RUFOR.ORG > Статьи > Гражданская авиация » Водородное топливо станет шагом к созданию самолетов на новых принципах

Новая тема Ответить
 
Опции статьи Искать в этой статье Опции просмотра
Старый 11.01.2017, 11:58 #1   #1
ezup
ezup на форуме
Чебуралиссимус
По умолчанию Водородное топливо станет шагом к созданию самолетов на новых принципах
ezup
ezup на форуме

Китай успешно испытал собственный небольшой самолет с электродвигателем, работающим на водородных топливных элементах. Таким образом Китай стал третьей страной в мире после США и Германии, обладающим подобной технологией. «Экономика сегодня» изучала перспективы водородного топлива в гражданском авиастроении.
Китай успешно испытал собственный небольшой самолет
на водородных топливных элементах
Китайский самолет RX1E

Сообщается, что китайский самолет RX1E рассчитан всего на двух пассажиров, и в ходе эксперимента он поднялся на 300 метров над землей. Сам самолет оснащен топливным элементом, который вырабатывает мощность в 20 кВт, питая таким образом бортовые системы и подзаряжая аккумулятор.
Транспортный аналитик Дмитрий Адамидов в разговоре с нами отмечает, что к разработкам в области использования экологичных водородных технологий в авиастроении в целом следует относиться положительно, но имеющиеся параметры крайне малы. «Два пассажира и набор высоты в 300 метров не позволит разработке китайских инженеров всерьез конкурировать с традиционным авиапарком.
Когда испытания позволят перевезти 200 пассажиров и 10 километров, то мы сможем говорить о серьезных перспективах. Конечно, стоит ожидать дальнейших шагов, но взлетит ли данная технология, будет ли она широко применяться, пока сказать сложно», - считает эксперт.
По мнению Адамидова, в гражданской авиации все инновации, которые реально могли быть туда привнесены, уже апробированы. «Нам нужен новый прорыв, все конструктивные и технологические вещи фактически достигли предела. Но чтобы произошел новый прорыв, нужны летательные аппараты, разработанные на новых принципах. Прогресс хоть и непрерывен, но он устроен так, что происходит скачками. Сейчас скачка пока не наблюдается», - продолжает наш собеседник.

Гражданская авиация на водородном топливе


Но многие эксперты считают водород реальной альтернативой авиакеросину. Инновационная топливная система станет гораздо экономичнее и экологичнее в эксплуатации. В России также уже есть наработки в данном направлении, правда пока только в беспилотном варианте. Ведущий научный сотрудник ЦИАМ имени Баранова Олег Селиванов отмечает, что время работы такого беспилотника может быть увеличено по сравнению с любыми другими силовыми установками в 3-4 раза.
Сразу перевести большие самолеты на водород не получится
«Топливный элемент производит энергию из водорода и воздуха, минуя тепловую стадию, то есть без вредных выбросов в атмосферу. Главная часть топливного элемента – мембранно-электронный блок, по сути, твердая кислота и два электрода. Но главной составляющей являются специальные пластины, проводящие водород и кислород. Их количество и качество определяет вес, объем и мощность топливного элемента», - говорит ученый.
Но если топливный элемент за счет композитных пластин научились делать легче, то вес баллона с водородом пока уменьшить сложно. К тому же чем безопаснее баллон, тем он тяжелее. Один из вариантов решения данной проблемы – начать производить водород прямо в полете из того же авиакеросина.
Как отмечают эксперты, в любом случае сразу перевести большие самолеты на водород не получится. Сначала от топливного элемента будет работать система кондиционирования и другие бортовые системы, но в конечном итоге на авиакеросине будут только летать, а взлет посадку и другие процедуры, связанные с большими выбросами в атмосферу, станут чистыми и бесшумными.

Андрей Петров
 
Вверх
Ответить с цитированием