Новая тема Ответить |
|
Опции темы | Поиск в этой теме | Опции просмотра |
![]() |
#1 | ||||||||||||||||
![]() |
![]() ![]() ![]() Подводная лодка "Палтус" типа "Осетр" Начавшаяся 26 января 1904 г. русско-японская война и последовавшие за этим потери русской эскадры потребовали от правительства России срочного усиления флота. Наряду с развитием строительства отечественных подводных лодок были приняты меры по приобретению подводных лодок иностранных фирм.В апреле 1904 года в нью-йоркском особняке некоего Р. Флинта, промышлявшего международным посредничеством в торговле оружием, произошла встреча изобретателя С. Лэка и русского военно-морского атташе. Не торгуясь, атташе выписал С. Лэку чек на 125 тыс. долларов и предоставил самому ломать голову над тем, как тайно вывезти из Америки "Protector", купленный Россией. Хитроумный план, разработанный С. Лэком, удался как нельзя лучше. Зафрахтованный им пароход "Фортуна" и плавучий кран встретились в открытом море "Protector", вышедший якобы на испытания, и проливной дождь скрыл от возможных случайных свидетелей завершение операции. Кран поднял лодку на борт "Фортуны", и только тут Лэк объявил своей команде: "Мы отправляемся в Россию...". Так у фирмы С. Лэка была приобретена подводная лодка "Protector", переименованная в "Осетр", и заключен контракт на поставку еще пяти однотипных лодок, первую из которых фирма обязалась поставить в течение 5 месяцев, а остальные 4 - через 7 месяцев. 14 ноября 1902 г. в Бриджпорте (штат Коннекти*кут) со стапеля созданной Лейком небольшой верфи, подводная лодка «Protector» сошла на воду, являясь его третьей подводной лодкой. Это была субмарина длиной 65 футов (19,8 м), диаметром 11 футов (3,35 м), с до*статочно развитой надстройкой (верхней палубой), в которой находились топливные и масляные цистерны. Надводное ее водоизмещение было 136 тонн, полное подводное - 174 тонны, запас плавучести составлял 22%. Подводная лодка «Сиг». Балтийский флот. ![]() В средней части корпуса лодки размещалась рубка эллиптической формы, снабженная входным люком и смотровым колпаком с иллюминаторами. Длина рубки была 10 футов (3,05 м), шири*на - 4 фута 8 дюймов (1,45 м), высота вместе с колпаком для наблюдения 6 футов 5 дюймов (2,1 м). В рубке находились следующие приборы управ*ления: перископ, штурвалы вертикального и горизон*тальных рулей, машинный телеграф, приводы кинг*стонов балластных цистерн, краны системы продувания последних, различные индикаторы и ма*нометры, магнитный компас. Призматический перископ диаметром 6 дюймов (15,2 см) возвышался над рубкой на 5 футов (1,52 м). Его можно было вращать во все стороны и втягивать на 2 фута внутрь. На поверхности воды лодка развивала скорость до 8,5 узлов, в подводном до 5,6 узлов. Дальность плавания на поверхности достигала 350 миль на 5 уз*лах, а под водой 30 миль на 3 узлах. Субмарина была вооружена тремя трубными тор*педными аппаратами - двумя в носу и одним в корме. Переборки разделяли «Protector» на четыре от*сека. Назначение первого отсека осталось тем же, что у ПЛ «Аргонавт» (выходное устройство для водолазов). Во втором отсеком размещался кубрик на 6 человек, с откидывающимися койками типа же*лезнодорожных. Кроме того, там находились задние крышки носовых торпедных аппаратов и баллоны сжатого воздуха для них, а в трюме - аккумулятор*ная батарея системы Гулда (60 элементов общей мас*сой 30 тонн). В третьем (машинном) отсеке стояли два газоли*новых (керосиновых) мотора системы Уайта и Мидлтона мощностью 120 л.с. каж*дый, за ними - два электромо*тора системы Дила мощностью по 60 л.