Старый 02.05.2013, 10:02 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию пр.971 - AKULA
ezup
ezup вне форума

пр.971 / 09710 "Барс" / "Щука-Б" - AKULA
пр.971, пр.971И / 09719 "Ирбис" - Improved AKULA
пр.971 / пр.971У - AKULA-II
пр.971 / пр.971М (?) (К-335) - AKULA-III
пр.971М - AKULA-IV



Многоцелевая атомная подводная лодка. Разработка ПЛА пр.971 начата СКБ-143 "Малахит" (г.Ленинград, главный конструктор Георгий Николаевич Чернышов, с августа 1976 г., после 1997 г. - Ю.И.Фарафонтов) по ТТЗ 1972 г. "разработка большой атомной многоцелевой подводной лодки 3-го поколения" в качестве аналога ПЛА пр.945 с заменой в конструкции титановых сплавов стальными. В проекте использованы проработки по малошумным ПЛА пр.991 и пр.958. Краткий эскизный проект (аванпроект) разработан к началу 1976 г. В разработке технического проекта, работа над которым начата по совместному решению МСП и ВМФ от 27 июля 1976 г., принял участие ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова (особенно в части снижения шумности ПЛА). Группа главного конструктора сформирована в августе 1976 г.


ПЛА К-328 "Леопард" пр.971 заходит на СРЗ "Звездочка", г.Северодвинск, 17 апреля 2012 г. (фото - Олег Кулешов,http://kuleshovoleg.livejournal.com).


ПЛА Chakra / К-152 "Нерпа" пр.971И - Improved AKULA на пути в Индию, конец марта 2012 г. (http://www.militaryphotos.net).


ПЛА К-335 "Гепард" пр.971М AKULA-III напротив цеха №50 ПО "Севмаш", октябрь 1999 г., г.Северодвинск (фото - C.Кундывус, ПО "Севмаш", http://forums.airbase.ru).

Проектирование: Технический проект лодки разработан с сентября 1976 г. по май 1977 г. Одна из основных задач, которая стояла перед разработчиками - удержание ПЛА в рамках водоизмещения заявленного в эскизном проекте. Технический проект рассмотрен 1 ЦНИИ МО СССР (кораблестроения) в июне 1977 г. и утвержден 13 сентября 1977 г. с оговорками, что в процессе разработки чертежей и строительства надо обеспечить еще большее снижение шумности, размещение пусковых установок СГПД, размещение КРБД с возможностью применения по береговым целям. После получения информации о нововведениях на американской ПЛА типа Los-Angeles, которые выразились в установке ГАС с цифровой обработкой сигналов, снижающей влияние собственных шумов ПЛА, а так же с учетом пожеланий руководства ВМФ оснастить ПЛА КРБД "Гранат" (постановление СМ СССР от 26 мая 1978 г.) проект был переработан дополнительно под установку ГАК "Скат-3", что потребовало изменения конструкции корпуса. Проект сдан в 1980 г.


Один из ранних вариантов пр.971 (http://forums.airbase.ru)

Производство: подготовка к производству серии лодок пр.971 на Судостроительном Заводе в Комсомольске-на-Амуре (завод №199) велась с 1978 г. Головная ПЛА К-284:
- заложена в конце 1980 г.
- первый блок оборудования установлен в прочный корпус в июне 1983 г.
- закладная доска установлена 6 ноября 1983 г.
- официальной датой закладки значится 11 ноября 1983 г.
- сборка прочного корпуса завершена в феврале 1984 г.
- ПЛ К-284 выведена из цеха в транспортно-спусковой плавдок "Амур" 16 июля 1984 г.
- начало транспортировки ПЛ в плавдоке на сдаточную базу в п.Большой Камень - 16 октября 1984 г.
- спуск на воду из плавдока в бухте Чихачева, пуск ППУ - до 25 октября 1984 г.
- поступила своим ходом на сдаточную базу завода в п.Большой Камень и была посажена на мель (оказались забиты грязью циркуляционные трассы) 25 октября 1984 г.
- два неудачных этапа заводских ходовых испытаний - по причине невыхода ППУ на мощность более 50% (из-за забитых грязью циркуляционных трасс) - с 7 декабря 1984 г.
- чистка циркуляционных трасс - 7-20 декабря 1984 г.
- третий удачный этап заводских ходовых испытаний - до конца декабря 1984 г.
- подписание приемного акта ПЛ К-284 - 30 декабря 1984 г. (с указанием перечня работ перенесенных на 1985 г.)

Испытания и принятие на вооружение. Заводские испытания К-284 начаты 7 декабря 1984 г. и официально ПЛ К-284 сдана ВМФ подписанием Акта о приемке 30 декабря 1984 г. после чего с базированием в п.Большой Камень приступила к доводке оборудования и испытаниям систем. Акустическая доводка ПЛ К-284 выполнена в период с 1985 по 1987 г.г. Окончательная отделка и покраска - 1986 г. С 1986 г. головная ПЛ обеспечивала так же испытания серийных ПЛ пр.971. Мореходные испытания проведены в 1986-1987 г.г. Первые пуски КРБД "Гранат" - январь 1987 г. Проверка технологии и трудоемкости навигационного и докового ремонтов проведены в 1987 г. и в 1989 г. ГАК и часть систем вооружения дорабатывались и приняты в эксплуатацию в 1988 г., первое погружение на предельную глубину состоялось 1 июля 1989 г. К этому моменту ПЛ К-284 прошла более 50000 миль и имела наработку основных механизмов около 10000 часов. Испытания всех систем ПЛА завершены только в 1990 г.

Одна из первых фотографий ПЛА пр.971 AKULA (вероятно, К-284 "Акула") опубликованная в западных СМИ (Soviet Military Power 1987. США. 1987 г.)


Головная ПЛА К-284 "Акула" пр.971 AKULA на отстое в бухте Павловского, ТОФ, ноябрь 1996 г. (фото В.Лемоноса,http://www.podlodka.su)


Вторая в серии ПЛА пр.971 AKULA - К-263 "Барнаул" / "Дельфин" в 45-й дивизии ПЛ ТОФ (Сажаев М.И., Штурманские дороги "Барсов". Сайт http://shturman.vlms.ru)
ПЛА пр.971 строились на заводах в Комсомольске-на-Амуре (завод №199, с 1983 г. по настоящее время) и в Северодвинске ("Севмаш" - завод №402, цех №50, с 1985 г. по 2001 г.) и по первоначальным планам планировалось построить 25 ПЛА (было заложено 20 ПЛА). По умолчанию данные ПЛА пр.971.

Выкатка из цеха ПО "Севмаш" ПЛА пр.971 К-480 "Барс", 16 апреля 1988 года (панорама из кадров документального фильма "Ударная сила. Подводный охотник", ОРТ, 2007-2008 г.г.)


ПЛА "Кашалот" К-322, октябрь 1993 г., Тихий океан (фото US NAVY)


Конструкция ПЛ - двухкорпусная, кормовое оперение с обтекателем буксируемой антенны ГАС на верхнем вертикальном руле. Прочный корпус выполнен из стали новой марки с пределом текучести 100 кгс/кв.мм (толщина до 48 мм, обработка на прессах FUJICAR) и разделен на 7 отсеков. На этапе проектирования решалась задача значительного (примерно в 5 раз по сравнению с ПЛА 2-го поколения) снижения шумности с использованием проработок малошумной ПЛА пр.991. Сборка корпуса выполнена блочным методом: оборудование ПЛА установлено внутри корпуса на аммортизаторах и в многопалубных аммортизационных блоках ("этажерках"), являющихся частью общеконструкционной системы двухкаскадной аммортизации (каждый блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими аммортизаторами). Корпус ПЛА покрыт резиновым противогидроакустическим покрытием. Вне и внутри прочного корпуса ПЛА используются вибропоглощающие и виброизолирующие покрытия. По некоторым данным используются активные средства снижения шума. Оборудование ПЛА отвечает нормам виброакустических характеристик ВАХ-74. На ПЛА улучшены условия обитаемости экипажа.


Наружные устройства и компоновка ПЛА пр.971 AKULA. Цифрами обозрачено: 1 - пусковые устройства СГПД, 2 - аварийный всплывающий буй, 3 - антенны СОКС, 4 - антенны ГАС, 5 - перископ, 6 - агрегат ВСК - всплывающая спасательная камера, 7 - антенны РЛС, пеленгатора и связи, 8 - выхлоп дизельгенератора, 9 - шпигаты (отверстия в легком корпусе), 10 - контейнер буксируемой антенны ГАС, 11 - винт, 12 - водовыпуск, 13 - крышка подруливающей вспомогательной винтовой колонки, 14 - заборная арматура типа "Плавник", 15 - сливные отверстия, 16 - горизонтальный руль, 17 - крышки торпедных аппаратов (http://defenceforumindia.com).

Реакторный отсек прочного корпуса ПЛА был сконструирован с изолированным помещением над реакторной и насосной выгородками с биологической защитой. В помещении располагались щиты второго эшелона электроэнергетической системы ПЛА.

Начиная с ПЛА К-322 (заводской №513) внедрены 25 мероприятий по снижению шумности включая амортизированный главный подшипник валопровода.

