Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 19.12.2013, 16:29 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Подводные ракетоносцы пр. 955 «Борей»
ezup
ezup вне форума



Лодки с названием «Борей» стали известны в России и за рубежом задолго до вступления в строй — всё благодаря ожидаемым успехам и громким неудачам при запусках баллистических ракет подводного базирования (БРПЛ) «Булава».

Всякое мнение должно стремиться к объективности. Судорожные восторги («не имеет аналогов в мире») и оголтелая критика («не поплывет, не полетит») должны опираться на конкретные знания и факты. Подводный ракетоносец явно не заслуживает пренебрежительного отношения — сгусток боевой материи массой 15 тысяч тонн, способный уничтожить жизнь на целом континенте…

Лодка бесшумно скользит на глубине 400 метров — там, где давление на каждый квадратный метр корпуса достигает 40 тонн! Зажатый в чудовищные тиски, её корпус упруго деформируется под натиском миллионов кубометров воды, но экипаж спокоен — до глубины раздавливания еще далеко. Шутники натягивают поперек отсека нитку и следят, как она провисает, по мере погружения лодки в пучину — оболочка из высокопрочной легированной стали надежно защищает людей от враждебной среды.

Атомоход «Борей» способен месяцами не показываться на поверхности. Воздух и пресную воду он добывает прямо из забортной воды. Он быстр, малошумен и отлично осведомлен обо всем, что происходит за его бортом: основная 7-метровая и вспомогательные антенны гидроакустического комплекса «Иртыш-Амфора-Б-055» способны отслеживать в режиме шумо- и эхопеленгования корабли и суда на десятки миль вокруг, засекать гидроакустические сигналы вражеских сонаров, измерять толщину льда, искать полыньи и разводы в полярных широтах, своевременно предупреждать о наличии мин и идущих на корабль торпедах.

Проект 955 «Борей» вызывает подчас не только искреннее восхищение. Цените поступки, слова ничего не стоят — именно такой точки зрения придерживаются скептики, предлагая взглянуть на текущие успехи «Бореев». Успехи есть, но их пока не так уж много.

Например, головная и пока единственная в составе флота лодка проекта 955 — К-535 «Юрий Долгорукий» — еще ни разу не выходила на боевое патрулирование. В целом, ситуация естественная — лодка была принята в состав Северного флота в январе 2013 года, экипажу необходимо время для апробации новой техники. Однако, последний неудачный пуск серийной «Булавы», произведенный 6 сентября 2013 г. с борта подлодки К-550 «Александр Невский» (ракета потерпела аварию на 2-ой минуте полета, упав в Северный ледовитый океан), подтвердил серьезные опасения — «Булава» была принята на вооружение преждевременно.

Выявленные проблемы в конструкции БРПЛ и последовавшее вскоре решение о приостановке государственных испытаний субмарин «Александр Невский» и «Владимир Мономах» создают определенную угрозу для достижения оперативной готовности в срок для всех подлодок данного проекта.



«Юрий Долгорукий» — единственная атомная субмарина, принятая на вооружение ВМФ России за последние 12 лет и единственный подводный крейсер стратегического назначения, принятый на вооружение за последние 23 года. После этих фактов выкладки аналитиков из FAS (Federation of American Scientists) при всей возможной ангажированности данного ресурса уже не кажутся столь шокирующее неправдоподобными: стратегические подводные ракетоносцы ВМФ России совершили за 2012 год всего 5 боевых патрулирований — меньше, чем когда-либо.

Необходимо срочно наращивать КОН (коэффициент оперативного напряжения) и повышать готовность морских ядерных сил — ключевого элемента безопасности страны. Однако «Бореи» по разным причинам не торопятся возлагать на себя ответственность по защите рубежей России. Самые современные лодки предпочитают проводить время на государственных испытаниях.

Будем надеяться, что описанные проблемы разрешатся в самом ближайшем будущем. К настоящему времени построено уже три ракетоносца данного проекта. Головной К-535 «Юрий Долгорукий» принят в состав ВМФ и готовится к своему первому боевому походу, который запланирован на 2014 год.

К-550 «Александр Невский» успешно завершил государственные испытания (единственное сомнение вызывает его главное оружие — Р-30 «Булава». Единственный пуск с его борта окончился неудачей. Второй тестовый пуск был отменен). Ожидается, что новый ракетоносец будет принят в состав ВМФ в конце 2013 — начале 2014 гг.

Третья лодка — К-551 «Владимир Мономах», — спущенная на воду в декабре 2012 года, находится на ходовых испытаниях.

Дальнейшие планы ВМФ включают в себя постройку еще 5 подлодок данного проекта.

30 июля 2013 года в присутствии первых лиц государства был заложен очередной, четвертый по счету ракетоносец «Князь Владимир». Данный корабль строится по модернизированному проекту 955У «Борей-А». Основными отличиями от первых «Бореев» станут меньшая шумность и более точное и стабильное «удержание» заданной глубины — критически важный момент при залповой стрельбе БРПЛ.

Ожидается, что в 2014 году будет заложен «Александр Суворов». Через год — следующий корабль. И так далее — всего 8 грозных боевых единиц, которые сменят на посту ракетоносцы пр. 667БДР «Кальмар» и 667БДРМ «Дельфин».

Настоящие герои?

В истории «Бореев» имеется немало парадоксальных фактов, многие из которых способны вызвать искреннее недоумение.

В том, что «Юрий Долгорукий» был заложен в 1996 году, спущен на воду в 2008 г. и передан ВМФ в 2013 г., ничего удивительного нет: известные события политико-экономического характера на рубеже XX-XXI вв. резко замедлили темпы постройки российских субмарин, превратив их «долгострои», достойные Книги рекордов Гиннеса. К настоящему времени ситуация заметно исправилась: третий по счету «Борей» — «Владимир Мономах» — был заложен в 2006 году и, весьма вероятно, войдет в состав ВМФ уже в 2014. Длительность стройки по-прежнему превышает советские нормативы в 2-3 раза, но все же прогресс очевиден.

Еще более спорной предстает другая особенность «Бореев» — при их строительстве использовались готовые секции от разобранных на стапеле и утилизируемых подлодок пр. 971 «Щука-Б».



Атомная подводная лодка пр. 971 "Щука-Б"

Подлодка, известная как ракетоносец «Юрий Долгорукий», изначально была многоцелевой субмариной К-337 «Кугуар». Заложенная в 1992 году, она оказалась недостроенной и в конце концов была разобрана на стапеле с целью «каннибализации» её секций для новых подлодок.

«Александр Невский» был когда-то «Рысью». «Владимир Мономах» — «Ак Барсом». К-480 «Ак Барс» несла службу в составе 24-ой дивизии ПЛ Северного флота с 1989 года. В 2008 году она была исключена из состава ВМФ, секции корпуса были использованы для достройки «Владимира Мономаха».

Имеется версия, что именно этим объясняется недавняя новость о раннем списании многоцелевой атомарины К-263 «Барнаул» — секции этой лодки необходимы для достройки следующих ракетоносцев семейства «Борей».

