Старый 20.04.2013, 22:00 #1   #1
ezup
ezup на форуме
Чебуралиссимус
По умолчанию Р-60 / Р-60М - AA-8 APHID
ezup
ezup на форуме

Ракета малой дальности. Разработана ОКБ-4 М.Р.Бисновата (ныне - НПО "Молния"). Изучение концепции ракеты ближнего боя начато в конце 1960-х годов НИИ-2 Минавиапрома СССР (ГосНИИАС) под руководством Р.Д.Кузьминского и В.Ф.Левитина. Предложено создание ракеты К-60 на базе ЗУР 9М31 комплекса ПВО "Стрела-1"разработки КБТМ главного конструктора А.Э.Нудельмана - в той же размерности, с такой же, относительно легкой, боевой частью. Разработка новой ракеты начата ОКБ-4 в 1968 г., руководили разработкой главный конструктор М.Р.Бисноват и его первый заместитель В.И.Елагин, ведущие конструкторы - А.Л.Кегелес, Г.Н.Смольский и И.Н.Карабанов. Официально разработка ракеты поручена ОКБ-4 Постановлением Совмина СССР от 21 января 1970 г.

В 1969 г. подготовлена техническая документация по ракете К-60 и начато изготовление первой экспериментальной партии отсеков ракеты (28 шт). В 1971 г. начата отработка ГСН на самолете-летающей лаборатории. В том же 1971 г.начаты пуски ракет - на первом этапе пуски осуществлялись с наземной ПУ по трассерам на полигонной вышке (дальность от 500 до 1500 м, 6 пусков), затем велись испытания с самолета-летающей лаборатории МиГ-21СМТ борт №117 (4 автономных пуска и два пуска телеметрических ракет по парашютным мишеням). так же в 1971 г. к испытаниям подключили два МиГ-23М (борты №№602 и 605), а с 1972 г. добавили еще два МиГ-23М (борты №№ 1701 и 1801). Этап испытаний главного конструктора завершился в августе 1972 г. Всего в ходе 17 пусков, выполненных в 1971 г. и 43 пусков 1972 года было сбито 7 мишеней МиГ-17 и Ла-17. В 1973 г. в ходе Государственных испытаний выполнено более 50 пусков ракет. Пуски осуществлялись с самолетов МиГ-21СМТ и МиГ-23 (№№ 2503, 1201, 1901, 1231).

18 декабря 1973 г. ракета под наименованием Р-60 была принята на вооружение. Серийное производство ракеты велось с 1974 г. по 1991 г. на Тбилисском авиационном заводе. Всего заводом произведено более 30000 ракет, в некоторые годы темпы производства доходили до 6000 шт в год. Так же до 1991 г. производство ракеты велось Ижевским механическим заводом (г.Ижевск) и московским заводом "Коммунар" (ныне - "Дукс")..

Первое упоминание в западной специализированной прессе - 1976 г. - западными наблюдателями впервые ракета замечена на подвеске МиГ-23. По умолчанию данные ракеты Р-60.


Ракеты Р-27 и Р-60М под крылом МиГ-29 ВВС КНДР, фото не позже 2009 г. (KCNA, http://www.afp.com).


Пуск ракеты Р-60МК с самолета Hawk Mk51 ВВС Финляндии (фото из архива flex297, http://forum.keypublishing.com).


Ракеты Р-60М на двойных узлах подвески под МиГ-25ПД (экспортный) ВВС Ливии, фото 1980-х годов (http://sergib.agava.ru).


Ракета Р-60М на узле подвески ПУ-62-1, авиасалон МАКС-2007 (фото - VovanJorf, http://fotki.yandex.ru).

Пусковая установка - для ракет Р-60 были разработаны одинарная, двойная и тройная ПУ.
- АПУ-62 - пусковая установка на три ракеты, использовалась в ходе первых этапов испытаний ракеты в 1971-1973 г.г.

- АПУ-60 / АПУ-60-I / ПУ-62-1 - одинарная ПУ. Варианты ПУ АПУ-60-М и АПУ-60-1МД крепились к балочным держателям, а в модификациях АПУ-60-1ДБ1 и АПУ-60-1ДБ2 - непосредственно к консолям крыла самолета-носителя.
Масса направляющей - 32 кг


Пусковое устройство АПУ-60-I с макетом ракеты Р-60М (http://forum.nmp4.ru).

