RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > Авиация » А он, чудак, не мог понять никак, куда улетать…

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 11.05.2025, 22:08 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию А он, чудак, не мог понять никак, куда улетать…
ezup
ezup вне форума



Некоторое время тому назад мы неплохо так рассмотрели во всех возможных ракурсах эту штуковину, которую ВВС США не так давно приняли на вооружение. И вот тогда был поставлен вопрос применения этого, с позволения сказать, самолета.

Не секрет, что ОА-1К сделали из самолета сельскохозяйственной авиации, и тогда толком не получилось сформировать понимание того, где и как будет воевать этот штурмовик. И вот ВВС США пришли к нам на помощь, опубликовав ряд публикаций, которые подхватили профильные СМИ. И в итоге получилось если не понимание концепции этого штурмовика, то хотя бы понимание видений тех, кто его заказывал.

Сама по себе идея такого самолета казалась странной донельзя: Air Tractor AT-802, исходная модель, не обладал никакими выдающимися качествами. Это был обычный самолет для сельскохозяйственной авиации.


ОА-1К движется при помощи 1600-сильного Pratt & Whitney PT6A-67F, который позволяет разогнать самолет аж до 400 км/ч. Но это максимум, крейсерская скорость не более 330 км/ч. Дальность полета неплохая, 2 400 км на высоте не более 3 000 метров. В общем, «воздушный трактор» может летать долго и далеко, если никуда не спешить.

Ну и у него есть 12 точек подвески, на которые можно нацеплять до 3 100 кг боевых грузов. Это с одной стороны, весьма приличная цифра, с другой – на полет при максимально заправленном баке уйдет часов 10. В целом ничего такого, сегодня полеты и более долгими бывают, вопрос только в обеспечении жизнедеятельности летчика, а так все нормально.

Итак, мы имеем самолет, который способен взять три тонны бомб и ракет и утарахтеть с ними довольно далеко. На 1200 км в одну сторону.


Возникает вполне здравый вопрос: а зачем?

Ладно, допустим, с помощью этих самолетов можно довольно долго патрулировать, скажем, границу с Мексикой, откуда идет наркотрафик. Но 75 самолетов (а именно столько заказали ВВС США) для такой работы явно будет многовато. Да и сегодня любую границу проще прикрыть дронами, у которых за спиной будут барражирующие боеприпасы. И этот тандем способен сегодня решить очень много задач, в том числе и блокаду определенного района или участка.

ВВС США считают, что беспилотники, запускаемые с воздуха, оружие дальнего радиуса действия и способность летать из удалённых мест могут повысить эффективность OA-1K в высокоманевренных боевых действиях.

Интересное мнение, но вот «высокоманевренные действия» и 300 км/ч – это вызывает странные ощущения.

Вопросы о будущем нового лёгкого штурмовика ВВС США OA-1K продолжают возникать на фоне продолжающегося перехода к подготовке к потенциальным конфликтам с равными по силе противниками, а не к борьбе с повстанцами и другим операциям низкой интенсивности, для которых первоначально предназначался лёгкий штурмовик для специальных операций. Вопрос о том, может ли эта программа быть закрыта в рамках пересмотра приоритетов Пентагона при президенте Дональде Трампе, также вызывает большой интерес.

Скажем честно – если программа не глянется старине Дональду, то от нее только рожки останутся. Без ножек. 3 миллиарда долларов – это уже не деньги. Это сумма, причем, такая, за которую Трамп сперва отвинтит головы исполнителям, а потом начнет задавать вопросы. Так что, уверен, в командовании ВВС не то, что напряглись, там в панике придумывают, куда бы деть эти тарахтелки, да так, чтобы выглядело разумно.

Ну и начались «забросы» в различные СМИ типа того же The War Zone с рассказами о том, как могут быть полезны эти самолеты.


Естественно, первым делом начались сказки о том, какую огромную роль может сыграть ОА-1К в будущих крупномасштабных боевых действиях на Тихом океане. Понятно, что на условиях анонимности.

