В 1933 г. КБ ХАЗОСС получает задание на проектирование еще одной боевой машины - бомбардировщика К-13. Советские ВВС нуждались в ударном самолете большой дальности, способном нести до 1 т бомбовой нагрузки на расстояние до 5000 км на высоте 4000 м со скоростью 350 км/ч. Выполнение проекта было поручено конструкторской бригаде под руководством П, В. Дыбского. В этот же период над аналогичными заданиями работали ОКБ А. Н. Туполева - АНТ-37 (ДБ-2) и С. В. Ильюшина-ЦКБ-26 (ДБ-3).
Для нового самолета была выбрана схема моноплана со средне-расположенным свободнонесущим крылом. Цельнометаллическое, трапециевидное в плане, крыло имело два лонжерона. Вертикальное оперение двухкилевое. Горизонтальное отсутствует. По сути, К-13 - дальнейшее развитие идей, заложенных в К-12.
Самолет имел два двигателя жидкостного охлаждения, заключенных в капоты типа NACA, В эти же капоты после взлета убирались шасси. Питание двигателей производилось из четырех баков, расположенных в крыле.
Винты металлические с шагом, изменяемым в полете. Для уменьшения посадочной скорости самолет снабдили закрылками типа ╚Шренка╩ с электроуправлением. Предполагалось, что экипаж самолета будет состоять из трех человек - пилота, штурмана-стрелка и заднего стрелка. Оборонительное вооружение: три пулемета ШКАС - два в передней части бомбардировщика и один в кормовой стрелковой башне.
Согласно расчетам, максимальная скорость К-13 должна была составить 407 км/ч на высоте 4000 м. Посадочная скорость - 90 км/ч, это позволяло использовать ВПП сравнительно небольшой длины, что весьма важно во фронтовой обстановке.
Параллельно с боевым вариантом разрабатывался и пассажирский - К-14. Экипаж из двух человек. Число посадочных мест - 12. На короткие рейсы предусматривалась установка дополнительных кресел, Согласно расчетам машина должна была развивать до 429 км/ч, при этом посадочная скорость составляла всего 84,5 км/ч. В декабре 1934 г. проект был представлен в Центральное жюри всесоюзного конкурса на скоростной пассажирский самолет.
Опытный экземпляр К-13 был построен в 1936 г. в Воронеже. При первых же испытаниях показал, что значительно уступает по своим летным качествам самолету ДБ-3 (отчасти из-за менее пригодных двигателей), а так же он оказался перетяжеленным. Интерес к машине быстро угас.
ЛТХ:
Модификация
К-13
Размах крыла, м
23.00
Длина, м
13.40
Высота, м
Площадь крыла, м2
78.70
Масса, кг
пустого самолета
нормальная взлетная
7500
Тип двигателя
2 ПД М-34
Мощность, л.с.
2 х 750
Максимальная скорость , км/ч
407
Крейсерская скорость , км/ч
369
Практическая дальность, км
1500
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м
7800
Экипаж
3
Вооружение:
три 7.62-мм пулемета ШКАС
бомбовая нагрузка - 1000 кг