Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 29.07.2016, 18:44 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Боевая разведывательная машина Sd.Kfz.250/11 (Германия)
ezup
ezup вне форума

В 1941-42 годах немецкая промышленность создала ряд модификаций легкого бронетранспортера Sonderkraftfahrzeuge 250, предназначенных для решения специальных задач. Среди прочих специализированных видов техники на общей базе был разработан ряд боевых разведывательных машин. Путем установки новых вооружений, в том числе вместе с заимствованными из других проектов боевыми отделениями, бронетранспортер превращался в технику иного класса. Последней серийной БРМ на базе легкого БТР стала Sd.Kfz.250/11.

Известно, что фактическим поводом для создания боевых разведывательных машин на базе Sd.Kfz.250 стали недостаточные характеристики броневика Sd.Kfz.222. Эта колесная машина не могла эффективно действовать в условиях бездорожья, характерного для осени и зимы на Восточном фронте, и требовала замены. По результатам эксплуатации такой техники было принято решение о разработке аналогичных машин на основе имеющихся полугусеничных шасси. Вскоре появились проекты leichter Schützenpanzerwagen 2 cm (Sd.Kfz.250 с башней и 20-мм автоматической пушкой, заимствованными у Sd.Kfz.222) и leichter Schützenpanzerwagen 3,7 cm (бронетранспортер с 37-мм орудием PaK 36).

С использованием двух новых типов техники было решено перевооружить армейские разведывательные подразделения. При этом машины с более мощными пушками должны были использоваться в качестве командирских и, пользуясь большим калибром основного орудия, повышать огневую мощь подразделений. Кроме того, в начале 1942 года было предложено создать еще один вариант БРМ на имеющемся шасси, отличающийся от предшественников вооружением. На этот раз вновь предполагалось использовать иное оружие с повышенными характеристиками огня.


Общий вид БРМ Sd.Kfz.250/11. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"


В качестве основного средства повышения огневой мощи было выбрано тяжелое противотанковое ружье 2,8 cm s.PzB.41 или schwere Panzerbüchse 41. Его вместе со специальным лафетом следовало устанавливать на существующую полугусеничную машину. Новый проект, в соответствии с немецкими взглядами на номенклатуру техники, получил сразу несколько обозначений. Основным являлось leichter Schützenpanzerwagen (schwere Panzerbüchse 41) – «Легкая бронированная машина с тяжелым противотанковым ружьем s.PzB.41. Кроме того, проект известен под обозначениями Sd.Kfz.250/11 и Gerät 882. Все эти названия равнозначны и могут применяться без риска путаницы с другой техникой.

В качестве основы для новой боевой разведывательной машины был выбран серийный полугусеничный бронетранспортер Sd.Kfz.250. Эта машина производилась серийно в достаточно больших количествах, а также активно использовалась войсками. Таким образом, доработка существующей техники с установкой нового оборудования и вооружения позволяла ускорить создание БРМ, а также упростить ее дальнейшую эксплуатацию. Кроме того, выбранная полугусеничная платформа имела приемлемые характеристики подвижности как на шоссе, так и на пересеченной местности.

Боевая машина Sd.Kfz.250 изначально создавалась в качестве бронетранспортера для перевозки двух человек экипажа и четырех десантников. В ходе серийного производства бронетранспортер неоднократно дорабатывался, однако при этом выделяется лишь две основные модификации, отличавшиеся различными особенностями конструкции. Отличия проявлялись в конструкции корпуса, составе силовой установки и других особенностях проекта. Примечательно, что при строительстве специализированной техники в разное время применялись базовые машины обеих версий.

Первая серийная модификация Sd.Kfz.250 под условным обозначением Alte («Старый») имела характерный многогранный броневой корпус, состоявший из 19 основных листов разных форм и размеров. Узнаваемыми чертами машины были крыша вытянутого капота двигателя, состоящая из трех элементов, а также борта, выполненные в виде конструкции из разваленных наружу нижних деталей и наклоненных внутрь верхних. Лобовая проекция такого корпуса имела бронезащиту толщиной до 14,5 мм, а борта и корма имели толщину 8 мм. Это позволяло защитить экипаж и агрегаты машины от стрелкового оружия и осколков.


