Новая тема Ответить |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
![]() |
#1 |
![]() |
![]() ![]() ![]() Первыми самолётами дальнего радиолокационного дозора в израильских ВВС стали двухдвигательные турбовинтовые Е-2С Hawkeye производства американской компании Grumman. В начале 1990-х ведущие израильские компании оборонного сектора, специализирующиеся в области авиастроения и электроники, создавали тяжёлые самолёты ДРЛО для собственных воздушных сил, а также участвовали в совместных российско-израильских проектах с Китаем и Индией. Самолёты Е-2С Hawkeye Прежде чем рассказывать о службе «Hawkeye» в Израиле, стоит кратко остановиться на том, что это за машина и какими возможностями она обладала. В середине 1970-х самолёты ДРЛО Е-2С начали вытеснять в ![]() Самолёт ДРЛО Е-2В Внешне Е-2С был похож на предыдущую модификацию. Обновленный палубный «летающий радар» внешне отличался более обтекаемой носовой частью кабины, и он стал немного длинней (на 30 см). Внутренние же отличия были куда существенней. Благодаря применению новой РЛС AN/APS-120 расширились возможности по обнаружению маловысотных целей на фоне земли. Изменился состав навигационного оборудования, повысилась надёжность и улучшилась точность определения координат на маршруте патрулирования. В состав БРЭО вошла станция радиотехнической разведки, что позволило обнаруживать самолёты противника в пассивном режиме, фиксируя работу радиотехнических систем (БРЛС, радиовысотомера, аппаратуры связи и навигации) без включения собственного радиолокатора. ![]() Рабочие места операторов РЛС на самолёте Е-2С На борту самолёта появилась работоспособная аппаратура системы передачи радиолокационной информации на командный пункт авианосца. При этом передача велась по закрытому каналу с помощью узконаправленной антенны, в случае постановки организованных помех предусматривался переход на резервные частоты. Кроме новой БРЭО, самолёт получил более мощные двигатели Allison Т56-А-425 по 4910 л.с. каждый, что позволило, в свою очередь, увеличить взлётный вес. Максимальная взлётная масса самолёта составляла 23556 кг. Размах крыла – 24,56 м, длина – 17,54 м. Максимальная скорость – 598 км/ч. Скорость на патрулировании – 450-480 км/ч. Потолок – 9300 м. Практическая дальность – 2580 км. Время патрулирования – до 4 часов. Экипаж – 5 человек, из них 3 оператора РТК. В 1976 году начался выпуск «Hawkeye» с РЛС AN/APS-125 (именно такие были поставлены в Израиль). Самолёт ДРЛО Е-2С, оснащённый РЛС AN/APS-125, патрулирующий на высоте 9000 метров, мог обнаруживать более 750 воздушных целей на удалении до 450 км и осуществлять наведение 30 истребителей. Для увеличения скорости обработки данных аналоговую ЭВМ заменили цифровой. Для начала 1980-х «Hawkeye» являлся очень продвинутым самолётом радиолокационного дозора, оснащённым весьма совершенным оборудованием. Хотя он изначально разрабатывался для базирования на авианосцах, такие государства, как Израиль, Египет, Япония, Сингапур и Тайвань, эксплуатировали их с сухопутных аэродромов. Израиль всегда был в числе привилегированных импортёров американского ![]() Машины с бортовыми номерами: «941», «942», «944», «946» – вошли в состав 192-й эскадрильи, которая была приписана к авиабазе Хацерим, расположенной возле города Беэр-Шевы. Самолёты ДРЛО Е-2С, получившие местное имя «Daya» («Воздушный змей»), оказали очень заметное влияние на ход воздушных схваток с сирийскими истребителями во время вторжения Израиля в Ливан в 1982 году. Они также были в центре событий операции «Арцав-19», в ходе которой израильские ВВС разгромили в долине Бекаа сирийскую группировку сил ![]() Израильтяне тщательно планировали боевые действия и использовали многоярусное построение разнородных воздушных сил. Над ливанской территорией действовали истребители и ударные самолеты, управление которыми осуществлялось с борта Е-2С. В самые острые моменты в воздухе находилось два «Воздушных змея», которые выписывали восьмёрки на высоте 8000 м в 100 км от береговой черты. Дальше и выше их барражировали