Старый 26.04.2013, 10:55 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Р-2 - SS-2 SIBLING
ezup
ezup вне форума

Комплекс 8Ж38, ракета Р-2 - SS-2 SIBLING



Баллистическая ракета большой дальности. По поздней системе классификации относится к оперативно-тактическим ракетам. Разработана на базе ракеты Р-1 и с использованием наработок по модификациям ракеты V-2 (Германия) в НИИ-88 под руководством С.П.Королева, ведущий конструктор - Михаил Янгель. Начало разработки ракеты - 1946 г. В основе проекта возможность увеличения тяги двигателя до 35000 кг и увеличение ёмкости топливных баков для достижения дальности в 600 км с сохранением диаметра корпуса и стабилизаторов ракеты V-2. В процессе предварительного проектирования разработано 5 вариантов проекта. Окончательный вариант предусматривал удлиннение ракеты на 1.9 м в цилиндрической части, форсирование двигателя и использование неотделяемой БЧ. К концу 1946 г. подготовлен эскизный проект, пояснительная записка и три опытных образца ракеты Р-2.


Старт ракеты Р-2 (http://liveinternet.com).


Памятник ракете Р-2 в г.Королев, 2003 г. (фото - Nesusvet, http://ru.wikipedia.org)



Защита эскизного проекта состоялась в апреле 1947 г. под председательством Министра вооружений СССР Д.Ф.Устинова. Было решено доработать проект - использовать отделяемую БЧ, несущие баки и убрать аэродинамические стабилизаторы. К концу 1947 г. подготовлен второй вариант проекта - Р-2Э - с несущим баком горючего и со стабилизаторами. Для стендовых испытаний на контрольно-испытательной станции завода №88 создан стенд для испытаний ракеты в вертикальном положении с полной проверкой работы бортовой автоматики. Статические и динамические испытания конструкций ракет Р-1 проводились в 1949-1951 г.г. отделом прочности ракетных конструкций НИИ-88 - будущим ЦНИИМаш.

Подготовка к испытаниям ракет Р-2Э завершена в сентябре 1949 г. Доводочные испытания (вплоть до запуска двигателя до предварительной ступени) проведены в Подлипках в июле 1949 г. Летные испытания ракеты Р-2 проводились на полигоне Капустин Яр в сентябре-октябре 1949 г. Произведено 5 пусков из которых 2 пуска были аварийными. По результатам испытаний Р-2Э было принято решение о доработке и выпуске двух серий ракет Р-2 (по 15 шт в серии) для продолжения испытаний, доработок системы управления и достижения заданной точности.

Испытания первой серии ракет Р-2 проходили на полигоне Капустин Яр в октябре-декабре 1950 г. Произведено 12 пусков, все запуски неудачные (5 пусков закончились авариями на активном участке траектории, 7 пусков - разрушение БЧ из-за перегрева). Ракеты второй партии были переработаны с целью улучшения конструкции и успешно прошли летные испытания (13 пусков, 1 неудачный по причине производственного дефекта). Третья серия ракет Р-2 предназначалась для войсковых испытаний (16 ракет в т.ч. 2 для обучения армейских стартовых команд). Третья серия испытывалась в Капустином Яру в августе-сентябре 1952 г. (14 пусков, в т.ч. 2 неудачных).

Ракета Р-2 с комплексом наземного оборудования получила индекс 8Ж38 и принята на вооружение БОН РВГК 27 ноября 1951 г. Производство ракет велось на Заводе артиллерийских вооружений №88 (опытное производство НИИ-88, г.Калининград, Московской обл.). Подготовка крупносерийного производства на заводе №586 (главный конструктор - В.С.Будник) в г.Днепропетровск (позже КБ "Южное") начата в 1952 г. Приказом Министра вооружений СССР Д.Ф.Устинова от 28 января 1953 г. предписывалось заводу №586 закончить подготовку производства ракет Р-2 до 1 июня 1953 г. Производство ракет Р-2 на заводе №586 начато в июне 1953 г. В мае-июне 1954 г. проведены испытания серийных ракет Р-2 - 10 пусков, в т.ч. 2 пуска неудачны. Так же производились стрельбы на промежуточную дальность (200 и 270 км). В частях ВС СССР (бригады особого назначения РВГК, позже - инженерные бригады) комплекс появился в 1954 г. (233-я инженерная бригада). По умолчанию данные серийных ракет Р-2.



