Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 21.08.2015, 10:29 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Кресты во всем своем многообразии
ezup
ezup вне форума

Кто хочет жизнь сберечь свою,
Святого не берет креста.
Готов я умереть в бою,
В бою за господа Христа.
Всем тем, чья совесть нечиста,
Кто прячется в своем краю,

Закрыты райские врата,
А нас встречает бог в раю.
(Фридрих фон Хаузен. Перевод В.Микушевича)


Среди многочисленных публикаций ВО и, соответственно, в комментариях к ним тех, кто их читает, часто упоминаются рыцари-крестоносцы. Однако далеко не все в точности знают, а кто они такие – эти самые крестоносцы, чем занимались и почему возложили на себя знак креста. Да и сам этот знак… Что крест означает в культуре разных народов, какие особенности его нанесения либо варианты изображения нам известны? И вот обо всем этом и хотелось бы рассказать поподробнее!


«Распятие св. Петра». Пределла алтаря из Пизы. Томмазо ди Сер Джованни ди Симоне дельи Кассаи, прозванный современниками Мазаччо (1401 – 1428).

Казалось бы, что может быть проще изображения креста? Провел две прямые так, чтобы они пересеклись под прямым углом, вот тебе и крест! Однако следует отметить, что при всей свой очевидной простоте крест - фигура совсем не простая, поскольку крестов существует великое множество. Кто-то подсчитал, что около 450! Так что крест в геральдике дал больше вариантов и разновидностей, чем любая другая геральдическая фигура. А дело все в том, что помимо того, что мы можем по-разному его изображать – например, сделать прямым или косым, или же нарисовать ту же самую свастику, вариантов которой очень много, к нему мы можем добавить еще и самые разные детали! То есть, просто проявить фантазию и получить изображение креста, соединив между собой самые различные предметы. Ну, скажем, это могут быть все те же мечи, копья, стрелы и даже самые обыкновенные… гаечные ключи. В любом из этих случаев крест в основе данного изображения все равно будет присутствовать.


Мон Асано Нагамаса.

Например, мон (то есть личный герб) Асано Нагамаса, зятя правителя Японии Тоётоми Хидэёси, представлял собой два скрещенных между собой пера коршуна (по-японски – макаха), однако если на него смотреть издали, то мы опять-таки увидим не перья, а косой крест с закруглениями на концах!

Кажется, в случае с изображением креста ничего оригинального придумать нельзя, однако это далеко не так! Нет, кресты были самых разных очертаний, кроме того они дополнялись различными деталями. Известен, например, крест якорный и лилейный, шаровой и вилообразный, лапчатый и граненый, а отнюдь не только, скажем, косые и прямые кресты. Кроме простейшего креста из двух поперечин очень популярным был крест с окончаниями в форме буквы «Т», который рыцари Иерусалимского королевства выбрали своим символом, и крест в форме самой буквы «Т» – крест св. Антония. На якорные кресты были похожи кресты Алькантары и Калатравы – рыцарских орденов в Испании, тогда как крест ордена св. Якова (или Сантьяго), тоже испанский, был похож на кинжал с рукояткой и перекрестием. Крест с восемью концами выбрали себе в качестве эмблемы ордена иоаннитов и тамплиеров («рыцари Храма» или просто «храмовники»), чей орден был основан на месте храма царя Соломона в Иерусалиме в 1118 году. Крест, имеющий на концах перекрестия, называется перекрещенным, а «перевернутый крест», с перекладиной внизу – мученическим. Именно на этом кресте, был по преданию распят вниз головой апостол Павел!

Крест в геральдике относится к почетным геральдическим фигурам и традиционно занимает 2/7 ширины гербового щита. Правда, только если он при этом не касается хотя бы двух сторон щита, потому что тогда он называется укороченным и относится к простым – второстепенным, геральдическим фигурам. В европейской геральдической традиции кресты на гербах (как и на стягах!) не могут пересекаться. Если же в одном гербе крест не один, а их несколько, то их следует разнести по разным полям герба или вписать один в другой. Например, на флаге Великобритании не перекрещиваясь нигде, есть три креста сразу: прямой красный – св. Георга (покровителя англичан) и два косых – св. Андрея (покровителя шотландцев) и св. Патрика (покровителя ирландцев). Один из них белый на синем фоне, а другой – красный на белом!


