RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > Армии мира » Взять Готланд за пару суток. Шведский оборонный потенциал

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 02.12.2016, 10:44 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Взять Готланд за пару суток. Шведский оборонный потенциал
ezup
ezup вне форума



Шведы изобрели спички, динамит, корабельный винт, примус, разводной ключ, метод ультразвуковой эхографии и кардиостимулятор, спасший миллионы жизней. Ежедневно мы пользуемся температурной шкалой Андерса Цельсия, упаковкой молока «тетрапак» и ремнем безопасности от компании «Вольво».

Шведские оборонные технологии — это отдельная невеселая история. В отличие от потешных прибалтийских русофобов, Швеция обладает просто звериной военной мощью. И при этом предельно жестким и предвзятым отношением к России. Подобных антирусских настроений не встретишь больше нигде.


Шведы отказались вступить в НАТО, но цену их нейтралитета мы знаем по опыту ВОВ. Все последние полвека там остервенело готовились к войне. По поводу и без повода швыряли в балтийское мелководье бомбы, ставили мины на боевом взводе в надежде однажды потопить «русскую подлодку». Делали это открыто и говорили об том в лицо. Такого не позволял себе никто, даже главный «вероятный противник».

В отличие от заокеанского «вероятного врага», Швеция была врагом весьма вероятным. Нападать первой не решалась, но, если пришлось бы драться, могла доставить массу проблем. Начисто уничтожив Балтийский флот и серьезно проредив наши авиационные и сухопутные части. Лёгкой победы на «скандинавском фронте» не предвиделось.

Атака роботов

Потопление ракетными катерами израильского эсминца (1967 г.) стало настоящим шоком для флотов западных государств. Для всех, кроме Швеции. Там с 1958-го года стояла на вооружении противокорабельная ракета «Rb 04».

Справедливо полагая, что война с Советским Союзом начнется на море и у них не хватит кораблей для отпора, шведские военные сделали выбор в пользу высокоточного оружия.



Компания SAAB работала над ПКР с конца 40-х гг. и добилась неплохих результатов. Робот-04 получился меньше и легче отечественных «Комет» в несколько раз (масса 600 кг). Его применение не требовало усилий тяжелых ракетоносцев: он запускался из-под крыла любого реактивного истребителя. Лёгкое и мощное оружие с твердотопливным РД, выхватил — стреляй!

Двухрежимная радиолокационная ГСН — для атаки одиночных кораблей и плотных построений эскадр. Масса боевой части — 300 кг, достаточно, чтоб нанести смертельные увечья любому кораблю КБФ. Проблемой была малая дальность стрельбы (32 км), которая, в значительной мере, нивелировалась слабостью зенитных систем 1960-х гг.

«Роботы» производились сериями в сотни штук. При таком раскладе в случае войны балтийские эсминцы и КРЛ послевоенной постройки едва ли имели шансы добраться до устья Финского залива.



Новое поколение «Роботов» (Rbs-15) под крылом истребителя «Грипен»


Гроза Балтики

Встречать Балтийский флот планировали не только с небесных высот. Шведы с особой внимательностью относились к подводным силам, уважая лодки за их относительную дешевизну и несоизмеримые их размерам возможности.



В середине 1990-х гг. шведам в очередной раз удалось опередить весь мир, создав неатомную лодку с воздухонезависимой силовой установкой. В отличие от традиционных ДЭПЛ, которые вынуждены всплывать каждые пару дней для подзарядки батарей, «Готланд» может не показываться на поверхности на протяжении двух-трёх недель!

Смертоносной малюткой заинтересовался Пентагон. В 2005 году «Готланд» был арендован и торжественно доставлен к берегам Калифорнии, где на учениях JTFE 6-02 сумел «потопить» авианосец «Р. Рейган».

Малая масса корпуса и 27 компенсирующих электромагнитов полностью исключали обнаружение лодки детекторами магнитных аномалий. Благодаря малым размерам и виброизоляции всех механизмов лодка сливалась с тепловым и шумовым фоном океана. По словам американцев, «Готланд» с трудом обнаруживался даже в непосредственной близости от кораблей США.

В настоящее время в составе шведских ВМС числятся три лодки типа "Готланд". Еще пара «дизелюх» родом из 80-х гг. были модернизированы и доведены до уровня «Готланда» в 2000-х гг. Ведутся работы по созданию неатомных ПЛ следующего поколения — «Проект А26».

Балтийский призрак

Очередной шведский хай-тек, гибрид «Вольво» и «Электролюкс».



Стелс-корвет «Висбю» в окрасе "серый грозовой"


Традиционно малые размеры с рациональным использованием отведенных объемов. Это хорошая шведская черта — отметать заведомо недостижимые цели, сосредоточившись на реальных задачах и возможностях. Как правило, вскоре выяснится, что избранный путь совпадает с основным вектором угрозы. Маленький корабль максимально точно соответствует потребностям ТВД. Все остальное сделают подлодки и авиация.

Малый противолодочный корабль-катер с развитым ракетно-артиллерийским вооружением. Выделенного водоизмещения (600 тонн) хватило для установки малогабаритной РЛС, трёх гидролокационных станций, легкого ракетно-пушечного вооружения, качественных средств РЭБ и противолодочных торпед. Оборудовано место для посадки и обслуживания вертолета. Для обследования балтийского ила и проделывания проходов в минных полях имеется пара беспилотных подводных аппаратов. Газовые турбины обеспечивают скорость в 35 узлов.

Задача «Висбю» — противолодочная оборона побережья, где его всегда могут прикрыть наземные ЗРК и авиация. Плюс малые размеры и элементы малозаметности, затрудняющие слежение за катером и наведение на него ударных групп противника.