Пусковая установка
- грунтовый буксируемый лафет-установщик 1Н2Э / 8У24, буксируется тягачем АТ-Т, пуск со стартового стола 8У23, в состав комплекса входит группа из 20 автомобилей и трейлеров с оборудованием обеспечения пуска (аналогичноР-1). Призаправке кислородом впервые использовался способ заправки вытеснением кислорода воздухом.
Время подготовки к старту на технической позиции - 2 часа
Время подготовки к старту на стартовой позиции - 4 часа
Время боевого дежурства заправленной ракеты - до 15 минут


Конструкция ракеты является классической баллистической ракетой со встроенным облегченный баком окислителя с теплоизоляцией и несущим баком горючего, с отделяемой БЧ и аэродинамическими стабилизаторами. В отличие от Р-1 в конструкции широко использовались алюминиевые сплавы, что позволило существенно уменьшить сухую массу ракеты (на 350 кг тяжелее Р-1 при дальности выше в 2 раза). На ракетах Р-2 первой серии использовалась дюралюминиевая конструкция отсека двигателя, усиливались трубопроводы и т.п. Начиная со второй серии вернулись к стальной конструкции хвостового отсека т.к. вибрации дюралюминиевой конструкции приводили к авариям. На второй партии ракет Р-2 так же улучшена термоизоляция ГЧ. ГЧ снабжена колцевым стабилизатором-"юбкой", которым соединяется с торцевым шпангоутом корпуса. отделение ГЧ со стабилизатором происходит с помощью пружинного толкателя. На геофизических вариантах ракет используется другой тип ГЧ и тормозные аэродинамические щитки на кольцевом стабилизаторе, снижающие скорость падения БЧ до 100-150 м/с после чего включается парашютная система спасения.


Разрез ракеты Р-2 (НИИ-88, РГАНТД, http://rgantd.ru).

Статические и динамические испытания конструкции ракеты Р-2 проводились в 1949-1951 г.г. отделом прочности ракетных конструкций НИИ-88 (отдел «П», с 12.01.1949 г. – отдел 14) - будущего ЦНИИ машиностроения. Отдел был организован 24 мая 1947 г. Научным руководителем отдела был назначен член-корреспондент АН СССР, профессор Алексей Антонович Ильюшин, начальником отдела – кандидат физико-математических наук, доцент Виктор Михайлович Панфёров. В августе того же года при отделе был создан экспериментальный цех (с 30.10.1947 г. – цех 109), который возглавил Иван Иванович Судаков. В октябре 1947 года отделом было начато, а в апреле следующего года завершено строительство первой в стране лаборатории статических испытаний ракет, в 1949−1950 гг. была построена лаборатория динамических испытаний (источник).

Статические испытания приборного отсека ракеты Р-2 в ЦНИИМаш, 1949 г. (http://new.tsniimash.ru).


Частотные (вибрационные) испытания ракеты Р-2 в ЦНИИМаш, 1951 г. (http://new.tsniimash.ru).

Система управления
- инерциальная, аналогичная СУ Р-1. Управляющие элементы - аэродинамические рули и газоструйные графитовые рули. Приборный отсек расположен в нижней части корпуса (на Р-1 - над баками), кроме инерциального управления добавлена система боковой радиокоррекции БРК-1. Приборный отсек выполнен герметичным.

Для ракеты использована телеметрическая система "Дон" с 12 непрерывными и 12 дискретными каналами передачи данных, система измерения скорости ракеты и система измерения дистанции с источниками сигналов для наземных РЛС.