Вот цитата из статьи Говарда Альтмана, где некий высокопоставленный (или высокопосаженный) чин из ВВС США вещал о роли ОА-1К.

«То, как OA-1K будет выглядеть в первый день, не обязательно будет таким же, как он будет выглядеть в 1000-й день. По мере того, как мы будем внедрять его, он будет продолжать совершенствоваться в соответствии с требованиями, которые нам предъявляют поддерживаемые нами силы. Мы тесно сотрудничаем со всеми этими силами, даже сейчас, формируя первоначальные, а затем и растущие требования, которые, я уверен, мы будем предъявлять к этой платформе в будущем».

Этот шедевр мыслеизложения требует перевода. Есть ВВС и есть некие силы, которые пользуются поддержкой ВВС. То есть, наземные войска. У ВВС есть некий самолет, который можно использовать для поддержки этих сил. И ВВС очень тесно сотрудничает с этими силами, пытаясь выработать концепцию применения некоей тарахтелки, которую можно использовать для поддержки этих сил.

Вообще учитывая сельскохозяйственное прошлое штурмовика, у него полный порядок с посадкой и взлетом на неприспособленных для этого участках местности. Как По-2 у нас и «Шторьх» у немцев 80 лет назад. Так что выработать концепцию не так уж и сложно: новое – это очень хорошо забытое старое.

А вот «растущие требования» - это самое то! Это модернизации и доработки по требованию тех самых сил, которых надо поддержать, то есть, к трем миллиардам еще какое-то количество миллионов.

По мнению некоторой части американцев, OA-1K
«был спроектирован как очень гибкая система. Важным элементом платформы, опять же, является концепция модульности и архитектуры открытых систем. Это дает возможность конфигурировать самолет для выполнения конкретной миссии. Это могут быть возможности ISR (разведки, наблюдения и рекогносцировки), ударные возможности… Но на следующий день ситуация может измениться, и вы сможете быстро оценить возможности платформы для конкретной задачи».

Изначально предполагалось, что OA-1K будет самолётом, способным выполнять задачи непосредственной авиационной поддержки, вооружённого патрулирования и разведки, в первую очередь для поддержки сил специальных операций, а также для работы в разрешённом воздушном пространстве. Программа вооружённого патрулирования SOCOM, в результате которой появился Skyraider II, была запущена в 2020 году, но опиралась на многолетний опыт других неудачных программ лёгких штурмовиков и связанных с ними испытаний и оценок, которые во многом определялись требованиями эпохи Глобальной войны с терроризмом (GWOT).

Другой ключевой целью программы Armed Overwatch было высвобождение тактических боевых самолётов, бомбардировщиков и других летательных аппаратов, которые использовались в этих целях в таких странах, как Афганистан и Ирак, для выполнения более сложных и/или приоритетных задач, а также снижение дорогостоящего износа этих платформ из-за постоянных вылетов на короткие расстояния.

Преимущество лёгкого штурмовика, такого как OA-1K, заключается в том, что его можно перебросить с минимальным логистическим обеспечением в отдалённые районы, даже там, где практически отсутствует инфраструктура. Это, в свою очередь, приблизит их к районам эксплуатации, сократит время в пути и повысит доступность на местах, и всё это без необходимости в очень востребованной поддержке воздушных танкеров.

Тем не менее, SOCOM выбрала OA-1K победителем конкурса Armed Overwatch в 2022 году, к тому времени вооруженные силы США были выведены из Афганистана и более масштабный поворот к подготовке к высококлассным операциям с особым прицелом на Тихий океан был в самом разгаре.

Американские вооруженные силы ожидают столкнуться с гораздо более мощными средствами ПВО большей дальности действия в любом крупномасштабном конфликте, особенно в войне против Китая. Военно-воздушные силы открыто предупредили о потенциальной угрозе противовоздушных ракет, способных поражать цели на расстоянии до 1600 километров, которые появятся в ближайшие десятилетия. Это, в свою очередь, уже поставило под сомнение целесообразность использования Skyraider II, а также других самолётов специального назначения, более подходящих для менее масштабных операций.

