Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 09.04.2013, 23:03 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию «Аякс» гиперзвуковой многоцелевой самолет
ezup
ezup вне форума



Концепция принципиально нового гиперзвукового аппарата была выдвинута в конце 80-х гг. Владимиром Львовичем Фрайштадтом, работающим в Санкт-Петербургском Hаучно-исследовательском предприятии гиперзвуковых систем (НИПГС) холдинговой компании «Ленинец». Он предложил не защищать аппарат, летящей с огромной скоростью, от тепла, а напротив впускать его внутрь для повышения энергоресурса. Согласно концепции «Аякс», гиперзвуковой летательный аппарат (ГЛА) является открытой неизолированной аэротермодинамической системой, в которой на всех этапах атмосферного полета часть кинетической энергии обтекающего ГЛА гиперзвукового воздушного потока ассимилируется бортовыми подсистемами, повышая общий ресурс аппарата и преобразуясь в химическую и электрическую энергии. Это решало глобальный вопрос охлаждения планера и много других проблем.
Первоначально «Аякс» создавался как ответ на американские планы создания гиперзвукового разведчика Aurora, позднее он «конверсируется» в гиперзвуковой самолет глобальной дальности или первую ступень для вывода полезной нагрузки на орбиту.
Гиперзвуковой ЛА использует в качестве топлива углеводороды (керосин или более перспективное топливо - сжиженный метан) и воду. Для утилизации тепла в двойной обшивке «Аякса» размещается термохимический реактор, в который после разгона и аэродинамического нагрева обшивки подают углеводородное топливо. Оно используется как «эндотермическое» топливо - поглощает тепло. Под действием температуры, давления и с помощью катализатора смесь топлива с водой разлагается на олефин и свободный водород. Эта водородосодержащая смесь поступает в магнитоплазмохимический двигатель, представляющий собой МГД генератор, гиперзвуковой ПВРД и находящийся за камерой сгорания МГД ускоритель. МГД генератор, тормозящий поток до оптимальной скорости, выступает в роли компрессора. Заторможенный и предварительно ионизированный поток воздуха поступает в камеру сгорания, куда подается обогащенное водородом топливо (керосин или метан). Истекающие продукты сгорания попадают в сопло, дополнительно разгоняются МГД-ускорителем и, расширяясь, выходят наружу. Для ускорения потока и для ионизации воздуха - создания «холодной плазмы», используется электроэнергия, выработанная МГД генератором. Это позволяет повысить скорость ЛА на 10-30 % и получить еще целый ряд преимуществ. Плазменная воронка вокруг воздухозаборника ГПВРД увеличивает его эффективный диаметр возрастает чуть ли не до сотни метров, плазменные пятна-облака впереди ЛА существенно снижают сопротивление воздуха, а около крыльев - увеличивают их эффективную площадь и регулирует подъёмную силу. К тому же облако плазмы сильно снижает радиолокационную видимость. Для ионизации воздуха возможно и применение лазерного излучения или источника нейтронов.
Таким образом, летящий в атмосфере аппарат сможет преобразовывать кинетическую энергию набегающего воздушного потока в широкий спектр различных видов энергии и использовать бортовой энергетический комплекс мощностью 100 МВт для самых различных задач планетарного характера. На базе концепции «Аякс» в ГНИПГС разработано семейство гиперзвуковых ЛА «Нева» для околоземной или орбитальной транспортировки полезных грузов или пассажиров.
Революционная концепция «Аякса» имеет большой коэффициент новизны, а следовательно технического риска. Только к 1993 году экспертная комиссия из крупнейших ученых вынесла окончательный вердикт: «Концепция «Аякс» и ее основные направления не противоречат данным современной науки». В том же году состоялось заседание научно-технического совета Госкомоборонпрома.
НИПГС во главе с генеральным директором Александром Леонидовичем Курановым активно пропагандирует концепцию и ищет источники финансирования ее реализации. И вот в мае 2001 г. пресс-службы холдинга сообщила, что ОАО «Холдинговая компания «Ленинец»; (Санкт-Петербург) подписало с Китаем соглашение о совместной работе над гиперзвуковым летательным аппаратом (концепция «Аякс»). Проект рассчитан на 10-15 лет. Объем вложений пока не определен, но, по оценкам экспертов, на разработки подобного проекта за границей тратится порядка 70-80 млн. долл. По данным пресс-службы «Ленинца», финансовые документы по проекту стороны планируют подписать в сентябре 2001 г. Соглашение также предусматривает сотрудничество в области разработки радиоэлектронного оборудования для различных видов авиации, спутниковых навигационных систем.

Описание
Конструкция НИПГС ХК «Ленинец»
Обозначение «Аякс»
Тип гиперзвуковой многоцелевой самолет
Геометрические и массовые характеристики
Площадь в плане, кв.м 571
Взлетная масса (максимальная),кг 200000
Снаряженная масса, кг 85000
Масса топлива, кг 105000
Масса ПH, кг 10000
Силовая установка
Двигатели ТРД 4
МПХД 6
Тяга двигателя, кгс ТРД 4х 25000
МПХД 6х14000
Исходный энергоноситель керосин + вода
Топливо водородосодержащая смесь
Летные данные (расчетные)
Максимальная скорость, м/сек (км/ч) 4000 (14400)
Статический потолок, км 36
Максимальное аэродинамическое качество при М=10 5
М=6 5
Практическая дальность (при скорости М=8-10 на высоте 33 км), км 10000
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
«Аякс»


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Ан-72 Многоцелевой транспортный самолет ezup Крылья страны 0 26.11.2018 02:02
Ан-26 Многоцелевой транспортный самолет ezup Крылья страны 0 09.11.2018 01:27
Ан-8 Многоцелевой транспортный самолет ezup Крылья страны 0 01.11.2018 00:37
Гиперзвуковой самолет «Аякс» ezup Россия 0 22.03.2013 11:33
«Аякс» - гиперзвуковой многоцелевой самолет ezup Россия 0 29.07.2011 22:22