Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 01.09.2016, 11:01 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию «Арджун» - индийский танк
ezup
ezup вне форума



В начале 1950-х в Индии было принято решение о начале работ по разработке нового индийского ОБТ, позднее получившего название танк Arjun. Для того чтобы устранить зависимость от иностранных государств в разработке и производстве бронетехники, и поставить страну в один ряд со сверхдержавами в отношении качества танка, правительство Индии с 1974 года санкционировало проект по разработке танка.

Видео танка «Арджун»



Один из первых прототипов танка "Арджун" был обнародован в апреле 1985 года. Вес боевой машины около 50 тонн, и планировалось, что танк будет стоить около $ 1,6 миллионов долларов США. Однако стоимость танка несколько возросла с 80-х годов, а также процесс развития танка сталкивался с задержками. В итоге конечный продукт стал визуально напоминать немецкий танк "Леопард 2", однако, в отличие от немецкого танка, его будущее остается под сомнением. Несмотря на производство собственного танка Индия планирует массовые закупки и российских танков Т-90, хотя уже есть заказ на производство 124 танков "Арджун" на индийских оборонных мощностях.

Танк «Арджун» Мк1



Были сообщения что к 2000 году планировалась поставить в войска 1500 танков "Арджун" для замены устаревшего танка "Виджаянта", однако этого не произошло. Судя по увеличению импортных комплектующий виной послужили технические проблемы. Однако иметь на вооружении танк национальной назработки для Индии вопрос чести, особенно на фоне попыток Пакистана создать свой танк "Аль Халид".

Индийский танк Arjun имеет классическую схему компоновки. Механик-водитель располагается впереди и справа, башня танка расположена в центральной части корпуса. Командир танка и наводчик находятся в башне справа, слева - заряжающий. Позади установлена силовая установка танка. 120-мм нарезная танковая пушка стабилизирована во всех плоскостях, при стрельбе используются только унитарные выстрелы. С основным вооружением танка монтируется СП калибра 7,62-мм, на крыше устанавливается 12,7-мм ЗП. Стандартное оборудование танка включает компьютерную СУО, ПНВ, систему РХБЗ. На задней части корпуса обычно монтируются бочки с запасом топлива.

Танк «Арджун» Мк2



59-тонный "Арджун" может достигать максимальной скорости 70 км/ч (55 миль/ч) по шоссе и по пересеченной местности - 40 км / ч с. Для обеспечения безопасности экипажа используется композитная броня собственной разработки, системы автоматического обнаружения и тушения пожара, а также система противодействию оружию массового поражения.

Танк Arjun имеет интегрированную систему топлива, передовые электрические и другие специальные системы, такие как комплексная система обнаружения и тушения пожара, состоящая из инфракрасных детекторов для обнаружения пожара и систем пожаротушения - она срабатывает и предотвращает взрыв в отсеке экипажа в течении 200 милисекунд, а в моторном отсеке в течении 15 секунд, тем самым повышая эффективность танка и живучесть экипажа. Броневая защита носовой части сварного корпуса - комбинированная, с большим углом наклона верхнего лобового листа. Борта корпуса защищены противокумулятивными экранами, передняя часть которых изготовлена из броневого материала. Лобовые листы сварной башни расположены вертикально и представляют собой комбинированную преграду.



Корпуса и гидропневматическая подвеска уплотнены для предотвращения попадания пыли и просачивания воды в корпус во время операций в болотистой местности или движения танка вброд. В ходовой части используется нерегулируемая гидропневматическая подвеска, двускатные опорные катки с наружной амортизацией и обрезиненные гусеницы с резинометаллическими шарнирами и съемными резиновыми подушками. Первоначально планировалась установка в танк газотурбинного двигателя мощностью 1500 л. с., но впоследствии это решение было изменено в пользу 12-цилиндрового дизеля воздушного охлаждения такой же мощности. Мощность созданных образцов двигателя находится в пределах от 1200 до 1500 л. с. В связи с необходимостью доработки конструкции двигателя на первой серийной партии танков установлены закупленные в ФРГ двигатели фирмы MTU мощностью 1100 л. с. и автоматические трансмиссии серии ZF. Одновременно рассматривается возможность производства по лицензии газотурбинного двигателя танка М1А1 или дизельных двигателей, применяемых на танках "Челленджер" и "Леопард-2".



