Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 05.12.2012, 10:24 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию HAL Tejas против JF-17 Thunder (Часть I)
ezup
ezup вне форума

Материал составлен на основе индийских и пакистанских форумов

Национальная гордость Индии…

Индия и Пакистан. Полувековой конфликт. Противостояние порождает локальную гонку вооружений. Когда США нужен был Пакистан, в борьбе против советских войск в Афганистане, и он открыто его поддерживал, все остальные западные страны не решались зайти на индийский рынок. К тому же индийский полуостров был практически в сфере влияния СССР.

Нельзя конечно сказать, что влияние западных оружейных школ обошло стороной индусов. Там здорово развернулись французы. Дело в том, что они в 1966 году вышли из военной составляющей НАТО и, видимо, негласно СССР не противился сотрудничеству Индии и Франции.

Франция начала поставлять вертолеты Aérospatiale SA 316B, позже наладив их серийное производство под именем HAL SA315B. Среди лавин лицензионных МиГов сумел проскочить на производство и HAL Jaguar I, (который был уже совместной разработкой Франции и Великобритании).
Великобритания тоже не хотела оставлять бывший доминион. После очередной индо-пакистанской войны индийские «Центурионы» показали полное превосходство над пакистанскими М-47, создав знаменитое «кладбище Паттонов». Британцы развернули лицензионную сборку своих легких истребителей Folland Gnat, которые индусы тоже с успехом использовали.

Но в конце 91 года Советского Союза не стало. Россия была озабоченна внутренними проблемами и внешнеполитические связи, которые начали давать трещину еще при Горбачеве, практически рухнули. К тому же Пакистан, до наложения на него санкций в 1998 году, вышел вперед по современному оружию, в частности его авиация имела на вооружении истребители F-16C, которым Индии практически нечего было противопоставить. В Индии была небольшая партия советских МиГ-29. Следующие поставки были произведены в 90-х, но Индия была недовольна качеством МиГов, как и российских, так и местных. За период с 2001-2008 годы Индийские ВВС потеряли в авиакатастрофах 54 истребителя МиГ различных модификаций. Посему Индия приняла решение купить «секонд-хенд» из 126 истребителей Mirage-2000. Но, амбициозные планы не срослись с бюджетом, в результате ВВС получили 41 одноместный вариант и 10 спарок. Но все эти шаги были довольно таки запоздавшими и Нью-Дели никак не покрывал разницу в современных истребителях для паритета с Пакистаном и Китаем, тем более что проект «национального истребителя» провалился!

Вообще, HAL Tejas (с санскрита – «бриллиант») оказался таким же «долгостроем», как и танк Arjun. Задание было получено еще в далеком 1983 году. Естественно, в нем было сказано, что он должен превосходить МиГ-21МФ, которые собирались сотнями на предприятиях Hindustan Aeronautics Ltd. Он должен был занят нишу рядом со шведским JAS.39 Gripen, французским Mirage 2000 и американским F-16. К тому же в 1985-ом вышли поправки: он должен иметь морской вариант, чтобы заменить истребитель вертикального взлета Sea Harrier. Вообще, самолет получил категорию: LCA (Licjhl Combat Aircraft - легкий боевой самолет).

Франция была упомянута не зря. К этому проекту были привлечены французы с фирмы Dassault, которые и сюда сунули свою «бесхвостку». Правда, если быть искренним, то она лучше всего подходила для короткого взлета с палубы индийских авианосцев и маневренного боя в горах на границе с Пакистаном.

Только 1987 году появились первые чертежи, а в 90-ом самолет начал воплощаться в металле. В 93-ем американская компания Lockheed Martin получила задание на БРЭО. И дальше – стоп. Только в 96-ом появился второй экземпляр самолета, который поднялся в воздух аж! в конце 98-го. Можно было бы злорадствовать, если бы нам не была знакома подобная ситуация.

Вообще, с миру по нитке - голому рубашка. На опытных самолетах стоял американский двигатель General Electric F404-GE-F2J3. Испытания силовой установки GTX-35VS Kaveri, проходили в 97-ом Жуковском. Вообще истребитель вышел дорогим в создании. Импортные комплектующие и композитные материалы обошлись Министерству финансов «в копеечку». Программа создания национального истребителя обошлась уже тогда Индии в 1,4 млрд. долларов. К сравнению, стоимость разработки более совершенного Northrop-McDonnell Douglas YF-23 равнялась 1,2 млрд. баксов, по ценам 1996 года.