Сэр Роберт Ноллис с сэром Томасом Гранлисоном на иллюстрации из «Хроники Франции св. Дени». Около 1392 г. Обратите, внимание, что выступающие в поход под знаменем св. Георгия с простым красным крестом английские воины облачены в простеганные и подбитые «жюпоны», надетые поверх доспехов; некоторые застегнуты пуговицами или связаны шнурками впереди. Командиры предпочли снять свои шлемы и заменить их на время марша: первый – высокой шляпой, а второй – на головной убор, похожий на тюрбан. (Британская библиотека)

Имел свою символику и сам цвет креста. То есть кресты могли быть красными, черными, белыми, зелеными, голубыми, «цвета золота» или «цвета серебра», и всякий раз это что-нибудь да означало. Впрочем, как всегда из этого правила были исключения. Так на знаменах допетровских стрелецких полков, одетых в разноцветные кафтаны, кресты были самого разного цвета, как, впрочем, и сами знамена и нет никаких указаний на то, что их цвет что-нибудь обозначал, кроме разве что самой функции опознавания того или другого полка.

У рыцарей-крестоносцев на начальном этапе походов на Восток цвета крестов были самые разные, но уже после первых двух походов, примерно с 1189 года, красный крест стал знаком крестоносцев-французов, белый – выбрали англичане, черный – немцы, желтый – итальянцы, а зеленый – бельгийцы. Впоследствии, однако, цветовая гамма крестов, служивших для распознавания войск на поле боя, поменялась, и англичане теперь на одежду нашивали красный крест, а французы с XIV в. – белый. Косой крест красного цвета стал эмблемой герцогства Бургундия, с которым французские короли долгое время вели тяжелую войну, а косой белый стал опознавательным знаком шотландцев.


Эффигия коннетабля Анн де Монморанси (1493 – 1567) в налатной одежде с крестом. (Лувр, Париж)

Даже «белые доспехи», целиком выделывавшиеся из стали, не отменили моды носить поверх них налатные одежды, и кресты продолжали вышивать на них и на отдельных деталях брони. Например, их изображали на так называемых палеттах или пластронах – специальных накладных металлических пластинах на доспехах, защищавших подмышечные впадины.


Навершие с гербом Пьера де Дре герцога Бретани и графа Ричмонда 1240 –1250 гг. Вес 226.8 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк)

Изображениями креста украшались и отдельные детали вооружения: например, навершия рукояток мечей, которые в течение многих десятилетий имели вид плоского диска, очень удобного, чтобы на нем поместить какое-нибудь изображение либо герб. Например, на навершии меча Питера де Дре, графа Бретани, попавшего в плен к мусульманам в 1250 году, с одной стороны был изображен герб графов де Дре – три бурдюка с водой на фоне шахматной доски, другой – красный крест на зеленом поле с украшениями из позолоченных завитков.

Изображение на навершии меча де Дре: красный крест на зеленом поле с украшениями из позолоченных завитков.

Интересно, что к числу святых реликвий, которые рисовали на щитах у рыцарей, а также на их знаменах, относилась и раковина святого Якова Кампостельского, очень похожая на современную эмблему фирмы «Шелл». Но хотя она и была очень известным символом, по своей популярности она все-таки уступала кресту! В XVII веке лилейный крест украсил плащи французских мушкетеров Людовика XIII и его сына Людовика XIV, а вот на плащах гвардейцев кардинала (сначала кардинала Ришелье, а затем и Мазарини), цвета кардинальской мантии, был простой белый крест безо всяких украшений. Гвардейцами и мушкетерами они все были одновременно, но с момента выхода в свет романа А. Дюма «Три мушкетера» так уж повелось, что гвардейцев из личной охраны короля называют мушкетерами, а тех же самых мушкетеров кардинала – гвардейцами, что совершенно неправильно. Просто разные роты были более или менее привилегированны и находились в подчинении у разных капитанов, только и всего!


