RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > Авиация » Готов ли лёгкий штурмовик «Scorpion» заменить авиапарк противотанковых «Тандерболтов»?

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 26.10.2016, 16:12 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Готов ли лёгкий штурмовик «Scorpion» заменить авиапарк противотанковых «Тандерболтов»?
ezup
ezup вне форума



Первый испытательный пуск тактической противотанковой ракеты AGM-114F «Хэлфайр» с подкрыльевой точки подвески лёгкого штурмовика «Scorpion»


Размышления и споры в оборонных ведомствах России и США относительно замены устаревающих штурмовиков Су-25 и A-10A/C не утихают и по сей день. Изначально этим вопросом очень плотно озадачились американские конгрессмены и командование ВВС США, которые намеревались принять закон о запрете дальнейшего выделения средств на эксплуатацию и модернизацию «Бородавочников» с целью увеличения ассигнований на более важные программы, связанные с обслуживанием и обновлением сетецентрических машин 5-го поколения F-35A, тактических многоцелевых истребителей F-16C, ударных беспилотных летательных аппаратов «Рипер» и других перспективных машин. Затем подобное мнение высказывал и главком ВКС России генерал-полковник Виктор Бондарев, оповестивший РИА «Новости» о будущей замене штурмовика Су-25 «Грач» и его модификаций высокоточными фронтовыми истребителями-бомбардировщиками Су-34.

Но если вероятная замена «Грачей» «Фулбэками» выглядит ещё более-менее оправдано, то замена «Бородавочников» «Фальконами» и «Лайтнингами» совершенно не соответствует методологии применения современной штурмовой авиации. К примеру, Су-34 имеет как черты современного истребителя-перехватчика, противокорабельного и противолодочного самолёта, так и черты штурмовика. Для этого кабина экипажа из двух пилотов исполнена в виде титановой бронекапсулы, защищающей от поражения осколками снарядов и крупнокалиберными пулемётными снарядами при полёте в режиме огибания рельефа местности. Ни F-16C Block 60, ни F-35A подобными качествами не обладают: любая попытка низковысотного доминирования над бронетехникой противника может обернуться поражением даже из простых зенитно-ариллерийских комплексов. Отсутствие же бронирования кабины в большинстве случаев будет приводить к гибели экипажа. Более того, дозвуковые A-10A/C с прямым крылом имеют значительно меньший радиус разворота на минимальных скоростях, что очень удобно для быстрого маневрирования и выхода на огневую траекторию на небольшом «активном» участке театра военных действий. Ни один из имеющихся в ВВС США тактический истребителей не обладает такими возможностями.


В ВВС США это быстро осознали и вопрос списания «Бородавочников» исключили из повестки дня. Тем не менее, после 2028 года все штурмовики A-10A/C будут сняты с вооружения ВВС, а эту нишу предстоит занять совершенно другим машинам. Вполне вероятно, что перспективные штурмовики будут беспилотными, но на переходном этапе потребуются пилотируемые машины, одна из которых сейчас выходит на этап испытаний системы вооружения.

Согласно информации, опубликованной 21 октября 2016 года на страничке аналитического ресурса «Военный Паритет», лёгкий ударный самолёт «Scorpion» выполнил первые пуски ракетного вооружения класса «воздух-земля» по наземным целям. В испытаниях использовались 70-мм НУРС «Hydra-70», тактические противотанковые ракеты AGM-114F «Hellfire», а также лёгкие УР класса «воздух-земля» APKWS («Advanced Precision Kill Weapon System»), разработанные компанией «BAE Systems». Данные ракеты являются основой вооружения ударных вертолётов семейства «Апач», и, в случае применения на «Scorpion», арсеналы для вертолётной и штурмовой авиации буду полностью унифицированы, что позволит в боевых условиях пополнять боезапас «Скорпиона» от «Апача», и наоборот. Но способен ли лёгкий штурмовик «Scorpion» полностью заменить по функциональности тяжёлый A-10A/C?

Начнём с того, что первый прототип с виду вполне обыкновенного лёгкого ударного учебно-боевого самолёта «Scorpion» проходил большую часть этапов сборки в обстановке строгой секретности на заводе компании «Cessna» в Канзасе c 2012-го по 2013-й год. «Cessna Aircraft Company», совместно с вертолётостроительной «Bell Helicopter», формирует «костяк» конгломерата «Textron AirLand», который и является производителем нового штурмовика. Обе компании обладают солидным опытом по разработке и производству транспортных и ударных вертолётов и самолётов, а поэтому и перспективный «Scorpion» получил очень даже совершенную родословную.