Тяжелое противотанковое ружье s.PzB.41 на буксируемом колесном лафете. Фото Wikimedia Commons


Обозначение Alte появилось осенью 1943 года, когда в серию пошел БТР версии Neu («Новый»). Он отличался упрощенным бронекорпусом, в составе которого применялось всего девять листов толщиной от 8 (корма и борта) до 15 (крыша) мм. Форма нового корпуса была значительно упрощена. В частности, исчезли борта сложной формы, вместо которых теперь использовались коробчатые агрегаты. Значительным изменениям подверглась передняя часть корпуса, прикрывавшая силовую установку.

В передней части корпуса бронетранспортера первой модификации помещался карбюраторный двигатель Maybach HL 42TRKM мощностью 99 л.с. Впоследствии в ходе модернизации его заменили изделием HL 42TUKRM с аналогичными показателями мощности. С двигателем соединялась механическая трансмиссия на основе коробки передач, обеспечивавшей семь скоростей переднего хода и три заднего. Все агрегаты трансмиссии располагались в центральной части корпуса и предназначались для передачи крутящего момента на передние ведущие колеса гусениц.

Бронетранспортер Sd.Kfz.250 имел полугусеничную ходовую часть. В передней части корпуса присутствовал колесный мост с системой управления и подвеской на листовых рессорах. Центральная и кормовая части корпуса оснащались гусеничным движителем. Имелось по четыре опорных катка большого диаметра с индивидуальной торсионной подвеской на каждом борту. Ввиду сравнительно малой длины корпуса катки размещались в шахматном порядке. В передней части гусеницы помещались ведущие колеса, в корме корпуса – направляющие.

В исходной конфигурации в обитаемом отсеке броневого корпуса помещалось до шести человек. Собственный экипаж бронетранспортера состоял из двух человек и находился на местах в передней части общего отделения. Десант из четырех бойцов располагался на лавках вдоль бортов. Экипаж мог наблюдать за обстановкой при помощи смотровых приборов в лобовом и бортовом листах. Для посадки использовалась дверь в кормовом листе корпуса. Для огневой поддержки десанта и для самообороны бронетранспортер Sd.Kfz.250 мог нести один или два пулемета MG 34.


Противотанковое ружье на десантном лафете облегченной конструкции. Фото Wikimedia Commons


Для значительного увеличения огневой мощи боевой разведывательной машины в сравнении с базовым бронетранспортером было решено использовать новое вооружение. В качестве «главного калибра» для БРМ Sd.Kfz.250/11 было выбрано тяжелое противотанковое ружье (по немецкой классификации) или малокалиберная пушка s.PzB.41. Эти системы производились с начала сороковых годов и достаточно активно использовались Вермахтом для борьбы с бронетехникой противника. В ходе нового проекта leichter Schützenpanzerwagen (schwere Panzerbüchse 41) предлагалось адаптировать противотанковое ружье для установки на полугусеничное шасси.

Главной особенностью изделия s.PzB.41 была конструкция ствола. Ружье получило нарезной ствол с коническим каналом. Казенная часть ствола имела калибр 28 мм, а на дульном срезе он составлял 20 мм. Для такого оружия были созданы несколько вариантов боеприпасов специальной конструкции, пригодные для применения с коническим каналом ствола. При использовании бронебойного снаряда обеспечивалась дульная скорость на уровне 1400 м/с. Подкалиберный снаряд массой 130 г при такой скорости мог пробить до 66 мм гомогенной брони с дистанции 500 м. Таким образом, по показателям бронепробиваемости тяжелое противотанковое ружье превосходило некоторые другие системы, в том числе значительно больших калибров.

