а ее масса составляет 182 кг.

Третий по счету, уже предсерийный Су-30МКИ с синим бортовым номером "05" оснащенный полным комплектом бортового оборудования, был в очередной раз с успехом продемонстрирован на авиасалоне "Аэро-Индия-2001", проходившем с 7 по 11 февраля 2001 года на авиабазе близ индийского города Бангалор Летчик-испытатель Вячеслав Аверьянов ежедневно восхищал индийских зрителей, специалистов и военных возможностями этой машины Решивший лично опробовать самолет в воздухе главнокомандующий ВВС Индии маршал авиации Анил Типнис после завершения ознакомительного полета с Аверьяновым остался в полном восторге заявив "Су-30МКИ - превосходный самолет! Ничего подобного в своей жизни я не видел!" При выполнении маршалом некоторых фигур перегрузка достигала 7 единиц В Индии по лицензии планируется построить 140 машин этого типа Предполагаются четыре этапа развертывания лицензионного производства Первый Су ЗОМКИ построенный в Индии из комплектующих российского производства, взлетит в 2004 году (в этом году намечено выпустить три машины) В 2005 году планируется построить шесть машин, в 2006-м - восемь, после чего ежегодно завод в Насике будет строить по 10 самолетов При этом все комплектующие будут уже производиться на индийских предприятиях планер - в Насике двигатель - в Корапуте РЛС и бортовая радиоэлектроника - в Хайдарабаде авионика в Корве а гидро- и пневмооборудование - в Лакнау Для ускорения и облегчения сервисного технического обслуживания индийских Су-30МКИ российская сторона совместно с корпорацией HAL создаст консигнационныи склад, который обеспечит поставку запасных частей индийским ВВС в срок, не превышающий два-три дня Контракт на сумму в 3,3 миллиарда долларов предусматривает также возможность дальнейшей модернизации самолета, но толь ко после запуска лицензионной программы на территории заказчика.


ЛТХ:

Модификация Су-30МКИ
Размах крыла, м 14.70
Длина самолета, м 21.94
Высота самолета, м 6.375
Площадь крыла, м2 62.00
Масса
нормальная взлетная 24900
максимальная взлетная 34500
Масса топлива, кг 9640
Двигатели 2 ТРДДФ АЛ-31ФП
Тяга, кгс 2 х 12800
Максимальная скорость, км/ч
на высоте 2175
у земли 1350
Практическая дальность, км 3000
Практический потолок, м 19800
Экипаж 2
Вооружение: 30-мм пушкa ГШ-301 с боезапасом 150 выстрелов, установленной справа в наплыве крыла.
На 12 пилонов подвешивается 8000 кг боевой нагрузки
(при этом каждый отдельный пилон может брать до 1500 кг.)
В её состав входят:
до 6 УР класса ⌠воздух-воздух■ типов Р-27Р/ЭР/, Р-73Э и Р-77 (РВВ-АЕ) или 2 Р-27П(ЭП), Р-27Т1(ЭТ1)
до 6 УР класса ⌠воздух-поверхность■ типов Х-29Т/Л, Х-25МЛ, Х-25ЛД, Х-31А/П и С-25Л; или 2 УР Х-59МЭ
6 авиабомб КАБ-500КР, КАБ-500ОД или
3 КАБ-1500КР, КАБ-1500Л
свободнопадающие авиабомбы калибров от 100 до 500 кг; 8 бомбовых кассет РБК-500 CПБЭ-Д;
до 8 зажигательных баков ЗБ-500 ПТ
НУРС С-8, С-13 и С-25.
Предусмотрена также подвеска контейнеров с аппаратурой РЭП, лазерными дальномерно -целеуказательными системами, ИК-станциями.
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 30.10.2012, 13:31 #2   #2
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию
ezup
ezup вне форума

Су-30МКИ – один из лучших в своем классе

В наши дни истребители Су-30МКИ стали символом, который олицетворяет качество отечественной авиационной техники. Сегодня среди явных успехов российской авиапромышленности и по оценке доброжелателей, и по оценке оппонентов, пожалуй, только вертолет Ми-17 последних модификаций заслужил такое же число положительных отзывов. В конце 2008 года, после того как были обнародованы результаты американо-французско-индийских учений Red Flag, британский авиационный журнал Flight предложил выбрать лучший истребитель среди F-22, Су-30МКИ и F-15. Решение читателей одного из наиболее авторитетных изданий мира оказалось довольно неожиданным. За российский Су-30МКИ отдали свои голоса 59% опрошенных, за американский самолет 5-го поколения F-22 – 37%, а за F-15 – всего 4%.