- П-62-1 (пусковое устройство) и ПД-62 (пилондержатель для ПУ) - одинарная подкрыльевая ПУ на самолетах Су-15ТМ.


Ракета Р-60 под крылом Су-15УМ (сер.№0415606), г.Ржев, июнь 2012 г. Нюанс - рядом с ракетой Р-60 макет ракеты Р-98Р - ракеты такого типа на Су-15УМ не применялись по причине отсутствия на самолете прицеля для них (фото - Андрей Егоров,http://russianplanes.net/id80781).

- АПУ-60-II / ПУ-62-2 / П-62-2 - двойная ПУ, имеется правое и левое исполнения. Пусковая установка производилась Долгопрудненским машиностроительным заводом.
Масса направляющей - 34 кг




Ракеты Р-60М на двойном узле подвески ПУ-62-2 под крылом МиГ-31 (http://militaryphotos.net).


Подвеска ракеты Р-60М на двойной узел подвески ПУ-62-2 под фюзеляж МиГ-23. Сверху ракета Р-23 (из архива Cabal, http://militaryphotos.net).


Ракеты Р-60М на двойном узле подвески под МиГ-21 (выставка в Москве, август 1989 г.) и под МиГ-25ПДС (там же).


- АПУ-60-III - серийная пусковая установка на три ракеты, выпущена опытная партия.


Ракета Р-60 / Р-60М:
Конструкция - аэродинамическая схема - "утка", крыло оснащено роллеронами, аэродинамические рули вместе с дестабилизаторами находятся в носовой части ракеты. Ракета создавалась по образу и подобию ЗУР 9М31 ЗРК 9К31 "Стрела-1", но от ракеты-прародительницы унаследовала только калибр (120 мм) и размерности боевой части. Дестабилизаторы установлены для спрямления набегающего воздушного потока с целью повышения эффективности аэродинамических рулей на больших углах атаки. Дестабилизаторы закреплялись на наружной поверхности корпуса ГСН.


Учебный разрезной макет ракеты Р-60 в Липецком центре подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны России имени В.П.Чкалова, 27.01.2012 г. (фото - Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net).

Корпус ракеты включает в себя несколько отсеков (начиная с носовой части):
- ГСН;
- боевая часть;
- отсек с предохранительно-исполнительным механизмом (ПИМ), рулевыми машинками и автопилотом;
- источник электропитания - два электрогенератора, работающих от турбины, приводимой в движение продуктами сгорания порохового аккумулятора давления;
- двигатель ПРД-259, крылья;


Устройство ракеты Р-60 (Марковский В., Перов К., Ракета находит цель.// Крылья Родины. N 9 / 1995 г.).


Учебный разрезной макет ракеты Р-60 в Липецком центре подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны России имени В.П.Чкалова, 27.01.2012 г. (фото - Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net).


Двигатель, крыло и роллерон в учебном разрезном макете ракеты Р-60. Музей войск ПВО, Подмосков, 2011 г. (http://viewside.livejournal.com).


Отсек с рулевыми машинками, автопилотом и предохранительно-исполнительным механизмом в учебном разрезном макете ракеты Р-60. Музей войск ПВО, Подмосков, 2011 г. (http://viewside.livejournal.com).


Отсек с источником электропитания в учебном разрезном макете ракеты Р-60. Музей войск ПВО, Подмосков, 2011 г. (http://viewside.livejournal.com).

Стыковка отсеков осуществляется байонетным соединением, за исключением первого отсека - ГСН, которая крепится посредством фланцевого соединения. Ракета поставляется в войска полностью собранной, в гермочехле и деревянной таре, защищающей от механических повреждений


Система управления и наведения
:
Р-60 - ИК ГСН ОГС-60ТИ "Комар" разработки ПО "Арсенал" (г.Киев, главный конструктор - С.П.Алексеенко) с неохлаждаемым фотоэлементом и малоинерциальным гиростабилизатором, который обеспечивал отработку углов целеуказания до 12 град по информации, поступающей от бортовой прицельной системы самолета. Разработка ГСН начата ПО "Арсенал" в 1968 г.
Угол целеуказания - сектор 24 град
Угол мгновенного поля зрения ГСН - 5 град
Угол пеленга - +-45 град
Скорость автосопровождения цели ГСН - 30-35 град/с в пределах угла пеленга +-20 град


ГСН ОГС-60ТИ "Комар" в учебном разрезном макете ракеты Р-60. Музей войск ПВО, Подмосков, 2011 г. (http://viewside.livejournal.com).