Автору не раз приходилось сталкиваться с мнением, что новейшие подлодки — всего лишь «сборная солянка из ржавого хлама» с нелетающей «Булавой», устаревшей радиоэлектроникой, да к тому же превращенная в адский долгострой.

Что можно на это возразить? «Ржавый хлам» — явное преувеличение, высокопрочная аустенитная сталь марки АК-100, из которых изготавливались корпуса ПЛА пр. 971, практически не подвержена коррозии. По одной из версий, в процессе достройки использовались лишь обечайки прочного корпуса лодок пр. 971 — вся «начинка» была неузнаваемо обновлена. В этом случае использование задела из разобранных подлодок для ускорения достройки «Бореев» — если не радостная весть (радоваться тому, что вместо двух ПЛА построили одну — абсурд), то, по крайней мере, свидетельство рачительного отношения к тому, что удалось спасти после эпохи потрясений и вакханалии «свободного рынка».

Второй вопрос, непосредственно вытекающий из факта заимствования секций от лодок предыдущих проектов, — можно ли причислить «Борей» к подлодкам нового, т.н. «четвертого» поколения? Среди основных требований, предъявляемых к таким субмаринам — низкий шумовой фон, чье значение приближается к естественному шумовому фону океана. Лучшая ситуационная осведомленность, современные средства обнаружения и оружие. Также особенностью таких лодок считается наличие высокотехнологичных приёмов и новинок, повышающих их универсальность и боевые возможности. Например, многофункциональная оптоэлектронная мачта вместо привычного перископа, шлюзовая камера для боевых пловцов или комплект необитаемых подводных аппаратов для проделывания проходов в минных полях, имеющийся на борту американских ПЛА типа «Вирджиния».

Есть ли что-либо подобное на борту отечественного «Борея»?

Точные характеристики «Борея» засекречены, но кое-что известно уже сейчас. Помимо секций прочного корпуса, «Борей» использует ряд других механизмов и систем, аналогичных тем, что использовались в конструкции лодок пр. 971 «Щука-Б» и «убийц авианосцев» пр. 949А «Антей». Среди них — ядерная паропроизводящая установка ОК-650В тепловой мощностью 190 МВт и главный турбозубчатый агрегат (паровая турбина с редуктором) ОК-9ВМ. Зудящие насосы теплоносителя и ревущий ГТЗА — одни из главных источников шума. Если все элементы остались прежними — значит, шумовой фон не мог претерпеть значительных изменений. Для сравнения: новый российский многоцелевой атомоход пр. 885 «Ясень» использует похожую ГЭУ, но при этом обладает собственным «ноу-хау», маленькой особенностью, что радикально повышает его скрытность. На малом ходу, в режиме «подкрадывания», ГТЗА отсоединяется от вала специальной муфтой — вращение гребного вала производится с помощью маломощного электродвигателя.

Среди положительных моментов «Борея» хочется отметить его водометный движитель, чье применение должно было снизить шумность при движении подлодки. Среди других атрибутов лодок нового поколения — высокочувствительная сферическая антенна ГАК «Иртыш-Амфора», занимающаяся всю носовую часть корабля. Применение этой схемы, свойственной зарубежным подлодкам, указывает на смену всей парадигмы в отечественном кораблестроении: средствам обнаружения стало уделяться особое внимание.

Применение «устаревшей» реакторной установки ОК-650В вместо набирающих популярность за рубежом малошумных реакторов с упором на естественную циркуляцию теплоносителя, а также с продолжительным сроком службы без необходимости их перезарядки, — решение оправданное.

С одной стороны, никаких особых мер по снижению шумности при работе ЯППУ не производилось — максимум дело ограничилось новыми станинами и лучшей шумовиброизоляцией. И это скверно. С другой стороны, погоня за продолжительным сроком службы тепловыделяющих сборок ни к чему хорошему не приводит: во-первых, все усилия американских конструкторов привели к тому, что срок жизни активной зоны реактора S6W превышает аналогичное значение ОК-650В максимум на 10 лет — не слишком великий результат, при том что сам процесс перезарядки лодочных реакторов не является чем-либо особым или требующим сверхъестественных усилий. Во-вторых, чтобы не ударить в грязь лицом, янки идут на заведомый на подлог — 30 лет без перезарядки? Запросто! Но только при ограниченном количестве выходов в море.

Еще несколько добрых слов об ОК-650В. Установка хорошо освоена отечественным морякам и специалистами-ядерщиками, за 30 лет эксплуатации её конструкция была изучена и «отшлифована» до мелочей. Две ЯППУ этого типа доказали свою надежность, пережив чудовищный взрыв на борту «Курска» и автоматически заглушив свою активную зону. ОК-650В — одна из лучших в мире ЯППУ для подводного флота, и необходимость её замены совсем не так очевидна, как это могло показаться.

С моей личной точки зрения, требования к подлодкам «четвертого поколения» должны определяться их назначением. Некорректно сравнивать задачи и возможности многоцелевых «СиВулфа», «Вирджинии» или «Ясеня» со стратегическими ракетоносцами «Борей». О какой «многофункциональности» и «широком спектре задач» может идти речь, если главная и единственная задача РПКСН — бесшумно выписывать «восьмерки» в глубинах океана и в готовности по первому приказу выпустить свой боекомплект по городам и военным базам «вероятного противника»?

Поколения стратегических ракетоносцев в больше степени определяются ТТХ баллистических ракет, размещенных на их борту, нежели собственными характеристиками подводных кораблей. При том, что шумность «Борея» при прочих равных условиях должна быть ниже, чем у «Кальмаров» и «Дельфинов» предыдущего поколения. Чувствительность гидроакустического комплекса «Иртыш-Амфора» также должна быть выше, чем у любого ГАК, применявшегося на лодках советской постройки — чего стоит гигантская сферическая антенна в носовой части «Борея»! Мощный и надежный реактор. Наличие вплывающей аварийной капсулы, способной вместить в себя весь экипаж из 107 человек.

Главный калибр лодки — 16 твердотопливных баллистических ракет подводного базирования Р-30 «Булава». Еще в период разработки «Булавы» неоднократно звучало мнение о бесполезности данного проекта. Дело в том, что советские и российские РПКСН традиционно комплектуются ракетами с жидкостными реактивными двигателями. Причина проста: по значению удельного импульса ЖРД всегда превосходит РДТТ (жидкостная ракета при одинаковой массе топлива улетит дальше твердотопливной). Скорость истечения газов из сопла современных ЖРД может достигать 3500 м/с и более, в то время как у РДТТ этот параметр не превосходит 2500 м/с. Вторая проблема — производство РДТТ требует высочайшей технической культуры и контроля качества, малейшее колебание влажности/температуры критическим образом отразится на стабильности горения топлива.