Мушкетеры из франко-итальянского кинофильма 1961 года режиссера Бернара Бордери. По мнению многих зрителей и критиков это лучшая экранизация великой книги.

Однако изображение креста в период крестовых походов, да и впоследствии, уже как дань традиции, могло украшать не только флаги, но и паруса кораблей. Так, лапчатый красный крест в 1492 году украшал паруса экспедиции Христофора Колумба, отправившегося открывать Новый Свет. «Крестоносными» были и паруса кораблей Бартоломео Диаса, Алвариша Кабрала и Васко да Гама – португальских мореплавателей эпохи Великих географических открытий, как и Колумб, осенявших открытые ими земли знаком креста. Да и на флагманском корабле Эрнандо Кортеса, отправившегося завоевывать Мексику, тоже развевалось знамя белого и голубого цветов, на котором был изображён красный крест, окружённый следующей надписью: «Братья, последуем кресту; имея веру, сим знаком победим»!


Тулузский крест или «крест катаров» на стене дома в городе Каркассон. И как только он мог сохраниться за столько столетий?!

Петр I косой крест св. Андрея Первозванного сделал эмблемой российского императорского военно-морского флота, и этот флаг сохранился вплоть до настоящего времени. Зато при императоре Павле I восьмиконечный мальтийский крест вопреки всякой логике вошел даже в большой герб Российской империи. Вот насколько этот император почитал и любил все связанное с мальтийским рыцарским орденом и рыцарством вообще!

Продолжение следует…

Автор: Вячеслав Шпаковский

Последний раз редактировалось ezup; 04.07.2018 в 18:06.
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 04.07.2018, 18:08 #2   #2
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Кресты во всем своем многообразии
ezup
ezup вне форума

Кресты во всем своем многообразии (продолжение)

Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.
«Евгений Онегин». А.С. Пушкин



Мы уже рассказывали здесь о крестах, поскольку этот символ использовался рыцарями-крестоносцами, рассказ о которых еще впереди! Однако тема эта настолько глубока и многообразна, что в одном материале рассказать все о крестах просто невозможно. Важно отметить, что воины с изображением креста на щитах и на одеждах появились задолго до собственно крестоносцев и крестоносцами совсем не назывались. Ведь крест – символ для людей очень древний, и пользоваться они им начали еще в незапамятные времена, когда и христианства еще не было. Те, самые древние кресты тоже были всякие – и прямые, и расширяющиеся на концах, и с искривленными поперечинами... Последние назывались суасти, – от этого слова как раз и произошло слово «свастика» – и пришли к нам из Северной Индии, где очень давно жили племена древних арийцев. Для них древняя свастика означала единение небесной силы огня и ветра с алтарем – местом слияния этих сил с силами земными. Поэтому-то алтари ариев и украшались свастиками и считались местом священным, защищенным этим символом от всякого зла. Потом арии покинули эти земли, и ушли в Европу, но свою культуру и даже орнаменты передали многим другим народам, и те тоже начали украшать свои доспехи и оружие изображением креста с изгибающимися или загнутыми концами.


Греческие воины. Реконструкция по коринфской вазе VII в. до н. э.

