RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > ПВО > ЗРК » Зенитная самоходная установка Flakpanzer IV Wirbelwind (Германия)

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 06.04.2016, 11:45 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Зенитная самоходная установка Flakpanzer IV Wirbelwind (Германия)
ezup
ezup вне форума

В начале 1943 года нацистская Германия развернула работы по созданию новых зенитных самоходных установок на базе среднего танка Panzerkampfwagen IV. Шасси этой машины позволяло в определенной мере упростить разработку и производство новой техники, а также обеспечить достижение требуемых характеристик. В течение 1943-44 годов немецкие специалисты разработали несколько проектов зенитных самоходок на общей базе и с разным вооружением. Одним из самых известных представителей этого семейства – хотя и не самым многочисленным – стала самоходка Flakpanzer IV Wirbelwind.

В новом проекте предлагалось реализовать несколько интересных идей. Главная идея проекта касалась использования готового шасси с достаточно высокими характеристиками. Использование танкового шасси давало ряд преимуществ, связанных с унификацией различной техники, а также позволяло обеспечить защиту экипажа и вооружения от значительного числа угроз, встречающихся на поле боя. Также было предложено вооружить самоходку счетверенной установкой с 20-мм автоматическими пушками. Подобные системы в буксируемой версии неплохо показали себя в деле борьбы с маловысотными целями и могли стать хорошим оружием для ЗСУ.

Проект новой зенитной самоходки начали разрабатывать в самом начале 1944 года. Проект боевой машины на базе существующего танка получил обозначение Flakpanzer IV и дополнительное название Wirbelwind («Смерч»). Создание такой машины не заняло много времени. Новым проектом предусматривалось некоторое переоборудование базового танка и установка боевого отделения с новым вооружением. Такой подход к конструкции боевой машины позволял применять в качестве базы для ЗСУ как вновь строящиеся серийные танки, так и существующую технику, проходящую ремонт.


ЗСУ Wirbelwind в экспозиции канадского музея. Фото Wikimedia Commons


В соответствии с проектом Wirbelwind, танк Pz.Kpfw.IV должен был лишаться башни, вместо которой предлагалось монтировать новый подобный агрегат с иным составом оборудования и вооружения. Такая переделка танка не требовала серьезно дорабатывать корпус, силовую установку, ходовую часть и другие элементы шасси. Это позволяло серьезно ускорить процесс производства новой техники в интересах войск.

В ходе ремонта и модернизации по новому проекту шасси сохраняло броневой корпус, состоявший из листов толщиной до 80 мм (в зависимости от модификации). Бронирование позволяло защитить экипаж и внутренние агрегаты от стрелкового оружия при обстреле со всех ракурсов, а лобовая проекция выдерживала попадание снарядов некоторых артиллерийских систем. Компоновка корпуса была характерной для немецких танков того времени. В передней части корпуса располагались детали трансмиссии, а также отделение управления с рабочими местами механика-водителя и стрелка-радиста. Центральная часть корпуса отдавалась под монтаж боевого отделения, а в корме располагался двигатель.

К моменту начала работ по проекту «Смерч» в серийное производство поступили новые модификации базового танка, отличавшиеся от предыдущих версий некоторыми элементами конструкции и силовой установки. Так, начиная с модификации Ausf.B, танки Pz.Kpfw.IV комплектовались бензиновыми двигателями Maybach HL 120TRM мощностью 300 л.с. При помощи карданного вала, проходящего через центр корпуса, двигатель соединялся с трансмиссией переднего расположения. Главный фрикцион, пятискоростная (в поздних модификациях – шестискоростная) коробка передач, планетарный механизм поворота и бортовые передачи обеспечивали вращение передних ведущих колес.

Ходовая часть танка Pz.Kpfw.IV и машин на его базе имела по восемь опорных катков малого диаметра на каждом борту. Катки соединялись попарно на балансирах, оснащенных листовыми рессорами. Ведущие колеса располагались в передней части корпуса, направляющие – в корме. В зависимости от модификации танк получал по три или по четыре поддерживающих ролика на борт.


Счетверенная установка 2 cm Flakvierling 38, использованная в составе самоходки. Фото Wikimedia Commons


Новый проект зенитной самоходки подразумевал демонтаж базовой танковой башни с оружием и других агрегатов существующего боевого отделения. Вместо старой башни на погоне корпуса предлагалось монтировать новый подобный агрегат с зенитным вооружением. Внутри новой башни должны были располагаться счетверенная установка автоматических пушек и трое членов экипажа.

Ввиду предполагаемого применения техники на переднем крае новый проект Wirbelwind подразумевал использование броневой башни, способной защитить расчет орудий от обстрела с любых ракурсов, за исключением верхней полусферы. На основании многоугольной формы, контактирующим с погоном, предлагалось устанавливать несколько броневых листов толщиной по 16 мм, которые должны были образовывать многоугольную башню без крыши. Для улучшения защиты и сокращения массы конструкции лоб, борта и другие детали башни состояли из двух броневых листов: нижние устанавливались с развалом наружу, а верхние наклонялись внутрь.