Начиная с ПЛА К-391 (заводской №514) устанавливаются пороховые генераторы продува циcтерн главного балласта. Начиная с ПЛА К-391 на ПЛА устанавливается забортная арматура циркуляционных трасс типа "Плавник" - форма заборника становится плоской в сечении вместо круглой.

Начиная с ПЛА К-461 (зав.№831, ПО Севмаш) и К-295 (зав.№517, СЗЛК) на лодки устанавливается 34 новых механизма с соответствием нормам виброакустических характеристик ВАХ-80.

По некоторым данным на ПЛА пр.971 используется система воздействия на пограничный слой омывающей корпус воды с целью снижения сопротивления, которая, вероятно, отработана на опытовой ПЛ пр.1710 "Макрель" (подтверждения нет).

Цех сборки ПЛА пр.971 AKULA на Амурском Судостроительном Заводе (Корабли и судьбы. Амурскому Судостроительному Заводу - 70 лет. Хабаровск, "Приамурские ведомости", 2002 г.)


Строительство корпуса ПЛА пр.971 AKULA на Амурском Судостроительном Заводе (Корабли и судьбы. Амурскому Судостроительному Заводу - 70 лет. Хабаровск, "Приамурские ведомости", 2002 г.)

Один из корпусов ПЛА пр.971 AKULA производства "Севмаша" (вероятно, К-328 "Леопард" или более поздняя ПЛА, http://forums.airbase.ru/)


Двигатели:
- ЯЭУ с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5 с паропроизводящей установкой (ППУ) ОК-650М.01 (на К-284 и остальных ПЛА) мощностью 190 МВт (создана на основе базовой модели ОК-650.БЗ). Два двухсекционных парогенератора. Конструкторы ППУ - Симонов Р.И,, Фарафонтов Ю.И., Богданович В.П., Рынский М.В. ППУ установлена на П-образные консольные балки заделанные в поперечные переборки (включая бак водяной защиты). ППУ позже использовалась на ПЛА других проектов. ППУ оснащена системой аварийного безбатарейного расхолаживания с забортными титановыми теплообменниками, легкой герметичной цистерной водной биологической защиты с системой компенсации.

- 1 х паровая блочная одновальная паротурбинная установка (ПТУ) с ГТЗА ОК-9М (на первых ПЛА выпуска завода в Комсомольске-на-Амуре) и ОК-9ВМ с улучшенной аммортизацией мощностью 43000-50000 л.с. (по разным данным, вероятней 50000 л.с.). На головной ПЛА К-284 - ПТУ ОК-9В. ПТУ смонтирована на амортизированной промежуточной раме опирающейся на межотсечные переборки с выносом главных циркуляционных насосов в смежные отсеки.

- 2 х подруливающих погружных 2-х скоростных гребных электродвигателя мощностью ПГ-160 (?) по 410 л.с (370 л.с. по др.данным). Расположены в выдвигаемых колонках ОК-300 (главный конструктор - А.М.Кузьмин).

Выдвижная подруливающая винтовая колонка ОК-300 с электродвигателем ПЛА пр.971 AKULA (кадр из документального фильма,http://forums.airbase.ru)


Движители - один вал, один 7-лопастный винт фиксированного шага с улучшенными гидроакустическими характеристиками и уменьшенной частотой вращения. Дейдвудный подшипник основного вала оснащен системой самопроточного охлаждения, что значительно снижало шумовые показатели. Два откидывающихся подруливающих устройства ОК-300. Винты для пр.971 изготавливались с использованием купленных у компании Toshiba в обход ограничений КОКОМа высокоточных металлообрабатывающих станков (использовались так же для ПЛ других проектов 3-го поколения). Носовые горизонтальные рули с закрылками, выдвижные. Система охлаждения с заборниками воды в центральную трассу (начиная с К-391 типа "Плавник" - более эффективные).



Основной движитель ПЛА пр.971 AKULA - 7-лопастный винт (слева-направо - один из "комсомольских" корпусов в плавдоке, и выкатка ПЛА К-335 "Гепард" с ПО "Севмаш", все фото с http://forums.airbase.ru и из фильма "Подводная эскадра "Севмаша", 2006 г.)


Заборники циркуляционных трасс первых корпусов (слева, К-480 "Барс") и типа "Плавник" (справа, все фото сhttp://forums.airbase.ru)

Энергетика - два турбогенератора переменного тока ОК-2 мощностью по 3200 кВт, два обратимых преобразователя постоянного тока.
Резервное электропитание - две группы свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, 2 х дизель-генератора ДГ-300 мощностью по 750 л.с. (по др.данным 1 х АСДГ-800-1 или АСДГ-1000 - возможно. на разных подсериях разные дизель-генераторы) с обратимым преобразователем, запас топлива - 10 суток.
Начиная с ПЛА К-391 устанавливаются аварийные электросиловые сети, а начиная с ПЛА К-461 (зав.№831, ПО Севмаш) и К-295 (зав.№517, СЗЛК) устанавливаются забортные аварийные силовые сети.


Система спасения и жизнеобеспечения - всплывающая спасательная камера (ВСК) - агрегат ВСК - развитие и аналог ВСК ПЛА пр.705. На ПЛА К-152 "Нерпа" пр.971И установлена ВСК новой конструкции (см.рис). Система пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная противохимическая) с рабочим веществом-огнегасителем хладоном 114В2 (фреон). Спасательный универсальный комплекс КСУ-600Н-4 для дистанционного автоматического выпуска спасательных плотов ПСНЛ-20 (4 шт, только на ПЛА К-335 "Гепард", система разработана ЦКБ "Лазурит").

Система регенерации воздуха "Астра-3". Новая совмещенная система электро-химической регенерации воздуха (ЭХРВ) - начиная с ПЛА К-461 (зав.№831, ПО Севмаш) и К-295 (зав.№517, СЗЛК).


Агрегат ВСК - всплывающая спасательная камера ПЛА пр.971И "Ирбис" Improved AKULA К-152 "Нерпа" (http://flickr.com).


Демонстрация работы спасательного комплекса КСУ-600Н-4 на ПЛА К-335 "Гепард".


ТТХ подводной лодки:
Экипаж - 73 чел (в т.ч. 33 офицера)

Длина:
- 108,25 м (по техпроекту май 1977 г.)
- 110,3 м (AKULA, Improved AKULA)
- 113.3 м (AKULA-II / пр.971У и К-335 AKULA-III)
Ширина - 13,5-13,6 м
Ширина по кормовым горизонтальным рулям - 15,4 м
Осадка средняя - 9,68 м
Диаметр прочного корпуса (на примере реакторного отсека) - 10.9 м


Водоизмещение надводное:
- 7540 тонн (по аванпроекту ТТЗ)
- 7740 тонн (по техпроекту май 1977 г.)
- 8140 тонн (пр.971 AKULA, пр-ва ПО "Севмаш")
- 8470-8500 тонн (по разным данным AKULA-II / К-335 AKULA-III)
Водоизмещение подводное:
- 12770 тонн (пр.971 AKULA, пр-ва ПО "Севмаш")
- 13400-13800 тонн (по разным данным AKULA-II / К-335 AKULA-III)

Скорость надводного хода:

- 10 уз
- 20 уз (по западным данным)
- 11.6 уз по др.данным ( в т.ч. К-152 "Нерпа" ?)
- 12 уз (пр.971У)
Скорость подводного хода:
- 6-9 уз (тихий ход)
- 33 уз

- 35 уз (по западным данным)
Скорость подводного хода на подруливающих электродвигателях - 5 уз
Глубина погружения предельная - 600 м
Глубина погружения рабочая:
- 480 м (AKULA, Improved AKULA)
- 520 м (AKULA-II и в т.ч. К-152 "Нерпа" ?, но, возможно, для всех ПЛА проекта)

Автономность - 100 суток (по запасам)


Шумность и дальность обнаружения ПЛА пр.971 по разным отрывочным данным:
- Максимальная дальность обнаружения лодки пр.971 ГАК AN/BQQ-5 (ПЛА Los-Angeles) - 10 км (данные 1995 г., Jeremy Boord).

- При скорости хода 6-9 уз первые корпуса ПЛА пр.971 не обнаруживались средствами ПЛО США (данные 1995 г., Jeremy Boord).
- Шумность ПЛА К-284 на 12-15 Дб или в 4-4.5 раза ниже шумности ПЛА пр.671РТМ VICTOR-III (Jane's)

- Шумность ПЛА К-335 ниже шумности К-284 в 3.5 раза (Алексеев А.П., Самаркин Л.А)
- При естественном фоне в 40-45 дБ в штиль уровень шума ПЛпр.971составлял 60-70 дБ - серия ПЛ и условия замеров неизвестны, Камчатка (http://forums.airbase.ru).
- При этом ПЛА пр.971 считаются более шумными, чем ПЛА SeaWolf или Improved Los-Angeles (без уточнений). По западным данным (1994 г.) шумность ПЛА пр.971 Improved AKULA на скоростях 5-7 уз аналогична или ниже шумности Improved Los-Angeles (http://forums.airbase.ru).


Ориентировочная стоимость ПЛА пр.971 - 1.55 млрд. USD (в ценах 1995 г.)

Вооружение:
4 х 650 мм носовых ТА (боезапас 12 торпед 65-76, ракет ПЛРК РПК-7 "Ветер")
4 х 533 мм носовых ТА (боезапас 28 торпед УГСТ, УСЭТ-80 и др., КРБД 3М10 "Гранат" или "Бирюза", ракеты ПЛРК РПК-6 "Водопад").

