RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > Авиация > Вертолеты » Лёгкий многоцелевой вертолет Hughes OH-6 Cayuse

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 09.09.2024, 11:32 #1   #1
ezup
ezup на форуме
Чебуралиссимус
По умолчанию Лёгкий многоцелевой вертолет Hughes OH-6 Cayuse
ezup
ezup на форуме


OH-6A в полете, середина шестидесятых годов

В середине шестидесятых годов на вооружение армейской авиации США поступил новый лёгкий многоцелевой вертолёт Hughes OH-6 Cayuse. В дальнейшем его неоднократно модернизировали и дорабатывали, и современные модификации OH-6 до сих пор находятся в производстве и эксплуатации. Такое долголетие стало возможным благодаря удачному исходному проекту и ряду важных технических решений.

Лёгкий вертолёт наблюдения

В 1960 году армия США решила заменить свои вертолёты Bell H-13 Sioux на более новую технику. Для этого была запущена программа LOH (Light Observation Helicopter — «Лёгкий вертолёт наблюдения») и выработаны технические требования к будущей машине.

В конкурсе LOH участвовали несколько авиастроительных компаний, включая Hughes Helicopters. Её проект с рабочим индексом «369» сразу привлёк внимание заказчика и без труда прошёл в финальную часть программы.

В начале 1963 г. компания «Хьюз» построила первый опытный вертолёт нового типа, а в конце февраля состоялся его первый полёт. В ходе лётных испытаний были выявлены все преимущества «369» перед другими моделями, и весной 1965 г. этот вертолёт был объявлен победителем конкурса LOH.

В мае 1965 г. Пентагон разместил первый заказ на строительство серийных вертолётов «369». На вооружение армейской авиации их приняли под обозначениями OH-6 и Cayuse. В следующем году армия получила первую партию вертолётов и передала их в строевую часть.


OH-6A армейской авиации США

Производство и эксплуатация


Первые контракты, заключённые армией США, предусматривали поставку более 1400 вертолётов базовой модификации OH-6A. Компания «Хьюз» успешно выполнила эти заказы к концу десятилетия. Производитель регулярно передавал заказчику партии новой техники.

Вертолёты поступали в армию и практически сразу отправлялись во Вьетнам. Новая техника значительно улучшала потенциал имеющейся группировки армейской авиации и использовалась для решения самых разных задач. Вертолёты перевозили людей и грузы, а также обеспечивали работу боевой авиации. С определённого времени за счёт новых партий восполнялись значительные потери.

К 1967 г. производство вертолётов «Кейюс» значительно подорожало, и их цена перестала устраивать Пентагон. Ведомство объявило новый конкурс на закупку вертолётов, в котором победила более дешёвый OH-58 от компании Bell. Производство OH-6A для армии США вскоре прекратилось.

Однако эксплуатация уже полученной техники продолжалась. Имеющийся воздушный флот по-прежнему активно работал во Вьетнаме. Часть этой техники пережила войну и осталась в эксплуатации. Кроме того, позже для Пентагона создали вертолёт специального назначения MH-6. Его до сих пор используют силы спецопераций.

Уже в шестидесятых годах Cayuse заинтересовал иностранных покупателей. Ряд стран закупал в США готовые вертолеты. В отличие от них, Япония решила приобрести лицензию на сборку техники. Производство освоила компания Kawasaki Heavy Industries. За несколько лет она построила около 400 вертолётов.


Cayuse во Вьетнаме: механик обслуживает двигатель

В 1984 г. компания Hughes вошла в состав McDonnell Douglas. Вскоре после этого на рынок была выпущена гражданская модификация вертолёта OH-6 под названием MD-500. Эта разработка заинтересовала различные структуры из разных стран, что вновь привело к получению заказов. В 1999 г. «Макдоннелл-Дуглас» вошла в состав Boeing, и ее вертолетное подразделение получило название MD Helicopters. Несмотря на все преобразования, производство MD-500 продолжилось.

По мере продолжения производства и эксплуатации, компании Hughes, McDonnell Douglas и MD Helicopters разрабатывали различные проекты модернизации исходного вертолёта. Последние варианты до сих пор производятся и привлекают внимание заказчиков.

К настоящему времени в общей сложности было построено более 4700 вертолётов всех версий. OH-6 и его варианты входят в десятку самых массовых вертолётов в мире. В прошлом «Кейюсы» состояли на вооружении почти десятка стран мира, а также эксплуатировались в большом числе гражданских организаций. Часть эксплуатантов уже отказалась от такой техники, но и оставшийся в работе флот выглядит впечатляюще.

Особенности конструкции


Hughes OH-6 — это многоцелевой вертолёт, предназначенный для перевозки пассажиров или груза. Он построен по одновинтовой схеме с рулевым винтом и отличается оптимальным сочетанием технических и эксплуатационных характеристик. Именно достигнутые параметры позволили ему победить в программе LOH.

Вертолёт получил фюзеляж каплевидной формы с минимально возможным поперечным сечением, а также тонкую хвостовую балку. Это позволило улучшить аэродинамику, лётные характеристики и экономичность. Фюзеляж построен вокруг прочной металлической «клетки», в которой размещаются люди или груз. Снаружи к ней крепятся агрегаты силовой установки и несущая система. Такая архитектура обеспечивает высокую прочность и устойчивость конструкции.