Всего в составе шведских ВМС имеются пять корветов типа «Висбю». Несмотря на свою фантастическую внешность, «Висбю» — один из заурядных шведских проектов. Другие участники сегодняшнего смотра имеют гораздо более богатую историю.

Грифон

Из морских глубин — в небеса. Шведы уже в который раз удивили мир, построив и запустив в серию свой национальный истребитель поколения 4+. Притом весьма успешный. Принят на вооружение в семи странах мира.



Saab JAS-39 Gripen военно-воздушных сил ЮАР. В индексе JAS закодирован спектр задач: истребитель/штурмовик/разведчик


Инженеры Saab выдвинули одну интересную и, если присмотреться, воистину справедливую мысль. Для выполнения любой задачи сперва нужно выжить в боевой обстановке. «Выживаемость» — вот главный параметр современной боевой авиации. Комплексная величина, зависящая от качества радиоэлектронных средств и способности самолета своевременно обнаружить и избежать угрозы. Полет на сверхмалых высотах по самому выгодному и безопасному маршруту, постановка помех, высокоточное оружие. Молниеносный удар, и — уходим, уходим! Геройствовать бессмысленно.

Лётные качества важны, но не являются приоритетом в вопросах преодоления рубежей современной ПВО. К услугам летчика — комплекс буксируемых и отстреливаемых ловушек, станции подавления и постановки помех, современный радар и датчики сигнализирующие о всевозможных угрозах.

К малозаметности отношение адекватное. Конструкции «Грипена» (первый полет состоялся в 1988 г.) изначально не соответствовала требованиям технологии "стелс". Нет значит нет. Шведы работают над комплексной «выживаемостью».

«Грипен» — самый маленький и легкий из истребителей 4-го поколения, он на три тонны легче Ф-16. Несмотря на единственный двигатель, по статистике аварий — один из самых надежных. Он не угробил ни одного пилота.



В новой модификации JAS-39E шведы обещают добавить радар с активной ФАР и «уронить» стоимость летного часа до $4000 (вместо нынешних $7000). Что в пять-десять раз дешевле, чем у других истребителей! Малые эксплуатационные расходы — это не только экспортные перспективы. Это прекрасные условия для налета дополнительных часов и получения практических знаний строевыми летчиками, без которых самый крутой самолет — лишь груда металла.

Железный лоурайдер

С небес — на грешную землю. Здесь очередное доказательство того, что шведы не дураки.

Стридсвагн-103. Самый необычный из серийных танков и в целом удивительная модель боевой гусеничной машины. Несмотря на свою парадоксальную сущность, Strv.103 нес в себе задатки здравого смысла и гениальности его создателей.



Шведы отказались от танковой башни, намертво соединив пушку с лобовым бронелистом. В отличие от традиционных САУ, наводчик не имел возможности качнуть стволом даже в вертикальной плоскости.

Как целиться и наводить пушку? По горизонту — разворотом корпуса машины. В вертикальной плоскости — путем изменения угла наклона танка с помощью управляемой гидроподвески.

Слишком сложно и невероятно просто. По, крайней мере, у шведов все получилось. Танк Strv.103 производился серийно, месил гусеницами полигоны, стрелял и даже попадал в цель.






Схема имела массу преимуществ: минимальные габариты и стоимость при защищенности на уровне лучших танков 1960-х гг. И даже лучше: башни нет, двигатель впереди, наклон лобового бронелиста — 78 град.! При этом «Стридсвагн» после короткой подготовки мог преодолевать вплавь водные преграды.

Низкий силуэт отлично подходил для организации засад. Специалисты наверняка напомнят, что Strv.103 был всего на пару сантиметров ниже советского Т-62. Однако советское достижение не обошлось без серьезных жертв, шведский танк не имел тех суровых ограничений на размер боевого отделения.

В общем, танк честно прослужил 30 лет, а его революционная концепция при решении определенного круга задач может пережить возрождение.

Резюме

Маленькая скандинавская нация генерирует неожиданно много здравых идей. К сожалению, какое-либо тесное военно-техническое сотрудничество России со Швецией по историческим и политическим причинам исключено. Остается надеяться на изменение данной тенденции в будущем, ведь всегда приятно иметь рядом столь умного и грамотного союзника.

А пока российским разработчикам стоило бы обратить внимание на шведских коллег. И, творчески переосмыслив некоторые идеи, применить их в конструкции отечественной военной техники.


Saab 340 Argus из состава 7-го авиакрыла шведских ВВС, выполняющий задачи дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО/АВАКС). За неказистой внешностью скрывается серьезная техника, один из самых современных в мире самолетов данного назначения. Шведский АВАКС оснащён радаром Erieye с активной фазированной антенной (АФАР). Длина антенны 9 метров, масса около одной тонны, угол обзора по азимуту 300°, макс. дальность обнаружения цели типа “истребитель” 450 км. Сообщается, что эти самолёты регулярно патрулируют вдоль границ России
Автор: Олег Капцов
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
армии мира


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Оборонный потенциал КНР на свежих снимках Google earth. Часть 3-я ezup Армии мира 0 02.12.2016 03:03
Оборонный потенциал КНР на свежих снимках Google earth. Часть 2-я ezup Армии мира 0 01.12.2016 00:13
Оборонный потенциал Индии на снимках Google earth. Часть 3-я ezup Армии мира 0 30.08.2016 16:38
Оборонный потенциал Индии на снимках Google earth. Часть 2-я ezup Армии мира 0 24.08.2016 22:30
Оборонный потенциал КНДР на снимках Google Earth ezup Армии мира 0 04.08.2016 00:04