Башня нового типа имела достаточно сложную в плане форму. В передней части предусматривались лобовые листы, расположенные под углом друг к другу. В них имелись крупные вертикальные прорези для перемещения стволов пушек. С лобовыми листами соединялись сравнительно широкие скулы, позади которых располагались небольшие борта. Кормовая часть башни состояла из расположенных под углом длинных панелей и узкой кормовой части. Предложенная конструкция башни должна была обеспечивать требуемую защиту экипажа, а также отличалась сравнительно малой массой. Кроме того, на форме башни сказались требования по габаритам агрегатов: броневые элементы башни, вне зависимости от ее положения, не должны были выходить за пределы крыши корпуса.

В центре башни монтировалась счетверенная установка 2 cm Flakvierling 38 с 20-мм автоматическими пушками FlaK 38. Новый проект подразумевал использование некоторых элементов базового лафета этой системы. Так, были сохранены крепления орудий и системы их синхронизации, прицел и механизмы вертикального наведения. Наводку по горизонтали предлагалось выполнять путем поворота всей башни с помощью соответствующих приводов. Изначально поворачивать башню предлагалось при помощи ручных приводов, которые могли обеспечивать скорость наведения до 28° в секунду. Серийные «Смерчи» позднего выпуска получали ручные и гидравлические приводы. Последние повышали скорость поворота по азимуту до 60° в секунду. Наводчик имел возможность вести огонь в любом направлении с углами возвышения от -10° до +90°.


Компоновка башни. По бокам от орудий располагаются заряжающие, позади - наводчик. Фото Aviarmor.net


Установка Flakvierling 38 представляла собой систему на базе четырех автоматических пушек FlaK 38. Пушки имели калибр 20 мм и должны были применять снаряды 20х138 мм B различных типов. Каждая из четырех пушек могла делать до 400-450 выстрелов в минуту (техническая скорострельность), однако на практике темп стрельбы счетверенной установки не превышал 750-800 выстрелов в минуту. Снаряды покидали стволы пушек со скоростью до 900 м/с и, в зависимости от типа, могли поражать цели на дальностях до 2-2,2 км. Боепитание всех четырех пушек осуществлялось при помощи отдельных коробчатых магазинов на 20 снарядов.

Орудийная установка монтировалась в центральной части башни таким образом, что внутри броневого агрегата оставалось некоторое свободное пространство для размещения артиллеристов и боекомплекта. Так, у кормового листа башни должен был располагаться наводчик, управляющий системами наведения и ведущий огонь. Под бортами башни разместили сиденья для двух заряжающих. Вдоль длинных кормовых частей бортов помещались стеллажи для магазинов, входящих в готовый к применению боекомплект.

Счетверенная установка, расположенная в башне, позволяла атаковать воздушные и наземные цели. Несмотря на это, машина сохранила дополнительное вооружение, использовавшееся на танке базовой модели. На рабочем месте стрелка-радиста, в передней части корпуса справа, имелась лобовая амбразура с пулеметом MG34, при помощи которого экипаж мог защищаться от живой силы противника.

За счет плотной и грамотной компоновки внутренних объемов корпуса ЗСУ Wirbelwind должна была нести достаточно крупный боекомплект. Имелась возможность перевозить несколько десятков магазинов общей емкостью свыше 1300 снарядов и 3200 патронов для пулемета.


Строительство самоходок Flakpanzer IV на заводе Ostbau. Фото Aviarmor.net


Экипаж боевой машины состоял из пяти человек: водителя, радиста, наводчика орудия и двух заряжающих. Первые двое должны были размещаться в передней части корпуса, а рабочие места трех других зенитчиков помещались в поворотной башне. На места в отделении управления следовало попадать через люки в крыше корпуса. Доступ к местами наводчика и заряжающих осуществлялся через открытый верх башни, также улучшавший обзор в боевой обстановке.

Благодаря характерной конструкции башни, связанной со специфическими требованиями, габариты новой боевой машины в целом остались на уровне базового танка. Длина составляла примерно 5,9 м, ширина 2,9 м. При этом высота заметно увеличилась и составляла 2,76 м. Боевая масса ЗСУ определялась на уровне 22 т. При такой массе 300-сильный двигатель мог обеспечить удельную мощность не менее 13,6 л.с. на тонну веса, что позволило сохранить подвижность на уровне танка Pz.Kpfw.IV. Максимальная скорость движения достигала 40 км/ч, запас хода по шоссе составлял 200 км.

Сравнительная простота проекта и широчайшее использование готовых комплектующих позволили разработать машину Flakpanzer IV Wirbelwind в сравнительно краткие сроки. Строительство первого опытного образца так же не заняло много времени. Уже в мае 1944 года предприятие Ostbau представило на испытания первый прототип перспективной зенитной самоходки.