Система управления огнем включает лазерный прицел-дальномер, двухплоскостной стабилизатор, электронный баллистический вычислитель и тепловизионный прицел. Возможность контроля системы огня в движении в ночное время является крупным шагом вперед для индийских танковых войск.

Дальнейшие усовершенствования танка были признаны необходимыми даже после того, как профиль и дизайн танка "Арджун" была утвержден , но список недостатков после 20 лет развития был достаточно велик. В дополнение к многочисленным техническим изменениям системы управления, системы управления огнем, в частности система управления не в состоянии стабильно работать днем в условиях пустыни - при температуре выше 42 градусов по Цельсию (108 ° F). Дефекты были выявлены во время испытаний танка "Арджун" в пустыне Раджастан - главным был перегрев двигателя. Первые 120 танков было построено к 2001году и обошлось в 4,2 миллиона долларов США каждый, а по другим оценкам стоимость одного танка превысила цифру 5,6 миллионов долларов США за каждый. Производство партий танков может занять больше времени, чем запланировано.



Армейское начальство вооруженных сил Индии считает, что танк "Арджун" получился очень громоздким для стратегического передвижения, т. е. для перевозки по железнодорожным путям Индии из одного района страны в другой в случае угрозы в том или ином секторе страны. Проекты танка были приняты в начале 80-х годов 20 века и Индийская промышленность была просто не готова приступить к осуществлению полноценного производства этой машины. Задержка в развитии систем вооружения танка "Арджун", не только привела к значительной потере доходов, а также к запоздалым закупкам систем вооружения из других стран. Даже по прошествии более чем 32 лет, промышленность не готова удовлетворить потребности своей армии в современных танках.

Планируемые варианты боевых машин на базе танка "Арджун" включают мобильные штурмовые орудия, транспортные средства, наблюдательные пункты ПВО, эвакуационные машины, инженерные машины. Учитывая существенное увеличение веса "Арджун" по сравнению с советским танком Т-72 серии, потребовались машины мостоукладчики для преодоления водных преград.



Модификации танка «Арджун»

«Арджун I-ой серии»

«Арджун II-ой серии»

23 февраля 2011 года Организация оборонных исследований и разработок Индии объявила о завершении создания новой версии национального танка. Согласно планам DRDO, первый этап испытаний военными нового «Арджун II-ой серии» начнется в июне 2011 года, а второй — в 2012 году.

Массовое производство танка назначено на 2014 год (в то же время, что и принятие его на вооружение).

Основные изменения вызваны локализацией производства немецкого двигателя MTU MB838 Ka-501 и трансмиссии Renk RK 304S для повышения локализации производства до 90 %, а также усиление огневой мощи за счет внедрения более наукоемких разработок. Так, например, новая версия танка будет обладать способностью запуска противотанковых ракет через ствол пушки.
Arjun также получит новую активно-реактивную броню, системы наведения и наблюдения, а также системы ночного видения и аппаратуру связи. На танк будет устанавливаться модернизированная динамическая защита «Контакт-5», что повысит защищенность танка.

В сентябре 2011 года А. К. Антони, министр обороны Индии, сообщил, что новый индийский танк «Арджун II-ой серии» будет стоить 370 млн рупий (6,27 млн долларов) за единицу. По словам министра, производство танков «Арджун II-ой серии» на казенном заводе HVF (Heavy Vehicles Factory) в г. Авади на юге Индии переносится на 2015 год. Заменит в армии танки Т-72М и Т-55. На 90 % будет из Индийских комплектующих, сможет стрелять ракетами через ствол пушки.



На вооружении

Flag of India.svg Индия — 124 «Арджун I-ой серии» (2 танковых полка), по состоянию на 2011 год. Первая партия этих танков в количестве 124 единиц была заказана в 2000 году. В середине мая 2010 года сухопутные войска Индии разместили второй заказ еще на 124 Арджун Mk.I. Также планируется произвести не менее 250 «Арджун II-ой серии».



