RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > Авиация » Истребитель БПЛА – концепция самолета будущего

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 14.02.2022, 12:15 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Истребитель БПЛА – концепция самолета будущего
ezup
ezup вне форума


Мы много уделяли внимания новым видам оружия вообще и беспилотникам в частности. Вообще, конечно, БПЛА – это очень интересный и перспективный вид вооружения, и при правильном его использовании (как в Карабахе азербайджанскими военными, например) – весьма эффективное.

Беспилотники осуществляют разведку, наводку на цели, сами успешно могут атаковать цели ракетами и бомбами. А учитывая врожденную скрытность аппаратов из-за небольшого количества металла в конструкции, то и получается весьма неприятный противник, которого сложно заметить.

Конечно, сегодня существует несколько способов нейтрализации БПЛА. Самый простой и эффективный – это обнаружить базу и заблаговременно снести ее ударом с воздуха или артиллерией.

Но вот если беспилотник уже взлетел – тут есть сложности. Есть станции РЭБ. Два варианта развития событий. Если БПЛА влетит в зону действия станции постановки помех, то будет ему счастье. А если нет – то пронесло. Есть станции типа «Красухи», которые работают далеко, но очень узким лучом, так вот им надо будет засечь супостата, что непросто.

Есть комплексы ПВО. Кстати, герой сегодняшнего материала родился в воспаленном сознании именно после воспоминаний о том, как «Панцирь» пытался в Алабино попасть по дрону-мишени из пушек и как у него это получалось.

Не получалось совершенно. Да, два ствола лупили 30-мм огурцами, но не попадали. Потом уже разозленный расчет долбанул по дрону ракетой и вот тут все встало на свои места. Однако, ракета – это довольно дорого. Не всякая ракета еще сможет по БПЛА отработать, не всякая. И ракет у любого комплекса не так уж и много.

А как показывает практика Ближнего Востока, управляющие дроном операторы не склонны ждать, пока расчет займет свои места или перезарядит пусковые установки.

И что у нас рисуется? Да, истребитель-перехватчик дронов. Тот, который будет обнаруживать, догонять и истреблять.

Вертолеты отметаем сразу. Не так скорость полета. К тому же дроны реально скоро перешагнут порог скорости в 350 км/ч, чем сделают любой перехват вертолетами нереальным. Да и пригоден вертолет для несколько других операций.

Современный самолет точно так же не пригоден для перехвата дронов из-за скорости. Но тут обратное дело, скорость избыточна. Это как МиГ23МЛД ПВО СССР пытались перехватить Руста на «Сессне-172». Видеть, что там летит что-то небольшое «типа Як-12» - это одно, атаковать и сбить – совсем другое. А современные дроны намного меньше «Сессны» Руста. Так что современный истребитель не совсем пригоден для перехвата и уничтожения такой цели, как, например, «Байрактар».

И что у нас остается?

Правильно, турбовинтовой самолет. Да еще по-хорошему двухмоторный.


Почему двухмоторная схема? Все просто. Два мотора делают машину более живучей и более грузоподъемной. А поднимать будет что. Во-первых, двух человек экипажа. Летчику нужна будет помощь оператора-наводчика, без сомнений. Во-вторых, аппаратуру наблюдения. РЛС, ориентированную на поиск малоразмерных целей. В-третьих – приличный запас горючего для того, чтобы была возможность реально прикрывать определенный район, барражируя в небе. В-четвертых – набор вооружения, позволяющий уничтожать такие цели, как БПЛА.

Каким я вижу такой самолет? Например, как прообраз перед глазами встают британский «Москито» NF Mk.38 или немецкий «Хейнкель» He.219a-7/r-1. Да, это были ночные истребители, но суть у них та же: найти с помощью бортовой РЛС цель и уничтожить с помощью наличного вооружения.




Два турбовинтовых двигателя, которые могут обеспечить крейсерскую скорость висения в 450-500 км/ч и максимальную скорость в 600-650 км/ч. Для того, чтобы догнать любой БПЛА этого будет более чем достаточно.

Высотность перехватчика не должна быть очень уж большой, поскольку БПЛА пока не осваивают запредельные высоты. Наверное, важнее возможность долго находиться в районе вероятного появления аппаратов противника.

Вооружение. Это отдельная тема.

Естественно, перехватчик должен нести радиоэлектронное вооружение и комплект противодействия средствам ПВО противника. Несмотря на то, что основной задачей такого самолета станет охота за БПЛА противника над своей территорией, но появление истребителей противника со счетов сбрасывать не стоит. А потому кроме аппаратуры обнаружения должны быть модули РЭБ, тепловые ловушки и все остальное из области противодействия ракетам противника.

Далее у нас то вооружение, с помощью которого можно будет эффективно бороться с БПЛА.

Ракетное. Естественно, да. Но чем и хорош беспилотник, даже у самых больших выхлоп не такой уж и мощный. Тепловым головкам самонаведения будет непросто. Плюс это должны быть небольшие ракеты, радиусом действия до 1-1,5 км. Дальше будет вставать вопрос обнаружения цели.

Небольшие ракеты, с осколочной частью, способные, однако, дать довольно приличный разброс большого количества осколков.

Современный беспилотный аппарат – не такая прочная конструкция, как самолет и вертолет, а потому стальные или урановые стержни в БЧ ракеты не нужны. Обычные металлические осколки приличного поражающего действия.

