Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 17.12.2015, 23:38 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию SSN-21 Seawolf «Морской волк» атакует из глубин
ezup
ezup вне форума

В начале 1980-х годов холодная война достигла своего пика. Противостояние двух сверхдержав СССР и США вынуждало их создавать все новые и новые образцы вооружений и военной техники. Не составляли исключение и образцы морской боевой техники, численность флотов двух стран увеличивалась, при этом Советский Союз основную ставку делал на мощный подводный флот. В 80-е годы прошлого века руководство американского военного ведомства всерьез опасалось новейших советских малошумных атомных субмарин. Для борьбы с этими лодками в США реализовывался специальный проект по созданию подлодки-охотника, обладавшей малой акустической заметностью, получивший название «Seawolf» (морской волк).

Как раз в 1970-80-е годы советским конструкторам удалось разработать несколько образцов военной техники и вооружений, которые превзошли современные им зарубежные аналоги. В подводном кораблестроении таким примером стала многоцелевая (или, как ее еще называют, ударная) АПЛ проекта 971 (и последующее развитие 971У), которая в СССР получила обозначение «Щука-Б», а по натовской кодификации — «Акула» и «Усовершенствованная Акула» (или «Акула-2») соответственно. Последнюю из построенных лодок по этому проекту К-335 «Гепард» (вошла в состав флота в 2002 году), являющуюся воплощением последних технических достижений, на Западе называют «Акула-3». Одна из лодок данного проекта 971, К-152 «Нерпа», 23 января 2012 года была передана в лизинг Индии.

Новый советский подводный атомоход (техпроект лодки был утвержден 30 сентября 1977 года, головной корабль спущен на воду 16 апреля 1988 года) оказался весьма удачным и совершенным проектом. В некотором роде он вызвал настоящий шок у американских адмиралов. Подводные лодки «акульего» семейства развивали полную подводную скорость в 33 узла, обладая при этом очень низкими показателями шумности и неся на борту внушительный арсенал вооружений. На борту «Акул» было четыре 533-мм и четыре 650-мм торпедных аппарата с суммарным боекомплектом до 40 единиц, который был очень разнообразен. 28 единиц боекомплекта приходилось на вооружение калибра 533 мм, при этом данные торпедные аппараты могли использоваться для пуска крылатых ракет комплекса «Гранат» с дальностью стрельбы до 3 тысяч километров. Эти ракеты могли комплектоваться как фугасной, так и ядерной боевой частью. Помимо этого в вооружение АПЛ проекта 971 вошли скоростные подводные ракеты «Шквал» (маршевая скорость 375 км/ч), ракетоторпеды и обычные противокорабельные, противолодочные и универсальные торпеды.



Вплоть до 1980-х годов советские атомные субмарины уступали американским по такому важному показателю, как уровень шумности. Акустические средства обнаружения специальных противолодочных самолетов и корабельных группировок США позволяли отслеживать перемещения советских подводных сил (хоть и не без труда). Однако с созданием в СССР подводных лодок третьего поколения, советские АПЛ по уровню заметности сравнялись с американцами. При этом была проведена модернизация лодок второго поколения, которые также становились гораздо более эффективными против средств противолодочной обороны противника. Это доказали операции «Апорт» (1985 год) и «Атрина» (1987 год), в которых модернизированные АПЛ проекта 671РТМ на протяжении нескольких месяцев вели патрулирование в непосредственной близости от Восточного побережья США, не будучи обнаруженными.

Принимая это во внимание, ВМС США инициировали программу по созданию специальной субмарины-охотника, которая должна была обладать не только низким уровнем шума и акустической заметности, но и совершенными средствами обнаружения и уничтожения кораблей противника. В начале правления президента Рейгана в США была запущена программа под названием «Флот из 600 кораблей», создание субмарины-охотника стало одним из пунктов данной программы.

«Сивульф» — серия американских атомных многоцелевых субмарин четвертого поколения. Все лодки строились на верфях компании General Dynamics Electric Boat Corporation с 1989 по 2004 годы. Первоначально в планы американского командования входила постройка 29 таких подводных лодок, однако постепенно программа сокращалась, сначала до 12 субмарин, а после развала Советского Союза, когда в постройке находился лишь головной корабль серии, обсуждался даже вопрос о полном отказе от данного проекта. В результате заказ был ограничен всего тремя подводными лодками. На столь малую численность серии повлияло то, что проблемы начались уже в ходе постройки первой лодки, а стоимость субмарины в ценах на начало 1995 года достигла огромной суммы — 2,94 миллиарда долларов. Все это вместе с серьезным изменением геополитической обстановки сделало лодки Seawolf штучным товаром. В то же время данные лодки на тот момент времени стали самыми совершенными по комплексу своих характеристик, а также самыми дорогими среди всех строящихся ранее.



