Новая тема Ответить |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
![]() |
#1 | ||||||||||||||||||
![]() |
![]() ![]()
Базирование:
Самолет Система управления: Программное управление Боевая часть: Спецбоеприпас Применение: Противокорабельные, Воздух-земля Страна: Франция Дальность: 300 км. Год разработки: 1986 г. Материалы предоставлены: М.А.Пашнев (г.Обнинск) ![]() К разработке перспективной ракеты малой дальности с термоядерной БЧ фирма приступила в 1978г., ориентируясь в качестве носителя на новейший многоцелевой тактический сверхзвуковой самолет "Mirage-2000", находившийся тогда в стадии разработки и испытаний. Новая ракета получила наименование ASMP ("Air-Sol Moyenne Portee" - ракета типа "воздух-земля" средней дальности). Разработчик двигательной установки новой ракеты - фирма SNPE. Ответственность за выпуск боевой части несло подразделение "Direction des Affaires Militaires" гражданского ведомства "Commissariat a l’Energie Atomique". Дальность пуска ракеты ASMP должна была позволить нанесение удара по выбранной цели без захода бомбардировщика в зону действия средств ПВО объекта поражения. Новая ракета должна была стать устойчивой к ПФЯВ, обладать значительной скоростью и высокой маневренностью, иметь достаточно мощную БЧ и высокую точность. Однако в связи с задержкой в создании нового самолета-носителя, в 1979г. было принято решение об оснащении ракетами ASMP в первую очередь имеющихся стратегических сверхзвуковых бомбардировщиков "Mirage-IVA" (с модернизацией их до уровня "Mirage-IVP" ). В 1980г. была также одобрена концепция оснащения этими ракетами легких ударных палубных самолетов "Super Etandard", базировавшихся на двух имевшихся у Франции многоцелевых авианосцах типа "Clemenceau". Палубная авиация должна была применять новое оружие не только против наземных целей, но и против крупных надводных группировок советского военно-морского флота, мощь которого после поступления на вооружение тяжелых авианесущих и ракетных крейсеров стала сильно беспокоить аналитиков НАТО. Серийное производство новых ракет началось в конце 1983г., первые ракеты поступили в строевые части в сентябре 1985г.. На вооружение ракета ASMP была официально принята в 1986г., когда ей были оснащены "Mirage-IVP" 91-й стратегической бомбардировочной эскадры (май - 1-я эскадрилья, авиабаза Мон-де-Марсан; декабрь - 2-я эскадрилья, авиабаза Казо; всего в общей сложности 18 самолетов). Новейшие самолеты "Mirage-2000N" (N - от «nucleaire», т.е. особая стратегическая «ядерная» модификация, с экипажем из 2-х человек и специальной электроникой, особо устойчивой к ПФЯВ и позволяющей совершать длительный сверхзвуковой полет на малой высоте со следованием рельефу местности) получили первые ракеты в июле 1988г., а "флотские" "Super Etandard" - в июне 1989г. Для базирования модифицированных самолетов "Super Etandard" был модернизирован, однако, только один из двух наличных авианосцев - "Foch" (11-я флотилия авиации ВМС). Все выпущенные ракеты ASMP были модернизированы в период 1987-1991гг., когда термоядерные БЧ TN-80 были заменены на улучшенную, более легкую, безопасную и устойчивую к ПФЯВ БЧ TN-81 той же мощности (замена производилась путем модернизации БЧ TN-80). С целью повышения возможностей ударной авиации в первой половине 1980-х годов Франция также закупила у США стратегические воздушные танкеры KC-135F "Stratotanker", адаптированные под французские условия, которые с 1985г. приступили к выполнению задач. В 1996г. из числа носителей ракеты ASMP были исключены самолеты "Mirage-IVP", переведенные в разряд стратегических разведчиков (в 2005г. окончательно сняты с вооружения ). Вместе с тем, ракету ASMP должны получить на вооружение новейшие сверхзвуковые многоцелевые самолеты "Rafale-B/С" (двухместный/одноместный ударный вариант для ВВС) и "Rafale-M" (одноместный палубный