ПЛА К-152 "Нерпа" пр.971И - 8 х 533 мм носовых ТА

Система подготовки ТА "Гринда"
Боекомплект - общий - 40 торпед, ракет, ракето-торпед или самотранспортирующихся мин.

Согласно советско-американским договоренностям 1989 г. в составе вооружений не применяются боеприпасы с ядерными боевыми частями.

На одной из ПЛА проводились испытания ПЛУР "Всплеск" (не подтверждено, данных нет).


Начиная с ПЛА К-391 (зав.№514) пр.971 / 09710 AKULA на лодках устанавливается 6 х 533 мм одноразовых неперезаряжаемых пусковых установки РЭПС-324 "Шлагбаум" для запуска средств гидроакустического противодействия, расположена в надстройке (начиная с ПЛА К-391 - заводской №514) - т.е. часть AKULA, Improved AKULA, AKULA-II и AKULA-III, кроме К-152 "Нерпа"). Боекомплект - 6 СГАПД. Первоначально на Западе данные ПУ были восприняты как пусковые установки вертикального пуска для КРБД "Гранат" / SS-N-21 SAMPSON.
СГАПД:
МГ-74 "Корунд-2"
МГ-104 "Бросок"
МГ-114 "Берилл"


Сменный вкладыш-пусковая установка СГАПД "Шлагбаум" и СГАПД МГ-104 "Бросок" (журнал "Судостроение",http://forums.airbase.ru)


ПЗРК "Стрела-3" или "Игла" - 3 ПУ, 12 ЗУР.

Оборудование:

Гидроакустическое оборудование и БИУС:
пр.971 AKULA

пр.971 Improved AKULA
пр.971 AKULA-II
пр.971 / пр.971М (?) (К-335) - AKULA-III

БИУС МВУ-132 (?) "Омнибус" разработки ЦНИИ "Агат". На ПЛА пр.971М К-335 "Гепард" - "Омнибус-У".


Гидроакустический комплекс (ГАК) МГК-540 "Скат-3" SHARK GILL с цифровой обработкой информации разработан ЦНИИ "Морфизприбор", г.Санкт-Петербург, главный конструктор Какалов В.А. НИОКР велись начиная с 1980 г. на базе МГК-500 "Скат". По своим возможностям ГАК МГК-540 не уступает американским аналогам - модернизированным ГАК AN/BQQ-5 и AN/BQQ-6. Испытания окончательной комплектации ГАК проводились в 1986-1987 г.г. в Японском море и завершены только в 1988 г. (ПЛА К-284 "Акула" пр.971 AKULA):
- наладочные и заводские испытания опытного образца ГАК на головной ПЛА К-284 - 1985-1986 г.г.
- государственные испытания опытного образца ГАК в т.ч. в океанских условиях - 1986-1987 г.г.
- доработка ГАК и испытания в морских условиях - 1988 г.
- комплексная проверка боевых свойств ПЛ - 1988 г.

На ПЛА второй серии - планировавшихся к постройке после К-335 "Гепард" предполагалось провести модернизацию ГАК.

Состав ГАК:


1. Аппаратура общего назначения с выводом информации на пульт управления;

2. Аппаратура шумопеленгования в звуковом диапазоне частот и аппаратура эхопеленгования (гидролокации);
- прибор №1 - носовая пассивно-активная ГАС поиска и атаки (SHARK GILL), работающая на средних и низких частотах; обтекатель основной антенны ГАК - безнаборный стеклопластиковый.
- 2 х бортовых конформных антенны "Акула" большой протяженности;


Макет прибора №1 ГАК МГК-540 "Скат-3" / SHARL GILL (http://submarine.su)


4. Аппаратура обнаружения гидроакустических сигналов работающих гидролокаторов (гидроакустической разведки) с ГАС обнаружения ГАС противника МГ-70 (встречается обозначение МТ-70 - сомнительно);

5. Аппаратура звукоподводной связи и госопознавания МГК-80;

6. Подсистема №6 - аппаратура шумопеленгования на низких частотах с использованием буксируемой протяженной антенны МГБС-541 "Скат-3" (расположена в обтекателе-гондоле УПВ-1-3 на верхнем вертикальном руле).

7. Аппаратура классификации целей с использованием цифровой библиотеки шумов; НИР "Основа", "Мелодия", "Метод", "Мыс", "Сигнал" проведены ЦНИИ "Морфизприбор" в 1979-1987 г.г. В это же время на ГАК МГК-540 решена задача классификации целей по информации от всех подсистем ГАК;

8. Аппаратура контроля работы комплекса.

Кроме того совместно с комплексом работают следующие ГАС:
- ГАС миноискания МГ-519 "Арфа-М"
- ГАС измерения скорости звука в воде МГ-543 "Отражатель" или "Жгут-М" (?)
- ГАС определения начала кавитации гребных винтов МГ-512 "Винт-М"
- эхоледомер МГ-518 "Север-М"
- навигационный обнаружитель разводий во льдах НОР-1
- навигационный обнаружитель круговой НОК-1

Дальность обнаружения ГАК в 3 раза превышает дальности обнаружения ГАК ПЛА 2-го поколения.
Дальность обнаружения целей - 220-230 км (по разным данным)
Количество одновременно сопровождаемых гидроакустических целей - 30

Основная пассивная антенна ГАК МГК-540 "Скат-3" SHARK GILL ПЛА пр.971 (http://paralay.iboards.ru)

пр.971И "Ирбис" Improved AKULA (К-152 "Нерпа") - БИУС "Омнибус-Э", ГАК "Скат-3" экспортный вариант (были так же данные об установке МГК-400МЭ-3 с антенной ГАК "Скат-3", но эти данные считаются сомнительными).


Пульт управления ГАК на ПЛА К-152 "Нерпа" пр.971И (http://paralay.iboards.ru)

В ходе ремонта и модернизации ПЛА "Кашалот" (зав №513) пр.971 на Амурском ССЗ планируется замена ГАК на ГАК "Кижуч". По состоянию на конец 2012 г. сроки завершения ремонта лодки не ясны (источник).


Неакустические средства:

Аппаратура обнаружения ПЛ и кораблей противника по кильватерному следу - СОКС (станция обнаружения кильватерного следа) МНК-200-1 "Тукан". Аппаратурой СОКС фиксируются параметры движения судов и ПЛ ориентировочно в течение от 30 минут до нескольких часов после прохода. Устанавливается на лодках начиная с К-322 (заводской №513) в стандартной комплектации МНК-200-1 "Тукан". На ПЛА К-480 "Барс" установлен образец устройства СОКС МНК-200 "Тукан" с защитными лепестками. На ПЛА К-461 и К-328 устройства СОКС отсутствуют (скорее всего при постройке ПЛА не было комплектации, планировалось поставить в ходе среднего ремонта). На ПЛА К-152 "Нерпа" СОКС не устанавливалась в связи с экспортным предназначением корабля.


Датчики СОКС МНК-200 "Тукан" на надстройке и в ограждении рубки ПЛА К-157 "Вепрь" пр.971 AKULA-II

Датчики СОКС на вертикальной панели ПЛ пр.671РТМ VICTOR-III (возможно, МНК-100 "Колос", кадр хроники не ранее 1982 г., из документального фильма "Ударная сила. Подводный охотник", ОРТ, 2007-2008 г.г.)

Радиолокационное оборудование:
РЛС "Радиан" / SNOOP PAIR МРКП-58 или "Радиан-У" ("упрощенный") МРКП-59 с одной антенной (начиная с ПЛА К-461 / зав.№831, ПО Севмаш и К-295 / зав.№517, СЗЛК).

НаименованиемодификацияРЛС МРКП-58
РЛС МРКП-59Примечание
К-284 (зав.№501)пр.971 AKULAесть-

К-263 (зав.№502)пр.971 AKULAесть-
К-322 (зав.№513)пр.971 AKULAесть-
К-480 (зав.№821)пр.971 AKULA-есть ?
возможно замена на МРКП-59 в процессе эксплуатации, может быть для испытаний (?)
К-391 (зав.№514)пр.971 AKULAесть-
К-317 (зав.№822)пр.971 AKULAесть-
К-331 (зав.№515)пр.971 AKULAесть-
К-461 (зав.№831)пр.971 Improved AKULA-есть
К-328 (зав.№832)пр.971 Improved AKULA-есть
К-154 (зав.№833)пр.971 Improved AKULA-есть
К-419 (зав.№516)пр.971 Improved AKULAесть ?
К-295 (зав.№517)пр.971 Improved AKULA-есть
К-157 (зав.№834)пр.971 AKULA-II-есть
К-335 (зав.№835)пр.971 AKULA-III-есть
К-152 (зав.№518)пр.971И Improved AKULA ?


Антенный пост РЛС "Радиан" МРКП-58 SNOOP PAIR (фото из архива AndreyKS, http://forums.airbase.ru)

Система РЭБ "Бухта"
РЛС госопознавания "Нихром-М" / AMBER LIGHT
Радиопеленгатор "Зона" / RIM HAT


Прочие системы:
Автоматизированная комплексная система управления техническими средствами ПЛА.


