RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > Сухопутные войска > Танки » Необычные танки Росcии и СССР. Плавающий танк Т-41 1932 г

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 16.10.2011, 22:45 #1   #1
ezup
ezup на форуме
Чебуралиссимус
По умолчанию Необычные танки Росcии и СССР. Плавающий танк Т-41 1932 г
ezup
ezup на форуме



Идея создания бронированной боевой машины, амфибии, способной передвигаться как по суше, так и по воде привлекала внимание многих инженеров танкостроителей, занимавшихся проектированием танков и бронеавтомобилей в 20-х и 30-х годах прошлого столетия. Заставить танк покорить водную стихию, сделать его способным форсировать водную преграду и с ходу вступать в бой, пытались танкостроители Англии и Германии. Принимая во внимание особенности обширной территории СССР, изобилующей реками и озёрами, которые при отсутствии мостов и понтонных переправ становились для танка непреодолимой преградой, правительством СССР и высшим военным руководством ставились задачи по скорейшей разработке отечественных танков-амфибий. Как известно опыта по созданию этого типа машин практически не было, все они создавались методом проб и ошибок. Одним и первых опытов по созданию плавающего танка в СССР был проект Т-41.

Работы над этим проектом начались уже в марте 1932 года, взяв за основу английский лёгкий плавающий танк Vickers-Carden-Lloyd А4Е11 купленный в Англии в 1931 году, советские конструкторы, учитывая неудачный опыт первого отечественного проекта плавающего танка Т-33, приступили к работе. В очень короткий срок, группой инженеров и конструкторов под руководством Н. Козырева, были разработаны чертежи и компоновочная схема будущей машины, бронирование и размещение вооружения. В июле 1932 года был создан опытный образец, который сразу же вышел на заводское испытание. Корпус амфибии был сделан из 5-9 мм стальных не броневых листов и собран методом клёпки на уголках из высокопрочной стали, его герметичность обеспечивалась за счет применения резиновых прокладок в местах соединения. Компоновочная схема танка представляла собой немного изменённый классический вариант, вращающаяся башня с круговым сектором обстрела размещалась на корпусе, но была смещена влево относительно продольной оси машины. Вращение башни осуществлялось мышечным усилием башенного стрелка, для чего предусматривались плечевой и спинной упоры.



Вооружение ограничивалось одним 7,62 танковым пулемётом ДТ-29 установленным в шаровой опоре. В центральной части бронекорпуса был установлен 4-х цилиндровый, карбюраторного типа двигатель Форд-АА, развивавший мощность в 42 л.с. и позволявший машине передвигаться по твёрдому грунту со скоростью более 35 км в час. Ходовая часть осталась практически без изменений, такой же, как на английской танкетке «Карден-Лойд». Для движения по воде в корме корпуса был установлен трёхлопастной гребной винт, с расположенными с боков двумя рулевыми плоскостями. Для откачки забортной воды был предусмотрен водяной помповый насос, расположенный в кормовой части машины рядом с 120-ти литровым топливным баком. В июле 1931 года опытный образец машины был представлен на заводские испытания. На испытаниях выяснилось, что мощности двигателя не хватает для полноценного применения танка в боевых действиях, сказывалась слишком большая масса машины, 3, 2 тонны, на четвертой передаче передвижение было невозможным. Результаты заводских испытаний не удовлетворили приёмную комиссию, однако после устранения всех выявленных недостатков амфибия, через месяц, уже в августе вновь вышла на испытательный полигон, на котором машина подверглась более тщательному испытанию, но по результатам повторных испытаний машина была опять забракована. Высокий корпус, слабое противопульное бронирование, не позволявшее амфибии длительное время находиться под огнём противника, низкая проходимость и невозможность маневрирования на воде, послужили причиной отказа от принятия этой машины на вооружение.

Тем не менее осенью того же года на испытания был представлен модернизированный образец в котором были учтены все ошибки обнаруженные в первом варианте машины. Масса амфибии была снижена до 2,9 тонн, установлен новый двигатель ГАЗ-АА, гребной винт был оснащен одной рулевой плоскостью и реверсным механизмом, что позволяло Т-41 передвигаться по воде не только вперёд, но и назад, высота машины была так же уменьшена. Небольшим изменениям подверглась ходовая часть, был снят один поддерживающий ролик. Надежды на то, что на новых испытаниях будут показаны более высокие результаты, в конечном итоге не оправдались. Оценив возможности новой амфибии, члены испытательной комиссии пришли к выводу о нецелесообразности её принятия на вооружение, однако было принято решение о выпуске мелкой партии машин в течение 1932 года. Известно, что было выпущено всего 12 лёгких плавающих танков Т-41(серийный), в большинстве своём, все они находились в учебных частях и сведений о боевом применении этих машин нет. Тем не менее, этот не увенчавшийся успехом проект, безусловно, оказал влияние на дальнейшие разработки отечественных плавающих танков, в которых были учтены все слабые и сильные стороны одного из первых танков-амфибий Т-41.

Автор Макс Беляев
 
Вверх
Ответить с цитированием