Это подтверждают археологические находки, например, изображение на коринфской вазе VII в. до н. э., найденной в Этрурии. На ней один из воинов имеет как раз такой крест на щите. Кстати, знак свастики находится на груди и самой большой статуи Будды Вайрочаны, завершенной в 2002 году в китайской провинции Чжаоцунь. Ее высота 128 м, а вместе с пьедесталом – 208 м. Чтобы наглядно представить себе размеры этой скульптуры достаточно сравнить её со статуей Христа-Спасителя в Рио-де-Жанейро (38 м), американской статуей Свободы (45 м) и нашей волгоградской статуей «Родина-мать зовет!» (85 м). Так что именно изображение свастики (хотя в странах Европы она в массовом сознании ассоциируется с германским фашизмом) является на сегодня самым большим культовым символом во всем мире! Более того, этот знак был хорошо известен и у нас в России. Свастика вместе с двуглавым орлом, лишенным атрибутов царской власти, изображалась на бумажных купюрах Временного правительства России в 1917 – 1918 гг. Банковский билет достоинством в 1000 рублей поступил в обращение уже 10 июня, а билет в 250 рублей - с 8 сентября 1917 г. Кроме того она использовалась на нарукавных нашивках и флажках красноармейцев Юго-Восточного фронта в годы Гражданской войны! Рекомендовал эту эмблему еще в 1918 году военспец В.И. Шорин, бывший полковник царской армии и большой знаток военных традиций древних славян. Впоследствии, а именно в 1938 году, его репрессировали и расстреляли как «врага народа» и кто знает, может быть именно этот факт его биографии и был поставлен ему в вину?


Купюра в 1000 рублей 1917 г.

Окончательно свастика исчезла из советской символики только лишь в 1923 году, и вскоре же после этого Гитлер предложил на съезде нацистской партии проект партийного красного знамени с черной свастикой внутри белого круга. Однако еще раньше, во время подавления революционных выступлений в Германии в 1918 году белую свастику с изогнутыми концами (т.е. словно вписанную в круг) носили на своих стальных шлемах солдаты фельдмаршала Людендорфа и… может быть именно тогда он ее впервые и увидел, а уж потом, заинтересовавшись этим знаком, нашел ему куда более «достойное» применение. Кстати, китайцы знак свастики (Лэй-Вэн, или «печать сердца Будды») связывали с бесконечностью: для них она означала число десять тысяч. «Su asti!», или «Будь благим!», – таков перевод «свастики» с древнего санскрита.

На Руси крест с изгибами имел даже свое собственное русское название – коловрат. Интересно, что изображение лево- и правозакрученных коловратов и прямых крестов украшают киевский собор Св.Софии, построенный еще при Ярославе Мудром, так что в древности этого знака на территории России сомневаться не приходится.

Не чурались свастики и наши соседи, например, латыши. В латышском орнаменте присутствует, например, косая свастика с лучами по часовой стрелке. Называлась она «перконкрустс» – «крест Перуна», т.е. символизировала молнию. Причем о популярности ее в этой стране говорит тот факт, что с 1919 года именно свастика стала бортовым тактическим знаком авиации Латвии. Использовали ее в этом качестве и финны, но только синего, а не черного цвета и была она у них не косой, а прямой.

Кстати, христианский крест напоминал и древнеегипетский знак анх, в котором объединялось сразу два символа: крест, как символ жизни и круг, как символ бесконечности. Для египтян это была эмблема благосостояния, счастья, вечной жизненной силы, вечной мудрости, и даже бессмертия.

В тоже время изображение креста, ставшее символом христианства и главным символом этой религии, сделалось таковым далеко не сразу. В начале знаком христиан было изображение рыбы. Почему рыбы? Да просто потому, что греческие буквы, которыми писалось это слово: йота, хи, тета, ипсилон и сигма – это первые буквы слов Iesous Christos, Theou Uios, Soter, что в переводе означает «Иисус Христос, сын божий, Спаситель».