Доля в военном экспорте

Ценность столь высоких оценок «общественной экспертизы» возрастает на фоне того, что речь идет об истребителе, который на мировых рынках конкурирует с наиболее передовой продукцией США и стран Западной Европы. Хорошо известно, что в борьбе за такие привлекательные рынка, как Индия, Алжир, Малайзия, запрещенных приемов не существует. Малейшие логистические и технические недостатки сразу же превращаются в устах конкурентов в неискоренимые пороки. Несмотря на это, уровень критики в адрес российского Су-30МКИ не превышает «естественного» фона, а самолет продолжает успешно продаваться.

Материальные результаты программы Су-30МКИ могут вызывать лишь уважение. Количество законтрактованных истребителей приближается к 330, при этом число поставленных машин – превышает 230. Помимо этого в настоящее время положительно решен вопрос о закупке Индией дополнительной партии самолетокомплектов Су-30МКИ для лицензионной сборки на предприятиях корпорации HAL. С учетом анонсирования расширения гособоронзаказа Россией объем производства самолетов данного семейства может по самым минимальным оценкам составить порядка 400 истребителей.

Примечателен и тот факт, что в последние годы поставки многофункциональных истребителей семейства Су-30МКИ стабильно обеспечивают практически каждый 6-й доллар, который приходит в Россию по линии экспорта военной продукции. Для относительно компактной НПК «Иркут» – это достаточно серьезный результат.

Су-30МКИ история создания

Истребитель Су-30МКИ был создан на базе Су-27УБ, серийно производится в Иркутске и в Комсомольске-на-Амуре. Самолет Су-30МКИ представляет собой двухместный высокоманевренный истребитель, который предназначен для завоевания господства в воздухе, поражения наземных и надводных целей при помощи управляемых и неуправляемых ракет, с возможностью обеспечения действий в составе группы.

Переговоры по вопросу поставок истребителей типа Су-27 велись с Индией, начиная с 1994 года. Проектирование в ОКБ «Сухой» истребителя для индийских ВВС на базе Су-30 началось в 1995 году. Главным конструктором по проекту был назначен А. Ф. Барковский. Уже 30 ноября 1996 года стороны подписали межгосударственный контракт на поэтапную поставку ВВС Индии 8 истребителей Су-30К и 32 многофункциональных двухместных истребителей Су-30МКИ. Самолеты должны были быть поставлены Индии несколькими партиями, с последовательным наращиванием БРЭО, вооружения и силовой установки. Головными исполнителями данного контракта были определены: в части создания самолета ОКБ «Сухого», в части производства истребителя – Иркутское авиационное производственное объединение.

Строительство 2-х первых опытных истребителей велось в ОКБ в 1995-1998 годах. Первый опытный самолет Су-30И-1, который был доработан на базе серийного Су-30, был построен весной 1997 года. Машина поднялась в воздух 1 июля 1997 года, управлял ей летчик-испытатель В. Ю. Аверьянов. С июля 1997 года в ОКБ «Сухой» приступили к выполнению совместных с ГЛИЦ ВВС программ испытаний истребителя. Серийное производство новой машины было развернуто в Иркутске с 2000 года. Первый предсерийный истребитель был облетан на заводе Аверьяновым 26 ноября 2000 года. 3 первых предсерийных Су-30МКИ были переданы ОКБ и наряду с опытными самолетами приняли участие в программе испытаний.

В соответствии с условиями заключенного договора, поставки и испытания самолетов Су-30МКИ велись в 3 этапа. Поставки заказчику первой партии из 10 истребителей Су-30МКИ состоялись в 2002 году, второй партии из 12 машины – в 2003 году. К 2004 году истребителями Су-30К и Су-30МКИ были перевооружены 2-е эскадрильи индийских ВВС.