У нас таких ракет сейчас нет, но в принципе, легко можно создать на базе той же 9М335, элементарно удешевив ее.

Стрелковое вооружение. Наверное, забавно, но оно может оказаться не менее практичным, чем ракеты. Все-таки БПЛА – это не очень маневренные цели, да еще к тому же не имеющие возможность активно обороняться. Так что здесь варианты уровня Второй Мировой войны могут запросто подойти. Я имею подойти на близкое расстояние и уничтожить БПЛА с помощью стрелкового оружия.


Вот только о авиационных пушках нужно забыть. Равно как и о крупнокалиберных пулеметах. В них нет никакого смысла, потому что снаряд от 23 до 30 мм, попав в аппарат, конечно, разнесет его в щепки. Однако, БПЛА – цель малоразмерная и снаряду не так просто попасть в нее. Я видел своими глазами, как это происходило на полигоне в Алабино, на «АРМИИ-2017».

Небольшая цель, по которой выпускается немного снарядов. Вот в двух словах, что происходило. «Панцирь» оказался не очень эффективен против БПЛА, что потом подтвердила и Сирия.

Нужен… пулемет! И не 14,5-м, даже не 12,7-мм. Элементарный 7,62-мм.

Да, тяжелые истребители той войны вооружались пушечными батареями и шли против больших бронированных четырехмоторных бомбардировщиков. А сегодня у нас пластиковый самолет, да еще и небольших по самолетным меркам, размеров.

Так что реально снаряд должен уступить место пуле. И именно 7,62-мм, поскольку здесь количество будет играть определяющую роль. Туча пуль 7,62-мм, выпущенная в сторону летящего БПЛА намного лучше, чем несколько десятков снарядов. Из нескольких сотен пуль что-то да залетит.

Пуля 7,62-мм точно так же выведет из строя беспилотный аппарат, попав в его управляющие блоки, как и снаряд. Только пуле это сделать легче, так как количество их значительно выше.

Да, сказать, что у нас есть что-то типа ШКАС, нельзя. А жаль, вот как раз та машинка была бы очень кстати. 1800 выстрелов в минуту – то, что надо. Четыре ствола просто засеяли бы пространство кусочками металла. Очень было бы эффективно.

Нет у нас на вооружении и потомков изделия Гатлинга. Точнее, есть, но калибром крупнее. Вот если взять АК-630 и сделать на ее базе АК-676 – было бы интересно.

У американцев есть игрушка под названием М124 «Миниган» того самого калибра 7,62-мм под стандартный патрон НАТО 7,62х51. Хороший и мощный патрон, лучше не надо. Машинка не новая, но классика. И может применяться как стрелком, так и дистанционно, подвешиваясь в контейнере или устанавливаясь, скажем, в носу самолета или вертолета.


Кстати, да, у американцев головной боли в этом плане меньше. Пулемет у них есть, носитель придумать не будет очень сложно, достаточно вспомнить старые разработки. Взять тот же OV-10D «Bronco».


Самолет вполне подходит под наши требования. В США было очень много разработок антипартизанских самолетов, которые сегодня смотрелись бы в роли перехватчика БПЛА очень даже впечатляюще.


Судя по всему, в Китае тоже задумались на эту (конечно, не только на эту) тему и создали свой «Миниган» под названием CS/LM12. Те же 6 стволов с электроприводом, те же 6 000 выстрелов в минуту.


Нам бы тоже не помешала такая полезная в хозяйстве вещь именно такого калибра. Не обязательно шестиствольная, можно и с одним стволом. Но стволов должно быть не менее четырех.

Чем хорош двухмоторный самолёт, известно со времен Второй Мировой. Пустой нос, в который можно установить что угодно: РЛС, батарею пушек или пулеметов, немцы на «Наттере» даже ракеты в носу устанавливали.

Ракеты запросто можно подвесить где угодно. С этим проблем никаких. Пулемет американцы размещают в контейнере и тоже подвешивают. Так что тоже ничего нового.

Вот такая получилась концепция нового класса самолетов. Да, это получаются теоретически очень узконаправленные самолеты, которые будут способны действовать в основном над своей территорией, то есть, в условиях прикрытия со стороны ПВО или авиации, поскольку самолеты и вертолеты противника гарантированно их смогут сбить. Но для БПЛА такие истребители могут стать смертельным врагом, поскольку смогут обнаружить за счет БРЛС, догнать, найти визуально и уничтожить.

Конечно, в этом вопросе возможны как варианты, так и нюансы, но в целом картина получается довольно логичная.
Автор:
Роман Скоморохов
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
авиация


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Корабль-платформа для БПЛА. Перспективное предложение или бессмысленная концепция? ezup Военно-морской флот 0 15.12.2021 15:39
Концепция корабельного беспилотного самолета ДРЛО ezup Военная аналитика 0 11.01.2021 20:16
Противостояние ЗРК «Панцирь-С1» и турецких БПЛА: репетиция войн будущего ezup Военная аналитика 0 14.06.2020 11:03
Испания присоединяется к разработке европейского самолета будущего ezup Авиационные новости 0 06.12.2018 17:24
«Полное электродвижение»: концепция боевых кораблей будущего ezup Военно-морской флот 0 18.08.2017 17:35