Тактико-технические характеристики танка «Арджун» Мк1

Боевая масса, т........................58,5
Экипаж, чел........................4
Годы эксплуатации........................с 2011
Количество выпущенных, шт........................124
Габаритные размеры
Длина с пушкой вперёд, мм........................10 194
Ширина корпуса, мм........................3847
Высота, мм........................2320
Клиренс, мм........................450
Бронирование
Тип брони........................комбинированная «Канчан», противоснарядная
Вооружение танка «Арджун» Мк1
Калибр и марка пушки........................120-мм нарезная
Боекомплект пушки........................39
Пулемёты........................1 × 12,7-мм НСВТ, 1 × 7,62-мм TK715A
Другое вооружение........................ПТУР «ЛАХАТ»
Подвижность
Тип двигателя........................MB838 Ka-501
Мощность двигателя, л. с........................1400
Скорость по шоссе, км/ч........................70
Скорость по пересечённой местности, км/ч........................40
Запас хода по шоссе, км........................360
Запас хода по пересечённой местности, км........................210
Удельное давление на грунт, кг/см²........................0,84
Преодолеваемый подъём, град........................35
Преодолеваемая стенка, м........................0,9
Преодолеваемый ров, м........................2,45
Преодолеваемый брод, м........................1,4 (2,1 с подготовкой)

Фото танка «Арджун»





 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 01.09.2016, 11:02 #2   #2
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: «Арджун» - индийский танк
ezup
ezup вне форума

«Арджун» в ауте: Индийский танк «не догонит» российского Т-90

«Арджун» мог бы дотянуть до уровня Т-90 , но его нельзя использовать в бою.



Индия сейчас принимает активное участие в жизни «военного общества», приобретая зарубежную технику и создавая свою собственную. Наращивая мощь, индийские специалисты разработали проект танка, которого местные СМИ назвали одним из сильнейших в мире. Речь идет о боевой машине «Арджун». В лучших индийских традициях танк назвали в честь мифического воина из знаменитого древнеиндийского эпоса «Махабхарата».

Танк стоит на вооружение ВС Индии уже с 2011 года. Индийские СМИ ставят боевую машину в один ряд с такими танками как российский Т-90 «Владимир», американский «Абрамс», немецкий «Леопард» и британский «Челленджер».

Индийский танк оснащен пушкой калибра 120 мм и дизельным двигателем мощностью 1400 л.с., благодаря которому он может развивать скорость до 70 км/ч. Индийские эксперты отмечают маневренность и высокую подвижность боевой машины. Танк вооружен пулеметами 120-мм нарезной пушкой, HCBT калибра 12, 7 мм и ТК715А калибра 7,62 мм. Кроме того, «Арджун» оснащен ПТУР «ЛАХАТ». Индийский танк преодолевает ров в 2,45 м, подъем – 35 градусов, стенку – 0,9 м, брод – 1,4 м.

«Арджун»

Сможет ли «Арджун» своими характеристиками догнать зарубежные боевые машины?

Индия является большим любителем российского Т-90. К 2020 году число данных танков, купленных Нью-Дели, составит 2000 единиц.
Сейчас Индия имеет достаточное количество Т-90, поэтому специалисты решили провести испытания, чтобы выяснить, насколько российский танк превосходит индийский. Об этом сообщает «Бизнес стандарт». Каждый «боец» должен был выполнить три задачи: стрельба в покое и движении, преодоление водных преград глубиной 1,8 м, марш-бросок на 50 км по пустыне. По информации портала, индийский танк превосходно действовал в разыгранной борьбе против российского.

Однако индийские СМИ не рассказали о большом недочете «Арджуна», который не позволяет использовать танк в атаке. Речь идет о массе боевой машины (60 тонн). Танк, созданный для борьбы в пустынной местности, не может проехать по большинству индийских мостов, которые не выдерживают более 60 тонн. Здесь можно задать вопрос, зачем стране такой танк, который не может даже доехать до ее границ и защитить. Поэтому сейчас индийские специалисты занимаются уменьшением массой танка.

Т-90

Что касается Т-90, то вряд ли индийский танк может опередить его по техническим характеристикам.

Российский танк имеет меньшие габариты и более мощное вооружение. Т-90 оснащен гладкоствольной пушкой калибра 125 мм, которая стреляет и обычными снарядами и управляемыми ракетами. Кроме того, танк имеет пулеметы калибра 7, 62 мм и 12, 7 мм. Российский танк может преодолевать ров в 2,8 м, подъем – 30 градусов, стенку – 0,85 м, брод – 1,8 м.
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 06.07.2018, 16:42 #3   #3
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: «Арджун» - индийский танк
ezup
ezup вне форума

Индийский долгострой. Основной боевой танк Mk 2 «Арджун»

Еще в прошлом десятилетии индийская оборонная промышленность начала разработку обновленной версии основного боевого танка «Арджун», которая должна была иметь существенные преимущества перед базовым образцом. Проектирование завершилось еще несколько лет назад, и опытные танки вышли на полигон. Тем не менее, машины Arjun Mk 2 все еще не в полной мере соответствуют требованиям заказчика, а кроме того, имеют массу различных проблем. Все это уже заставило индийскую армию сместить запуск серийного производства на неопределенный срок. Когда танк все же дойдет до серии и попадет в армию – неизвестно.