Навигационный инерциальный комплекс "Симфония-071" (К-284, К-253, К-322 как минимум) с гирокорректором "Скандий" и БЦВМ или комплекс "Симфония-У" (возможно, ПЛА К-335 "Гепард" ?). Возможно, прототип системы или тема НИР по которой был разработан комплекс носила название "Медведица-971" (встречается в СМИ). Максимальное время хранения навигационных данных для обеспечения заданной точности плавания - более 7 суток (в подводном положении без определения места). Один из лучших результатов по точности работы НК получен в 2002 г. в ходе боевой службы ПЛА К-295 - за 6.5 суток в подводном положении без определения места ошибка местоположения ПЛА не превысила 10 кабельтовых (1852 м). Основной режим работы навигационного комплекса - "Специальный".

Система спутниковой навигации "Синтез".

Автоматизированный комплекс радиосвязи "Молния-МЦ" / KREMMNY-3 в составе:

- система спутниковой связи "Цунами-БМ" с буксируемой антенной - устройством К-659 "Залом" (расположена в надстройке за огражением рубки)
- и антенной системой дальней связи "Кора" / PERT SPRING
- УКВ-радиостанция "Анис" / PARK LAMP
- радиостанции Р-790 (разные модификации), Р-143, Р-855УМ (3 комплекта), Р-159 (6 комплектов), изделие П-405, "Призыв", "Причал" (3 комплекта), Р-105М (данные не точные, комплектация ПЛ пр.971 AKULA первых выпусков).

Аварийно-сигнальный буй В-600-1.


Оптическая обзорная ТВ-система МТК-110 (позволяет вести оптическое наблюдение на глубинах до 50-60 м). Перископы командирский ПЗКЭ-11 или ПЗКЭ-21 (по разным данным) "Лебедь" и штурманский астронавигационный перископ "Сигнал-3".



Ограждение рубки и выдвижные устройства на ПЛ пр.971 К-157 "Вепрь" AKULA-II (внизу модель, автор - Кузнецов А.Ф., г.Северодвинск).




Буксируемое устройство К-659 "Залом" (http://forums.airbase.ru)

Модификации:
пр.971 / 09710 "Барс" / "Щука-Б" - AKULA (1984 г.) - базовый проект ПЛА (К-284, К-263, К-322, К-391, К-331, К-480, К-317, К-461). Лодки можно условно разделить на несколько подклассов:

НаименованиемодификацияшумностьСОКСциркуляция
"Плавник"
ПУ СГПДПримечание
К-284 (зав.№501)пр.971 / 09710 AKULAбазовая---головная
К-263 (зав.№502)пр.971 / 09710 AKULAбазовая---1-я серийная
К-322 (зав.№513)пр.971 / 09710 AKULAуменьшеннаяесть--
К-480 (зав.№821)пр.971 / 09710 AKULAуменьшеннаяесть--СОКС с защитой
К-391 (зав.№514)пр.971 / 09710 AKULAуменьшеннаяестьестьесть
К-317 (зав.№822)пр.971 / 09710 AKULAвыполнены
требования ВМФ
по проекту
естьестьесть
К-331 "Магадан" (зав.№515)пр.971 / 09710 AKULAвыполнены
требования ВМФ
по проекту
естьестьесть


пр.971 - Improved AKULA (1992 г.) - переходный проект ПЛА с улучшенными гидроакустическими характеристиками и обновленным БРЭО, по данным некоторых источников официальное наименование проекта не менялось (К-328, К-154, К-419, К-295). В западных СМИ встречается наименование проекта "пр.971У".

НаименованиемодификацияшумностьСОКСциркуляция
"Плавник"
ПУ СГПДПримечание
К-461 "Волк" (зав.№831)пр.971
Improved AKULA
часть оборудования с ВАХ-80-естьесть
установлена новая система ЭХРВ (см.выше)
К-328 (зав.№832)пр.971
Improved AKULA
часть оборудования с ВАХ-80-естьестьустановлена новая система ЭХРВ (см.выше)
К-154 "Тигр"(зав.№833)пр.971
Improved AKULA
часть оборудования с ВАХ-80, требования жестче
естьестьестьустановлена новая система ЭХРВ (см.выше)
К-419 (зав.№516)пр.971
Improved AKULA
?
естьестьесть?
К-295 (зав.№517)пр.971
Improved AKULA
часть оборудования с ВАХ-80, требования жестчеестьестьестьустановлена новая система ЭХРВ (см.выше)


ПЛА К-461 "Волк" пр.971 Improved AKULA в Кольском заливе. Северный флот, март 2001 г. (фото Ильи Курганова,http://www.submarines.narod.ru).




К-154 "Тигр"(зав.№833) пр.971 - Improved AKULA около ПЛА-носителя сверхмалых ПЛ "Оренбург" в Оленьей губе, фото от 1 и 5 июня 2005 г. (автор фото - Den, http://fotki.yandex.ru).


К-154 "Тигр"(зав.№833) пр.971 - Improved AKULA там же в 2010 г. На ПЛА вероятно демонтированы датчики СОКС или часть датчиков (фото из архива alex1976, http://forums.airbase.ru).


пр.971 / пр.971У (?) - AKULA-II
(1995 г.) - переходный проект ПЛА с измененным (длиннее на 3 м), для установки нового оборудования, прочным корпусом, по данным некоторых источников официальное наименование проекта не менялось. По проекту на ПО "Севмаш" построена единственная ПЛА - К-157 "Вепрь". Конструктивно и по составу оборудования ПЛ соответствует классу AKULA-III, но без изменения формы ограждения выдвижных устройств и обтекателя буксируемой антенны ГАС. Установлено активное оборудование снижения акустической заметности ПЛА (вероятно, САГ - система активного гашения шумов в диапазоне 50-500Гц). В западных СМИ встречается наименование проекта "пр.971А".


ПЛА К-157 "Вепрь" пр.971 AKULA-II в Мотовском заливе. Северный флот, июнь 1998 г. (фото Ильи Курганова,http://www.submarines.narod.ru)


пр.971 / пр.971М (?) - AKULA-III (2001 г.) - предполагалось, что данный проект будет крупносерийным "вторым базовым" проектом ПЛА с более современным БРЭО, измененным обтекателем контейнера буксируемой антенны ГАК и другой конструкцией ограждения рубки в части сопряжения с корпусом ПЛА. На ПО "Севмаш" по проекту построена единственная ПЛА К-335 "Гепард". По данным некоторых источников официальное наименование проекта так же не менялось (пр.971).

ПЛА К-335 "Гепард" пр.971 AKULA-III в Кандалакшском заливе Белого моря на ходовых испытаниях. Северный флот, июль 2001 г. (фото Ильи Курганова, http://www.submarines.narod.ru)



ПЛА К-335 "Гепард" пр.971 AKULA-III в Двинском заливе. Северный флот, июль 2001 г. (фото Ильи Курганова,http://www.submarines.narod.ru/)

пр.971И / 09719 "Ирбис" - Improved AKULA (2009 г.) - модификация ПЛА пр.971 для ВМС Индии (К-152 "Нерпа"). По данным СМИ - "с несекретным составом БРЭО", экспортный вариантом ГАК "Скат-3" - на лодке отсутствуют пусковые устройства СГПД и система СОКС. Передана ВМФ России 28.12.2009 г. передача ПЛА ВМС Индии состоялась в 2012 г.


ПЛА К-152 "Нерпа" пр.971И - Improved AKULA во время испытаний, 31.10.2008 г. (фото из архива tsonyo, http://forums.airbase.ru).


ПЛА Chakra / К-152 "Нерпа" пр.971И - Improved AKULA на пути в Индию, конец марта 2012 г. (http://www.militaryphotos.net).


ПЛА Chakra / К-152 "Нерпа" пр.971И - Improved AKULA на пути в Индию, конец марта 2012 г. (http://www.militaryphotos.net).

пр.971М - AKULA-IV - проект модернизации ПЛА пр.971. Головная лодка - К-328 "Леопард" (зав.№832), ремонт с модернизацией лодки по проекту ведется СРЗ "Звездочка" (г.Северодвинск), контракт с Минобороны России подписан 27.12.2012 г. Ответственный сдатчик корабля - Николай Ясный. Модернизация затронет практически все системы – навигацию, штурманию, гидроакустику, другие радиоэлектронные системы, комплекс вооружения, главную энергетическую установку, турбины. В результате этих работ «Леопард» будет отнесен к поколению «3+». Всего планируется модернизировать силами СРЗ "Звездочка" 6 ПЛА пр.971. «Леопард» прибыл на ЦС «Звездочка» в конце июня 2011 года. В течение пяти месяцев было выполнен основной объем работ по освидетельствованию материальной части субмарины. В конце апреля 2012 года корабль был поднят на твердое основание. В доке были завершены работы по освидетельствованию доковой части, выполнена очистка корпуса, выгружен ингибитор. Спустя две недели после доковой операции «Леопард» занял свое место в эллинге и на корабле развернулись интенсивные работы по демонтажу оборудования. Завершить выгрузку оборудования планируется в июне 2013 г. По состоянию на начало апреля 2013 г. на ЦС "Звездочка" пока нет полного комплекта рабочей конструкторской документации, которой проектант должен был обеспечить верфь еще полгода назад. Отсутствие РКД тормозит разработку технологических процессов на демонтаж оборудования и ремонт (источник). Наименование AKULA-IV - условное.