С-130 и Boeing 707 с аппаратурой постановки помех. Хотя самолёты ДРЛО патрулировали на значительном удалении от районов, где происходили воздушные схватки, и вероятность прорыва сирийских истребителей к Е-2С считалась близкой к нулю, каждый «Воздушный змей» прикрывало звено новейших тогда F-15. После разгрома в Ливане наземной группировки ПВО «Феда» и неудачных для сирийской истребительной авиации итогов воздушных боёв, противовоздушная оборона Сирии была оперативно усилена. Одновременно с поставкой современных на тот момент истребителей МиГ-23МЛ и зенитных Эта ничем не подтверждённая информация уже больше 30 лет кочует по различным российским печатным изданиям и сайтам. Возможно, что Е-2С, появившийся в пределах досягаемости С-200, был действительно обстрелян. Но, зафиксировав пуск зенитной ракеты при помощи радиолокационного комплекса, пилоты израильского самолёта имели достаточно времени, чтобы резко снизиться и выйти из зоны поражения, после чего сопровождение его радиолокатором подсвета и наведения прекратилось. В любом случае бортовые и серийные номера «Воздушных змеев» известны, и судьба всех израильских Е-2С достоверно прослеживается до наших дней. В конце 1980-х началась программа по повышению боевых характеристик израильских «Хокаев». В рамках этой программы самолёты модернизировали, оснастив системой дозаправки в воздухе от КС-130 (раньше, чем в ВМС США), новой аппаратурой связи и радиоэлектронной борьбы. Активная эксплуатация Е-2С в ВВС Израиля продолжалась до 1994 года, после чего их вывели в резерв, периодически поднимая в воздух. В начале 21 века американцы одобрили продажу израильских Е-2С в Мексику. После этого три самолёта с бортовыми номерами «941», «942» и «946» были отремонтированы на предприятии компании Israel Aircraft Industries, после чего в 2004 году вошли в состав мексиканской морской авиации. ![]() Мексиканский самолёт ДРЛО E-2C Борт с номером «944» стал выставочным экспонатом в Музее ВВС Израиля на авиабазе Хацерим. ![]() Самолёт ДРЛО E-2C в Музее ВВС Израиля в Хацериме В Мексике бывшие израильские E-2C планировали использовать для выявления наркотрафика в Мексиканском заливе. Самолёты ДРЛО вместе с патрульными турбовинтовыми CASA C-212PM летали с взлётно-посадочной полосы авиабазы морской авиации Лас-Бахадас. ![]() Спутниковый снимок Google Earth: разобранные самолёты E-2C на авиабазе Лас-Бахадас Однако служба «Хокаев» в Мексике была непродолжительной. Из-за многочисленных отказов оборудования, вызванных ненадлежащим уходом и высокой степенью износа, в 2010 году самолёты поставили на прикол, а в 2013 году разделали на металлолом. Самолёт ДРЛО IAI Phalcon 707 В конце 1980-х технологический и научный потенциал Израиля достиг такого уровня, что появилась возможность самостоятельного создания самолётов радиолокационного дозора, и в 1993 году на Парижском авиасалоне был публично представлен самолёт с радиотехнической системой Phalcon на платформе переоборудованного Boeing 707-320В. ![]() Этот израильский самолёт ДРЛО по своим лётным данным близок к американскому Е-3 Sentry, также построенному на базе Boeing 707. При максимальной взлётной массе 160 800 кг, с 90 800 литрами топлива на борту он может вести патрулирование в течение 10 ч. Тактический радиус действия — 1200 км. Максимальная скорость 853 км/ч, скорость патрулирования – 720 км/ч. Высота патрулирования — 8000 м. Основой РТК, созданного Israel Aerospace Industries и её дочерней компанией Elta Electronics Industries, стала импульсно-доплеровская РЛС EL/M-2075 с электронным сканированием луча. На втором самолёте с улучшенным БРЭО элементы РЛС АФАР, состоящей из 768 элементов, сгруппированных в конфорных блоках, размещались в плоских панелях по бортам в передней части фюзеляжа и в носовом обтекателе. ![]() Радиолокатор EL/M-2075, работающий в частотном диапазоне 1215–1400 МГц, способен обнаруживать крупные высотные воздушные цели на дальности до 500 км. Цель с ЭПР, соответствующей истребителю МиГ-21, летящая на высоте 5000 метров, может быть обнаружена на дистанции 