Основной задачей, которая стояла перед американскими проектировщиками, было кардинальное уменьшения шумности подводной лодки. Достичь этого удалось с помощью использования нового типа звукоизолирующего покрытия и использования водомётного движителя, разработанного в Великобритании для подводных лодок типа «Trafalgar» вместо винта. Помимо этого, на лодке широко были применены датчики шума, их было установлено 600 (для сравнения: на атомных подводных лодках типа «Los Angeles» таких датчиков было всего 7). Также «Морские волки» получили самые совершенные на тот момент средства обнаружения.

Во время работ по проектированию данной лодки американские инженеры впервые использовали высокую степень модульности конструкции, что позволило на выходе получить ряд характеристик, которые были значительно выше, чем у последних корпусов лодок «Лос-Анджелес» («Усовершенствованный Лос-Анджелес»). Помимо этого, такой подход позволял сохранить большой потенциал для проведения будущих модернизаций субмарин и оснащения их перспективными образцами оборудования и вооружений.

Также конструкторам удалось добиться феноменального на тот момент времени уменьшения уровня собственных шумов лодки. Корпус «Морского волка» был полностью скрыт звукопоглощающим покрытием, был установлен водометный движитель и очень широко использованы всевозможные амортизаторы и шумопоглощающие покрытия, расположенные непосредственно внутри корпуса субмарины. Также было увеличено расстояние между механизмами главной энергетической установки и корпусом лодки. Достижение низкого уровня собственных шумов гарантировало лодке бесшумный режим работы при скорости подводного хода до 20 узлов.



При этом конструкция корпуса изначально разрабатывалась с учетом плавания и всплытия в сложных ледовых условиях. Носовые горизонтальные рули субмарины, в отличие от лодок «Лос-Анджелес», могли убираться внутрь корабля. Кормовые рули также получились отличными от предыдущих конструкций. Они получили 6 стабилизаторов крыловидной формы: 4 расположены по стандартной крестообразной схеме (два горизонтальных и два вертикальных), а 2 отходят под тупым углом от диаметральной плоскости подлодки и находятся между горизонтальными и нижним вертикальным стабилизаторами.



Комплекс установленного на борту лодки ракетно-торпедного вооружения был разнообразным и очень мощным. Он состоял из 8 торпедных аппаратов калибра 660 мм, расположенных по бортам лодки. Подобное расположение ТА стало на американских субмаринах традиционным и используется несколько десятков лет. Такое расположение ТА позволяет конструкторам избегать в процессе проектных работ ограничений на расположение в носовой части лодки аппаратуры и антенны гидроакустической станции.

Суммарный запас расположенных на борту торпед и ракет достигает 50 единиц. Взамен всех ракет и торпед на борт субмарины можно было загрузить до 100 мин, постановка которых осуществляется через ТА. Весь боезапас хранится в одном отсеке, который находится в носовой части АПЛ. Боезапас субмарины включает в себя: универсальные торпеды Mk48 ADCAP (ADvanced CAPability), которые оснащаются мощной боевой частью массой 267 кг, пассивными и активными средствами обнаружения цели. Данные торпеды способны действовать как при наличии системы управления по проводам, так и без нее. Эффективная дальность поражения целей в случае применения активной системы самонаведения составляет до 50 км, а при применении пассивных средств — 38 км. При этом скорость хода торпед составляет 40 и 55 узлов соответственно, а глубина хода — до 900 метров. Также с борта лодки могут использоваться противокорабельные ракеты «Саб-Гарпун» (Sub-Harpoon) производства компании Boeing, они обладают дальностью стрельбы 130 км и могут нести 225-кг боевую часть, оснащенную активной радиолокационной головкой самонаведения на цель.