На ракете Р-2Р предполагалось вести отработку системы радиокоррекции траектории для ракет Р-3. Система радиоуправления должна была обеспечить корректировку по курсу и по дальности. В апреле 1950 г. в НИИ-20 Министерства Промышленности средств связи из НИИ-885 (разработка СУ) переведена группа инженеров во главе с Б.М.Коноплевым. Разработка системы радиоуправления начата летом 1950 г. применительно к испытаниям её на ракете Р-2Р. После испытания системы радиоуправления на ракете Р-2Р с мая 1951 г. начато создание системы радиоуправления для ракеты Р-5.

Двигатель - ЖРД РД-101 / 8Д52 с тягой 36700-37000 кг у земли и 41200-41300 кг в пустоте. Двигатель создан на базе двигателя РД-100 ракеты Р-1 - уменьшена на 350 мм длина двигателя, масса снижена, увеличена тяга, импульс и ресурс. Ракета оснащена системой аварийной остановки двигателя. На ракетах Р-2 первых опытных серий (после испытаний Р-2Э) введена система двухступенчатой остановки ЖРД, что позволяло снизить влияние импульса последствия при выключении двигателя.
Подача топлива - турбонасосный агрегат на перекиси водорода
Окислитель - кислород
Горючее - 92% этиловый спирт
Вспомогательное топливо ТНА - 80%-ный раствор перекиси водорода, жидкий катализатор не используется (заменен твердым). Перекись водорода хранится в торообразном баллоне.
Масса двигателя - 930 кг
Удельный импульс - 210-214 с у земли и 242 с в пустоте

Время работы двигателя - 85 сек


Хвостовая часть ракеты Р-2 (фото abl22, Музей Артиллерии, инженерных войск и войск связи, г.Санкт-Петербург, 2010 г.)


ЖРД РД-100 (слева) и РД-101 (справа) (фото abl22, Музей Артиллерии, инженерных войск и войск связи, г.Санкт-Петербург, 2010 г.)


Турбонасосный агрегат с баком перекиси водорода ЖРД РД-101 (фото abl22, Музей Артиллерии, инженерных войск и войск связи, г.Санкт-Петербург, 2010 г.)


опытная Р-2Эсерийная Р-2
Длина16,95 м17,50 м
Диаметр корпуса1,65 м1,65 м
Размах стабилизаторов3,56 м3,56 м
Масса стартовая20300 кг20416 кг
Масса топлива и др.компонентов15920 кг15548 кг
Масса БЧ1350 кг1500 кг
Дальность действия576 км590-600 км
КВО 1250 м
Отклонение по дальности макс.+- 8 км
Отклонение по курсу макс.+- 4 км
Скорость в конце активного участка2170 м/с
Высота траектории максимальная170 км
Время полета462 с


Масса ВВ - 1008 кг
Масса окислителя - 9105 кг
Масса горючего - 6443 кг
Масса конструкции - 4528 кг


Тип БЧ - отделяемая
- фугасная - взрывчатое вещество - тротил, взрыватель 8В12.
Масса БЧ - 1500 кг
Масса ВВ - 1008 кг
Площадь зоны сильных разрушений - 950 кв.м

- "Герань" - БЧ с радиоактивной жидкостью, испытывалась в 1953-1956 г.г.

- "Генератор" - БЧ с радиоактивной жидкостью в снарядном снаряжении (?), испытывалась в 1953-1956 г.г.


- РДС-4 - ядерная БЧ, мощность 10 кТ, на серийных ракетах не применялась. Испытания - 1956 г.


Модификации:
- Р-2Э - опытная экспериментальная ракета с упрощенной системой управления (сентябрь 1949 г., испытания). Второй вариант эскизного проекта, начало разработки - 1947 г.

- Р-2 / 8Ж38 - базовый вариант и серийная войсковая ракета Р-2. Испытания первой серии ракет - октябрь-декабрь 1950 г.

- Р-2Р - опытная ракета с системой радиокоррекции траектории. Предполагалось вести отработку системы радиокоррекции для ракет Р-3 и позже Р-5. Создание системы радиоуправления начато в июне 1950 г. Испытания ракеты с системой радиоуправления прошли до мая 1951 г.

