Новая тема Ответить |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
![]() |
#1 |
![]() |
![]() ![]() ![]() Снова эти неуловимые российские… То ли шпионы, то ли хакеры, очень сложно сказать, кто в очередной раз устроил шум на всю Европу. Главное – российские, это однозначно. Ну кто еще мог проникнуть в святая святых американских авиапроизводителей и украсть там секретнейшие секреты? Только русские. Другой вопрос — зачем они эти материалы передали европейцам, но вообще и тут ответ можно отыскать быстро: убирают конкурентов. Пусть эти евронеумехи, которые все еще копаются в проектах своих «самолетов будущего», отказываются от этих F-35 в пользу Су-35. Или МиГ-35. Или, у кого денег нет, J-35. «Тридцать пятых» в мире много, выбирай на любой вкус, как говорится. ![]() Но самое-то интересное в том, что в ответ на бучу, поднятую в евроСМИ, американцы… начали оправдываться! Да еще так, что у людей, давно и прочно сидящих в В чем суть поднятого шума: кто-то очень умный выдал информацию в эфир о том, что у истребителей F-35, которые США поставляют всем своим союзникам, есть внутри некий блок, который, если на него передать определенный сигнал, превращает самолет в кучу металлолома. Доказательств ноль, как обычно, но кто там полезет 35-й разбирать? «Слон сказал, не разобрав: видно, быть потопу…» В общем, да, взвились в Европе не шутя. С криком и обвинениями до небес, сразу видна высшая степень доверия к поставщикам, раз тема так «зашла». Знаете, вот во всем мире так. Сразу вспомнилось одно дело, которое ударило по ВСУ не хуже «Искандера». Дело было в жарком июне 2014 года, когда под Изварино шли бои и никто о «котле» еще не думал. Два беспринципных негодяя придумали эпизод информационной войны, который весьма неплохо сработал. Просто в известном редакторе на профессиональном уровне были обработаны карты площадок хранения радиоактивной техники, после чего многие СМИ (в том числе, естественно, и «Военное обозрение») начали выдавать материалы на тему того, что командование ВСУ готовит для своих бойцов радиоактивные И, надо сказать, сработало. Недели две был шум, действительно, украинские танкисты отказывались получать радиоактивную, по их мнению, технику. Естественно, дозиметры в карманах у всех не лежали, и в отдельные моменты пришлось проводить дозиметрический контроль техники, которая реально приезжала из Харькова. Потом, правда, в 2017-м году, массовый вывоз техники с площадок хранения в тех же Копачах, Янове, Рассохе был организован, но это уже совсем другая И вот примерно то же самое и с F-35. Есть там этот блок, нет его – кто станет разбираться, когда блогеры строчат гневные посты, а изрядно поглупевшая европейская публика глотает это вообще не жуя? ![]() Вот и пришлось американцам оправдываться. Но, надо сказать, оправдания оправданиями, а интересно они все объяснили. Кнопки «убить F-35» нет, но есть нюансы… Впрочем, пойдем по порядку. В ответ на недавние сообщения европейских СМИ компания Lockheed Martin и несколько правительств опровергли идею о том, что у истребителей-бомбардировщиков F-35 есть какой-либо скрытый «аварийный выключатель», который власти США могли бы использовать для удалённого отключения самолётов. Реальность такова, что специальный аварийный выключатель не нужен для того, чтобы иностранные F-35 не могли выполнять то, для чего они предназначены. Простое отключение поддержки самолётов приведёт к тому же результату, пусть и не мгновенно, но достаточно быстро. Без доступа к контролируемым американцами цепочкам технического обслуживания и материально-технического обеспечения, а также к компьютерным сетям, любой парк F-35 быстро придёт в негодность, а те самолёты, которые смогут летать в течение ограниченного периода времени, будут обладать значительно сниженными возможностями. Утверждения о том, что у самолетов программы Joint Strike Fighter есть функция удалённого отключения, не новы, но вновь всплыли после того, как правительство США внезапно решило прекратить военную и разведывательную помощь Украине, и возникли новые вопросы о поддержке Америкой НАТО при президенте Дональде Трампе. За последнюю неделю или около того СМИ по всей Европе, в том числе в Бельгии, Швейцарии, Германии и Великобритании, опубликовали статьи, в которых, по крайней мере частично, рассматривается