В отличие от последних субмарин типа «Лос-Анджелес», на борту лодок «Сивулф» не было предусмотрено размещение установок вертикального пуска (УВП) для ведения огня крылатыми ракетами «Томагавк», данные ракеты выстреливаются из торпедных аппаратов лодки. При этом в боекомплект «Морских волков» входили как противокорабельный, так и стратегический вариант данной ракеты. Стратегический вариант оснащался боевой частью мощностью 200 кт и мог преодолевать расстояние до 2500 км на дозвуковой скорости полета на небольшой высоте от 15 до 100 метров над поверхностью, в чем ракете помогала инерциальная навигационная система TAINS (Tercom Aided Inertial Navigation System). При этом круговое вероятное отклонение в ядерном варианте исполнения не превышало 80 метров. У противокорабельного варианта крылатой ракеты имелась комбинированная ГСН и инерциальная система самонаведения, а дальность полета составляла до 450 км.

Все «Морские волки» отличались наличием на борту развитой системой разведки и противодействия. На лодках имелась станция гидроакустической разведки и противодействия AN/WLY-1, созданная специалистами компании Northrop Grumman, комплекс РЭБ AN/WLQ-4(V)1, разработанный компанией GTE и самоходные гидроакустические имитаторы подводных лодок.

Первая лодка в серии, получившая название «Seawolf», была заложена в октябре 1989 году и передана в состав флота 19 июля 1997 года. На свое первое боевое патрулирование лодка смогла выйти только 25 июня 2001 года. Первые 4 года ее эксплуатации сопровождались многочисленными поломками, отказами технических средств, что закономерно для первого корабля новой серии и нового поколения, и аварийными ситуациями на борту. В частности, постоянно проявлялись проблемы с водометным движителем, БИУС, отдельные панели широкоапертурной антенны во время похода просто отрывались и терялись, также достаточно долго не удавалось обеспечить запуск с борта подлодки крылатых ракет «Томагавк». В августе 2000 года головную лодку даже на время выводили из состава ВМС США. Вторая лодка, названная «Коннектикут», была заложена в сентябре 1992 года и передана в состав флота в декабре 1998 года.



Задержки с финансированием работ по третьей субмарине серии, «Джим Картер», привели к тому, что данную подлодку решено было строить по новому измененному проекту. На этой лодке конструкторы решили отработать новые технические решений, которые в дальнейшем планировалось использовать для осуществления специальных операций сил SEAL, ведения разведки, наблюдения за тактической обстановкой, обнаружения и определения координат целей, а также проведения скрытных минных постановок и поиска и ликвидации мин противника.

Для осуществления всего задуманного в среднюю часть корпуса подводной лодки (в районе центра тяжести) была врезана двухкорпусная секция общей длиной 30,5 метров, при этом длина корпуса лодки выросла до 138 метров. В межбортном пространстве врезки были расположены необитаемые подводные аппараты и иные специальные подводные средства. Помимо этого, здесь появилась шлюзовая камера диаметром около 1,5 метров, предназначенная для приема и выпуска солдат сил специального назначения и водолазов. В прочном корпусе подлодки разместили жилые помещения, которые рассчитаны на нахождение 50 бойцов спецназа, а также пульты дистанционного управления необитаемыми подводными аппаратами.

Для достижения лодкой «Джим Картер» более высоких маневренных качеств во время работы на малых скоростях и в условиях мелководья на ней появилась дополнительная винторулевая колонка, размещенная в носовой оконечности субмарины. В ходе проведенных работ водоизмещение лодки увеличилось до 10 468 тонн в надводном положении и 12 158 тонн в подводном положении. При этом в ходе всех проведенных работ шумность лодки увеличилась незначительно, всего на 2 дБ. Одновременно с этим стоимость постройки лодки выросла до 3,2 миллиардов долларов.



Крест на программе во многом поставил неожиданно быстрый развал СССР. Новая американская военно-морская стратегия теперь предусматривала перенос основных усилий на противоборство в прибрежных районах. По этой причине «Морским волкам», которые разрабатывались для завоевания господства на огромных по площади просторах Мирового океана, не нашлось места в боевых порядках нового американского флота, особенно учитывая огромную стоимость подводных лодок данного типа. От них отказались в пользу АПЛ типа «Вирджиния», которые лучше подходят для действий в прибрежной зоне и обладают меньшей стоимостью — около 1,8 миллиарда долларов за лодку.