Согласитесь, за фразу «более подходящих для менее масштабных операций» можно простить многое.


Итак, вот он, самый интересный вопрос: как можно поддержать дружественные силы, если бы они находились в Тихом океане или где-либо ещё? У OA-1K, безусловно, есть некоторые задачи и миссии, которые он может выполнять, оказывая поддержку наземным силам. Но если речь идет о крупномасштабной боевой операции, да в партнёрстве с другими подразделениями SOCOM (Командования специальных операций США), что он мог бы делать?

«Эффект запуска» — это общий термин, который американские военные используют для обозначения беспилотных летательных аппаратов, которые могут запускаться с воздушных, наземных и морских платформ и использоваться в качестве одноразовых атакующих средств или для выполнения других некинетических задач, включая радиоэлектронную борьбу, разведку и ретрансляцию сигналов. Этот термин отражает всё более размытые границы между несколькими категориями беспилотных летательных аппаратов, особенно традиционными крылатыми ракетами и беспилотными летательными аппаратами-камикадзе большой дальности.

Действительно, а чем отличаются «Калибр» и «Герань»? Кроме цены – только количеством переносимой взрывчатки. Все остальное, а главное – принцип применения, практически совпадают.

Представитель ВВС не уточнил, какие «запускаемые эффекты» может нести OA-1K в будущем, но в США растёт число соответствующих проектов, которые уже находятся на разных стадиях разработки как в армии, так и в частном секторе. У Командования специальных операций также есть программа Small Cruise Missile (SCM), в первую очередь предназначенная для обеспечения новых возможностей нанесения ударов на большом расстоянии для боевого вертолёта AC-130J Ghostrider, но она может быть применима и к другим платформам, таким как Skyraider II.


Да, все так ничего, но AC-130J — ещё одна платформа AFSOC, вызывающая вопросы о её актуальности в будущих крупномасштабных сражениях. А ради единичных применений не стоит городить огород, в котором будут размещаться сотни таких аппаратов.

В 2023 году компания L3Harris, производитель Skyraider II, также заявила, что смоделировала потенциальную загрузку самолёта, которая включала противокорабельные ракеты AGM-84 Harpoon и противокорабельные ракеты большой дальности AGM-158B Joint Air-to-Surface Standoff Missile-Extended Ranges (JASSM-ER), согласно журналу National Defense Magazine.

AGM-84 и AGM-158B — это традиционные противокорабельные и противотанковые крылатые ракеты воздушного базирования соответственно. Компания L3Harris также выполняла работу по моделированию независимо от своих контрактов с SOCOM. Вышеупомянутая программа SCM и другие подобные ей программы в вооружённых силах США в значительной степени ориентированы на предоставление более дешёвых альтернатив таким боеприпасам, как «Гарпун» и JASSM-ER. Как говорится – дешевому самолету – дешевая ракета?

Компания L3Harris предложила бомбы малого диаметра GBU-39/B (SDB) и GBU-53/B StormBreaker, бомбы малого диаметра SDB II, в качестве потенциальных вариантов вооружения для OA-1K в будущем. GBU-39/B и GBU-53/B обеспечивают определённую дальность поражения и возможность поражать неподвижные и движущиеся цели на расстоянии десятков километров.

В остальном перспективные варианты вооружения, предложенные для OA-1K на сегодняшний день, соответствуют первоначальному предназначению самолёта для выполнения задач с низкой интенсивностью и основаны на сочетании высокоточных боеприпасов, не требующих применения с большого расстояния.

К ним относятся ракеты AGM-114 Hellfire, 70-миллиметровые ракеты Advanced Precision Kill Weapon System II (APKWS II) с лазерным наведением и 500-фунтовые бомбы GBU-12 с лазерным наведением. Также были предложены контейнеры, позволяющие «Скайрейдеру II» запускать боеприпасы из общих пусковых труб (CLT), которые могут включать высокоточные ракеты и бомбы, а также беспилотные летательные аппараты. OA-1K также сможет нести контейнерные системы датчиков.