350 км. Крылатые ракеты на фоне земли фиксируются на дальности 220 км с точностью определения координат 300 метров. При этом может осуществляться одновременное сопровождение 100 целей. В рекламных проспектах, представленных на авиасалоне в 1993 году, говорилось, что радар способен осуществлять круговое сканирование по азимуту. Однако на практике просмотр воздушной и надводной обстановки обычно ведется в выделенных оператором секторах. Благодаря сочетанию электронного сканирования луча и высокопроизводительных ЭВМ удалось добиться обновления радиолокационной информации каждые 4 секунды. Помимо РЛС АФАР, окончательный вариант самолёта IAI Phalcon 707 получил станции радиотехнической разведки и радиоперехвата EL/L-8312 и EL/K-7031 и комплект современных средств связи, которая даёт возможность фиксировать излучение радаров наземного, морского и воздушного базирования, работающих в диапазоне частот 70 – 18000 МГц, и определять с высокой точностью их координаты на дальности до 450 км. Станция EL/K-7031 обеспечивает пеленгацию и перехват передаваемых сообщений радиопередатчиков, работающих в диапазоне 3-3 000 МГц. На самолёте имеется 11 автоматизированных рабочих мест, кухня и места отдыха экипажа. Максимальная численность экипажа 17 человек, из них 4 – лётный состав. В 1995 году между Израилем и Чили был заключён контракт стоимостью $450 млн на поставку одного самолёта IAI Phalcon 707. В отличие от первого прототипа, проходившего испытания в Израиле, чилийский самолёт оснащен более широким спектром бортового радиоэлектронного оборудования и системой дозаправки топливом в воздухе. ![]() Самолёт ДРЛО IAI Phalcon 707 ВВС Чили В ВВС Чили IAI Phalcon 707 получил обозначение EB-707 Condor. Его постоянным местом базирования стал аэродром двойного назначения Нуэво Пудаэль в окрестностях Сантьяго. Здесь на постоянной основе также размещаются заправщики КС-135, транспортно-пассажирские Boeing 767, Boeing 737, военно-транспортные С-130Н и с недавних пор самолёты ДРЛО E-3D Sentry. ![]() Спутниковый снимок Google Earth: чилийские самолёты ДРЛО E-3D и EB-707, а также заправщик КС-135 на авиабазе Нуэво Пудаэль Чилийский «Кондор» регулярно поднимался в воздух до 2003 года, после чего его активная эксплуатация прекратилась, и самолёт находился «на техническом обслуживании». В 2013 его удалось ввести в строй, но летал он нечасто. В 2021 году Чили приобрели в Великобритании три подержанных самолёта ДРЛО E-3D Sentry (Sentry AEW.1), после чего стало известно о намерении чилийских ВВС списать EB-707 Condor. Экспортные проекты российско-израильских самолётов ДРЛО В 1990-е годы, после начала масштабных поставок российских истребителей и систем ПВО, Китаю был предложен самолёт ДРЛО А-50Э с упрощённым радиотехническим комплексом и без аппаратуры закрытой связи. Однако, изучив характеристики РТК самолёта А-50Э, китайские специалисты его отвергли. После переговоров стороны решили создать на базе самолёта Ил-76 «летающий радиолокационный пикет», оснащённый современным западным радиотехническим и связным оборудованием. В 1997 году был создан китайско-российско-израильский консорциум, целью которого стало строительство четырёх самолётов авиационного комплекса дальнего обнаружения и управления для ВВС НОАК. Подрядчиками выступали израильская фирма Elta и российский ТАНТК им. Г. М. Бериева. Российская сторона обязалась подготовить для переоборудования серийный А-50 из наличия МО РФ, а израильтяне должны были установить на него РЛС EL/M-2050 Phalcon. В отечественных источниках Ил-76 с израильской аппаратурой именуется как А-50И. В отличие от РТК советского самолёта А-50, израильская импульсно-доплеровская РЛС EL/M-205 Phalcon, разработанная для китайского А-50И, имела не вращающуюся грибовидную антенну с тремя АФАР, образующими треугольник. Одна АФАР состоит из примерно 800 активных приёмо-передающих модулей, которые осуществляют электронное сканирование луча в двух плоскостях. Три АФАР с полем зрения 120° каждая обеспечивают круговой обзор без механического вращения обтекателя. По