Основные отличительные особенности истребителей Су-30МКИ:

- впервые в мире на серийном истребителе был смонтирован двигатель с управляемым вектором тяги (АЛ-31ФП созданный в НТЦ им. А. Люльки), а также система дистанционного управления, включенная в единый контур управления. Данное решение позволило реализовать на Су-30МКИ возможности режимов сверхманевренности;

-впервые в практике ОКБ на истребителе была проведена широкая интеграция систем БРЭО отечественного и импортного производства. На Су-30МКИ был создан «интернациональный» комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, в состав которого вошли комплексы и системы 14 зарубежных фирм из 6 стран мира;

-впервые в мире на серийной машине была установлена РЛС с поворотной ФАР («Барс» созданная НИИ приборостроения). Помимо этого на истребителе было смонтировано новое катапультное кресло К-36Д-3,5 и ряд других новых систем российской разработки;

-номенклатура авиационных средств поражения была значительно расширена за счет УР класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ, класса «воздух-земля»: Х-59М, Х-31А/П и Х-29Л/Т/ТЕ, а также корректируемых авиабомб КАБ-500 и КАБ-1500.

Оснащенный достаточно широким спектром вооружения Су-30МКИ способен уничтожать воздушные цели (включая объекты с небольшой радиолокационной заметностью) в ближнем бою, а также вести упреждающие бои на дальнем расстоянии. Этот многоцелевой истребитель может уничтожать наземные и надводные объекты с помощью управляемого и неуправляемого оружия на тактической и оперативной глубине. В то же время использование открытой архитектуры бортового радиоэлектронного оборудования позволяет значительно расширить арсенал используемых вооружений.

Первые победы Су-30МКИ

Наиболее важным показателем заслуженного авторитета Су-30МКИ, а также его вариантов, по мнению большого числа экспертов, стали результаты международных учений, в которых многократно принимал участие данный самолет. Практика проведения данных учений появилась в 2004 году, когда в них приняли участие самолеты Су-30К, предназначенные в основном для завоевания превосходства в воздухе. Некоторое количество таких истребителей, имеющих традиционный для ранних Су-27/Су-30 радар Н001, были проданы Индии в 1997 году. Несмотря на то, что данные самолеты обладали ограниченными возможностями и существенно уступали по своим ТТХ будущему Су-30МКИ, уже тогда данной машине удалось показать на практике свою высокую эффективность. Командование индийских ВВС решило, что уровень подготовки летчиков 24-й эскадрильи позволяет выставить их на соревнования с американскими пилотами. Речь идет об учениях под названием Cope India-2004, в которых США представляли истребители F-15C.

Результаты данных учений стали обескураживающими для поклонников американских истребителей. Проигрыш 90% ближних маневренных воздушных боев был предполагаем, так как аэродинамическое превосходство Су-30К над F-15 не вызывало ни у кого сомнений. Но в то же время индийские пилоты оказались сильнее и в воздушных боях на средней дистанции. Летчики, используя возможностями РЛС Н001, обладали преимуществом при отыгрыше пуска УР (управляемых ракет) средней дальности в режиме их наведения на несколько разных целей одновременно. Поэтому нет ничего удивительного в том, что после окончания учений в США снова активизировались сторонники дальнейшего развития программы по истребителю F-22, который, по мнению экспертов, может соперничать с новыми истребителями российского производства.

В том же 2004 году индийские истребители провели ряд учебных воздушных боев с F-16C/D ВВС Сингапура. Во время учений Sindex-2004 отрабатывались схватки как одиночных истребителей, так и бои «5 на 5». Стороны договорились не комментировать результаты данных воздушных боев из-за щепетильности темы. Индийцев интересовал потенциал F-16, приобретенных Пакистаном, а сингапурцев реальные возможности Су-30, которые поступают в страны Юго-Восточной Азии.