Схема загрузки лёгкого штурмовика Air Tractor AT-802U, на базе которого создан OA-1K

Вообще-то для Skyraider II запуск с большого расстояния может открыть дополнительные возможности при боевом применении самолёта. И здесь нужно вспомнить о высокоточных системах типа Adaptive Airborne Enterprise. Вообще-то А2Е собирались использовать на AC-130J, но есть информация о том, что OA-1K также может быть носителем компонентов системы.

Adaptive Airborne Enterprise (А2Е) — «Адаптивная авиационная система на основе коммерческих решений», подразумевает создание семейства БЛА дальнего действия, включающая в себя семейство крупных БЛА и семейство одноразовых малых БЛА различных типов (разведывательных, ударных, ретрансляторов, постановщиков помех и т.п.). Фактически это аналог концепции ALE (Air Launched Effects) Армии США.

Конечно, ОА-1К будет смотреться просто смешно рядом с AC-130J, который можно прилично загрузить различными БПЛА, но… не то чтобы «а чем черт не шутит», но парочку беспилотников подвесить можно. Вопрос – зачем?

A2E является общим термином для концепций операций, которые AFSOC совершенствует уже несколько лет и которые направлены на повышение мобильности за счёт сокращения численности личного состава и логистических затрат. До сих пор работа в рамках A2E была в значительной степени сосредоточена на беспилотнике MQ-9 Reaper, но в прошлом ВВС ясно дали понять, что эта концепция распространяется на другие воздушные платформы, как пилотируемые, так и беспилотные, а также на дружественные наземные и морские силы. Сетецентричность во всей красе.

Другим ключевым элементом A2E является изучение того, как можно использовать возможности в зонах повышенного риска. Это особенно актуально для такой платформы, как OA-1K, которая может применять управляемые боеприпасы из своего воздушного пространства, но для поддержки операций в прилегающих зонах повышенного риска.

Самолёты Skyraider II потенциально могут быть переброшены на передовые позиции, где они смогут проводить аналогичные операции в пределах зоны, контролируемой армией США. Подобные концепции операций были выдвинуты армией США и другими подразделениями вооружённых сил США в последние годы с особым вниманием к обеспечению пригодности менее живучих платформ для более масштабных конфликтов.


Графическое изображение «оперативного видения» (OV) для адаптивного воздушно-десантного подразделения (A2E), предполагающего взаимодействие между платформами и силами в зонах боевых действий

Благодаря своей мобильности и небольшому размеру OA-1K может оказаться сложной целью для обнаружения противником, по крайней мере, если речь идет о радарах. Самолёт также может быть полезен для обеспечения локальной поддержки войск и наблюдения за передовыми оперативными точками, такими как позиции и укрепления, скажем, на небольших островах. И да, такой штурмовик может оказаться неплохим средством противодействия беспилотникам. В частности, ракеты «воздух-воздух» APKWS II, которые, как ожидается, будут в арсенале Skyraider II, уже зарекомендовали себя как неплохое оружие против беспилотников, и их возможности в этом отношении будут расширяться.

Здесь вся проблема, на мой взгляд, в том, что SOCOM и AFSOC по-прежнему рассчитывают на то, что им будут поручать миссии с меньшей интенсивностью и сценарии реагирования на кризисные ситуации в условиях более разрешённого воздушного пространства, где не обязательно применение F/A-18 и F-15. Именно вся эта контртеррористическая возня, ставшая такой модной в последнее время, и привела к приобретению OA-1K.

Вот только количества какие-то явно запредельные.