Проекции ПЛА пр.971 из буклета СПМБМ "Малахит" с салона МВМС-2011 (из архива Gogs, http://forums.airbase.ru/).


Проекции вариантов ПЛА пр.971 (рисунок Diletant2010, корректировки, версия 29.04.2010 г.)

Статус
: СССР и Россия- 1987 г. январь - первые пуски КРБД "Гранат" с головной ПЛА пр.971 К-284.

- 1988 г. - на головной ПЛА К-284 после доработок принят ГАК МГК-540 "Скат-3".

- 1990 г. - завершены испытания головной ПЛА К-284 и всех систем пр.971.

- 1990 г. 6 апреля - погружение ПЛА К-480 (будущий "Барс") на предельную глубину более 400 м (Норвежское море).


- 1990 г. лето - первая боевая служба ПЛА пр.971 - ТОФ, 45-я дивизия ПЛ, ПЛА К-322 - старший похода заместитель командира дивизии капитан 1 ранга Сиденко Константин Семенович. Продолжительность слежения за иностранными ПЛ в походе была более 14 суток (354 часа). Это был лучший результат – время слежения за иностранной ПЛ превышало лучшие достижения подводных лодок ВМФ СССР. В т.ч. за счет системы СОКС.

- 1990 г. - вторая боевая служба ПЛА пр.971 - ТОФ, 45-я дивизия ПЛ, ПЛА К-263 под командованием капитана 1 ранга Мишина Алексей Егоровича. Это была первая и последняя боевая служба ПЛА К-263 - в дальнейшем на ПЛА отрабатывались задачи боевой подготовки экипажами соединения. С 1998 г. ПЛА стоит рядом с ПЛА в "отстое".

- 1991 г. лето - третья боевая служба ПЛА пр.971 - ТОФ, 45-я дивизия ПЛ, ПЛА К-391 - старший похода заместитель командира дивизии капитан 1 ранга Сиденко Константин Семенович.. Результаты слежения за иностранными ПЛ лучше, чем в первую боевую службу ПЛА пр.971.

- 1992 г. - боевая служба ПЛА пр.971 К-331 (ТОФ, 45-я дивизия ПЛ, старший похода - заместитель командира дивизии капитан 1 ранга Васин Сергей Егорович). Установлен новый рекорд отечественного ВМФ по слежению за иностранными ПЛ.

- 1993 г. - на ПЛА К-391 (зав № 514) выполнена последняя в ВМФ ракетная стрельба комплексом «Гранат», старший на борту контр-адмирал Кириллов Ю.В.

- 1995 г. весна - К-419 "Морж" (зав. №516) в ходе боевой службы решал задачи в удаленных районах Тихого океана у западных берегов США. Старший похода - командир дивизии контр-адмирал Сиденко К.С. ПЛА действовала в жесткой системе противолодочной борьбы со стороны ПЛС США. Поход отчасти носил демонстративный характер. Это был первый контакт US NAVY с ПЛА Improved AKULA (К-419 "Морж"), который показал, что на скорости менее 6-9 уз сопровождение ПЛА гидроакустическими средствами ПЛО невозможно (Jeremy Boord, адмирал, начальник оперативного отдела US NAVY).

- 1996 г. - последний год в течение которого ПЛА К-317 "Патнера" последний раз запускала энергетическую установку в режиме работы главных турбогенераторов.


- 1997 г. 6 октября - недостроенная ПЛА "Рысь" (зав. №837) снята со строительства на ПО "Севмаш" и исключена из состава ВМФ.

- 1997 г. - на ТОФ из состава 45-й дивизии ПЛ лодки пр.971 переведены в 10-ю противоавианосную дивизию ПЛ ТОФ.

- 1997 г. - головность ПЛА К-335 "Гепард" более 80%, есть информация об утилизации ПЛА зав.№№520 и 521.

- 1998 г. 22 января - недостроенная ПЛА "Кугуар" (заводской №836) снята со строительства на ПО "Севмаш" и исключена из состава ВМФ.

- 1998 г. 11 сентября - на ПЛА К-157 "Вепрь" матрос Кузьминых убил 8 сослуживцев и ранил офицера. Матрос застрелен спецгруппой ФСБ в ходе штурма отсека в котором пытался забаррикадироваться, угрожая взорвать ракету.

- 1998 г. - ПЛА К-328 "Леопард" Северного флота совершила дальний поход по результатам которого командиру ПЛА капитану первого ранга С.В.Справцеву присвоено звание Героя Российской Федерации.

- 1999 г. сентябрь - на ПЛА К-317 "Пантера" Северного флота доставлена в Северодвинск на буксире спасательного судна "Адмирал Чикер" для планового поддерживающе-восстановительного ремонта.


- 2000 г. 29 января - на ПЛА К-461 "Волк" в море во время шторма смыты за борт два офицера, пытавшиеся устранить неисправность. Спасти не удалось.

- 2000 г. начало года - в составе 24 дивизии подводных лодок СФ России ПЛА К-317 "Пантера", К-461 "Волк", К-328 "Леопард", К-154 "Тигр", К-157 "Вепрь", К-335 "Гепард". ПЛА К-480 "Ак Барс" находится в Гаджиево в дивизионе отстоя.



Слева-направо - ПЛА К-317 "Пантера" и ПЛА К-154 "Тигр" у стенки ПО "Севмаш", г.Северодвинск. 2000-2001 г.г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


- 2000-2005 г.г. - корпусные конструкции ПЛА "Кугуар" и "Рысь" (заводские №№ 836 и 837, а так же №838 ПО "Севмаш") по предложению руководства "Севмаша" использованы при достройке ПЛАРБ пр.955 "Юрий Долгорукий" (согласно интервью Ковалева в фильма "Подводная эскадра "Севмаша", 2006 г.).




Использование корпусных конструкций ПЛА №№836 и 837 ПО "Севмаш" для строительства ПЛАРБ "Юрий Долгорукий" пр.955. На нижнем снимке - блок турбины и реактора (Кадры из фильма "Подводная эскадра "Севмаша". Студия "Севмашфильм", 2006 г.)

- 2002 г. - после длительного перерыва ПЛА К-295 "Самара" (зав №517) под командованием капитана 1 ранга Чувашева Виктора Николаевича выходит на боевую службу в Тихий океан. Старший похода - заместитель командира дивизии капитан 1 ранга Заика Александр Константинович. ПЛА вернулась из похода, потеряв часть обтекателя гидроакустического комплекса в результате столкновения с неопознанным притопленным предметом.

- 2002 г. 1 октября - исключена из боевого состава ВМФ ПЛА К-480 "Ак Барс" и поставлена на отстой в губе Сайда (Северный флот).

- 2004 г. январь - заключен контракт с Индией на на достройку с модернизацией ПЛА пр.971И (К-152 "Нерпа") для последующей продажи в лизинг на 10 лет. В ВМС Индии ПЛА должна получить имя INS "Chakra".

- 2005-2009 г.г. - ПЛА пр.971 и модификации базируются в бухте Ягельная (Северный флот) и бухте Крашенинникова (пос.Рыбачий, Тихоокеанский флот).

- 2006 г. 2 ноября - в Северодвинске на ПО "Севмаш" в ходе ремонта на ПЛА К-317 "Пантера" из-за неосторожности сварщиков произошло возгорание кабельной проводки и пожар в третьем отсеке. ПЛА восстановлена и после окончания среднего ремонта и модернизации (модернизированы БРЭО и ГАК) вошла в строй 28 января 2008 г.

- 2007 г. - готовность ПЛА К-152 "Нерпа" (заводской №518) 86.5%, ядерный реактор загружен на ПЛА в 1998 г. Реально боеспособными являются - на ТОФ - ПЛА "Самара" и "Кузбасс" (остальные либо в ремонте, либо в резерве, либо в отстое), на СФ - "Гепард", "Вепрь", "Леопард", "Тигр" (остальные - аналогично ТОФ).



ПЛА К-152 "Нерпа" пр.971И Improved AKULA выходит на испытания в акватории ССЗ г.Большой Камень (достроечная база "Амурского ССЗ") из транспортного дока "Зея", июль 2008 г. (фото А.Силкин , http://media.photobucket.com)


ПЛАРК К-222 пр.661 - PAPA между ПЛА К-480 "Ак Барс" пр.971 и ракетным крейсером "Адмирал Нахимов" у стенки ПО "Севмаш" в Северодвинске, фото не позже 2008 г. (http://www.air-defense.net/forum).

- 2008 г. 8 ноября - на ПЛА К-152 "Нерпа" в ходе испытаний в Японском море в результате нештатного срабатывания системы пожаротушения в носовом отсеке погибли 20 чел.


- 2008-2009 г.г. - в ВМФ России 12 ПЛА пр.971, по 6 шт на СФ и ТОФ.

- 2009 г. 11 мая - во время визита премьер-министра России В.В.Путина на Амурский ССЗ был осмотрен недостроенный корпус заводской №519 ("Ирбис"). Заявлено, что корпус есть, "этажерки" есть, оборудование есть, нет заказа ВМФ на ПЛА.




Корпус и винт ПЛ пр.971И заводской №519 в цеху №19 Амурского ССЗ в г.Комсомольск-на-Амуре, 11 мая 2009 г. (http://premier.gov.ru)

- 2009 г. 10-27 июля - ПЛА "Нерпа" (К-152) пр.971И повторно вышла на ходовые испытания (п.Большой Камень, ТОФ).