В следующем, 2005 году, спарринг-партнером Су-30К стали уже французские истребители из состава смешанного отряда в составе Mirage-2000C, Mirage-2000-5 и Mirage-2000N. Учебные воздушные бои проводились в рамках учений Garuda-II. ВВС Франции и Индии отрабатывали задачи ближнего и дальнего воздушного боя, а также решали задачи сопровождения самолетов ДРЛОиУ и обеспечения ПВО. За 8 дней учений самолеты провели 162 вылета, из них 74 было произведено индийскими Су-30К, общий налет индийских летчиков составил 200 часов. По сведениям французских источников, при выполнении перехватов Су-30К превосходили Mirage-2000С и незначительно уступали более новому на тот момент Mirage-2000-5, оснащенному РЛС RDY. В ближних воздушных боях безоговорочно победу праздновали индийские летчики.

Неоспоримое превосходство

Международный дебют истребителей Су-30МКИ прошел во время учений Cope India-2005. В рамках данных учений самолеты приняли участие в имитации одиночного и группового воздушного боя, а также вылетах на перехват больших групп ударных самолетов. Условным противником для индийских истребителей выступили F-16C/D американских ВВС. Наиболее интересным аспектом тех учений был состав соревнующихся «команд» двух стран. Индийскую сторону представляли лишь самолеты Су-30МКИ, тогда как истребители F-16 обладали информационной поддержкой со стороны самолетов ДРЛОиУ E-3. При этом принято считать, что наличие фактора AWACS обеспечивает сегодня победу в воздушных боях. Несмотря на это соотношение побед оказалось почти равным, в основном в этом была заслуга радара Н011М «Барс» с фазированной антенной решеткой (ФАР).

Менее известны итоги индийско-британских учений Indra Dhanush-2006, в которых приняли участие истребители-перехватчики Tornado F.Mk.3 и истребители Су-30МКИ. Стороны договорились между собой не разглашать результаты воздушных боев, но, по словам британских летчиков, которым была предоставлена возможность самостоятельного пилотирования Су-30МКИ, российский истребитель по своим боевым возможностям существенно превосходит их машины.

Особое внимание многофункциональный истребитель Су-30МКИ привлек во время проведения учений Red Flag-2008, которые прошли на территории США. Участниками учений стали США, Индия, Южная Корея и Франция. Вылет группы самолетов из Индии состоялся 7 июля, а прибытие на авиабазу «Маунтин-Хоум» в штате Айдахо – 17 июля. Полет осуществлялся с проведением посадок в Катаре, Турции, Франции и Португалии. Из соображений секретности командование индийских ВВС запретило своим пилотам применять бортовую РЛС «Барс» на боевых режимах (было разрешено применять только некоторые тренировочные), использовать дипольные отражатели, включать аппаратуру радиоэлектронного противодействия, также пользоваться аппаратурой линии передачи данных (пилотам было разрешено использовать лишь голосовую связь). В рамках учений Red Flag-2008, многофункциональные истребители Су-30МКИ решали задачи по сопровождению ударных групп с ведением воздушных боев с истребителями F-15C и F-16, поражению наземных целей, огневому подавлению системы ПВО условного противника.

По результатам выполнения условных боевых задач различными вариантами самолетов западного производства, США вынуждены были признать, что в ходе учений истребители Су-30МКИ доказали, что они превосходят основной американский тяжелый истребитель F-15, а также наиболее распространенный в мире легкий истребитель F-16.

Следующим успехом ВВС Индии и российских самолетов стали международные учения Garuda-IV. На этих учениям российским Су-30МКИ противостояли европейские истребители Mirage-2000 и Rafale. В ходе проведения данных учений была осуществлена не только основная программа – 430 вылетов, но и дополнительная – еще 100 вылетов. В ходе ведения ближнего и дальнего воздушного боев, вылета на перехват воздушного противника, и сопровождения транспортных самолетов Су-30МКИ показали полное превосходство над европейскими истребителями.

На сегодняшний день истребители Су-30МКИ на практике демонстрируют способность добиваться побед в воздушных боях с любыми истребителями, относящимися к поколениям «4», «4+» и «4++». При этом боевые возможности истребителя позволяют ему компенсировать отсутствие внешнего целеуказания и предупреждения со стороны самолетов ДРЛОиУ, высокий уровень боевой подготовки натовских пилотов, а также их реальный боевой опыт, который они получили в военных конфликтах ближайших десятилетий.