Транспортно-боевая модификация с пулемётным вооружением

В хвостовой части фюзеляжа размещён турбовальный двигатель. В первой модификации вертолета OH-6A это был Allison T63-A-5A мощностью 317 л.с. Для оптимизации компоновки, двигатель установлен с наклоном назад: его воздухозаборник находится непосредственно под несущим винтом, а сопло выведено в хвост фюзеляжа.

Под углом 45 градусов вал двигателя входит в специально разработанный редуктор, который распределяет мощность между основным и рулевым винтами. Еще один редуктор помещен в хвостовой балке и приводит в движение рулевой винт.

Для OH-6A была разработана оригинальная несущая система с четырёхлопастным винтом диаметром около 8 м. Использовалась необычная для того времени бесшарнирная система подвески лопастей, в которой противоположные лопасти попарно соединялись упругими элементами. Втулка отличалась малой высотой и имела компактный автомат перекоса.

Вертолёт OH-6A имеет общую длину около 7 м и максимальную высоту 2,5 м. Сухая масса составляет всего 557 кг, нормальная взлётная — 1089 кг, а максимальная взлётная — 1225 кг.

Экипаж вертолёта состоит из двух человек. В грузопассажирской кабине можно разместить до 2-4 человек или 463 кг груза. Доступ внутрь обеспечивается бортовыми дверями. Поздние модификации, такие как MH-6, имеют внешние лавки для посадки десанта.

Военные модификации Cayuse могут нести пулемёт или автоматический гранатомёт на внешней подвеске или на турели.


Японский лицензионный вертолёт OH-6J

OH-6A способен развивать скорость до 241 км/ч и имеет боевую дальность более 610 км. Статический потолок достигает 3600 м, а практический — более 4800 м. Для вертолётов середины шестидесятых годов это были весьма достойные характеристики.

Техническое превосходство


Hughes OH-6 оказался лучшим среди конкурентов по программе LOH. Победить ему помогли высокие технические и эксплуатационные характеристики. Такие параметры были достигнуты благодаря ряду оригинальных и интересных технических решений.

В этом контексте представляет интерес конструкция планера OH-6. Фюзеляж вертолёта отличается минимальным сечением и плотной компоновкой, что позволило улучшить аэродинамику и снизить массу конструкции. Благодаря этому, по сухой массе OH-6 превосходил конкурентов по программе LOH и с большим запасом соответствовал требованиям заказчика. При этом достижение максимальной массы позволяло увеличить полезную нагрузку.

Оригинальная несущая система также имела несколько преимуществ. Использование четырёх лопастей позволило снизить нагрузку на каждую из них и уменьшить диаметр несущего винта. Одновременно с этим их жёсткий подвес уменьшил высоту втулки. Кроме того, удалось сократить длину хвостовой балки. Такой винт позволил использовать механическое управление автоматом перекоса, отказаться от гидравлики и упростить конструкцию вертолёта в целом.

Пассажирская кабина OH-6A не отличалась большими размерами или особым удобством. Однако она позволяла перевозить людей или грузы, а также устанавливать необходимое вооружение. Все остальные преимущества вертолёта полностью компенсировали недостаток комфорта.


Современная модификация MH-6

Как показала практика, OH-6 оказался очень удачной базой для доработки. За счёт замены ключевых агрегатов создавались новые модификации вертолёта с улучшенными параметрами. Кроме того, Cayuse стал основой для множества специализированных образцов с различным оборудованием.

Важно отметить, что все модификации и модернизации базового OH-6 проводились без радикальной переработки конструкции. Это косвенно подтверждает, насколько удачными были исходные технические и инженерные решения.

Продуктивное долголетие


В прошлом году исполнилось 60 лет с момента первого полёта вертолёта OH-6 Cayuse, а в следующем году будет такой же юбилей начала серийного производства. Несмотря на свой почтенный возраст, «Кейюс» и его модификации остаются в эксплуатации и даже постепенно развиваются.

Причины такого долголетия кроются в том, что ещё на стадии разработки базового проекта «369» компания Hughes предложила и реализовала несколько важных и полезных идей. На основе этих решений был создан вертолёт с удачным сочетанием характеристик, который фактически не имеет конкурентов в своей нише. Он занял свое место в воздушных флотах и пока не уступает свое место никому, кроме собственных модификаций.
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
авиация


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Индийский лёгкий многоцелевой вертолет LUH принят на вооружение армейской авиации ezup Авиационные новости 0 10.02.2021 15:42
Экспериментальный вертолет Hughes XH-17. Неудавшийся рекорд ezup США 0 14.03.2020 20:24
Лёгкий многоцелевой бронетранспортёр Universal Carrier ezup Бронетехника Англии 0 28.09.2019 11:49
Ми-2 Многоцелевой вертолет ezup Крылья страны 0 30.11.2018 01:00
Ми-1 Многоцелевой вертолет ezup Крылья страны 0 30.11.2018 00:55