Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 27.11.2012, 09:42 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Вертолет ДРЛО – Ка-31
ezup
ezup вне форума

Вертолет Ка-31 (изделие 503, по кодификации НАТО Helix-B) – вертолет радиолокационного дозора, созданный для нужд ВМФ СССР. Вертолет дальнего радиолокационного обнаружения был разработан на базе существующего корабельного транспортно-боевого вертолета Ка-29. Вертолет может базироваться как на кораблях самых различных классов, так и на суше. Местом базирования вертолета Ка-31 могут выступать все корабли, способные принять на свой борт вертолеты Ка-27 и Ка-29. Вертолет может применяться в сухопутном варианте для решения задач ПВО наземных войск. На сегодняшний день данный вертолет не имеет мировых аналогов.

Вертолет состоит на вооружении ВМФ России, по информации на 2012 год на вооружении флота находится 2 таких вертолета. Также Ка-31 поставлялся на экспорт и состоит на вооружении военно-морской авиации Индии и КНР. Индия располагает 9 вертолетами данного класса, при этом в 2009 году был заключен контракт на поставку еще 5 таких вертолетов (стоимость вертолета около 20 млн. долларов за единицу). На вооружении военно-морской авиации Китая на 2012 год также находилось 9 вертолетов Ка-31.

Вертолет ДРЛО Ка-31 предназначен для радиолокационного контроля воздушного и морского пространства, раннего обнаружения на дальних рубежах низколетящих целей типа крылатая ракета, вертолет, самолет, а также надводных кораблей и их опознавания. Вертолет в состоянии определять параметры траектории движения и координаты целей, передавать информацию о наблюдаемой и воздушной радиолокационной обстановке на корабли и командные пункты сухопутных войск.

Вертолет Ка-31 выполнен по соосной винтовой схеме. Несущая система и силовая установка машины были заимствованы у транспортно-боевого вертолета Ка-29. Изменения его конструкции были продиктованы необходимостью установки под днищем вертолета антенны РЛС, которая во время полета способна поворачиваться на специальном шарнирном устройстве и занимает рабочее вертикальное положение. Размах зеркала антенны РЛС, установленной на Ка-31, составляет 6 метров. В походном положении данная антенна прижата к днищу корпуса вертолета и зафиксирована.

Для обеспечения выхода и входа экипажа по правому борту транспортной кабины вертолета была установлена дверь. По бортам кабины экипажа вместо обычных сдвижных дверей были установлены аварийные люки со сдвижными остекленными створками, обладающими системой аварийного сброса. Вертолет обладал четырехопорным шасси, при этом передние опоры убирались в специальные обтекатели, которые располагались снаружи по бокам фюзеляжа вертолета. Основные опоры шасси поднимались вверх, освобождая пространство для вращения антенны РЛС в полете. Лопасти несущего винта были изготовлены из полимерных композиционных материалов и снабжены противообледенительной и электротепловой системой.

История создания и особенности

Необходимость в средствах ДРЛО на море была наглядно продемонстрирована во время англо-аргентинского конфликта из-за спорных Фолклендских островов. Из-за отсутствия в составе английских экспедиционных сил вертолетов или самолетов ДРЛО они не могли своевременно осуществлять поиск, обнаружение и последующий перехват низколетящих аргентинских самолетов. Применение в этом качестве эскадренных миноносцев закончилось для англичан неудачно – потерей 2-х таких судов («Ковентри» и «Шеффилд»).

Принимая во внимание данный военный конфликт, в 1985 году ОКБ им. Н. И. Камова получило задание на создание вертолета ДРЛО. При создании Ка-31 за основу был взять планер, силовая установка и несущая система уже производимого транспортно-боевого вертолета Ка-29. Главная сложность при его разработке заключалась в сопряжении мощной РЛС с остальным вертолетным пилотажно-навигационным оборудованием, а также налаживание стабильности вертолета в воздухе во время вращения антенне РЛС. Свой первый полет опытный образец нового вертолета совершил в 1987 году. После проведения серии достаточно длительных испытаний, машина в 1995 году была принята на вооружении военно-морской авиации России. Серийное изготовление вертолета велось на заводе, расположенном в городе Кумертау.

Вертолет Ка-31 предназначался для обнаружения воздушных целей, а также надводных кораблей и их сопровождения. Вертолет корабельного базирования предназначен для осуществления защиты от ударов с воздуха боевых соединений флота, которые действуют вне зоны действия самолетов ДРЛО и береговых РЛС. Данный вертолет не имеет аналогов в мировом вертолетостроении. Основу его бортового комплекса составляет достаточно мощная РЛС на твердотельных элементах, которая для функционирования в режиме кругового обзора имеет выпускаемую в полете антенну с плоской фазированной антенной решеткой (ФАР). В походном положении антенна просто располагается под днищем фюзеляжа.