Р-60Р - в западной печати упоминается модификация с пА-РЛС ГСН, но существование ее не подтверждено.

Р-60М - модернизированная почти всеракурсная ИК ГСН ОГС-75Т "Комар-М". Увеличение ракурса до 2/4 или даже 1/4 (возможность пуска в переднюю полусферу цели при пеленге под определенным углом) обеспечивается охлаждением фотоприемника ГСН.
Угол целеуказания - сектор 34 град
Скорость смещения цели максимальная - 35 град/с

Двигатель - РДТТ ПРД-259, тяга переменная.
Время работы двигателя - 3-5 сек

ТТХ ракеты:

Р-60Р-60РР-60М / Р-60МК
Длина2095 мм 2140 мм
Диаметр корпуса120 мм 120 мм
Размах крыла390 мм 390 мм
Масса43.5 кг 45 кг
Масса БЧ3 кг 3.5 кг
Дальность действия- 250-2500 м (на малых высотах)
- до 7200 м (высота 12000 м)
15000 м
(западные
данные)
- 200-1500 м (на малых высотах)
- 500-10000 м (на больших высотах)
Скорость максимальная2.5 М
Скорость цели максимальная2500 км/ч
Высота применения30-20000 м
Время управляемого полета20-22 сек
Максимальная перегрузка носителя в момент пуска7 G
5 G при скольжении "не более 1.5 диаметра шарика"
8,5 G
Максимальная перегрузка цели8 G 12 G
Вероятность поражения цели0,5 (одной ракетой)
0,7-0,8 (залпом двух ракет)
0,9 (одной ракетой на ближней дистанции)
Максимальная конструкционная перегрузка47 G 42 G

Тип БЧ:
Досерийные и, вероятно, некоторые серийные Р-60 оснащались оптическим взрывателем Н-62 "Стриж" (1970-1971 г.г.).


Ракета Р-60 с оптическим взрывателем Н-62 "Стриж" (Марковский В., Перов К., Ракета находит цель.// Крылья Родины. N 9 / 1995 г.).

Р-60 - стержневая боевая часть (сетка с поражающими элементами) относительно малой мощности, максимально эффективная при проникновении внутрь конструкции самолета-цели. Материал стержней БЧ - сплав циркония и молибдена / вольфрам (по др.данным)
Взрыватель - неконтактный радиовзрыватель "Колибри" (разработан в 1971 г.) и контактный дублирующий.
Радиус срабатывания радиовзрывателя - 5 м
Радиус поражения - 2.5 м

Р-60М / Р-60МК - модернизированная стержневая - стержни выполнены с сердечником из обедненного урана. В техническом описании ракет указано: Боевая часть является закрытым источником слабого излучения, поэтому на отсеке № 2 имеется соответствующий знак. Мощность излучения на расстоянии 0,2 м значительно ниже допустимой для человека дозы (источник).
Взрыватель - контактный, радиолокационный ("Колибри-М") или оптический ("Стриж") или комбинированный дистанционный.


Модификации:
- К-60 / Р-60 / изделие 62 - AA-8A APHID-A - базовая модель ракеты.


Проекции ракет К-60 - сверху вниз - К-60 с оптическим взрывателем, Р-60 виды сбоку и сверху, Р-60М вид сбоку (рисунки И.В.Приходченко, 2006 г., http://vadimvswar.narod.ru).

- Р-60К - экспортный вариант.

- Р-60Р - модель ракеты с радиолокационной ГСН - существовала по западным данным, существование не подтверждено.

- Р-63 - в некоторых источниках под таким названием упоминается ракета Р-60 для Су-24.