Основные тактико-технические характеристики SSN-21 Seawolf:
Габаритные размеры: длина — 108 м, ширина корпуса — 12 м.
Водоизмещение надводное — 7460 т, подводное — 9137 т.
Рабочая глубина погружения — 450 м.
Максимальная глубина погружения — 600 м.
Скорость подводного хода максимальная — 35 узлов, «бесшумная» — до 20 узлов.
Силовая установка — ядерный реактор типа S6W, мощностью 45 000 л.с.
Автономность плавания по запасам провизии — 70 суток.
Экипаж — 116 человек, в том числе 15 офицеров.

Источники информации:
http://vpk-news.ru/articles/1487
http://warspot.ru/1015-seawolf-hischnik-na-glubine
http://las-arms.ru/index.php?id=437
http://www.modernarmy.ru/article/121
Материалы из открытых источников

Автор:
Юферев Сергей

Последний раз редактировалось ezup; 16.04.2020 в 11:36.
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 16.04.2020, 11:38 #2   #2
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: SSN-21 Seawolf «Морской волк» атакует из глубин
ezup
ezup вне форума

Цена совершенства: многоцелевые АПЛ Seawolf



Головная лодка проекта USS Seawolf (SSN-21) в ходе строительства, 24 июня 1995 г. Видны бортовые антенны ГАК

Создание нового образца техники с повышенными характеристиками, превосходящего предшественников, всегда связано с применением новых технологий, а также с повышенными тратами. Прекрасным примером этого может считаться американская программа строительства многоцелевых атомных подлодок типа Seawolf. При всех своих преимуществах, они оказались слишком дорогими – и планы по серии сократили в десять раз.

Порождение новой стратегии


Появлению проекта Seawolf предшествовала научная работа по анализу сложившейся обстановки и перспектив развития основных флотов мира. Аналитики ВМС США отмечали, что вероятный противник в лице ВМФ СССР постоянно наращивает свой потенциал, и его подводные силы по количественным и качественным показателям приблизились к американским. Соответственно, для достижения желаемого соотношения сил американскому флоту требовалось создавать новые стратегии и образцы техники.

В начале восьмидесятых командование ВМС разработало новую стратегию развития и применения флота, затрагивавшую в т.ч. подводные силы. Она предусматривала сохранение дежурства существующих многоцелевых АПЛ на рубежах противолодочной обороны в океане. Кроме того, предлагалось создать новую подлодку для активных действий в районах, полностью контролируемых флотом вероятного противника.

Необходимость работы в опасной близости от кораблей и подлодок противника приводила к появлению новых строгих требований. Перспективная АПЛ должна была отличаться пониженной заметностью, но при этом нести улучшенные средства обнаружения, а также современное противокорабельное и противолодочное оружие.


Та же субмарина на ходовых испытаниях, 3 июля 1996 г.

Разработка новой лодки стартовала в 1983 г. и велась компанией General Dynamics Electric Boat. Ей же предстояло освоить строительство кораблей. Головная АПЛ нового проекта, равно как и вся серия, получила имя Seawolf – в честь одной из первых атомных субмарин ВМС США. Проект отнесли к новому 4 поколению АПЛ.

Техническое превосходство


По требованию заказчика, новые лодки Seawolf должны были иметь ряд преимуществ перед существующими Los Angeles. Для этого в проекте пришлось предусмотреть массу новшеств разного рода. Предлагались новые конструкционные материалы, перспективные приборы и т.д.

Проект Seawolf предусматривал увеличение габаритов в сравнении с предыдущим Los Angeles. Длина осталась на уровне 108 м, но ширина выросла до 12 м. Водоизмещение новой лодки по исходному проекту – более 9,1 тыс.т. Новый прочный корпус из стали сорта HY-100 позволял увеличить допустимую глубину погружения, а также отличался большими внутренними объемами для размещения необходимых средств и систем.

Основой энергоустановки стал водо-водяной реактор S6W мощностью 34 МВт, соединенный с двумя паровыми установками и двумя турбозубчатыми агрегатами. За движение отвечает главный электродвигатель, соединенный с водометным движителем. При разработке последнего американские инженеры воспользовались опытом британских коллег, ранее создавших проект АПЛ Trafalgar.

При помощи таких систем подлодки Seawolf смогли развивать максимальную скорость на уровне 35 узлов. Малошумная скорость подводного хода – не менее 10 узлов; на 20-25 узлах сохраняется возможность полноценного использования гидроакустических систем. Дальность хода практически неограниченна.