Нынешний проект «Арджун» Mk 2 восходит к более старому образцу бронетанковой техники, притом не менее примечательному. Индия вознамерилась создать свой собственный танк еще в семидесятых годах прошлого века. Несколько следующих десятилетия ушли на научно-исследовательские работы и первые попытки проектирования. Разработка будущего танка «Арджун» заметным образом затянулась, и испытания опытной техники удалось закончить только во второй половине двухтысячных годов. Таким образом, от появления идеи до запуска производства прошло более трех десятилетий.


"Арджун" Mk 2 на выставке



Согласно планам отдаленного прошлого, индийская промышленность должна была выпустить 2000 новых танков, при помощи которых предполагалось заменить импортную технику старых типов. Однако позже стало ясно, что такие планы отличаются неоправданным оптимизмом. В 2008 году индийское командование решило строить свои бронетанковые войска на основе российских машин Т-90С, а заказ на отечественные «Арджуны» сократили до 124 единиц. При этом шасси собственного танка могло стать основой для машин иного назначения.

Одной из причин резкого сокращения планов на «Арджуны» являлось несовершенство конструкции. Даже после завершения доводки танк не в полной мере отвечал современным требованиям и имел существенные недостатки. Как следствие, Организация оборонных исследований и разработок (DRDO) была вынуждена заняться совершенствованием имеющейся машины. Кроме того, армия выразила некоторые пожелания относительно технических и боевых качеств техники, и они тоже были учтены в последующих работах.

В ходе совершенствования в конструкцию «Арджуна» внесли порядка 90 изменений того или иного рода. 13 нововведений существенным образом влияли на потенциал техники, в том числе за счет появления совершенно новых возможностей. В определенный момент заказчик и разработчик решили, что обновленный подобным образом танк уже не может считаться «Арджуном». Модернизированную машину обозначили как «Арджун второй серии» или Arjun Mk 2. Базовый вариант, в свою очередь, теперь следовало отличать при помощи индекса Mk 1.

Танк Arjun Mk 2 фактически является вариантом глубокой модернизации существующей машины и потому сохраняет большую часть ее черт. Подобно предшественнику, он имеет классическую компоновку с кормовым расположением силовой установки, оснащается полноповоротной башней с вооружением и аппаратурой. При этом были внесены серьезные изменения в конструкцию отдельных агрегатов, некоторые устройства пошли под замену, а также были использованы совершенно новые изделия.

«Арджун» изначально оснащался корпусом и башней с комбинированной лобовой защитой типа «Канчан» и гомогенным бронированием всех прочих участков. Насколько известно, в проекте Mk 2 решили сохранить такую защиту, но некоторые ее детали пришлось доработать тем или иным образом. Важным нововведением нового проекта стала динамическая защита. Ее блоки, в том числе интегрированные, помещаются на лобовой части корпуса и башни, а также прикрывают значительную часть бортов. По разным данным, наличие динамической защиты серьезным образом повысило живучесть машины.


Дополнительная защита корпуса и башни. Видны элементы трала


Дополнительным средством защиты танка является система обнаружения лазерного облучения. Обнаружив возможную атаку противника, она автоматически использует дымовые гранаты. Сообщалось о планах по установке на танк комплекса активной защиты. Вероятно, речь шла о закупке зарубежных систем.

Также к области защиты и живучести можно отнести новый минный трал, разработанный специально для модернизированного танка. На креплениях нижней лобовой детали корпуса может подвешиваться рама с парой подъемных ножевых тралов и радиоэлектронной аппаратурой. Утверждалось, что такое изделие способно защитить танк и идущую за ним технику от взрывных устройств всех основных типов.

Конструкторы решили сохранить имевшийся дизельный двигатель MTU MB838 Ka-501 немецкой разработки, который теперь должен производиться в Индии. Двигатель мощностью 1400 л.с. соединяется с гидромеханической автоматической трансмиссией Renk RK 304S. В трансмиссии используются доработанные редукторы, позволяющие повысить основные характеристики подвижности. Все элементы силовой установки помещаются в корме корпуса и предназначены для выдачи крутящего момента на задние ведущие колеса. Была использована улучшенная вспомогательная силовая установка мощностью 8,5 кВт, предназначенная для энергоснабжения систем без применения основного двигателя.