Цитата все из того же интервью:

«У нас все еще есть это требование со стороны SOCOM в палате представителей, относительно участия в борьбе с терроризмом, реагированию на кризисы, противодействию VEO (акциям вооруженных экстремистских организаций). И действительно, изначально такова была концепция OA-1K, это была экономически эффективная платформа в среде борьбы с экстремизмом. Так что это все еще актуальный набор задач.

А продолжение взаимодействия с союзниками и партнёрами в Тихоокеанском регионе в ходе боевых действий низкой интенсивности, в которых актуален OA-1K, остаётся важным способом выстраивания отношений между военными, которые могут распространиться на будущий крупный конфликт».

Чувствуется некая неуверенность, не так ли?

Но для того, чтобы всё расставить по местам, необходимо учесть и то, как видят ОА-1К в ВВС США. А Военно-воздушные силы также рассматривают возможность использования OA-1K ближе к дому, в том числе для обеспечения безопасности границ. С января администрация президента Дональда Трампа значительно расширила военную поддержку правоохранительных органов вдоль южной границы с Мексикой, а также в прилегающих акваториях.


Skyraider II станет более дешёвой альтернативой беспилотникам MQ-9 Reaper, которые поддерживали эти операции, а также дополнит более совершенные платформы ISR, которые используются сейчас, или даже заменит их в более ограниченном масштабе.

Итого. ВВС США готовят «воздушному трактору» роль патрульного самолета на границе с Мексикой. Да, это длинная (3 145 км) граница, которую пересекают легально и нелегально. Однако в настоящее время куда эффективнее использовать дрон, чем самолет с экипажем.

В этом плане все понятно: дрон может часами патрулировать район, сменяя операторов. Экипаж самолета рано или поздно устанет и потеряет бдительность. Как перехватчик ОА-1К тоже может уступить беспилотнику, практика современных войн уже это подтвердила.

Кроме того, не стоит забывать, что ОА-1К совершенно не имеет брони, а значит, экипаж уязвим от любого стрелкового вооружения, вопрос только в расстоянии. Учитывая, что один самолет с экипажем будет обходиться бюджету в 40 000 000 долларов, и произойдет это не скоро (самолеты надо произвести, а экипажи обучить), то освоенный MQ-9 Reaper стоимостью 30 000 000 долларов за штуку смотрится даже предпочтительнее. По крайней мере, он может висеть в воздухе, держа в объективах участок границы до 24 часов.

В общем, как патрульный самолет ОА-1К смотрится так себе. БПЛА и дешевле, и эффективнее.

Вернемся к делам морским.


Все прочитанное выше можно свести к одному: в руководстве ВВС откровенно не знают, куда применить заказанные «штурмовики».

И вот в этот раз совершенно не хочется орать о «распиле», о том, что «этим тупым только до денег дорваться» и все в таком духе. Нет, понятно, что отгрызть кусок от военного заказа – это святое дело, но суть проблемы ОА-1К в том, что когда заказывался самолет и под него разрабатывалась концепция, то есть, 2018-2020 годы, мир неуловимо начал меняться. И вот, в 2025-м году, ОА-1К, который только-только начал поступать заказчику… безнадежно устарел.

И дело даже не в том, что ОА-1К может взять больше вооружений, чем беспилотник, дело в том, что этот самолет был предназначен для того, чтобы гонять каких-то террористов или нелегальных мигрантов, то есть – совершенно не приспособлен к боевым действиям.

Ну что это за «штурмовик»? Давайте, пусть каждый задаст себе вопрос: а хотел бы он стать пилотом такого вот «штурмовика»: брони нет, совсем нет, никакой нет. То есть, если вы опуститесь ниже 300 метров, чтобы в деталях разглядеть, кто там шарится по окрестностям, вас могут просто изрешетить из старого доброго АК.

И хорошо, если вас прикроет двигатель или что-то из планера. Хотя как прикроет, 7,62х39-мм эти игрушки чисто поржать с искрами. А если будет что-то более серьезное типа ПК (7,62х54), боюсь, смеяться не станет никто. На похоронах это не принято.