Субмарина несет развитый комплекс гидроакустических средств. Под носовым обтекателем скрывается сферическая антенна ГАК AN/BQQ-10. На бортах предусматривается по три широкоапертурные ГАС AN/BQG-5D. За счет этого АПЛ способна следить за обстановкой как в передней, так и в боковых полусферах. Компоновка и характеристики ГАК повышают возможную ситуационную осведомленность, оставляя минимальные мертвые зоны.

Проект Seawolf предусматривал применение боевой информационно-управляющей системы General Electric AN/BSY-2, объединяющей все средства наблюдения и вооружения. Аналогичные приборы устанавливались на АПЛ типа Los Angeles Flight III. С БИУС интегрировали современные средства навигации, радиолокационный комплекс AN/BPS-16, систему РЭБ AN/AVLQ-4(V)1, перископы и другие приборы разного назначения.

Интересной особенностью бортовой электроники стало широчайшее использование внутренних акустических датчиков. На лодке разместили 600 приборов, отслеживающих ее собственные шумы. Для сравнения, предыдущий проект многоцелевой АПЛ включал только 7 датчиков.

Комплекс вооружений включал восемь 660-мм торпедных аппаратов. Они помещались на бортах корпуса, за счет чего удалось высвободить носовой отсек под крупную ГАК. Для снижения акустической заметности пуск торпед осуществлялся методом т.н. самовыхода – без стрельбы сжатым воздухом.


Один из постов управления вооружением

В боекомплект подлодки вошли торпеды нескольких типов, морские мины, а также ракеты UGM-109 Tomahawk и UGM-84 Harpoon. В отсеке вооружений размещается 52 ракеты и/или торпеды. Количество и типы загружаемого оружия определяются в соответствии с поставленной боевой задачей.

Экипаж корабля состоит из 140 человек, в т.ч. 14 офицеров. Для них предусматриваются общие кубрики и отдельные каюты. Приняты меры по повышению комфорта пребывания и службы.

Цена характеристик


Согласно первоначальным планам, ВМС США в течение девяностых годов должны были получить 29 подлодок нового типа. Однако еще на стадии проектирования стало ясно, что применение новых материалов и технологий приведет к неприемлемому росту стоимости готового корабля. Из-за этого начались сокращения планов. Сначала, еще до начала строительства головной АПЛ, решили уменьшить серию до 12 единиц при общей стоимости более 33 млрд долл.

9 января 1989 г. компания GDEB получила контракт на строительство головной АПЛ нового проекта. Закладка USS Seawolf (SSN-21) состоялась в конце октября того же года. На строительство планировалось потратить ок. 3 миллиардов, что стало поводом для критики. Для сравнения, АПЛ типа Los Angeles в то время стоила ок. 900 миллионов.

Уже в 1990-м зазвучали призывы отменить дальнейшее строительство и ограничиться одной лодкой. Тем не менее, в 1991 г. Конгресс все же выделил средства на строительство второго корабля. Заказ на третью субмарину одобрили в 1992-м, но финансирование отложили на несколько лет.


Подлодка USS Connecticut (SSN-22) во время учений в Арктике, 19 марта 2011 г.

Строительство головной подлодки оказалось сложным и длительным. Спуск на воду состоялся только в июне 1995 г. Два года ушли на ходовые испытания, и 19 июля 1997 г. USS Seawolf (SSN-21) вошла в состав ВМС. От закладки до сдачи прошло 7 лет и 9 месяцев – так долго не строилась ни одна американская субмарина.

Второй корабль USS Connecticut (SSN-22) заказали в мае 1991-го и заложили в сентябре 1992 г. Спуск на воду состоялся 1 сентября 1997 г. Лодку сдали заказчику в декабре следующего года.

Третья в серии


Только в 1995 г. в военный бюджет на следующий год внесли траты на строительство третьей АПЛ типа Seawolf – USS Jimmy Carter (SSN-23). Контракт на ее строительство подписали в июне 1996 г., а закладка прошла в конце 1998-го. Через несколько месяцев появился дополнительный заказ. Многоцелевую АПЛ следовало превратить в специальную субмарину, способную решать особые задачи. Дополнительные работы увеличили стоимость проекта на 890 млн долл.