ударный вариант для ВМС). Палубные носители должны разместиться на атомных многоцелевых авианосцах класса "Charles de Gaulle". Прошли модернизацию до уровня KC-135FR и французские стратегические воздушные танкеры KC-135F "Stratotanker" - усовершенствованные машины получили возможность передавать при заправке на 50% больше топлива при том же радиусе действия. В 90-е годы, после распада ОВД и СССР, вероятность вооруженного конфликта в Европе, резко снизилась. Однако, несмотря на это, Франция неуклонно продолжает совершенствовать авиационную компоненту своих ядерных сил. В 1996г. началось изучение концепции усовершенствованной ракеты, которая должна прийти на смену ASMP. Первоначально предполагалось оснастить перспективные носители (прежде всего, многоцелевой истребитель-бомбардировщик Rafale) новой ракетой ASLP с перспективной БЧ TN-100 (TN-100) мощностью 200 кт. Новая ракета должна была иметь дальность от 140 до 1300 км, скорость М=3 (у Земли) и М=4 (на большой высоте), длину 5,25 м, высокую точность. Однако в результате тщательного анализа проекта выяснилась его чрезвычайно большая стоимость, что в условиях отсутствия конкретного стратегического противника после развала СССР означало, что представленные величины потенциальных расходов не получат утверждения со стороны руководства страны. В результате было принято решение разрабатывать менее амбициозную новую ракету как глубокую модернизацию ASMP. В 2001г. корпорация "Aerospatiale Matra" получила от Министерства обороны Франции контракт на разработку и производство ракеты ASMP-A ("Air-Sol Moyenne Portee - Amelioree", улучшенная ракета типа "воздух-земля" средней дальности), представляющей собой глубокую модернизацию ракеты ASMP. Новая ракета, прежде всего, должна обрести повышенную дальность и точность стрельбы, получить новую, помехозащищенную электронику, стать менее заметной для РЛС противника. Боевая часть нового поколения с возможностью выбора мощности подрыва должна повысить эффективность и гибкость применения ракеты ASMP-A против различных целей. Первый запуск новой ракеты состоялся с борта самолета "Mirage-2000N" в январе 2006г. На вооружение авиационных групп ВВС, укомплектованных самолетами "Mirage-2000N" и "Rafale", новые ракеты поступают с 2008г., процесс перевооружения должен закончиться в 2018 году. Единственная авиационная группа ВМС, имеющая на вооружении самолеты "Rafale-M", получит новые ракеты в 2010г. Оценивая проект, можно отметить, что Франции удалось своими силами создать достаточно эффективное "достратегическое" (по французской классификации) оружие, значительно увеличившее боевой потенциал ударной авиации в военном конфликте ограниченной интенсивности. Состав ![]() Ракета оснащена инерциальной системой управления на базе БЦВМ, дополненной радиовысотомером. Данная система обеспечивает уверенный полет ракеты с различными скоростями и по различным траекториям, выполнение маневра уклонения и поражение цели с КВО не более 400м на предельной дальности. По ряду данных, после модернизации программно-математического обеспечения и ряда узлов системы управления КВО было снижено до значения 350м на максимальной дальности. В зависимости от программы полета, заложенной в бортовую систему управления перед вылетом с авиабазы, ракета может выполнять либо полет на небольшой высоте со скоростью около 2М, либо полет на большой высоте со скоростью порядка 3М. Перед отделением ракеты от самолета-носителя в систему управления ракеты вносятся уточненные данные по текущему местоположению из навигационной системы самолета-носителя, а также, при необходимости, уточняющие команды по выполнению противозенитных маневров. По ряду данных, модифицированная ASMP-A обладает значительно более высокой точностью, нежели предшественница (КВО порядка 100 м), а также имеет способность хранить в памяти системы