Да, кстати, если вдруг реально подобьют на небольшой высоте – извините, катапульта вам не положена. Либо тяните как-то наверх, чтобы можно было выпрыгнуть с парашютом, либо… для вас опция – подушки безопасности. Да, удовольствие вмазаться в землю на 300 км/ч, уповая на подушки безопасности – это надо быть совсем на голову отбитым.

А учитывая, что современные террористы имеют на вооружении не только стрелковое вооружение, но и ПЗРК… Да, старые модели «Стингеров», «Стрелы», но тем не менее – их более чем достаточно для того, чтобы приземлить такую птичку.

Что касается флотских идей о работе против каких-то там аванпостов на островах архипелагов – ну это вообще не выдерживает никакой критики. Да, ОА-1К мобилен, весит немного, можно привезти любым транспортом и собрать на берегу. Да, он может взлететь с любого «пятачка» и полететь куда-то. Радара на этом «штурмовике» нет так что лететь будут, конечно, не по пачке «Беломора», а по планшету, и если сплохует РЭБ противника, то куда-то да долетят.

Вот у ОА-1К дальность полета 2400 км. Крейсерская скорость у нагруженного самолета 300 км/ч. То есть, максимально в одну сторону этот птах может пролететь 1 200 км за 4 часа. MQ-9 потратит примерно столько же. Это если мы говорим о разведке, вот только «Жнец» будет ошиваться в районе еще 16 часов и только потом полетит обратно.

Если же мы говорим о боевой поддержке своих войск, тут вообще все просто: есть F/А-18, у которого спокойная крейсерская скорость в три раза больше, около 1 000 км/ч. И пока бойцы под обстрелом противника будут час ждать прилета ОА-1К, «Шершень» прибудет через 20 минут и все там разнесет в щепки.

Знаете, лишних 40 минут под обстрелом – это очень много.

Полезность и эффективность «воздушного трактора», внезапно ставшего штурмовиком очень сомнительна. Малозаметности нет, брони нет, скорости нет, БРЭО нет… Как есть – эрзац.

Да, кто-то возразит: в свое время, из У-2 сделали такой же эрзац-бомбардировщик По-2. Да, соглашусь. Уровень переделок примерно такой же, как у американского самолета. Но под применение По-2 была разработана КОНЦЕПЦИЯ, были придуманы тактические приемы. Да, очень легкий ближний ночной бомбардировщик. Довольно эффективный, именно потому, что перед тем, как отправить самолеты в ночное небо, довольно умные люди подумали над тем, как все будет происходить. Да, ошибки были, за них платили кровью. Но тут же исправляли. И исправили, иначе бы мемуары писали не «Ночные ведьмы», а доблестные солдаты вермахта.

Здесь ситуация похожая, есть самолеты, но нет концепции их применения. И именно это и беспокоит тех, кто заказывал ОА-1К. Потому и идет поток общих фраз, за которыми стоит бесполезность выдуманного из опрыскивателя полей, штурмовика. Ну и естественно, без этого никак, немножко положенных не в тот карман денег. Но это для Америки нормальная практика.

Так что у «Скайрейдера» действительно, как в песне про скворца: не знал, куда улетать, зачем, что там делать.

Если интересен прогноз – получат количество самолетов, необходимое для охраны границы с Мексикой, а остальные спокойно забудут. Позориться таким эрзацем у китайских рубежей – ну это так в самих себя плюнуть…
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
авиация


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
И смех, и грех: эсминец вместо крейсера, и никак иначе ezup Военно-морской флот 0 01.02.2025 15:23
Стирка штанов за счет NORAD и никак иначе! ezup Военный полигон 0 05.10.2024 21:27
Без США никак: Госдеп поддержит раскол украинской религиозной общественности ezup Новостной агрегатор. С мира по нитке... 0 12.09.2018 00:18
Привычки советских времен, от которых никак не избавимся ezup Интересное 0 14.07.2017 18:28
Как поживает американская экономика? Никак ezup США 12 03.10.2016 22:55