Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 22.08.2011, 09:06 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию FV214 Conqueror Heavy Gun Tank - последний британский тяжелый танк.
ezup
ezup вне форума



FV214 Conqueror Heavy Gun Tank - последний британский тяжелый танк.

Бурное развитие танков в межвоенный период прошлого века породило немало концепций их применения, и множество различных классификаций, но грянувшая Вторая Мировая Война обусловила просто феноменальные темпы развития как идей, так и самих танков. Порой, в процессе развития от концепции до принятого на вооружение танка проходит немало этапов и конечный результат может оказаться весьма далёк от изначального замысла. В полной мере это можно проследить на примере британского тяжелого танка Conqueror.

Провал проекта А43 Black Prince (развитие пехотного танка Churchill) потребовал создание полностью нового танка для сопровождения пехоты - на эту роль в 1944 году определили проект А45 компании English Electric.
Первый прототип предполагалось получить не ранее 1946 года, его вес определялся приблизительно в 56тонн и максимальная скорость около 30 км/ч. Война закончилась, и подводя итоги было принято решение отказаться от несостоятельно концепции разделения танков на "крейсерские" и "пехотные", взамен выдвигалась программа создания "универсального танка" и его вариантов различного назначения под общим обозначением FV200. Было предположено, что уже имеющийся на вооружении танк А41 Centurion не имеет достаточного запаса для модернизации его в соответствии с требованиями спецификации на пушечный танк FV201, и А45 был избран занять эту нишу.



Прототип представлял из себя слегка увеличенный Centurion с улучшенной защитой, более мощным орудием и изменённой ходовой частью (в частности, применялось 8 опорных катков на борт, вместо шести). Прежние ограничения на вес и максимальную скорость оставались в силе. Помимо танка, в рамках FV200 разрабатывался целый ряд узкоспециализированных машин, начиная от мостоукладчиков и заканчивая минными тралами, обилие проектов поставило FV201 на низшие ступени лестницы приоритетов, и только в октябре 1947 года первый прототип поступил на испытательный полигон.
Пришел год 1949, и грянул гром - переосмыслив текущее положение дел, было решено нецелесообразным разрабатывать большое число машин узкой специализации при малых предполагаемых сериях и в качестве среднего танка оставить Centurion, модернизация которого оказалась более чем реальной.

Дополнительным поводом послужило появление в Советской Армии большого числа танков ИС-3, составить конкуренцию которым А-45 был не в силах. Разработка большинства машин серии FV200 была отменена (за исключением БРЭМ), однако проект было предложено переработать с целью достижения требований спецификации FV214 на тяжелый пушечный танк, способный противостоять любым советским танкам (в первую очередь ИС-3) на типичных дистанциях боя. Корпус и ходовую часть предполагалось взять без изменений от FV201 и установить на него заново сконструированную башню под новое американское 120мм орудие. Времени на проект и так было потрачено уже очень много, и для наработки опыта строительства и эксплуатации подобных машин родилась идея запустить в производство промежуточный вариант - уже созданное шасси, но с башней от среднего танка Centurion (так как 120мм орудие не было освоено промышленностью, а башню только предстояло разработать).

Получившийся гибрид обозначили как FV221 Medium Gun Tank Caernarvon, и в 1952 году представили на испытания первый прототип. А тем временем в проект FV214, получивший имя Conqueror, вносились всё новые изменения, и первые предсерийные машины покинули цех только в 1955 году. Всего было построено только 180 танков в двух версиях, и последний из FV214 Conqueror Mark 2 был принят в 1959 году.

Что же представлял из себя последний британский тяжелый танк?
Спроектированный по классической компоновочной схеме, с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения и размещением орудия во вращающейся на 360° башне в центральной части корпуса.



Механик-водитель располагается справа, в передней части.
Силовая установка представляет из себя двигатель М120, мощностью 820 л.с. при 2800 об./мин., который является дальнейшим развитием знаменитого V-образного 12-ти цилиндрового бензинового мотора Meteor, и небольшого вспомогательного двигателя мощностью 29 л.с., обеспечивающего электроэнергией многочисленные системы танка (вне боя достаточно генератора, приводимого основным двигателем). Столь значительный рост мощности М120 получен благодаря применению впрыска топлива, вместо традиционного карбюратора. Крутящий момент передаётся через управляемый механически главный фрикцион сухого трения на несинхронизированную коробку перемены передач, обеспечивающую пять скоростей переднего хода и две заднего. КПП объединена в один блок с механизмом поворота, который предоставляет фиксированный радиус поворота для каждой скорости (от 140 футов на пятой, до 16 футов на первой передачах, и разворот вокруг одной гусеницы на нейтральной).
Подвеска танка состоит из восьми тележек (по 4 на борт) сблокированных попарно опорных катков. Каждая тележка содержит три пружины, расположенных концентрически, горизонтально между рычагами балансиров. Амортизаторы отсутствовали. Верхняя ветвь гусеницы опиралась на четыре поддерживающих ролика.



Как трансмиссия танка, так и подвеска - представляют собой довольно архаичные решения, и требовали от механика-водителя большого мастерства, нуждались в тщательном обслуживании, доставляя немало проблем (особенно учитывая вес танка, превысивший 65 тонн !).
Башня представляет собой единую литую деталь, с сильным наклоном фронтальной поверхности и развитой кормовой нишей.