"Булава" беснуется в небе на глазах у изумленных норвежцев

Но почему на подлодках западных государств обычно применяют твердотопливные БРПЛ, несмотря на все их кажущиеся недостатки? «Поларис», «Посейдон», «Трайдент»…

У РДТТ свои преимущества, в первую очередь — безопасность хранения. Достаточно вспомнить гибель К-219, чтобы понять, о чем идет речь. Самопроизвольный запуск РДТТ в шахте подводной лодки — явление практически невозможное, в отличие от ЖРД, в котором в любой момент может произойти утечка компонентов топлива. Что касается повышенных требований к условиям хранения твердотопливных ракет — термостабильный контейнер, и никакой угрозы растрескивания/намокания топливных плиток.

Среди других преимуществ РДТТ — относительная дешевизна изготовления и эксплуатации. Термоконтейнер и контроль стабильности параметров твердого топлива не идут ни в какое сравнение с турбонасосными агрегатами, смесительной головкой и запорной арматурой ЖРД. Кроме того, твердое топливо нетоксично. Меньшая длина твердотопливных ракет — отсутствие сепарированной камеры сгорания (сам РДТТ и есть камера сгорания).

Простота запуска — РДТТ не требуется таких сложных и опасных операций, как заполнение топливопроводов и рубашки охлаждения или поддержания наддува в баках. Выполнив данные действия, от старта уже не оказаться (либо произвести слив топливных компонентов и отправить аварийную ракету на завод).

Наконец, последнее условие, чья актуальность увеличивается с каждым годом, — твердотопливные ракеты более стойки к ПРО.

Первая попытка создать ракету «как у американцев» закончилась провалом — на свет появились «лодка, что не помещается в океане» и чудовищная 90-тонная БРПЛ Р-39 (основное вооружение РПКСН пр. 941 «Акула»). Советская промышленность не смогла создать пороха с необходимыми характеристиками, результатом стал неукротимый рост размеров ракеты и носителя.



"Булава" выходит из пусковой шахты ТРПКСН "Дмитрий Донской"
(испытательный комплекс на базе подлодки типа "Акула")

«Булава» — свежий взгляд на проблему твердотопливных ракет. Генеральному конструктору и бывшему директору МИТ Юрию Соломонову удалось невозможное: в условиях недофинансирования построить твердотопливную БРПЛ приемлемых габаритов, с достойными ТТХ и дальностью пуска 9000+ км. При том частично унифицированную с наземным комплексом «Тополь-М».

И пусть по удельному импульсу, дальности пуска и массе забрасываемой нагрузки «Булава» уступает жидкостной Р-29РМ «Синева» — взамен отечественный подводный флот приобрел простую и безопасную в эксплуатации ракету, которая, безо всякой иронии, превосходит по надежности любую из БРПЛ, стоявших на вооружении ВМФ СССР и России. Сбои происходят уже в процессе полета — но этот вопрос решаем путем проведения новых тестовых пусков и всестороннего изучения результатов (в идеале — постройки стенда для наземных испытания, на который, как обычно, нет средств).

«Булава» и «Бореи» необходимы отечественному флоту. И этот вопрос не подлежит сомнению.












Тех. консультант по вопросам РДТТ — почтальон

Автор Олег Капцов
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 11.12.2016, 20:37 #2   #2
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Подводные ракетоносцы пр. 955 «Борей»
ezup
ezup вне форума

Атомная подводная лодка проекта 955 «Борей» К-535 «Юрий Долгорукий». Инфографика


К-535 «Юрий Долгорукий» — российская атомная подводная лодка стратегического назначения, относящаяся к 4-му поколению. Головной корабль проекта 955 «Борей» назван в честь князя Юрия Владимировича Долгорукого, считающегося основателем Москвы.

Первая подводная лодка проекта 955 была зачислена в списки кораблей ВМФ России 19 августа 1995 года под именем «Санкт-Петербург». 1 мая 1996 года корабль сменил имя и стал называться «Юрий Долгорукий». Под этим именем субмарина и была заложена 2 ноября 1996 года в стапельном цехе № 55 «Севмаш» в городе Северодвинске. В связи с недостаточным финансированием и изменениями в проекте формирование прочного корпуса было завершено в основном лишь к 2005 году. В подобных условиях для ускорения строительства был использован задел подводной лодки проекта 971 «Щука-Б» К-137 «Кугуар». С этого времени велись активные работы по достройке корабля. Экипаж сформирован 5 сентября 2003 года.



Первоисточник: http://tvzvezda.ru/
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 22.03.2017, 00:09 #3   #3
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Подводные ракетоносцы пр. 955 «Борей»
ezup
ezup вне форума

NI: грозный «Борей» с ракетами «Булава» станет достойной заменой «Дельфина»

Издание The National Interest рассказало, почему российские ракетоносцы проекта 955А «Борей» станут достойной заменой АПЛ «Дельфин».





Вашингтон (США), 20 марта — В середине прошлой недели стало известно, что российский атомный ракетоносец проекта 955А «Борей» будет спущен на воду летом текущего года. В связи с этим аналитическое издание The National Interest решило спросить старшего научного сотрудника Центра военно-морского анализа Дмитрия Горенбурга, сможет ли АПЛ РФ четвертого поколения составить конкуренцию своим предшественникам, а также американским аналогам.

По мнению Горенбурга, грозные ракетоносцы «Бореи» действительно станут достойной заменой российских подлодок прошлого поколения, к которым относятся «Дельфины». Об этом говорит то, что новые проекты 955А станут в разы тише и более маневренными, не говоря уже об улучшенных датчиках. Стоит отметить, что «Бореи» будут оснащены 16 межконтинентальными баллистическими ракетами «Булава».

Первоначально, на ракетоносцы планировали вооружить ракетой «Синевой», которая была на «Дельфинах». Однако спустя некоторое время была проведена модернизация, в которой отдали предпочтение «Булавам». Таким образом, ВМФ РФ сделал еще один шаг к нечто новому, сменив баллистическую ракету третьего поколения на более новую. Несмотря на какие-то трудности в ходе испытаний этих ракет, эксперт уверен, что все они будут решены, а подлодка станет нечто революционным.

Все это говорит, что атомная подлодка проекта 955 «Борей», не только полностью вытеснит существующие с советского времени субмарины класса «Дельта», а именно – 667БДРМ «Дельфин», но и обеспечит флот страны технической оснащенностью на ближайшие годы.

Всего в настоящее время на вооружении ВМФ России находятся три подводных крейсера «Борей». В ближайшее время их число увеличиться до восьми. Так, по слухам, сообщает собеседник NI, идут разговоры о строительстве еще двух субмарин с дополнительными ракетами.

Что касается американских аналогов, то грозный «Борей» обыгрывает их по всем статьям. Взяв, например, «Огайо»: по сравнению с АПЛ США российская субмарина намного совершеннее как по навигации, так и по шумопоглощению. Американцам придется придумать нечто совершенное, чтобы превзойти «Борей».