- Р-60М / изделие 62М - AA-8B APHID-B - модернизированный вариант. Разработка начата в конце 1973 г. или в начале 1974 г. Ракета принята на вооружение в 1982 г. На ракете используется модернизированная ГСН "Комар-М" с охлаждаемым датчиком. Так же ракета отличается от базовой модели чуть большей длиной отсека с боевой частью и обозначением "излучение" на боевой части (см.БЧ выше).


Ракеты Р-60М (http://airwar.ru).

- Р-60МК - AA-8C APHID-C - экспортный вариант ракеты Р-60М.

- Р-60М / "изделие 62В" - вертолетный вариант ракеты Р-60М, упоминается в источнике (источник)


- УЗР-60Т - учебно-записывающая с регистратором - имитатор ракеты, используется в цчебных целях.


Учебно-записывающая ракета УЗР-60Т на двойном узле подвески под МиГ-21 (http://airwar.ru).

Носители:
Р-60 - применялась на самолетах МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31, Су-15, Су-17, Су-24 и Су-25.


Испытания ракет Р-60 под МиГ-21бис (из архива Cabal, http://militaryphotos.net).


Испытания МиГ-23МЛ борт №127 черный с ракетами Р-60 и Р-23 (из архива Cabal, http://militaryphotos.net).

Р-60М - применяется на самолетах Ил-102 (Р-60М), МиГ-21СМТ / СМ / М / МФ / бис / И, МиГ-23М и др. мод., МиГ-25ПД и др. мод., МиГ-27, МиГ-29 и его мод., МиГ-31/31М (доработанный под длительный нагрев вариант ракет), Су-15ТМ, Су-17/20/22, Су-24 и Су-24М (Р-60, Р-60М и якобы Р-63), Су-25 и его мод., Як-28ПМ, Як-38/38М, Як-141.


Ракеты Р-60М на двойном узле подвески под поворотной консолью крыла разведчика Су-24МР борт №35 белый, авиабаза Шагол, 25 августа 2012 г. (фото - Владимир Полуянов, http://russianplanes.net/id84788).

Вертолеты Ка-50, Ми-24П/В и Ми-8. Вертолеты типа Ми-24П / Ми-24В могли нести до 4-х ракет Р-60 / Р-60М на внешних подкрыльевых узлах подвески. Разработка методик применения ракет "воздух-воздух" с вертолетов, а так же изучение вариантов доработки вертолетов велись во второй половине 1980-х годов на вертолетах Ми-24 с ракетами Р-60 и Р-73 в 344-м Центре боевой подготовки армейской авиации. Был доработан вертолет Ми-24 и на нем выполнялись экспериментальные работы по изучению возможностей машины в 1038-м Центре подготовки летного состава в Туркестанском военном округе. Пуски ракет выполнял летчик, прицеливаясь с помощью прицела АСП-17В и доворачивая машину до момента захвата цели ИК ГСН ракет. Пробные пуски по САБам прошли достаточно успешно. Отработка атак по вертолетам, оснащенным экранно-выхлопными устройствами (ЭВУ), в переднюю полусферу показала, что ИК-ГСН захватывают цель с расстояния не более 600 м, для поршневых самолетов получили еще более удручающие результаты. Среднеазиатский климат внес свою лепту: при полете на малой высоте ИК-ГСН реагировали на нагретую солнцем свыше 60°С землю, выдавая ложный сигнал. И все же некоторые вертолетные эскадрильи Ми-24 Советской Армии оснастили ракетами Р-60, в том числе в ГСВГ. Ракетами "воздух-воздух" ближнего боя вооружались иракские Ми-24 (ист. - Ракета в-в Р-60).



Ракета Р-60М на подвеске Ми-8, который готовится к вылету на перехват малоскоростной цели, Афганистан, Кандагар, до 1989 г. (фото из архива Redav, http://forums.airforce.ru).


Вертолет Ми-24П борт №04 с ракетами Р-60М перед вылетом, Афганистан, Баграм, 1987 г. (фото из архива Марины Липской,http://forums.airforce.ru).

"Музейное творчество" - ракеты Р-60 под Ми-24Д на направляющих ПТУР. Технически такое применение ракет Р-60 невозможно (http://forums.airforce.ru).