В свое время жесткой критике подверглась независимая гидропневматическая подвеска первого «Арджуна». В ходе модернизации эти агрегаты были усовершенствованы и теперь, как утверждается, полностью соответствуют требованиям. На каждом борту танка помещается по семь опорных катков. В связи с иными нагрузками катки были доработаны. В частности, увеличился их диаметр. Используется новая гусеница большей ширины. При этом траки для опытных машин пришлось заказывать в Германии.

Наиболее заметные нововведения имели место в области вооружения и средств управления им. Танк получил модернизированную 120-мм нарезную пушку с повышенным ресурсом. Кроме того, были разработаны несколько новых снарядов разного назначения, в том числе улучшенные бронебойные. Также заказчик пожелал оснастить танки комплексом управляемого ракетного вооружения. В связи с этим Arjun Mk 2 должен был получить ракеты LAHAT израильской компании IAI, запускаемые через ствол орудия. Впрочем, позже планы на этот счет поменялись.


Усовершенствованная ходовая часть с гидропневматической подвеской


Пулеметное вооружение включает две единицы. На одной установке с орудием монтируется 7,62-мм лицензионная копия советского / российского ПКМ. Конструкторы отказались от открытой пулеметной установки на крыше и использовали вместо нее дистанционно управляемый боевой модуль. На нем устанавливается лицензионный крупнокалиберный пулемет НСВТ. В кормовой части башни имеются два блока дымовых гранатометов.

Танк Mk 2 оснастили улучшенной системой управления огнем, включающей новые приборы. В первую очередь, появился панорамный командирский прицел с ночным и дальномерным каналами. Прицелы командира и наводчика получают возможность управления ракетами. СУО сопряжена с современной навигационной системой и развитыми средствами связи. По данным разработчиков, обновленные приборы управления огнем повышают точность и эффективность стрельбы на дистанциях до 2 км. Комплекс управляемого вооружения, в свою очередь, увеличивает радиус поражения целей до 5 км.

Являясь глубокой модернизацией существующей боевой бронированной машины, танк «Арджун» Mk 2 имеет схожие габариты. При этом он незначительно крупнее за счет установки блоков динамической защиты. Одновременно с этим наблюдался значительный рост массы. После установки всех навесных устройств, включая трал, этот параметр достигает 68 т. Для сравнения, боевая масса первого «Арджуна» составляла лишь 58,5 т. Впрочем, как утверждается, запас мощности двигателя и более совершенная трансмиссия позволили сохранить подвижность на желаемом уровне, хотя максимальная скорость немного сократилась.

В феврале 2011 года DRDO сообщила о завершении разработки нового проекта Arjun Mk 2. Летом того же года планировалось начать первый этап испытаний, в котором должны были принять участие специалисты армии. На следующий год разработчики запланировали второй этап испытаний, по результатам которого танк мог быть принят на вооружение. При отсутствии серьезных затруднений на этапе испытаний и доводки серийное производство предполагалось начать уже в 2014 году. В наше время совсем не трудно заметить, что подобные планы так и не были выполнены.

В 2012 году на одном из индийских полигонов состоялись сравнительные испытания нескольких танков, основной задачей которых было определение реальных качеств модернизированного «Арджуна». С новой отечественной машиной сравнили танки Т-72М1М и Т-90С советской / российской разработки. По сообщениям индийского министерства обороны, новейший танк собственного производства по всем статьям превзошел импортную технику и показал свой высочайший потенциал. Утверждалось, что в скором будущем «Арджун» Mk 2 начнет заменять устаревшие зарубежные образцы и самым положительным образом повлияет на боеспособность армии.


Новый дистанционно управляемый боевой модуль с пулеметом


Однако вскоре стало известно, что чрезмерный оптимизм пресс-релизов не был отражен в реальных планах. Согласно официальным сообщениям того времени, в будущем должен был появиться контракт всего на 118 танков. Едва ли не главной причиной этого называлась высокая стоимость техники. Основной танк с рядом новых возможностей на тот момент стоил около 370 млн рупий (порядка 6,3 млн долларов США). Для сравнения, серийный «Арджун» Mk 1 стоил лишь 170 млн рупий. Финансовые возможности военного ведомства попросту не позволяли приобрести большее количество желаемой техники.