Планер самолёта, сконструированный по схеме «высокоплан», имеет прямое высокорасположенное крыло прямоугольной формы с размахом 14,43 м и площадью около 27 м2. Это обеспечивает нормальную нагрузку на крыло (при массе 9350) в пределах 346 кг/м2, благодаря чему реализуется неплохая угловая скорость разворота при выполнении боевого маневрирования на малых высотах. У корневых частей крыла имеются небольшие угловатые наплывы, которые сохраняют стабильный полёт даже при больших углах атаки. По-видимому, прямое крыло «Скорпиона» — дань американским проектам учебно-боевых самолётов 60-х — 70-х гг.: за основу мог быть взят проект двухместного штурмовика от «Cessna» A-37 «Dragonfly», состоявшего на вооружении ВВС США с 1967 по 1992 год. Остальные конструктивные элементы не имеют ничего общего со «Стрекозой», а часть из них вообще относится 5-му поколению тактической авиации.

Овальные подкрыльевые воздухозаборники имеют схожее с F/A-18C «Hornet» расположение; их форма не имеет ничего общего со «стелс»-концепцией, но применение радиопоглощающих материалов и покрытий в исполнении кромок может неплохо исправить ситуацию. Но малая эффективная отражающая поверхность кромок обеспечивается лишь при больших углах обзора вражеских РЛС относительно крена «Скорпиона». Если же облучение БРЛС или наземной РЛС приходится в переднюю проекцию штурмовика, тогда сигнал отразится от лопаток компрессора турбореактивных двигателей «Honeywell TFE731», поскольку воздушный канал в мотогондолах самолёта прямой и не имеет геометрических смещений. Это можно считать серьёзным минусом в плане радиолокационной малозаметности штурмовика.

Плюсом же является оригинальная конструкция хвостового оперения «Scorpion», где вертикальные стабилизаторы имеют «стелсовский» 20-25-градусный развал, обеспечивающий максимальное отклонение электромагнитного излучения. Фонарь кабины пилотов двухпереплётный, большой площади, и имеет отличный обзор практически во всех полусферах. Но в этом кроются и некоторые минусы. Так, он является очень уязвимым даже для стрелкового вооружения малого калибра. Фонарь A-10A, к примеру, имеет 3 полосы переплёта и гораздо меньшую площадь, что придаёт дополнительную защиту при обстреле. Для увеличения прочности фонаря потребуется более сложный и массивный переплёт.

Носовая часть фюзеляжа, в отличие от «Тандерболта», заострённая и коническая, которая после модернизации может быть представлена радиопрозрачным обтекателем с последними версиями бортовых радиолокационных станций с АФАР и режимом синтезированной апертуры для поиска, сопровождения и уничтожения наземных и воздушных целей. У штурмовиков A-10A/C для этого предусматривался подвесной контейнер с РЛС Westinghouse WX-50, но дальше проекта данное изделие не продвинулось. Основой системы управления вооружением стал оптико-электронный визир AN/AAS-35V «Pave Penny», предназначенный для захвата подсвечиваемых лазерными целеуказателями наземного и воздушного базирования целей. Также, ТВ/ИКГСН тактических ракет AGM-65B/D «Maverick» выполняют роль оптико-электронных комплексов обнаружения и захвата целей в телевизионном и тепловизионном каналах визирования. В сложных метеорологических условиях «Бородавочники» имеют серьёзные ограничения в боевом применении без подвесной РЛС. Wtstinghouse WX-50 позволяла штурмовикам выполнять полёт в режиме следования рельефу местности на высотах 150—200 м в дождь и туман.

Главной «фишкой» лёгкого штурмовика «Scorpion» является его внутренний отсек вооружения, в котором может быть размещено до 1400 кг ракетно-бомбового вооружения. При условии, что штурмовик получит БРЛС активной ФАР, в его СУВ может быть интегрирована любая ракета «воздух-воздух» или ПРЛР, которую можно разместить во внутреннем отсеке. Эта деталь говорит нам о прямом отношении «Скорпионов» к машинам переходного и 5-го поколений. Ещё 2800 кг вооружения может быть размещено на 6 внешних точках подвески под крыльями.

Множество интересных технических решений ждёт заказчиков в конструкции важных узлов штурмовиков «Scorpion». Так, силовая установка, основанная на базе двух турбореактивных двигателей «Honeywell TF731» с суммарной тягой 3600 кгс, имеет разнесённые мотогондолы, благодаря чему резко возрастает живучесть самолёта в сложной боевой обстановке. Сами двигатели являются модификацией двухконтурных турбореактивных двигателей TFE731-5BR, установленных на административных самолётах «Hawker-850XP»; приводы закрылков и элеронов позаимствованы у линейки лёгких реактивных пассажирских бизнес-джетов Cessna 560XL Citation Excel и Cessna Citation X соответственно. Благодаря унификации основных элементов управления «Скорпиона» с гражданским сектором авиации, резко снизилась стоимость лётного часа, которая составила всего порядка 3 тыс. долларов против 12 тыс. долларов у штурмовика A-10A. Для казны машина гораздо выгодней, чем тяжёлый «Бородавочник».