В конструкцию лодки включили дополнительный отсек Multi-Mission Platform длиной ок. 30 м. В нем предусматриваются дополнительные кубрики для 50 бойцов, командный пост, шлюзовая камера, помещения для хранения специальной аппаратуры и снаряжения и т.д. Также отсек MMP несет различные дистанционно управляемые подводные аппараты. При помощи MMP подлодка способна перевозить боевых пловцов и обеспечивать их работу, выполнять различные разведывательные и диверсионные задачи.


Особенности третьего корабля проекта, USS Jimmy Carter (SSN-23)

Вследствие установки дополнительного отсека длина подлодки увеличилась до 138 м, а полное водоизмещение превысило 12,1 тыс. т. Из-за увеличения габаритов в носовой части корабля пришлось установить винторулевую колонку. Штатное вооружение и оснащение осталось на своих местах. При этом боевые и специальные возможности заметно расширились.

USS Jimmy Carter (SSN-23) спустили на воду в мае 2004 г. В феврале 2005-го корабль вошел в состав ВМС. На этом строительство АПЛ типа Seawolf завершилось.

Подлодки на службе


Головная USS Seawolf (SSN-21) вступила в строй в 1997 г. и вскоре отправилась в свой первый поход. С начала 1999 г. на боевую службу выходит и второй корабль, USS Connecticut (SSN-22). Две многоцелевые АПЛ выполняют задачи поиска и обнаружения стратегических ракетоносцев вероятного противника. Также их привлекают к сопровождению корабельных групп разного назначения.

За прошедшие десятилетия два корабля неоднократно участвовали в боевом развертывании и в различных учениях. Между этими мероприятиями выполнялись мелкие и средние ремонты с постановкой в док. В целом две первые субмарины типа Seawolf стали полноправными боевыми единицами подводных сил и дополнили существующие лодки Los Angeles. При этом по боевой эффективности они превосходили предшественников в 2,5-3 раза.

Более интересна служба третьего корабля серии, оснащенного специальным отсеком MMP и соответствующей аппаратурой. USS Jimmy Carter (SSN-23) регулярно выходит в море, решает некие задачи и возвращается на базу. При этом ВМС не спешат уточнять цели подобных походов, а наличие особой аппаратуры на борту служит намеком на особый характер миссий.


USS Jimmy Carter (SSN-23) на размагничивании, 16 августа 2006 г.

По разным данным, слухам и оценкам, подлодка с отсеком MPP используется для обеспечения спецопераций в удаленных регионах. В частности, несколько лет назад в некоторых изданиях упоминалась секретная операция по установке контролирующей аппаратуры на кабелях связи вероятного противника. Насколько правдивы такие сообщения – неизвестно.

Стоимость-эффективность


Целью проекта Seawolf было создание перспективной многоцелевой АПЛ, способной эффективно выполнять боевые задачи в условиях противодействия развитой ПЛО противника. Для этого пришлось применить массу новых технологий, что привело к неприемлемому росту стоимости. Целесообразность таких трат вызывала сомнения, а завершение Холодной войны фактически поставило крест на дорогой кораблестроительной программе. ВМС США получили только три АПЛ Seawolf, причем одну из них решили перестроить для специальных операций.

Несмотря на резкое сокращение программы строительства прорывных Seawolf, ВМС нуждались в новой многоцелевой АПЛ. Стартовал новый проект Virginia – менее смелый, но более дешевый. Строительство таких лодок началось в 2000 г., и к настоящему времени флот получил 18 боевых единиц; еще 11 строятся.

В условиях нового мира, возникшего после Холодной войны, решающим фактором стали не только характеристики, но и цена. А с точки зрения параметров «стоимость-эффективность» проект Seawolf уступал как предшествующим, так и последующим разработкам.


Автор:
Рябов Кирилл
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
подлодки


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Истребитель из морских глубин: «Ясень-М» раскрывает секреты ezup Видеосалон 0 03.12.2017 22:41
Обитатели океанических глубин ezup Фауна 1 26.07.2017 15:22
Ангелы с больших глубин ezup Военная приемка 0 08.03.2017 01:07
Опасности морских глубин и борьба с ними (Часть 1) ezup Военно-морской флот 0 26.07.2016 00:35
Россиян атакует SMS-вирус den_fan Новости IT технологий 7 27.04.2012 12:36