Установленный на вертолете бортовой радиоэлектронный комплекс позволяет Ка-31 вести автоматизированный полет по заранее запрограммированному маршруту в любых климатических и погодных условиях. РЛС позволяет вертолету ДРЛО одновременно обнаруживать и сопровождать на автомате до 20 целей.

Информация обо всех обнаруженных целях в автоматическом режиме передается по телекодовому каналу связи на различные пункты управления. На Ка-31 установлена система дальнего радиолокационного обнаружения «Око» (Е-801), созданная в нижегородском НИИ радиотехники. Во время обычного полета она плотно прилегает к нижней поверхности фюзеляжа машины, создавая при этом минимальное аэродинамическое сопротивление. При переводе антенны в рабочее положение она отклоняется вниз на 90 градусов, при этом стойки шасси вертолета слегка поднимаются вверх, для того чтобы шасси не мешало работе РЛС в режиме вращения. РЛС с ФАР весит 200 кг, площадь антенны составляет 6 кв. метров, а ее длинна 5,75 метров. Антенна в состоянии обеспечить обнаружение и последующее сопровождение до 20 целей. Цели класса «истребитель» обнаруживаются на удалении в 100-150 км, а надводные цели класса «корабль» обнаруживаются на удалении в 250-285 км.

Вертолет Ка-31 оснащается пилотажно-навигационным комплексом (ПНК), разработанным в КБ приборостроения города Саратова. В то время, когда антенна РЛС находится в выпущенном, рабочем положении, ПНК вертолета обеспечивает стабилизацию угловых положений, а также геометрической или барометрической высоты полета; полет в зоне дозора по типовым траекториям; автоматизированный вывод машины на аэродром или корабль; вывод в точку совершения посадки с помощью сигналов посадочных РЛС. Имеющаяся на вертолете радиотехническая система дальней навигации позволяет обеспечить непрерывное считывание географических координат Ка-31 (широты и долготы), а также автоматизированное вертолетовождение по заранее запрограммированному маршруту с последующим возвратом к точке своего базирования.

Для передачи полученной информации о тактической обстановке по открытым и закрытым каналам телекодовой связи на вертолете ДРЛО Ка-31 установлен специальный комплекс связи. При высоте полета на уровне 1500-3000 метров передача телекодовой информации с борта воздушного судна возможна на расстояние не менее 150 км. При этом автоматическая регистрация полетных параметров производится при помощи специальной аппаратуры магнитной записи «Тестер-3К».

Ка-31 ВМС Индии

В случае применения вертолета в интересах сухопутных войск Ка-31 может дислоцироваться на небольших неподготовленных площадках, расположенных вблизи мобильных зенитно-ракетных комплексов, обеспечивая для них целеуказание. Стоит отметить, что в связи с ликвидацией в составе российского флота кораблей проекта 1143 интерес к данной машине со стороны заказчика существенно упал и в серийное производство для нужд ВМФ России вертолет не пошел. Единственные 2 машины, имеющиеся в составе флота, базируются на ТАКР «Адмирал Кузнецов». При этом есть основания полагать, что число вертолетов данного класса в составе российского флота увеличится с вводом в строй вертолетоносцев-доков проекта «Мистраль».

Таткико-технические характеристики Ка-31

Размеры: диаметр главного винта – 15,9 м., длина – 11,6 м., высота – 5,5 м, ширина – 3,8 м.
Масса, максимальная взлетная – 12 500 кг.
Тип двигателя – 2 ГТД ТВ3-117ВК, мощностью 2х1660 кВт.
Крейсерская скорость – 220 км/ч.
Максимальная скорость – 255 км/ч.
Практическая дальность полета – 680 км.
Продолжительность полета – 2 часа 30 минут.
Практический потолок – 5 000 м.
Экипаж – 3 чел.

Источники информации
-http://www.opoccuu.com/251111.htm
-http://www.vertolet-media.ru/helicopters/kamov/ka-31/
-http://www.airwar.ru/enc/sh/ka31.html
-http://ru.wikipedia.org



Автор Юферев Сергей
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 10.12.2019, 22:40 #2   #2
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Вертолет ДРЛО – Ка-31
ezup
ezup вне форума

Вертолёт ДРЛО Ка-31 (СССР)



Развитие самолетов и вертолетов корабельного базирования в ведущих зарубежных странах в Советском Союзе изучали очень внимательно. Под карандаш, как говорится. В результате командование Военно-морского флота Советского Союза решило от вероятного противника не отставать и приступило к работам в данной области, подключив к ним профильные научно-исследовательские институты и предприятия оборонно-промышленного комплекса. Однако если в части, касающейся палубных самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления возникли объективные сложности (в том числе и связанные с отсутствием носителей таких самолетов, т.е. авианосцев, подходящих размерений и водоизмещения), то в отношении вертолетов добиться успеха отечественным специалистам, как говорится, сам Бог велел.