Изначально «Scorpion» планировался в качестве лёгкого ударного самолёта для непосредственной поддержки войск в локальных военных конфликтах, для патрулирования морских и сухопутных рубежей, а также в целях борьбы с наркотрафиком. Но установка бортовой РЛС и наличие второго пилота-оператора указывает на гораздо более широкий спектр решаемых задач. Для отображения информации о тактической обстановке, навигационных данных (включая цифровую карту ТВД) и информации о состоянии систем и вооружения штурмовика, на приборной панели пилота имеется 2 широкоформатный МФИ вертикальной ориентации (в центре и справа приборной панели), слева внизу установлен дополнительный дублирующий индикатор, отображающий авиагоризонт; слева вверху находится компактный монохромный индикатор, по-видимому, для отображения информации с радиостанции, а также устройств, обеспечивающих обмен тактической информацией с другими юнитами. Подобное, продублированное, информационное поле окружает и второго пилота-оператора, благодаря чему все задачи по управлению РЛС, оптико-электронными системами, комплексом РЭБ и вооружением могут переходить от пилота к пилоту по ходу выполнении длительной воздушной операции.

Наиболее вероятно, что «Скорпионы» получат аппаратное и программное обеспечение для передачи тактических данных ударным вертолётам AH-64D «Apache Longbow», а также управления беспилотными ударными дронами типа MQ-9 «Reaper», что сделает их работу на ТВД более быстрой и эффективной. Помимо бортовой РЛС, «Скорпионы» оснащены подфюзеляжным оптико-электронным прицельным комплексом типа MX-15i «True HD» в шаровидной вращающейся турели.



Комплекс Mx-15i представлен:

— стандартным тепловизионным датчиком (Thermal imager) с разрешением 640х512 пикселей с охлаждаемой инфракрасной матрицей на основе антимонида индия, оптический зум составляет около 50Х;

— тепловизионным датчиком высокого разрешения (High defenition thermal Imager) с аналогичной охлаждаемой матрицей, но с разрешением 1280х1024 точек, 30-кратное приближение оптики позволяет в нормальной метеорологической обстановке классифицировать и идентифицировать цель типа «фрегат» надальности 50 км;

— цветным телевизионным визиром повышенной светочувствительности (Color low-light continuous zoom) с разрешениями HD и FullHD;

— стандартным дневным телевизионным HD/FullHD-визиром (Daylight step-zoom spotter);

— лазерным дальномером (Laser rangefinder,- LRF) с дальностью действия 20 км и точностью по дальности +/- 5 м;

— лазерным целеуказателем с длиной волны 860nm и мощностью от 350 до 750mW.

Высота модуля-турели составляет около 48 см с платформой крепления, а диаметр — порядка 39 см, его масса с дополнительным оборудованием управления и механическими приводами вращения составляет 42,7 кг. MX-15i «True HD» имеет синхронизационные шины с СУО MIL-STD-461/810. Данный комплекс вполне удовлетворяет требованиям перспективного штурмовика XXI века.

Интеграция ракет семейства «Хэллфайр» говорит ещё об одном важном преимуществе лёгкого штурмовика «Scorpion»: в номенклатуру управляемых ракет для этого самолёта будут входить многоцелевые УРВЗ JAGM с дальностью до 28 км. Работы по изделию проводились консорциумами «Рэйтеон-Боинг» и «Локхид Мартин», при этом, лишь последняя смогла добиться реальных прорывных результатов. Локхидовская JAGM уничтожила двигающийся со скоростью 35 км/ч грузовик на дальности около 8,5 км на полигоне «Дагуэй». Отличные способности по уничтожению движущихся целей реализуются благодаря 3-хканальной головке самонаведения, которая сочетает инфракрасный, полуактивный лазерный и активный радиолокационный каналы самонаведения. Так, активный радиолокационный канал самонаведения миллиметрового диапазона (аналогичный применяется на родственной ракете MBDA «Brimstone») полностью исключает промах в случае, если наземный юнит противника использует комплекс оптико-электронного противодействия или осуществляет постановку дымовой завесы. Полуактивный лазерный и инфракрасный каналы, напротив, минимизируют погрешность попадания в цель, которая ведёт радиоэлектронную борьбу. Малая стартовая масса (48,9 кг) и длина 1,8 м, позволяют даже на точки подвески лёгкого «Скорпиона» брать арсенал из более, чем 10-12 ракет JAGM, размещённых на модернизированных пусковых установках BRU-33.