возможность отключения F-35. Это, в свою очередь, вызвало несколько официальных ответов. «У нас нет никаких признаков того, что это возможно, — заявил министр обороны Бельгии генерал Фредерик Вансина в интервью бельгийской газете La Dernière Heure 5 марта. — F-35 — это не дистанционно управляемый самолёт. Программа рассчитана на всемирную логистическую поддержку с обменом запчастями между странами-пользователями». «Невозможно «дистанционно управлять» или «блокировать» истребители F-35A, например, путём внешнего вмешательства в электронику», — говорится в пресс-релизе Министерства обороны Швейцарии от 7 марта. «Швейцарии не нужно чьё-либо согласие, если она хочет использовать свои системы вооружения или управляемые 8 марта компания-производитель Lockheed Martin отправила электронное письмо большому списку различных СМИ, как в США, так и в Европе, в котором говорилось о «слухах, распространяющихся о том, что у F-35 есть «переключатель смерти», который США могут активировать, чтобы вывести из строя Да, на сегодняшний день нет никаких доказательств того, что находящиеся на вооружении разных стран F-35 имеют специальную функцию, которая может быть использована для полного отключения реактивных двигателей или бортовых систем в прямом или переносном смысле нажатием кнопки. Что верно, так это то, что истребители F-35 подвергаются особенно серьезному экспортному и другим правительственным мерам контроля со стороны США. Практически все F-35, находящиеся на вооружении по всему миру, в решающей степени зависят от частной поддержки со стороны правительства США и подрядчиков в Соединенных Штатах. Не нужен «рубильник», чтобы серьёзно снизить эффективность экспортируемой системы вооружения. Вы просто перестаёте оказывать ей поддержку, и она быстро приходит в негодность, а некоторые системы — очень быстро. И вообще, давно известно, что чем сложнее система, тем быстрее она деградирует. Но здесь надо понимать, что F-35 был задуман, разработан, эксплуатируется и обслуживается как платформа совместного производства, основанная на прочных партнёрских отношениях с союзниками США и странами-партнёрами по всему миру. С момента своего создания F-35 был результатом совместных усилий, объединяющих опыт и вклад нескольких стран, чтобы обеспечить соответствие его эксплуатационным потребностям всех пользователей. И существует целая программа, работающая в соответствии с чётко сформулированными соглашениями, которые гарантируют, что у всех операторов F-35 есть необходимые возможности для обслуживания и эффективной эксплуатации своих самолётов. Суть программы по эксплуатации F-35 заключается в глобальном партнёрстве, когда всем пользователям гарантируют все необходимые функции и поддержку. Это выжимка из того, что ответили «Локхид-Мартин» всем паникующим. Но даже в столь прямолинейном ответе есть небольшие нюансы. ![]() В заявлениях, которыми просто завалили прессу различные инстанции, прямо не упоминается, что компании Lockheed Martin и Pratt & Whitney, которая поставляет двигатели F135, устанавливаемые на все варианты F-35, осуществляют значительный контроль почти над всеми аспектами обслуживания F-35. Это включает в себя ограничение работ по техническому обслуживанию, которые могут выполняться за пределами объектов, находящихся в ведении подрядчиков в США и других странах. Многие отдельные компоненты самолётов, особенно «чёрные ящики», содержащие критически важную электронику, опечатаны в целях экспортного контроля и должны быть отправлены обратно на специализированные предприятия для обслуживания. В стране пользователя нет никакой базы знаний для этого, а создавать ее, по понятным причинам, США не станут. Даже в условиях мирного времени существующие цепочки материально-технического обеспечения F-35 испытывали значительные трудности с поддержанием боеготовности F-35, в том числе тех, что находятся на вооружении армии США. А в Европе давно уже бухтят на тему того, что эксплуатация очень дорого обходится как раз из-за того, что вся логистика очень медленно работает. В последние годы американские официальные лица выражали опасения, что существующие механизмы логистики запасных частей, в частности их регулярная нехватка, создадут серьёзные операционные риски в случае любого крупномасштабного конфликта в будущем. Нехватка ключевых