Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 22.12.2013, 23:39 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Баллистическая ракета подводных лодок UGM-27C Polaris A-3
ezup
ezup вне форума

Базирование:
Подводная лодка
Система управления:
Программное управление
Боевая часть:
Спецбоеприпас
Применение:
Стратегические
Страна:
США
Дальность:
4730 км.
Год разработки:
1964 г.


Материалы предоставлены: М.А.Пашнев (г.Обнинск)


Ракета UGM-27C "Polaris-A3" была последней в семействе американских БРПЛ "Polaris", разработка которых началась с 1956 года. Принятие ее на вооружение пришлось на период резкого количественного/качественного роста и становления последней из трех составляющих американской "ядерной триады" - группировки атомных подводных ракетоносцев стратегического назначения, известных как "41 for Freedom". Сформировавшись к концу 1967 года, эта группировка лишь с конца 1980-х годов начала уступать свое место новейшей ракетно-ядерной системе ВМС США "Trident" - "Ohio".
Первые ракеты семейства - "Polaris-A1" и "Polaris-A2" - создавались в достаточно большой спешке, что не позволяло конструкторам оперативно внедрять в полном объеме самые новейшие технологии. Максимально раскрыть свой научно-технический потенциал на период начала 60-х годов американские ученые и инженеры смогли в процессе создания БРПЛ "Polaris-A3". Существенного прогресса по сравнению с предыдущими БРПЛ данного семейства удалось добиться благодаря тому, что консорциум создателей БРПЛ, возглавляемый корпорацией Lockheed, внедрил целый ряд принципиальных технологических усовершенствований - в двигателестроении, материаловедении, химии твердых топлив, электронике и т.д. Благодаря этому практически без увеличения габаритов ракеты ("Polaris-A3" была длиннее "Polaris-A1" чуть больше чем на метр при том же диаметре) удалось добиться резкого роста дальности стрельбы, точности стрельбы и боевой эффективности (в первую очередь за счет оснащения ракеты разделяющейся головной частью рассеивающего типа с тремя боевыми блоками). Успешное выполнение жестких габаритных ограничений позволило вооружить новыми БРПЛ не только строящиеся ракетоносцы, но и уже существующие ПЛАРБ.
Ракета вышла на летные испытания в августе 1962 года в своей опытной модификации, получившей название "Polaris-A3X". Первый пуск был удачным лишь частично, что, учитывая множество новых решений, примененных при конструировании ракеты, было уже достаточно большой удачей. Ракетой "Polaris-A3" предполагалось оснастить прежде всего новейшие ПЛАРБ класса "Lafayette", постройка которых началась в США в 1961 году и закончилась в 1967 году (всего тремя подсериями был построен 31 атомный подводный ракетоносец). Кроме того, данными БРПЛ планировали перевооружить и первые ракетоносцы классов "George Washington" (5 ПЛАРБ, строились в 1958-1961 г.г.) и "Ethan Allen" (5 ПЛАРБ, строились в 1961-1962 г.г.), которые при создании были вооружены БРПЛ "Polaris-A1" и "Polaris-A2", соответственно.