Статус
: СССР / Россия

- 1978 г. 21 июня - самолет МиГ-23М капитана Валерия Шкиндера 152-го истребительного авиаполка авиации ПВО СССР (база Ак-Тепе, Туркмения) в ходе перехвата вертолетов-нарушителей - четырех иранских CH-47C Chinook, которые зашли достаточно глубоко на территорию СССР - поразил двумя ракетами Р-60 один CH-47C (вертолет разбился, экипаж погиб) и пушкой ГШ-23Л - второй CH-47C (вертолету удалось совершить посадку на одном двигателе, экипаж выжил и был захвачен советскими пограничниками).

- 1984-1988 г.г. - 120-й истребительный авиаполк с 29 самолетами МиГ-23МЛД (ракеты Р-24Р и Р-60М) базируется на авиабазе Баграм (Афганистан) и обеспечивает прикрытие фронтовой авиации от самолетов ВВС Пакистана.


МиГ-23МЛД 120-го ИАП, Афганистан, авиабаза Баграм, 1980-е годы (http://www.acig.org).


Вертолет Ми-8МТ борт №29 с ракетами Р-60М перед вылетом, Афганистан, Баграм, 1987 г. (фото из архива Марины Липской,http://forums.airforce.ru).

- 2012 г. - состоит на вооружении.




Экспорт по имеющимся данным (вообще поставлялась не менее чем в 26 стран мира):
Абхазия:
- 2011 г. - есть на вооружении.

Ангола:
- 1985 г. - поставлены первые 50 шт. МиГ-23МФ с ракетами Р-60;
- 2011 г. - есть на вооружении.

Армения:
- 2011 г. - есть на вооружении.

Болгария:
- 2011 г. - есть на вооружении.

Венгрия:
- 1993-2009 г.г. - используется на МиГ-29.

Вьетнам:
- 2011 г. - есть на вооружении.

ГДР / Германия :
- 1978 г. - первые поставки;
- 2004 г. - МиГ-29 полностью сняты с вооружения.

Грузия:
- 2011 г. - есть на вооружении.

Индия:
- 1999 г. 10 августа - в 10.51 индийская РЛС обнаружила в районе пакистанского города Бадин воздушную цель, которая шла на высоте 1000 м со скоростью 370 км/ч к границе и в 10.57 ее пересекла. Вскоре самолет ушел на свою сторону, а затем еще несколько раз нарушал границу и уходил. В 11.12 он углубился на 10 км в воздушное пространство Индии. На перехват были выведены два МиГ-21бис из 45-й АЭ под управлением скуадрон-лидера П.К.Бундела и флайт-офицера С.Нарайнан. Летчики визуально обнаружили нарушителя, которым оказался базовый морской разведчик Breguet 1150 Atlantique 1. Такие машины находились на вооружении 29-й эскадрильи ВМС Пакистана (авиабаза Шахрах-и-Файзал, Карачи). «МиГи» отрезали «Атлантик» от границы и взяли его в «клещи». Бундела связался по радио с пакистанским экипажем и предложил под угрозой уничтожения следовать за ним до ближайшего индийского аэродрома. Но командир «Атлантика» попытался прорваться к границе, как заявил Бундела, он действовал «во враждебной манере и бросился на истребители». По команде с земли индийский ведущий в 11.15 произвел пуск ракеты Р-60, которая угодила в правый двигатель. Самолет упал в 2 км (по др. данным – в 5 км) от границы. Все 16 человек, находившихся на борту, погибли. Немного позднее к месту падения попытались проникнуть три пакистанских вертолета, но их отогнала дежурная пара МиГ-21.
- 2012 г. - есть на вооружении.

Ирак:
- 1980-1988 г.г. - ракеты применялись Ираком во время ирано-иракской войны. В части СМИ тиражируются крайне сомнительные данные о том, что с вертолета Ми-24 ВВС Ирака были сбиты два иранских вертолета "Суперкобра".
- 1984 г. - ракетой Р-60 сбит иранский F-14.
- 2011 г. - нет на вооружении.

Иран:
- 2011 г. - есть на вооружении.

Казахстан:
- 2010 г. - есть на вооружении.


МиГ-27М ВВС Казахстана с ракетами Р-60М под крылом на авиабазе в г.Талды-Курган, предположительно весна 2010 г. (http://forums.airforce.ru).