В результате, в начале 1980-х гг. было принято решение о необходимости создании перспективного комплекса радиолокационного дозора на базе вертолета корабельного базирования. Выбор, что неудивительно, пал на машину камовской фирмы - палубный транспортно-боевой вертолет Ка-29, первоначально обозначавшийся Ка-252ТБ. Активные работы по новой винтокрылой машине, получившей на этапе научно-исследовательских работ обозначение Ка-252РЛД (РЛД - от «радиолокационный дозор»), а затем переименованной в Ка-31, развернулись в стране с 1985 г., а уже в 1986 г. были утверждены эскизный проект и полномасштабный макет вертолета. Для постройки двух летных прототипов Ка-31 решили использовать имевшиеся на подмосковном Ухтомском вертолетном заводе имени Н.И. Камова два недостроенных планера вертолетов Ка-29, которые имели серийные номера 03Д1 и 03Д2, а уже позже, перед самым началом летных испытаний, на данные машины нанесли бортовые номера «031» и «032» голубого цвета. Одно из заметных внешних отличий Ка-31 от базового Ка-29 - дополнительные топливные баки в удлиненных наплывах фюзеляжа за кабиной экипажа.

Поскольку основной задачей нового авиационного комплекса радиолокационного дозора стало дальнее радиолокационное обнаружение днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях воздушных, в первую очередь скоростных низколетящих, целей (таких как, например, самолеты ударной авиации и противокорабельные и крылатые ракеты), а также различных надводных целей, то главным его «оружием» стал специализированный бортовой радиотехнический комплекс контроля воздушной и надводной обстановки Е-801 «Око», созданный на базе новой радиолокационной станции на твердотельных элементах, которая работала в дециметровом диапазоне волн, а ее вращающаяся достаточно громоздкая антенна с фазированной решеткой для обеспечения кругового сектора обзора была размещена под фюзеляжем. В нерабочем положении антенна складывается, не выступая за длину стоек шасси, а в полете - опускается, тогда как основные опоры шасси в целях обеспечения нормальной работы антенны подтягиваются вверх, а передние опоры - убираются в специальные обтекатели вдоль по полету. Информация о целях в автоматическом режиме по телекодовому каналу связи передается на соответствующие наземные и корабельные пункты управления или другие потребители информации.



Радиотехнический комплекс Е-801 «Око» был создан специалистами Горьковского НИИ радиоэлектроники. Назначение комплекса - контроль воздушной и надводной обстановки; обнаружение низколетящих воздушных целей и надводных объектов, а также измерение их координат; опознавание государственной принадлежности обнаруженных целей и пеленгация источников активных помех. Работа комплекса - полностью автоматизирована: после включения комплекса, выпуска антенны и выбора режима работы комплекса роль летчика-штурмана заключается лишь в осуществлении контроля за работой аппаратуры и наблюдении за целями на экране индикатора. При этом встроенная система контроля позволяет осуществлять поиск неисправности с глубиной до конструктивно-сменного блока. А для обеспечения значительных потребностей комплекса в электроэнергии, на вертолете разместили энергоузел с мощной вспомогательной силовой установкой типа ТА8К, которую установили за главным редуктором.

Пилотажно-навигационный комплекс нового вертолета, который разработало Саратовское конструкторское бюро приборостроения, обеспечивал не только стабилизацию полета машины с вращающейся антенной, но также и выдерживание заданных параметров курса и высоты полета, полет по заданному маршруту, автоматический заход на посадку и зависание на высоте 25 метров над местом посадки. В составе бортового радиоэлектронного оборудования Ка-31 также числится комплексная авиационная бортовая индикационно-вычислительная система КАБРИС-31 разработки компании «Кронштадт», которая используется в качестве индикатора основного радиотехнического комплекса, а также как резервная навигационная система. Функционально КАБРИС представляет собой программно-аппаратный комплекс с базовым программным обеспечением и функциями, подвергающимися модификации в зависимости от типа вертолета, его назначения и круга решаемых задач.

КАБРИС-31 совмещает в себе функции: индикатора радиолокационной информации, поступающей от установленной на вертолете РЛС дальнего обнаружения, на фоне электронной карты; источника цифровой карты «суша - море» для фильтрации первичной радиолокационной информации; пульта управления режимами РЛС; навигационных систем GPS (NAVSTAR) и ГЛОНАСС, а также регистратора изображения экрана для объективной оценки работы экипажа и оборудования.