Впрочем, уже в 2013-14 годах появились новые сведения, которые позволяли предполагать, что проблемы нового «Арджуна» связаны не только с деньгами. В первую очередь, возникли серьезные затруднения производственного характера. Собственный индийский проект зависит от поставок немецкой трансмиссии и израильской электроники. Также закупаются некоторые другие приборы. По разным данным, в Индии выпускается лишь 30% от необходимых комплектующих, тогда как остальные 70% приходятся на импорт. Кроме того, на протяжении нескольких лет индийская промышленность не могла освоить выпуск снарядов новых моделей.

Серьезнейшей проблемой стал рост боевой массы. 68-тонный танк испытывает серьезные проблемы с подвижностью и проходимостью. Если на дорогах с твердым покрытием характеристики машины соответствуют расчетным, то на пересеченной местности наблюдается масса затруднений. Фактически «Арджун» Mk 2 может спокойно передвигаться только по ровным пустынным местностям с достаточно твердым грунтом. Иные почвы, присутствующие на территории Индии, как минимум, затрудняют движение. Таким образом, танк, при всех своих преимуществах, может нормально работать только в отдельных районах страны. В частности, он не способен эффективно служить на границе с Пакистаном.

После проведения испытаний и выявления подобных проблем руководство министерства обороны распорядилось переработать проект и сократить массу танка. За счет тех или иных доработок следовало уменьшить боевую массу до 55 т. Известно, что DRDO начала работы в этом направлении, но, по всей видимости, такая задача оказалась слишком сложной, и облегченный вариант танка до сих пор не представлен. Более того, есть все основания для сомнений в возможности сокращения массы современного танка на 13 т без кардинальной перестройки. Впрочем, конструкторы действительно могут сократить вес машины на 2-3 т без существенных потерь в тактико-технических характеристиках.

Изначально танк «Арджун» Mk 2 предлагалось оснастить комплексом управляемого вооружения LAHAT израильского производства. Однако позже военные отказались от импортного оружия и заказали разработку его отечественного аналога. По требованию военных, новая ракета должна запускаться через 120-мм ствол основного орудия и поражать цели на дальностях от 1200 до 5000 м.


Arjun Mk 2 в движении


Прошлой осенью индийская пресса сообщала, что собственный проект управляемой ракеты почти завершен. На 2018 год были назначены первые испытания такого оружия. Вероятно, оборонные предприятия уже, как минимум, готовятся к таким работам, но новости о проведении испытаний еще не поступали. Следует отметить, что этот проект имеет особое значение в контексте всего индийского танкостроения. Если промышленность не сможет создать собственную управляемую ракету с запуском из пушки, то танк «Арджун» Mk 2 не будет иметь серьезного преимущества перед базовой модификацией.

Планы на серийное производство и эксплуатацию новейших танков Arjun Mk 2 были определены еще несколько лет назад, но их выполнение пока откладывается. В существующем виде танк имеет ряд характерных проблем, а кроме того, ему пока не удалось получить все требуемое оружие. Без решения вопросов массы и вооружения новая бронемашина не имеет реальных перспектив. В этом случае получится, что излишне дорогой танк сможет работать только в отдельных районах, и при этом не будет показывать заметных преимуществ перед предшественниками. И никакие хвалебные отзывы со сравнительных испытаний не исправят эту ситуацию.

Новый индийский проект семейства «Арджун», как и его предшественник, столкнулся с серьезными затруднениями. Наличие ряда недостатков и отсутствие всех желаемых компонентов уже несколько лет не позволяют танку пойти в серию и поступить в войска. Высокая его стоимость, в свою очередь, не позволит армии приобрести большое количество боевых машин. При всем этом точные сроки завершения требуемых работ неизвестны. Вместе с ними под вопросом остаются реальные перспективы танка.

В проекте Arjun Mk 2 причудливым образом перемешались желание развивать промышленность и поддерживать отечественного производителя, глубокая модернизация существующей конструкции, сотрудничество с зарубежными компаниями и ряд других факторов. Получившаяся смесь отличается неоднозначными характеристиками, высокой стоимостью и неопределенным будущим. Удастся ли индийским конструкторам и военным получить желаемый результат, покажет время. И вряд ли кто-то может сказать, как много времени на это уйдет.