с. Подводная лодка «Осётр», достройка в Санкт-Петербурге ![]() Эти двигатели работали на два гребных вала. Там же были установлены два водя*ных насоса центробежного действия, с приводами от главных механизмов лодки. Выхлопная труба диаметром 15 см возвышалась над палубой на 10 футов (3,05 м). Благода*ря ей, «Protector» мог идти в позиционном положении под газолиновыми моторами (по*грузившись до уровня смотро*вого колпака рубки управления). Воздух засасывался через клапан в этом колпаке. В четвертом отсеке в 10-ти цилиндрических баллонах диаметром 20 см (их тогда называли «манесмановскими трубами») находился запас сжатого воздуха, там же - электромоторы и механизмы рулевого управления. С. Лейк не отказался от идеи перемещения лодки по дну моря, поэтому снабдил её двумя небольшими чугунными колёсами (полыми внутри), которые при обычном плавании убирались в специальные донные ниши. Но здесь колёса являлись лишь средством передвижения, а толкающую силу создавал гребной винт. Весь запас газолина (4920 л) находился в надстройке, внутреннее пространство лодки было избавлено от вредных испарений в случае утечки топлива. На испытаниях, состоявшихся в июле-ноябре 1903 года, «Protector» показал хорошие мореходные качества. Несмотря на это, командование флота США отказалось от приобретения лодки. Тогда Лейк, после некоторой перестройки и продал ее России. Подводная лодка "Protector" (в будущем «Осётр») 1901—1904 год ![]() По сравнению с подводной лодкой "Осетр" ("Protector") серийные лодки несколько отличались от прототипа - прочный корпус был увеличен в длину на 1,02 м и в диаметре на 0,08 м, что привело к увеличению водоизмещения на 25,0 куб. м, увеличен объем надстройки и выполнены некоторые другие усовершенствования. Их водоизмещение было 153/189 тонн; длина 22 метра, наибольшая ширина 3,5 метра. Силовая установка включала два бензиновых мотора мощностью по 120 л.с. и два электромотора по 65 л.с. Скорость полного хода на поверхности была 7,4 - 8,3 узла, под водой 4,6 - 5 узлов; дальность плавания 350 миль (на 5 узлах) и 30 миль (на 3-х узлах). Вооружение состояло из трех 457-мм трубных торпедных аппаратов (к двум носовым аппаратам имелись две запасные торпеды). Экипаж насчитывал 12 человек (из них 2 офицера)(по данным из некоторых источников - 24 человека?). Главное конструктивное отличие подводныхлодок этой серии от прототипа заключалось в том, что они не имели колес для передвижения по морскому дну. Лодки строились в США на одной из лучших верфей "Newport News Shipbuilding & Dry Dock Company" и в разобранном виде доставлялись в Либаву, где по рекомендации Морского министерства на территории военного порта фирма построила временные мастерские для сборки и монтажа лодок. Детали первой лодки были доставлены в Либаву к 8 ноября 1904 г., а последней - в марте 1905 г. Из-за низкого качества доставляемых частей корпусов подводных лодок, по словам заведующего командой подводных лодок типа "Осетр" лейтенанта П.К. Панютина, в Либаве лодки приходилось не собирать, а строить. Российская подводная лодка «Сиг» с экипажем ![]() Собранные в Либаве лодки получили названия "Кефаль", "Палтус", "Бычок", "Плотва" и "Сиг". При заключении контракта не были оговорены штрафные санкции за нарушение сроков сдачи лодок. Используя это обстоятельство, фирма С. Лэка затянула постройку лодок и первую из них "Кефаль" сдала только через год - 22 апреля, а остальные в июне-июле 1905 г. Все лодки С. Лэка, кроме подводной лодки "Сиг", были перевезены во Владивосток, где производилась их окончательная сборка и достройка. Учитывая отсутствие во Владивостоке хорошей заводской базы для подводного кораблестроения, обученных специалистов, а также факт ведения в тот период боевых действий в войне с Японией, окончательная сборка лодок велась спешно и некачественно, что явилось одной из причин разочарования специалистов флота в подводных лодках. В связи с окончанием 5 сентября 1905 г. русско-японской войны участия в боевых