Горенбург уверен, что Россия на одном «Борее» не остановится и, начиная с 2030 года, займется строительством его преемника.
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 27.06.2018, 18:29 #4   #4
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Подводные ракетоносцы пр. 955 «Борей»
ezup
ezup вне форума

Китайские СМИ назвали российский "Борей" "самой страшной лодкой в мире"

Китайские СМИ охарактеризовали российские подводные лодки проекта 955 "Борей" как ночной кошмар для США. Журналисты КНР считают, что залповый пуск четырех ракет "Булава", по мощности эквивалентный взрыву 160 ядерных бомб, является ответом России на рост численности американских войск в Восточной Европе.



Как сообщает китайское издание Ifeng.com, российские подлодки "Борей" превосходят американские субмарины типа "Огайо". При длине 170 метров и водоизмещении свыше 20 тыс. тонн, они обладают бесшумным ходом, что повышает шансы быть не обнаруженными лодками противника. По мнению китайских журналистов, российские субмарины обладают "страшным оружием" - межконтинентальными баллистическими ракетами "Булава" Р-30 в количестве 16 штук, а также 12 торпедными аппаратами в носовой части субмарины, способными запускать как торпеды, так и противокорабельные ракеты.

Авторы издания пишут, что МБР "Булава" была спроектирована в том же институте, где создавался российский "Тополь-М". Каждая ракета в состоянии нести от шести до десяти боеголовок. Ракета способна преодолевать системы ПРО вероятного противника и практически неуязвима.

Характеристики российской подводной лодки вместе с характеристиками российской МБР "Булава", по мнению китайских СМИ, делают лодки проекта 955 "Борей" "самыми страшными в мире".

Использованы фотографии: Минобороны РФ
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 11.12.2018, 16:16 #5   #5
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Подводные ракетоносцы пр. 955 «Борей»
ezup
ezup вне форума

«Борей-А». Россия испытывает передовую стратегическую подлодку

Лучше, чем вчера

Подводная лодка проекта 955 «Борей» является во всех смыслах знаковой: именно этот корабль стал первым в истории ракетным подводным крейсером стратегического назначения четвертого (последнего) поколения. Преимущества таких атомных подводных лодок хорошо известны. Главным можно назвать еще более высокую скрытность, которая достигается за счет максимально сниженного уровня шумности.

Почему США не захотели получить собственную новую стратегическую лодку раньше других? Спорить на этот счет можно долго, но главным аргументом видится то, что заложенный в подводных лодках типа «Огайо» потенциал позволяет им даже сейчас оставаться основой всей ядерной триады США. Напомним, что одна такая субмарина в стратегическом варианте (часть субмарин типа «Огайо» ранее переоборудовали под носители крылатых ракет) несет 24 твердотопливные баллистические ракеты UGM-133A Трайдент II (D5), которые отличает наибольшая среди всех современных баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) забрасываемая масса.

Как и в случае с США, российский морской компонент ядерной триады базируется на том, что досталось от холодной войны. Речь идет о разных представителях семейства подлодок проекта 667, которые находятся на стыке второго и третьего поколений. Сейчас эти лодки стремительно морально устаревают. Именно это побудило руководство страны всерьез заняться перевооружением своего флота, причем начать именно с ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. Логика в этом, безусловно, есть. Еще немного, и Россия могла бы окончательно распрощаться с возможностями флота, как сдерживающего фактора. Некоторые говорят, что это было бы логичным завершением деградации флота, да и, вообще говоря, ничего плохо здесь нет. Но это — едва ли правда.



В наше время не составляет большого труда отследить наземные комплексы шахтного и мобильного базирования. И хотя они представляют для Запада реальную угрозу, словосочетание «ядерная триада» не утратило своей значимости даже в наши дни. Хотя, по понятным причинам (стратегические возможности крылатых ракет относительно скромные), авиационная составляющая сдала свои позиции. И не только в России.

«Борей» всех морей

Всего сейчас в распоряжении ВМФ РФ имеется три лодки проекта 955: К-535 «Юрий Долгорукий», К-550 «Александр Невский» и К-551 «Владимир Мономах». 28 ноября 2018 года из Северодвинска впервые вывели в море на заводские ходовые испытания головной атомный подводный ракетный крейсер стратегического назначения модифицированного проекта 09552 (шифр «Борей-А»). Официальную закладку новой субмарины К-549 «Князь Владимир» произвели на Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске 30 июля 2012 года. Строительство выполнялось в рамках отдельного контракта между российским Минобороны и АО «Объединенная судостроительная корпорация».

Главной интригой, безусловно, стала «начинка» субмарины. К сожалению, точные отличия новой лодки от предыдущих кораблей проекта 955 неизвестны. С большой уверенностью можно говорить, что основные возможности лодки, в целом, остались без изменений. Как и ее предшественники, субмарина несет шестнадцать ракет Р-30 «Булава».

Стоит напомнить, что ранее стало известно о планах модернизировать это изделие. В январе 2017 года источник в оборонно-промышленном комплексе рассказал, что полезная нагрузка Р-30 может быть увеличена более чем в два раза, а дальность полета возрасти до 12 тыс. км (сейчас она составляет 9300 км). Также, по словам источника, заложенный в комплексе потенциал позволяет вооружить лодки усовершенствованной ракетой без серьезной переделки атомных субмарин.



Неизвестно, учтены ли эти требования при проектировке субмарины «Князь Владимир», однако, совершенно очевидно, что повышение технических характеристик ракеты Р-30 станет следующим важным этапом на пути ее совершенствования, вслед за увеличением надежности. В целом, для того, чтобы утверждать что-то конкретное в этом случае, нужны официальные подтверждения. Напомним также, что ранее фигурировали слухи об увеличении числа ракетных шахт на подлодках «Борей-А» с шестнадцати до двадцати. Однако еще в 2013 году данную информацию опровергли.

Есть, впрочем, и более подтвержденные данные. Из известных отличий «Князя Владимира» от трех ранее построенных субмарин: сниженная шумность, улучшенные маневренность и удержание на глубине, а также новые системы управления оружием. Об этом в свое время рассказал экс-главнокомандующий Военно-морским флотом адмирал Владимир Высоцкий. Согласно данным ряда СМИ, лучшую скрытность для новой субмарины обеспечит более низкий уровень физических полей (электрическое, акустическое, инфракрасное, магнитное и некоторые другие поля, свойственные кораблю, как материальному объекту). На практике это означает, что выявить субмарину станет еще сложнее. Кроме этого, разработчики стремились максимально улучшить условия для экипажа, что чрезвычайно важно при длительных походах.

Дальнейшая судьба субмарин «Борей-А» видится относительно безоблачной, чего не скажешь об улучшенной версии в лице «Борей-Б» (впрочем, обо всем по порядку). После лодки К-549 намерены ввести в строй еще четыре атомные субмарины «Борей-А». Кроме того, 30 ноября 2018 года ТАСС со ссылкой на анонимный источник сообщило, что Россия к 2028 году построит на Северном машиностроительном предприятии еще две серийные атомные стратегические подлодки проекта 955А «Борей-А», так что общее количество субмарин «Борей» всех модификаций будет увеличено до десяти. Вне всякого сомнения, это позволит полностью отказаться от подлодок проекта 667БДРМ «Дельфин», получив современный и, в теории, высокоэффективный компонент ядерной триады.