По материалам сайтов:
http://armyrecognition.com/
http://globalsecurity.org/
http://janes.com/
https://indiatimes.com/
https://hindustantimes.com/
http://otvaga2004.ru/
http://pro-tank.ru/

Автор: Рябов Кирилл

Использованы фотографии: Минобороны Индии / indiannavy.nic.in, Wikimedia Commons
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 17.02.2021, 11:28 #4   #4
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: «Арджун» - индийский танк
ezup
ezup вне форума

Производство ОБТ Arjun. Скромные поводы для гордости




Танки "Арджун" первой модели 43-го танкового полка на параде, 23 января 2010 г.


В середине девяностых годов индийская промышленность завершила разработку первого собственного основного боевого танка «Арджун». Через несколько лет эту машину довели до серийного производства и службы в армии. Развитие проекта продолжилось, и теперь армия готовится осваивать танки новой модификации Arjun Mk 1A.

От проекта до армии


Научно-исследовательские работы по перспективному индийскому танку начались еще в семидесятых годах. О завершении проектирования ОБТ «Арджун» официально сообщили в начале девяностых. Тогда же армия выдала заказ на предсерийные танки новой модели. К концу десятилетия появился контракт на полноценное серийное производство. Производство новых ОБТ было поручено заводу Heavy Vehicles Factory в г. Авади (шт. Тамилнад).

Еще в середине девяностых 43-й танковый полк, на тот момент вооруженный устаревшими Т-55, получил шесть предсерийных танков Arjun. Поставки серийных бронемашин начались только в двухтысячных. Так, в 2004 г. сообщалось о передаче полку первой серийной партии из 16 танков Arjun Mk 1. Процессы перевооружения затянулись до 2009 г., когда численность новой техники была доведена до штатной в 45 ед. При этом полк полностью избавился от устаревшей техники.



75-й танковый полк на параде 26 января 2013 г.

После некоторого перерыва, в 2011 г. начались поставки танков «Арджун» в 75-й танковый полк. Процесс его перевооружения занял еще несколько лет и завершился в середине десятых годов. Ранее наработав необходимый опыт, промышленность смогла ускорить производство и быстрее выполнить имеющиеся заказы.

По ряду причин, индийская армия решила перевести на танки «Арджун» первой модели только два полка. Для них построено 124 ед. техники. До недавнего времени это был весь парк ОБТ собственной индийской разработки, но в будущем ожидается рост количественных и качественных показателей.

Новая модификация


В конце двухтысячных годов, на фоне серийного производства, началась разработка усовершенствованного танка Arjun Mk 2. Предлагалось около сотни доработок и улучшений, влияющих на все основные характеристики и возможности. В 2012-14 гг. опытные машины новой модификации прошли испытания и в целом подтвердили расчетные параметры.

Однако армия не поспешила заказывать модернизированный танк. При всех своих преимуществах, «Арджун» второй версии не полностью соответствовал техническим и экономическим требованиям. Результатом этого стал заказа на доработку проекта в сторону облегчения конструкции и удешевления производства. В 2018 г. такой вариант проекта Arjun Mk 2 получил собственное обозначение Arjun Mk 1A.



Премьер-министр Индии Нарендра Моди на танке "Арджун" 75-го полка, 14 ноября 2020 г.

В 2020 г. армия завершила испытания ОБТ «Арджун» последней версии Mk 1A и рекомендовала его к серии. Несколько дней назад индийские СМИ сообщили об утверждении нового контракта на производство танков. Он предусматривает строительство 118 танков. Их должны изготовить и сдать армии в течение следующих 4-5 лет. Стоимость этой техники составляет 8400 кроров рупий (84 млрд рупий или 1,16 млрд долл. США).

Любопытно, что сборка первой машины началась еще в прошлом году и уже успешно завершена. Первый серийный Arjun Mk 1A передали заказчику 14 февраля в ходе торжественной церемонии с участием высшего руководства страны. Уже в этом году возможна передача целой партии танков новой модификации.

Неосновной танк


К настоящему времени индийская армия заказала, получила и освоила 124 основных боевых танка «Арджун» базовой модификации Mk 1. Эта техника была распределена между двумя танковыми полками. Также размещен заказ на 118 более новых Arjun Mk 1A, и первая машина этого контракта уже получена. По всей видимости, с помощью этого контракта выполнят перевооружение еще двух полков сухопутных войск.



Испытания управляемой ракеты SAMHO, сентябрь 2020 г.

Таким образом, если программа производства не столкнется с какими-либо трудностями, к середине десятилетия у Индии будет 242 ОБТ собственной разработки и местного производства. С помощью этой техники перевооружат не более 4-5 танковых полков.