КНДР:
- 2011 г. - есть на вооружении (МиГ-29 и. вероятно, другие самолеты).

Кот-де-Ивуар:
- 2002 г. - ракеты Р-60М могли применяться на самолетах ВВС Кот-де-Ивуара в ходе столкновений на территории страны.

Куба:
- 2011 г. - есть на вооружении.

Ливия:
- 1981 г. - есть на вооружении МиГ-25ПД (экспортный) ВВС Ливии. Самолеты МиГ-25ПД с ракетами Р-60М участвовали в столкновениях с авиацией флота США около берегов Ливии, но подтвержденной информации о применении ракет Р-60М у нас нет.


Ракеты Р-60М на МиГ-25ПД (экспортный) борт №7003 ВВС Ливии. Самолет был перехвачен авиацией ВМС США 18 августа 1981 г. (фото - US NAVY, http://www.acig.org).

Малайзия:
- 2011 г. - есть на вооружении.

Перу:
- 2011 г. - есть на вооружении.

Польша:
- 1979 г. - первые поставки;
- 2011 г. - есть на вооружении.

Сербия:
- 2011 г. - есть на вооружении.

Сирия:
- 1982 г. - в составе вооружения самолетов МиГ-21 и МиГ-23 ракета Р-60 применялась в ходе арабо-израильской войны.
- 1982 г. 09 июня – в ходе воздушного боя над Ливаном капитан Ронен Шапира на самолёте F-15 сбил МиГ-21, но сам был поражён ракетой «воздух-воздух» Р-60 в сопло правого двигателя. Поражённый двигатель отказал сразу, но левый, хотя и он был повреждён, продолжал работать. К тому же самолёт загорелся. В ходе 20-минутного полёта лётчик смог дотянуть F-15 до Израиля и сел в Рамат-Давид. На земле выяснилось, что в сопле правого двигателя образовалась дыра площадью в 1 квадратный метр, а вертикальный и горизонтальный стабилизатор имеют около 400 осколочных пробоин. Самолёт был отремонтирован и вернулся в строй через 2 месяца. Кстати, для Ронен тот вылет был уже третьим за день. В первом вылете он сбил двумя ракетами МиГ-23, а во втором два МиГ-21, пытаясь уйти от его преследования, врезались в гору («Журнал ВВС Израиля», №166, октябрь 1988 г., стр. 16-18; «Крылья войны, крылья мира», стр. 362; «Противоперегрузочный костюм», стр. 289-296; «50 лет превосходства в воздухе», стр. 210).

Словакия:
- 2011 г. - есть на вооружении.

Финляндия:
- 2000 г. - последний МиГ-21 снят с вооружения. На МиГ-21бис использовались ракеты Р-60М. Так же известны случаи применения ракет на самолетах Hawk Mk51.

Хорватия:
- 2011 г. - есть на вооружении.

Чехия:
- 2011 г. - нет на вооружении.

Чехословакия - с 1978 г. (около 100 шт. поставлены только в 1978 г.).;

Югославия:
- 1991 г. - используется на МиГ-29 и т.п.

Так же другие страны куда поставлялась авиационная техника в состав вооружения которой входит Р-60.

Источники:
Авиационная выставка на Ходынке (г.Москва) в августе 1989 года.
Ангельский Р., Коровин В. Отечественные управляемые ракеты "воздух-воздух" // Техника и вооружение. №9 / 2005 г.
Бакурский В., Ильин В., Персидский залив: война в воздухе.// Крылья Родины NN 7, 9 / 1991 г.
Большаков Л., Андрюшков А., Федотов С., МиГ-21: самолет-долгожитель. // Красная звезда. 19.01.1993 г.
Бузанов В.И. КП «ЦКБ «Арсенал» – совершенствование и создание нового оптико- электронного авиационного оборудования. // Авиация и время. Спецвыпуск, 2003 г.
Бутовский П., Самые разрисованные самолеты в Польше. // Крылья Родины N 11 / 1993 г.
Велович А., МиГ-29М - знакомый незнакомец. // Авиация и космонавтика. N 2 / 1993 г.
Воевода С.С., архив, 1992 г.