мнению израильских экспертов, такая схема значительно упрощает конструкцию антенного обтекателя и снижает вес. Согласно рекламным материалам, представленным фирмой Elta, относительно низкая несущая частота РЛС дециметрового диапазона (1,2–1,4 ГГц), в сочетании с высокопроизводительными вычислительными средствами и специальными устройствами подавления шумов, обеспечивали возможность обнаружения «трудных» маловысотных воздушных целей, таких как крылатые ракеты и самолеты, разработанные с использованием технологии малой радиолокационной заметности. Кроме того, китайский самолёт ДРЛО должен был нести современную аппаратуру радиотехнической разведки, что позволяло прослушивать радиопереговоры противника и вести наблюдение за наземными и корабельными радиолокаторами в районе боевых действий. Стоимость одного самолёта с израильской радиолокационной аппаратурой составляла $250 млн. Практическая реализация проекта А-50И началась в 1999 году, когда А-50 с бортовым номером «44», взятый из состава ВВС России, после демонтажа штатного РТК вылетел в Израиль для установки РЛС, радиотехнической и связной аппаратуры. ![]() Передача готового самолёта заказчику планировалась во второй половине 2000 года. Но летом 2000 года, уже при высокой технической готовности комплекса, израильская сторона объявила о выходе из программы. Это произошло из-за сильнейшего давления со стороны США. Решение о разрыве контракта не только обернулось финансовыми убытками, но негативно сказалось на репутации Израиля как надёжного поставщика вооружений. В то же время американцам удалось лишь несколько замедлить реализацию программы китайского самолёта ДРЛО, но не сорвать её полностью. Подготовленный для установки израильского оборудования самолёт был возвращён в КНР, после чего китайское руководство приняло решение оснащать закупленные в России транспортные Ил-76ТД радиотехническим комплексом национальной разработки. ![]() Существует неофициальное мнение, что тайная сделка между Израилем и Китаем всё же состоялась, и китайские специалисты получили документацию на РЛС EL/M-205 Phalcon. Косвенным подтверждением этого является тот факт, что аппаратура самолёта ДРЛО, получившего обозначение KJ-2000 («Кун Цзин» – «Небесное око»), во многом повторяла израильский комплекс. Как и планировалось с самого начала, на самолёт установили РЛС с АФАР в неподвижном дискообразном обтекателе. Cамолёты KJ-2000 интенсивно эксплуатировались ВВС НОАК более 20 лет, участвовали в многочисленных учениях и вели патрулирование над морем и в приграничных районах. С целью повышения характеристик РТК три самолёта этого типа были модернизированы. В настоящее время эксплуатационная карьера KJ-2000 завершается, и они выводятся из эксплуатации. ![]() Спутниковый снимок Google Earth: самолёт ДРЛО KJ-2000 в центре мемориального комплекса на заводском аэродроме Сианьской авиастроительной корпорации С одного самолёта демонтирован радиотехнический комплекс, и он используется как транспортный. Ещё один KJ-2000 установлен в качестве памятника в мемориальном комплексе на заводском аэродроме Сианьской авиастроительной корпорации. Позже фирма Elta использовала наработки, полученные в рамках китайского контракта, заключив в 2004 году соглашение с Индией на поставку трёх самолётов А-50ЭИ. Общая сумма сделки составила $1,1 млрд., при этом примерно 2/3 стоимости – это израильская аппаратура. В качестве платформы для А-50ЭИ использовались Ил-76МД с двигателями ПС-90А-76. Первоначально российская сторона отказывалась поставлять Ил-76МД, подготовленные для установки радиотехнического комплекса без РЛС «Шмель». Но после того как Индия пригрозила приобрести самолёты Boeing 767 или Airbus A310, Россия пошла на уступки. ![]() Самолёт ДРЛО А-50ЭИ ВВС Индии Основой РТК индийского самолёта ДРЛО стала РЛС EL/W-2090. В отличие от израильско-чилийского IAI Phalcon 707, на А-50ЭИ антенны радиолокатора размещены в невращающемся дисковидном обтекателе диаметром 12 метров. Плоские антенные решетки с электронным сканированием луча длиной 8,87 м