Проверки первой опытной машины наглядно показали правильность идей, лежавших в основе проекта. Использованное гусеничное шасси давало машине достаточно высокую подвижность, что позволяло «Смерчу» двигаться вместе с танками, как в колоннах на марше, так и в боевых порядках. Применение отработанной артиллерийской системы с достаточно высокими характеристиками так же сулило неплохую боевую эффективность. В итоге проект сочли удачным и рекомендовали к началу серийного производства.


Самоходка на фронте. Машина получила импровизированную маскировку из подручных материалов. Фото Worldwarphotos.info


Вскоре после завершения испытаний первого прототипа завод Ostbau получил заказ на серийное строительство новых самоходок. После принятия на вооружение новая машина сохранила имеющиеся обозначения Flakpanzer IV и Wirbelwind, а также получила новое Sonderkraftfahrzeug 161/4. Также в некоторых источниках встречаются иные обозначения, отражающие типы базового шасси и основного вооружения.

Первые серийные ЗСУ новой модели были готовы в июле 1944 года. Вскоре первую партию этой техники отправили на фронт. Примерно в это же время проект Wirbelwind столкнулся с некоторыми трудностями, которые в значительной мере определили его дальнейшую судьбу. В ходе новых исследований и анализов боевого опыта было установлено, что 20-мм автоматические пушки, даже собранные на счетверенных установках, не обеспечивают требуемую огневую мощь, достаточную для гарантированного решения поставленных боевых задач. Куда более перспективным и эффективным оружием выглядели автоматические пушки калибра 37 мм. К тому времени уже существовала ЗСУ с подобным вооружением – 3.7 cm FlaK auf Fahrgestell Panzerkampfwagen IV (sf) или Möbelwagen.

В связи с появлением новых требований относительно огневой мощи зенитных самоходок промышленность приступила к разработке совершенно новых проектов подобной техники. Существующий «Смерч» уже не в полной мере соответствовал требованиям военных, но его строительство продолжилось. Ввиду ожидания новых самоходок с 37-мм пушками было решено оставить в производстве имеющуюся технику и использовать ее в качестве временного решения в ожидании более совершенных систем.

Производство самоходок Wirbelwind завершилось в ноябре 1944 года. За несколько месяцев на Ostbau было построено не менее 86 машин этого типа. Точные сведения о количестве построенных машин отсутствуют: в разных источниках приводятся цифры от 86 до 106 единиц. Так или иначе, темпы и объемы производства новой техники оставляли желать лучшего и не позволили произвести полноценное перевооружение зенитных подразделений сухопутных войск.


Одна из самоходок Wirbelwind, воевавших и уничтоженных на Западном фронте. Фото Panzerphotos.com


По имеющимся данным, подавляющее большинство новых зенитных самоходок было передано подразделениям, воевавшим на Восточном фронте. Согласно разным источникам, им выделили до 85-90 бронемашин. Оставшуюся технику, не более 15-20 единиц отправили в Западную Европу. Подробные сведения о боевом применении этой техники на двух театра военных действий отсутствуют. Имеются отрывочные данные об успешном применении самоходок при отражении налетов противника, а также об использовании этой техники в качестве средства огневой поддержки пехоты.

Некоторое количество «Смерчей» стало трофеями противника. Так, известно, что несколько таких машин на последних этапах войны досталось Красной армии. Советские бойцы ограниченно применяли эту технику и отзывались о ней, как о хорошем средстве для ведения огня по противнику, засевшему на верхних этажах зданий. Также некоторое количество ЗСУ стало трофеями союзников, продвигавшихся на Втором фронте.

Часть самоходок Flakpanzer IV Wirbelwind могла дожить до конца Второй мировой войны, но в дальнейшем почти все оставшиеся экземпляры были утилизированы за ненадобностью. До нашего времени дожили лишь две зенитные самоходки этого типа. Обе машины в свое время были вывезены в Америку для испытаний и оценки. Впоследствии одна из них была передана в музей базы Борден (Канада), а другая некоторое время была экспонатом музея Абердинского полигона. Позже ее передали военно-историческому музею в г. Киль (Германия), где она и хранится по сей день.

Судьба проекта зенитной самоходной установки Wirbelwind весьма интересна. Она создавалась в качестве воплощения многообещающего и перспективного предложения, касавшегося сочетания шасси и вооружения. На первых этапах проект получал хорошие оценки и имел большую поддержку со стороны армии. Тем не менее, уже к моменту начала испытаний германские военные разочаровались в 20-мм автоматических пушках и предпочли им орудия калибра 37 мм, результатом чего стал старт альтернативных проектов. В итоге удалось построить только чуть больше сотни ЗСУ со счетверенными установками, которые не могли оказать серьезного влияния на ход боев. Новые проекты, в свою очередь, привели к строительству самоходок с повышенной огневой мощью, однако дополнительным результатом этого стало распыление сил, которое в итоге не позволило оснастить армию достаточным количеством необходимой техники.


По материалам сайтов:
http://achtungpanzer.com/
http://aviarmor.net/
http://armor.kiev.ua/
http://t-34.su/

Автор Рябов Кирилл
 
Вверх
Ответить с цитированием