Военная авиация, том II. // Белорусская ВА. Минск, 2000 г.
Гордон Е., Грозный "Фехтовальщик". // АэроХобби. N 2 / 1994 г.
Гордон Е., Из семейства реактивных. // Крылья Родины N 9 / 1991 г.
Гордон Е., Рождение долгожителя. // Крылья родины. NN 12 / 1992; 1,2,5 / 1993 г.
Гордон Е., "Тяжелые" "МиГи". // Крылья Родины. N 9 / 1992 г.
Гриф М.Л., архив, 1992 г.
Дмитриев А., Перспективы военной авиации. // Независимое военное обозрение. № 22 / 1997 г.
Ильин В., "Английская гончая" с красными звездами. // Крылья родины. N 2-3 / 1993 г.
Ильин В., Су-35 - последняя новость.// Техника и оружие. N 1 / 1995 г.
Иноземцев П.В., архив, 1992 г.
Котлобовский А., Жирохов М. Пылающий Индостан. // Авиация и время. №5 / 2005 г.
Крылья Родины, NN 3,4 / 1988 г.
Левин М., Великолепная семерка. // Крылья родины. N 3 / 1993 г.
Левин М., Новые горбатые. // Крылья родины. N 12 / 1992 г.
Левин М., Пустил и забыл. // Крылья родины. N 1-2 / 1993 г.
Марковский В., Перов К., Ракета находит цель.// Крылья Родины. N 9 / 1995 г.
Мороз В., Су-35: истребитель будущего века. // Красная звезда. 8.09.1992 г.
Мороз С., Сделано в СССР. // Авио. № 5 / 1996 г.
Музей Вооруженных Сил СССР (март 1988 г.)
На Су-35 есть даже электроплита. // Новости разведки и контрразведки. N 9-10 / 1994 г.
Никифоров А., Под крылом самолета. // Аэроплан. N 3 / 1993 г.
Никифоров А., То что надо! // Аэроплан. N 2 / 1993 г.
Никифоров А., Федот, да не тот. // Аэроплан. N 4 / 1993 г.
Проклов В., Су-15 и его предшественники.// Мир авиации. N 2 / 1993 г.
Пстыго И., Испытания. // Крылья родины. N 2 / 1993 г.
Р-60. Сайт http://ru.wikipedia.org, 2012 г.
Ракета в-в Р-60. Сайт http://forums.airforce.ru, 2010-2012 г.г.
Российское ракетное оружие 1943-1993, изд-во "ПИКА", С-Пб, 1993 г.
Советские вооруженные силы, 1988 (г.Томск, SARC)
Соколовский Г., В.Богацкий, В.Кожинов, Авиационная ракета РВВ-АЕ класса "воздух-воздух" средней дальности. // Крылья Родины N 8 / 1993 г.
Стуканов Э., архив., 1991 г.
Су - триплан. // Крылья родины. N 3 / 1994 г.
Техника воздушного флота. N 2 / 1990 г.
Техника и вооружение , N 3 / 1989 г.
Управляемая ракета малой дальности Р-60. Сайт http://rbase.new-factoria.ru, 2012 г.
ЦАГИ. Новости зарубежной науки и техники. Серия: авиационная и ракетная техника. Техническая информация. N 3-4 / 1989.
Чуприн К.В. архив 1992 г.
ATOM (Чехо-Словакия) , N 5 / 1988 г.
Enciclopaedia of modern aircraft armament. (Великобритания), 1988 г.
Flieger Revue (бывшая ГДР), NN 2,3 / 1989 г.
Interavia (Швейцария) NN 9 / 1988, 10 / 1989 г.
Jonic publications, 1988, 1989 г.
Letectvi + Kosmonautika (Чехо-Словакия), N 6 / 1989 г.
Parsch Andreas and Aleksey V. Martynov. Designations of Soviet and Russian Military Aircraft and Missiles© 2005-2008.
R-60 (missile). Сайт http://en.wikipedia.org, 2012 г.
US News & World Report (США), N 18 / 1989 г.
Worlds armament and disarmament, SIPRI Yearbook (Швеция), 1975, 1976, 1977, 1979 , 1981
 
Вверх
Ответить с цитированием