Несбывшиеся надежды

Упомянутый выше проект «Борей-Б», судя по всему, окончательно канул в Лету. Еще в мае этого года ТАСС со ссылкой на один из источников сообщило, что данная субмарина не отвечает критериям «цена-эффективность». Доподлинно неизвестно, чем именно могла похвастаться новая субмарина. По имеющимся данным, на нее хотели установить новый водометный движитель и оснастить более совершенным оборудованием. Отказ от модернизированного «Борея» не должен удивлять: это далеко не первый (и, нужно полагать, далеко не последний) российский военный проект, который станет заложником «новой экономической политики».



Современная Россия, в отличие от России прошлых лет, вынуждена скрупулезно считать деньги, потраченные на оборону. В противном случае она рискует вообще остаться ни с чем. Стоит также отметить, что наличие максимально унифицированного флота стратегических лодок и такой же подход в отношении многоцелевых субмарин (имеются в виду подводные лодки проекта 885 «Ясень») позволят избавиться от многих проблем, связанных с эксплуатацией большого числа самых разных лодок и их модификаций, доставшихся в наследство от СССР. Де-факто, Россия вполне разумно стремится к тому, чтобы иметь два типа атомных субмарин в своем распоряжении в будущем: лодки проекта 885 и субмарины проекта 955 (включая версию «Борей-А», разумеется). Похожую картину мы можем наблюдать и на примере США, хотя американцы, как известно, в отличие от России, отказались от строительства неатомных субмарин. Так что в их случае все еще проще.
Автор:
Илья Легат
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 20.05.2020, 11:32 #6   #6
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Подводные ракетоносцы пр. 955 «Борей»
ezup
ezup вне форума

Новинка для ВМФ. В ожидании «Князя Владимира»



Церемония закладки "Князя Владимира", 30 июля 2012 г. Фото АП РФ / kremlin.ru

Продолжается программа строительства ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) проекта «Борей». Три первые лодки, построенные по исходному пр. 955, уже переданы флоту и начали службу. В этом году к ним присоединится головной корабль нового пр. 955А «Борей-А». Сейчас лодка «Князь Владимир» завершает последние мероприятия в рамках испытаний, и в ближайшее время будут объявлены сроки ее сдачи.

Долгая история


К концу двухтысячных годов ЦКБ МТ «Рубин» по заказу военно-морского флота подготовило обновленный вариант существующего проекта 955, имевший ряд важных отличий. Тогда же на ПО «Северное машиностроительное предприятие» начались работы по подготовке задела для строительства головной лодки. Изначально закладка первого РПКСН пр. 955А планировалась на 2009 г., но ее несколько раз переносили.

30 июля 2012 г. на «Севмаше» состоялась долгожданная церемония закладки корабля, получившего имя «Князь Владимир». Строительство продолжалось до осени 2017 г. 17 ноября подлодку вывели из эллинга и спустили на воду. Вскоре начались заводские испытания, за которыми последовали государственные. Все подобные мероприятия заняли около двух лет.

«Князь Владимир» успешно справился со всеми проверками, подтвердив расчетные характеристики. Среди прочего, проводились торпедные и ракетные стрельбы. По результатам испытаний был составлен список последних доработок, необходимых перед принятием в состав флота.



Церемония вывода из эллинга, 17 ноября 2017 г. Фото ОСК / aoosk.ru

16 мая пресс-служба Северного флота сообщила о новом этапе проверок. 12 мая «Князь Владимир» начал контрольный выход в море. Проводится очередная проверка ходовых и маневренных характеристик, а также устанавливаются результаты последних доработок. По результатам контрольного выхода будут определены сроки сдачи корабля и последующего вхождения в состав ВМФ.

Ранее в отечественных СМИ имели место сообщения о возможной сдаче крейсера в июне 2020 г. На днях неназванный источник ТАСС указал на возможность смещения этих сроков влево – на конец мая. Официальные данные на этот счет пока отсутствуют, но уже понятно, что акт о приемке подпишут в самое ближайшее время.

Головной корабль


«Князь Владимир» станет четвертым «Бореем» в составе российского флота. При этом он является первым представителем нового проекта 955А и потому представляет большой интерес. Обновленный проект стратегического ракетоносца имеет массу существенных отличий от базовой версии, прямо влияющих на возможности и характеристики. Кроме того, именно по пр. 955А в ближайшем будущем планируется строить новые РПКСН.

По известным данным, пр. 955А представляет собой глубокую модернизацию исходного «Борея» с сохранением части агрегатов и систем и заменой других. За счет этого достигается рост тактико-технических характеристик при одновременном сокращении физических полей. В прошлом на уровне слухов фигурировала возможность увеличения основного боекомплекта, но позже стало известно, что «Борей-А» будет нести по-прежнему 16 БРПЛ.



Подлодка на ходовых испытаниях. Можно рассмотреть изменения формы корпуса и рубки. Фото Wikimedia Commons

В ходе модернизации изменены прочный и легкий корпуса. В частности, шахтные пусковые установки теперь полностью вписаны в обводы легкого корпуса и не нуждаются в «горбе». Изменена форма ограждения рубки. Такие меры улучшили гидродинамические характеристики, а также сократили шумность в подводном положении.

Имеются сведения об обновлении боевой информационно-управляющей системы, средств связи и РЭБ, систем управления вооружением, а также других элементов бортового радиоэлектронного оборудования. Вооружение при этом остается прежним. В носовом отсеке сохранены 533-мм торпедные аппараты, а центр корпуса отдан под 16 ракет Р-30 «Булава».

Пр. 955А также имеет любопытные особенности в контексте производственного процесса. При строительстве первых трех «Бореев» по исходному проекту широко использовался задел по АПЛ других типов. В дело пошли недостроенные корпуса, секции и т.д. В обновленном проекте «Борей-А» готовые изделия не применяются, и подлодки должны строиться с нуля. Так, задел для будущего «Князя Владимира» создавался на «Севмаше» в 2009-2012 гг.

Несмотря на подобные подходы к строительству и связанные с ними сложности, работы по головному кораблю нового проекта заняли чуть более пяти лет. Предыдущие РПКСН базового пр. 955 строились заметно дольше. Впрочем, к ускорению строительства привело сразу несколько факторов, не только особенности реализуемого проекта.

«Князь Владимир» в строю


По всей видимости, новый «Борей-А» сдадут флоту не позднее июня, и уже до конца лета на нем могут поднять флаг военно-морского флота. Подлодка «Князь Владимир» войдет в боевой состав Краснознаменного Северного флота и дополнит целый ряд других подлодок стратегического назначения.