запчастей — один из наиболее часто упоминаемых факторов, способствующих исторически низкому уровню доступности всех вариантов F-35 на вооружении США. ![]() А как может ухудшиться ситуация для любого оператора F-35, который внезапно может оказаться без доступа к строго контролируемой глобальной экосистеме запчастей и поддержки, говорить, думаю, не надо. У нас здесь сегодня примеров в плане автомобилей более чем достаточно, так вот, с самолетами то же самое. И если в России «Боинги» и «Эйрбасы» начали каннибалить, потому что запчастей реально не хватает, то вот с F-35 такой номер не пройдет. Для боевых самолетов все выглядит несколько сложнее. Попытка получить запасные части для F-35 из альтернативных законных или «серых» источников или даже путём контрабанды была бы крайне затруднительной, если не невозможной, учитывая общую сложность самолётов и очень высокие допуски даже для самых мелких компонентов. Для обслуживания критически важных обтекателей, обеспечивающих малозаметность истребителей-бомбардировщиков F-35 вообще требуются специализированные помещения и оборудование. ![]() Роботизированные системы наносят антикоррозийное покрытие на истребитель-бомбардировщик F-35A ВВС США Тот факт, что большая часть программы F-35 до сих пор засекречена, только усложняет ситуацию, в том числе из-за жёсткого контроля, введённого в отношении отдельных компонентов самолёта. Правда, в прошлом году часть программ была рассекречена американцами, и их европейские партнеры получили доступ к ним, но уровень секретности в отношении многих элементов F-35 до сих пор сохраняется. ![]() SAP-системы обеспечивают дополнительные многоуровневые протоколы безопасности для информации. Даже если оператор F-35 (например, ВВС какой-то страны), отключившийся от более крупной программы Joint Strike Fighter, сможет какое-то время поддерживать в воздухе несколько своих самолётов за счёт имеющихся запчастей и «каннибализации», эти самолёты будут иметь крайне ограниченные возможности. Во многом это связано с автономной информационной системой материально-технического обеспечения (ALIS) и её преемницей интегрированной сетью оперативных данных (ODIN), которые всё ещё находятся в процессе внедрения. ALIS/ODIN — это облачная сеть, которая отвечает не только за управление логистикой F-35, хотя логистика - это тоже очень важный элемент поддержания работоспособности самолёта, поскольку он напрямую взаимодействует с сетями снабжения и обслуживания, о которых говорилось выше. Система также служит портом, через который пакеты данных, содержащие конфиденциальную информацию о планировании миссии, в том числе сведения о противовоздушной обороне противника и другие разведданные, разрабатываются и загружаются на истребители F-35 перед вылетами в виде файлов данных миссии (MDF). Именно этот пакет данных для планирования миссии является основным фактором живучести F-35. «Синяя линия» (маршрут самолёта в зоне действия противника), которую проецирует система, основана на сочетании огромного количества факторов: от зон Здесь, конечно, очень большую роль играет то, против кого будут применяться самолеты. Одно дело, если это Иран с его F-5 и самоделками на базе этого ветерана плюс ЗРК НQ-7 (китайская копия «Кроталя»), другой вопрос, если это будут Су-35 с С-300/400 за спиной. ![]() Конечно, у Ирана есть более современное вооружение российского производства, но оно пока в мизерных количествах. И это просто для сравнения, эффективность самолета зависит не только от того, насколько хорошо работают его системы поддержки, но и насколько силен противник. Есть и продолжение: когда F-35 возвращаются на базу, ALIS/ODIN это также средство, с помощью которого загружаются данные, собранные в ходе миссии, для дальнейшего анализа и использования. Эта информация представляет дополнительную ценность для разведки и может быть использована для обновления библиотек критических угроз, которые обеспечивают живучесть F-35 как в целом, так и в конкретном районе, где работают самолеты. Стоит заметить, что все компоненты ALIS/ODIN и программное обеспечение создаются на предприятиях, расположенных в Соединённых Штатах, в соответствии с политикой США. Комплекс поддержки партнёров F-35 (PSC) предоставляет возможность программировать, тестировать и внедрять данные о миссиях F-35 