Изначально ружье/пушка s.PzB.41 монтировалась на колесном лафете с броневым щитком. Впоследствии появилась модификация для десантных частей, в которой использовался трехногий лафет с возможностью установки колес. Для монтажа на полугусеничном шасси конструкция второй версии лафета была незначительно доработана. Исходный лафет разделили на две части, что позволяло использовать ружье в двух конфигурациях: на самоходном шасси или в качестве переносной/буксируемой системы. В первом случае элементы лафета с орудием и щитом монтировались на соответствующих креплениях в передней части обитаемого отсека бронекорпуса машины. При необходимости оружие можно было снять и установить на треногу, используя в исходном качестве.

Непосредственно на креплениях бронемашины размещалась простейшая система наведения в виде шарниров, без возможности механической подстройки. С ее помощью ружье можно было наводить в пределах горизонтального сектора шириной 70° при углах возвышения от -5° до +30°. Подвижные механизмы имели крепления для установки ствола длиной 1730 мм. Предусматривались гидравлические противооткатные устройства и дульный тормоз. Для защиты артиллеристов применялся броневой щиток, состоящий из двух частей. Имеются сведения о модернизации щитков силами строевых частей. В некоторых подразделениях на имеющиеся детали самостоятельно устанавливали дополнительные броневые пластины, при помощи которых увеличивалась общая ширина защиты.


Боеприпасы для ружья s.PzB.41: 1 - бронебойный подкалиберный снаряд, 2 - осколочный. Рисунок Wikimedia Commons


Внутри бывшего десантного отделения бронетранспортера удалось разместить несколько стеллажей для хранения боеприпасов. Боекомплект основного оружия состоял из 168 унитарных снарядов. Извлечение боеприпасов из укладок и подача в камору орудия должна осуществляться вручную, по одному.

В качестве дополнительного вооружения предлагалось использовать один пулемет MG 34 калибра 7,92 мм. Это оружие следовало крепить на кормовой установке корпуса, стандартной для БТР Sd.Kfz.250. Боекомплект пулемета достигал 1100 патронов.

Экипаж боевой разведывательной машины состоял из пяти человек. На местах в передней части корпуса располагались водитель и командир. Еще трое членов экипажа помещались в задней части обитаемого объема и должны были заниматься обслуживанием орудия. Наблюдение за обстановкой и поиск целей следовало осуществлять как при помощи штатных смотровых приборов, так и «через борт». Способ посадки в машину при помощи кормовой двери остался без изменений.

По разным данным, серийное производство боевых разведывательных машин Sd.Kfz.250/11 или leichter Schützenpanzerwagen (schwere Panzerbüchse 41) началось в последних месяцах 1942 года. Серийную технику нового типа планировалось отправлять в разведывательные подразделения, где они должны были использоваться параллельно с другой новейшей техникой на базе полугусеничного бронетранспортера. При этом техника с тяжелым противотанковым ружьем рассматривалась в качестве альтернативы БРМ Sd.Kfz.250/10 с 37-мм пушками.


Разведывательная машина Sd.Kfz.250/11 на фронте. Фото Kfzderwehrmacht.de


В ходе параллельной эксплуатации разведывательных машин нескольких типов в войсках немецкие военные получили возможность сравнить последние разработки промышленности. Выяснилось, что Sd.Kfz.250/11 с орудием, оснащенным коническим стволом, имеет заметные преимущества перед обеими БРМ предыдущих моделей. К примеру, с дистанции 200 м экипаж такой машины мог поразить цель с защитой в виде 86 мм. Пушка 3,7 cm PaK 36 в аналогичных условиях могла пробить только 56 мм брони. Таким образом, при борьбе с бронетехникой противника более новые разведывательные машины имели некоторые преимущества.

Тем не менее, система s.PzB.41 имела некоторые проблемы. К примеру, ее осколочный снаряд оснащался зарядом массой всего 5 г, что было недостаточно для надежного поражения живой силы и незащищенной техники. По подобным характеристикам тяжелое противотанковое ружье проигрывало всем вооружениям БРМ на базе Sd.Kfz.250. Кроме того, обстановка на поле боя далеко не всегда позволяла реализовать преимущества, связанные с высокой начальной скоростью снаряда. Для гарантированного поражения советской бронетехники немецким экипажам приходилось приближаться к целям на дистанции в сотни метров и значительно углубляться в их зону гарантированного уничтожения. Таким образом, собственное слабое бронирование и мощное вооружение противника в большинстве случаев не давали возможности показать основные отличия 37- и 20/28-мм орудий.