Источники информации:
http://www.irkut.com/ru/services/production/SU30MK/
http://www.sukhoi.org/planes/military/su30mk/history/
http://vpk-news.ru/articles/12637[center]



Автор Юферев Сергей
----------
Видео в тему

 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 25.09.2016, 16:04 #3   #3
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Су-30МКИ Многоцелевой истребитель
ezup
ezup вне форума

Су-30МКИ Ударный кулак индийской авиации создан благодаря России



В последнее время появились признаки активизации находившегося до сих пор в зачаточном состоянии проекта модернизации индийских истребителей Су-30МКИ. К настоящему времени Военно-воздушные силы Индии заказали 272 таких самолета, из них 50 единиц были поставлены напрямую из России в 2002–2004 и 2007 годах, еще 222 самолета производятся корпорацией HAL по лицензии с 2004 года. Более 200 Су-30МКИ уже находятся в составе индийских ВВС и представляют собой самый массовый индийский многоцелевой истребитель.

ТРЕБУЕТСЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ

Хотя Су-30МКИ остается одним из наиболее современных истребителей поколения 4+ в Индии и мире, потребность в его модернизации становится все более актуальной. Первые машины этого типа в нынешнем техническом лице были поставлены в Индию в 2004 году. Естественно, за это время в России, Индии и в мире появилось масса нового оборудования (включая самый важный сенсор – новые бортовые радары) и авиационных ракет и бомб, интеграция которых на платформу Су-30МКИ может самым радикальным образом повысить эффективность этого комплекса. Тем более что сама по себе платформа Су-30, в силу наличия двухместной кабины и способности нести большую по массе и габаритную по объему нагрузку, открывает широчайшие возможности для разнообразных видов модернизации – от самой консервативной до предельно радикальной.


Долгое время о модернизации Су-30МКИ было известно лишь то, что она рассматривается и что ее предполагаемое обозначение будет Sukhoi Super 30.

Ни техническое лицо, ни сроки, ни стоимость проекта известны не были. Довольно часто комментаторы делают ошибку, когда отождествляют программу Sukhoi Super 30 и проект интеграции на Су-30МКИ авиационного варианта противокорабельной ракеты BrahMos. На самом деле это два независимых и не связанных между собой проекта. По программе интеграции BrahMos планируется модернизировать всего 40–42 истребителя, и этот проект находится на продвинутой стадии летных тестов на механическую совместимость авиационной ракеты BrahMos-А и усиленной airframe Су-30МКИ. В ближайшее время начнутся пуски реальных ракет. Программа Sukhoi Super 30 затронет весь парк индийских Су-30МКИ, она еще фактически не началась, а о ее содержании до последнего времени было очень мало открытой информации.

Однако недавно влиятельная индийская газета Hindu сообщила, что в июле 2016 года состоялись российско-индийские консультации по этому вопросу и что вскоре стороны надеются заключить сделку. Другая хорошо информированная газета, Economic Times, уточняет, что технические требования будут окончательно согласованы до конца года, а сам контракт будет подписан в начале 2017 года. Предполагаемая стоимость проекта составит 7–8 млрд долл. Таким образом, стало ясно, что проект, в сущности, находится на самой ранней стадии и что техническое лицо Sukhoi Super 30 все еще не сформировано. Одним из важнейших сюжетов дискуссии о техническом лице глубокой модернизации Су-30МКИ наверняка станет критически важный в условиях реализации промышленной политики Make in India вопрос о масштабах участия индийских производителей бортового оборудования.

ОСОБЕННОСТИ ИНДИЙСКОЙ ЗАКУПКИ ВООРУЖЕНИЙ

В отличие от феноменально динамичного проекта изначального Су-30МКИ программа модернизации этих истребителей развивается традиционным для практики индийской закупки вооружений последних 10 лет образом. То есть прежде всего отличается крайней медлительностью. Когда рождался проект Су-30МКИ, время от первоначального инициативного российского предложения до подписания первого контракта составило всего три года. Предложение было сделано в декабре 1993 года в ходе визита представителей российских компаний – разработчика проекта и производителя самолета, а контракт был подписан уже в ноябре 1996 года. При этом техническое лицо Су-30МКИ очень сильно отличалось от первоначального российского предложения Су-30К, причем не только по авионике, но даже по платформе.