Летные испытания БРПЛ "Polaris-A3X" проходили на Восточном Испытательном Ракетном Полигоне (авиабаза Патрик, Флорида). Для испытаний использовались стартовые стенды LC25A и LC29A. Первый пуск с борта подводной лодки был выполнен в апреле 1963 года и закончился неудачей. С июня 1963 года новая БРПЛ получила обозначение UGM-27C. Последний пуск опытной модификации "Polaris-A3X" был выполнен в июле 1964 года (успешно), после чего было принято решение о принятии БРПЛ на вооружение. Всего по программе испытаний было выполнено 35 пусков (4 - неудачно), из них 11 - с борта ПЛАРБ. К моменту окончания программы запусков модификации A3X уже начались партионные пуски серийной модификации БРПЛ - "Polaris-A3". Первый состоялся (успешно) с борта ПЛАРБ в мае 1964 года, последний - в апреле 1968 года. Значительная продолжительность этапа партионных пусков объясняется не только стремлением максимально "отработать" новую ракету, но и большим числом подводных лодок, вступавших в строй с новой БРПЛ или переоснащаемых ею. Например, в течение 1964-1967гг. ракетами UGM-27C были переоснащены все 5 ПЛАРБ класса "George Washington", в 1965-1966 г.г. новые ракеты получили и 5 ПЛАРБ класса "Ethan Allen". Из 31 ПЛАРБ класса "Lafayette" ракетой UGM-27C первоначально были оснащены последние 23 лодки - первые 8 получили на вооружение более старую ракету "Polaris-A2". Впоследствии эти 8 ракетоносцев были перевооружены на ракеты "Polaris-A3" и "Poseidon-C3" (с 1970 года). Первый учебно-боевой пуск ракеты UGM-27C "Polaris-A3" с борта подводной лодки состоялся в ноябре 1965 года. На первое боевое патрулирование ПЛАРБ SSBN 626 "Daniel Webster" (класса "Lafayette") вышла в конце сентябре 1964 года.
Еще до окончания отработки базовой модификации ракеты "Polaris A-3" стартовал ряд программ модернизации, направленных на повышение ее эффективности. Основной упор был сделан на повышение ээфективности действия боевого оснащения ракеты в районе цели - прежде всего вероятности достижения самой цели в свете широкомасштабного развертывания работ по противоракетной и противокосмической обороне в СССР. Первой стала программа,целью которой было оснастить ракету КСП ПРО "PX-2",состоящим из легких ложных целей и дипольных отражателей. Летные испытания КСП ПРО с помощью БРПЛ "Polaris A-3X" проходили в период с августа 1962 по июль 1964 гг. В связи с предполагаемой невысокой эффективностью данного КСП ПРО по результатам испытаний было решено не оснащать им БРПЛ "Polaris A-3". В начале 1965 года на конкурентной основе был дан старт сразу двум программам по повышению вероятности преодоления боевым оснащением ракеты перспективных советских систем ПРО. Первыми двумя программами стали "Exo-PAC" и "Mark-Up". В ходе первой планировалось вместо одного из трех ББ ракеты установить т.н. "носитель средств прорыва", - "Penetration Aid Carrier (PAC)", - который должен был отделяться от ракеты наряду с ББ, после чего, осуществив с помощью собственных РДТТ самоориентацию в пространстве, выпустить из себя 7 специальных контейнеров со средствами прорыва (каждый такой контейнер должен был быть также оснащен РДТТ и представлять из себя в свою очередь устройство для развертывания легких ложных целей или дипольных отражателей). После окончания отделения контейнеров "PAC" должен был снова произвести самоориентацию и также играть в дальнейшем роль ложной цели. Программа "Mark Up" была нацелена на повышение устойчивости ББ (без уменьшения их числа) к ПФЯВ, прежде всего к ЭМИ. Однако уже в июле 1965 года с целью повышения эффективности программы "Exo-PAC" и "Mark Up" были объединены в одну,получившую наименование "Project Hexo". Кроме этого, было решено повысить и устойчивость самой БРПЛ к ПФЯВ, что осуществлялось в рамках программы "Topsy" - наиболее уязвимые узлы ракеты, прежде всего система управления, должны были приобрести