RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > Сухопутные войска > Артиллерия и бронетехника » Японские инженерные машины Второй мировой. Краткий обзор

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 07.01.2016, 12:44 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Японские инженерные машины Второй мировой. Краткий обзор
ezup
ezup вне форума



Сегодня никого не удивляет высокое развитие инженерной мысли в Японии, которое началось после Второй мировой войны. Но мало кто знает, что и перед войной военно – инженерные идеи Японии так же были на уровне мировых стандартов. Об этом свидетельствует развитие боевых инженерных машин страны Восходящего солнца в период 1929 - 45 гг.

Принято считать, что "первопроходцами" в деле освоения производства и использования дистанционно управляемых подрывных машин были немцы. Наибольшей известностью пользуются "подвижные мины" типа Sd.Kfz.301 "Goliath", широкое применение которых состоялось во время Курского сражения. Однако немногим известно, что ещё в 1937 г. японскими инженерами была изготовлена аналогичная машина.

Началось все еще в конце 20-х гг. 20 ст. Японцы одними из первых занялись разработкой телеуправляемых танкеток для разведки и преодоления минных полей и доставки подрывных зарядов к фортификационным сооружениям: в 1929 г. проходил испытания «телетанк-подрывник», созданный майором Нагаяма на гусеничном шасси малого коммерческого трактора «Фордзон» и известный под обозначением К-2. При массе (с установленным зарядом) до 13 т эта машина имела длину 5,75 м, ширину 2,18 и высоту 2,56 м, защищалась броней толщиной 12-10 мм. Управление «телетанкеткой» — ручное, с передачей команд по радиоканалу. На базе малого танка Тип 97 «Те-ке» была даже построена радиофицированная машина для управления этими танкетками на поле боя.


Трактор Фордзон



Телетанк - подрывник К-2


В 1930-е гг. работа над телеуправляемыми танкетками была продолжена под руководством генерал-майора Тада. Речь шла о малогабаритных танкетках-носителях подрывного заряда с электродвигателем (танкетка «И-го»). Однако, в отличие от Германии или СССР, до серийных образцов и практического применения в Японии дело не довели.
Готовясь к нападению на Монголию и южные районы Сибири японское командование предполагало, что войска могут столкнуться с сильной обороной, в состав которой входили бетонные ДОТы и бронированные огневые точки, переделанные из закопанных в землю танков. Эти сооружения начали возводиться ещё во время конфликта на КВЖД и представляли немалую опасность не только для пехоты, но и для танков. Чтобы избежать ненужных жертв и была разработана "инженерная машина Тип 98", известная также под названием "Я-И-Го". Она поставляло небольших размеров гусеничное шасси, на которое устанавливался заряд взрывчатки - управление машиной и подрыв осуществлялись по проводам.
В течении 1937-1938 гг. было разработано две модификации (Ко и Оцу), причем последняя несла более мощный заряд взрывчатки и имела увеличенные геометрические размеры и более сильный двигатель. Несколько "инженерных машин" перед нападением на Монголию передали в распоряжение 27-го независимого инженерного полка, дислоцированного в Манчжурии. Испытать "Я-И-Го" в боевых условиях так и не пришлось, а в 1940-е годы все работы по этому проекту были прекращены. Возможными причинами послужили чрезмерно маленькая скорость машин, которая не превышала 4 км\ч, и их большая уязвимость от огня стрелкового оружия.


На вооружении японской армии в ограниченном количестве состояли гусеничные бронированные универсальные инженерные машины, получившие обозначение «SS» («SS II»). Некоторые из них оснащались подъемными ножевыми колейными тралами и при этом могли нести еще два-три огнемета и оборудование для постановки дымовой завесы, что превращало эти машины в средство штурма укрепленных позиций противника, прикрытых минными полями. Те же машины несли на крыше оборудование для перевозки раскладного колейного моста, который сбрасывался с помощью роликового устройства. Машина была разработана на базе танка Тип 89, но с несколько увеличенным объемом корпуса. С 1931 по 1943 гг. было выпущено 98 таких машин.


Отдали дань японцы и бойковым тралам. Несколько средних танков Тип 97 «Чи-ха» были переделаны в танки-тральщики: в носовой части корпуса на длинной раме крепился бойковый трал с цепями, ротор которого проводился во вращение от ведущих колес танка через специальный редуктор — явное влияние американских танков-тральщиков Т4 с бойковыми тралами («Крэб» II). Подъем и опускание рамы производились гидроприводом. Основное вооружение танка при этом сохранялось. В литературе эти танки-тральщики известны как «Танк G».


Разрабатывали японцы и другие машины.

"Хо-к" – бронированная инженерная машина разграждения (лесоповалочная машина), разработанная на базе танка «Чи – хе». Вместо башни была установлена бронированная рубка на 5 человек. К носовой части корпуса крепился специальный таран для проделывания прохода в заграждениях. В 1942 – 43 гг. построено 2 экземпляра. Машины строились для применения в Сибири, но в конечном итоге они нашли применение в джунглях Новой Гвинеи.


"Чи-ю" – модификация бронированного минного трала на базе танка «Чи – ха». Башня и вооружение не демонтировались, но к передней части корпуса крепилась рама, в передней части которой устанавливался бойковый минный трал. Количество собранных образцов неизвестно.


"Се-ри" – бронированная ремонтно-эвакуационная машина. Вместо стандартной башни танка «Чи – ха» устанавливалась небольшая коническая башенка с 7,7-мм пулеметом Тип 97, а в кормовой части устанавливалась стрела крана грузоподъёмностью в 5 тонн. Установленный на БРЭМ форсированный двигатель Mitsubishi Type 100 развивал мощность 240 л.с., что в сочетании с лебёдкой позволяло осуществлять в полевых условиях ремонт и эвакуацию средних танков. Серийной эта машина так и не стала – выпуск ограничился 2 или 3 экземплярами.


"Т-Г" – достаточно оригинальная модификация бронированного мостоукладчика. В целях сокращения времени укладки была разработана уникальная конструкция сброса моста с применением двух ракет. Фактически, мост вылетал на несколько метров вперед, в результате чего весь процесс занимал несколько секунд. Ещё одной положительной стороной, как это ни странно, была его небольшая грузоподъёмность. Мост мог спокойно выдержать любой японский лёгкий танк, но не американский. Тем не менее, серийное производство мостоукладчиков "Т-Г" налажено не было.


Момент вылета мостовой конструкции с укладчика



Через секунду мост ляжет на препятствие


Источники:
Федосеев С. Японская бронетехника в 1939 – 45 гг.
Федосеев С."Средний танк Чи-ха" (Бронеколлекция МК 1998-05)
Японские инженерные машины на базе танка Тип 97 «Чи-ха» в 1937 г. http://ww2history.ru/japan
Steven Zaloga, Tony Bryan "Japanese Tanks 1939-45"
Трактор Fordson, мировая классика 20-х годов - http://www.leanok.ru/2015/01/fordson.html
БРЭМы Японии и не и только - http://mikro-mir.at.ua/forum/4-124-1

Автор Фещук Михаил
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
бронетехника


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Краткий обзор истории сербских ВВС ezup Армии мира 0 19.09.2015 14:28
Вооруженные силы США: краткий обзор ezup Армии мира 0 18.03.2015 11:23
Японские танки периода Второй Мировой войны. Часть II ezup Танки 0 27.09.2012 12:42
Японские танки периода Второй Мировой войны. Часть I ezup Танки 0 26.09.2012 10:06
Краткий обзор кино-новинок ezup Пародии 0 13.03.2012 11:53