- Р-2 с двигателем РД-103 - в 1952 г. на стенде в Загорске проходили огневые испытания ракеты Р-2 с двигателем РД-103, который позжу был установлен на ракете Р-5.

- Р-2 / 8Ж39 - возможно, модификация ракеты Р-2 (индекс упоминается в ряде СМИ) с утяжеленной ГЧ, ракета предназначалась для повышения точности ударов при стрельбе на промежуточную дальность (200-300 км). Успешные испытания проведены в июле-августе 1955 г.

- Р-2М - опытная ракета с ядерной БЧ РДС-4. Испытывалась в 1956 г. В серии не выпускалась.

- Р-2А (В-2А) / Р-2Б (В-2Б) - геофизические ракеты, пуски производились начиная с 1957 г. (Р-2А - май 1957 г. - 2 пуска, август-сентябрь 1957 г. - 3 пуска, август 1958 г. - 2 пуска). Данные ракеты Р-2А:
Масса ГЧ - 1400 кг
Масса контейнера с научной аппаратурой - 260 кг
Высота подъема - 209 км


Проекции геофизических ракет, созданных на базе ракет Р-1, Р-2 и Р-5 (Уманский С.П. Ракеты-носители. Космодромы. М., 2001 г.)

- ВР-190 - проект пилотируемой геофизической ракеты (конец 1940-х годов).

Организационно в состав бригады особого назначения РВГК с комплексами 8Ж38 входили три огневых дивизиона с двумя стартовыми батареями в каждом (итого 6 ПУ на бригаду).
Боевой расчет комплекса - 11 чел

Статус: СССР - в 1956 г. начали сниматься с вооружения. К 1960 г. - в войсках нет. Экспорта не было.

Экспорт:
Китай:
- 1950-е годы конец - КНР были переданы конструкторская документация на производство ракет Р-2 и вероятно некоторое количество комплектов для сборки ракет. Ракета под наименованием DF-1 состояла на вооружении НОАК.

- 1960 г. 01 сентября - с полигона Цзюцюань стартовала первая ракета Р-2, поставленная из СССР.


Ракета Р-2 китайской сборки - Dong Feng-1 (из архива mpleio, http://www.militaryphotos.net).

- 1960 г. 05 ноября - впервые совершила полет ракета Dong Feng-1 / DF-1 / «Ветер с востока-1» - копия ракеты Р-2 («модель 1059») производства КНР.


Ракета Dong Feng-1 на стартовом столе (из архива mpleio, http://www.militaryphotos.net).


Источники:
Афанасьев И. Р-12 "Сандаловое дерево". Приложение к журналу "М-Хобби", выпуск №9, 1997 г.
Афанасьев И., Лавренов А. Большой космический клуб. М., Новости космонавтики, РТСофт, 2006 г.
Воскресенский С. Первый ракетно-ядерный меч. // Техника и вооружение. № 6 / 2010 г.
Гудилин В.Е., Слабкий Л.И., Ракетно-космические системы. М., 1996 г.
Емельянов И., Этот Яр не в капусте нашли. // Комсомольская Правда. 26.11.1993 г.
Еременко А., Мозжорин Ю., От первых баллистических до... // Авиация и космонавтика. N 7-8 / 1991 г.
Призваны временем. Ракеты и космические аппараты конструкторского бюро "Южное". Днепропетровск, "Арт-Пресс", 2004 г.
Русская сила. Современное оружие. Сайт http://legion.wplus.net, 2010 г.
Советская военная техника 1988 г. Томск. 1988 г.
Федосьев В.И., Основы техники ракетного полета. М., Наука, 1981 г.
Russian Arms forum. Сайт http://www.russianarms.ru, 2010 г.
SIPRI. World armaments & disarmaments. 1975, 1976, 1977, 1979, 1981. Stokholm (Швеция).

 
Вверх
Ответить с цитированием