На фоне любых других индийских проектов по закупке вооружений динамика подготовки и реализации программы Су-30МКИ остается абсолютно беспрецедентной. За исключением проекта Су-30МКИ реализация большинства индийских авиационных программ запаздывает по крайней мере на 5–7 или даже 10 и более лет. В частности, с явным опозданием стартовали программы модернизации индийских Mirage 2000 и МиГ-29. Между тем именно проекты по модернизации представляются сегодня, в условиях очевидной неспособности ВВС Индии увеличить количество авиационных эскадрилий до 45 из-за бюджетных ограничений и паралича тендерных процедур, оптимальным механизмом наращивания эффективности ВВС Индии. Модернизация имеющихся истребителей позволяет избежать увеличения числа типов самолетов в составе индийских ВВС, которые и так уже отличаются запредельной гетерогенностью парка, умеренна по цене и полностью отвечает политике Make in India («Сделано в Индии»).

Неторопливость в принятии решений по модернизации ВВС Индии, возможно, является отражением фундаментальных культурных индийских паттернов, а также следствием утяжеления бюрократических после введения механизма закупки вооружений DPP (Defense Procurement Procedure). В нулевые годы, когда индийские ВВС доминировали по всем параметрам над ВВС Пакистана, а количественное превосходство китайских ВВС индийцы компенсировали своим качественным отрывом (обеспеченным в первую очередь именно благодаря быстрым по индийским стандартам темпам реализации проекта Су-30МКИ), такой подход не нес особых военно-политических рисков, но увеличивал возможности по снижению стоимости закупаемой техники. При существовавшем тогда военно-техническом балансе не имелось каких-либо категорических военных императивов форсирования программ по закупке новых типов боевых самолетов и модернизации уже имеющегося парка. В этом смысле отсутствие спешки можно считать вполне рациональным подходом.

Но в настоящее время ситуация изменилась. Поставки в Пакистан современных версий американских истребителей F-16 и постройка десятков китайско-пакистанских FC-1 сместили соотношение сил между ВВС Индии и ВВС Пакистана из категории «индийское доминирование» в категорию «превосходство». А возможные поставки Пакистану китайских истребителей J-10, а в перспективе и машин квазипятого поколения J-31 вообще могут создать беспрецедентную ситуацию, когда в области air power между Индией и Пакистаном возникнет подобие паритета.

Еще тревожнее для Индии складывается соотношение с ВВС НОАК. В 90-е и первой половине нулевых годов Китай закупил в России большое количество истребителей Су-27СК/УБК (76 единиц) и 100 истребителей Су-30МКК/МК2, а затем в сжатые сроки построил по лицензии еще 105 Су-27СК. С учетом начала производства нелицензионных копий этих истребителей КНР добилась впечатляющих количественных результатов, но в технологическом отношении эти приобретения находились на уровне начала 80-х годов. Однако в ближайшее время начнутся закупки новейших российских истребителей Су-35, кроме того, КНР реализует национальные проекты истребителей квазипятого поколения. Таким образом, КНР дополнит внушительный количественный отрыв от ВВС Индии еще и ликвидацией качественного отставания. В этих условиях прежняя индийская закупочная модель, при которой только на подготовку контракта уходит 7–10 лет, явно устарела и становится все более неадекватной.

Все это свидетельствует в пользу необходимости скорейшей активизации проекта модернизации Су-30МКИ, с тем чтобы восстановить технологическое превосходство над китайскими ВВС. Речь идет о воспроизводстве ситуации середины 90-х годов, когда в ответ на массовые закупки Китаем истребителей Су-27/30 Индия ответила проектом Су-30МКИ. Сегодня ответом Индии на китайские Су-35 и J-31 должен стать Sukhoi Super 30.

ВАРИАНТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ



Выбор конкретного варианта модернизации будет определяться компромиссом между тремя основными параметрами: стоимостью проекта, сроком его реализации и достигаемым в результате модернизации ростом эффективности. Теоретически возможен весьма широкий спектр технических решений. Наиболее консервативное, но одновременно самое быстрое и дешевое решение может предполагать внедрение усовершенствований, которые уже были сделаны на позднейших вариантах семейства Су-30МКИ. Этот самолет является самым ранним представителем семейства, которое в дальнейшем получило свое развитие в малазийской версии Су-30МКМ (2007) и российском Су-30СМ (2011). В рамках этого консервативного подхода можно ожидать интеграции ограниченного числа дополнительных систем самообороны (как это сделано в малазийской версии) и интеграцию новых ракет и умных бомб, которые в обилии разрабатываются в России в ходе реализации Госпрограммы вооружения 2020 и вошли в номенклатуру Су-30СМ. То есть такой консервативный подход, в сущности, может заключаться всего лишь в доведении индийских Су-30МКИ до уровня российских Су-30СМ.

Наиболее радикальным и глубоким вариантом может стать разработка аналога американского истребителя F-15SЕ Silent Eagle. Такая модификация предполагает замену большей части оборудования самолета, в том числе – и это главное – его бортового радара. В этом случае бортовая РЛС с пассивной фазированной решеткой будет заменена на РЛС с активной фазированной антенной решеткой (AESA). Кроме того, этот радикальный вариант предусматривает изменение конструкции планера с целью уменьшения его радиолокационной заметности. Недостатком такого варианта была бы его дороговизна и длительный срок реализации.

Наконец, наиболее реалистичным, быстрым, приемлемым по стоимости и в то же время гарантирующим значительный прирост эффективности решением может стать промежуточный вариант, предусматривающий глубокую модернизацию БРЛС Н-011М «Барс» и интеграцию современного индийского и российского электронного, оптического и инфракрасного оборудования без изменения самого планера машины.

Весьма вероятным может быть вариант поэтапной модернизации, при которой весь парк индийских Су-30МКИ будет разбит на несколько траншей по 50–55 единиц, причем каждый из этих траншей последовательно будет иметь более сложное техническое лицо. О возможности такого подхода говорил в одном из своих интервью генеральный директор НИИП им. Тихомирова (разработчик радара «Барс») Юрий Белый. По его словам, на первом этапе можно будет модернизировать радар «Барс» – увеличить дальность его действия, улучшить разрешающую способность и помехозащищенность, обеспечить применение новых средств вооружения. На более поздних этапах «Барс» будет оборудован антенной с активной фазированной решеткой. Техническое лицо машин первых траншей впоследствии без проблем доводится до эталонного стандарта поздних партий. Такой подход обеспечит быстрое начало работ (то есть загрузку HAL и других предприятий индийской промышленности), эволюционное наращивание возможностей IAF и будет более щадящим для летчиков, которым не придется сталкиваться с квантовым скачком в усложнении модернизированных самолетов. Подобная стратегия уже однажды хорошо зарекомендовала себя при поставках первых 32 Су-30МКИ в 2002–2004 годах. Трансферт осуществлялся тремя партиями по 10,12 и 10 машин, и каждая партия имела свое, каждый раз более продвинутое техническое лицо. После поставки третьей партии самолеты предыдущих двух траншей были доведены до финального стандарта.

В свое время при создании технического лица Су-30МКИ индийские военные смогли сформулировать поразительно сбалансированные требования, которые, с одной стороны, находились на пределе тогдашних технологических возможностей российского оборонно-промышлнного комплекса, а с другой – были реализуемы в разумные сроки и по приемлемой стоимости. Остается надеяться, что такой же удачный баланс будет найден и в проекте Sukhoi Super 30.
Автор: Константин Макиенко
Первоисточник: http://nvo.ng.ru/armament/2016-09-23/1_avia.html
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
Су-30МКИ


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Индия: Модернизация Су-30МКИ превратит истребитель в основу ВВС ezup Авиационные новости 0 02.04.2020 13:51
Су-30МКИ — устаревший истребитель. Правда? ezup Авиация 0 15.02.2020 13:33
В Алжире потерпел крушение истребитель Су-30МКИ(А) ВВС страны ezup Авиационные происшествия 0 28.01.2020 11:01
Су-27М — многоцелевой истребитель ezup Крылья страны 0 28.11.2018 01:21
Як-141 Многоцелевой истребитель с ВПП ezup Истребители 3 11.12.2012 12:18