ПЛА К-331 "Магадан"на параде во Владивостоке в День ВМФ, 26.07.2009 г. (http://forums.airbase.ru/).


ПЛАРБ "Борисоглебск" ПР.667БДР и ПЛА К-480 "Ак Барс" пр.971 у стенки СРЗ "Звездочка" в ожидании разделки. г.Северодвинск, лето 2009 г. (http://maillist.ru/archives).

- 2009 г. сентябрь - ПЛА "Нерпа" (К-152) пр.971И успешно завершила третий этап ходовых испытаний.

- 2009 г. 28 декабря - ПЛА "Нерпа" К-152 принята в состав ТОФ ВМФ России. Церемония приема кораблся состоялась в п.Большой камень на территории ССЗ "Восток". Передача ПЛА Индии намечена на 2010 г.


ПЛА К-480 "Ак Барс" пр.971 на СРЗ "Звездочка" на утилизации. Вероятно снимок 2009 г. (фотомонтаж из снимков из архива alex1976, http://forums.airbase.ru).

- 2010 г. 19 февраля - на СРЗ "Звездочка" (Северодвинск) на утилизируемой ПЛА К-480 "Ак Барс" произошло возгорание. Пожар ликвидирован. Судя по всему, при утилизации ПЛА К-480 "Ак Барс" (заводской №821) на судоремонтном заводе "Звездочка" лодка разделана до обечаек прочного корпуса, лёгкий корпус и потроха утилизированы, а обечайки прочного корпуса переданы на ПО "Севмаш" для использования при строительстве 3-го корпуса ПЛАРБ пр.955.


ПЛА К-295 "Самара" на параде во Владивостоке в День ВМФ, 25.07.2010 г. (http://forums.airbase.ru/).

- 2010 г. 20-26 августа - ПЛА пр.971 AKULA пыталась снять акустический портрет ПЛАРБ класса Vanguard на выходе из базы ВМС Великобритании Фаслейн. На защиту ПЛАРБ была отправлена ПЛА класса Trafalgar.

- 2011 г. сентябрь - ПЛА К-154 "Тигр" заведена в док СРЗ №10 "Нерпа" для прохождения планового ремонта.

- 2011 г. ноябрь - на СРЗ "Звездочка" прибыла ПЛА К-328 "Леопард" пр.971 для прохождения среднего ремонта и модернизации оборудования.

- 2012 г. 19 января - в СМИ появилась информация о имевшем место 14.01.2012 г. возгорании паров спиртосодержащих жидкостей на ПЛА К-335 "Гепард" пр.971М AKULA-III, проходившей технический осмотр на СРЗ №10 в Александровске (Мурманская область). Возгорание якобы произошло в 4-м отсеке ПЛ, жертв нет. В тот же день - 19.01.2012 г. - данная информация скорректирована начальником пресс-службы Западного военного округа Андреем Бобруном - 14 января на "Гепарде" во время работ во внутреннем помещении воспламенилась разбившаяся штатная лампа переносного освещения. По инструкции тут же была включена система пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая), возгорание потушено без жертв и материального ущерба. Никакого ущерба воспламенение лампочки не повлекло, поэтому происшествие, по словам Бобруна, не классифицируется как возгорание или пожар. Экипаж "Гепарда" продолжает работать по плану.

Инцидент произошел 14 января в поселке Гаджиево, а не в акватории 10-го СРЗ, как ранее сообщали СМИ. После возвращения из похода, во время которого на лодке возникли проблемы с расположенными в 4-м (реакторном) отсеке в выгородке вспомогательного оборудования двумя обратимыми преобразователями (обратимый преобразователь - электрическая машина, преобразующая один вид тока в другой), было выявлено снижение сопротивления изоляции. Экипаж лодки для устранения замечания письменным уведомлением вызвал заводскую гарантийную бригаду, специалисты которой совместно с подводниками согласно существующим руководящим документам спланировали работу и приступили к ее выполнению. При проведении технических работ на одном из преобразователей во время его просушки один из членов заводской команды выронил переносную лампу невзрывопожаробезопасного исполнения, лампочка разбилась, в результате возникшей искры произошло мгновенное воспламенение паров спирто-ацетоновой смеси - рабочей жидкости, с помощью которой проводилась просушка электромашины. Хлопок паров не привел к возгоранию в отсеке, но вызвал автоматическое срабатывание системы объемного пожаротушения ЛОХ. Вспышка паров также нанесла травмы легкой степени специалисту завода, который обратился в медицинское учреждение только по настоянию руководства СРЗ, - были закопчены кисть левой руки и левая щека. После оказания медицинской помощи амбулаторно рабочий был отпущен (http://flotprom.ru).

- 2012 г. 27 декабря - в СМИ сообщается, что ЦС "Звездочка" в 2012 г. подписан контракт с Министерством обороны России на ремонт двух ПЛА пр.971 - первая ПЛА "Леопард" (зав.№832) уже поступила на ЦС "Звездочка" в ноябре 2011 г. В дальнейшем, ремонт и модернизацию на ЦС "Звездочка" планируется провести на всех строевых лодках проекта - в т.ч. и с Тихого океана. Так же в декабре 2012 г. ЦС заключил контракт на ремонт всех титановых ПЛА типа "Барракуда" - работы с ними планируется вести в цехе №10 после его переоборудования. Примечание - выполнение программы ремонта тихоокеанских ПЛА пр.971 на ЦС "Звездочка" означает, что дальневосточные судостроительные и судоремонтные заводы (Амурский ССЗ, СРЗ "Звезда") не будут загружены этой работой.

- 2013 г. 27 марта - Министр обороны России С.К.Шойгу находясь с визитом на Камчатке посетил стоящую в плавучем доке БПД-71 ОАО "Северо-восточный ремонтный центр" ("СВРЦ", г.Вилючинск) атомную подводную лодку пр.971 "Братск", которая находится в ремонте с 2007 г. Начиная с 2008 г. на ремонт ПЛА "Братск" было выделено более 250 млн руб, но ремонт так и не был начат. Не проведена даже инвентаризация предстоящего ремонта. На лодке содержится дежурный экипаж в составе 37 чел. Ранее планировалось завершить ремонт и высвести лодку на швартовые испытания в декабре 2012 г. Теперь СРЗ предлагает провести модернизацию лодки стоимость которой оценивается внесколько миллиардов рублей. В итоге, летом 2013 г. ПЛА "Братск" будет отправлена для ремонта на другой СРЗ (источник).


Количество ПЛА пр.971 в ВМФ СССР и России по годам (июнь 2011 г.).
19881989199019911992199319941995-961997-0120022003-0420052006-082008-0920102011
Тихоокеанский флот2345566776656545
Северный флот0112345654564556
ИТОГО:24578101113121011111010911


ПЛА пр.971 AKULA в ВМФ СССР и России (06.11.2011 г.):
НазваниеПроектNATO2011 г. июньФлот, воинская часть, примечание
К-284 "Акула"971 / 09710
AKULAнет в составе ВМФТихоокеанский флот
К-263 "Барнаул"
("Дельфин")
971 / 09710AKULAнет в составе ВМФТихоокеанский флот, в ремонте (2009-2010 г.г.)
К-322 "Кашалот"971 / 09710AKULAТОФ, борт №985Тихоокеанский флот, 10 дивизия 16 флотилии ПЛ, Рыбачий, бухта Крашенинникова, Камчатка. В ремонте на Амурском ССЗ (2009-2012 г.г.)
К-391 "Братск"
("Кит")
971 / 09710AKULAнет в составе ВМФ (в ремонте)
Тихоокеанский флот, 10 дивизия 16 флотилии ПЛ, Рыбачий, бухта Крашенинникова, Камчатка.
К-480
"Ак Барс"
("Барс")
971 / 09710AKULAнет в составе ВМФ с 2002 г.
Северный флот, 2000 г. - по неподтвержденным данным - дивизион отстоя Гаджиево. Выведена в отстой в 2002 г., 2009-2010 г.г. утилизация на ССЗ "Звездочка".
К-317 "Пантера"971 / 09710AKULAСФ, борт №878Северный флот. В 2000-2011 г.г. - 24 дивизия 12 флотилии ПЛ СФ, Гаджиево, бухта Ягельная. В 2006-2007 г.г. проходила ремонт с модернизацией БРЭО на СМП.
К-331 "Магадан"
("Нарвал")
971 / 09710AKULAТОФ, борт №997Тихоокеанский флот, 10 дивизия 16 флотилии ПЛ, Рыбачий, бухта Крашенинникова, Камчатка.
К-461
"Волк"
971Improved AKULAСФ, борт №867Северный флот, в строю (2010 г.). В 2000 г. - 24 дивизия 12 флотилии ПЛ СФ, Гаджиево, бухта Ягельная.
К-419 "Кузбасс"
("Морж")
971Improved AKULAТОФ, борт №951Тихоокеанский флот, 10 дивизия 16 флотилии ПЛ, Рыбачий, бухта Крашенинникова, Камчатка. В ремонте на СРЗ "Звезда" в Большом камне (по состоянию на 2012 г. несколько лет)
К-328 "Леопард"971Improved AKULAСФ, борт №872Северный флот, в 2000-2011 г.г. - 24 дивизия 12 флотилии ПЛ СФ, Гаджиево, бухта Ягельная. В 2006 г. стоит в остое. С ноября 2011 г. для среднего ремонта и модернизации на СРЗ "Звездочка".
К-154
"Тигр"
971Improved AKULAСФ, борт №853Северный флот, в 2000-2011 г.г. - 24 дивизия 12 флотилии ПЛ СФ, Гаджиево, бухта Ягельная. В строю (2010 г.).
К-157
"Вепрь"
971УAKULA-IIСФ, борт №890Северный флот, в 2000-2011 г.г. - 24 дивизия 12 флотилии ПЛ СФ, Гаджиево, бухта Ягельная. Летом 2007 г. ПЛА проходила гарантийный ремонт на СМП.
К-295
"Самара"
("Дракон")
971Improved AKULAТОФ, борт №970Тихоокеанский флот, 10 дивизия 16 флотилии ПЛ, Рыбачий, бухта Крашенинникова, Камчатка.
К-335
"Гепард"
971МAKULA-IIIСФ, борт №835Северный флот, испытания завершены 20.12.2000 г., в 2000-2011 г.г. - 24 дивизия 12 флотилии ПЛ СФ, Гаджиево, бухта Ягельная.
К-152 "Нерпа"971И / 09719
Improved AKULAТОФ
Тихоокеанский флот. Планируется передача Индии в конце 2011 г.