для стран-партнёров и клиентов FMS, это ведомство иностранных военных продаж, аналог нашего Рособоронэкспорта. Эта деятельность на 100% финансируется странами-партнёрами, включая Великобританию, Австралию, Норвегию, Италию, Данию, Нидерланды, Японию, Корею, Израиль, Польшу и Бельгию. Странам-участницам программы не разрешается проводить независимые испытательные работы за пределами США. Есть опасность (по мнению некоторых экспертов в США), что ALIS/ODIN может стать источником кибератак, которые могут привести к попаданию в сеть недостоверной информации или даже нарушить или вывести из строя некоторые алгоритмы работы для F-35. На протяжении многих лет несколько стран работали над установкой брандмауэров для защиты данных в сети, что подчёркивает реальные опасения по поводу её сильно централизованной структуры. Мысль о том, что США могли бы применить аналогичную тактику, если бы захотели вывести из строя F-35 какой-либо страны, интересна, но это было бы нарушением контракта и могло бы иметь опасные последствия на многих уровнях, в том числе для остальной части парка F-35, если бы это было возможно. Впрочем, будем объективны, если какая-то другая страна, обладающая необходимым ресурсом для взлома и иных действий в отношении программы, захочет нанести урон, то у нее это может получиться. А если бы какая-то страна была исключена из программы F-35, американские власти могли бы также заблокировать ей доступ к другим критически важным сервисам, таким как космические сети связи. Без систем связи и каналов передачи данных, а также поддерживающих их сетей, истребители Joint Strike Fighter столкнулись бы с ещё более серьёзными негативными последствиями. ![]() Джастин Бронк, старший научный сотрудник по военно-воздушным силам и военным технологиям в аналитическом центре (RUSI) в Великобритании: «Я понимаю опасения по поводу F-35 – это реальная зависимость. Но если все ваши возможности наведения на цель, средства связи BLOS (за пределами прямой видимости), орбитальная ISR (разведка, наблюдение и позиционирование) и боеприпасы, которыми, как вы предполагаете, вы будете сражаться на войне, предоставлены США, тогда зависимость от США в отношении MDFS (файлов данных миссии, предоставляемых для каждого F-35) и ALIS/ODIN для F-35 не является вашей главной проблемой». И он совершенно прав: действительно, есть вопросы более важные, чем файлы миссий. Армия обороны Израиля, справедливо видя подводные камни этих критически важных и тесно взаимосвязанных зависимостей, на сегодняшний день является единственным оператором F-35, который заключил сделку, позволяющую ему использовать свои самолёты вне сети ALIS/ODIN, устанавливать разработанные в стране программные комплексы и проводить полностью независимое техническое обслуживание. ![]() Таким образом, израильский F-35I, представляющий собой разновидность модели F-35A, отличается от любого другого истребителя пятого поколения, находящегося на вооружении в других странах мира. Израильтянам по-прежнему приходится закупать запасные части за рубежом, но в отношении программного обеспечения они совершенно независимы. Ну а теперь о самом серьезном: а стоит ли вообще странам, купившим F-35, отказываться от них? Да, все вышесказанное говорит о серьёзных последствиях для страны, если она потеряет доступ к существующим или будущим программам поддержки F-35. Joint Strike Fighter — это мощная и живучая платформа для воздушного боя с мощными средствами сбора разведданных, радиоэлектронной борьбы и сетевыми комплексами. Продолжается работа по добавлению нового американского и иностранного В настоящее время компания Lockheed Martin ожидает, что к 2035 году только в Европе будет базироваться около 600 F-35, если не больше. В прошлом году Греция стала последней страной, объявившей о планах по покупке этих самолётов. В последние годы рынок истребителей-бомбардировщиков продолжал расти во всём мире, а F-35 реально самый продаваемый (но отнюдь не самый лучший) товар на этом рынке. И здесь весьма такой неприятный для Европы аспект: реальной замены F-35 не существует, по крайней мере, пока. «Тайфун» и «Рафаль» - это самолеты из прошлого века, реально уступающие российским и (возможно) китайским новинкам. О «Торнадо» и «Миражах» мы даже не разговариваем в этом плане. Так что для Европы, пока