Командир танка располагался в нише башни и управлял собственной турелью контроля стрельбы (FCT - fire control turret), которая оборудовалась стерероскопическим дальномером с базой в 124,4см, дистанционно управляемым 7,62мм пулемётом и имела независимое от башни управление поворотом. Автоматика удерживала турель наведённой на цель даже в случае вращения башни (иными словами, турель командира вращалась в противоположную сторону с точности такой-же скоростью, как и башня). Заряжающий находится слева от орудия, в то время как место наводчика расположено справа.
В боекомплект 120мм нарезного орудия входят только бронебойные подкалиберные и фугасные бронебойные снаряды с пластическим ВВ, всего 35 выстрелов раздельного заряжания.

Для предотвращения сильной загазованности обитаемого пространства орудие оснащено эжектором, а в башне установлен сложный механизм удаления стреляных гильз, люк которого расположен сразу за рабочим местом наводчика. На деле частые отказы заставляли либо командира выбрасывать гильзы вручную, либо заряжающий был вынужден открывать свой люк и избавляться от них после каждого выстрела.
Так как основной задачей танка являлась борьба с танками противника (и в первую очередь с тяжелыми танками на большой дальности), требовалось обеспечить высокую вероятность попадания первым выстрелом. Для удовлетворения этого требования (при отсутствии в то время достаточно компактных и быстродействующих баллистических вычислителей) была разработана представляющая определённый интерес система, описание которой лучше всего продемонстрировать на примере действий экипажа по поражению цели. Обнаружив цель в перископический прицел, командир вращением турели и наклоном зеркала прицела выводит её изображение в цент поля зрения.



В левом окуляре одновременно отображается шкала дальности, соединённая с прицелом наводчика. Измерив дистанцию при помощи стереодальномера, командир вводит соответствующую поправку на шкалах своего и стрелка прицелов (при помощи электрического установщика), после чего нажатием кнопки на рукоятке управления турелью заставляет башню развернуться в направлении цели, совмещая линию визирования своего прицела и прицела наводчика (турель при этом вращается в противоположную сторону относительно башни, не теряя цель из вида). Если всё сделано правильно, цели появится в поле зрения прицела наводчика, и орудие будет иметь нужный угол возвышения. В принципе, командир после этого в состоянии и сам произвести выстрел, но у наводчика есть дополнительный прибор для учёта угла крена танка (представляющий из себя шарик в изогнутой прозрачной трубке, с нанесёнными поправками прицеливания), которого нет у командира. Поэтому он берёт управление на себя, внося финальные поправки и производит выстрел. Командир наблюдает за результатом и либо переходит к поиску новых целей, либо отдаёт команду повторить выстрел, внеся поправки по наблюдаемому месту попадания. Если танк движется со скоростью более 2,5 км/ч, автоматически задействуется система стабилизирования орудия, но это вызывает затруднения у наводчика в моменты, когда танк почти остановился, либо только начинает движение. Соосно с орудием установлен второй 7,62мм пулемёт, общий боезапас составляет 7500 патронов.
Каждый член экипажа имеет свой собственный люк, все они имеют схожий принцип - крышка отодвигается в сторону после того как будет приподнята над своим посадочным местом.
Броня танка монолитная, из катаных броневых плит (корпус) и литых деталей (башня и турель), хотя и имела значительную толщину в лобовой проекции, но уже не обеспечивала адекватную защиту от получивших в то время широкое распространение кумулятивных снарядов и ракет.
Крайняя узость специализации танка, значительные технические проблемы и общая низкая надёжность отрицательно сказались на его службе. После создания великолепного 105мм орудия L7 для танков Centurion, участь громоздкого и дорогого в эксплуатации Conqueror-а была предрешена - в 1966 году последний из них был списан. По иронии судьбы, многие FV214 нашли своё последнее пристанище на полигонах, в качестве мишеней для танков Centurion, которых когда-то должны были сменить на службе.
Сейчас единственный экземпляр экспонируется в Бовингтонском танковом музее.



Краткие тактико-технические характеристики танка:

Экипаж - 4 человека.
Вес в боевом снаряжении - 65 "длинных" тон (66040 кг).
Длина - 11,58 метров.
Ширина - 3,98 метра.
Высота - 3,35 метра.
Запас хода - 150 километров.
Максимальная скорость - 34 км/ч.
Удельное давление на грунт - 0,84 кг/см2

Вооружение:
120 мм нарезная пушка L1 (35 выстрелов раздельного заряжания)
спаренный 7,62 мм пулемёт и 7,62 мм дистанционно управляемый пулемёт командира танка (общий боекомплект пулемётов 7500 патронов)

Броня:
Лоб корпуса - 130 мм верх и 76 мм низ.
Борта корпуса - 51 мм и 6 мм экран.
Лоб, борт башни - 89 мм.
Корма башни - 70 мм.

Первоисточник http://www.popmech.ru/blogs/post/318...tanki-chast-1/
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
FV214


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Тяжелый пушечный танк №1 120-мм, "Конкэрор" (Conqueror), A214. ezup Бронетехника Англии 0 11.01.2019 17:24
Тяжелый танк Т-10 - последний по списку, но не по значению! ezup Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки 6 30.11.2018 17:03
Т-10 последний тяжелый танк СССР ezup Бронетехника СССР 0 26.08.2018 21:28
FV 214 «Conqueror»: последний британский тяжёлый танк в истории ezup Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки 0 19.07.2016 13:06
TOG – британский тяжелый танк времен начала Второй Мировой ezup Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки 1 25.11.2013 11:29