Этот символ использовался среди ранних христиан в I-II вв. н.э. Символ этот был завезен в Европу из Александрии (Египет), которая в то время была многолюдным морским портом. Вот почему символ ихтис стали первыми использовать моряки для обозначения столь близкого им бога. А вот у легионеров римского императора Константина (307 – 337 гг.) на щитах уже присутствовало изображение косого креста (греческая буква «кси» или «хи») совмещенного с буквой «ро» – две первые буквы имени Христа. Эту эмблему по его приказу нарисовали на щитах после того, как он увидел сон, что в предстоящей битве он одержит победу именно его именем! Как отмечает христианский апологет IV века Лактанций, случилось это в канун битвы у Мильвийского моста в 312 г. н.э., после победы в которой Константин стал императором, ну а сам хи ро превратился в официальную эмблему римской империи. Археологи нашли доказательство того, что этот знак был изображен на шлеме и на щите Константина, равно как и на щитах его солдат. На монетах и медальонах, имевших хождение при Константине, также чеканили хи ро, а к 350 г. н.э. его изображения стали появляться и на христианских саркофагах и на фресках.


Мозаика с изображением императора Юстиниана, слева от которого стоит воин с изображением хи ро на щите. Базилика Сан-Витале в Равенне.

Викинги – пираты северных морей, в течение нескольких столетий наводившие на Европу страх своими разорительными набегами, вначале, будучи язычниками, украшали свои щиты самыми различными узорами и изображениями. Это могли быть и разноцветные полосы, и шахматная клетка, и устрашающие драконы из скандинавских мифов. Однако когда среди них стало распространяться христианство, символы на их оружии изменились. Теперь все чаще на щитах стали помещать изображение креста – нарисованное или наклепанное из полос металла. Появилось оно даже на парусах их драккаров, так что теперь, завидев такой корабль, можно было еще издали узнать, плывут ли на нем христиане или язычники, как и раньше поклоняющиеся Одину и Тору.



1. Греческий крест; 2. Двойной крест, называвшийся также патриархальным, архиепископским и венгерским; 3. Лотарингский крест – эмблема герцогства Лотарингия, середине XV в.; 4. Папский крест – не встречается на гербах римских пап, а получил свое название по аналогии с патриархальным крестом в XV в.; 5. Крест королевства Иерусалимского – красный Иерусалимский крест являлся символом ордена св. Духа, основанного в 1496 г.; 6. Крест из герба семьи Манфреди – редко встречавшаяся форма креста; 7. Крест с шаровыми окончаниями; 8. Лапчатый крест, перекладины которого заканчиваются стилизованными изображениями гусиных лап; 9. Якорный крест; 10. Одна из разновидностей якорного креста; 11. Мальтийский крест – восьмиконечный крест ордена тамплиеров; 12. Лилейный крест с окончаниями в форме цветка лилии. Принадлежал испанскому рыцарскому ордену Калатравы, основанному в 1158 г.; 13. Символ испанского рыцарского ордена Алькантары; 14. Крест св. Якова – символ испанского рыцарского ордена святого Якова, основанного королем Арагона Рамиро II; 15. Крест св. Антония. Голубой крест на черных плащах носили члены ордена св. Антония, основанного в 1095 г. Крест св. Антония был также одной из эмблем ордена тамплиеров; 16. Мученический крест св. Павла; 17. Клинчатый крест; 18. Плетеный крест; 19. Крест в нимбе – кельтское изображение креста, в средние века было популярно в Ирландии; 20. Простой черный крест святой Марии Тевтонской – наиболее известное изображение креста; 21. Граненый крест; 22. Редко встречающийся крест с перекрестиями в виде птичьих голов; 23. Узловой крест; 24. Косой крест в зависимости от цвета мог символизировать разных святых: золотой – первого британского великомученика св. Альбана, белый либо синий – св. Андрея, черный – св. Осмунда, красный – св. Патрика; 25. Вилообразный крест; 26. Лапчатый крест наиболее распространенной формы; 27. Опорный, или дугообразный крест; 28. Теневой (контурный) мальтийский крест; 29. Елочный крест. Такая форма креста была очень популярной в Финляндии; 30. Восьмиконечный православный, или русский крест.