там не осилили свои собственные разработки, F-35 – это единственный вариант на ближайшие лет десять, если не больше. Вот, скажем, Великобритания находится в процессе разработки малозаметного истребителя нового поколения, который в настоящее время называется Tempest, в сотрудничестве с Японией и Италией, которые также являются операторами F-35. До того, как Tempest станет реальностью, пройдут годы, если не десятилетия. Франция, Германия и Испания также ведут аналогичные разработки примерно с тем же азартом но большей эффективностью. Разработка малозаметного боевого самолёта исторически оказалась сложным и дорогостоящим делом, а серийное производство такого самолёта сопряжено с дополнительными трудностями. Перспектива того, что американские власти решат полностью исключить страну из программы F-35 даже после того, как она взяла на себя обязательство по покупке самолётов, тоже не является беспочвенным предположением. Более того, как раз сомнений в таком пассаже и нет, достаточно турецкого примера. Это речь идет о том, как правительство США при поддержке других партнёров по программе решило исключить Турцию в 2019 году из программы F-35 в основном из-за покупки этой страной российских зенитно-ракетных комплексов С-400. Турецким военно-воздушным силам было отказано в поставке F-35, а также различных деталей и вспомогательного оборудования, за которые уже была произведена оплата. Турецкие компании, которые в течение многих лет были основными субподрядчиками Joint Strike Fighter, также были исключены из глобальной сети поставок. Вот вам и все, политика, и никакого бизнеса. ![]() Кстати, из программы Joint Strike Fighter Турция вылетела именно при президенте Трампе… Так что сегодня, когда состоялось «возвращение Терминатора», некоторые в Европе задергались совершенно небеспочвенно. Дядя Дональд рубить с плеча не будет, но с ноги пробьет весьма качественно. Уже все поняли. Но здесь важно заметить, что, хотя F-35 является особенно ярким примером проблем, связанных с иностранной зависимостью, общая проблема заключается в том, что чем более продвинутой является система, тем быстрее она, скорее всего, выйдет из строя без поддержки, которая, в свою очередь, с меньшей вероятностью будет по-настоящему независимой от иностранных источников. Сложно, громоздко в формулировке, но понимаемо. Понимаемо настолько, что некоторые страны предприняли шаги, чтобы сохранить как можно большую независимость. Швеция, которая долгое время была нейтральной, а теперь является членом НАТО, возможно, является самым известным примером. Сегодня за Швецией начинает всерьез задуматься о независимости Швейцария. Кстати, именно в Швейцарии начались публикации на тему «У F-35 есть кнопка самоликвидации», которой США могут вырубить все самолеты этой марки. Хотя у F-35, возможно, и нет явной функции «аварийного отключения», программа в целом создаёт значительные тревожные зависимости для большинства операторов Joint Strike Fighter. ![]() Самолёт требует постоянной поддержки со стороны цепочки поставок и концепции логистики «точно в срок», которая уже вызвала серьёзные опасения. То, что многие его ключевые функции привязаны к ALIS/ODIN, только усугубляет эти опасения. Учитывая нынешнюю весьма замысловатую траекторию политики правительства США в отношении Украины и НАТО, реальные опасения по поводу будущей поддержки систем американского производства, скорее всего, будут только расти, и существует реальная вероятность того, что в результате экспорт американского оружия в Европу может сократиться. Касаемо того, кто вбросил информацию о таинственной «кнопке» в европейские СМИ, скорее всего останется тайной. Но на самом деле какая разница? Если у европейцев есть проблемы с F-35, то у нас-то проблем с ними нет. |
|
Новая тема Ответить |
Метки |
авиация |
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Кнопка Спасибо | den_fan | Работа форума | 16 | 01.11.2022 23:03 |
«Убей его!»: как лётчикам-истребителям ВВС США прививают «культуру» воздушного боя | ezup | Авиационные новости | 0 | 23.06.2020 23:39 |
Роковые ошибки, которые мы допускаем, когда у ребенка истерика | ezup | Семья и дети | 0 | 11.09.2019 13:54 |
Не работает кнопка цитата + | den_fan | Работа форума | 2 | 12.08.2014 23:16 |
ИСТЕРИКА | ezup | Авто-Мото | 2 | 02.02.2012 14:30 |