От других вооружений изделие s.PzB.41 отличалось сравнительно малым ресурсом. Конический ствол мог выдержать не более 500 выстрелов, после чего нуждался в замене. Известно о разработке орудия с хромированным каналом ствола и вдвое увеличенным ресурсом, но оно не вышло из стадии предсерийного производства и испытаний. Для сравнения, прочие противотанковые оружия малого калибра того времени могли сделать до нескольких тысяч выстрелов.

При необходимости экипаж имел возможность снять тяжелое противотанковое ружье с бронемашины и смонтировать его на лафете-треноге. В таком случае имелась возможность оборудования огневой позиции и применения оружия в качестве полевой артиллерийской системы. Тем не менее, значительного прироста боевых качеств при этом ожидать не приходилось.


Стрельба из основного оружия БРМ. Фото Wikimedia Commons


К началу 1943 года сало ясно, что тяжелое противотанковое ружье schwere Panzerbüchse 41 не имеет перспектив. Оно отличалось высокой ценой и низкой технологичностью производства. Кроме того, для выпуска снарядов требовался дефицитный вольфрам. Все эти факторы, а также упавшая боевая эффективность привели к появлению приказа о прекращении производства такого оружия. В 1943 году было произведено наибольшее число противотанковых ружей за все время выпуска, после чего сборка подобной продукции прекратилась. С 1940 года немецкие предприятия поставили заказчику чуть менее 2,8 тыс. орудий и более 2,1 млн снарядов двух типов.

Прекращение выпуска вооружения привело к остановке сборки боевых разведывательных машин, оснащаемых им. Насколько известно, последние БРМ Sd.Kfz.250/11 отправились на фронт до осени 1943 года. Таким образом, все подобные машины основывались на бронетранспортере версии Alte. В общей сложности было построено не более нескольких сотен разведывательных машин.

Специфические и неоднозначные характеристики БРМ leichter Schützenpanzerwagen (schwere Panzerbüchse 41) не позволяли решать широкий круг задач. В некоторых случаях подобная техника могла вести разведку и участвовать в иных операциях, однако прямое столкновение с бронетехникой противника было связано со значительными рисками. Артиллерия или танки Красной армии могли без особых проблем уничтожать Sd.Kfz.250/11 с безопасного расстояния.

Часть разведывательных машин была уничтожена в ходе боев, в основном на Восточном фронте. Часть техники дожила до конца войны, но в дальнейшем отправилась на утилизацию ввиду отсутствия перспектив и необходимости в таких машинах. В результате со временем все БРМ Sd.Kfz.250/11 со временем прекратили свое существование. Сейчас во множестве музеев мира хранится значительное число сохранившихся бронемашин типа Sonderkraftfahrzeug 250 в разных модификациях, однако среди них нет ни одного образца техники с тяжелым противотанковым ружьем s.PzB.41.


По материалам:
//pro-tank.ru/
//achtungpanzer.com/
//kfzderwehrmacht.de/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

Автор Рябов Кирилл
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
бронетехника


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Боевая разведывательная машина БРМ-3К «Рысь». ezup Бронетехника специального назначения 0 18.05.2017 17:23
Боевая разведывательная машина Sd.Kfz.251/23 (Германия) ezup Бронетехника специального назначения 0 30.08.2016 16:41
Боевая разведывательная машина Sd.Kfz.251/9 (Германия) ezup Бронетехника специального назначения 0 10.08.2016 02:13
Боевая разведывательная машина Sd.Kfz.250/10 (Германия) ezup Бронетехника специального назначения 0 28.07.2016 13:09
Служебно-боевая разведывательная машина СБРМ ezup БМП и БТР 0 27.08.2012 09:20