Новый профиль, присущий пр. 955А. Фото Bmpd.livejournal.com

В настоящее время в КСФ числится пять РПКСН пр. 667БДРМ «Дельфин». Еще один корабль пребывает на ремонте. С 2012 г. несет службу головной «Борей» – К-535 «Юрий Долгорукий». В ближайшие месяцы численность строевых подлодок пр. 955(А) в КСФ удвоится – хотя и останется небольшой на фоне других боевых единиц.

Благодаря «Князю Владимиру» Северный флот получит возможность держать на дежурстве 16 дополнительных БРПЛ «Булава» и до 100-160 ядерных боевых блоков. Также повысятся возможности подводных сил КСФ по организации боевого дежурства, в т.ч. в удаленных районах. В целом получение новой подлодки пр. 955А будет иметь только положительные последствия как для Северного флота, так и для ВМФ России – а вместе с ними и для всех вооруженных сил.

Начало новой серии


К-549 «Князь Владимир» является головным кораблем пр. 955А, и за ним должны последовать новые. Согласно последним новостям, сейчас готовится к спуску на воду первый серийный «Борей-А» – «Князь Олег». Его могут сдать заказчику до конца этого года. На разных стадиях строительства находятся «Генералиссимус Суворов», «Император Александр III» и «Князь Пожарский». Флот планирует принять их в 2022-24 гг. Имеется контракт на еще два подводных крейсера.

Как и ранее, новые «Бореи-А» будут распределяться между Тихоокеанским и Северным флотами. По итогам выполнения всех заключенных контрактов в их составе будет по пять современных РПКСН. Основой таких подводных сил станут более новые корабли пр. 955А.



Запуск ракеты "Булава", 30 октября 2019 г. Фото Минобороны РФ / mil.ru

Затем ожидается появление новых заказов с доведением общей численности подлодок до 14 ед. По какому проекту будут строиться новые корабли – неясно. Возможно продолжение работ по пр. 955А или создание новой модификации такого «Борея» с теми или иными преимуществами.

По мере поступления новых «Бореев», ВМФ России сможет постепенно списывать устаревшие РПКСН, выработавшие свой ресурс. В отдаленном будущем именно на подлодки пр. 955(А) ляжет вся ответственность поддержания морской компоненты стратегических ядерных сил. Подобное положение дел будет сохраняться в течение нескольких десятилетий – до появления нового проекта подводных ракетоносцев.

Нынешние планы по развитию морской составляющей СЯС охватывают несколько следующих десятилетий, а их основой являются именно корабли новой разработки и постройки. Особую роль в этих процессах играет актуальный проект 955А «Борей-А». Ранее его успешно довели до строительства головного корабля, который уже прошел необходимые испытания. В течение нескольких следующих недель военно-морской флот примет подлодку «Князь Владимир», и это откроет новую страницу в истории подводных сил.

Автор:
Рябов Кирилл

Последний раз редактировалось ezup; 10.05.2021 в 16:33.
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 10.05.2021, 16:31 #7   #7
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Подводные ракетоносцы пр. 955 «Борей»
ezup
ezup вне форума

Подводные лодки проекта 955 «Борей» (СССР)



Исследования облика ракетной субмарины четвертого поколения начались в СССР в 1978 году. Непосредственная разработка проекта корабля, получившего номер 955, началась в конце 1980-х годов. При его создании решили отказаться от гигантских размеров и экзотической компоновки ПЛАРБ проекта 941, вернувшись к классической схеме подлодки с одним прочным корпусом. Изначально она проектировалась как двухвальная ПЛАРБ, аналогичная по конструкции проекту 667БДРМ с уменьшенной высотой шахт под ракетный комплекс «Барк». По данному проекту ПЛ с заводским номером 201 была заложена в 1996 году. В 1998 году было принято решение отказаться от БРПЛ «Барк» в пользу БРПЛ «Булава» с другими габаритами, что привело к перепроектированию ПЛ. Одновременно стало ясно, что ПЛ не может быть достроена в разумные сроки в условиях снижения финансирования, распада СССР и прекращения поставок специфических марок металлопроката из Украины. Поэтому проект переделали еще и под использование заделов по недостроенным ПЛ проектов 971 и 949А.

При строительстве первых двух ПЛ пр. 955 были использованы секции недостроенных и разобранных корпусов подводных лодок проектов 971 (К-133 «Рысь» и К-137 «Кугуар») и 949А (К-135 «Волгоград» и К-160 «Барнаул»). Лодка выполнена по двухкорпусной схеме. Прочный корпус разделен на восемь отсеков. 1-й отсек - торпедный. В нем также находятся выгородка гидроакустического комплекса, носовая дифферентная цистерна и носовая группа аккумуляторных батарей. Во 2-м отсеке расположены центральный пост, жилые и медицинские помещения, часть радиоэлектронного вооружения и общекорабельных систем. 3-й отсек вмещает в себя часть боевых постов, вспомогательное оборудование (холодильные машины, дизель-генераторы и пр.), а также шахты и фундаменты подъемно-мачтовых устройств. 4-й и 5-й - ракетные отсеки.

Прочный корпус в их районе имеет максимальный диаметр. 6-й отсек отведен под паропроизводящую установку, а также ее вспомогательное и насосное оборудование. Далее следуют 7-й турбинный отсек, 8-й отсек с вспомогательным оборудованием и румпельное отделение с гидравлическими приводами кормовых рулей. В междубортном пространстве размещены цистерны главного балласта и цистерны замещения ракет. «Бореи» стали первыми российскими АПЛ, где движение осуществляется с помощью одновального водометного движительного комплекса с высокими пропульсивными характеристиками. Аналогично лодкам проекта 971 «Щука-Б», ПЛ имеют два откидывающихся подруливающих устройства и выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками.



Гидроакустическое вооружение представлено МГК-600Б. «Иртыш-Амфора-Б-055» - это единый комплексированный автоматизированный цифровой ГАК, объединяющий в себе как собственно ГАК (шумопеленгование, эхопеленгование, классификация целей, обнаружение ГА-сигналов, ГА-связь) так и все гидроакустические станции «малой акустики» (измерение толщины льда, измерение скорости звука, поиск мин, поиск полыней и разводий, обнаружение торпед). Ожидается, что по дальности действия данный комплекс превзойдет ГАК подводных лодок ВМС США класса «Вирджиния». Подводные лодки проекта оснащены системой спасения - всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж. Спасательная камера расположена в корпусе ПЛ позади от пусковых установок БРПЛ. Также ПЛ оснащены спасательными плотами класса КСУ-600Н-4 в количестве 5 шт.

На лодке установлен ядерный энергоблок 4 поколения - КТП-6. Вероятно, с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5 или аналогичным с парогенератором ОК-650В мощностью в 190 МВт. Система управления и защиты ППУ - «Алиот». Для движения используется одновальная паровая блочная паротурбинная установка ПТУ «Мираж» с ГТЗА ОК-9ВМ или аналогичным с улучшенной амортизацией мощностью около 50 000 л.с. Для улучшения манёвренности ПЛ оснащены двумя подруливающими погружными двухскоростными гребными электродвигателями ПГ-160 мощностью по 410 л.с. (по другим данным - 370 л.с.). (Расположены в выдвижных колонках в кормовой части ПЛ.)