Шло время, и крест, как символ христианской религии, в каком-то смысле стал очень даже обыденным. Например, на флагах и вымпелах английского нобилитета красный прямой крест св. Георга в обязательном порядке находился возле древка, и только уже после него помещалось то или иное изображение, выбранное им в качестве эмблемы. Красный крест с расширяющимися концами во время войны с Наполеоном красовался даже на знамени бугских казаков, уже точно никакого отношения к крестоносцам не имевших. Зато на знамени ратников Петербургского ополчения (а также и многих других народных ополчений Российской империи) в 1812 году изображался православный, восьмиконечный крест, даже отдаленно не похожий на западноевропейские кресты.


Флаг герцога Суффолка. Рис. А Шепса

Неправильно будет сказать, что в изображении креста в средневековье существовала какая-то особая традиция. Каждый в ту пору рисовал крест по-разному; одного, единого для всех изображения креста ну просто не существовало. Так, штандарт нормандского герцога Вильгельма (или, как его называли по-французски, – Гийома) украшал золотой крест с Т-образными концами, и практически такой же крест позднее оказался на знамени Иерусалимского королевства в XIII в., а сегодня он присутствует на государственном флаге Грузии. А вот на флаге Тевтонского ордена красовался не только золотой иерусалимский крест с черной обводкой, но еще и герб Священной Римской империи. Знамя Франции во времена Карла VII несло на себе изображение золотых лилий и простого белого креста, а вот личное знамя короля Карла VIII почему-то имело такой крест не в верхней, а в нижней своей части. А вот боевое знамя Франции – знаменитая орифламма – изображения креста вообще не имело, а представляло собой самое простое красное полотнище с пламенеющими концами. Не было креста и на знамени героини французского народа Жанны Д’Арк – вместо него на нем был вышит благословляющий Господь и голубь, несущий в своем клюве оливковую ветвь.

К 1066 году нехристиан в Европе (если не считать Пиренейского полуострова, захваченного маврами и языческой Прибалтики) практически совсем не осталось и изображение креста стало вполне привычным. Поэтому неудивительно, что когда герцог Гийом в этом же году отправился завоевывать Англию, на щитах его воинов точно также красовалось изображение креста.


Святой Иштван в доспехах и с изображением креста на щите.

Мы знаем об этом доподлинно и, прежде всего потому, что едва завоевание Англии совершилось, как было изготовлено огромное вышитое полотнище длиной 75 м и шириной 70 см, на котором шерстяными нитками восьми цветов были изображены все события, связанные со знаменитой битвой при Гастингсе. В нем рыцари из Нормандии победили войско короля Гарольда, после чего в Англии королем стал герцог Гийом. На этой вышивке, получившей впоследствии название «Байёсского ковра», кроме кораблей, зданий, людей и животных, изображено 67 щитов, которые мы видим спереди, и 66 – сзади. Кресты на них в большинстве своем почему-то показаны с изогнутыми, а то и извивающимися концами. А всего они есть на 22 щитах, как овальной формы – бретонских, так и у нормандских, заостренных внизу, словно перевернутая дождевая капля. Есть щиты без эмблем, тогда как на других нарисован дракон. У самого Гийома крест на щите имеет концы в форме трилистника, но это единственный такой крест на всей Байёсской вышивке!

Геральдические знамена с крестами XVI века.

Очевидно, что уже в то время крест на щите имел определенное значение (хотя и непонятно почему и у англичан, и у нормандцев кресты с извивающимися концами) и был популярен в военной среде. Впрочем, известно и другое, а именно то, что на многих щитах того времени по-прежнему изображались и мифические существа и просто узоры. Так что изображение креста на щите, скорее всего ничем таким уж особенным в то время не являлось и крестоносцами воинов имевших кресты на щитах, отнюдь никто не называл!

У воинов Руси, на протяжении многих лет имевшие щиты нормандского (или как их ещё называют – норманнского типа) точно также имели на них изображения креста, но, разумеется, православного. Весьма популярным было изображение так называемого «процветшего креста» и креста пронзающего лежавший в его основании полумесяц. Однако, известно, например, изображение «окрыленной» когтистой птичьей лапы, то есть лапы с пририсованным к ней орлиным крылом и без какого бы то ни было намека на крест! Лев, вставший на задние лапы, был столь же популярным мотивом на щитах русских воинов и почему так вряд ли нужно объяснять.