Экспорт:
Индия:
- 2004 г. январь - заключен контракт с Индией на на достройку с модернизацией ПЛА пр.971И (К-152 "Нерпа") для последующей продажи в лизинг на 10 лет. В ВМС Индии ПЛА должна получить имя INS "Chakra".

- 2007 г. 15 августа - плановый срок сдачи ПЛА пр.971И заказчику (объявленный в 2004 г.). Задержан на 10 месяцев с увеличением цены лизинга (10 лет) до 785 млн USD (заказчик отказался от доплаты, стартовая цена видимо 650 млн USD).

- 2008 г. 15 июня - второй плановый срок сдачи ПЛА пр.971И заказчику (в лизинг на 10 лет за 650 млн. USD).

- 2009 г. 10-27 июля - ПЛА "Нерпа" (К-152) пр.971И повторно вышла на ходовые испытания и успешно их прошла (п.Большой Камень, ТОФ).

- 2009 г. декабрь - третий плановый срок сдачи ПЛА пр.971И заказчику.

- 2009 г. 28 декабря - ПЛА "Нерпа" К-152 принята в состав ТОФ ВМФ России. Церемония приема корабля состоялась в п.Большой камень на территории ССЗ "Восток". Передача ПЛА Индии намечена на 2010 г. В СМИ указываются следующие условия лизинга - "аренда на 10 лет стоимостью 650 млн. USD)".

- 2010 г. 03 февраля - согласно сообщениям СМИ передача Индии ПЛ К-152 "Нерпа" должна состояться до конца июня 2010 г.

- 2010 г. 24 августа - представитель штаба Тихоокеанского флота заявил, что передача ПЛА "Нерпа" Индии произойдет в конце 2010 г.

- 2010 г. 01 октября - передача ПЛА "Нерпа" Индии перенесена на 1-й квартал 2011 г. В настоящее время на ПЛА проходит обучение индийский экипаж. По сообщениям СМИ ПЛА передается Индии в аренду на 10 лет за 650 млн. USD (если это не ошибка СМИ).

- 2010 г. 07 октября - генеральный лиректор "Рособоронэкспорта" Анатолий Исайкин заявил, что передача ПЛА "Нерпа" Индии состоится по плану - т.е. до конца 2010 г.

- 2011 г. 4-5 октября - в Москве в ходе работы межправительственной комиссии согласованы сроки приемных испытаний и принятия ПЛА ВМС Индии. Выход на приемные испытания нак оторых планируется опробовать системы вооружений запланирован на 30.10.2011 г. Приемка лодки ВМС Индии ожидается 22-23 ноября 2011 г.

- 2011 г. 30 октября - ПЛА "Нерпа" не вышла в море на испытания - срок выхода не называется. но есть информация о его переносе. Так же обнародована информация о том, что надежность систем вооружения лодки в ходе испытаний составляет не более 35%. Срок передачи ПЛА Индии так же видимо будет перенесен.

- 2011 г. 30 декабря - в Главном штабе ВМФ России подписан Акт о передаче Индии ПЛА К-152 "Нерпа" пр.971И в лизинг. В 20-х числах января 2012 г. лодка отправится в Индию.

- 2012 г. 19 января - срок планируемой передачи ПЛА К-152 "Нерпа" ВМС Индии. 16.01.2012 г. объявлено о переносе срока на 23 января 20112 г.

- 2012 г. 23 января - ПЛА К-152 "Нерпа" пр.971И передана ВМС Индии на территории завода "Звезда" в г.Большой Камень. Название лодки в ВМС Индии - Chakra.

- 2012 г. 10 февраля - до указанной даты ПЛА Chakra (К-152 "Нерпа") отбудет из Владивостока к месту постоянной дислокации - на базу Визакхапатнам на восточном побережье Индии.


ПЛА Chakra / К-152 "Нерпа" пр.971И - Improved AKULA на пути в Индию, конец марта 2012 г. (http://www.militaryphotos.net).

- 2012 г. 30-31 марта - ожидаемое время прибытия ПЛА Chakra (К-152 "Нерпа") на базу Вишакхапатнам на восточном побережье Индии (21.02.2012 г.).

- 2012 г. 4 апреля - состоялась официальная церемония ввода ПЛА в строй ВМС Индии.


- 2013 г. 12 марта - со ссылкой на представителя ВПК России СМИ сообщают, что Индия готова профинансировать достройку второй ПЛА пр.971И - "Ирбис" (зав.№519) - на Амурском ССЗ (г.Комсомольск-на-Амуре) с последующей передачей ВМС Индии. Прочный корпус лодки готов и находится на хранении на Амурском ССЗ.

Реестр ПЛА пр.971 и модификаций (данные постоянно уточняются, сортировака по дате спуска на воду, версия на 16.04.2013 г.):

пп
НазваниеПроектNATOЗавод.
ЗаводДата закладкиДата спуска на водуДата вступлен. в стройПримечание
1К-284 "Акула"971 / 09710
AKULA501К-н-А №19911.11.198327.07.198430.12.1984ТОФ, выведена из состава ВМФ, по датам закладки и спуска есть много разночтений
2К-263 "Барнаул"
("Дельфин")
971 / 09710AKULA502К-н-А №19909.05.198528.05.198630.12.1987ТОФ, по неподтвержденным данным в ремонте (2009-2010 г.г.), по данным 2012 г. вероятно списана в 2007 г. или ранее. По западным данным - на 2011 г. нет в составе ВМФ
3К-322 "Кашалот"971 / 09710AKULA513К-н-А №19905.09.198618.07.198730.12.1988ТОФ, в ремонте с модернизацией (2009-2012 г.г. - на Амурском ССЗ).
4К-391 "Братск"
("Кит")
971 / 09710AKULA514К-н-А №19923.02.198823.02.198829.12.1989есть разночтения по датам
ТОФ, в строю (?), по западным данным - на 2011 г. нет в составе ВМФ. С 2007 г. лодка выведена на СРЗ "СВРЦ" (Камчатка) для ремонта. Ремонт по состоянию на март 2013 г. не проведен, но планируется после перевода на другой СРЗ.
5К-480
"Ак Барс"
("Барс")
971 / 09710AKULA821Севмаш, ответственный сдатчик - В.М.Чувакин, сдаточный механик - В.П.Пастухов
22.02.198516.04.1988 (вывод из цеха)
29.12.1988СФ, 10.10.1990 г. лодке присвоено имя "Барс". Согласно буклету ПО "Севмаш" за время службы лодка выполнила две автономные боевые службы и одну поисковую операцию. 27.04.1996 г. после заключения шефского договора с Республикой Татарстан лодка переименована в "Ак Барс". 2000 г. - по неподтвержденным данным - дивизион отстоя Гаджиево. Выведен в отстой в 2002 г., 2009-2010 г.г. утилизация на ССЗ "Звездочка", элементы конструкции использованы при строительстве 3-го корпуса ПЛАРБ пр.955
6К-317 "Пантера"971 / 09710AKULA822Севмаш, ответственный сдатчик - В.Н.Сорокин, сдаточный механик - В.П.Пастухов06.11.198611.05.1990 (вывод из цеха)

21.05.1990 (спуск на воду)
27.12.1990 (подписан Акт)

28.12.1990 (поднят Флаг ВМФ СССР)
СФ, в строю. 10.10.1990 г. лодке присвоено имя "Пантера". Согласно буклету ПО "Севмаш" за время службы лодка выполнила две автономные боевые службы и одну поисковую операцию. В 2000 г. - 24-я дивизия ПЛ СФ, бухта Ягельная. В 2006-2007 г.г. проходила ремонт с модернизацией БРЭО на СМП. По западным данным - на 2011 г.в составе ВМФ.
7К-331 "Магадан"
("Нарвал")
971 / 09710AKULA515К-н-А №19928.12.198923.06.199031.12.1990ТОФ, в строю (?). По западным данным - на 2011 г.в составе ВМФ
8К-461
"Волк"
971Improved AKULA831Севмаш, ответственный сдатчик - Л.В.Березовский, сдаточный механик - С.М.Хвиюзов14.11.198711.06.1991 (вывод из цеха)
29.12.1991 (подписан Акт о приемке)