ГЛАВНОЕ ВООРУЖЕНИЕ

Первоначально на вооружении подлодок проекта 955 должна была стоять твердотопливная баллистическая ракета нового поколения Р-39УТТХ «Барк», но после трех подряд неудачных испытательных запусков «Барка» и неутешительной оценки периода времени, необходимого для доводки ракеты. Министерство обороны приняло решение о разработке нового ракетного комплекса Д-19М под твердотопливные баллистические ракеты Р-30 «Булава» (РСМ-56). Испытания «Булавы» также шли непросто - в 2008 году после серии неудачных запусков высказывалось даже предложение переделать «Борей» под крылатые ракеты. Но в конечном итоге «Булаву» удалось довести до требуемых кондиций, и ракету приняли на вооружение. БРПЛ «Булава» является трехступенчатой твердотопливной ракетой, созданной на основе наземной МБР «Тополь-М». Стартовая масса ракеты составляет 36,8 т, масса забрасываемого груза - 1150 кг. Ракета может снаряжаться десятью боевыми блоками с индивидуальным наведением. Дальность стрельбы «Булавы» - 8000-9300 км.



2 декабря 1996 года в Северодвинске была заложена ПЛАРБ К-535 «Юрий Долгорукий». Ввиду изменений, вносимых в проект, и неритмичного финансирования строительство субмарины затянулось гораздо дольше планировавшихся сроков, и военно-морской флаг она подняла лишь 10 января 2013 года, войдя в состав Северного флота. 19 марта 2004-го заложили К-550 «Александр Невский», а ровно два года спустя - К-551 «Владимир Мономах». Эти подлодки были приняты ВМФ в декабре 2013-го и декабре 2014 годов. Обе они предназначаются для Тихоокеанского флота, но пока остаются на Севере. Дальнейшее строительство «Бореев» осуществляется по доработанному проекту 955А. Он отличается более низким уровнем физических полей, более современными средствами связи и обнаружения, улучшенной обитаемостью и повышенной живучестью.

30 июля 2012 года была заложена первая ПЛ этой модификации, получившая название «Князь Владимир», а в июле и декабре 2014 года - вторая и третья («Князь Олег» и «Генералиссимус Суворов»). Ожидается постройка еще двух таких субмарин («Император Александр III» и «Князь Пожарский»). Таким образом, количество «Бореев» достигнет восьми единиц. По данным на апрель 2019 года — 3 корабля базового проекта 955 «Борей» находятся в строю, 1 корабль модернизированного проекта 955А «Борей-А» проходит испытания, еще 4 корабля проекта 955А «Борей-А» строятся.

Технические характеристики ПЛ
Автономность плавания 90 суток
Экипаж 107 человек (в т. ч.55 офицеров)
Водоизмещение надводное 14 720 т
Водоизмещение подводное 24 000 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 170 м
Ширина корпуса наиб. 13,5 м
Средняя осадка (по КВЛ) 10 м
Скорость (надводная) 15 узлов (27,78 км/ч)
Скорость (подводная) 29 узлов (53,71 км/ч)
Рабочая глубина погружения 400 м
Предельная глубина погружения 480 м
Силовая установка ОК-650В 190 МВт
ПТУ с ГТЗА гребной вал водомётный движитель
Торпедно-минное вооружение 6 ТА х 533 мм, торпеды, торпедоракеты,крылатые ракеты,мины
Ракетное вооружение 16 ПУ комплекса Д-30, БРПЛ Р-30 (SS-NX-30) «Булава»
Количество ракет: 16
ПВО ПЗРК «Стрела-3М», «Игла-1М», «Верба».



 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 21.05.2021, 16:56 #8   #8
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Подводные ракетоносцы пр. 955 «Борей»
ezup
ezup вне форума

«Бореи»: не останавливаться на достигнутом



Источник: forum.militaryparitet.com

В материале на тему строительства новых подводных лодок для российского флота Ура тем, кто сдал «Казань» было высказано несколько соображений на тему того, как вообще должно по идее развиваться это направление. Приятно сообщить, что появилась информация о том, что атомные стратегические подводные лодки класса «Борей» будут выпускать и после того, как флот получит законтрактованные десять кораблей.

Член коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, член Морской коллегии при правительстве Владимир Поспелов в интервью РИА «Новости» сообщил, что Россия может продолжить строительство «Бореев» после 2030 года.

Здесь, конечно, несколько напрягает слово «может». Потому что Россия может продолжить строить подводные ракетоносцы, а может не продолжать. Элемент подвешенности ситуации все-таки присутствует. Но мы будем исходить из того, что «может» - значит «будет».

На самом деле 2030 год – это очень важная веха для флота. Это последний рубеж эксплуатации и последующий вывод из состава флота атомных подводных лодок советской постройки. Речь идет о проектах 667БДР «Кальмар» и 667БДРМ «Дельфин», которые после 2030 года отправятся на утилизацию.


Из 14 лодок проекта 667БДР в строю на сегодняшний день осталась только одна. В составе ТОФ служит К-44 «Рязань», находящаяся в строю с 1982 года. «Всего» 39 лет. А с перспективой вывода из состава флота – и все 48.

С «Дельфинами» все проще и сложнее одновременно. Спускали на воду их позже, чем «Кальмаров», с 1984 по 1990 годы, по одной лодке в год. К-64 «Подмосковье» была переоборудована в носитель малых подводных лодок специального назначения, остальные шесть служат, пройдя череду ремонтов и перевооружений с Р-29РМ на более современные Р-29МУ2 «Синева» и Р-29МУ2.1 «Лайнер».


То есть, на момент «Рубикона» в 2030 году лодкам будет от 46 до 40 лет. Прямо скажем – возраст предельный. И рисковать, продолжая использовать лодки, пусть и вооруженные современным оружием, не стоило бы. Это реально опасно.

И давайте посмотрим правде в глаза – мы должны иметь возможность строить новые лодки взамен старых. По крайней мере, если уж совсем станет никак в плане финансов, у нас в государстве волею судьбы есть человек, способный одолжить у друзей. Все-таки в нашем случае не на Олимпиаду, а на более важное дело. Так что…

Так что действительно, есть ли смысл останавливаться на десяти «Бореях»? Конечно, нет. У нас есть один основополагающий документ, а именно Договор СНВ-3. Ограничивающий стратегические наступательные вооружения, которые составляют вооружение «Борея», «Кальмара», «Дельфина».

Что говорит буква Договора СНВ-3?

Договор предусматривает, что каждая из сторон сокращает и ограничивает свои стратегические наступательные вооружения таким образом, чтобы через семь лет после его вступления в силу (договор ратифицирован в 2010 году) и в дальнейшем их суммарные количества не превышали: - -- 700 единиц для развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков (ТБ);
- 1 550 единиц для боезарядов на них;
- 800 единиц для развернутых и неразвернутых пусковых установок (ПУ) МБР и БРПЛ, а также ТБ.