Русский воин с извилистым крестом на щите. Современная реконструкция. Музей Золотаревского городища. С. Золотаревка Пензенской области.

Здесь мы уже отмечали тот факт, что крест - символ не только европейский, поскольку, например, древний предок «настоящего» христианского креста анх имел не египетское происхождение, а знак свастики из Индии. Крест был также хорошо известен в Японии, где его изображение было связано не только с распространением христианства (христиан в Японии в ХVI – ХVII вв. стало так много, что его там даже запретили под страхом распятия!), но и с местными символами. Тот же знак свастики в Японии являлся эмблемой рода Цугару, доминировавшего на крайнем севере острова Хонсю. Причем красная свастика Цугару изображалась на шлемах и нагрудных латах воинов асигару (набиравшихся из крестьян), и на больших флагах нобори, а точно такая же, но золотая – на сасимоно – наспинных флажках, заменявших в Японии рисунки на европейских рыцарских щитах!

Зато изображение прямого креста в круге в Японии обозначало… конские удила, то есть предмет в высшей степени прозаический и утилитарный! Такая эмблема принадлежала роду Симадзу – правителям земель на юге острова Кюсю – Сацумы, Осуми и Хюги, и они точно также помещали его и на флажках сасимоно, развивавшихся у них за спиной, и на больших флагах нобори, и украшали им свои доспехи, одежду и оружие. Что же касается христианских символов, таких как кресты, изображения Св. Яго и чаши для причастия, то они были известны и в Японии, где украшали флаги мятежников-христиан в провинции Симабара в 1638 году. Однако после поражения восстания вся эта символика была строжайше запрещена! Удивительно, но на одном флаге, чудом сохранившемся до наших дней и расписанном вручную, изображена чаша для причастия, в которую помещен крест Св. Антония, причем нарисован он так, что очень похож на знак анх! Внизу нее молятся два ангела, а вверху девиз на латыни, в котором говорится что-то про таинство, хотя точнее не разобрать.

Впрочем, особенность японской культуры была такова, что даже там, где глаз европейца мог увидеть крест, японец видел (как, например, и в случае с удилами!) нечто совершенно другое. Например, если посмотреть на штандарт Нива Нагахидэ, участника многочисленных сражений конца XVI в., то на нем явно изображен красный косой крест с заостренными концами на белом поле. Однако японец видел в этом всего лишь изображение двух скрещенных красных досок!

Более того, кресты на щитах изображались также и в Японии, но только это были станковые щиты, сделанные из досок, с подпоркой позади, на манер европейских мантелетов, которые воины-асигару применяли, чтобы создать из них ряды полевых укреплений и уже из-за них стрелять по противнику из луков и мушкетов. На каждом таком щите обычно изображался мон – герб клана, к которому этот асигару принадлежал, и если это были «конские удила» Симадзу или мон Нагахидэ, то, да – на них можно было вполне увидеть «кресты» так же, как и на знаменах сасимоно и нобори!

А еще мон сюзерена изображался также и на маку – ограждении ставки полководца на поле сражения, походившее на ширму, но только изготовленное из ткани. Длинные полотнища маку окружали ее словно стенами, так что самого полководца снаружи видно не было и, кстати говоря, наличие этих самых маку отнюдь не гарантировало того, что он там был. Но вот после выигранной битвы победоносный военачальник, конечно же, устраивался там и устраивал смотр отрезанным головам, которые приносили ему его воины. Разумеется, головы эти должны были принадлежать далеко не рядовым воинам. Те просто складывались в кучи для общего учета и все. А вот за голову прославленного врага вполне можно было рассчитывать на награду!