27.01.1992 (поднят Флаг ВМФ)
СФ, 26.07.1991 г. лодке присвоено имя "Волк". Согласно буклету ПО "Севмаш" за время службы лодка выполнила две автономные боевые службы. В строю (2010 г.). В 2000 г. - 24-я дивизия ПЛ СФ, бухта Ягельная. По западным данным - на 2011 г.в составе ВМФ
9К-419 "Кузбасс"
("Морж")
971Improved AKULA516К-н-А №19928.07.199118.05.199231.12.1992ТОФ. В ремонте на СРЗ "Звезда" в Большом камне (по состоянию на 2012 г. несколько лет). Завершение ремонта ожидается в 2013 г. (СМИ, апрель 2013 г.).
10К-328 "Леопард"971Improved AKULA832Севмаш, ответственный сдатчик - В.И.Кузнецов, сдаточный механик - В.П.Пастухов26.10.198828.06.1992 (вывод из цеха)
30.12.1992 (подписан Акт)

15.01.1993 (поднят Флаг ВМФ)
СФ, 24.01.1991 г. лодке присвоено имя "Леопард". Согласно буклету ПО "Севмаш" за время службы лодка выполнила четыре автономные боевые службы.
- 2000 г. - 24-я дивизия ПЛ СФ, бухта Ягельная.
- 2006 г. - стоит в остое.
- 2011 г. - по западным данным в составе ВМФ.
- 2011 г. июнь - прибыл на ЦС "Звездочка" для ремонта.
- 27.12.2012 г. - подписан когнтракт на ремонт с модернизацией по пр.971М - голосной корабль проекта (первый из 6).
11К-154
"Тигр"
971Improved AKULA833Севмаш, ответственный сдатчик - Л.В.Березовский, сдаточный механик - С.М.Хвиюзов10.09.198926.06.1993 (вывод из цеха)
29.12.1993 (подписан Акт)

05.01.1994 (поднят Флаг ВМФ)
СФ, 24.07.1991 г. лодке присвоено имя "Тигр". Согласно буклету ПО "Севмаш" за время службы лодка выполнила две автономные боевые службы, по результатам одной из них командиру капитану 1 ранга Буриличеву А.В. присвоено звание Героя РФ. В 2000 г. - 24-я дивизия ПЛ СФ, бухта Ягельная. В строю (2010 г.), по западным данным - на 2011 г.в составе ВМФ.
12К-157
"Вепрь"
971УAKULA-II834Севмаш, ответственный сдатчик - В.Н.Сорокин, сдаточный механик - С.А.Белопольский13.07.199010.12.1994 (вывод из цеха)
25.11.1995 (подписан Акт)

30.11.1995 (поднят Флаг ВМФ)
СФ, 06.04.1993 г. лодке присвоено имя "Вепрь". Согласно буклету ПО "Севмаш" за время службы лодка выполнила одну автономную боевую службу и одну поисковую операцию. В строю (2010 г.), в 2000 г. - 24-я дивизия ПЛ СФ, бухта Ягельная. Летом 2007 г. ПЛА проходила гарантийный ремонт на СМП. По западным данным - на 2011 г.в составе ВМФ
13К-295
"Самара"
("Дракон")
971Improved AKULA517К-н-А №19907.11.199315.08.199417.07.1995есть разночтения по датам
ТОФ в строю (?), по западным данным - на 2011 г.в составе ВМФ
14К-335
"Гепард"
971МAKULA-III835Севмаш23.09.199117.10.199903.12.2001испытания завершены 20.12.2000 г., СФ, в строю (2010 г.), в 2000 г. - 24-я дивизия ПЛ СФ, бухта Ягельная. По западным данным - на 2011 г.в составе ВМФ
15К-152 "Нерпа"971И / 09719
Improved AKULA518К-н-А №1991991 г. (?)24.06.200628.12.2009есть разночтения по датам
ТОФ в строю, планируется передача Индии в конце 2010 г.
ПЛА передана Индии 23.01.2012 г. Официальная церемония ввода ПЛА в строй ВМС Индии состоится 4 апреля 2012 г.
16К-337 "Кугуар"971УAKULA-II836Севмаш18.08.1992снята со строительства 22.01.1998 г.-конструкции использованы при строительстве 1-го корпуса ПЛАРБ К-535пр.955
17К-333 "Рысь"971УAKULA-II837Севмаш31.08.1993снята со строительства 06.10.1997 г.-конструкции использованы при строительстве 2-го корпуса ПЛАРБ пр.955
18К-971МAKULA-III838Севмаш1992-1993 г.г. планснята со строительства в 1997 г. или ранее на стадии заготовки задела-конструкции использованы при строительстве ПЛАРБпр.955
19К- "Ирбис"971И /09719
Improved AKULA519К-н-А №1991994 г. (?)--строительство заморожено в 1996 г., готовность на 2007 г. 60%, находится на Амурском ССЗ (2009-2010 г.г.). Название лодки "Ирбис" вероятно неофициальное.
20К-971МAKULA-III520К-н-А №1991990 г. (?)--разобрана на стапеле при 25% готовности и продана на металл руководством завода
21К-971МAKULA-III521К-н-А №1991991 г. (?)--продана на металл (?)
Примечание: данная информация составлена на основании данных из открытых источников.
Знак "?" означает, что данные носят предположительный характер и являются неподтвержденными.



Источники:
Алексеев А.П., Самаркин Л.А., "Барсы" ставят проблемы. // Морской сборник. №4 / 1997 г.

Алексеев А.П., Самаркин Л.А., Лодки типа "Барс" - самые малошумные отечественные атомоходы. // Судостроение. №1 / 1998 г.
Боевые корабли СССР и России 1945-2005 г.г. Сайт http://www.atrinaflot.narod.ru, 2009 г.
Будущее стратегических ядерных сил России - дискуссия и аргументы. МФТИ, г.Долгопрудный, 1995 г.
В будущее с новыми кораблями. // Североная неделя, 2012 г. (источник).
Википедия. Сайт http://en.wikipedia.org, 2009 г.

ВМФ России. Мы знаем о Военно-Морском Флоте всё. Сайт http://flot.com, 2009 г.
Корабли и судьбы. Амурскому Судостроительному Заводу - 70 лет. Хабаровск, "Приамурские ведомости", 2002 г.
Корякин Ю., Российская гидроакустика: вчера, сегодня. завтра. // Военный парад. №6 / 2000 г.
Лента.ру. Сайт http://lenta.ru, 2009-2012 г.г.
Лисочкин И., "Гепард" - первый атомный подводный крейсер XXI века // Сайт http://shipbuilding.ru, 2003 г.
Надводные корабли, суда и подводные лодки постройки завода №402 - Северного Машиностроительного предприятия (1942-2001 г.г.). Составитель Спирихин С.А. Архангельск, ОАО ИПП "Правда Севера". 2004 г.
ОАО Концерн ОКЕАНПРИБОР. Сайт http://www.oceanpribor.ru, 2009 г.
От "Барса" до "Гепарда". По "Севмаш", буклет (не позже 2012 г.).
Павлов А.С., Подводные лодки проекта 671. Якутск, 1997 г.

Подводная эскадра "Севмаша". Документальный фильм. Студия "Севмашфильм", 2006 г.
Пялов В.Н., Знаменательные даты подводного флота России. // Судостроение. № 2 / 2010 г.
Пялов В.Н., Знаменательные даты подводного флота России. // Морской сборник. №7 / 2010 г.
Сажаев М.И., Штурманские дороги "Барсов". Сайт http://shturman.vlms.ru, 2004 г.

Северный флот in 2000. http://slavic-unity.com, 2009 г.
Тарас А.Е., Атомный подводный флот 1955-2005. М., Аст, Мн., Харвест, 2006 г.

Тесляров Б.В., От Карповки до Норвежского моря. // http://www.submarinersclub.ru, 2009 г.
Трудовая вахта (газета). 15.09.2011 г.
Усов А. "Индийский поход" "Нерпы" для Москвы и Дели. // http://www.sudprom.ru, 28.10.2011 г.
Форум "Стелс машины". Сайт http://paralay.iboards.ru, 2009 г.

Цусимские форумы. Сайт http://tsushima.su/forums, 2009 г.
Широкорад А.Б., Огненный меч Российского флота. М., Яуза, Эксмо, 2004 г.
Штурм глубины. Сайт http://deepstorm.ru, 2009 г.
Balancer.ru - материалы форума http://forums.airbase.ru/, 2009-2011 г.г.
Forum Faleristika International. Сайт http://forum.faleristika.info, 2005 г.
Jane's Fighting Ships 2004-2005. UK, 2004 г.
Jane's Fighting Ships 2010-2011. UK, 2011 г.

Jane's Major Warships 1997. UK, 1998 г.
MilitaryRussia.Ru. Форум http://militaryrussia.ru/forum/, 2010 г.
Office of Naval Intelligence. Worldwide submarine challenges. 1996. // ВМС и кораблестроение, дайджест, выпуск 20/21.
Rambo54 according Janes & Weyers, http://militaryrussia.ru/forum/, 2011 г.
U_96. Quo vadis, российский флот, часть 2. Сайт http://lj.rossia.org, 2007 г.

 
Вверх
Ответить с цитированием