Договор ввел понятие «неразвернутые» носители и ПУ, то есть, не находящиеся в боевой готовности, а используемые для обучения или испытания, и не имеющие боеголовок (СНВ-1 и СНВ-2 охватывали ядерные боезаряды, размещенные на развернутых стратегических носителях).


Как видите, Договор СНВ-3 четко ограничивает количество ракет и зарядов, но совсем не ограничивает количество носителей (корабли, подводные лодки, самолеты) за исключением стратегических бомбардировщиков. Ту-95 и Ту-160 с нашей стороны и В-52, В-1 и В-2 с американской.

Значит, подводные лодки строить можно, а значит, нужно. Ибо Договор не делает разницы между ракетой, запущенной из наземной ПУ или шахты и с борта подводной лодки. Да, подводный ракетоносец стоит намного больше, чем наземная ПУ. Но и засечь его намного сложнее, чем наземную установку. А где располагаются шахтные пусковые установки, и так все давно знают.

А ракет у нас все равно меньше, чем у американцев. Так что согласно Договора СНВ-3 можно тихо и спокойно строить лодки, которые тихо и спокойно донесут ракеты до точки залпа. На некотором удалении от объектов уничтожения, но все равно, на много меньшей дистанции, чем наземные ПУ. Чтобы не то что сложнее было перехватить – невозможно. В упор.

«Борей», ракетоносец проекта 995А, в общем показал себя как очень удачный и – главное – дешевой лодкой. 23,2 миллиарда рублей (313 миллионов долларов) по сравнению с 47 миллиардами рублей у «Ясеня-М» проекта 885 (600 миллионов долларов).

В США, кстати, любят обсуждать тему последствий удара российского подводного крейсера ракетами «Булава». Уважаемое и по-своему объективное издание «We Are The Mighty» смоделировало ситуацию с одной российской подводной лодкой типа «Борей», которая, даже находясь к западу от Гавайев, может испарить Нью-Йорк.


Фото: ЦКБ МТ Рубин

Компьютеры американцев показали, что 96 боеголовок суммарной мощностью более 9 000 килотонн с 16 ракет «Булава» могут практически безнаказанно наделать весьма печальных (с американской точки зрения) дел на территории США.

И необязательно перезаряжать. В случае Третьей Мировой будет и негде, и незачем. Нью-Йорк стоит дороже 300 миллионов долларов. Не так ли?

А ведь «Борей» дойдет. Его не просто так обнаружить, а даже если и обнаружили, корабль более чем зубастый. Восемь торпедных аппаратов 533-мм, из которых можно запустить что угодно. Набор богатый: торпеды, ракето-торпеды, самоходные мины, противолодочные ракеты ПЛРК «Водопад», крылатые ракеты «Калибр-ПЛ», в общем, все что в аппарат можно загрузить – тем можно и шарахнуть.

На борт можно принять до 40 различных торпед и ракет.

Кроме того, на базе (в море не перезаряжаются) можно зарядить такие интересные вещи, как самоходный прибор гидроакустического противодействия (СГАПД) МГ-104 «Бросок» или МГ-114 «Берилл». Несмотря на то, что калибр этих штуковин тоже 533-мм, заряжают их не в торпедные аппараты, а в специальные ПУ РЭПС-324 «Шлагбаум». Очень похожий на торпеду аппарат плывет под водой и рассказывает всем гидроакустическим станциям противника, что он очень большая и наглая подводная лодка. Маневрирует, меняет курс, глубину, ставит помехи. А потом, когда израсходует ресурс, просто пускает пузыри и уходит на дно.

Очень приятное впечатление производит картина наличия 10 «Бореев» в нашем флоте. Но еще лучше будет картина из 15 или 20 таких кораблей.

И вот почему.

Американцы совсем не дураки. Сегодня роль стратегических ракетоносцев у них играют 18 лодок типа «Огайо».


Первая была принята в строй в 1981 году, последняя – в 1996-м. И менять их планируют начиная с 2031 года. Фактически через 50 лет после того, как «Огайо» пошли в дело.

То есть, в США дело обстоит ну ничуть не лучше, чем у нас, а даже и похуже. У нас «Бореи» есть, а вот из «Колумбия» только разрабатывается. Разница между бумагой и волнами ощутимая.

И вот, начиная с 2031 года, США планируют построить и ввести в строй 12 лодок типа «Колумбия». А все 18 «Огайо» уйдут на покой.

Соответственно, у нас есть время на спокойную и планомерную замену «Акул», «Дельфинов» и «Кальмара» на «Бореи». Это не так сложно, как кажется, процесс освоен и идет. Надо просто его продлить.

«Трайдент-2», которыми планируется вооружать «Колумбии» - это очень неплохая ракета.


Источник: wikipedia.org

Мощная, быстрая, с РГЧ, но… Но она все-таки 1990 года. Наша «Булава» просто не может оказаться хуже, хотя бы потому, что ее разрабатывать начали в 1998 году, прекрасно зная, что представляет собой «Трайдент».

«Колумбия» может оказаться хорошей подводной лодкой, американцы умеют строить корабли, это факт. И «Трайдент-2» очередной итерации D-5 вполне серьезное оружие. 8 боеголовок по 475 килотонн, либо 14 боеголовок по 100 килотонн.

И этому надо что-то противопоставлять. Даже несмотря на то, что «Колумбия» будет нести 16 ракет вместо 24 у «Огайо», чем больше у нас будет «Бореев», тем лучше. Это как раз и есть то, что называют «ядерным сдерживанием».

192 ракеты на «Колумбиях» (а сейчас 432 на лодках «Огайо») лучше всего будут сдерживать 320 ракет «Булава» на 20 «Бореях».

А потому действительно, предпочтительнее не распылять силы на сомнительные проекты, а наращивать реальный щит и меч страны.

«Бореи» необходимо продолжать строить серийно. Те 10 подводных лодок надо считать первой серией, а за ней обязательно должна последовать вторая.

Мы не испугаем врага постройкой авианосца к 2055 году. Наши потенциальные противники вряд ли испугаются. А вот быстрое и неотвратимое возмездие из-под воды…




«Бореи» надо продолжать строить.

АВТОР:
Роман Скоморохов
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
пр. 955 «Борей»


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Оправдана ли ставка России на стратегические подводные ракетоносцы? ezup Военная аналитика 0 11.04.2019 18:27
Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами Проект 955, шифр «Борей» Проект 955А, шифр «Борей-А» ezup Подводные лодки 0 25.01.2019 00:11
Российские ракетоносцы выполнили полёт над Карибским морем ezup Авиационные новости 0 13.12.2018 23:49
В средиземноморских учениях приняли участие ракетоносцы Ту-160 ezup Авиационные новости 0 07.09.2018 00:32
Атомные подводные лодки проекта 955 «Борей» ezup Подводные лодки 0 17.10.2012 09:08