Новая тема Ответить |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
27.01.2025, 17:51 #1 | #1 |
|
Воздушные системы дальнего радиолокационного дозора ПВО Польши: аэростаты и самолёты ДРЛО
В предыдущих публикациях, посвящённых польской системе противовоздушной обороны, были рассмотрены её наземные составляющие: зенитная артиллерия, войсковые и объектовые зенитные ракетные комплексы, радиолокационные станции контроля воздушного пространства и средства управления и передачи информации. Сегодня речь пойдёт о привязных аэростатах и самолётах дальнего радиолокационного дозора, предназначенных для раннего обнаружения средств воздушного нападения на малых высотах и координации действий компонентов системы ПВО. Аэростаты радиолокационного дозора 22 мая 2024 года для реализации польской программы Barbara между министерством национальной обороны Польши и правительством США было подписано соглашение на поставку четырех аэростатных комплексов радиолокационного обнаружения ASRR (Airspace and Surface Radar Reconnaissance). Стороны договорились, что контракт стоимостью $960 млн будет профинансирован за счет льготного кредита, выделяемого США. Дополнительно в рамках заключенного соглашения был заказан логистический пакет, включающий эксплуатационное обслуживание, запас запасных частей, техническую поддержку и обучение личного состава. Первый аэростатный комплекс польские военные должны получить в 2026 году. Остальные три комплекса прибудут в 2027 году, а всю систему планируют ввести в строй к концу 2027 года. Планируется, что аэростаты системы ASRR войдут в состав формируемого аэростатного дивизиона ВВС Польши и будут нести дежурство в приграничных районах на восточном и северо-восточном направлениях. Аэростатные комплексы дополнят существующую сеть радиолокационных постов и станут элементом воздушной системы радиолокационной разведки и наблюдения, способной обнаруживать маловысотные воздушные цели, включая крылатые ракеты, самолеты, беспилотники, а также надводные объекты. Комплекс радиолокационного обнаружения ASRR включает в себя привязной аэростат с РЛС, подвешенной в нижней его части. Наземный сегмент состоит из пункта управления, сопряженного со средствами связи, позволяющими передавать первичную и обработанную информацию в реальном режиме времени, причальной платформы, метеорологического оборудования и электрогенераторов. Технические подробности, касающиеся характеристик приобретаемых Войском Польским аэростатов радиолокационного дозора, не разглашаются, но известны подрядчики, выбранные для поставки аппаратуры и оборудования. Это компании Raytheon, Elta North America (американский филиал израильской компании IAI Elta) и QinetiQ US (в прошлом Avantus Federal). Компания QinetiQ US в последние годы по контракту обслуживает аэростатные комплексы радиолокационного обнаружения TARS (Tethered Aerostat Radar System), работающие в интересах Пограничной и таможенной службы США и использующиеся в основном для пресечения незаконного ввоза наркотиков и нелегальной миграции в Карибском бассейне и вдоль границы с Мексикой. Сходный по своим возможностям аэростатный радиолокационный комплекс обеспечивает безопасность израильского ядерного объекта в Димоне и эксплуатируется на Тайване. Система TARS начала функционировать в первой половине 1980-х и основана на сети привязных аэростатов, выпущенных американскими компаниями TCOM и ILC Dover. Генеральным подрядчиком, ответственным за поставку и интеграцию аэростатных комплексов в национальную систему ПВО, выступала корпорация Lockheed Martin. В 1999 году в ходе военных учений в районе Форт-Стюарт (штат Джорджия) состоялись испытания привязной аэростатной радиолокационной системы JLENS (Joint Land Attack Cruise Missile Defense Elevated Netted Sensor System), разработанной корпорацией Raytheon. До 2017 года МО США финансировало исследования по созданию аэростатного комплекса обнаружения низколетящих крылатых ракет в рамках программы JLENS. Предполагалось, что аэростатная система не только станет недорогой альтернативой самолётам ДРЛО, но и сможет «подсвечивать» маловысотные воздушные цели при пусках по ним зенитных ракет. Также предусматривалось создание «боевых» аэростатов с ракетами «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM и управляемыми бомбами с развитыми аэродинамическими поверхностями и миниатюрным реактивным двигателем. По мнению представителей компании Raytheon, такая бомба, сброшенная с аэростата, способна поразить цель на дальности 40-50 км. В этой программе для подъёма в воздух радиолокаторов использовались аэростаты ТСОМ 71М. Грузоподъемность аэростата при подъеме на рабочую высоту 4500 м достигает 2000 