повышенную устойчивость к ПФЯВ, в первую очередь к гамма-рентгеновскому и нейтронному излучениям. Уже в октябре 1965 года с целью дальнейшего повышения эффективности было решено объединить программы "Project Hexo" и "Topsy" - новая программа получила наименование "Antelope". В сентябре 1966 года в данную программу (без изменения ее названия) в качестве подпрограммы была включена и программа "Impala", целью которой являлась разработка тяжелых ложных целей, способных,в отличие от дипольных отражателей и легких ложных целей, прикрывать ББ почти до самой земли. По программе "Antelope" в 1966-1968 годах было проведено 6 испытательных пусков экспериментальной БРПЛ "Polaris-A3A", которая в будущем должна была трансформироваться в перспективную ракету "Polaris-B3". Вместе с тем, несмотря на существенное повышение вероятности прорыва перспективных советских систем ПРО и ПКО, дальность полета модернизированного образца снизилась с 4630км до 3710 км, что вызывало неудовольствие военных. Однако еще до окончания испытательной программы было принято решение об оснащении ракетоносцев класса "Lafayette" новой перспективной БРПЛ "Poseidon-C3", оснащенной РГЧ ИН. Программа "Antelope" была закрыта.
Первые 10 ракетоносцев классов "George Washington" и "Ethan Allen" из-за несовершенной конструкции пусковых шахт потенциально не могли быть перевооружены на ракеты "Poseidon-C3", в результате чего они вынуждены были остаться с БРПЛ "Polaris A-3". Однако желание так или иначе повысить эффективность боевого оснащения этих кораблей привело к появлению на свет очередной модификации ракеты "Polaris-A3", получившей название "Polaris-A3T". По сравнению с предшественницей она была оснащена улучшенной системой управления, более стойкой к поражающим факторам ядерного взрыва (при разработке этой системы были использованы результаты программы "Topsy"). Испытания усовершенствованной БРПЛ начались в ноябре 1966 года. Ракетами "Polaris-A3T" были в 1968-1970гг. оснащены и 4 британских атомных подводных ракетоносца класса "Resolution", которые были построены с американской помощью в рамках "пакта Нассау" от 1962 года. Британские ракеты оснащались БЧ британского производства и отличались системой окраски.
Учебно-боевые пуски ракет "Polaris-A3T" производились в акваториях Восточного и Западного Ракетного Испытательного Полигона (авиабаза Ванденберг, Калифорния). Последний пуск БРПЛ "Polaris-A3T" с борта американской ПЛАРБ состоялся в апреле 1979 года. К концу 1981 года, в связи с вводом в строй новейших ПЛАРБ класса "Ohio" и необходимостью удерживать общее число носителей и боезарядов в рамках, определяемых международными договорами, все американские ПЛАРБ с БРПЛ "Polaris-A3T" были выведены из состава стратегических сил постоянной готовности, ракетные отсеки были удалены, а лодки переклассифицированы для выполнения иных задач.
Британские ракетоносцы продолжали выполнять боевые патрулирования с БРПЛ "Polaris-A3T" на борту вплоть до 1985 года. К 1988г. в рамках программы "Chevaline" британские ракеты и их носители были существенно модифицированы (ракеты получили обозначение "Polaris-A3TK"), что позволило значительно повысить эффективность британских морских стратегических ядерных сил. Только в 1996 году БРПЛ "Polaris-A3TK" были сняты с вооружения ВМФ Великобритании и заменены на БРПЛ "Trident-II" D5, носителями для которых выступали новейшие ПЛАРБ класса "Vanguard".
Состав