В этом контексте следует напомнить, что в составе сухопутных войск Индии имеется более 60 танковых полков, в каждом из которых эксплуатируются десятки танков. По открытым данным, в строю имеется более 2400 ОБТ Т-72М1 и свыше 1000 Т-90С иностранной и местной сборки. Еще не менее 1100 танков находится на хранении.

Таким образом, успешное выполнение новых заказов на производство модернизированных ОБТ «Арджун» не окажет существенного влияния на количественные и качественные показатели индийских танковых войск. Доля техники собственной разработки не превысит 7-8 проц., в результате чего боевые качества армии по-прежнему будут определяться бронемашинами советской и российской разработки.

Вероятные противники


43-й и 75-й танковые полки, оснащенные ОБТ «Арджун», расквартированы вблизи индийско-пакистанской границы. В случае обострения отношений двух стран или начала открытого конфликта им предстоит решать те или иные задачи, вплоть до ведения боевых действий.



Церемония приемки первого танка Arjun Mk 1A, 14 февраля 2021 г.

В составе армии Пакистана имеется 2 бронетанковые дивизии и 7 отдельных танковых бригад. Эти формирования отличаются достаточно большими размерами и крупным парком бронетехники. Общая численность танков в пакистанской армии превышает 2400 ед., не считая технику на хранении.

В строю имеются средние и основные танки семи типов разного происхождения. Наиболее массовым является ОБТ «Аль-Заррар» совместной пакистано-китайской разработки – не менее 500 ед.; сообщается о парке до 700 ед. Продолжается производство танков «Аль-Халид», тоже организованное вместе с Китаем. Такие машины построены в количестве не менее 300 ед. У Украины было приобретено более 300 танков Т-80УД советского производства. Также сохраняется на вооружении несколько сотен устаревших средних танков, полученных от Китая.

Нетрудно заметить, что индийские танки «Арджун» имеют определенное качественное превосходство над устаревшими пакистанскими бронемашинами. Новая модификация Arjun Mk 1A в перспективе должна показывать преимущества и перед другой техникой вероятного противника. Однако реальный потенциал индийских танков собственной разработки серьезно ограничен их количеством. Как следствие, влияние такой техники на ход гипотетических боевых действий может быть минимальным.

Ограниченные успехи


На протяжении нескольких последних десятилетий Индия пытается развивать свою оборонную промышленность и создавать собственные образцы вооружений и техники для сокращения зависимости от импорта. Работы в этом направлении продвигаются вперед с ограниченными успехами, но основная задача вряд ли будет решена в обозримом будущем.



Новейший танк, его экипаж и руководство страны

Потратив массу времени и ресурсов, Индия смогла создать собственный основной танк, в целом отвечающий требованиям своего времени. Однако, несмотря на все усилия и затраты, его не удалось построить большой серией. Проект модернизации «Арджуна» дал желаемые результаты технического характера, но серия вновь будет ограниченной и не окажет заметного влияния на состояние танкового парка.

Впрочем, даже такие результаты работ становятся поводом для гордости. На данный момент лишь несколько стран мира могут разрабатывать и строить ОБТ, и Индия теперь входит в их число. Схожие проекты реализуются и в других областях, включая боевую авиацию и военное кораблестроение.

Не так давно стало известно, что серийные Arjun Mk 1A нового заказа станут последними в своем семействе. Производство такой техники продолжать не планируют. В будущем промышленность должна будет разработать и освоить совершенно новый танк. Каким он будет и, что важнее, какой серией его удастся построить – неизвестно. Однако очевидно, что бронетехника советской и российской разработки еще долго будет составлять основу индийских танковых войск. Предпосылки к изменению такой ситуации пока отсутствуют.

Автор:
Рябов Кирилл
Использованы фотографии:
Минобороны Индии, Правительство Индии
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
В Индии обновлённый танк «Арджун» Mk-1A назвали «надёжным быком» ezup Новости Сухопутных войск 0 08.12.2019 18:02
Индийский «Экскалибур» ezup Новости Сухопутных войск 0 21.09.2015 20:56
Индийский легкий танк на базе БМП ezup Танки 0 19.02.2013 17:35
Основной индийский боевой танк Vijayanta (Vickers Мк.1) ezup Танки 0 13.12.2012 09:03
Основные боевые танки (часть 8) – Арджун, Индия ezup Танки 0 10.07.2011 20:40