кг. Полученная радиолокационная информация передаётся по волоконно-оптическому кабелю на наземный комплекс обработки, а сформированные данные целеуказания доводятся до потребителей по каналам связи. Поставщиком РЛС обнаружения EL/M-2083 с АФАР выступит израильская компания IAI Elta. Радиолокаторы этого типа уже используются вооруженными силами Израиля. Помимо радиолокационной станции на аэростате может быть размещена полезная нагрузка в виде оптоэлектронной аппаратуры с камерами высокого разрешения и тепловизором. Это дополняет возможности РЛС в части обнаружения компактных дронов, конструкция которых в основном выполнена из полимерных материалов, плохо отражающих высокочастотное излучение, а также даст возможность эффективно следить за объектами на земле. Американская армия с 2007 года использовала в Афганистане и Ираке менее крупные аэростаты TCOM 32M, оборудованные РЛС слежения за наземными объектами AN/ZPY-1 StarLite от корпорации Northrop Grumman и мультиспектральной системой визуализации и наведения MX20 от компании L-3 Wescam, которые в зависимости от погодных условий вели наблюдение с высоты 350-1500 м. Аппаратура визуального наблюдения, поднятая в воздух, при средней прозрачности воздуха эффективно засекала транспортные средства на удалении 20 км, а пешеходов — на дистанции 10 км. При этом имелась возможность различать вооруженных и невооруженных людей. Радиолокационный канал позволял обнаруживать подвижные цели, а также металлические объекты и не зависел от прозрачности атмосферы. Предполагается, что аэростат системы ASRR сможет круглосуточно наблюдать за воздушным пространством на дальности более 350 км в течение 30 дней и своевременно выявлять средства воздушного нападения во всём диапазоне высот. Для выполнения такой задачи требуется не менее 2-3 самолетов ДРЛО. Эксплуатация радиолокационного аэростатного поста обходится в 5-7 раз дешевле, чем самолет ДРЛО со схожими характеристиками, а также требует меньшего количества обслуживающего персонала. Впрочем, у аэростатов есть и существенные недостатки. Хорошо заметная «колбаса», надутая гелием и висящая на привязи на высоте до 4500 м, является очень уязвимой для дальнобойных ракет класса «воздух-воздух». Развертывание комплекса осуществляется на хорошо подготовленной в инженерном отношении площадке, а само наземное оборудование весьма громоздко и требует много времени для перебазирования. Фактически система ASRR в основном предназначена для работы в мирное время и в случае полномасштабного конфликта с технологически продвинутым противником может быть быстро выведена из строя. Самолёты дальнего радиолокационного дозора В середине 2023 года стало известно, что Польша для наблюдения за восточными границами и акваторией Балтийского моря приобрела два подержанных самолета дальнего радиолокационного дозора Saab 340 AEW&C (в ВВС Швеции имеют обозначение S 100B Argus). Турбовинтовой Saab 340 AEW&C создан на базе пассажирского самолёта, рассчитанного на перевозку 36 человек на линиях небольшой протяжённости. По сравнению с пассажирской машиной наружные боковые секции фюзеляжа самолёта ДРЛО были усилены, так чтобы выдержать вес антенны. Площадь вертикального оперения с целью улучшения путевой остойчивости увеличена. Для большей продолжительности полёта в кормовой части установлены два дополнительных топливных бака. Помимо радиолокатора на самолёте Saab 340 AEW&C имеется станция РЭБ, её антенна расположена в хвостовой части. Отображение информации происходит на плоских цветных ЖК-дисплеях с сенсорным управлением. Самолёт с максимальным взлётным весом 13150 кг способен находиться в воздухе 5-6 часов. Максимальная скорость 530 км/ч, скорость на патрулировании 320 км/ч. Высота патрулирования от 3000 до 6000 метров. Экипаж 7 человек, из них 5 — операторы РТК. Основой радиотехнического комплекса шведских воздушных радарных пикетов является РЛС PS-890 Erieye, разработанная Ericsson Microwave Systems (сейчас Saab Electronic Systems). Вес антенного блока радиолокатора составляет всего 900 кг. Двусторонняя антенна АФАР, размещенная в «бревнообразном» обтекателе длиной 9 метров, состоит из 192 приёмо-передающих модулей. Луч с электронным сканированием обеспечивает просмотр пространства в секторе 150° с каждой стороны. Недостатком радиолокатора с антенной такого типа является наличие спереди и сзади самолёта «мёртвых зон» — не просматриваемых секторов 30° каждый. РЛС, работающая в частотном диапазоне 2–4 ГГц, имеет несколько режимов работы, адаптированных для конкретных условий, с разной частотой повторения импульсов и скоростью сканирования. Помимо контроля воздушного пространства, возможен поиск морских целей, в