Интересно, что знак креста был известен не только в Европе и в Азии, но и на территории Американского материка, причем ряд индейских племен Месоамерики, например, индейцы Юкатана почитали его ещё задолго до рождения Иисуса Христа. Соответственно, они нередко его и изображали и даже высекали из камня, о чем испанские хронисты сообщали с нескрываемым удивлением! Так, среди богов, которым поклонялись древние майя, присутствует бог Солнца (Ах Кин или Кинич Ахав – Господин-лицо или Солнечный Глаз), символом которого являлся четырехлепестковый цветок. В Паленке есть «Храм Креста» и даже «Храм Лиственного Креста». Значит, в V-VIII в. совсем на другом континенте – в Южной Америке – люди тоже поклонялись кресту как символу Солнца, когда в Европе уже давно существовало христианство!

У северных индейцев – индейцев Великих равнин, крест ассоциировался с четырьмя сторонами света, каждая из которых имела своих духов покровителей и также свой цвет, причем белым цветом и ясно почему, всегда обозначался север! Простой Х-образный крест в представлении индейцев олицетворял мужчину, его силу и мужественность, а если в этот знак наверху добавлялся маленький кружочек, то – женщину! Вертикально стоящий крест символизировал стойкость и являлся комбинацией знака земли (вертикальная линия) и неба (горизонтальная). Позднее, продолжая верить в своего Маниту, индейцы очень широко использовали кресты, изготовленные из серебра в качестве нагрудных украшений. При этом размеры у них были весьма велики, так что они были хорошо заметны издали. Четырехчастное деление, равно как и само изображение креста, индейцы прерий также наносили на свои щиты, считая, что таким образом они укрепляют их защитную силу и в этом суеверии они, как вы видите, от европейцев ничем не отличались!


Щит индейцев дакота с изображением остроконечного креста символа четырех сторон света (Музей Гленбоу, Калгари, провинция Альберта, Канада).

Изображение свастики было точно также известно индейцам Северной Америки, и в частности, индейцам племени хопи. С ней они ассоциировали странствия кланов, из которых состояло их племя по землям североамериканского и южноамериканского материков и считали, что свастика, которая вращается против часовой стрелки, то есть налево, символизирует Землю, а та, что направо – Солнце.

У индейцев племени навахо крест на картине из песка символизировал мир, четыре стороны света и четыре элемента мироздания. При этом, горизонтальная линия означала женскую энергию, а вертикальная – мужскую. Фигуры же, изображенные в соединении с крестом, олицетворяют мир людей.

То есть эмблема на щите, будь то крест у европейца или черный четырехугольник у индейца племени сиу имела своей главной целью показать, кто именно находится перед тобой, враг! Однако щиты у индейцев делали также и женщины, причем и в этом случае цель была все та же: отразить духовную сущность владелицы щита. Щиты, несущие лживую информацию, сжигались, а их владельцы наказывались, вплоть до изгнания из племени! Причем, у индейцев сиу существовал особый «символ познания» опять-таки в виде щита, с изображением четырех целительных стрел, содержащих учение о людях. По их мнению, каждую историю и ситуацию следует рассматривать с четырех сторон: со стороны мудрости, невинности, дальновидности и интуиции. Эти четыре стрелы соединялись у него в центре и, образуя, таким образом, крест, тем самым говорили, что любая вещь раскрывается с разных сторон, но, в конечном счете, объединяет в себе все направления познания. Так щит показывал людям, как им узнать больше о себе, своих братьях, о Земле, и обо всей Вселенной!

Автор: Вячеслав Шпаковский
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
история оружия


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Когда люди на своем месте den_fan Забавное 0 28.05.2016 09:14
Лучшая в своем классе ezup Артиллерия и бронетехника 0 19.07.2015 12:03
Жириновский в своем репертуаре ezup Россия вчера, сегодня, завтра! 0 06.08.2013 23:23
МиГ-31-33 – лучший в своем классе ezup Авиация 0 28.06.2013 21:30
Шаттл Индевор в своем прощальном полете den_fan Интересное 1 28.09.2012 00:14