и высотой 1,73 м расположены в виде равнобедренного треугольника. Одна АФАР состоит из 864 активных приёмо-передающих модулей, которые осуществляют электронное сканирование луча в двух плоскостях. Три АФАР с полем зрения 120 градусов каждая обеспечивают круговой обзор без механического вращения обтекателя. По мнению израильских экспертов, такая схема значительно упрощает конструкцию антенного обтекателя и снижает вес. Частотный диапазон радиолокатора РЛС EL/M-2090, работающего в диапазоне 1280-1400 МГц, разбит на 22 рабочие частоты. Максимальная дальность обнаружения воздушных целей на средних высотах составляет 450 км. В верхней части обтекателя РЛС самолёта А-50ЭИ нарисован треугольник, соответствующий расположению плоских панелей АФАР. ![]() На А-50ЭИ установлена станция радиотехнической разведки, имеющая расширенные возможности по сравнению с аппаратурой аналогичного назначения на самолете IAI Phalcon 707. Аппаратура РТК индийской машины способна обнаруживать, распознавать и определять координаты радиолокаторов и станций наведения ЗРК на дальности до 500 км в частотном диапазоне 0,5-40 ГГц. Направление на источник излучения вычисляется интерферометрическим способом с помощью четырёх антенн, расположенных на законцовках крыла, в носовой и хвостовой частях самолета. Полученные данные коррелируются с радиолокационной информацией, что повышает достоверность и вероятность распознавания объекта. Сортировка принятых сигналов по частоте, координатам и типу носителя производится в автоматическом режиме. В базе данных для автоматического распознавания хранятся характеристики до 500 типов источников радиолокационного излучения. Оператор станции радиотехнической разведки выделяет наиболее актуальные из принятых сигналов. Индийский самолёт ДРЛО А-50ЭИ стал по-настоящему международным проектом, помимо израильской Elta и ТАНТК им. Г.М. Бериева в создании радиотехнического комплекса приняла европейская компания Thales, поставившая аппаратуру системы «свой-чужой». Опознавание принадлежности обнаруженных радиолокатором целей происходит путем отправки кодированного сигнала запроса и анализа ответного сигнала. В случае идентификации объекта как «свой» осуществляется индивидуальное опознавание с определением бортового номера самолета или корабля. Самолёт А-50ЭИ по характеристикам радиолокатора примерно соответствует китайскому KJ-2000, но при этом имеет более совершенную аппаратуру передачи данных и превосходит по возможностям ведения радиотехнической разведки. Примерно 10 лет назад правительство Индии рассматривало возможность приобретения ещё трёх самолётов ДРЛО с усовершенствованным радиотехническим комплексом, построенных на базе Ил-76МД. Однако финансы для этого выделены не были. На постоянной основе индийские самолеты А-50ЭИ размещаются на авиабазе Палам в 150 км южнее Дели. ![]() Спутниковый снимок Google Earth: индийские самолеты ДРЛО А-50ЭИ на авиабазе Палам На авиабазе, где также базируются военно-транспортные Ил-76МД и заправщики Ил-78МКИ, возведены крупногабаритные ангары для текущего ремонта и обслуживания, имеется капитальная ВПП длиной 3300 м и стоянки большой площади. Индийские А-50ЭИ играют важную роль в своевременном дальнем обнаружении воздушных и морских целей, повышая информационную осведомлённость пилотов боевых самолётов и расчётов наземных средств противовоздушной обороны. Самолёты ДРЛО регулярно участвуют в крупных учениях авиации и Продолжение следует... |
|
Новая тема Ответить |
Метки |
авиация |
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
В США упал и сгорел самолёт ДРЛО E-2C Hawkeye | ezup | Авиационные происшествия | 0 | 01.09.2020 11:22 |
Самолеты РЭБ и ДРЛО Grumman E-2A Hawkeye | ezup | Самолеты РЭБ и ДРЛО | 0 | 03.02.2014 01:39 |
Самолеты РЭБ и ДРЛО Northrop E-2C Hawkeye-2000 | ezup | Самолеты РЭБ и ДРЛО | 0 | 01.02.2014 01:23 |
Самолеты РЭБ и ДРЛО Northrop E-2D Advanced Hawkeye | ezup | Самолеты РЭБ и ДРЛО | 0 | 01.02.2014 01:17 |
Самолеты РЭБ и ДРЛО IAI Phalcon | ezup | Самолеты РЭБ и ДРЛО | 0 | 19.01.2014 21:20 |