В 1998 году Пакистан обзавелся ядерным оружием и Индия в ответ тоже бряцкнула испытаниями. Результат-эмбарго США и судьба уже готового самолета зависла в воздухе. В 2001 году вторая предсерийная машина с американскими двигателями и БРЭО поднялась в воздух, а сам самолет встанет в строй в виде серийных экземпляров только в 2013 году, ровно через 30 лет после получения задания.

В результате машина вышла устаревшей и не соответствовала современным требованиям. Уже в 2007 году появилось требование к модернизации еще «не готового» самолета в Mark -2, до уровня 4+. Четвертый экземпляр (LSP-4) самолета получил новые фазированно-антенную решетку (ФАР) , разработанный с помощью Израиля и авионику отечественного производства.







Появление в строю Пакистана JF-17 в 2009-ом году ускорило программу по доведению до ума самолета
В июне 2010-го 4-ый предсерийный самолет совершил полет на сверхзвуке с полной бомбовой нагрузкой. А уже в июле этого же года совершил свой первый полет (LSP-5) с отечественной силовой установкой.





Хотя контракт на поставку первых 20 LCA Tejas был подписан с Hindustan Aeronautics Limited еще 30 марта 2006 года, поставки та4к и не начались до сих пор. Сообщалось, что к 2022 году Индия будет иметь 6 эскадрилий LCA Tejas (2-е в варианте Мк-1 и 4-е в варианте Мк-2). Поставки самолетов Мк-1начнутся с апреля 2013 года, а Мк-2 с 2014-го.
Ресурс индийских Sea Harrier продлен до 2032 года (кто говорил, что украинские самолеты старые), но от разработок морского варианта LCA Tejas прототип NP-1 никто не отказался, хотя у него появился серьезный конкурент МиГ-29К, который обошел его на финише при комплектации легкого авианосца «Викрамадитья» (индусы просто не успели собрать свой образец). В планах Индии построить несколько авианосцев, в том числе и атомных и задержка с переделкой «Адмирала Горшкова» оставляет России мало шансов на этот контракт.






Технические характеристики
Экипаж: 1 человек
Длина: 13,2 м
Размах крыла: 8,2 м
Высота: 4,4 м
Площадь крыла: 37,5 м²
Масса пустого: 5 500 кг
Нормальная взлетная масса: 12 500 кг
Максимальная взлетная масса: 15 500 кг
Масса топлива во внутренних баках 3000 кг
Силовая установка:
1 × GTX -35VS Kaverei
Бесфорсажная тяга: 1 × 52,0 кН
Тяга на форсаже: 1 × 90,0 кНї

Лётные характеристики
Максимальная скорость: 1920 км/ч (1,8 Маха)
Практическая дальность: 2 000 км
Продолжительность полёта: 2,3 часа (без дозаправки)
Практический потолок: 15 950 м
Нагрузка на крыло: 221,4 кг/м²
Тяговооружённость: 0,73
Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9,0/-3,5 g

Вооружение
Пушечное: 1 × 23-мм двухствольная пушка ГШ-23, 220 снарядов
Точки подвески: 8 (по 3 под каждой консолью, центральнофюзеляжный и один слева под фюзеляжем для контейнеров с оборудованием)
Боевая нагрузка: 4 000 кг различного вооружения:
ракеты «воздух-воздух»: «Астра», Р-77 и Р-73
противокорабельные ракеты, управлемые и свободнопадающие бомбы, НАР

Продолжение следует…

















 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
истребитель


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
JF-17 «Thunder» переходит в 5-е поколение в разы быстрей прогресса «Tejas» и AMCA: упреждающий ход Китая (часть 2) ezup Авиация 0 13.03.2017 11:35
JF-17 «Thunder» переходит в 5-е поколение в разы быстрей прогресса «Tejas» и AMCA: упреждающий ход Китая (часть 1) ezup Авиация 0 13.03.2017 11:34
JF-17 «Thunder» переходит в 5-е поколение в разы быстрей прогресса «Tejas» и AMCA: упреждающий ход Китая (часть 1) ezup Авиация 0 08.03.2017 16:45
История ВВС и ПВО Югославии. Часть 10. Агрессия НАТО против Союзной Республики Югославия. Часть 1 ezup Военный архив 0 31.03.2015 23:47
HAL Tejas против JF-17 Thunder (Часть II) ezup Авиация 0 07.12.2012 10:14