управления сразу несколько возможных целей, выбор которой осуществляется до старта ракеты экипажем самолета-носителя. Ракета имеет один комбинированный двухсекционный твердотопливный/жидкостный ракетно-прямоточный двигатель "SNPE Alain", секции которого обеспечивают стартовый и маршевый режимы полета, соответственно. Секции включаются в работу последовательно, одна за другой. После отделения от самолета-носителя ракета за 1с "проседает" на несколько метров (в это время срабатывает система принудительного наддува бака с горючим продуктами сгорания небольшого твердотопливного газогенератора), затем твердотопливный ракетный ускоритель в течение 5с разгоняет ее («стартовый режим») до скорости 2М, при которой возможно включение в работу маршевого жидкостного ракетно-прямоточного двигателя (горючее - керосин). После окончания работы РДТТ за 0.1с происходит отстрел ускорителя и включение ракетно-прямоточного двигателя. Дальнейший полет («маршевый режим») происходит по одной из трех возможных траекторий: полет на малой высоте следуя рельефу местности (дальность не превышает 80км, скорость 2М); полет на предельно малой высоте над морской поверхностью (предпочтителен для применения при старте с палубного самолета-носителя, дальность не превышает 60км, скорость 2М); полет на большой высоте в стратосфере (с дальнейшим доразгоном, дальность не превышает 300 км, скорость 3М). По опубликованным данным, максимальная дальность новой ракеты ASMP-A составляет до 400 км. Ракета ASMP оснащена неотделяемой термоядерной БЧ TN-81 (начало разработки - 1981г., начало поставки БЧ в войска - 1987г.), которая имеет, по некоторым данным, две опции мощности подрыва - тактическую (150 кт) и стратегическую (300 кт). БЧ обладает двумя опциями вида детонации - воздушной и контактной. Выбор опций мощности и вида детонации осуществлялся на земле перед вылетом самолета-носителя. Варьируемая мощность обеспечивает повышенную гибкость в применении ракеты по различным целям. Первоначально ракета была оснащена БЧ TN-80 (начало разработки 1974г., начало поставки БЧ в войска - 1985г.), имевшей те же основные технические особенности, что и TN-81, но несколько более тяжелой, обладавшей менее совершенными функциями безопасности и менее устойчивой к ПФЯВ. Все БЧ TN-80 были заменены на TN-81 в 1987-1991 гг., что позволило также увеличить дальность стрельбы ракеты. Новая ракета ASMP-A также комплектуется БЧ TN-81, однако в перспективе ее планируется оснастить термоядерной БЧ TNA нового поколения, которая, будучи более легкой, безопасной и устойчивой к ПФЯВ, вместе с тем будет обладать возможностью выбора мощности подрыва от долей килотонны до сотен килотонн тротилового эквивалента (в пределе - до 300 кт), что существенно повысит эффективность и гибкость применения ракеты против различных целей. Будет расширен, как ожидается, и диапазон видов детонации. Выбор конкретной мощности подрыва и вида детонации будет осуществляться экипажем самолета-носителя перед запуском ракеты. Более легкая БЧ сможет также обеспечить дальнейшее повышение дальности стрельбы ракеты. По опубликованным данным, всего было изготовлено 84 ракеты ASMP и 65 БЧ для них. Тактико-технические характеристики
|
||||||||||||||||||
|
Новая тема Ответить |
Метки |
КРВБ |
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
ASMP Тактическая крылатая ракета (Франция) | ezup | Другие страны | 0 | 11.01.2020 23:57 |
Стратегическая крылатая ракета воздушного базирования AGM-129A (ACM) | ezup | Стратегические | 0 | 22.12.2013 23:25 |
Крылатая ракета воздушного базирования AGM-86B (AGM-86С/D) | ezup | Стратегические | 0 | 22.12.2013 21:06 |
Крылатая ракета воздушного базирования ASMP (ASMP-A) | ezup | Противокарабельные | 0 | 17.12.2013 00:54 |
Крылатая ракета воздушного базирования AGM-86B (AGM-86С/D) | ezup | Ракеты | 0 | 02.08.2012 12:38 |