Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 04.03.2015, 14:51 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Артиллерия нестандартных калибров Первой мировой войны (часть 2)
ezup
ezup вне форума

Что касается Франции, то французские военные также посчитали, что не надо иметь горное орудие одного калибра с дивизионным, а надо придумать что-нибудь полегче. И придумали Mle 1906 — горную пушку полковника Дюкре производства фирмы «Шнейдер», которая заменила устаревшее 80-мм орудие Mle 1878 конструкции Банджа. Орудие, как и положено горной пушке, могло разбираться на 4 части и перевозиться на ослах (или на мулах). Орудие имело гидравлический тормоз отката и пружинный накатник. Причем орудие заряжалось на полном откате, а стреляло на выкате, то есть в момент движения ствола вперед. То есть оттянуть назад его следовало только лишь перед первым выстрелом, а дальше все шло автоматически. Выстрел происходил еще до того, как ствол достигал крайнего переднего положение, и силе отдачи при выстреле приходилось противостоять инерции движущейся массы ствола. В результате вес Mle 1906 составлял всего 400 кг против 529 кг 75-мм аналогичного орудия Круппа M08. Правда Mle 1906 не имела щита, а вот у крупповского орудия он был. И потом — калибр… 65-мм это все-таки не 75!

Было выпущено 120 таких орудий, поступивших в подразделения альпийских стрелков. Кроме того, орудие поставлялось Сербии (1915 г.), Греции (после ПМВ), Польше и Китаю (в межвоенный период), и Израилю в 1948 г. После 1940 года, немцы также использовали эти орудия под обозначением 6,5 см GebK 221(f). Длина ствола составляла L/18.5.Углы вертикального наведения от — 9°до +32°, а по горизонту 6°. Дальнобойность составляла 5500 м, что для такого орудия показатель неплохой. Скорострельность достигала 15 выстрелов в минуту. Типов снарядов применялось два: шрапнель весом 4,45 кг, снаряжавшаяся 138 пулями, и фугасный снаряд весом 3,8 кг, содержавший 0,5 кг тротила.

В 1913 году во Франции появилась Mle 1913 фирмы «Сен-Шамон» системы Депора, ранее сконструировавшего знаменитую дивизионную пушку обр. 1897 г. Полковник Жозеф-Альберт Депор работал на предприятии Пюто с 1888 г. и был во Франции человеком известным. Будучи человеком творческим, он не остановился на достигнутом успехе, а продолжал работать и в итоге в 1910 г. сконструировал 65-мм горную пушку с оригинальной системой тормоза отката. 24 пушки этого типа тут же заказало правительство Сальвадора, но пучить их так и не получило, поскольку началась Первая мировая война. По своему устройству это было все то же самое орудие стрелявшее «на выкате», но только вместо гидравлического тормоза отката и пружинного накатника на нем была одна единственная пружина, которая размещалась вокруг ствола. Ствол оттягивали назад, заряжали и когда он шел вперед следовал выстрел. Система оказалась настолько эффективной, что орудие случалось, выкатывалось после выстрела вперед, а не назад и конструктору пришлось это компенсировать специальными упорами! Весила его пушка всего 328 кг и могла перевозиться тремя вьюками. 3 horse loads. Вертикальные углы наведения составляли от -10° до +45°, по горизонту 6°, а дальность стрельбы и вовсе впечатляла — 6850 м. Причем, фирма уверяла, что орудие это может стрелять со скоростью 25 выстрелов в минуту! Однако при всех своих достоинствах самым серьезным его недостатком был нестандартный калибр и слабый снаряд. В итоге… в 1919 году французская армия наконец-то получила 75-мм горную пушку, стрелявшую теми же снарядами, что и пушка образца 1897 г. И вот стоило ради этого ходить такими «обходными путями»?

Самое интересное, что для российской армии еще в 1905 г. фирма «Шнейдер» разработала вполне современную, достаточно легкую (627 кг) и мощную (снаряд весом 6,23 кг) горную пушку калибра 7,62-мм, с дальностью стрельбы 8660 м, принятую в 1909 г. на вооружение в России. Она состояла на вооружении и в российской императорской армии, и в РККА, а производилась в СССР вплоть до 1939 г.

Калибр 120 мм во Франции и во многих других странах считался традиционно «морским». На весь мир были известны 120-мм пушка Канэ, употреблявшиеся как на кораблях, так и в береговой обороне, однако этот калибр во Франции употреблялся и в сухопутной артиллерии. Там применялось орудие Банджа образца 1878 г., причем применялось даже в Первую мировую войну. Но и не более! Но тут в России после русско-японской войны было решено завести гаубицы калибра 121,92 мм — 4,8 дюйма или 48 линий и фирмы «Шнейдер» тут же сделала для своей союзницы такое орудие, принятое на вооружение в 1910 году. С тех пор этот калибр стал традиционным калибром русской, советской и российской полевой артиллерии. Считалось, что это достаточно легкая, но мощная полевая гаубица для разрушения полевых фортификационных сооружений противника. Причем ГАУ (Главное артиллерийское управление Российской империи) заказало такую гаубицу не только у «Шнейдера», но и у «Круппа», причем ее тоже приняли у нас на вооружение, но обозначенную как обр.1909 года! И вес, и дальнобойность, и скорострельность, у них были практически одинаковыми, ну разве, что французская давала 4, а немецкая 2 выстрела в минуту. И дальнобойность, и снаряды тоже были одинаковые, но… так было, хотя разумным такое решение и не назовешь. Кроме России 120-мм гаубицы «Шнейдера» получила Сербия и Швейцария, но больше нигде не использовались иначе как трофеи, то есть в армиях Финляндии, Германии, и Румынии. И надо сказать, что выбор этого калибра русскими генералами себя оправдал: 122-миллиметровки оказались могущественнее германских и австрийских 105-мм гаубиц. С другой стороны разница между их снарядом и снарядом, хотя и составляла практически 19 кг, все-таки принципиально большой не являлась. В идеале здесь можно было бы говорить о принятии на вооружение вместо 6-дюймовых орудий гаубиц калибра 7 дюймов (175-мм) или даже 203-мм. И российские военные именно так и поступили! Приняли на вооружение в 1913 году опять же французскую 203-мм гаубица образца 1909 г. разработанную фирмой «Шнейдер». Правда, ни одной гаубицы Путиловский завод так и не сделал, и они появились в РККА только в 1931 -1933 гг. Вес орудия в боевом положении составлял 7452 кг, вес снаряда 100 кг, а дальность стрельбы — 14000 м. Правда, в армии их было немного, но, тем не менее, на вооружении РККА они числились до 1943 года.