Баллистическая ракета "Polaris-A3" (см.схему) частично унаследовала конструктивные особенности от своей предшественницы - БРПЛ "Polaris-A2". Ракета выполнена двухступенчатой с последовательным соединением ступеней, корпуса которых изготавливались из стеклопластика методом намотки стекловолокна с проклейкой эпоксидной смолой. За счет применения нового топлива на основе полиуретана, перхлората аммония и нитропластификатора, а также и экономии веса конструкции двигателя (и систем ракеты) удалось практически без изменения геометрических размеров (по сравнению с "Polaris-A2") заметно увеличить дальность стрельбы при одновременном увеличении забрасываемого веса.
Маршевый РДТТ первой ступени A3P, разрабатывавшийся фирмой "Aerojet General", имел четыре поворотных сопла. Сопла изготавливались из алюминиевого сплава со специальными покрытиями. Для управления вектором тяги двигателя на первой ступени ракеты применены кольцевые дефлекторы, установленные на каждом из сопел и сочлененные с соответствующими гидроприводами (эта система доказала свою жизнеспособность на БРПЛ "Polaris-A1" и "Polaris-A2"). Испытания показали высокую эффективность этого типа рулевого устройства и, в частности, возможность вывода ракеты на траекторию даже при значительном отклонении по вертикали в момент включения двигателя первой ступени. Система управления позволяла управлять ракетой по каналам тангажа, рыскания и крена. Двигатель включался электромеханическим приспособлением и мощным запалом, при этом хвостовые пробки сопел, предохранявшие двигатель от попадания воды при подводном ходе ракеты, выталкивались давлением рабочих газов в момент включения двигателя.
На ракетном двигателе второй ступени X-260, разработанном фирмой "Hercules Powder", установили четыре неподвижных сопла, также выполненных из алюминиевого сплава, а управляющие усилия создавались за счет впрыска фреона в закритическую часть сопел. Запас фреона хранился в тороидальном баке, который заполнялся в заводских условиях. Данная система позволяла уверенно управлять ракетой на участке работы второй ступени. Ступени соединялись с помощью переходника из алюминиевого сплава. Для разделения маршевых ступеней использовался огневой способ. В передней части переходника крепился заряд, срабатывавший в момент разделения. Такой способ использовался и используется практически на всех американских БРПЛ.
Полет ракеты после выхода из пусковой шахты ПЛАРБ осуществлялся по заранее заданной программе без корректировки с подводной лодки-ракетоносца, что предъявляло высокие требования к системам навигационной привязки и наведения комплекса. Примененная в комплексе автономная инерциальная система управления обеспечивала вывод ракеты на заданную траекторию, стабилизацию ее полета и выключение двигателя второй ступени ракеты при достижении заданной скорости. Аппаратура системы управления расположена в неотделяемом приборном отсеке, который находился в передней части корпуса второй маршевой ступени ракеты. Здесь размещались платформа с акселерометрами и блоком высокоскоростных гироскопов, программный автомат управления полетом, блок вспомогательной электроаппаратуры, вычислительная машина, источники питания и т.д. На ракете модификации "Polaris-A3T" электроника имела повышенную стойкость к ПФЯВ. Система управления была разработана фирмами "General Electric" и "Hughes" с участием Массачусетского Технологического Института ("Massachusetts Institute of Technology"). Она имела на 60% меньшую массу, чем инерциальная система управления БРПЛ "Polaris-A2".
Ракета "Polaris-A3" была впервые в мире оснащена разделяющейся головной частью (см.схему), рассеивающего типа (РГЧ такого типа не обеспечивала индивидуального наведения на цель каждого из трех блоков - прицелить можно было один из блоков, либо центр их группировки), включавшей в себя 3 ББ Mk2, каждый из которых содержал в себе термоядерную БЧ W-58 мощностью 200 кт. Разведение ББ осуществлялось по сигналу системы управления - все ББ одновременно отводились от рамы, на которой они крепились, с помощью системы гидравлических толкателей, придававших каждому ББ относительную скорость 5 м/с. Боевые блоки Mk2 на британских ракетах содержали в себе БЧ ET.317 британской разработки. На атмосферном участке стартовой траектории головная часть была прикрыта отделяющимся головным обтекателем.
В ракетном отсеке каждой ПЛАРБ, оснащенной ракетами "Polaris-A3", были установлены 16 пусковых установок. Каждая из них имела классическую конструкцию - состояла из шахты, крышки с гидравлическим приводом, уплотнения крышки, стального пускового стакана, мембраны и оборудования подачи низкотемпературной парогазовой смеси, вырабатывавшейся индивидуальным газогенератором для каждой ПУ. Система обеспечивает выброс БРПЛ с глубины не более 30-40м (в зависимости от класса ПЛАРБ) на высоту около 10м над поверхностью воды. Все 16 ракет могли быть запущены за 16 минут. Метод старта БРПЛ - только подводный.



Тактико-технические характеристики

Длина ракеты, м 9,86
Диаметр ракеты, м 1.37
Масса снаряженной БРПЛ, т 16,2
Масса боевого снаряжения (3 ББ), т 0,76
Дальность полёта, км 4630
Круговое вероятное отклонение, м 1000
Число ББ, шт 3
Мощность ББ, кт 200
Тяга двигателя 1 ступени на уровне моря, кН 356
Высота апогея траектории ГЧ, км 800
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
БРПЛ UGM-27C Polaris A-3


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Баллистическая ракета подводных лодок M20 ezup МБР морского базирования 0 28.05.2017 23:56
Баллистическая ракета подводных лодок Polaris A-3TK - Chevaline ezup Стратегические 0 22.12.2013 23:49
Баллистическая ракета подводных лодок UGM-27B Polaris-A2 ezup Стратегические 0 22.12.2013 23:37
Баллистическая ракета подводных лодок UGM-27A Polaris A-1 ezup Стратегические 0 22.12.2013 21:19
Баллистическая ракета подводных лодок Р-29 (РСМ-40) ezup Стратегические 0 20.12.2013 01:37