Первый опытный вертолет радиолокационного дозора Ка-31 был облетан в 1987 г., в течение следующих трех лет авиационный новый авиационный комплекс успешно прошел государственные испытания, а на Кумертауском авиационном производственном объединении, назначенном для серийного выпуска новой машины, одновременно была начата соответствующая подготовка. Казалось, перед новой отечественной машиной, без преувеличения - уникальной и не имевшей, да и не имеющей до сих пор, достойных аналогов в мире - открывается большое и светлое будущее. Однако в дело вновь, как уже бывало неоднократно, в дела военных и разработчиков вмешалась политика.



Распад Советского Союза и обвальное сокращение оборонного бюджета вкупе с прекращением в стране программы авианосного кораблестроения и списанием в утиль имевшихся у флота авианесущих кораблей привели к тому, что Ка-31 оказался заказчику больше не нужен. Для уникального вертолета в новой структуре российского флота просто не осталось места, хотя задачи то дальнего радиолокационного обнаружения и управления своими силами и средствами в интересах надводных сил и авиации флота никто вообще-то не отменял. Хотя, как представляется, данный вертолет мог бы найти и широкое применение в Сухопутных войсках, но те почему-то не увидели в нем ценности.

Впрочем, бросать почти доведенную до логического завершения программу тоже было как-то нерационально, а потому после программы испытаний и доводки всех систем нового авиационного комплекса, которая затянулась на несколько лет ввиду существенно сократившегося объема финансирования, вертолет радиолокационного дозора Ка-31 в 1995 г. был наконец-то принят на вооружение ВМФ России. Правда в серию машину так и не запустили, поэтому морская авиация длительное время имела в своем распоряжении всего лишь два вертолета типа Ка-31, которые эксплуатировали по мере сил и возможностей техники.

Фактически перезапустил программу отечественного вертолета радиолокационного дозора, как уже бывало не раз в новой российской истории, зарубежный заказ: в 1999 г. по запросу командования ВМС Индии национальным Министерством обороны был подписан контракт стоимость 207 млн долл. на поставку 9 вертолетов Ка-31 в экспортной комплектации, которые предполагалось включить в состав корабельной авиагруппы перспективного индийского авианосца, создаваемого на базе российского тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» и сегодня носящего им «Викрамадитья». Как результат - в Кумертау все же начали пусть и малой партией, но все же серийный выпуск данной уникальной винтокрылой машины - «всевидящего ока» флота.

Первая машина была торжественно включена в боевой состав авиации ВМС Индии 16 мая 2001 г., а к концу 2004 г. индийский флот получил все заказанные машины. Судя по всему, возможностями и надежностью российской машины ВМС Индии остались довольны, а потому в 2009 г. был подписан новый контракт еще на 5 вертолетов. Следующим зарубежным заказчиком вертолетов Ка-31 стал Китай, у которого в процессе реализации сверхамбициозной программы создания океанского ракетно-ядерного флота, включающего мощные авианосные силы, также возникла потребность в авиационных комплексах дальнего радиолокационного обнаружения и управления корабельного базирования. И поскольку с самолетами у китайских адмиралов возникли примерно такие же сложности, как и у их советских коллег, то вполне закономерно выбор командования ВМС НОАК пал на палубные вертолеты радиолокационного дозора, которые на тот момент фактически были только у россиян. В итоге между Россией и Китаем был подписан контракт на поставку 9 вертолетов, первый из которых заказчик получил в ноябре 2010 г.

Лётно-технические характеристики Ка-31
Экипаж: 3 чел.
Диаметр несущих винтов: 15,90 м
Длина фюзеляжа: 11,60 м
Ширина фюзеляжа: 3,80 м
Высота: 5,50 м
Вес пустой: 5520 кг
Нормальная взлётная масса: 11400 кг
Максимальная взлётная масса: 12500 кг
Силовая установка: 2 х ТВЗ-117ВМА, Мощность 2 х 2200 л.с.
Вспомогательная силовая установка: ТА-8К
Эквивалентная воздушная мощность: 107 кВт
Крейсерская скорость: 220 км/ч
Максимальная скорость: 250 км/ч
Дальность полёта практическая: 680 км
Статический потолок: 3500 м
Динамический потолок: 5000 м




 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
Ка-31


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
В Болгарии рухнул военный вертолет вертолет Ми-17 ezup Авиационные происшествия 0 12.06.2018 00:07
Вертолет Ми-12 ezup Вертолеты 2 28.09.2017 11:31
Вертолет Ка-32 ezup Вертолеты 2 26.04.2016 23:22
Вертолет ezup Истории, рассказы, притчи 0 28.05.2015 22:16
Вертолет Ка-62 ezup Вертолеты 0 20.05.2012 00:02