Опять же в Англии были закуплены и 203-мм гаубицы фирмы «Виккерс» Мк.IV образца 1916 г. Снаряд такой гаубицы, имевший вес 90,7 кг летел на 9600 м, вот только вес ее был очень уж большим и превышал 8 тонн. Впрочем, отечественная гаубица Б-4 была еще тяжелее, хотя дальнобойность у нее достигала 16 км при большей массе снаряда. То есть в этом плане военные специалисты России оказались наиболее дальновидными и прагматичными. Понимали как артиллерийское дело, так и логистику. Да, российская императорская армия получила 76-мм орудия трех типов, но это был единый калибр и единый снаряд. Да и конструктивно они не очень сильно отличались. Необычный 122-мм калибр имел преимущество перед 105-мм (недаром англичане приняли на вооружении свои 114-мм гаубицы), 152-мм орудия были в данном случае в общемировом тренде. Ну, а 8-дюймовый калибр был и достаточно «легким» (по сравнению с весом французского орудия калибром 220-мм), и ничуть не менее могущественным.
Впрочем, не надо думать, что до калибра больше 6-но меньше 8-дюймов в годы Первой мировой войны так никто и не додумался. Додумались, а как же! Американцы! В США было разработано 190-мм орудие на гусеничном ходу и примерно такое же 194-мм орудие фирмы «Сен-Шамон» имелось во Франции.

Дело в том, что в США есть просто пехота, а есть «морская пехота» и вот она-то, как элитная часть, очень часто сама заказывает себе вооружение. Чтобы успешно воевать во Франции морским пехотинцам, вооруженным только 75-мм орудия образца 1902 г. хотелось иметь нечто особенное. Вот они и остановили свой выбор на 190-мм морских орудиях с длиной ствола в 45 калибров. Вес снаряда этого орудия составлял 74,8 кг, а дальность стрельбы 15,000 м. Увеличив угол подъема можно было увеличить дальность до 22,000 м, и такие качества посчитали достаточными, чтобы открыть проекту «зеленый свет». Сначала остановились на колесном шасси, однако колеса диаметром в 2 м оказались не слишком удобными. Поэтому было решено поставить орудие на гусеничный ход, что позволяло, кстати, увеличить максимальный угол подъема ствола до 40°. Заказ на исполнение работ над орудием был выдал в мае 1918 года, а уже в середине октября два первый орудия были готовы и переданы представителям морской пехоты. Испытания состоялись уже на следующий день, причем как возкой, так и стрельбой. Буксировал орудия трактор «Холт» с двигателем мощностью 120 л.с. Дальность стрельбы составила 21,900 м. Гусеничные тележки показали отменную устойчивость при стрельбе, так что было тут же заказано 36 таких установок.


Но тут последовало перемирие в Компьенском лесу, и производство новых орудий было мгновенно остановлено, а сделать их успели всего 20 штук. В годы Второй мировой войны они находились в частях береговой обороны, но выстрелить по неприятелю хотя бы один раз им так за всю войну и не довелось!

Впрочем, самыми необычными по калибру и по конструкции одновременно, являются турецкие… гладкоствольные (!) орудия, захваченные англичанами в Палестине. Кроме номера «277» на арабском языке на правой оси на них нет никаких обозначений. Это говорит о том эти пушки турецкого происхождения, но и не более того. Форма стволов похожа на орудия Круппа обр. 1873 г. и 1880 г. Можно предположить, что это были 90-мм орудия, которые затем расточили до 95-мм. Но зачем?

Доставили их из крепостей, то есть это крепостные орудия. Скорее всего, они должны были вести огонь картечью по противнику, подступавшему к этим крепостям, на дальность до 1000 м. Но так ли это, проверить сегодня уже невозможно.


120-мм швейцарская гаубица


120-мм гаубица фирмы «Шнейдер». Музей в Белграде



65-мм горная пушка 1906 г. в морском музее в Хайфе


65-мм орудие Депора


65-мм горная пушка Депора перед выстрелом


Пушка Депора после выстрела


Устройство противооткатного устройства на орудии Депора

Автор Олег Скворцовский
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
артиллерия


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Винтовки Первой мировой войны ezup Огнестрельное оружие 0 02.06.2016 23:24
Винтовки Первой мировой войны ezup Огнестрельное оружие 0 21.03.2016 11:41
Грузовые автомобили Первой мировой войны. Франция и Италия (часть вторая) ezup Автомобили военного назначения 0 28.05.2015 14:48
Грузовые автомобили Первой мировой войны. Франция и Италия (часть первая) ezup Автомобили военного назначения 0 28.05.2015 12:07
Артиллерия нестандартных калибров Первой мировой войны (часть 1) ezup Артиллерийские системы 0 03.03.2015 10:10