том числе перископов подводных лодок. По данным компании-разработчика РЛС, максимальная дальность обнаружения крупных высотных целей составляет 450 км. В реальности истребитель, летящий на средней высоте, может быть обнаружен на дальности 350–400 км. Аппараты с небольшой ЭПР на малых высотах на фоне земной поверхности фиксируются на дальности от 180 км. Модифицированные варианты способны работать «по земле», видеть передвижения бронетехники, транспортных колонн и железнодорожных составов, что существенно расширяет спектр возможностей самолётов, оснащённых усовершенствованной РЛС Erieye-ER. Модернизированные машины получили аппаратуру, способную определять координаты источников высокочастотного излучения в широком диапазоне. Также на внешних поверхностях имеются датчики, фиксирующие тепловой след зенитных и авиационных ракет, а также лазерное облучение. При неплохих характеристиках обзорной РЛС и относительно невысокой стоимости к недостаткам самолёта Saab 340 AEW&C относят непродолжительное время нахождения в воздухе, отсутствие системы дозаправки и малый внутренний объём, что не позволяет разместить на борту расширенный состав оборудования. В частности, критике подвергались ограниченные возможности аппаратуры передачи данных. Всего было построено 12 самолётов Saab 340 AEW&C, большая их часть продана иностранным заказчикам. Относительно того, откуда в Польшу поступили самолёты ДРЛО шведского производства, в открытых источниках информации нет. Журналисты, специализирующиеся на авиационной тематике, пишут, что это могут быть машины, снятые с вооружения как в Швеции, так и в ОАЭ. Так или иначе, бывшие в эксплуатации Saab 340 AEW&C являются для Воздушных сил Польши временным решением. В качестве альтернативы обсуждалась возможность приобретения самолётов Е-7А Wedgetail на базе пассажирского Boeing 737-700ER. Самолёт ДРЛО Е-7А ВВС Австралии Самолёт ДРЛО Е-7А по своим возможностям является промежуточным вариантом между E-767 и Е-2D Hawkeye. В настоящее время самолёты Е-7А эксплуатируются в Австралии, Турции и Республике Корея. Однако стоимость одного «Веджтейла» с учётом оборудования наземной инфраструктуры и обучения специалистов составляет примерно $300 млн. Кроме того, для обеспечения полноценного патрулирования самолётов радиолокационного обнаружения потребуются воздушные танкеры. Так как таких самолётов ДРЛО потребуется минимум два, и в Польше сейчас осуществляется создание системы WISŁA, это является для бюджета страны неподъёмным грузом. Несколько менее затратным вариантом может стать приобретение самолётов CASA C-295AEW с РТК на базе израильского радара EL/M-2075 Phalcon, но с антенной, установленной во вращающемся дискообразном обтекателе. РЛС имеет два режима работы: круговой, обеспечивающий просмотр в дежурном режиме в 360°, и концентрированный поиск в секторе 120° с большим разрешением. В режиме кругового обзора дальность обнаружения цели типа «истребитель» должна быть не менее 450 км. Самолёт ДРЛО C-295AEW На фоне других машин своего класса C-295AEW смотрится вполне достойно. Самолёт с максимальной взлётной массой 23200 кг способен патрулировать в воздухе не менее 8 часов. Скорость патрулирования 485 км/ч, максимальная — 560 км/ч. На борту может находиться 10 человек, из них 7 операторов РТК и офицеров управления. Ближайшим двухдвигательным турбовинтовым аналогом перспективного испано-израильского самолёта ДРЛО можно считать E-2D Hawkeye. При практически одинаковой взлётной массе и близких скоростных характеристиках C-295AEW за счёт более ёмких топливных баков способен дольше находится на патрулировании, а значительные внутренние объёмы позволяют предоставить больше места для операторов и аппаратуры. Определяющим при выборе этого самолёта радиолокационного дозора может стать наличие в составе польских ВВС военно-транспортных С-295М, которые совместимы с C-295AEW по планеру, силовой установке и основному оборудованию. |
|
Новая тема Ответить |
|
Похожие темы | ||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Самолёты дальнего радиолокационного дозора китайской морской авиации | ezup | Специального назначения | 0 | 04.04.2024 13:02 |
Современные средства радиолокационного контроля воздушного пространства и системы управления ПВО Польши | ezup | ПВО | 0 | 16.06.2022 14:41 |
Модернизированный самолет дальнего радиолокационного дозора и управления А-50У | ezup | Самолеты РЭБ и ДРЛО | 4 | 20.05.2020 11:05 |
Новейший российский самолёт радиолокационного дозора А-100 совершил первый полёт | ezup | Авиационные новости | 0 | 18.11.2017 18:45 |
Як-44Э — самолёт радиолокационного дозора и наведения | ezup | Специального назначения | 0 | 04.02.2014 16:04 |