Старый 26.04.2013, 01:49 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию 2К10 Ладога / 3М2
ezup
ezup вне форума

Комплекс 2К10 "Ладога", ракета 3М2 - 2-х ступенчатая
Комплекс 2К10 "Ладога", ракета 3М3 (?) - 1-ступенчатая


Фронтовая управляемая баллистическая ракета. НИОКР начаты по постановлению СМ СССР №189-89 от 13 февраля 1958 г. о разработке "реактивного комплекса сухопутных войск с управляемыми ракетами на твердом топливе" "Ладога" и "Онега". Согласно постановлению СМ СССР ракету планировалось сдать на зачетные испытания в 3-м квартале 1960 г. Ракета разрабатывалась СКБ-172 (г.Пермь), главный конструктор М.Ю.Цирюльников. Ракета проектировалась как двухступенчатая. Первый этап летных испытаний проводился в 1960 г. на полигоне Капустин Яр. В ходе первых четырех пусков с работающей системой управления происходило разрушение ракеты перед окончанием работы двигателя второй ступени. В конце 1960 г. было решено отказаться от двухступенчатой схемы в пользу одной ступени. Опытная партия ракет и опытная ПУ изготовлена Петропавловским машиностроительным заводом на шасси автомобиля ЗИЛ-135Л. Бросковые испытания одноступенчатого варианта начаты в апреле 1961 г. Первые три управляемых пуска проведены в июле-сентябре 1961 г. - во всех трех пусках произошло разрушение ракеты на активном участке траектории из-за потери устойчивости и разрушения сопла двигателя. Доработка двигателя (сопла) - конец 1961 г. Опытная партия в 12 ракет с новым соплом были собаны на заводе №172 в начале 1962 г. Испытания проводились в первой половине 1962 г. - отмечено большое рассеивание, что, вероятно, было следствием неудовлетворительной работы СУ. Работы по ракете прекращены "как по неперспективному изделию" постановлением СМ СССР №231-113 от 3 марта 1962 г.

СПУ комплекса "Ладога" на шасси МАЗ-535Б на полигоне Капустин Яр (фото с http://www.russianarms.ru )

Наведение - инерциальное, на активном участке полета используется гироскопический измеритель скорости и счетно-решающее устройство управления режимами работы. В системе управления имелись каналы угловой стабилизации и управления центром масс в боковой и вертикальной плоскостях.

Пусковая установка:
СПУ на шасси МАЗ-535Б (около 1959-1960 г.г.) - СПУ проектировалась в СКБ-1 Минского автозавода, главный конструктор Б.Л.Шапошник.

СПУ на гусеничном ходу - на базе ГМ-123. Вероятно, для сравнительных испытаний с колесным СПУ на шасси МАЗ-535Б.

СПУ комплекса "Ладога" на базе ГМ-123 на полигоне Капустин Яр
(фото с http://www.russianarms.ru )

СПУ для серийного комплекса планировалось создать на шасси автомобиля ЗИЛ-135Л. Опытная СПУ изготовлена Петропавловским машиностроительным заводом.

Транспортно-заряжающая машина - полуприцеп 2У663, буксируемый автомобилем ЗИЛ-157В. Одна ракета на ТЗМ.


Двигатель - одноступенчатый вариант - 2 х РДТТ (маршевый и доводочный), маршевый установлен стандартно, доводочный в носовой части ракеты, после достижения необходимой скорости доводочный двигатель отделялся от ракеты ( скорее всего просто прекращал работу).

Количество ступеней - 2 на первой стадии проекта, окончательный вариант - 1 ступень с доводочным двигателем.

Длина - 9500 мм
Размах крыла - 1416 мм
Диаметр корпуса - 580 мм

Масса - 3150 кг

Типы БЧ:
- универсальная кумулятивно-осколочная разработки НИИ-6.

[IMG]file:///C:/DOCUME~1/WINDOW~1/LOCALS~1/Temp/moz-screenshot.png[/IMG]- ядерная БЧ, разрабатывалась КБ-11 (ВНИИЭФ, г.Саров / Арзамас-16) под руководством С.Г.Кочарянца по постановлению СМ СССР от 20 марта 1958 г. Обслуживание БЧ предполагалось вести с помощью передвижной ракетно-технической базы 2У659 "Степь" (Бр-211), машина сборки специальной БЧ с ракетой 2У661, машина-хранилище специальных БЧ 2У662.



Проекции общего вида ракеты 3М2 "Ладога" (Рябец А.Ф. Первые отечественные передвижные средства для хранения и стыковки СБЧ. // техника и вооружение. №11 / 2009 г.).

Статус:
СССР - на вооружении не состояла.
1960 г. - испытания в Капустином Яру первого двухступенчатого варианта ракет.
1961 г. - выпущена первая опытная партия ракет в одноступенчатом варианте.
1962 г. - произведена для испытаний вторая опытная партия в 12 ракет.

Источники:
Качук Н., Чехута В., Крепя ракетно-ядерный щит Отечества. // Армия. № 1, 2, 4-6 / 2007 г. (Беларусь)
Рябец А.Ф. Первые отечественные передвижные средства для хранения и стыковки СБЧ. // техника и вооружение. №11 / 2009 г.
Широкорад А.Б., Атомный таран ХХ века. М., Вече, 2005 г.

Russian Arms Forum. Сайт http://www.russianarms.ru, 2009 г.
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
2К10 Ладога / 3М2


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
ВТС «Ладога». Специальный транспорт для особых задач ezup Бронетехника СССР 0 15.08.2019 00:26
На опытовом судне «Ладога» поднят флаг ВМФ ezup Новости Сухопутных войск 0 02.10.2018 16:58
Тактический ракетный комплекс 2К10 «Ладога» ezup Тактические РК 0 26.08.2016 12:50
Опытные баллистические ракеты 3М2 «Ладога» и «Онега» (СССР) ezup Тактические РК 0 14.05.2016 22:26
Ладога SlyVixen Мир вокруг нас 3 24.10.2011 10:45