действиях лодки типа "Осетр" практически не принимали. Подводные лодки типа "Осетр" относятся к однокорпусным подводным лодкам. Прочный корпус разбит на три отсека, каждый из которых снабжен входным люком. В первом отсеке размещены устройства для выхода водолаза, что, по мнению С. Лэка, давало возможность перерезать телеграфные кабели, уничтожать минные заграждения, а в случае необходимости производить спасение экипажа. В Учебном отряде подводного плавания в Либаве была организована подготовка водолазов для подводных лодок типа "Осетр". Однако уже при рассмотрении проекта лодки комиссией Морского министерства и при последующих испытаниях ПЛ "Осетр" был дан отрицательный отзыв о возможностях использования водолазов из лодки. ![]() Над вторым (жилым отсеком) была установлена достаточно большая по размерам боевая рубка, в которой размещались все средства управления подводной лодкой. В кормовой части боевой рубки была установлена стрела для погрузки торпеды через люк машинного отделения. Машинный люк и труба для выпуска отработанных газов с глушителем размещались в общем кожухе, по высоте равном высоте боевой рубки. В прочном корпусе размещалась часть балластных цистерн, заполняемых через общую магистраль, что значительно увеличивало время погружения лодки в подводное положение. Снаружи прочного корпуса, в верхней его части, по всей длине лодки была установлена плоская надстройка, выполненная из деревянных брусьев, в плане повторявшая обводы прочного корпуса. В надстройке также размещались балластные цистерны, внутри которых в особых трубах размещался бензин для моторов и баллоны со сжатым воздухом. В районе миделя на уровне палубы надстройки были установлены дополнительные парные горизонтальные рули - "гидропланы", считавшиеся в то время технической новинкой. "Гидропланы" погашали остаточную плавучесть, обеспечивая погружение лодки "на ровный киль" и достаточно точное удержание глубины хода. В нижней части прочного корпуса были сделаны специальные ниши для выдвигавшихся чугунных колес, предназначенных для передвижения по грунту. «Протектор» под водой, (с рисунка того времени) ![]() При испытаниях подводной лодки "Осетр" колеса были признаны "весьма полезными" в качестве средства, предохраняющего от ударов лодки о грунт при движении на мелководье. Лодки были также оборудованы подводными якорями и сбрасываемым килем. По ходовым, мореходным и тактическим характеристикам лодки типа "Осетр" уступали подводным лодкам, находящимся в составе Российского флота. Это были малоавтономные, тихоходные лодки с бензиновыми двигателями и с очень большим временем погружения под воду. Низкое качество сборки лодок приводило к необходимости частых ремонтов. Однако, лодки эти эксплуатировались и в итоге сыграли определенную роль в деле подготовки подводников для русского флота и в разработке рекомендаций по совершенствованию тактико-технических характеристик отечественных подводных лодок. После 8-и лет эксплуатации их в 1913-14 гг. вывели из боевого состава и сдали на хранение в порт. В 1922 г. все они пошли на слом. Машинное отделение подводных лодок типа «Осетр» ![]() Тактико-технические характеристики подводных лодок типа «Осётр»
Подводная лодка «Плотва» типа «Осётр» в доке ![]() |
||||||||||||||||
|
Новая тема Ответить |
Метки |
вмф |
|
![]() |
||||
Тема | Автор | Раздел | Ответов | Последнее сообщение |
Подводные лодки «Малютка» | ezup | История Военно-морского флота | 0 | 17.10.2018 10:22 |
Подводные лодки тип «Карп» | ezup | История Военно-морского флота | 0 | 29.07.2017 10:11 |
Подводные лодки ВМФ России | ezup | Подводные лодки | 0 | 16.09.2014 22:04 |
Оружие. Подводные лодки | ezup | Видеосалон | 0 | 03.05.2011 23:49 |
Проект 670 - подводные лодки | ezup | Подводные лодки | 0 | 03.05.2011 23:13 |