Приличным недостатком можно считать отсутствие мощной скорострельной авиационной пушки типа GAU-8/A, которая своими 30-мм бронебойными снарядами PGU-14/B способна «проламывать» бронелисты верхней проекции практически любого современного основного боевого танка. Впрочем, данный штурмовик и не предназначен для оснащения столь мощными пушечными установками, так как их масса, вместе с боезапасом и системой подачи снарядов, зачастую переваливает за 1500 кг, а это уже более половины весьма «дефицитной» боевой нагрузки. В то же время не будем забывать, что даже в условиях сетецентрических войн XXI века — века, где гиперзвуковое ракетное вооружение вырвется далеко вперёд в сравнении с большинством стандартных сверхзвуковых СВН, авиационные пушки продолжат играть серьёзное значение в ударных боевых операциях, поскольку любой современный ПТУРС очень легко перехватить перспективными комплексами активной защиты (КАЗ), либо войсковыми ЗРК, что никоим образом не касается простых бронебойных снарядов с ЭПР в десятитысячные доли квадратного метра. Авиационные пушки для «Scorpion» могут быть исполнены в виде подвесных контейнеров типа SUU-23A и т.д.

Теперь рассмотрим основные тактико-технические характеристики штурмовиков «Scorpion». Максимальная скорость прототипа перспективного лёгкого штурмовика составляет около 830 км/ч, что не отличает его от тяжёлых A-10A/C. Практический потолок на 300-500 м превышает показатели «Тандерболта» и составляет 14 км; боевой радиус действия с полными подвесками около 900 — 1200 км, что примерно в 2 раза больше, чем у A-10A/C. Тяговооружённость при максимальной взлётной массе у этих машин одинаковая, и составляет примерно 0,36.

В то же время, средняя и максимальная боевые нагрузки «Бородавочника», составляющие 5,4 и 7,3 тонны соответственно, эквивалентны пустой и нормальной взлётным массам «Скорпиона», что даёт значительные преимущества в массе вооружения, сбрасываемого на головы, технику и инфраструктуру противника. Бронирование кабины A-10A/C также в разы сильней, чем у «Скорпиона». Но основа основ всепогодности тяжёлого штурмовика «Тандерболт» — контейнерная РЛС WX-50 пылится в виде единичных забытых опытных образцов и технической документации в отделениях бывшей «Fairchaild Aircraft» (ныне в составе «Elbit Systems») и применять её в оставшиеся 10 лет эксплуатации штурмовика никто не планирует. А значит A-10C, после получения начальной боевой готовности первых серийных «Scorpion» с бортовой РЛС, утратит существующую актуальность.



Новые ракетно-бомбовые средства поражения, а также сетецентрическое оборудование основательно переформатирует тактику действий перспективной штурмовой авиации. Пилотам лёгких штурмовых «Скорпионов» не придётся приближаться к наземным войсковым подразделениям противника, на вооружении которых находятся войсковые средства ПВО: атака по танковым взводам и бригадам будет происходить с дистанции 25 км (если применяется JAGM). Как мы знаем единственный войсковой ЗРАК, способный на ходу вести ракетный огонь по воздушной угрозе на дальности до 40 км — разрабатываемый сегодня «Панцирь-СМ», только эта боевая единица может не позволить подойти «Скорпиону» на огневые рубежи пуска тактических ракет типа JAGM, другим зенитно-ракетным комплексам придётся уничтожать лишь выпущенные по обороняемым объектам ракеты. Совокупность уникальных качеств лёгких штурмовиков «Скорпион», наряду с возможностью оснащения системой дозаправки в воздухе, поставит их на доминирующие позиции среди современных пилотируемых авиационных комплексов непосредственной поддержки войск.

Источники информации:
http://forum.militaryparitet.com/vie...165858#p165858
http://www.airwar.ru/enc/attack/scorpion.html

Автор: Евгений Даманцев
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
авиация


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Лёгкий реактивный штурмовик Alpha Jet ezup Штурмовики 0 26.01.2018 18:03
Опытный лёгкий штурмовик Convair M48 «Charger» (США) ezup США 0 26.06.2016 00:43
Штурмовик Textron AirLand Scorpion. ezup Штурмовики 0 21.02.2014 00:12
Лёгкий Штурмовик ARBALEST ezup США 0 07.01.2013 14:52
Лёгкий штурмовик Embraer EMB 314 Super Tucano, Бразилия ezup Штурмовики 0 20.12.2012 09:48